Научная статья на тему 'Ставрополье: достижения и проблемы реализации рыночных аграрных реформ'

Ставрополье: достижения и проблемы реализации рыночных аграрных реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ю. И. Асеев, В. В. Зубенко

В статье анализируется процесс реформирования аграрного сектора на Ставрополье за годы рыночных преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STAVROPOL REGION: PROGRESS AND PROBLEMS OF REALIZATION OF AGRARIAN MARKET REFORMS

This article analyses the process of transformation agrarian sector in the Stavropol region during the period of market reorganizations.

Текст научной работы на тему «Ставрополье: достижения и проблемы реализации рыночных аграрных реформ»

[ошмшсш ннуки

СТАВРОПОЛЬЕ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЫНОЧНЫХ АГРАРНЫХ РЕФОРМ

Ю.И. Асеев, В.В. Зубенко

THE STAVROPOL REGION: PROGRESS AND PROBLEMS OF REALIZATION OF AGRARIAN MARKET REFORMS

Aseev U.I., Zubenko V.V.

This article analyses the process of transformation agrarian sector in the Stavropol region during the period of market reorganizations.

В статье анализируется процесс реформирования аграрного сектора на Ставрополье за годы рыночных преобразований.

УДК 316

Аграрные реформы - вечный спутник российской жизни. В наше время им предшествует наличие определенной программы, представляющей собой научно-обоснованную, материально обеспеченную систему мер, направленных на качественное изменение характера и содержание труда, жизни сельского населения, и в первую очередь крестьянства.

Особенно это касается периода рыночных аграрных преобразований. Их становление и развитие требуют коренной ломки общественных отношений. Сегодня рыночная трансформация аграрного сектора продолжает осуществляться в сложных и противоречивых кризисных условиях, связана как с негативными, так и с позитивными последствиями, от которых в первую очередь зависит качество жизни крестьян, вчерашних работников коллективного хозяйства.

Цель нашей статьи заключается в том, чтобы проанализировать и оценить процесс реформирования аграрного сектора на Ставрополье, показать роль объективных условий и субъективного фактора в осуществлении рыночных реформ. Сама жизнь подтверждает, что ни один сколько-нибудь крупный практический вопрос (в нашем случае нацпроект «Развитие АПК») не может быть решен, не будучи осмыслен в научном и теоретическом отношениях.

Начнем с краткого анализа пройденных этапов реформирования аграрной от-

расли. Они идентичны как в крае, так и во всей стране.

Первый этап - с 1991 по 1997 годы - в литературе называется временем всеобщей либерализации, периодом приватизации и становления рыночных отношений. В России была провозглашена приватизация земли и реорганизация совхозов и колхозов с целью создания эффективного сельскохозяйственного производства на основе доминирования частной собственности на землю и личной предприимчивости производителей аграрной продукции.

Справедливости ради надо заметить, что, несмотря на трудности, за эти годы все же была создана многоукладная система хозяйствования. В результате преобразований около 90% сельскохозяйственных угодий теперь находится в различных формах частной собственности. Среди новых форм производства преобладают сельскохозяйственные кооперативы, доля которых составляют более 50% от общего числа аграрных предприятий, хозяйственные организации (закрытые и открытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью) - 31%, прочие, в том числе ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, товарищества на вере, составляют около 19%.

Второй период, который продолжается и по сей день, на наш взгляд, начался в 1998 году после дефолта. Это время научная литература называет периодом нестабильного равновесия. С одной стороны, наметился рост объемов валовой продукции, и это -положительное явление. С другой - продолжалось ухудшение финансового положения отечественного товаропроизводителя. С каждым годом увеличивалась кредиторская задолженность АПК. Проблема массовой финансовой несостоятельности сельскохозяйственных предприятий возникла повсеместно с самого начала рыночных реформ.

Если бы тогда было 3-5% убыточных предприятий, то как-то можно было бы говорить о руководителях, которые не умеют хозяйствовать в новых условиях. А когда в убытке 88% сельскохозяйственных производителей или даже половина, как это было в

2004 году, а тем пачше 35% в 2007 году, есть все основания утверждать, что в агро-сфере все ещё не созданы настоящие экономические правила рыночной игры.

В 90-е годы «наверху» утвердилось мнение, что сельское хозяйство - это черная дыра экономики. Сейчас уже так не говорят, но экономический блок в правительстве продолжает относиться к агросфере подобным образом.

В итоге вокруг села - сплошные монополии. Последние рождают жесткие социально-экономические проблемы. Сегодня цены диктуют монополии. Они почувствовали, что у населения чуть поднялась платежеспособность, и тут же воспользовалось моментом, зная, что цены на продовольствие - беспроигрышная мишень для моментального обогащения. За последние три месяца зерно подорожало на 60%, мука - на 75%, хлеб на 25%. Проблема незаконного обогащения за счет аграриев не нова не только для России, но также и ряда различных рыночных стран. И все же ситуация постепенно меняется в пользу крестьян-товаропроизводителей. Поставлена задача роста отечественной продукции. Теперь цель государства - не допустить больших колебаний на рынке, а для этого надо запустить постоянно действующий механизм интервенции. Если государство до сих пор этого не сделало, возникает вопрос: ему попросту нечего сбрасывать. Вся пшеница уплывает за рубеж. Интерес зерновых компаний понятен - если в мире в 2007 году случилась засуха (в России пострадало лишь несколько регионов), надо успеть «снять сливки». Начиная с 2005 года, из более чем двух миллионов тонн объема интервенционного «лимита» Ставрополье теоретически может рассчитывать в лучшем случае на 500 тысяч тонн зерна, что составляет только восьмую часть урожая пшеницы. В крае на базе полученного урожая зерновых - около 7 млн. тонн в текущем году - по-прежнему в растениеводстве дела идут гораздо лучше, чем в животноводстве. Только за три последних года первое приносило региону от 3х до 4х млрд. рублей прибыли ежегодно, второе -соответственно до 0,5 млн. рублей убытка.

На наш взгляд, положительным итогом осуществления аграрных рыночных реформ на Ставрополье является наличие многоукладной экономики.

Сегодня основу рыночных аграрных отношений составляют три социально-экономических уклада: крестьянско-потре-бительский, крестьянско-фермерско-товар-ный и предпринимательско-товарный. Оценка первого уклада вытекает из теории крестьянского хозяйства, разработанной в свое время в России школой А.В. Чаянова. Она предложила рассматривать хозяйство селянина с позиции особой отрасли - экономики выживания. Основной фигурой кре-стьянско-потребительского уклада является материально, технологически и социально деградирующий производитель. Главная цель, и одновременно результат его экономической деятельности - в основном использовать личное подсобное хозяйство (ЛПХ) для собственного самообеспечения.

В настоящее время в крае в целом идет процесс формирования многочисленной армии мелкотоварных производителей, (0,5 млн. человек), куда входят весь первый и часть второго укладов. Рассматривая ЛПХ как самостоятельный социальный институт, используя сумму определенных признаков, мы убеждены в наличии у него собственного места среди других элементов социально-экономической структуры села, особой роли в организации жизнедеятельности не только сельского населения, но и всей страны. Трудно себе представить, что было бы с обеспечением людей продуктами питания без ЛПХ, когда в условиях кризиса колхозы и совхозы развалились, а объем аграрного производства сократился более чем вдвое. Сегодня крестьяне, благодаря ЛПХ, не только полностью удовлетворяет свои потребности в продуктах питания, но и производит сельхозпродукцию в значительных размерах для рынка. ЛПХ осталось главным средством выживания сельских жителей в условиях функционирования рыночной экономики.

Ведущий субъект крестьянско-фермерско-товарного уклада - сельский производитель, балансирующий между замкнутостью и рынком, дальнейшее разви-

тие которого определяет покупательская способность населения страны и инвестиции в аграрный сектор. Создание фермерского уклада, а их в крае вместе с сельхозкооперативами насчитывается около 30 тысяч, составляет одну из заслуг земельной реформы на Ставрополье.

Накопленный материал позволяет нам всесторонне проанализировать проблему фермерского движения в регионе и выделить ведущие тенденции его развития. На наш взгляд, первый период (90-е годы) характеризуется тем, что фермерству тогда уделялось недостаточное внимание органами власти: редко принимались программы, отсутствовала система серьезной господдержки, а та налоговая политика, которая существовала, была практически агрессивна по отношению к деловым людям села. Роль фермерского сектора в продовольственных ресурсах края оставалась незначительной. В 90-е годы доля произведенной продукции увеличилась с 0,8% до 3-4%. Животноводством фермеры Ставрополья тогда занимались слабо, что является следствием ряда объективных и субъективных причин. В последнее время на базе КФХ в регионе создано 175 межфермерских объединений и сельскохозяйственных кооперативов. Концентрация производства, объединение фермеров в крупные коллективы формирует тенденцию укрепления финансово-экономического состояния частного сектора. Достаточно отметить, что последние три года фермеры намолачивали в среднем от 800 тысяч тонн до более чем одного миллиона тонн зерна ежегодно.

Второй период в развитии фермерства на Ставрополье (начало XXI в.), характеризуется не столько количественным ростом хозяйств, сколько серьезными качественными достижениями фермеров в области животноводства. Благодаря претворению в жизнь национального проекта «Развитие АПК», а также целевой программы «Развитие КФХ в Ставропольском крае на 20042006 годы», и результат не замедлил сказаться: наметилась тенденция роста поголовья скота в КФХ, численности хозяйств, занимающихся животноводством.

Сегодня наблюдается значительный рост производства продукции в исследуемом секторе, а его доля в общем объеме сельскохозяйственного производства увеличилась с 4 до 12%.

С начала реализации национального проекта Президента РФ в области сельского хозяйства активно развивается предприни-мательско-товарный уклад аграрной экономики. Его главные фигуры - крупный успешный фермер, субъекты рентабельных хозяйств капиталистического типа. В наше время налицо интенсивное проникновение крупного капитала в деревню, в сельское хозяйство России. В ЮФО этим занимается 10-15 компаний разного уровня («ОГО», «ЮКОС», фирма «Интеррос» и т.д.). Помимо переработчиков, на селе появились инвесторы, у которых есть деньги. Их приход в сельское хозяйство свидетельствует о реальном оздоровлении рыночных аграрных отношений. Агрохолдинги и агрофирмы гораздо более уверенно, чем другие сельхозпроизводители, чувствуют себя на рынке.

По экспертным оценкам, в Ставропольском крае сейчас не менее 50% сельхоз-земель контролируется агрохолдингами. Здесь крупным инвестором является известное предприятие ООО «Агрофирма «Золотая Нива», входящая в группу компаний «Агри-ко». Она финансирует реконструкцию непродуктивных ферм под свиноводческий комплекс с законченным производственным циклом на 80 тысяч голов животных в поселке Штурм Красногвардейского района. Его проектная мощность по производству мяса в живом весе - 8000 тонн в год. Для содержания животных установлено новое современное оборудование американского и израильского производства, вентиляция, отопление. Предусмотрены высокоэффективные системы кормления, удаления и хранения навоза с применением современных инженерных решений. Для обеспечения свинопоголовья кормами на территории комплекса ведется строительство комбикормового завода мощностью 10 тонн кормов в час. Первая очередь комплекса вошла в строй в сентябре 2006 года. Ежегодный доход от реализации продукции комплекса со-

ставит 300 миллионов рублей. Совсем скоро агрофирма приступит к строительству второй очереди свиноводческого комплекса, рассчитанного на 320 тысяч голов. В Красногвардейском районе появится и мясоперерабатывающий завод, его высококачественная продукция будет востребована не только жителями края, но и другими регионами страны.

В селе Предградном данного района на основе компьютерной технологии запущена первая очередь проекта орошения овощных и кормовых культур.

Однако полтысячи гектаров для агрофирмы «Золотая нива», оказывается, не предел. В ближайшей перспективе - а именно до 2008 года - планируется довести эту цифру уже до двух тысяч гектаров. И, безусловно, такие серьезные изменения должны повлечь за собой дальнейшее развитие производственного потенциала агрофирмы. Так, «Золотая нива» уже начала строительство складских помещений для первичной обработки и временного хранения овощей.

Все это является доказательством тому, что концентрация собственности в руках успешных фермеров и инвесторов агрохол-дингов может стать основой устойчивого эффективного развития рыночных аграрных отношений. К сожалению, на этом пути обнаружены серьезные проблемы. В их числе - глобализация как характерное явление нынешнего времени. В Россию, в том числе и на Ставрополье, помимо положительного, она принесла социальное расслоение, разрегулированный рынок рабочей силы, ухудшение условий труда и жизни, изолированность сельских тружеников друг от друга, затухание чувства солидарности между ними, хроническую безработицу, нищету. Подавляющее число малоимущих на Ставрополье - это те, кто работает на сельхозпредприятиях, многие из которых все еще влачат жалкое существование, особенно в восточных районах.

Почему страшна бедность, особенно сельская? Село, на наш взгляд, всегда больше, чем город, являлось питательной средой и «поставщиком» чистых помыслов и нравственности в обществе. Очевидно, генотип

нации базируется на генотипе села, и если российская глубинка будет по-прежнему оставаться на обочине экономической и интеллектуальной жизни, то будет не только разрушен генотип сельского населения, но и всей страны. Более того, перестанет работать основной источник народосбережения России - крестьянство как труженик и собственник.

Для бедности характерна воспроиз-водстводимость процесса, то есть мы попадаем в заколдованный круг: в бедных семьях вырастают нездоровые дети, поскольку потребление продуктов питания намного ниже того, что необходимо по медицинским нормам. Сельские ребята из бедных и малоимущих семей имеют меньше возможностей для получения качественного образования. Далее, они не могут найти себе достойную работу, и бедность передается в следующее поколение. То есть бедность воспроизводит бедность - именно это должны понять руководители аграрных регионов нашей страны, особенно в отношении крестьянства.

Согласно научной теории, если растет объем валовой продукции, значит, увеличивается производительность труда. В таком случае должна расти и его оплата. Ничего подобного на селе не происходит. Даже в 2007 году, несмотря на засуху, труженики Ставрополья получили богатый урожай, а среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве составляет 3457 руб., что ниже, чем в образовании (5475 рублей), в области предоставления услуг (5939 рублей), не говоря уже о зарплате работников транспорта, строительства, обрабатывающей промышленности. Сохраняющиеся и доныне соотношения зарплаты работников аграрной сферы и других отраслей не имеют аналогов в странах с развитой экономикой. Это и есть причина бедности жителей села. Бедность в быту - это одно. Но есть и другая бедность, которая не позволяет работнику на земле приобретать средства производства, создавать оборотные и основные фонды. Главная причина - низкая доходность товаропроизводителя из-за диспаритета цен.

Снижение занятости на селе сопровождается резким падением уровня жизни ос-

новной массы населения, превышением допустимых границ социального неравенства и критической массы бедности. В 2007 году, по данным Председателя Совета Федерации С.Миронова, 50 млн. россиян живут в бедности. А ведь 80% и выше российской бедности - это бедность сельского населения. Процесс сокращения уровня бедности идет крайне медленно. Причем по сравнению с городом разрыв в денежных доходах постоянно увеличивается. Особую тревогу вызывает экономическая бедность, когда работоспособные люди не обеспечивают себе приемлемый уровень жизни. Иными словами, занятость не может застраховать сельского труженика от бедности. Так, несмотря на рост, номинальная заработная плата в сельском хозяйстве, по-прежнему, в два раза ниже, чем среди работников других отраслей отечественной экономики.

В политике занятости на селе также наблюдается серьезный отход от провозглашенных базовых принципов построения социально ориентированной рыночной экономики. Рынок труда здесь по-прежнему остается сильно деформированным и фактически не выполняет ни одной из своих функций. Общая безработица в значительной части регионов на протяжении ряда лет превышает критический показатель. К примеру, в 17 сельских районах Ставропольского края уровень регистрируемой безработицы по итогам 2006 года превышал среднекраевой показатель.

Так, в Арзгирском районе на 3732 обратившихся в органы занятости имелось 2125 вакансий, в Андроповском - на 2374 обратившихся - 894 рабочих места, в Гра-чевском - на 4969 граждан - 998 вакансий, в Курском районе на 5109 граждан - только 1194 вакансии.

Основные причины безработицы - это и недостаточное количество создаваемых рабочих мест, и низкая заработная плата имеющихся работ, несоответствие банка вакансий профессионально-квалификационному составу безработных.

Все эти проблемы, вместе взятые, вызваны на наш взгляд, действиями субъективного фактора - национальной государст-

венной агропродовольственной политики. В дальнейшем положительные итоги аграрной реформы всецело будут зависеть от качества правового поля агропродовольственной политики, которая никогда не должна выходить за рамки этого поля. Речь в данном случае идет о необходимости формирования правовой агропродовольственной политики, как научно обоснованной и последовательной деятельности государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, направленного на достижение стратегических и тактических целей по укреплению рыночной аграрной экономики. Отсюда правовая агропродовольственная политика понимается нами как комплекс идей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права. В противном случае она несет и дальше будет нести в себе элементы субъективизма, головотяпства, прожектерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аграрная политика России: перспективы ее реформирования. Рук. проекта Е.Серова. -М, 2004.

2. Асеев Ю.И. Аграрная социология. - Ставрополь: изд-во «АГРУС», 2004.

3. Астанкова Е.Н., Борцова Н.Ю. Потенциал социальной структуры села. - Ставрополь, 2004.

4. Астанкова Е. Н. Социально-трудовой потенциал агросферы. - Ставрополь, 2005.

5. Конкуренция на российских рынках: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Ставрополь, 28-29 IX 2006г.) - Ставрополь: изд-во «АГРУС», 2006.

6. Львов Д. Основы экономики и организации бизнеса. - М., 1992.

7. Молодые голоса в науке об обществе. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции «Современные проблемы модернизации подготовки экономистов в условиях глобализации». - Ставрополь: изд-во «АГРУС», 2006.

8. Экономика Ставропольского края за I квартал 2007 года // Ставропольская правда, 2007, 29 мая.

9. Кому выгодно подорожание продуктов? // Аргументы и факты. - 2007. - №32. Деловая среда.

10. Кто нас накормит? //Аргументы и факты. - № 33. - 2007. Деловая среда.

Об авторах

Асеев Юрий Иванович, доктор социологических наук профессор СтГАУ.

Зубенко Виктор Викторович, преподаватель

правовых дисциплин Ставропольского филиала

Краснодарского университета МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.