Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СТАВРОПОЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ КАК ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ'

РАЗВИТИЕ СТАВРОПОЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ КАК ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / СТАВРОПОЛЬСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ТУРИЗМ / СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЧАСТИ ДЕСТИНАЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Калмыкова В.В.

В статье рассмотрены основные проблемы и возможности развития Ставропольской агломерации как туристской дестинации. Дано современное понятие туристской дестинации с использованием наработок в научной и практической литературе. Выявлены наличие и взаимосвязь основополагающих элементов для развития рассматриваемой территории как дестинации. Обозначены основные цели и задачи, необходимые для развития Ставропольской агломерации как туристской дестинации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СТАВРОПОЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ КАК ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ»

УДК 379.85

В.В. Калмыкова

РАЗВИТИЕ СТАВРОПОЛЬСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ КАК ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

В статье рассмотрены основные проблемы и возможности развития Ставропольской агломерации как туристской дестинации. Дано современное понятие туристской дестинации с использованием наработок в научной и практической литературе. Выявлены наличие и взаимосвязь основополагающих элементов для развития рассматриваемой территории как дестинации. Обозначены основные цели и задачи, необходимые для развития Ставропольской агломерации как туристской дестинации.

Ключевые слова: туристическая дестинация, Ставропольская агломерация, туризм, составляющие части дестинации.

Цель данной статьи состоит в оценке возможности формирования Ставропольской агломерации как туристской дестинации, в состав которой входят: (городские округа) Ставрополь, Невинномысск; города (городские поселения) Изобильный, Михайловск; поселки (городские поселения) Рыздвяный, Солнечнодольск; Шпаковский, Изобильненский, Кочубеевский, Труновский, Грачевский муниципальные районы [13].

Современная туристическая отрасль организована так, что ключевым элементом системы туризма становится туристская дестинация. Слово дестинация в переводе с английского языка (destination) означает место назначения или цель поездки [20]. Поэтому с точки зрения фразеологии появление термина «туристская дестинация» стало закономерным. В настоящее время эта дефиниция является достаточно часто употребляемой в современной зарубежной литературе, посвященной исследованиям в сфере туризма. В последнее время российские специалисты также часто используют её в своих исследованиях как элемент понятийного аппарата. Это вызвано принятием приемлемого для нашей экономики зарубежного опыта организации управления сложной социо-эколого-экономической системой, которой является туризм.

В научной и практической литературе, касающейся сферы туризма, нет единого подхода к определению сущности дестинации как экономического явления, что обусловливает возникающие в связи с этим различия в обосновании ее функций, составляющих элементов и назначения в современной экономической системе. Такое положение сохраняется, несмотря на то, что проблемами определения дестинации как ключевой детерминанты современной сферы туризма занимались И. Балабанов [2], В. Боголюбов [4], Д. Гильберт, С. Ванхилл, А. Коль, Н. Купер [9], Н. Лейпер, Е. Макарычева, М. Морозов, С. Николаев, Т. Румянцева [14], Т. Ткаченко [19], Д. Флетчер и др. [9].

За время своего существования понятие «туристская дестинация» активно развивалось, благодаря усилиями многих исследователей, и имеется большое количество его толкований. Впервые туристская дестинация, как определяющий компонент системы туризма, была рассмотрена датским ученым Н. Лей-пером в 1979 г. и идентифицировалась им как «определенная географическая территория, привлекательная для путешественников» [6]. Современный Оксфордский словарь толкует это понятие как «страны, регионы, города и другие территории, которые привлекают туристов, являются главными местами локализации туристской деятельности, потоков туристов и их расходов» [20]. Мы же придерживаемся понятия данного Боголюбым В.С. «туристская дестинация - это доминирующий элемент системы». Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, сферой обслуживания и услугами для удовлетворения потребностей туристов. Иными словами, туристская дестинации является основной составляющей туризма [4].

Проблеме изучения теоретических и методологических основ рекреационной деятельности в экономико-географических исследованиях уделяется достаточно большое внимание. Вопросом развития рекреационных территорий занимались такие ученные как: В.И. Азар [1], B.C. Белозеров [3], Ю.В. Веденин [5], Г.С. Гужин [7], Е.А. Котляров [8], Н.С. Мироненко [10], В.В. Савельева [15], Твердохлебов [10], В.А. Шальнев [21], и др. ученые, которые создали базу для дальнейших, более конкретных исследований. Однако, несмотря на многообразие подходов развития рекреационного комплекса Ставропольского края,

© Калмыкова В.В., 2016.

территорию Ставропольской агломерации авторы не позиционировали как единую туристическую дес-тинацию.

В настоящее время большой процент городского населения не имеет возможности выделить большое количество времени или бюджета на отдых. В связи с этим, необходимо продвижение туризма «выходного дня» вокруг территории города Ставрополя (Ставропольской агломерации).

Согласно Стратегии развития рекреационно-туристического комплекса Ставропольского края, по совокупности факторов край занимает 4-е место по туристскому потенциалу среди других регионов Российской Федерации - климатические ресурсы, земельные ресурсы, рельеф, флора, фауна, бальнеологические ресурсы.

Среди уникальных туристских ресурсов, расположенных на рассматриваемой территории:

- значительные запасы термальных источников и грязей;

- разнообразные природные ландшафты;

- множество памятников культуры, истории, археологии (8 древних городищ), природы (более 50 единиц);

- благоприятные климатические условия;

- богатая флора и фауна; Ставропольский край занимает лидирующую позицию среди регионов Российской Федерации по разнообразию и количеству видов растений;

- наличие хороших водных ресурсов (16 рек, озеро Вшивое, Егорлыкское, Сенгилеевское и водохранилища (Шпаковский район), Новотроицкое водохранилище (Изобильненский район), термальные источники в с. Казьминском и х. Беловском (Кочубеевский район)) [17].

Отличительной особенностью туристской дестинации является не только территориальный признак, наличие природных и бальнеологических ресурсов, а сами туристские услуги, которые в свою очередь являются одним из мощнейших системообразующих факторов её развития, которыми, на наш взгляд, обладает Ставропольская агломерация. Детализировано, составляющие элементы Ставропольской дестинации представлены в таблице 1 [19].

Таблица 1

Система составляющих частей дестинации

Наименование составляющей части Сущность составляющей части Характеристика Ставропольской агломерации

Аттрактивность Природные, культурно-исторические, архитектурные и другие туристские ресурсы, привлекающие туристов, побуждающие к осуществлению путешествия Рекреационно-туристский потенциал Ставропольской агломерации значителен. Природные ресурсы являются предпосылкой для развития экологического туризма и туризма выходного дня. Агломерация обладает значительным природно-экологическим (наличие термальных источников, природных ресурсов) и историко-культурным потенциалом.

Транспортно-временная доступность Наличие в дестинации налаженных транспортных и коммуникационных связей как внешних, так и внутренних На рассматриваемой территории имеются все необходимые для развития туризма транспортные и коммуникационные связи. Вся территория агломерации в административных границах полностью попадает в зону 1,5 - 2-х часовой транспортной доступности от регионального центра. Транспортная система Ставропольской агломерации -важнейшая составная часть региональной транспортной системы Ставропольского края и одна из крупнейших на Северном Кавказе. В её основе - транспортный каркас автомобильных и железных дорог, а также города - важнейшие транспортные узлы (Ставрополь, Невинномысск, Изобильный, Михайловск). Автомобильные дороги федерального значения: М-29 «Кавказ»; А-154 «Астрахань -Элиста - Ставрополь». Автомобильные дороги регионального значения: Р-262 Ставрополь - Прохладный - Край-новка; Р-269 Батайск - Ставрополь.

Окончание таблицы 2

Наименование составляющей части Сущность составляющей части Характеристика Ставропольской агломерации

Система обслуживания туристов Совокупность предприятий, предлагающих качественные туристские услуги и товары. Наличие посредников и вспомогательных служб -рекламные агентства, маркетинговые компании, банки, теле - и радиокоммуникации, почтовые объекты, больницы Инфраструктура развита слабо. На территориях баз отдыха имеются предприятия общественного питания, места размещения туристов, но не в достаточном количестве. На территории Ставропольской дестинации имеется большое количество туристических фирм, рекламных агентств и.т.д, но нет готового турпродукта, который можно было бы продвигать. Имеются высококвалифицированные кадры с высоким уровнем подготовки. В местах отдыха отсутствуют сувенирные лавки. Необходима организация тематических туров, необходимо разрабатывать анимационные сопровождения и программы (например, возможность «подавить» виноград, устроить сельское гуляние на пасеке с дегустацией меда и пр.)

Организация туристической деятельности Организация туристической деятельности согласно цели их путешествий (отдых, рекреация, деловой туризм, конференции и др.) Туристическая деятельность в пределах рассматриваемой территории развита слабо, несмотря на большой спрос. В связи с наличием большого количества молодежи (студентов) в перспективе, есть все предпосылки для развития не только туризма «выходного дня», но также и студенческого туризма

Наличие готового туристического продукта Предложение сформированного и готового к продаже туристического продукта в соответствии со спросом туристов Готовый туристический продукт на рассматриваемой территории отсутствует. Между тем, с каждым годом все больше растет спрос на тур выходного дня, детско-семейного отдыха. Отсутствуют программы развития туризма.

Такие элементы туристской дестинации, как «алрактивность», «транспортно -временная доступность», «комфорт», «система обслуживания туристов» не являются специфичными для туристской деятельности, хотя и делают ее более эффективной, но отсутствие туристской деятельности в местах их расположения не поставит под угрозу их функционирование.

Такие элементы, как «организация туристической деятельности» и «наличие подготовленного туристского продукта» относят к такому уровню туристской инфраструктуры, который представляет собой комплекс предприятий, деятельность которых главным образом ориентирована на создание и удовлетворение туристского спроса - это туроператоры и агенты, производители отдельных туристских услуг (например, экскурсионные бюро и любители) [2]. Именно эти элементы являются специфическими для туристской деятельности. Они превращают любую географическую территорию с развитой экономической системой в туристскую дестинацию.

Несмотря на то, что туристский потенциал рассматриваемой территории до конца не реализован вследствие низкого уровня благосостояния населения, несоответствия качества регионального туристского продукта при его высокой стоимости, неразвитости инфраструктуры туризма, несовершенства механизмов государственного регулирования и стимулирования развития туризма, Ставропольская агломерация имеет все предпосылки для формирования ее как туристской дестинации.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, развитие Ставропольской дестинации может быть полноценным только в том случае, если в ней гармонично сочетаются как экономические, так и социальные составляющие.

Туристская дестинация рассматривается как взаимосвязь таких элементов, как аттрактивность, транспортно-временная доступность, система обслуживания туристов (посредники и вспомогательные службы), организация туристической деятельности, наличие готового туристического продукта. Первые из них к настоящему времени уже сформированы, однако, организация туристической деятельности, наличие готового туристического продукта развиты неполноценно, что в свою очередь, тормозит формирование Ставропольской дестинации.

Для полноценного формирования Ставропольской дестинации необходимо совершенствовать механизмы краевого регулирования и стимулировать развитие туризма, развивать инфраструктуру в местах отдыха туристов, создать готовый туристический продукт согласно спросу туристов.

Библиографический список:

1.Азар, В.И. Экономика туристского рынка/ В.И. Азар, С.Ю. Туманов. - М.: ИПК госслужбы, 1998.

2.Балабанов И. Т. Экономика туризма / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2003. -

176 с.

3.Белозеров, B.C. Формирование системы городов курортного региона. Экология народонаселение - расселение: теория и политика. JL: 1989, - 122 с.

4.Боголюбов В. С. Экономика туризма / В. С. Боголюбов, В. П. Орловская. - М.: Академия, 2005. - 192 с.

5.Веденин, Ю.А. Культурно ландшафтное районирование России-ориентир культурной политики /Ориентиры культурной политики - 1997. - вып. №2. - с 3 - 99.

6.Головчан А. И. Теоретико-методологические подходы к определению сущности туристических дестинаций и управления ими [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.nbuv.gov.ua/2009_27/24.pdf

7.Гужин, Г.С., Воскобойников С.В. Города курорты. Проблема совершенствования функциональной структуры / Основные проблемы географии Центрального Кавказа. Сборник научных трудов. Орджоникидзе, 1989.

8.Котляров, Е.А География отдыха и туризма. Формирование и развитие территориальных и рекреационных комплексов / Е.А. Котляров. М.:1978. - 238 с.

9.Купер К. Экономика туризма: теория и практика. - Т. 1 / К. Купер, Д. Флетчер, Д. Гильберт, С. Ванхилл, Е. Богданов. - СПб.: Омега, 1998. -200 с.

10.Мироненко, Н.С. Рекреационная география./ Н.С. Мироненко, И.Т., Твердохлебов М.: Издательство Московского Университета, 1981. - 207с.

11.Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме / М. А. Морозов. - М.: Изд. «Академия», 2007. - 288 с.

12.Николаев С. С. Стратегия формирования единого туристского пространства / С. С. Николаев: автореф. дис.... канд. экон. наук / СПбГУЭФ. - СПб., 2000. - 20 с.

13.Проект планировочной организации территории Ставропольской агломерации в составе городов Ставрополя, Невинномысска и тяготеющих к ним населенных пунктов, сопредельных Шпаковского, Изобильненского и Кочубеевского районов, Пенза, 2012 г.

14.Румянцева Т. В. Перспективы развития дестинаций культурного туризма: Препринт / Т. В. Румянцева. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003. - 16 с.

15.Савельева, В.В Рекреационные ресурсы Ставропольского края: Ставрополь: Издательство СГУ, 2004, -

71с.

16.Схема территориального планирования Ставропольского края «Гипрогор», Москва 2006 г.

17.Стратегия развития рекреационно-туристского комплекса Ставропольского края до 2020 года г. Ставрополь, 2009 г.

18.Стратегия социально-экономического развития города Ставрополя до 2020 года г. Ставрополь, 2011 г.

19.Ткаченко Т.И. Устойчивое развитие туризма: теория, методология, реалии бизнеса: монография / Т. И. Ткаченко. - 2-е изд., испр. и доп. - К.: Киев. нац. торг.-экон. ун-т, 2009. - 463 с.)

20.Чубук В. И. и др. Энциклопедический словарь-справочник по туризму / У. И. Чубук и др. / Предисловие В. М. Литвина. - Л.: Издательский Дом «Слово», 2006. - С. 56, 58, 84.

21.Шальнев, В.А., Савельева, В.В. Перспективы развития отдыха на Северном Кавказе. // Рекреационные ресурсы. 4.2. изд. РГУ Ростов, 1982

КАЛМЫКОВА ВИОЛЕТТА ВИКТОРОВНА - магистрант института математики и естественных наук, Северо-Кавказский федеральный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.