Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ И НОРМИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ И НОРМИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
391
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стандартизация / пожарная безопасность / стандарты / пожар / государственное управление / нормирование / технический регламент / Федеральный закон / standardization / fire safety / standards / fire / public administration / rationing / technical regulations / federal law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Етумян Артур Саркисович, Новикова Алевтина Васильевна, Григорьева Елена Михайловна, Сафонова-Шишкова Нина Валериевна

В данной статье составлено краткое описание действующей системы государственного управления в области пожарной безопасности. Перечислены основные нормативные правовые акты этой системы, наиболее важные их положения, особенности применения и взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Етумян Артур Саркисович, Новикова Алевтина Васильевна, Григорьева Елена Михайловна, Сафонова-Шишкова Нина Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF FIRE SAFETY STANDARDIZATION AND REGULATION IN THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM

This article contains a brief description of the current system of state administration in the field of fire safety. There are listed the main normative legal acts and their most important provisions, as well as features of application and interaction.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ И НОРМИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

DOI: 10.37657/vniipo.avpb.2021.46.21.005 УДК 614.84:006.44

А.С. ЕТУМЯН, нач. НИЦ; А.В. НОВИКОВА, ст. науч. сотр.; Е.М. ГРИГОРЬЕВА, ст. науч. сотр.; Н.В. САФОНОВА-ШИШКОВА, ст. науч. сотр. (ФГБУ ВНИИПО МЧС России)

РАЗВИТИЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ И НОРМИРОВАНИЯ

В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В данной статье составлено краткое описание действующей системы государственного управления в области пожарной безопасности. Перечислены основные нормативные правовые акты этой системы, наиболее важные их положения, особенности применения и взаимодействия.

Ключевые слова: стандартизация, пожарная безопасность, стандарты, пожар, государственное управление, нормирование, технический регламент, Федеральный закон

Развитие стандартизации и нормирования в области пожарной безопасности в системе государственного управления происходило в течение многих веков.

Безусловно, все этапы развития этой системы в каждом историческом периоде были направлены на борьбу с пожарами и их последствиями. При преимущественно деревянной застройке русских городов вплоть до ХХ века пожары имели катастрофические последствия, связанные с гибелью людей, домашних животных, разрушением жилых домов, ремесленных мастерских, фабрик, заводов и прочих объектов социальной инфраструктуры городов и сел. Поэтому большое значение на самых ранних этапах развития системы уделялось профилактическим мероприятиям и противопожарной пропаганде. Появились и меры наказания за те или иные нарушения устанавливаемых государством правил в области защиты от пожаров.

Тем не менее относительно стройная и логичная система государственного управления в области пожарной безопасности в нашей стране сложилась уже в советский период. Рассматривая эту систему через призму нормирования и стандартизации требований пожарной безопасности к зданиям и сооружениям различного назначения, следует упомянуть такие документы как ОСТ 90015-39 «Общесоюзные противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий», пришедшие им на смену в 1953 году НСП 102-51 «Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест», утвержденные Госстроем СССР и распространявшие свое действие на проектирование и строительство вновь возводимых или реконструируемых промышленных предприятий и населенных мест, отдельных зданий и сооружений производственного и вспомогательного назначения, жилых и общественных зданий.

Дальнейшее развитие противопожарного нормирования и разработка документов, регламентирующих требования пожарной безопасности к тем или иным объектам экономики, продукции, режимным и организационно-техническим мероприятиям, осуществлялась совместно Госстроем СССР, ВНИИПО МВД СССР, ГУПО МВД СССР, другими министерствами и ведомствами страны.

ISSN 2686-8075 2021 № 4 (10)

Следующими реперными точками развития системы государственного управления в области пожарной безопасности, нормировании и стандартизации требований в этой области можно считать разработку и принятие таких стандартов, строительных норм и правил, как:

- ГОСТ 12.1.004-76 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования»;

- ГОСТ 12.2.037-78 «Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Требования безопасности»;

- ГОСТ 12.1.033-81 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения»;

- ГОСТ 12.4.009-83 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание»;

- СНиП 2.04.09-84 «Пожарная автоматика зданий и сооружений»;

- ГОСТ 12.1.004-85 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования»;

- СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»;

- ГОСТ 12.3.046-91 «Система стандартов безопасности труда. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования».

Советский же период развития стандартизации и нормирования в области пожарной безопасности фактически завершился принятием во многом революционного ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования». В этом межгосударственном стандарте были внедрены такие расчетные методы, как: метод определения уровня обеспечения пожарной безопасности людей, метод определения вероятности возникновения пожара (взрыва) на пожароопасном объекте, метод оценки экономической эффективности систем пожарной безопасности, метод определения вероятности возникновения пожара от (в) электрических изделий и др.

Ряд из вышеперечисленных документов, в том числе ГОСТ 12.1.004-91, действуют до сих пор, как на территории Российской Федерации, так и в странах Содружества Независимых Государств (СНГ), работающих в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС).

По-настоящему знаковым событием, уже после распада СССР, стало принятие Федерального закона «О пожарной безопасности» [1].

Данный Федеральный закон впервые за всю историю становления и развития системы государственного управления в области пожарной безопасности установил общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, определил порядок взаимоотношений в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

ФЗ № 69 [1] на законодательном уровне установил такие основные понятия как: пожарная безопасность, пожар, требования пожарной безопасности, противопожарный режим, пожарно-техническая продукция и ряд других.

Одним из наиболее важных положений [1 ] следует считать введение понятия «система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами». Законом были

установлены основные элементы системы обеспечения пожарной безопасности (далее - СОПБ) и ее основные функции. Отдельная глава посвящена пожарной охране и ее видам. Наиболее же значимыми положениями закона, с точки зрения государственного управления, следует считать главу, регламентирующую полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Отдельного внимания заслуживают ст. 20 и 21 главы IV «Обеспечение пожарной безопасности» [1]. Безусловно, за более чем четверть века действия закона в него внесено множество изменений и дополнений. В силу трансформации экономической и политической моделей системы государственного управления отдельные положения из закона исключались. Но базис, основанный на том, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности, остается практически неизменным.

За время действия Федерального закона [1] были исключены и те положения, по которым на высшем государственном уровне были приняты соответствующие нормативные правовые акты. В качестве примеров можно привести ст. 32 «Лицензирование» и ст. 33 «Сертификация».

Следует отметить, что начиная с 2004 года непосредственное осуществление функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области обеспечения пожарной безопасности было закреплено в Положении о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденном указом Президента Российской Федерации № 868 [2]. Реализуя свои полномочия, МЧС России разрабатываются и представляются Президенту Российской Федерации и (или) в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, иных нормативных правовых актов, утверждаются ведомственные правовые акты в пределах своей компетенции.

Тем не менее еще ранее в 2002 году был принят Федеральный закон «О техническом регулировании» [3], кардинально изменивший систему государственного управления в области обеспечения безопасности.

Исходя из определений, данных в этом документе, техническое регулирование подразумевает под собой «правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проекти -рования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия».

Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Прези-

дента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Согласно действующей редакции [3] к основным принципам технического регулирования относятся:

применение единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей, в том числе потребителей;

единая система и правила аккредитации;

единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимость совмещения одним органом полномочий по государственному контролю (надзору), за исключением осуществления федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью аккредитованных лиц, с полномочиями по аккредитации или подтверждению соответствия;

недопустимость совмещения одним органом полномочий по аккредитации и подтверждению соответствия;

недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля надзора) за соблюдением требований технических регламентов;

недопустимость одновременного возложения одних и тех же полномочий на два и более органа государственного контроля (надзора).

В соответствии с положениями ст. 7 [3] технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; радиационную безопасность населения; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений; другие виды безопасности в целях, соответствующих п. 1 ст. 6 данного Федерального закона.

Целями же принятия технических регламентов согласно положениям ч. 1 ст. 6 [3] являются: защита жизни или здоровья граждан, имущества физических

или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечение энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Многие положения данного закона [3] явились для системы государственного управления в Российской Федерации инновационными.

Это в полной мере относится как к принципам технического регулирования, так и к идеологии о добровольности применения документов по стандартизации, что обеспечивает соблюдение того или иного технического регламента. Данное концептуальное требование в законе [3] сформулировано неоднократно, в частности, в следующем виде: «Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер».

Не менее примечательным в Федеральном законе [3] является положение о применении на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, что является достаточным условием соблюдения их обязательных требований. При этом неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. И в этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

С точки зрения исследуемой области, и в частности роли технических комитетов по стандартизации в системе государственного управления в области пожарной безопасности, одним из наиболее примечательных положений Федерального закона [3] в его изначальной редакции следует считать положения ст. 9 и 16, а именно: «разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо», «разработчиком национального стандарта может быть любое лицо» соответственно. При этом необходимо отметить, что ст. 9 сохранилась до настоящего времени без изменений. На практике же разработчиками проектов технических регламентов являются исключительно заинтересованные органы власти, что фактически сохраняет преемственность традициям государственного регулирования тех или иных областей нормативного правового регулирования сферы безопасности.

Но в сфере стандартизации, которая согласно Федеральному закону [3] стала базироваться на принципах добровольности применения стандартов, возможности разработки стандартов иными лицами, «негосударственными органами», действительно реализовались по многим направлениям производства и обращения продукции, выполнения работ и оказания услуг в различных отраслях экономики страны.

Далее следует вернуться к исследуемой области обеспечения пожарной безопасности. В рамках вышеупомянутых полномочий МЧС России и в соответствии с положениями Федерального закона [3] был принят Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [4], а также ряд

необходимых для его применения подзаконных актов Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов и документов по стандартизации добровольного применения - сводов правил и стандартов.

Для СОПБ, в ее понимании согласно положениям Федерального закона [1], данный нормативный правовой акт стал таким же революционным, как и ранее ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования», да и сам Федеральный закон [1]. В одном техническом регламенте разработчиками сконцентрированы все минимально необходимые обязательные требования пожарной безопасности. Несомненно, документ имел и имеет под собой техническую базу. Это и СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», разработанный совместно «строительным» и «пожарным» сообществами специалистов научно-исследовательских и образовательных организаций, и ряд других нормативных технических документов.

Федеральный закон [4] выстроен по четкому принципу, разбит на разделы, включающие главы, а главы уже в свою очередь на статьи. Не останавливаясь на постатейном комментировании закона, необходимо отметить, что первые семь его статей (с учетом ст. 6.1) относятся к общим - базовым положениям.

Так, ст. 1 [4] устанавливает цели и сферу применения технического регламента в соответствии и основываясь на положениях закона [3]. В ст. 2 приводятся основные понятия, необходимые для применения и исполнения его положений и требований. Ст. 3 определяет правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности. Ст. 4 описывает, что представляет из себя техническое регулирование в области пожарной безопасности.

Примечательны ст. 5 и 6 [4]. В ст. 5 появляется иное, отличное от положений [1], понятие «системы обеспечения пожарной безопасности», которое основано на положениях ГОСТ 12.1.004-91. Здесь указано главное - «каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности». Далее описаны цели создания системы, какие системы (подсистемы) она в себя включает и что в обязательном порядке должна содержать.

По нашему мнению, основой закона [4] является его ст. 6. Собственно, в этой статье приведены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. В данной статье заложен принцип, на наш взгляд, условной добровольности нормативных документов по пожарной безопасности, при возможности обоснования невыполнения их требований (или все же отдельных требований) путем проведения соответствующих расчетных обоснований величины пожарного риска. Допустимые значения этих величин установлены далее в «теле» регламента ст. 79 - для зданий и сооружений и ст. 93 - для производственных объектов.

Дальнейшая наполненность положений [4] конкретными требованиями, числовыми значениями параметров и характеристик уже более 10 лет является «яблоком раздора» между специалистами в области пожарной безопасности, чья деятельность непосредственно связана с исполнением его требований, особенно по сравнению с тезисностью изложения требований в не менее значимом Федеральном законе «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Развивая анализ сложившейся системы технического регулирования в области пожарной безопасности, необходимо описать так называемую доказательную базу для исполнения требований технического регламента [4] в части применения нормативных документов по пожарной безопасности. Возвращаясь к положениям Федерального закона [3], следует отметить, что положениями его

ст. 16.1 определена необходимость наличия перечня документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента. Здесь же установлено, какие документы по стандартизации могут включаться в данный перечень, а также заложено требование о необходимости ревизии, пересмотра и (или) актуализации документов, включаемых в перечень не реже чем один раз в пять лет.

Для ФЗ № 123 [4] таким перечнем в настоящее время является приказ Рос-стандарта от 14.07.2020 г. № 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Данный перечень включает в себя 240 позиций, из которых 31 - это своды правил в области пожарной безопасности, остальные позиции - это национальные и межгосударственные стандарты. Включение или исключение документов из перечня осуществляется Росстандартом по представлению федерального органа исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится тот или иной технический регламент. В рассматриваемом регулировании - это МЧС России.

Опишем современное состояние нормативного правового регулирования в сфере разработки документов по стандартизации, они же нормативные документы по пожарной безопасности для целей соблюдения требований регламента [4].

В настоящее время разработка документов по стандартизации в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с целями, задачами и принципами стандартизации, установленными законом Федеральным законом [5]. Данный Федеральный закон [5], принятый в 2016 году, внес существенные изменения в сферу технического регулирования. С его принятием ряд положений Федерального закона [3] был исключен. Основные понятия, касающиеся вопросов непосредственно стандартизации, теперь регулируются положениями Федерального закона [5]. Закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в его ст. 14, в том числе с использованием информационной системы в сфере стандартизации. Тем не менее концепция добровольности документов по стандартизации изменений по отношению к положениям [3] не претерпела.

Одним из важных принципов стандартизации на современном этапе ее развития является открытость разработки документов национальной системы стандартизации, обеспечение участия в разработке таких документов всех заинтересованных лиц, достижение консенсуса при разработке национальных стандартов. Этот и другие принципы стандартизации, приведенные в законе, являются логическим продолжением тех основ стандартизации в Российской Федерации, которые были заложены в Законе Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации».

Указанный принцип в соответствии с положениями ст. 11 [5] обеспечивается путем создания технических комитетов по стандартизации, формирование их

ISSN 2686-8075 2021 № 4 (10)

составов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации (Росстандарт) с учетом следующих принципов:

1) добровольное участие;

2) равное представительство сторон;

3) соблюдение целей и задач стандартизации, установленных в ст. 3 Федерального закона;

4) открытость и доступность информации о создаваемом техническом комитете по стандартизации.

Под техническим комитетом по стандартизации понимается форма сотрудничества заинтересованных юридических лиц (в том числе научных организаций в сфере стандартизации, общественных организаций и объединений), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории, а также государственных органов, органов местного самоуправления и государственных корпораций для разработки документов национальной системы стандартизации и их экспертизы, проведения экспертизы иных документов по стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности, участия в работах по международной стандартизации и региональной стандартизации в закрепленных областях деятельности.

Деятельность технических комитетов регулируется не только положениями Федерального закона [5], но и требованиями основополагающего стандарта ГОСТ Р 1.1-2020 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности».

Технические комитеты по стандартизации участвуют в подготовке предложений о формировании государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации принимают участие в разработке международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Технические комитеты по стандартизации разрабатывают и утверждают технические спецификации (отчеты) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации.

Планирование работ по стандартизации осуществляется в соответствии с положениями ст. 23 [5], одним из важнейших является то, что планирование работ по стандартизации должно отвечать основным положениям стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и иных документов стратегического планирования, в том числе государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, иных программ, предусматривающих разработку документов по стандартизации.

Ключевая же роль в разработке документов национальной системы стандартизации отводится именно техническим комитетам, за которыми закреплены те или иные объекты стандартизации и области деятельности. Порядок разработки национальных стандартов регламентирован положениями ст. 24 [5] и основополагающими национальными и межгосударственными стандартами.

Особняком стоит такой вид документов по стандартизации как своды правил. Напомним, в области пожарной безопасности таких документов в настоящее время 31. При этом еще порядка 200 сводов правил в области строительства, разработанных в целях соблюдения требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», содержат в том или ином виде требования пожарной безопасности.

На современном этапе развития системы государственного управления в области пожарной безопасности стандартизация требований к пожарно-технической продукции, формирование экономически обоснованных и рациональных требований пожарной безопасности к проектируемым и строящимся объектам жилого, социального, общественного и производственного назначения являются одним из эффективных инструментов реализации государственной политики в этой области.

Список литературы

1. О пожарной безопасности. Федер. закон Рос. Федерации от 21 дек. 1994 г. № 69-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 нояб. 1994 г. (в ред. Федер. закона от 11 июня 2021 г. № 170-ФЗ) [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: Ьир://риЬ1юа1юп. pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/government.

2. Вопросы МЧС России: указ Президента Рос. Федерации от 11.07.2004 г. № 868.

3. О техническом регулировании [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 27 дек. 2002 г. № 184-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 15 дек. 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 18 дек. 2002 г. (в ред. Федер. закона от 22 дек. 2020 г. № 460-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 4 июля 2008 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2008 г. (в ред. Федер. закона от 30 апр. 2021 г. № 117-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

5. О стандартизации в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 29 июня 2015 № 162-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июня 2015 г.: Одобр. Советом Федерации 24 июня 2015 г. (в ред. Федер. закона от 30 декабря 2020 г. № 523-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Материал поступил в редакцию 02.11.2021 г.

Доработанная версия - 24.11.2021 г.

Етумян Артур Саркисович - начальник НИЦ; Новикова Алевтина Васильевна - старший научный сотрудник; Григорьева Елена Михайловна - старший научный сотрудник; Сафонова-Шишкова Нина Валериевна - старший научный сотрудник.

Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ФГБУ ВНИИПО МЧС России), г. Балашиха, Московская область, Россия.

ISSN 2686-8075 2021 № 4 (10)

A.S. Etumyan, A.V. Novikova, E.M. Grigorieva, N.V. Safonova-Shishkova DEVELOPMENT OF FIRE SAFETY STANDARDIZATION AND REGULATION IN THE PUBLIC ADMINISTRATION SYSTEM

This article contains a brief description of the current system of state administration in the field of fire safety. There are listed the main normative legal acts and their most important provisions, as well as features of application and interaction.

Keywords: standardization, fire safety, standards, fire, public administration, rationing, technical regulations, federal law

Artur S. Etumyan - Head of Research Center; Alevtina V. Novikova - Senior Researcher; Elena M. Grigorieva - Senior Researcher; Nina V. Safonova-Shishkova - Senior Researcher.

All-Russian Research Institute for Fire Protection (VNIIPO), Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters (EMERCOM of Russia), Balashikha, Moscow region, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.