Научная статья на тему 'Развитие средств решения профессионально-ориентированных задач в информационно-коммуникационной образовательной среде при подготовке специалистов наукоемких специальностей'

Развитие средств решения профессионально-ориентированных задач в информационно-коммуникационной образовательной среде при подготовке специалистов наукоемких специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чванова М. С., Храмова М. В., Самохвалов А. В.

Chvanova М.S., Khramova М.V., Samokhvalov А.V. The development of solution of professionally-oriented tasks in the information-communication educational environment when training specialists for science intensive disciplines. The work contains an organization of planning activity and communications in the information-communication educational environment of training specialists for science intensive disciplines from the standpoint of the formation of planning competences. It is analyzed the means of information and communication technics that promote effectiveness increase of the users' communication in the network in order to solve professional and planning tasks in information educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чванова М. С., Храмова М. В., Самохвалов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие средств решения профессионально-ориентированных задач в информационно-коммуникационной образовательной среде при подготовке специалистов наукоемких специальностей»

РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ РЕШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НАУКОЕМКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

М.С. Чванова, М.В. Храмова, А.В. Самохвалов

Chvanova M.S., Khramova M.V., Samokhvalov A.V. The development of solution of professionally-oriented tasks in the information-communication educational environment when training specialists for science intensive disciplines. The work contains an organization of planning activity and communications in the information-communication educational environment of training specialists for science intensive disciplines from the standpoint of the formation of planning competences. It is analyzed the means of information and communication technics that promote effectiveness increase of the users’ communication in the network in order to solve professional and planning tasks in information educational environment.

Изменения в научной и экономической сфере нашей страны обострили противоречия между потребностями общества и уровнем специалистов, выпускаемых системой подготовки кадров. Технологическая модернизация, интеграция научных областей, постоянная генерация новых знаний диктуют новые требования к специалисту - владение соответствующими проектными компетенциями, способствующими превращению соответствующих знаний в инновационные продукты [2].

По мнению значительной части ученых в области образования, современная система подготовки специалистов все меньше может опираться на технологии формирования определенного багажа знаний, необходимо ориентироваться на формирование навыков саморазвития и самообразования, сотрудничества, коммуникативных умений, творческого и критического мышления, самостоятельности, ответственности, использования знаний и моделей поведения реальной жизни, рефлексии и самооценки.

В этой ситуации при подготовке кадров, особенно для наукоемких отраслей, важным является создание условий, способствующих развитию специалистов нового формата -«инноваторов». Профессиональные задачи, которые приходится решать такому специалисту, непрерывно трансформируются, а для их решения требуется использование новых средств, что приводит к улучшению качественных (появление новых методов и технологий) и количественных (увеличение скорости выполнения, объема задач) результатов.

Профессиональные задачи могут как трансформироваться из старых, приспосабливаясь к новым условиям научно-технического прогресса, так и быть принципиально новыми, не решаемыми ранее и требующими принципиально новых средств решения.

Это, в свою очередь, вынуждает в процесс подготовки специалистов наукоемких специальностей постоянно вносить изменения, как в содержание, так и организацию учебного процесса. Необходимым становятся знания основ проектной, исследовательской, инновационной деятельности, введение предпринимательских идей в содержание существующих курсов.

Различные педагогические технологии (метод проектов, проблемное обучение и т.д.) позволяют некоторым образом решать поставленные задачи. Вместе с тем в условиях информационного общества их использование без опоры на современные средства ИКТ не позволит полноценно модернизировать подготовку специалистов наукоемких специальностей.

Таким образом, существующие технологии обучения трансформируются, интегрируются в системы дистанционного обучения, становясь как площадкой для выполнения учебных проектов, и, вместе с тем, средой, позволяющей перевести учебные проекты и учебную деятельность на новый уровень [1]. Однако для перевода учебных проектов в профессиональное поле существующих методов и технологий оказывается недостаточно. Коммуникации, активно используемые

в повседневной жизни, оказываются маловостребованными на профессиональном уровне.

Вышесказанное заставляет нас иначе рассмотреть организацию проектной деятельности и коммуникаций в информационно-коммуникационной образовательной среде подготовки специалистов наукоемких специальностей, прежде всего, с позиций формирования проектных компетенций и подбора средств для решения профессионально-ориентированных задач.

Для этого нам необходимо: во-первых, остановиться на задачах, возникающих перед будущим специалистом наукоемких отраслей, во-вторых, рассмотреть «окружение проекта», оказывающее воздействие на его участников, ход выполнения и результаты деятельности, и, в-третьих, рассмотреть организацию проектной деятельности в процессе подготовки специалистов.

Останавливаясь на первом вопросе, отметим, что проектная деятельность будущего специалиста должна включать в себя действия, позволяющие в дальнейшем не только разрабатывать «научный продукт» (теоретические и практические исследования, компьютерные программы - в зависимости от направления подготовки), но и доводить соответствующие исследования (разработки) до опытного образца. Для этого специалистам наукоемких специальностей (СНС) необходимо иметь опыт разработки проектных решений и их реализации в определенной среде; использовать информационные технологии в проектно-конструкторской деятельности; обладать развитой способностью

к творческим подходам в решении профессиональных задач; решать формализуемые и трудноформализуемые задачи; формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; осуществлять планирование проекта на всех этапах его осуществления; решать задачи управления проектами с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; владеть навыками самостоятельной научноисследовательской деятельности и применять их в рамках своего проекта; обладать устойчивым позитивным отношением к своей профессии, к повышению квалификации.

На различные этапы проектной деятельности, на ее существование и развитие оказывают воздействие внешняя среда или окружение (рис. 1). В традиционной (в рамках учебного заведения) системе обучения можно выделить ближнее (лаборатории, центры оказывают прямое, наиболее сильное воздействие на проектную деятельность) и дальнее окружение (представители регионального сообщества (предприятия, организации, учреждения, бизнес, непосредственно не оказывающие влияния на проектную деятельность, но ощутимые по воздействию). В системе открытого образования границы «ближнего» и «дальнего» окружения размываются. Их воздействие на проектную деятельность будущего специалиста может меняться местами по степени воздействия.

Рис. 1. Проектная деятельность и внешняя среда

Рассмотрим организацию проектной На начальном этапе происходит соци-

деятельности в информационно-коммуника- альный заказ на реализацию проекта, фор-

ционной образовательной среде. мирование целей и требований к нему. Соци-

альный заказ, определяющий цель возникновения, существования и развития проектной деятельности, формируется на основе взаимодействия участников образовательного процесса с внешней средой.

Преподаватель как руководитель проекта обозначает для студентов проблемное поле. После чего студенты как потенциальные исполнители проекта, общаясь и взаимодействуя с профессионально-ориентированным сообществом, находят заинтересованных заказчиков для решения задач из проблемного поля, выдвигают идеи проектной деятельности.

В информационно-коммуникационной образовательной среде студенту необходимо выйти в профессионально-ориентированное сообщества для поиска актуальных задач в проблемном поле, обозначенном руководителем интересующей его или смежных отраслей.

После мониторинга «информационного поля» потенциальный список задач обсуждается с преподавателем, научным руководителем. После этого либо формулируется цель работы, либо возникает необходимость дополнительных консультаций в среде профессионально-ориентированного сообщества.

Сотрудники профильных кафедр, а также представители специальных подразделений университета могут оказывать консультации по поиску потенциальных партнеров и взаимодействию с ними при написании предварительного технического задания.

Идеи и предварительный план работы согласовываются с руководителем, который утверждает тему проекта и примерный план работы. Контроль на данном этапе осуществляется кафедрой, деканатом и учебным управлением.

Средства ИКТ на данном этапе должны повысить эффективность поиска потенциальных партнеров и участников проекта. С одной стороны, это могут быть как стандартные ресурсы - поисковые системы, с помощью которых студент ищет потенциальных заказчиков, сайты предприятий и организаций с информацией об их деятельности, материалы конференций, так и современные ресурсы - профессиональные сообщества (социальные сети), в которых обозначаются проблемы заинтересованных предприятий, представлены новейшие научные публикации соответствующего раздела науки.

Следующая фаза предполагает построение организационной модели проектной деятельности. Анализируется техническое задание и задачи проекта, происходит его декомпозиция на отдельные мероприятия. В случае его межпредметности задания распределяются между соответствующими кафедрами или структурным подразделениями университета (подзадачи проекта).

Кафедры, участники проектной деятельности, обрабатывают полученную информацию и вырабатывают задачи и планы по выполнению своих мероприятий (мини-проекты). Задания передаются кафедральному руководителю, который формирует соответствующую проектную команду из студентов, дипломников, аспирантов, в зависимости от сложности и масштабности деятельности.

Если подключения дополнительных кафедр не требуется, кафедра согласовывает план выполнения работ с заказчиками. Результатом такой работы становится план и объем работы, согласованный с заказчиком и утвержденный сторонами (официально утвержденное и согласованное техническое задание), которые докладываются на кафедре.

Мониторинг проектной деятельности на данном этапе выполняется соответствующими подразделениями.

Средства ИКТ на данном этапе позволяют организовать эффективную коммуникацию с внутренними (лабораториями и центрами университета) и внешними (бизнес-сообществом, организациями, предприятиями, научноисследовательскими организациями, фондами) партнерами.

Следующий этап предполагает непосредственную реализацию проектной деятельности согласно плану и техническому заданию.

Научный руководитель формирует проектные группы на основании технического задания с учетом интересов студентов. Декомпозицию мини-проектов, разделение их на подзадачи, выделение студентов, ответственных за их решение, осуществляется под руководством научного руководителя. Каждый участник проекта совместно с руководителем разрабатывает собственный план своей деятельности.

При подготовке специалиста в информационно-коммуникационной образовательной среде руководителем студента является пре-

подаватель кафедры, имеющий ученую степень или звание. При необходимости для реализации отдельных задач в проектной деятельности может быть соруководитель -специалист, представитель профессионального сообщества, заинтересованный в выполнении некоторой задачи и способный оказать соответствующее консультирование в рамках своей компетенции.

Студенту, выполняющему свое задание в проекте, необходимо взаимодействовать

как с ближним, так и дальним окружением, поскольку задачи, которые ставятся для специалистов наукоемких специальностей, могут не решаться традиционным способом. В ходе дискуссии выстраивается алгоритм реализации основных задач проектной деятельности, происходит «вычленение» подзадач, а это вновь возвращает нашего будущего специалиста в профессиональное сообщества для поиска дополнительных участников команды для решения задач (рис. 2).

Рис. 2. Этап поиска путей решения подзадач проектной деятельности

ИКТ, позволяющие выполнить такую работу, могут быть различными. Но, по-нашему мнению, они должны способствовать виртуальной дискуссии в социальной сети. Это могут быть блог, позволяющий излагать суть работы и позволяющий получать комментарии от специалистов, вики-страницы или совместные документы, например, документы гугл, позволяющие всем участникам микрогруппы не только создавать единое представление своей работы в сети, но и «защищать», отстаивать его в комментариях и ходе совместной работы над документами. Коммуникация должна предусматривать возможность организации системы оперативных сообщений внутри группы, работающей над проектом.

В ходе проектной деятельности студент-руководитель взаимодействует со всеми участниками команды, их роли в ходе выполнения заданий могут меняться.

Мониторинг проводят научные руководители, сотрудники кафедры, Центры инновационного развития кафедр; на данном этапе важным является самоконтроль участников по выполнению проектной деятельности и соответствующего этапа работы. Для выполнения проектов используются ресурсы университета, а также начинается поиск дополнительных научных, организационных, технических и финансовых ресурсов. На данном этапе при необходимости подключаются службы инновационной инфраструктуры для поиска дополнительных материальных, интеллектуальных и финансовых ресурсов.

Взаимодействие с внешними партнерами может происходить напрямую, путем соответствующей системы коммуникации либо при необходимости через Управление по образовательной политике и инновациям (Координационный центр инновационного раз-

вития). Совместно с соответствующими структурами на кафедрах, причастных к выполнению проектной деятельности, создаются благоприятные условия для устойчивого развития инновационно-образовательной деятельности на выпускающих кафедрах университета, формируется инновационная среда, в которой становится возможной быстрая и эффективная адаптация образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы к меняющимся условиям российского и международного образовательного пространства.

Происходит налаживание связей с региональным и мировым сообществом, в том числе с бизнес-структурами, на предмет заключения договоров на разработку и реализацию задач проектной деятельности, привлечение инвестиции в инновационную и образовательную деятельность.

Обязательным является предварительный отчет на кафедре и устранение соответствующих недочетов. Итогом данного этапа является решение соответствующих подзадач проекта участниками, а также «сборка», композиция подзадач для получения итогового конечного продукта как результата проектной деятельности. Частично некоторую информацию можно представлять в сети как предварительный этап защиты.

Результирующий этап включает в себя две основных составляющих. С одной стороны, это подведение итогов проектной деятельности как элемента образовательного процесса, а с другой - выведение конечного (наукоемкого) продукта на рынок технологий.

Первоначально проходит предварительная защита мини-проекта, это может быть как выступление на конференции, участие в конкурсах продуктов и технологий, внутри-вузовский конкурс инновационных студенческих проектов. Успешные результаты после соответствующей доработки апробируются студентами на преддипломной практике и защищаются в виде дипломного проекта. Заметим, что результатом такой деятельности является технология, опытный образец. Для коммерциализации результатов проектной деятельности необходимо взаимодействие с инновационными инфраструктурами. Это могут быть взаимодействие с бизнес-инкубатором - для создания участниками

проектной деятельности собственного предприятия (малое предприятие в рамках университета); технопарком как площадкой для доведения результатов работы до «промышленного образца»; центром трансфера технологии, который позволит аккумулировать сведения о разработке с последующей передачей в международные сети трансфера технологий с целью привлечения партнеров, инвесторов или продажи ноу-хау; венчурным фондом - для финансовой поддержки проектной деятельности.

Таким образом, в информационно-коммуникационной образовательной среде при подготовке специалистов наукоемких специальностей необходимо предусмотреть постоянный выход на профессиональное сообщество и внешнее мировое информационное пространство. В подсистеме проектной деятельности, по-нашему мнению, необходимо предусмотреть реализацию элементов в целях самоконтроля выполнения проекта.

На различных этапах подключаются различные средства ИКТ, но главной целью их использования является организация взаимодействия с профессионально-ориентированным сообществом и мировым информационным пространством: поиск профессионально-значимых задач в соответствии с проблемным полем, обозначенным руководителем, консультации в профессиональноориентированном сообществе, знакомстве с профессиональной литературой в электронных библиотеках с новейшими научными и техническими публикациями (табл. 1).

Как видно из представленной таблицы, на всех этапах проектной деятельности требуется продуманная система для организации общения всех участников проектной деятельности.

Таким образом, эволюция самих технологий общения в сети, их ориентация на социальные потребности людей позволяет использовать их для обеспечения профессионально-ориентированного диалога в мировом информационном пространстве и решения соответствующих профессиональных задач. Включение в образовательные дистанционные технологии техсервисов web 2.0, которые позволят вести совместную работу участников образовательного процесса: создание вики-страниц, совместных документов,

создание пространства для совместного обсуждения идей, рефлексии и результатов работы (блоги) и т.д. и, главное, «открытость» самих систем и возможность их интеграции

с глобальным интеллектуальным пространством позволит эффективно использовать возможности информационно-коммуникационных образовательных сред.

Таблица 1

Средства ИКТ, способствующие повышению эффективности общения пользователей в сети с целью решения профессиональных и проектных задач в информационной образовательной среде

Этапы проектной деятельности Задачи подсистемы ИКТ, использование которых позволяет решить задачи этапа

Проектирования Определение содержания проекта. Поиск задач и идей для проектной деятельности в обозначенном руководителем проблемном поле Стандартные ресурсы - поисковые системы, сайты предприятий и организаций, материалы конференций; современные ресурсы -профессиональные сообщества (социальные сети), в которых обозначаются проблемы заинтересованных предприятий, представлены новейшие научные публикации соответствующего раздела науки

Построение организационной модели проектной деятельности. Декомпозиция на отдельные мероприятия. В случае межпредметности - распределение заданий между соответствующими кафедрами или структурным подразделениями университета Почта, скайп, системы быстрого обмена сообщениями, системы коммуникации в социальных сетях - средства, позволяющие организовать эффективную коммуникацию с внутренними (лабораториями и центрами университета) и внешними (бизнес-сообществом, организациями, предприятиями, научно-исследовательскими организациями, фондами) партнерами

Технологический Поиск путей решения задач и потенциальных соисполнителей. Организация консультаций с профессиональным сообществом, выход на лаборатории и научноисследовательские центры, готовые предоставить оборудования для выполнения задач Электронные библиотеки, содержащие актуальные публикации в области исследования, поисковые системы. Дискуссии в профессиональной социальной сети: блоги, викистраницы, форумы. Подключение (электронной) платежной подсистемы

Организация работы в команде. Выделение отдельного «сообщества» для обсуждения внутренних задач, их решения, возможно, непосредственно он-лайн. Данный этап предусматривает активное взаимодействие с инновационными инфраструктурами, для поиска финансовых, технических, интеллектуальных ресурсов Блог, позволяющий излагать суть работы и получать комментарии от специалистов; вики-страницы или совместные документы (документы гугл, таблицы гугл), позволяющие всем участникам микрогруппы не только создавать единое представление о своей работе в сети, но и «защищать», отстаивать его в комментариях и ходе совместной работы над документами; совместные закладки, позволяющие организовать командую подборку ресурсов; мэшапы, сервисы, которые объединяют в себе функции уже известных сервисов и позволяют совместную работу над объектами, а также новые средства, которые в ходе эксплуатации и развития получают функцию организации совместной работы. «Группы в социальных сетях», специальные ветки на форуме или в блоге, сообщество гугл (доод1е Дррв). Независимо от выбранной технологии элемент должен содержать как «открытые», так и «закрытые» области. В закрытых областях предусматриваются элементы для самоконтроля по выполнению основных этапов проектной деятельности. Вносятся записи, комментарии, идеи. Открытая часть предназначена для публичного обсуждения некоторых промежуточных результатов. Почта, скайп, системы быстрого обмена сообщениями, системы коммуникации в социальных сетях - для организации системы оперативных сообщений внутри группы, работающей над проектом

Результирующий Защита работы. Данный элемент позволяет выложить в сети результаты работы студента. Сюда могут входить как материалы для защиты «проекта» на кафедре (в университете), бизнес-планы по внедрению конечного продукта, моде-ли,так и результаты Сайт, блог, вики-страница проекта - размещение итогов работы в профессиональном сообществе. Независимо от выбранного формата задачей выбранного средства является презентация работы. Важным является поддержка объекта в актуальном состоянии

Продвижение результатов на рынок технологий. Взаимодействуя на данном этапе с инновационными инфраструктурами разрабатывается механизм вывода на рынок результатов проектной деятельности (патентование, регистрация интеллектуальной собственности и продажа для использования в промышленности) Профессиональные социальные сети, группы в социальных сетях, ленты новостей на сайте проекта. Для реализации данных задач в системе, представляющей взаимодействие участников проектной деятельности в профессиональном сообществе необходим элемент «Инновационные инфраструктуры». Его реализация возможна как интеграция «коммуникативных» ресурсов (почта, скайп, средства быстрого обмена сообщениями), так и «новостных» (ресурсы, позволяющие представлять материалы работы). Если это невозможно, в системе предусматривается алгоритм, рекомендации и советы, по работе с инновационными структурами

Информационно-коммуникационная образовательная среда для подготовки специалистов наукоемких специальностей должна обеспечивать групповую и индивидуальную работу обучаемых, обладать средствами для взаимодействия, общения, сотрудничества,

создания коллективного интеллектуального продукта.

Открытость среды, ее взаимодействие с профессионально-ориентированным сообществом и ресурсами мирового информационного пространства позволит найти гото-

вые, изменить традиционные и разработать новые средства для решения профессионально-ориентированных задач.

1. Чванова М.С., Храмова М.В. Факторы перехода дистанционных технологий подготовки специалистов на новый уровень развития // Вестник Тамбовского университета. Сер.:

Гуманитарные науки. 2010. Т. 85. № 5. С. 222-235.

2. Юрьев В.М., Чванова М.С. Кластерный подход к подготовке специалистов наукоемких специальностей // Вестник ТГУ. 2009. Т. 14. Вып. 5. С. 872-876.

Поступила в редакцию 25.01.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.