Научная статья на тему 'Развитие спортивной журналистики в цифровую эпоху'

Развитие спортивной журналистики в цифровую эпоху Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1546
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР / ЖАНР / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОММУНИКАЦИЯ / МАСС-МЕДИА / МЕДИАСРЕДА / МЕДИАТЕКСТ / МЕДИАТИЗАЦИЯ / СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / AUTHOR / GENRE / INFORMATION TECHNOLOGIES / COMMUNICATION / MASS MEDIA / MEDIA ENVIRONMENT / MEDIA TEXT / MEDIATIZATION / SPORTS JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ляпун Светлана Владимировна, Соколова Галина Викторовна

С учетом жанрово-тематической составляющей описываются тенденции, которые присущи развитию спортивной журналистики цифровой эпохи, ставшей одним из популярных трендов глобального инфокоммуникативного пространства. В ходе исследования, выполненного на основе системного подхода с применением методов наблюдения и сопоставления, было установлено, что спортивная журналистика весьма крупное направление, поскольку современный спорт тесно взаимодействует с другими сферами общественной жизни. Новая медиасреда создает объективные предпосылки для интенсивного развития профессиональной деятельности спортивных журналистов, эффективно использующих информационные технологии. Спортивная журналистика активно развивается в двух основных жанровых направлениях: новости и медиааналитика. Делается вывод о том, что в спортивных медиатекстах заметно проявляются две стороны деятельности современного автора-журналиста творческая и технологическая. Результаты исследования представляют интерес для теории массовой коммуникации и медиалингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS JOURNALISM DEVELOPMENT IN THE DIGITAL AGE

Taking into account the genre-thematic component, the authors describe trends that are inherent in the development of sports journalism of the digital age, which has become one of the popular trends of the global infocommunicative space. A systemic approach study using observation and comparison techniques has found that sports journalism is a very large area, since modern sports interact closely with other spheres of public life. The new media environment creates objective prerequisites for intensive development of professional activity of sports journalists, using effectively information technologies. Sports journalism develops intensely in two main genre directions: news and media analytics. The authors draw a conclusion that sports media texts demonstrate markedly two sides of activity of modern author-journalist creative and technological. The results of the study are of interest for mass communication theory and medialinguistics.

Текст научной работы на тему «Развитие спортивной журналистики в цифровую эпоху»

УДК [070:796]:004.91 ББК 76.0:32.97 Л 97

Ляпун С.В.

Кандидат филологических наук, доцент кафедрырусскогоязыка Адыгейского государственного университета, e-mail: Lyapun_sv@inbox.ru

Соколова Г.В.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы и массовых коммуникаций Адыгейского государственного университета, e-mail: sessvetla@mail.ru

Развитие спортивной журналистики в цифровую эпоху

(Рецензирована)

Аннотация:

С учетом жанрово-тематической составляющей описываются тенденции, которые присущи развитию спортивной журналистики цифровой эпохи, ставшей одним из популярных трендов глобального инфокоммуникативного пространства. В ходе исследования, выполненного на основе системного подхода с применением методов наблюдения и сопоставления, было установлено, что спортивная журналистика - весьма крупное направление, поскольку современный спорт тесно взаимодействует с другими сферами общественной жизни. Новая медиасреда создает объективные предпосылки для интенсивного развития профессиональной деятельности спортивных журналистов, эффективно использующих информационные технологии. Спортивная журналистика активно развивается в двух основных жанровых направлениях: новости и медиааналитика. Делается вывод о том, что в спортивных медиатекстах заметно проявляются две стороны деятельности современного автора-журналиста - творческая и технологическая. Результаты исследования представляют интерес для теории массовой коммуникации и медиалингвистики. Ключевые слова:

Автор, жанр, информационные технологии, коммуникация, массмедиа, ме-диасреда, медиатекст, медиатизация, спортивная журналистика.

Lyapun S.V.

Candidate of Philology, Associate Professor of the Russian Language Department, Adyghe State University, e-mail: Lyapun_sv@inbox.ru

Sokolova G.V.

Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Literature and Mass Communications, Adyghe State University, e-mail: sessvetla@mail.ru

Sports journalism development in the digital age

Abstract:

Taking into account the genre-thematic component, the authors describe trends that are inherent in the development of sports journalism of the digital age, which has

become one of the popular trends of the global infocommunicative space. A systemic approach study using observation and comparison techniques has found that sports journalism is a very large area, since modern sports interact closely with other spheres of public life. The new media environment creates objective prerequisites for intensive development of professional activity of sports journalists, using effectively information technologies. Sports journalism develops intensely in two main genre directions: news and media analytics. The authors draw a conclusion that sports media texts demonstrate markedly two sides of activity of modern author-journalist - creative and technological. The results of the study are of interest for mass communication theory and medialinguistics.

Keywords:

Author, genre, information technologies, communication, mass media, media environment, media text, mediatization, sports journalism.

Эпоха информационных технологий дала мощный импульс развитию спортивной журналистики, которая в настоящее время относится к наиболее популярным направлениям журналистской деятельности, охватывающей все каналы массовой и межличностной коммуникации. Спортивная жизнь общества начала XXI века находит разностороннее отражение в специализированных и общественно-политических СМИ, которые преследуют целью не только передачу актуальной информации, но и прагматическое воздействие на массовую аудиторию, формирование культурных ценностей социума и личности. «В настоящее время в большинстве стран мира есть своя инфраструктура спортивных СМИ, куда входят как печать, так и электронные каналы подачи информации. Этот феномен связан с постоянно увеличивающимся вниманием общественности к спортивной проблематике, а также к крупнейшим мировым соревнованиям, требующим глубокого и профессионального освещения» [1:3].

Развитие современного спорта как социокультурного института, которое значительно активизировалось на рубеже столетий, повышение значимости спортивной сферы в обществе усиливают идеологическую и культурную роль спортивных ме-диатекстов и вместе с тем вызывают более глубокий интерес к профессии спортивного журналиста. Не случайно к спортивному дискурсу,

в центре которого находится журналистский медиадискурс, сегодня приковано внимание как специалистов в области СМИ (А.Б. Зильберт, Б.А. Зильберт, В.В. Тулупов), так и ученых -лингвистов. В отечественном языкознании продукты деятельности спортивных журналистов изучаются в разных аспектах, представляющих приоритетные направления функциональной парадигмы: лингвокогнитивном, лингвопраг-матическом, лингвосемиотическом, интенционально-стилистическом и других (С.А. Кудрин, Е.Г. Малышева, О.А. Панкратова, К.В. Снятков, С.В. Шарафутдинова и др.).

Повышенное внимание исследователей к продуктам профессиональной деятельности спортивных журналистов, размещенных в СМИ и/ или коммуникативных площадках интернет-коммуникации, во многом обусловлено тем, что современный спорт, несомненно, является одним из ярких трендов информационного общества начала XI века. «Будучи крупным образованием, которое оказывает влияние на публицистическую картину мира, спортивный дискурс занимает весьма значительное место в российском медиапространстве. С одной стороны, в жизни современного общества спортивная сфера является одним из приоритетных направлений развития, с другой стороны, интерес российского социума к спорту, онтологическое содержание которого отличается агональностью

(состязательностью), является достаточно высоких на протяжении многих десятилетий» [2: 74].

Независимо от динамики протекающих в обществе процессов, специализация в области спортивной журналистики требует от авторов не только профессиональных спортивных знаний, включающих тонкие нюансы, но и мобильности, умения работать с большим количеством цифровых данных. При этом огромную роль также играет языковое и стилистическое мастерство публициста, благодаря которому журналист приобретает Имя и создает свой круг постоянных читателей, представляющих неравнодушную, восприимчивую и достаточно требовательную аудиторию спортивных болельщиков. Сегодня, когда деятельность спортивного журналиста, с одной стороны, детерминирована профессиональной специализацией, а с другой стороны, предполагает глубокое знание многих актуальных проблем общества, эта профессия предполагает наличие широкой эрудиции. «Современное состояние спортивной журналистики во многом отличается от того, что мы знали двадцать - двадцать пять лет назад, когда авторы ограничивались в основном отчетами о соревнованиях и очерками о спортсменах», - писал известный спортивный журналист А. Галинский еще несколько десятилетий назад, когда новые направления этой профессиональной деятельности только начинали формироваться» [3].

В настоящее время спортивная журналистика включает несколько основных тематических направлений, тесно взаимодействующих с разными областями общественной жизни: политикой, экономикой, бизнесом, культурой и др. Таким образом, развитию спортивной журналистики способствуют не только внутренние, но и внешние факторы, к которым, прежде всего, следует отнести медиатизацию - пересечение массмедиа с социальными

феноменами. Масштабность этого явления как одного из наиболее значимых процессов, свойственных цифровому информационному обществу, позволяет рассматривать в качестве важнейшего медийного проекта широкую реальную действительность.

Как замечает С. Хьярвард, медиатизацию «следует рассматривать с точки зрения двустороннего процесса развитой современности, в котором медиа, с одной стороны, выделяются как независимый институт с собственной логикой, к которой другие социальные институты должны подстроиться. С другой стороны, медиа одновременно становятся неотъемлемой частью других институтов, таких, как политика, работа, семья, религия. Все большее институциональных действий осуществляется посредством медиа. Логика медиа относится к институциональному и технологическому modus operandi, в том числе, каким образом медиа распределяют материальные и символические ресурсы, а также используют формальные и неформальные правила» [4: 105].

Безусловно, высокую актуальность, прежде всего, приобретает тематическое направление, которое тесно связано с политической жизнью общества, поскольку спортивные успехи имеют немаловажное значение в «соревновании» супердержав. Спортивная журналистика всегда имела политическую окраску, но в последние годы спортивные медиатексты стали еще более политизированными. Вполне закономерно, что спорт сейчас выступает в качестве универсальной идеологе-мы спортивно-политического дискурсивного пространства [5]. Даже весьма «больной» на сегодняшний день вопрос, имеющий отношение к допинг-скандалам, все чаще возникающим в спортивной и политической коммуникации, напрямую касается государственного имиджа. Поэтому очевидно, почему проблема употребления запрещенных

препаратов нередко становится рычагом манипулирования на международном уровне.

Наряду с политизацией, обращает на себя внимание значительно усилившаяся в последние годы коммерциализация спорта, которая вовлекает его в сферу рекламы и бизнеса и в то же время заставляет поднимать острые экономические вопросы. Коммерциализация, в свою очередь, не может не оказывать влияния на морально-нравственную и этическую стороны, которые также становятся предметом внимания спортивной журналистики, по-прежнему выполняющей воспитательную функцию.

С учетом общих тенденций в массмедиа спортивная журналистика проявляет повышенный интерес к частной жизни субъектов спортивного дискурса - спортсменам, тренерам, многие из которые являются медийными личностями. Но если традиционная спортивная журналистика, развивающаяся на страницах качественных СМИ, пытается осмыслить жизнь и деятельность выдающегося спортсмена как уникальной личности, выбирая для решения этой задачи подлинно публицистические жанры - статьи, очерка, эссе, то спортивная псевдожурналистика, смакуя те ли иные подробности из личной жизни известного спортсмена, создает лишь информационный шум.

В результате трансформации ме-диасреды спортивный медиадискурс занял значительное место в глобальной Сети, имеющей определенные преимущества перед традиционными СМИ. Однако конкуренция между печатными и электронными СМИ не изменила сущностной деятельности спортивных журналистов. Электронные СМИ и личные блоги, посвященные спортивной жизни общества и отдельной личности, не вытесняют печатные периодические издания и более того -отчасти способствуют их развитию с учетом потребностей аудитории. В

частности, нельзя не заметить того, что специализированная спортивная пресса, наряду с общеполитическими изданиями, активно развивает спортивную аналитическую журналистику, которая в силу своих крупноформатных жанров оказывается наиболее вовлеченной в процесс медиатизации, обусловливающий широту тематики. Новостная журналистика, благодаря свойствам интернет-коммуникации, закрепила за собой место в глобальной Сети. Материалы спортивных репортеров ярко демонстрируют характерные черты современного автора-публициста, эффективно использующего информационные технологии для решения поставленных задач.

Сегодня спорт - один из самых значительных сегментов интернет-коммуникации, добровольных

участников которой объединяют общие интересы. Весьма привлекательны для аудитории болельщиков блоги о спорте: их ведут авторы, среди которых немало представителей женского пола, разрушивших стереотипное представление о мужской профессии спортивного журналиста. Женщины журналисты так же глубоко и увлекательно освещают спортивную жизнь страны и за рубежом. Например, на сайте «The Football Girl», посвященном популярным среди американцев бесйс-болу и футболу, «никаких мячей в форме губ или рубрики «Самый горячий футболист недели»: ничто кроме самого названия не выдаёт идентичности создателя платформы Мелиссы Джейкобс, что лишний раз доказывает несоответствие стереотипов действительности. Сайт вполне информативный, материалы написаны лёгким слогом, а форматы бывают самые разные — от скетчей и колонок до сезонных прогнозов и интервью» [6].

Примечательно, что, несмотря на изменения в тематике и технической стороне деятельности, спортивная журналистика опирается

на преемственность традиций: опыт старшего поколения, имевшего в арсенале фотоаппарат, ручку и блокнот, продолжает оставаться востребованным в эпоху цифровой техники и технологий, требующих новых способов работы с собранным материалом. Так, в старейшей газете «Советский спорт», продолжающей многолетние традиции, образовалась уникальная школа спортивной журналистики, вклад в которую внесли известные своим авторитетом спортивные репортеры и очеркисты: Станислав Токарев, Лев Филатов, Виктор Понедельник, Аркадий Галинский, Александр Кикнадзе,

Владимир Кучмий и другие авторы, авторитетное мнение которых ждали не только болельщики. Следует вспомнить, что подготовленные ими публикации обычно оценивались как «гвозди» газетного номера [7].

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что трансформированная медиасреда создает объективные предпосылки для нового этапа развития спортивной журналистики, в которой находят отражение традиции и новаторство. В профессиональной деятельности спортивного журналиста весьма значимы две стороны, как творческая, так и технологическая.

Примечания:

1.Донской Д.Б. Роль и место спортивной журналистики в системе СМИ США: дис. ... канд. филол. наук. М., 2008. 191 с.

2. Копылова Ю.В. Дискурсообразующие факторы профессиональной деятельности журналистов-аналитиков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. «Филология и искусствоведение». Майкоп: АГУ, 2016. Вып. 2(177). С.73-77.

3.Галинский А. Не сотвори себе кумира [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.agalinsky.narod.ru/kumir/algebra.html.

4. Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom Review, 2008.Vol. 29 (2). P. 105-134.

5. Лигостаева Н.Д., Матвеева А.В. Спорт как универсальная идеологема [Электронный ресурс]//. Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». 2018. №1(17). Режим доступа: https://alley-science.ru/

6.Сембе К. 20 отличных блогов о спорте, которые ведут женщины. Wonder [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.wonderzine.com/wonderzine.

7.Ларчиков Г., Добров А. Ради нескольких строчек. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sovsport.ru/articles/338876-radi-neskolkih-strochek.

References:

1. Donskoy D.B. The role and place of sports journalism in the US media system: Diss. for the Cand. of Philol. degree. M., 2008. 191 pp.

2. Kopylova Yu.V. Discourse-forming factors in the professional activity of journalist-analysts // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Philology and the Arts. Maikop: ASU, 2016. Iss. 2 (177). P. 73-77.

3. Galinsky A. Do not make an idol for yourself [Electronic resource]. Access mode: http://www.agalinsky.narod.ru/kumir/algebra.html.

4. Hjarvard S. The mediatization of society: A theory of the media as agents of social and cultural change. Nordicom Review, 2008. Vol. 29 (2). P. 105-134.

5. Ligostaeva N.D., Matveeva A.V. Sport as a universal ideologeme [Electronic resource] // Scientific and practical electronic journal "Alley of Science". 2018. No1 (17). Access Mode: https://alley-science.ru/

6. Sembe K. 20 excellent blogs about sports, which are run by women. Wonder [Electronic resource]. Access Mode: https://www.wonderzine.com/wonderzine.

7. Larchikov G., Dobrov A. For the sake of several lines ... [Electronic resource]. Access Mode: https://www.sovsport.ru/articles/338876-radi-neskolkih-strochek.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.