Научная статья на тему 'Лингвистические приемы реализации интенции убеждения в спортивном аналитическом медиадискурсе'

Лингвистические приемы реализации интенции убеждения в спортивном аналитическом медиадискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
269
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИЧЕСКИЙ / ANALYTICAL / ВОЗДЕЙСТВИЕ / INFLUENCE / СПОРТИВНЫЙ МЕДИАДИСКУРС / SPORT MEDIA DISCOURSE / ИНТЕНЦИЯ / ПРАГМАТИЧЕСКИЙ / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / ПРИЕМ / TECHNIQUE / УБЕЖДЕНИЕ / BELIEF / INTENSION / PRAGMATICAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Копылова Юлия Владимировна

С целью исследования спортивного аналитического медиадискурса анализируются характерные особенности языка и стиля медиатекстов, размещенных в печатных и /или электронных СМИ. Центром исследовательского интереса становятся лингвистические приемы, обращение к которым вызвано ведущей интенцией убеждения, относящейся к важным дискурсообразующим факторам. Установлено, что в текстах СМИ, составляющих спортивную аналитическую журналистику, преимущественно используются приемы эксплицитного прагматического воздействия. Интенциональный характер стилистики спортивных аналитических медиатекстов отличается не только аргументативностью, но и эмоционально-экспрессивной оценочностью, обусловленной выражением позиции авторов. Исследование вносит вклад в изучение лингвостилистической специфики спортивного медиадискурса и представляет интерес для журналистов, специализирующих в области спортивной публицистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Linguistic methods of realization of intension of belief in a sport analytical media discourse

In order to study a sport analytical media discourse we analyze characteristic features of language and style of the media texts placed in printed and/or electronic media. In the focus of this research are linguistic techniques, which we use to implement the leading intension of belief belonging to important discourse-forming factors. We have established that in texts of the media of sport analytical journalism, methods of explicit pragmatical influence are mainly used. The intentional character of stylistics of sport analytical media texts differs not only in persuasiveness, but also in the emotional expressional estimation caused by expression of an authors’ position. The research contributes to studying the linguostylistic specifics of a sport media discourse and is of interest to the journalists specializing in the field of sport journalism.

Текст научной работы на тему «Лингвистические приемы реализации интенции убеждения в спортивном аналитическом медиадискурсе»

УДК 81' 42

ББК 81.0

К 65

Копылова Ю. В.

Аспирант кафедры русского языка Адыгейского государственного университета, e-mail: ju. kopylova@gmail. com

Лингвистические приемы реализации интенции убеждения в спортивном аналитическом медиадискурсе

(Рецензирована)

Аннотация:

С целью исследования спортивного аналитического медиадискурса анализируются характерные особенности языка и стиля медиатекстов, размещенных в печатных и /или электронных СМИ. Центром исследовательского интереса становятся лингвистические приемы, обращение к которым вызвано ведущей интенцией убеждения, относящейся к важным дискурсообразующим факторам. Установлено, что в текстах СМИ, составляющих спортивную аналитическую журналистику, преимущественно используются приемы эксплицитного прагматического воздействия. Интен-циональный характер стилистики спортивных аналитических медиатекстов отличается не только аргументативностью, но и эмоционально-экспрессивной оценочностью, обусловленной выражением позиции авторов. Исследование вносит вклад в изучение лингвостилистической специфики спортивного медиадискурса и представляет интерес для журналистов, специализирующих в области спортивной публицистики.

Ключевые слова:

Аналитический, воздействие, спортивный медиадискурс, интенция, прагматический, оценка, прием, убеждение.

Kopylova Yu.V.

Post-graduate student of Department of Russian, the Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Linguistic methods of realization of intension of belief in a sport analytical media discourse

Abstract:

In order to study a sport analytical media discourse we analyze characteristic features of language and style of the media texts placed in printed and/or electronic media. In the focus of this research are linguistic techniques, which we use to implement the leading intension of belief belonging to important discourse-forming factors. We have established that in texts of the media of sport analytical journalism, methods of explicit pragmatical influence are mainly used. The intentional character of stylistics of sport analytical media texts differs not only in persuasiveness, but also in the emotional expressional estimation caused by expression of an authors' position. The research contributes to studying the linguostylistic specifics of a sport media discourse and is of interest to the journalists specializing in the field of sport journalism.

Keywords:

Analytical, influence, sport media discourse, intension, pragmatical, assessment, technique, belief.

В научной литературе последнего десятилетия известно несколько подходов к определению медиадискурса, которые в принципе не противоречат друг другу, но при этом отражают актуальные направления лингвистического исследования меди-атекстов в начале XXI века. С точки зрения Т.Г. Добросклонской, разработавшей концепцию отечественной медиалингви-стики, под медиадискурсом понимается «совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимоотношений» [1: 21]. В концепции Е.А. Кожемякина и многих других исследователей массовой коммуникации «медиадискурс - это тематически сфокусированная и социокультурно обусловленная речемыслительная деятельность в массме-дийном пространстве» [2: 16].

С вышеприведенным мнением сближается позиция Н.И. Клушиной, труды которой легли в основу нового, коммуникативного направления стилистики публицистического текста - медиастилисти-ки. По ее мнению, медиадискурс возникает вследствие медиатизации, то есть взаимодействия массмедиа с социальными феноменами, в результате которого «рождается особая медиасреда, сотканная из голосов комментаторов, чиновников, экспертов и т.д.» [3: 68].

Разделяя эту точку зрения, мы также рассматриваем медиадискурс в рамках главной стратегии информационного общества - медиатизации, которая непосредственно связана с категорией масс-медийности. В результате медиатизации физкультуры и спорта как области человеческой деятельности, являющейся предметом повышенного внимания со стороны государства, в глобальном информационном пространстве функционирует крупная разновидность медийного дис-

курса - спортивный медиадискурс, который оказывает значительное влияние на общественное сознание.

С точки зрения интенционально-го подхода, учитывающего ведущую интенцию, которая во многом обусловливает выбор жанровой формы для реализации авторского намерения, в составе этого дискурса можно выделить несколько разновидностей: новостной, аналитический и развлекательный субдискурсы. При этом все составляющие структуры данного феномена характеризуются отличительными функциональными свойствами, поскольку интенция и функция - это хотя и разные, но в то же время комплементарные категории, дополняющие и во многом обусловливающие друг друга.

Медиатексты - продукты спортивного аналитического дискурса - занимают существенное место в системе современных СМИ. Современный спорт все более тесно взаимодействует с разными сферами жизни общества: политикой, экономикой, здравоохранением, культурой. Активный процесс медиатизации, в свою очередь, ведет к расширению проблемной тематики спортивных аналитических медиатекстов, которые обнаруживаются на разных медиаканалах: печатных и/ или электронных СМИ, а также интернет-коммуникации, на личных сайтах, принадлежащих известным спортивным журналистам: Е Вайцеховской, А. Вернеру, И. Порошину и др.

Публикация текстов спортивных журналистов-аналитиков в общественно-политических и специализированных спортивных изданиях, размещение материалов на коммуникативных площадках в Сети способствуют «плюралистич-ности» массмедиа: произошедшие события, явления и факты находят отражение в разных по концепции СМИ, при-

чем в разных авторских интерпретациях. Это вполне закономерно ведет к возникновению принципиально нового качества массмедиа, «мотивирующего более сложный, трансдисциплинарный подход» [4].

Прежде чем перейти к задачам нашего исследования, следует сделать некоторые уточнения относительно интерпретации понятия спортивного медиади-скурса. В решении этого вопроса мы следуем за Е.Г. Малышевой, которая полагает, что спортивный медиадискурс есть не что иное, как исследовательский конструкт и что он может быть представлен в виде ядра - профессионального журналистского медиадискурса и периферии -дискурса спортивных чиновников, политиков, фанатов и т.д. [5].

Безусловно, объектом интенцио-нального анализа, прежде всего, должна стать институциональная разновидность спортивного дискурса, продуцируемая журналистами - представителями социальных институтов, речевая деятельность которых осуществляется в средствах массовой информации, а также в пространстве интернет- дискурса, коммуникативные площадки которого, кстати, пользуются все большей популярностью среди спортивных болельщиков. Продуцирование спортивного аналитического меди-адискурса осуществляется посредством интенции убеждения, которая «главным образом реализуется через аргументацию социальных и личностных оценок фактов и событий, происходящих в спортивной сфере деятельности и общения» [6: 76]. Поэтому с точки зрения теории публицистического воздействия спортивный аналитический материал СМИ по своему характеру является убеждающим.

Тексты спортивных журналистов на протяжении многих лет находятся в центре исследовательского интереса: изучаются концептуальные характеристики (Е.Г. Малышева), рассматриваются тематические и жанровые особенности (В.В. Тулупов, Н.А. Пром), выделяются семио-

тические свойства (О.А.Панкратова) и т.д. При этом недостаточно изученным остаются стилистика и прагматика текстов спортивных журналистов, которые, важно заметить, образуют традиционно сильную ветвь отечественных СМИ - аналитическую публицистику. В связи с актуализацией коммуникативного подхода в языкознании несомненную важность приобретает интенциональный аспект меди-атекстов, который непосредственно связан с изучением лингвопрагматических свойств. Преимущество интенциональ-ного анализа заключается в том, что такой подход позволяет рассматривать продукты профессиональной речевой деятельности авторов-журналистов в единстве с ее «инструментами»: способами, приемами и средствами воздействия.

Наблюдения показывают, что в материалах спортивных журналистов-аналитиков с целью убеждения целевой аудитории используются приемы как эксплицитного, так и имплицитного воздействия, при этом плотность оценочных единиц в речевой структуре не только статей, но и аналитических комментариев оказывается достаточно высокой.

В отличие от текстов политического дискурса с их заметно выраженной ма-нипулятивной функцией, в текстах спортивных журналистов-аналитиков воздействующая функция не принимает формы скрытого управления сознанием аудитории. В аналитических материалах СМИ эксплицитное воздействие на адресата нередко бывает эмоциональным: автор убеждает аудиторию в своей точке зрения с помощью эмоционально-экспрессивных единиц, которые, органично встраиваясь в цепочку его рассуждений, сближаются семантически:

Например, размышляя о причинах неспортивного поведения российских футболистов, спортивный обозреватель «Новой газеты» А.Поликовский приходит к выводу о том, что футбол, в котором игрокам платят бешеные деньги и в

котором сталкиваются бешеные амбиции огромных корпораций, начинает дичать. <..>

Удар Кержакова, бросок вратаря и жуткое - потому что неотвратимое -движение лица и колена навстречу друг другу...

У доброго, хорошего Кержакова не сработала заповедь «Не убий». Автоматически, на уровне рефлекса в Кержако-ве сработала программа «Убей вратаря». <...>

Идет снижение игры до бойни за победу. Идет дебилизация процесса, в котором человеческий язык уступает место мату, а радостное боление за своих уступает место угрюмым расовым инстинктам. Цинизм больших денег и остервенение народных масс зажимают футбол в тиски (Нов газ. 4.04. 2014).

Здесь используются не только индивидуально-авторские синонимы (цинизм, остервенение), но и контекстуальные антонимические пары (игра - бойня, человеческий язык - мат), которые помогают более живо и красочно показать, во что превращается футбол, если игрой управляет коммерческий интерес. На фоне стилистического приема контраста, в котором участвуют единицы из разных тематических сфер (библейская заповедь «Не убий» и лозунг неспортивного поведения « Убей вратаря»), более убедительно звучит вывод автора: в диком футболе идет не борьба, а бойня, в которой действуют свои «законы».

Лексический повтор негативно оценочных определений бешеные деньги - бешеные амбиции создает эмоционально-экспрессивную тональность, благодаря которой читатель может почувствовать накаленную обстановку на игровом поле, где спортсмены показывают не высокое футбольное мастерство, доставляющее радость зрителям, а угрюмые инстинкты.

В контексте аналитической статьи, жанровая форма которой предоставля-

ет автору возможность для развернутого рассуждения, более глубоким прагматическим оценочным смыслом наполняются идеологемы, относящиеся к спортивному медиадискурсу. Так, основные идеологемы спорта - победа, Олимпиада - нередко приобретают политическую окраску, поскольку политизация спортивной сферы жизни общества особенно усиливается в периоды политических конфликтов и кризисов. Использование ведущих идеологем дискурса в заглавиях спортивных аналитических текстов можно расценивать как действенный прием, использование которого свидетельствует о позиции автора, открыто подчеркивающего прямую связь между спортивными победами и политическим курсом:

Олимпиада в Сочи: победа Путина; Игры стали особыми: Путин оценил наследие Олимпиады в Сочи (http:// www.ntv.ru/novosti/1308696/) Идеологемы спортивного медиади-скурса позиционируют главное качество спорта - его состязательность, и поэтому прямым воздействием на массовую аудиторию (что в данном случае очень важно) становятся спортивные лозунги, заключенные в вербальный политический контекст:

Российский лидер призвал не останавливаться на достигнутом и впредь следовать олимпийскому девизу: «Быстрее, выше, сильнее» (Нов. газ. 12.03.2015).

Итоги соревнований - это, как правило, значимый повод для подготовки аналитического комментария или статьи. Оценивая спортивные события с точки зрения количества завоеванных медалей отрицательно, авторы нередко обращаются к стратегии «разговорности». В частности, одним из приемов реализации данной стратегии становится контаминация лексических и синтаксических приемов убеждения, построенных с участием сниженных по окраске языковых единиц: Бежали, как могли Стреляли, как умели

Почему чемпионат в Рупольдин-ге стал самым провальным за всю историю российского биатлона (Нов. газ.

12.03.2015).

Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что в спортивном аналитическом медиадискурсе ин-

тенция убеждения преимущественно реализуется с помощью приемов прямого отрытого воздействия. Аргументативность спортивных аналитических медиатекстов характеризуется наличием эмоционально-экспрессивной тональности, вызванной авторской позицией и оценкой.

Примечания:

1. Добросклонская Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник МГУ Сер. Журналистика. 2006. № 2. С. 20-33.

2. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2010. № 2 (73). С. 13-21.

3. Клушина Н.И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль // Русская речь. 2014. № 1. С. 66-79.

4. Fairclough N. Critical Discourse Analysis // Marges Lingustiques. 2005. Nam. 9. P. 79-80.

5. Малышева Е.Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование: дис. ... д-ра филол. наук. Омск: ОмГУ, 2011. 324 с.

6. Копылова Ю.В. Дискурсообразующие факторы профессиональной деятельности журналистов-аналитиков // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2016. Вып. 2. С. 73-77.

References:

1. Dobrosklonskaya T.G. Media Discourse as an object of Linguistics and Intercultural Communication // MSU Bulletin. Ser. Journalism. 2006. No. 2. P. 20-33.

2. Kozhemyakin E.A. Mass communication and media discourse: on research methodology // Belgorod State University Scientific Bulletin. Ser. The Humanities. 2010. No. 2 (73). P. 13-21.

3. Klushina N.I. Mediatization of modern culture and the Russian national style // Russian speech. 2014. No. 1. P. 66-79.

4. Fairclough N. Critical Discourse Analysis // Marges Lingustiques. 2005. Nam. 9. P. 79-80.

5. Malysheva E.G. Russian sports discourse: linguistic and cultural study: Diss. for the Dr. of Philolology degree. Omsk: OmSU, 2011. 324 pp.

6. Kopylova Yu.V. Discourse-forming factors of professional activity of journalists-analysts // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2016. Iss. 2. P. 73-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.