Научная статья на тему 'Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования'

Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
6883
934
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАТИЗАЦИЯ / МЕДИАИССЛЕДОВАНИЯ / МЕДИАЛИНГВИСТИКА / СФЕРЫ КОММУНИКАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / СПОРТ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / MEDIA / MEDIATIZATION / MEDIA LINGUISTICS / SPHERES OF COMMUNICATION / EDUCATION / SPORT / METHODOLOGY / RESEARCH METHODS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шмелева Т. В.

В статье рассматривается феномен медиатизации как одна из главных характеристик современного общества, которое все чаще именуют медиатизированным. Прослеживается история понятия, анализируются различные подходы к его использованию в исследованиях разного типа (медиалогии, философии, социологии). В статье показано, что основная тенденция в исследования медиатизации изучение ее проявлений в отдельных сферах коммуникации: культуры, политики, права, спорта, рекламы. Предлагается проект изучения медиатизации инструментарием медиалингвистики с использованием понятий фактор автора, фактор адресата, сферы речи, фактуры речи и жанра медиатекста. Излагаются предварительные наблюдения и характеризуются основные параметры проекта, указано на амбивалентность медиатизации, которая вносит в жизнь общества и личности как позитивные, так и негативные изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATIZATION AS THE PHENOMENON OF MODERN CULTURE AND OBJECT OF RESEARCH

The article deals with the phenomenon of mediatization as one the main characteristics of the modern society, which is more often called mediatized. The history of this concept is traced, different approaches to its using in many types of researches (in media research, philosophy, sociology) are analyzed. In this article it is shown that the main tendency in mediatization researches is studying its manifestations in various sectors of communication: culture, politics, law, sports, advertising. It is proposed the project of mediatization researches by the tools of medialinguistics by using the notions of factor of author, factor of addressee, spheres of speech, invoices of speech and genre of media text. Preliminary observations are outlined and the main options are characterized, the ambivalence of mediatization, which makes positive and negative changes to the live of society and person, is indicated

Текст научной работы на тему «Медиатизация как феномен современной культуры и объект исследования»

УДК 07

МЕДИАТИЗАЦИЯ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Т.В.Шмелева

MEDIATIZATION AS THE PHENOMENON OF MODERN CULTURE AND OBJECT OF RESEARCH

T.V.Shmeleva

Гуманитарный институт НовГУ, [email protected]

В статье рассматривается феномен медиатизации как одна из главных характеристик современного общества, которое все чаще именуют медиатизированным. Прослеживается история понятия, анализируются различные подходы к его использованию в исследованиях разного типа (медиалогии, философии, социологии). В статье показано, что основная тенденция в исследования медиатизации — изучение ее проявлений в отдельных сферах коммуникации: культуры, политики, права, спорта, рекламы. Предлагается проект изучения медиатизации инструментарием медиалингвистики — с использованием понятий фактор автора, фактор адресата, сферы речи, фактуры речи и жанра медиатекста. Излагаются предварительные наблюдения и характеризуются основные параметры проекта, указано на амбивалентность медиатизации, которая вносит в жизнь общества и личности как позитивные, так и негативные изменения.

Ключевые слова: медиа, медиатизация, медиаисследования, медиалингвистика, сферы коммуникации, образование, спорт, методология, методы исследования

The article deals with the phenomenon of mediatization as one the main characteristics of the modern society, which is more often called mediatized. The history of this concept is traced, different approaches to its using in many types of researches (in media research, philosophy, sociology) are analyzed. In this article it is shown that the main tendency in mediatization researches is studying its manifestations in various sectors of communication: culture, politics, law, sports, advertising. It is proposed the project of mediatization researches by the tools of medialinguistics — by using the notions of factor of author, factor of addressee, spheres of speech, invoices of speech and genre of media text. Preliminary observations are outlined and the main options are characterized, the ambivalence of mediatization, which makes positive and negative changes to the live of society and person, is indicated Keywords: media, mediatization, media linguistics, spheres of communication, education, sport, methodology, research methods

Термин медиатизация, появившись в конце прошлого века, приобретает на наших глазах популярность и даже становится модным. Подтвердить это утверждение могут следующие факты: в 1990 г. это понятие предлагает Дж. Томпсон [1] и вскоре оно становится известным у нас [2]; а сегодня на запрос «медиатизация» Яндекс дает 49 тысяч ответов. Правда, часть из них относится к понятию германской ис -тории, которое толковалось еще в словаре Брокгауза и Ефрона как процесс переподчинения отдельных

земель — от непосредственно императору к опосредованно через крупного феодала (медиатизированно), что практически означало их аннексию.

Интересующий же нас омонимичный термин обозначает процесс качественных изменений социальных коммуникаций, вызванный воздействием медиа, которые из институции, отражающей жизнь, становятся фактором, определяющим существенные моменты жизни общества и современной личности. Эти изменения обеспечиваются в первую очередь техноло-

гически — «электронными информационными ресурсами глобального масштаба, доступными каждому с любого места и в любое время» [3]. Возможности технологий реализуются в рамках действия ряда актуальных тенденций — информатизации, виртуализации, цифровизации, глобализации, индивидуализации, коммерциализации, что умножает их результаты и последствия многократно.

Надо сказать, что проблема качественных изменений жизни под воздействием развития медиа была провидчески поставлена еще в 1960-е годы канадским ученым М. Маклюэном (у нас становится широко известным в 2000-е годы). Результат увеличения количества медийных средств, их скорости и охвата все более значительной аудитории он обозначил как «расширение человека» [4], что по-русски было бы естественней, как кажется, назвать расширением его коммуникативных и цивилизационных возможностей. Однако только сейчас, при современном уровне развития медиа, можно буквально воочию наблюдать те массовые качественные изменения социальной жизни, которые определяются медиа и касаются буквально каждого.

Как показывает анализ публикаций, к понятию медиатизации прибегают в отечественной медиало-гии, философии, социологии. При этом одни авторы пользуются этим понятием постоянно [5], для других оно входит в число аксиоматических [6], третьи рассматривают феномен медиатизации, выдвигая на первый план ее коммуникативную природу [7] и тесную связь с фукционированием социальных институтов [8]. Самым распространенным оказывается изучение медиатизации отдельных сфер — главным образом, культуры [9], политики [10], права [11], а также спорта [12], рекламы [13]. Понятно, что исследователи отдельных сфер обсуждают и стратегии изучения этого феномена, так, по отношению к рекламе предложено изучать медиатизацию в следующих аспектах: технологических преобразований, институциональных преобразований, организации содержания сообщения, активность и экспериментальность практик медиапотребления [14].

Сегодня важна не только констатация проявлений и последствий медиатизации, но и выработка стратегий ее исследования. Хотя общепринятой концепции медиатизации во всей полноте ее проявлений еще не предъявлено, можно, опираясь на опыт ее исследования и высказанные идеи, наметить программу изучения медиатизации в рамках медиалингвистики. Такой подход обусловлен коммуникативной природой медиатизации и тем, что именно в разных моментах медиакоммуникации выявляется новизна и специфика новых социальных обстоятельств, условий и последствий медиатизации.

Методологической основой такого исследования могут стать принципы медийного речеведения, предполагающие инструментарий для последовательного рассмотрения медиареальности с учетом факторов автора и адресата, сферы и фактуры речи, жанра текста [15]. При опоре на нее медийная практика предстает во всем спектре ее разнообразных параметров, при этом в центре внимания оказывается

медиатекст, который понимается максимально широко — во всем фактурном и жанровом разнообразии, включая не только классические журналистские произведения, но и тексты рекламы, пиар-коммуникаций, блоги и реплики в социальных сетях. Это означает, что медиатекст рассмаривается как элемент медиа-продукции, обращающейся в медиасфере.

Организующим исследование становится понятие сферы речи (общения, коммуникации), что согласуется с накопленным опытом «посферного» изучения медиатизации. При этом важно выявить весь круг сфер коммуникации, для которых проявления медиатизации приобрели социально значимые черты, ощущаются участниками и заставляют их менять свое коммуникативное поведение. Наиболее интересными на сегодняшнем уровне понимания проблемы представляются сферы образования, религиозного общения, спорта и потребления как наиболее существенные для жизни современного человека. При этом последняя осмысляется максимально щироко — с включением в нее таких подсфер, как гастрономическая и физическая культура, досуг и путешествия как его неотъемлемая часть.

Даже на первом этапе разработки проекта становится понятным, что медиатизацию следует изучать в двух измерениях — социальном и личностном. В первом — открывается характер изменений для общества в целом, управления им и организации его жизни. Во втором можно проследить изменения жизненного уклада личности, располагающей возможностями встроиться в современные коммуникации и существенного изменить характер своей жизни. Современный «медийный человек», «ни экономическое, ни социальное, ни даже индивидуальное бытие» которого «невозмоно без участия в массовой коммуникации» [16], вынужден постоянно менять стратегии медиапотребления, расширять свои коммуникационные возможности, применять маневры для получения максимальной коммуникацинной выгоды или стать на путь медиааскезы [17].

Эмпирические наблюдения над медиареально-стью невозможно без таких методов, как дискурсный мониторинг [18], экспертного интервью, а также анкетного опроса. Особое место занимает метод сопоставительного исследования, которые активизируется в изучение разных сфер личной и социальной коммуникации, а также собственно языковых данных ме-диакоммуникации в разных культурах.

Общим принципом для изучения всех сфер в аспекте медиатизации оказывается принципом историчности, поскольку увидеть проявления медиатизации можно только тогда, когда мы сравниваем формы деятельности всех участников массовой коммуникации в «домедиатизацинные» время и в эпоху медиатизации. Так, например, жизнь студента еще двадцать лет назад проходила в основном в аудитории и библиотеке; сегодня она проходит в основном в интернете: именно там он находит литературу, через интернет общается не только с коллегами, обмениваясь инофмацией, но и преподавателями, получая от них задания и отсылая их в выполненном виде. В интернете же он получает методическую информацию, вы-

ложенную на университетском портале, там узнает расписание занятий и сведения об университетских событиях.

Сопоставление различных сфер на предварительном этапе исследования показывает, что они по-разному «переживают» медиатизацию — и по времени, и по темпам, и по характеру изменений, которые она вызывает. Так, видимо, одной из первых стала медиатизироваться сфера спорта: уже в 1960 годы болельщики получили возможность синхронно воспринимать происходящее на футбольном поле — через радиотрансляции и репортажи; эффект присутствия усилился с появлением телевизионных трансляций и репортажей. Сегодня болельщик может выбрать то спортивное событие, которое ему интересно, с помощью интернет-телевидения, высказать свое мнение о присходящем в режиме реального времени. При этом меняются и требования к тем, кто комментирует спортивные события.

Изучение медиатизации не предполагает ее апологетики, ведь даже на лингвистическом уровне видна ее амбивалентность: она привносит в жизнь общества и отдельного человека как позитивные, так и негативные моменты. Сегодня об интернет-зависимости говорят как психическом заболевании [19]; отмечают утрату современными людьми навыков общения в реальности. Парадоксальная ситуация: коммуникация наносит вред коммуникативности, но это одно из проявлений медиатизации. Медиалингви-стическая рефлексия амбивалетности медиатизации разных сфер жизни необходима и для выработки критериев безопасного существования в медиатизиро-ванном обществе. А она невозможна без обращения к психологии, а также к понятиям социологии, экономики и других научных дисциплин, что сделает проект междисциплинарным.

Такая установка согласуется с методологическими принципами отечественных медийных исследований, которые только складываются, но уже обнаруживают такие специфические черты, как «междис-циплинарность, целостность, историчность, культу-рологичность, инновационность, внимание к региональной специфике в контексте национального» [20]. Изучение медиатизации в них занимает все более заметное место, что можно рассматривать как свидетельство актуальности предлагаемого проекта.

1. Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. Oxford, 1990. Цит. по: Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М., 2013. С. 44. Ним Е.Г. Анализ роли медиа в обществе: медиация vs медиатизация // Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы IX международной научно-практической конф., 18-20 окт. 2012 г. / Под ред. Р.П.Баканова. В 2 т. Т. 1. Казань, 2012. С.316-324.

2. Андрианова Т.В., Ракитов А.И. Современные тенденции информатизации и медиатизации общества: Научно-аналитический обзор. М., 1991. 115 с.

3. Моргунов А.А. Процессы медиатизации в современной культуре: сущность и последствия [Электр. ресурс] // Вестник ТвГУ. Серия «Философия». 2013. Вып. 4. С. 3038. URL: http://eprints.tversu.ru/4226/30-38.pdf (дата обра-

щения: 01.09.2015).

4. Маклюэн М.Г. Понимание медиа: Внешнее расширение человека / Пер. с англ. В.Николаева. М., 2007. 464 с.

5. Вартанова Е.Л. О современных медиа и журналистике. Заметки исследователя. М., 2015. 133 с.

6. Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество: Академические монографии. М., 2014. 346 с.

7. Шаронов Д.И. О коммуникативном смысле медиатизации // Вестник ВГУ. Серия Филология. Журналистика. 2008. № 2. С. 234-239.

8. Дзялошинский И.М. Указ. соч.

9. Клушина Н.И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль [Электр. ресурс] // Русская речь. 2014. № 1. URL: http://russkayarech.ru/files/issues/2014/1/Klushina%2066-73.pdf (дата обращения: 01.09.2015); Жилинская Т.С. Медиа, медиасреда, медиатизация в контексте современной культуры [Электр. ресурс]. URL: http://inftinculture.blogspot.ru/2010/10/blog-post.html (дата обращения: 01.09.2015); Воропай Т.С., Тягло Е.А. Медиатизация культуры и литература (опыт сравнительного анализа двух текстов) [Электр. ресурс] // Ученые записки Таврического университета имени В. И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». 2012. Т. 24. № 4. С.121-132. URL: http://sn-philcultpolsoc.crimea.edu/arhiv/2012/ uch_24_4filosof/015 voro.pdf (дата обращения: 01.09.2015); Моргунов А.А. Указ. соч.

10. Воинова Е.А. Медиатизированная политическая коммуникация: Способ медийного искажения политики или способ организации дискурса? [Электр. ресурс] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2006. №6. URL: http://www.nordicmedia.ru/Pages/RU/AllPictures/PDFs/Proj ects/Voinova1.pdf (дата обращения: 01.09.2015); Она же. Российская медиатизированная политика: соотношение сильных и слабых сторон [Электр. ресурс] // Современная пресса: теория и опыт исследования. М., 2007. URL: http://nordicmedia.ru/Pages/RU/AllPictures/ PDFs/Projects/Voinova2.pdf (дата обращения: 01.09.2015); Она же. СМИ в контексте медиатизации политики // СМИ в меняющейся России: коллективная монография. М., 2010. С. 260-275.

11. Третьякова О.В. Медиатизация правовой жизни общества: pro et contra [Электр. ресурс] // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1346927620_6255.pdf (дата обращения: 01.09.2015).

12. Гутцайт Р.Л. Спортивное комментирование и его роль в телевизионной медиатизации (на примере спортивных каналов НТВ ПЛЮС ФУТБОЛ) // Проблемы современной журналистики: Материалы межвузовской конференции, посвященной 50-летию РУДН. М.: РУДН, 2010. С. 154-157.

13. Коломиец В.П. Медиатизация рекламы // Российский рекламный ежегодник 2009 / Общ. ред. В.П.Коломиец. М., 2010. С.8-18.

14. Там же.

15. Шмелева Т.В. Медийное речеведение [Электр. ресурс]. URL:

http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1394527055_0816. pdf (дата обращения: 01.09.2015).

16. Вартанова Е.Л. СМИ и журналистика в постиндустриальном обществе // Медиаскоп. 2009. Вып. 2 [Электр. ресурс]. URL: http://www.mediascope.ru/node/352 (дата обращения: 01.09.2015). См. также: Мансурова В.Д. «Медийный» человек как проекция дигитальной онтологии [Электр. ресурс] // Известия Алтайского гос. ун-та. 2010. № 2-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mediynyy-chelovek-kak-proektsiya-digitalnoy-ontologii (дата обращения: 01.09.2015); Она же. «Медийный» человек российской провинции: динамика социального взаимодействия. Барнаул, 2011. 207 с.

17. Еремина Д. Медиааскетизм. Как перестать смотреть сериалы и начать жить // Модный Петербург [Электр. ресурс]. URL: http://modny.spb.ru/articles/mediaasketizm (дата обращения: 01.09.2015).

18. Новгородское медиаполе: опыты лингвистических исследований. Великий Новгород, 2015. 224 с.

19. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 90-100.

20. Вартанова Е.Л. О современных медиа... С. 54.

References

1. Thompson J.B. Ideology and Modern Culture. Critical Social Theory in the Era of Mass Communication. Oxford, 1990. Cit. po: Dzjaloshinskij I.M. Mediaprostranstvo Rossii: kommunikacionnye strategii social'nyh institutov [The media space of Russia: communication strategies of social institutions]. Moscow, 2013., p. 44. See also: Nim E.G. Analiz roli media v obshhestve: mediacija vs mediatizacija [Analysis of the role of media in society: mediation vs. mediatization]. Proc. of int. conf. "Informacionnoe pole sovremennoj Rossii: praktiki i jeffekty" in 2 vols, vol. 1. Kazan', 2012, pp. 316-324.

2. Andrianova T.V., Rakitov A.I. [Modern trends of Informatization and mediatization of society: research and analytical review]. Moscow, 1991. 115 p.

3. Morgunov A.A. [The processes of mediatization in contemporary culture: the nature and consequences]. Vestnik TvSU, Philosophy series, 2013, iss. 4, pp. 30-38. Available at: http://eprints.tversu.ru/4226/30-38.pdf (accessed 01.09.2015).

4. McLuhan M.G. Understanding media: The extentions of man. New York, 1964 (Russ. ed.: Moscow, 2011. 464 p.).

5. Vartanova E.L. O sovremennyh media i zhurnalistike. Zametki issledovatelja [About modern media and journalism. Notes of the researcher]. Moscow, 2015. 133 p.

6. Frolova T.I. Gumanitarnaja povestka rossijskih SMI. Zhurnalistika, chelovek, obshhestvo [The humanitarian agenda of the Russian media. Journalism, people, society]: Akademicheskie monografii. Moscow, 2014. 346 p.

7. Sharonov D.I. O kommunikativnom smysle mediatizacii [About the communicative meaning of mediatization]. Vestnik VSU, Philology and media series, 2008, no. 2, pp. 234-239.

8. Dzjaloshinskij I.M. Ibid.

9. Klushina N.I. [The mediatization of contemporary culture and Russian national style]. Russkaja rech', 2014, no. 1. Available at: http://russkayarech.ru/files/issues/2014/1/ Klushina%2066-73.pdf (accessed 01.09.2015); Zhilinskaja T.S. [Media, media environment , mediatization in the context of modern culture]. Available at: http://inftinculture.blogspot.ru/2010/10/blog-post.html (accessed 01.09.2015); Voropaj T.S., Tjaglo E.A. [The mediatization of culture and literature (the experience of comparative analysis of two texts)]. Uchenye zapiski Tavricheskogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo, Serija „Filosofija. Kul'turologija. Politologija. Sociologija", 2012, vol. 24, no. 4, pp. 121-132. Available at: http://sn-

philcultpolsoc.crimea.edu/arhiv/2012/uch_24_4filosof/015_v oro.pdf (accessed 01.09.2015); Morgunov A.A. Ibid.

10. Voinova E.A. Mediatizirovannaja politicheskaja kommunikacija: Sposob medijnogo iskazhenija politiki ili sposob organizacii diskursa? [Mediatisied political communication: the way the media distort policy or method of discourse analysis?]. Vestn. Mosk. un-ta, ser. 10, Zhurnalistika, 2006, no. 6. Available at: http://www.nordicmedia.ru/Pages/RU/AllPictures/PDFs/Proj ects/Voinova1.pdf (accessed 01.09.2015); Same author. [Mediatisied Russian politics: the balance between strengths and weaknesses]. Sovremennaja pressa: teorija i opyt issledovanija. Moscow, 2007. Available at: http://nordicmedia.ru/Pages/RU/AllPictures/PDFs/Projects/V oinova2.pdf (accessed 01.09.2015); Same author. [The media in the context of the mediatization of politics]. SMI v menjajushhejsja Rossii. Kollektivnaja monografija. Moscow, 2010, pp. 260-275.

11. Tret'jakova O.V. [Mediatization legal life of society: pro et contra]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta, ser. Gumanitarnye i social'nye nauki, 2011, no. 1. Available at: http://jf.spbu.ru/upload/files/ file_1346927620_6255.pdf (accessed 01.09.2015).

12. Gutcajt R.L. [Sports commentary, and his role in the TV mediatization (for example, sports channels NTV Plus Football)]. Proc. of int. conf "Problemy sovremennoj zhurnalistiki". Moscow, RUDN Publ., 2010, pp. 154-157.

13. Kolomiec V.P. [Mediatization advertising]. Rossijskij reklamnyj ezhegodnik 2009. Moscow, 2010, pp. 8-18.

14. Ibid.

15. Shmeleva T.V. [The media speechlogy]. Available at: http://medialing.spbu.ru/upload/files/file_1394527055_0816. pdf (accessed 01.09.2015).

16. Vartanova E.L. [Media and journalism in post-industrial society]. Mediaskop, 2009, iss. 2. Available at: http://www.mediascope.ru/node/352 (accessed 01.09.2015). See also: Mansurova V.D. ["Media" person as a projection of digital ontology]. Izvestija Altajskogo gos. un-ta, 2010, no. 22. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/mediynyy-chelovek-kak-proektsiya-digitalnoy-ontologii (accessed 01.09.2015); Same author. ["The media" people of the Russian province: the dynamics of social interaction]. Barnaul, 2011. 207 p.

17. Eremina D. [Mediaaccess. How to stop watching serials and start living]. Modnyj Peterburg. Available at: http://modny.spb.ru/articles/mediaasketizm (accessed 01.09.2015).

18. [The Novgorodian media field: experiences of linguistic research]. Velikij Novgorod, 2015. 224 p.

19. Vojskunskij A. E. [Actual problems of psychology internet addiction]. Psihologicheskij zhurnal, 2004, vol. 25, no. 1, pp. 90-100.

20. Vartanova E.L. [About modern media.... ], p. 54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.