ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
2023, № 12 (декабрь) Раздел 5.8. Педагогика
ART 231124 DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11124 УДК 378.147
Развитие спонтанной иноязычной диалогической речи через геймификацию студентов высшей школы
Development of spontaneous foreign language dialogic speech through gamification among high school students
Автор статьи
L
Author of the article
Габдуллина Алсу Шарифуллаевна,
старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected] ORCID: 0000-0002-6239-1583
Alsu Sh. Gabdullina,
Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, St. Petersburg, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0002-6239-1583
Конфликт интересов
I
Conflict of interest statement
Конфликт интересов не указан Для цитирования
Conflict of interest is not declared
For citation
Габдуллина А. Ш. Развитие спонтанной иноязычной диалогической речи через геймификацию студентов высшей школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 12. - С. 34-46. - URL:
https://e-koncept.ru/2023/231124.htm. 10.24412/2304-120X-2023-11124
DOI:
A. Sh. Gabdullina, Development of spontaneous foreign language dialogic speech through gamification among high school students // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 12. - P. 34-46. -URL: https://e-koncept.ru/2023/231124.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11124
Поступила в редакцию Received 11.10.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 22.11.23
Принята к публикации Accepted for publication 22.11.23 Опубликована Published 30.12.23
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Габдуллина А. Ш., 2023
Аннотация
Актуальность работы заключается в настоятельной необходимости развития умений общаться на иностранном языке, что улучшает коммуникативные способности, обогащает межкультурный опыт и обеспечивает легкую адаптацию к новым языковым средам. Игровые методики делают обучение более интересным и эффективным, особенно для детей и молодежи. Кроме того, такие методики могут способствовать разработке инновационных образовательных подходов. Поэтому исследования в этой области остаются актуальными и имеют потенциал значительно обогатить сферу образования и международных взаимодействий. Цель данного исследования заключается в более глубоком исследовании влияния геймификации на развитие спонтанной диалогической речи у учащихся, изучающих иностранные языки. Конкретные аспекты цели исследования подразумевают определение методологических и психологических аспектов при создании эффективных образовательных программ. Данное исследование включает в себя ряд этапов и подходов для достижения цели изучения влияния геймификации на развитие спонтанной диалогической речи. Результаты большого количества исследований показывают положительное влияние геймификации на процесс развития спонтанной иноязычной диалогической речи. Студенты, вовлеченные в игровой обучающий процесс, демонстрируют увеличение мотивации и интереса к изучению языка. Они также часто достигают лучших результатов в сравнении с традиционными методами обучения. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует расширению наших знаний о методах и подходах к развитию спонтанной иноязычной диалогической речи. Это позволяет лучше понять, как геймификация влияет на усвоение иностранного языка и формирование коммуникативных навыков, что может обогатить область прикладной лингвистики и образования, способствуя разработке новых образовательных программ и методик. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применены в образовательных учреждениях и курсах изучения иностранных языков. Они предоставляют учителям и преподавателям ценные инструменты для развития навыков свободного общения на иностранном языке среди учеников. Это также имеет практическое применение в межкультурных и международных коммуникациях, улучшая способность людей эффективно и натурально общаться на разных языках в различных сферах деятельности.
Ключевые слова
Abstract
The relevance of the work lies in the urgent need to develop the ability to communicate in a foreign language, which improves communication skills, enriches intercultural experience and provides easy adaptation to new language environments. Game techniques make learning more interesting and effective, especially for children and young people. In addition, such methods can contribute to the development of innovative educational approaches. Therefore, research work in this area remains relevant and has the potential to significantly enrich the field of education and international cooperation. The purpose of this study is to examine thoroughly the influence of gamification on the development of spontaneous dialogic speech in students studying foreign languages. Specific aspects of the purpose of the study include: determination of methodological and psychological aspects in working out effective educational programs. This study includes a number of stages and approaches to achieve the goal of studying the influence of gamification on the development of spontaneous dialogic speech. The results of a large number of studies show a positive effect of gamification on the development of spontaneous foreign-language dialogic speech. Students involved in the game learning process demonstrate an increase in motivation and interest in learning the language. They also often achieve better results compared to traditional learning methods. The theoretical significance of the study lies in the fact that it contributes to the improvement of our knowledge about methods and approaches to the development of spontaneous foreign-language dialogic speech. This allows us to better understand how gamification affects the acquisition of a foreign language and the formation of communication skills, which can enrich the field of applied linguistics and education, contributing to the development of new educational programs and techniques. The practical significance of the research lies in the fact that its results can be applied in educational institutions and foreign language courses. They provide teachers and instructors with valuable tools for developing the skills of free communication in a foreign language among students. It also has practical application in intercultural and international communication, improving the ability of people to communicate effectively and naturally in different languages in various fields of activity.
Key words
геймификация, игровые техники, мотивация, спонтанная речь, диалогическая речь
gamification, game techniques, motivation, spontaneous speech, dialogic speech
Благодарности
_ Acknowledgements
Автор выражает благодарность своему научному руководителю Рубцовой Анне Владимировне - доктору педагогических наук, профессору, директору высшей школы лингвистики и педагогики гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
The author expresses gratitude to her scientific supervisor Anna V. Rubtsova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Director of the Higher School of Linguistics and Pedagogy at the Humanities Institute of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.
Введение / Introduction
Спонтанная диалогическая иноязычная речь представляет собой уникальный феномен в области языковой коммуникации, который возникает в момент общения между носителями разных языков. Этот вид речи не подчиняется жестким правилам
и сценариям, что делает его особенно интересным для лингвистов и исследователей культурной коммуникации. В данном контексте спонтанная диалогическая иноязычная речь становится объектом изучения, позволяющим понять процессы взаимопонимания и адаптации в разноязычных средах, а также раскрывает множество аспектов влияния культурных особенностей на языковую практику. Считается, что наиболее эффективным методом обучения спонтанной иноязычной речи является коммуникативный тренинг или ролевая игра [1].
Игры в контексте обучения иностранным языкам не только делают процесс обучения более интересным, но и способствуют развитию спонтанной диалогической речи. В процессе игры учащиеся часто оказываются в ситуациях, где им нужно быстро и естественно общаться на иностранном языке. Это требует активного использования изученного материала и создает стимул для спонтанных высказываний.
Благодаря геймификации, как отмечает Ю. Я. Пучкова, студенты могут учиться не только правильной грамматике и словарному запасу, но и тонкостям языковой практики [2]. Они могут понимать культурные нюансы и особенности общения на иностранном языке, что существенно обогащает их способность проводить спонтанные диалоги с носителями языка.
Согласно А. К. Марковой, геймификация в обучении также способствует уменьшению страха перед общением на иностранном языке, так как игры создают непринужденную атмосферу и позволяют ошибаться без страха перед осуждением [3].
Это, в свою очередь, способствует более свободной и спонтанной речи. Сочетание спонтанной диалогической речи и игровых техник в обучении иностранным языкам является мощным инструментом для развития коммуникативных навыков. Оно позволяет учащимся не только освоить язык, но и научиться использовать его в реальных ситуациях, делая обучение более эффективным и увлекательным.
Во-первых, развитие навыков спонтанной диалогической речи играет важную роль в формировании полноценной языковой компетенции. Ответы в реальных разговорных ситуациях требуют навыков быстрого и точного реагирования на собеседника и понимания сложных языковых нюансов. Эти навыки являются основой успешного общения на иностранном языке независимо от цели этого общения, будь то работа, учеба или культурный обмен [4].
Во-вторых, игровые техники предоставляют эффективные инструменты для обучения. Структурированные игры и задания делают процесс обучения более интересным и мотивирующим для студентов [5].
Они создают атмосферу, в которой учащиеся могут практиковать язык без стресса, что способствует более глубокому и устойчивому усвоению материала.
В-третьих, в условиях глобализации и миграции умение общаться на нескольких языках становится жизненной необходимостью. Развитие навыков спонтанной диалогической речи позволяет легче адаптироваться к новой культурной и языковой среде, обогащает межкультурный опыт и способствует более гармоничным международным взаимодействиям [6].
В-четвертых, игровые методики особенно важны в образовании детей и молодежи. Они позволяют развивать навыки иностранной речи естественным образом, а также могут положительно сказываться на их академическом успехе и будущей карьере [7].
Специфика обучения спонтанной диалогической иноязычной речи в значительной мере проявляется через текст, а геймификация может добавить интересный элемент в этот процесс. Она наиболее ярко выявляет фонетические, лексические,
грамматические особенности спонтанной речи, превращая их в игровые задачи и вызовы. Текст диалога, преобразованный с использованием геймификации, становится не только необходимым конечным продуктом речевой деятельности, но и увлекательным инструментом, в котором сконцентрированы знания, навыки и умения диалогического общения, способствующие более эффективному обучению.
Исследования в области развития спонтанной диалогической речи через игровые техники имеют потенциал для разработки новых образовательных методик и технологий, которые могут оптимизировать процесс обучения и подготовить людей к вызовам современного мира.
Обзор литературы / Literature review
Геймификация - это современный метод, который превращает учебный процесс в увлекательное приключение. Одним из главных преимуществ геймификации является ее способность максимизировать мотивацию и вовлеченность студентов. Когда обучение превращается в игру, студенты стремятся достичь целей, зарабатывать баллы и побеждать в соревнованиях.
Но геймификация делает гораздо больше, чем просто мотивирует студентов. Она также способствует развитию критического мышления. Учебные игры зачастую требуют от учеников анализа сложных ситуаций, принятия важных решений и разработки стратегии для достижения целей. Такие навыки являются неотъемлемой частью обучения и подготавливают студентов к решению реальных задач.
Кроме того, геймификация содействует развитию социальных навыков. Многие образовательные игры предполагают сотрудничество между студентами и коммуникацию. Это помогает формировать навыки сотрудничества, лидерства и эффективной коммуникации.
И конечно же, для изучения иностранных языков геймификация особенно эффективна. Игры требуют от студентов спонтанных диалогов и реакций на различные ситуации, что способствует развитию навыков спонтанной речи и понимания иностранного языка.
Именно определение С. Детердингом стало наиболее распространенным и широко используемым. Он определил геймификацию как «использование элементов дизайна игр в контекстах, не связанных с играми» [8]. В 2011 году К. Вербах развил определение «геймификация». Он утверждает, что геймификация представляет собой подход, который применяет игровые элементы и методики для решения задач, которые изначально не имеют непосредственного отношения к играм, например, для достижения целей, таких как приобретение новых знаний и навыков [9].
Впервые геймификация в образовании начала активно применяться в 2010-х годах. Этот подход стал более популярным и распространенным как средство улучшения образовательных процессов и мотивации учащихся. Этот термин стал широко использоваться после выпуска монографии американского педагога М. Поренски в 2008 году, а позже и К. Каппа в 2012 году. По утверждению Поренски, геймификация помогает трансформировать способы построения учебной деятельности с помощью использования лишь элементов игры (очки, правила, соревновательность) [10]. Согласно К. Каппу, геймификация - это «внедрение игровых технологий в неигровые процессы, в том числе в образование» [11].
В работе B. И. Безымянцевой анализируется понятие геймификации в контексте обучения английскому языку как форме взаимодействия, которая перенимает элементы взаимодействия «геймеров» с видеоиграми и применяет их в образовательной среде с
целью улучшить процесс обучения и влиять на поведение учащихся [12]. Согласно С. В. Титовой и К. В. Чикризовой, в контексте обучения английскому языку в неязыковых высших учебных заведениях именно через использование геймификации достигается повышение эмоциональной вовлеченности, что, в свою очередь, улучшает способность студентов более эффективно усваивать учебный материал [13].
М. В. Василиженко, Е. А. Короткова и В. С. Мухаркина отмечают, что геймифи-кация в процессе обучения иностранным языкам представляет собой средство для стимулирования вовлеченности, интереса, взаимодействия и сотрудничества среди студентов через разнообразные неформальные формы коммуникации [14].
Студенты могут не проявлять большого интереса к формированию коммуникации. Они могут считать, что язык является всего лишь средством обучения, временным инструментом, и не считать его серьезным препятствием для усвоения профессиональных знаний и навыков. Однако использование геймификации может стать не только фактором, усиливающим мотивацию студентов [15], но и средством для одновременного развития свободной разговорной и профессиональной речи. Согласно Б. С. Волкову, умение свободно вести разговор на различные темы является сложной, многогранной деятельностью, имеющей свои мотивы, способы, формы и цели [16].
Игры уже давно перестали быть методом обучения, ориентированным только на детей, и могут быть применены в сложных образовательных средах, а также в ситуациях, когда студенты стремятся быстро достичь хороших результатов. Этот метод обучения позволяет решить различные психологические проблемы, смягчить культурный и языковой шок в начале обучения, повысить мотивацию и сплотить студентов в группу, а также позволяет им чувствовать себя более свободно.
Необходимо помнить о главных принципах в процессе обучения спонтанной диалогической речи: коммуникативная направленность, когда учебный процесс направлен на развитие коммуникативных навыков; ситуативность, когда в процессе обучения учитываются различные ситуации; учет родного языка, когда в процессе обучения иностранному языку родной язык студента используется как основа для понимания и порождения речи на иностранном языке; сознательность и творческая активность, когда учебный процесс сбалансирован между преподавателем и креативностью студента; наглядность - при обучении студент ориентирован на визуальные и наглядные методы для эффективного усвоения и закрепления материала [17, 18].
Использование геймификации в обучении спонтанной диалогической иноязычной речи представляет собой увлекательный и эффективный подход. Это позволяет создать среду, в которой студенты могут практиковать разговорные навыки в игровой форме, стимулирует их активное участие и вовлеченность. Геймификация может включать элементы соревнований, ролевых игр, задач с уровнями сложности и награды, что способствует мотивации учащихся к активной роли в диалоге [19]. Этот подход также помогает развивать спонтанность и уверенность в общении на иностранном языке, что является важным аспектом обучения речи.
Стоит отметить, что геймификация отличается от понятия «игра». Она включает в себя использование некоторых игровых элементов с целью достижения профессиональных задач, а не для развлечения, в то время как игра представляет собой абстрактную ситуацию с определенными ролями и правилами, которым участники следуют для достижения конкретных результатов, не всегда связанных с образовательными или рабочими целями. Геймификация также отличается от многих игровых практик,
таких как традиционные игры, ролевые игры и симуляции, поскольку она не трансформирует реальность в игру, а оставляет ее неизменной, предоставляя игровые элементы, которые взаимодействуют с этой реальностью [20]. Это помогает учащимся чувствовать себя более уверенно и комфортно в реальных разговорных ситуациях.
Учебный процесс также может рассматриваться с точки зрения игровых технологий, которые используются для повышения интереса к образовательной программе, улучшения усвоения теоретического материала и понимания того, как данный материал может быть применен на практике [21]. Через различные игры и сценарии студенты могут погрузиться в реальные обстановки и применить свои навыки разговорной речи в жизни.
Геймификация способствует развитию навыков общения, таких как слушание, артикуляция и восприятие речи. В игровой среде студенты вынуждены общаться, что способствует развитию их способности выражать свои мысли на иностранном языке. Геймификация позволяет студентам экспериментировать и делать ошибки без страха перед критикой [22]. Ошибки становятся частью обучения, и учащиеся могут учиться на них, улучшая свои навыки речи.
Один из важных факторов, способствующих успешному развитию спонтанной иноязычной речи, заключается в способности к творчеству, то есть к созданию новых оригинальных и креативных идей [23]. В прошлом креативность рассматривалась как уникальный дар отдельных талантливых личностей, но в современном обществе ее считают неотъемлемой характеристикой для развития спонтанной диалогической иноязычной речи. В рамках геймификации учащиеся часто сталкиваются с неожиданными ситуациями, где им приходится быстро реагировать и использовать знания языка. Это способствует развитию спонтанной и креативной речи [24].
Диалогическая иноязычная речь как самый распространенный вид общения обладает сложностью и разнообразием и может помочь преодолеть множество проблем при изучении основ общения на иностранном языке. Поэтому обучение диалогической речи на начальных этапах образования становится особенно важным. Эти умения и навыки, без сомнения, будут полезны студентам - впоследствии специалистам в различных отраслях.
Самым естественным способом обмена устной информацией является диалогическая речь, которую, согласно А. Н. Щукину, можно определить как совместное общение двух или более собеседников, в ходе которого они последовательно выражают свои мысли на определенную тему с коммуникативной целью [25].
Когда речь идет о характерных чертах диалогической речи, можно выделить следующие коммуникативные особенности: 1) изменение коммуникативных ролей в процессе общения, что предполагает чередование ролей слушающего и говорящего между участниками, поскольку диалог представляет собой непрерывное общение, характеризующееся сменой высказываний, порождаемых одно другими; 2) привязанность к определенной речевой ситуации [26].
Диалогическая речь может включать как запланированные беседы, так и неформальные разговоры.
Когда речь идет об изучении иностранного языка, диалогическая речь играет важную роль в формировании навыков общения. Учащиеся часто начинают с изучения базовых фраз и выражений, которые помогают им в начальных диалогах. Однако, чтобы действительно овладеть иностранным языком, необходимо перейти от формализованных диалогов к более спонтанным и натуральным разговорам.
Спонтанная диалогическая иноязычная речь представляет собой более высокий уровень мастерства в иностранном языке. Это форма общения, где участники способны мгновенно и гибко реагировать на разнообразные ситуации и вопросы. В отличие от предварительно подготовленных диалогов, спонтанная речь требует от учащихся умения выражать свои мысли на лету, независимо от того, как сложными могут быть вопросы или темы.
Переход от формализованных диалогов к спонтанной диалогической иноязычной речи - это ключевой этап в процессе обучения иностранному языку. Он позволяет учащимся не только говорить на языке, но и понимать носителей языка в различных жизненных ситуациях и общаться с ними естественным и уверенным образом.
Как подчеркивает Г. М. Вишневская, спонтанная речь отличается естественностью и проявляется как самопроизвольное общение. Ее ключевые черты включают неподготовленность, непринужденность, непосредственность инициативность и свободное использование языковых выразительных средств [27].
Спонтанная речь представляет собой разговорную форму общения, где выражение мыслей происходит в естественной обстановке. Важно понимать, что для успешной спонтанной речи необходим не только обширный словарный запас и знание грамматики, но и инициативность. Без этих компонентов человек не сможет свободно общаться на языке и не будет готов к неожиданным иноязычным диалогам [28].
Характерной особенностью спонтанной диалогической речи является то, что она формируется в момент высказывания, без предварительной подготовки. Спонтанная речь отличается инициативностью, неподготовленностью и натуральным ритмом, при этом она позволяет свободно использовать различные языковые формы. Ее результатом часто становятся моментальные диалогические высказывания, которые А. А. Савтырева описывает как «речевые произведения монологического характера, длиной более одного простого предложения, порождаемые в ответ на внешний стимул или как реакция на высказывание другого человека в ходе диалога» [29].
Из этого определения следует, что спонтанная речь в значительной степени зависит от текущей обстановки общения и целей коммуникантов в данном контексте. Подобное высказывание обладает связной структурой и значимым содержанием, соответствует логическим и языковым требованиям и представляет собой устойчивую лингвистическую единицу [30].
Таким образом, геймификация может быть весьма эффективным средством для развития спонтанной диалогической иноязычной речи и мощным инструментом для максимизации обучения и развития навыков студентов в различных областях. Она добавляет элементы игры и развлечения в процесс обучения, что может сделать путь к свободному и непринужденному общению на иностранном языке более увлекательным и эффективным.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Исследование нацелено на изучение влияния геймификации на развитие спонтанной диалогической иноязычной речи у учащихся, изучающих английский язык. Спонтанная речь является важным элементом коммуникативной компетенции и требует способности выражать свои мысли на иностранном языке непринужденно и в реальном времени. Геймификация представляет собой стратегию обучения, использующую элементы игры для мотивации и вовлечения учеников в образовательный процесс.
Использованы методы сравнительного анализа между группой студентов, обучающихся с использованием геймификации, и контрольной группой, чтобы оценить разницу в их способности к спонтанной диалогической речи.
Применяется анализ мотивации и степени вовлечения учеников в процесс обучения с использованием геймификации и их влияния на развитие спонтанной речи, а также проводится анализ того, насколько геймификация может создать атмосферу, способствующую более свободной спонтанной диалогической речи.
Исследование включает в себя разработку и адаптацию игровых сценариев, которые специально нацелены на развитие спонтанной диалогической иноязычной речи. Эти сценарии анализировались с точки зрения их эффективности и реалистичности.
Использовались разнообразные методы анализа, в том числе опросы и наблюдения, для оценки результатов исследования.
Методологическая база исследования включает в себя комплексный подход к изучению влияния геймификации на развитие спонтанной диалогической иноязычной речи. Результаты исследования могут способствовать разработке более эффективных методов обучения иностранным языкам и улучшению коммуникативных навыков учащихся.
Результаты исследования / Research results
Основной концепт спонтанной диалогической речи на иностранном языке - это создание атмосферы сотрудничества и мотивация развития речевых, когнитивных и творческих навыков через геймификацию. Согласно Н. Д. Гальсковой и Н. Г. Гез, эффективное устное общение во многом зависит от желания вступить в контакт [31]. Применение методов диалоговой технологии через геймификацию способствует развитию навыков общения, формированию важных социальных качеств личности и мотивации изучения иностранного языка. Развитие спонтанной диалогической речи через геймификацию создает необходимые условия для стимуляции когнитивной и речевой активности учащихся.
Не можем не согласиться с Е. Н. Григорьевой, А. Г. Абрамовой, Т. Ю. Гурьяновой, которые утверждают, что способность проводить спонтанный диалог на иностранном языке, без предварительной подготовки, представляет собой сложное достижение, важное как в педагогическом, так и в практическом контексте [32]. Стремление к владению этим навыком открывает новые горизонты обучения и общения, однако перед нами встает целый ряд методологических и психологических вызовов. При создании эффективных образовательных программ уделяется особое внимание данным аспектам. Рассмотрим некоторые из них.
Адаптация игровых элементов к обучению. Внедрение игровых элементов, таких как задачи, бонусы и соревнования, требует аккуратной адаптации к учебной среде. Важно соблюдать баланс между учебной целью и игровым элементом, чтобы не увлекаться игрой, забыв о ценности обучения.
Мотивация и учебный интерес. Геймификация может быть мощным мотивацион-ным инструментом, но не всегда одинаково эффективна для всех учащихся. Психологические различия и индивидуальные потребности должны учитываться при разработке геймифицированных программ.
Оценка и реакция на неудачи. В играх неизбежно возникают неудачи и ошибки. Важно учить учащихся использовать их как уроки, а не демотивирующие факторы. Правильное восприятие неудачи может быть сложной задачей.
Социальные аспекты и сотрудничество. Геймификация может способствовать соревновательной атмосфере, что может оказаться негативным для некоторых студентов. При этом важно уделять внимание сотрудничеству и взаимодействию между учащимися.
Интеграция в учебный план. Внедрение геймификации должно быть хорошо интегрировано в учебный план и согласовано с образовательными целями и стандартами.
Принимая во внимание вышесказанное, мы проанализировали упражнения, основанные на геймификации, которые полезны для развития спонтанной диалогической иноязычной речи, поскольку они создают учебную среду, которая объединяет обучение и развлечение. Учет индивидуальных потребностей и характеристик аудитории делает обучение более эффективным и мотивирующим. Была рассмотрена и проанализирована следующая система упражнений.
«Словесная эстафета». Студенты формируют круг, и каждому из них дается слово или фраза. Первый студент начинает рассказывать историю, используя свое слово или фразу. Затем он передает «эстафету» следующему студенту, который должен продолжить рассказ, включив свое слово. Это упражнение тренирует способность быстро адаптироваться к новым идеям и словам.
«Имитация интервью». Один студент играет роль интервьюера, а другой - роль известной личности или эксперта. Интервьюер задает вопросы, а известная личность отвечает на них в роли персонажа. Это помогает развивать навыки выразительности и способность отвечать на вопросы на ходу.
«Диалог с незнакомцем». Студенты образуют пары и играют роли незнакомцев, которые случайно встретились и начали разговор. Цель - поддерживать диалог и вести разговор с незнакомцем, придумывая истории и детали о своей вымышленной личности.
«Импровизация в стиле». Студенты играют короткие сцены в разных стилях (например, комедия, драма, научная фантастика). Это помогает развивать гибкость в общении и способность адаптировать свой стиль под разные ситуации.
Игровые упражнения для развития диалогической речи на иностранном языке должны включать в себя ситуации, в которых студенты должны использовать иностранный язык. Участие в диалоге должно быть важным условием для студентов, именно в этом случае студенты будут максимально задействованы и будут использовать все свои интеллектуальные и коммуникативные способности к спонтанному иноязычному общению [33].
При анализе данных упражнений мы отметили, что студенты с удовольствием изучают иностранный язык, а не просто учат его. Это объединяет обучение и развлечение, делая процесс обучения более привлекательным и мотивирующим.
Следует подчеркнуть, что геймификация стимулирует студентов к активному обмену идеями, улучшению навыков общения и развитию выразительности в разных ситуациях [34]. Система упражнений создает атмосферу, в которой студенты чувствуют себя более уверенно, способными к более свободной и спонтанной иноязычной коммуникации.
Важно отметить, что система упражнений должна быть отобрана согласно рабочей программе, уровню знаний иностранного языка и возрастным особенностям студентов [35]. Упражнения должны быть поступательными - от простого к сложному. Именно использование геймификации на занятиях английского языка позволяет сделать плавный переход от одного уровня к более сложному, повышая мотивацию студентов при развитии спонтанной диалогической речи [36].
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы, которые касаются влияния геймификации на развитие спонтанной иноязычной диалогической речи у студентов Гуманитарного института, Высшей школы лингводидактики и перевода Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:
1. При применении геймификации на занятиях по английскому языку студенты значительно улучшают способности к спонтанной диалогической речи. Они становятся более свободными в выражении своих мыслей на иностранном языке в реальном времени [37].
2. Геймификация стимулирует мотивацию студентов и углубляет их вовлеченность в учебный процесс. Интересные и интерактивные игровые сценарии мотивируют студентов активнее участвовать в диалогах и заданиях [38].
3. Благодаря атмосфере игры студенты чувствуют себя менее ограниченными и менее боятся допустить ошибки во время общения на иностранном языке [39]. Это способствует более свободному выражению мыслей.
В целом результаты анализа свидетельствуют о том, что геймификация оказывает положительное воздействие на развитие спонтанной иноязычной диалогической речи студентов Высшей школы. Игровой подход мотивирует студентов и создает благоприятную среду для уверенного общения на иностранном языке в различных ситуациях.
Заключение / Conclusion
Геймификация в обучении иностранным языкам имеет потенциал влияния на развитие спонтанной диалогической иноязычной речи у студентов. Этот метод обучения включает элементы игры и соревнования, которые могут сделать процесс изучения более интересным и мотивирующим.
Одним из ключевых способов, которыми геймификация влияет на развитие речи, является мотивация. Игры и сценарии создают конкурентные условия, стимулируя студентов активно участвовать в уроках и использовать иностранный язык. Это способствует формированию более сильной мотивации для развития речевых навыков.
Кроме того, геймификация часто включает в себя ситуации, требующие ролевой игры и общения на иностранном языке. Студентам предоставляется возможность вживаться в реальные обстановки, где они должны общаться и выражать свои мысли. Это улучшает способность к спонтанной реакции и адаптации к различным обстоятельствам, что является важной составляющей развития речи.
Геймификация также обеспечивает мгновенную обратную связь. В процессе игры студенты могут сразу видеть свои ошибки и исправлять их, что способствует более эффективному обучению. Они могут осознавать, как можно улучшить свою речь и совершенствовать ее на практике.
Таким образом, геймификация обогащает обучение иностранному языку, делая его более интересным и мотивирующим. Она помогает студентам развивать спонтанную диалогическую иноязычную речь путем создания среды, где учиться и применять новые навыки становится увлекательным и полезным процессом.
Ссылки на источники / References
1. Английский язык: практ. курс для магистрантов техн. профиля / Н. И. Алмазова и др. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 272 с.
2. Пучкова Ю. Я. Игры на уроках английского языка: метод. пособие. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. - C. 78.
3. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - С. 192.
4. Искрин С. А. Моделирование ситуаций общения в процессе обучения иностранному языку // ИЯШ. - 2004. -№ 2. - C. 95.
5. Васильева М. М. Условия формирования мотивации при изучении иностранного языка. - М.: Педагогика, 1988. - C. 131.
6. Ting-Toomey S. Communicating Across Cultures. - The Guilford Press, 1999. - 261 p.
7. Титова С. В., Чикризова К. В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал // Педагогика и психология образования. - М.: МПГУ, 2019. - № 1. - С. 135-153.
8. Deterding S., Dixon D., Khaled R., Nacke L. E. From game design elements to gamefulness: defining "gamification" // Proceedings of the 15th International Academic MindTrek Conference: Envisioning Future Media Environments. ACM. - 2011. - URL: https://doi.org/10.1145/2181037.2181040
9. Werbach K., Hunter D. For the Win: How Game Thinking Can Revolutionize Your Business. - Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2015. - 148 p.
10. Maskeliunas R. et al. Serious Game iDO: Towards Better Education in Dementia Care // Information. - 2019. - 10. - 355. - URL: https://doi.org/10.3390/info10110355
11. Kapp K. The Gamification of Learning and Instruction. - John Wiley & Sons, 2012. - 336 p.
12. Безымянцева В. И. Методика преподавания иностранного языка в школе. - М.: Куб, 2015. - 288 с.
13. Титова С. В., Чикризова К. В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический и методический потенциал.
14. Василиженко М. В., Коротков Е. А., Мухаркина В. С. Геймификация как современный метод обучения иностранным языкам // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - № 2 (48). - С. 43-49.
15. Артамонова В. В. Развитие концепции геймификации в XXI веке // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2018. - T. 10. - № 2/2. - С. 37-43.
16. Волков Б. С., Волкова Н. В., Орлова Е. А. Психология общения: педагогическое общение: учеб. для СПО. - М.: Юрайт, 2018. - 331 с.
17. Манаенкова М. П. Актуальность формирования речевой компетентности будущих педагогов в высшей школе // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы XV Междунар. науч.-практ. Internet-конф. - Тамбов: ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2019. - С. 65-69.
18. Манаенкова М. П. Речевая компетентность как основа культуры личности // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы X Всерос. науч.-практ. Internet-конф. (с междунар. участием). - Тамбов: Изд. дом «Державинский», 2019. - С. 100-105.
19. Веремчук А. С. О мотивации студентов как необходимом условии повышения качества обучения // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - № 2. - С. 34-38.
20. Орлова О. В., Титова В. Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2015. - No 9. - С. 60-64.
21. Варенина Л. П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. -2014. - № 6. - Ч. 2. - С. 314-31.
22. Шокарев К. В. Геймификация как метод повышения мотивации студентов высших учебных заведений в преподавании иностранного языка на примере английского // Образование и право. - 2020. - № 5. - С. 208-214.
23. Ritter S. M., Mostert N. Enhancement of Creative Thinking Skills Using a Cognitive-Based Creativity Training // Journal of Cognitive Enhancement. - 2017. - No. 1. - Р. 243-253. - DOI: 10.1007/s41465-016-0002-3.
24. Палий Н. С. Геймификация как экономический инструмент // Менеджер. - 2020. - № 2(92). - С. 90-95.
25. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. - М.: Филоматис, 2004. - С. 416.
26. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студ. пед. вузов и учителей. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 241 с.
27. Вишневская Г. М. Восприятие спонтанной иноязычной речи в условиях интерференции // Проблема спонтанной разговорной речи. - М.: МГИИЯ, 1989. - Вып. 332. - С. 113-119.
28. Михеев А. В. Коммуникативная интенция и спонтанность высказывания в диалогической речи // Сб. науч. тр. Моск. пед. ин-т иностр. яз. - 1986. - Вып. 280. - С. 39-51.
29. Савтырева А. А. Обучение неподготовленному монологическому высказыванию на китайском языке // Университетские чтения: материалы науч.-метод. чтений ПГЛУ. - Пятигорск: ПГЛУ, 2011. - Ч. 6. - C. 80-84.
30. Каргина Е. М. Использование ситуативных упражнений при введении и активизации иноязычной лексики // Психология, социология и педагогика. - 2014. - № 11 (38). - С. 51-54.
31. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2010. - 124 с.
32. Григорьева Е. Н., Абрамова А. Г., Гурьянова Т. Ю. Обучение условному диалогу-расспросу на английском языке // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2021. - № 1 (110). - C. 112-119.
33. Ахмедова Н. Д. Обучение навыкам спонтанной иноязычной речи в процессе обучения иностранному языку на примере английского языка // NovaInfo. - 2020. - № 115. - С. 54-56.
34. Мельничук Ю. А. Геймификация образовательного процесса как эффективный инструмент улучшения условий обучения // Профессиональное развитие и обучения. - 2016. - С 23-29.
35. Яценко Г. С., Ергазин А. Е. Особенности обучения диалогической речи на английском языке на этапе основного общего образования // Казанский лингвистический журнал. - 2022. - № 1. - С 88-102.
36. Косачева В. О. Использование методов геймификации в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // МНКО. - 2022. - № 2 (93). - С 216-218.
37. Современные методы и технологии преподавания иностранных языков: сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т; отв. ред. Н. В. Кормилина, Н. Ю. Шугаева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2019. - 449 с.
38. Еловская С. В., Черняева Т. Н. Интерактивное обучение в высшем образовании // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2019. - Т. 8. - № 1. - С. 83-87.
39. Инновационные технологии обучения иностранному И66 языку в вузе и школе: реализация современных ФГОС: сб. науч. тр. по материалам Четвертой Междунар. науч.-практ. конф. (г. Воронеж, 19-20 февраля 2019 г.): в 2 ч. / [отв. ред. М. В. Щербакова]; Воронежский государственный университет. - Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2019. - С 74.
1. Almazova, N. I. et al. (2011). Anglijskij yazyk: prakt. kurs dlya magistrantov tekhn. profilya [English language: practical course for engineering graduate school], Izd-vo Politekhn. un-ta, St. Petersburg, 272 p. (in Russian).
2. Puchkova, Yu. Ya. (2005). Igry na urokah anglijskogo yazyka [Games in English lessons]: metod. posobie, OOO "Iz-datel'stvo AST", Moscow, p. 78 (in Russian).
3. Markova, A. K. et al. (1990). Formirovanie motivacii ucheniya [Formation of learning motivation]: kn. dlya uchitelya, Prosveshchenie, Moscow, p. 192 (in Russian).
4. Iskrin S. A. (2004). "Modelirovanie situacij obshcheniya v processe obucheniya inostrannomu yazyku" [Modeling communication situations in the process of teaching a foreign language], IYaSh, № 2, p. 95 (in Russian).
5. Vasil'eva, M. M. (1988). Usloviya formirovaniya motivacii pri izuchenii inostrannogo yazyka [Conditions for the formation of motivation to learn a foreign language], Pedagogika, Moscow, p. 131 (in Russian).
6. Ting-Toomey, S. (1999). Communicating Across Cultures, The Guilford Press, 261 p. (in English).
7. Titova, S. V., & Chikrizova, K. V. (2019). "Gejmifikaciya v obuchenii inostrannym yazykam: psihologo-didakticheskij i metodicheskij potencial" [Gamification in teaching foreign languages: psychological, didactic and methodological potential], Pedagogika i psihologiya obrazovaniya, Moscow MPGU, № 1, pp. 135-153 (in Russian).
8. Deterding, S., Dixon, D., Khaled, R., & Nacke, L. E. (2011). "From game design elements to gamefulness: defining "gamification", Proceedings of the 15th International Academic MindTrek Conference: Envisioning Future Media Environments. ACM. Available at: https://doi.org/10.1145/2181037.2181040 (in English).
9. Werbach, K., & Hunter, D. (2015). For the Win: How Game Thinking Can Revolutionize Your Business, Mann, Ivanov and Ferber, Moscow, 148 p. (in English).
10. Maskeliunas, R. et al. (2019). "Serious Game iDO: Towards Better Education in Dementia Care", Information, 10, 355. Available at: https://doi.org/10.3390/info10110355 (in English).
11. Kapp, K. (2012). The Gamification of Learning and Instruction, John Wiley & Sons, 336 p. (in English).
12. Bezymyanceva, V. I. (2015). Metodika prepodavaniya inostrannogo yazyka v shkole [Methods of teaching a foreign language at school], Kub, Moscow, 288 p. (in Russian).
13. Titova, S. V., & Chikrizova, K. V. (2019). Op. cit.
14. Vasilizhenko, M. V., Korotkov, E. A., & Muharkina, V. S. (2020). "Gejmifikaciya kak sovremennyj metod obucheniya inostrannym yazykam" [Gamification as a modern method of teaching foreign languages], Sovremennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt, № 2 (48), pp. 43-49 (in Russian).
15. Artamonova, V. V. (2018). "Razvitie koncepcii gejmifikacii v XXI veke" [The development of the gamification concept in the 21st century], Istoricheskaya i social'no-obrazovatel'naya mysl', t. 10, № 2/2, pp. 37-43 (in Russian).
16. Volkov, B. S., Volkova, N. V., & Orlova, E. A. (2018). Psihologiya obshcheniya: pedagogicheskoe obshchenie [Psychology of communication: pedagogical communication]: ucheb. dlya SPO, Yurajt, Moscow, 331 p. (in Russian).
17. Manaenkova, M. P. (2019). "Aktual'nost' formirovaniya rechevoj kompetentnosti budushchih pedagogov v vysshej shkole" [The relevance of fostering speech competence in student teachers in higher education], Lichnostnoe i professional'noe razvitie budushchego specialista: materialy HV Mezhdunar. nauch.-prakt. Internet-konf, TROO "Biznes-Nauka-Obshchestvo", Tambov, pp. 65-69 (in Russian).
18. Manaenkova, M. P. (2019). "Rechevaya kompetentnost' kak osnova kul'tury lichnosti" [Speech competence as the basis of personal culture], Prepodavatel' vysshej shkoly: tradicii, problemy, perspektivy: materialy H Vseros. nauch.-prakt. Internet-konf. (s mezhdunar. uchastiem), Izd. dom "Derzhavinskij", Tambov, pp. 100-105 (in Russian).
19. Veremchuk, A. S. (2020). "O motivacii studentov kak neobhodimom uslovii povysheniya kachestva obucheniya" [On the motivation of students as a necessary condition for improving the quality of education], Nauchnoe oboz-renie. Pedagogicheskie nauki, № 2, pp. 34-38 (in Russian).
20. Orlova, O. V., & Titova, V. N. (2015). "Geimifikaciya kak sposob organizacii obucheniya" [Gamification as a way of organizing learning], Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, No 9, pp. 60-64 (in Russian).
21. Varenina, L. P. (2014). "Gejmifikaciya v obrazovanii" [Gamification in education], Istoricheskaya i social'no-obra-zovatel'naya mysl', № 6, ch. 2, pp. 314-31 (in Russian).
22. Shokarev, K. V. (2020). "Gejmifikaciya kak metod povysheniya motivacii studentov vysshih uchebnyh zavedenij v prepodavanii inostrannogo yazyka na primere anglijskogo" [Gamification as a method of increasing motivation of university students in teaching a foreign language (English)], Obrazovanie ipravo, № 5, pp. 208-214 (in Russian).
23. Ritter, S. M., & Mostert, N. (2017). "Enhancement of Creative Thinking Skills Using a Cognitive-Based Creativity Training", Journal of Cognitive Enhancement, No. 1, pp. 243-253. DOI: 10.1007/s41465-016-0002-3 (in English).
24. Palij, N. S. (2020). "Gejmifikaciya kak ekonomicheskij instrument" [Gamification as an economic tool], Menedzher, № 2(92), pp. 90-95 (in Russian).
25. Shchukin, A. N. (2004). Obuchenie inostrannym yazykam: teoriya i praktika [Teaching foreign languages: theory and practice], Filomatis, Moscow, p. 416 (in Russian).
26. Solovova, E. N. (2006). Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Bazovyj kurs lekcij [Methods of teaching foreign languages. Basic course of lectures]: posobie dlya stud. ped. vuzov i uchitelej, AST: Astrel', Moscow, 241 p. (in Russian).
27. Vishnevskaya, G. M. (1989). "Vospriyatie spontannoj inoyazychnoj rechi v usloviyah interferencii" [Understanding spontaneous foreign language speech under interference conditions], Problema spontannoj razgovornoj rechi, MGIIYa, Moscow, vyp. 332, pp. 113-119 (in Russian).
28. Miheev, A. V. (1986). "Kommunikativnaya intenciya i spontannost' vyskazyvaniya v dialogicheskoj rechi" [Communicative intention and spontaneity of utterance in dialogical speech], Sb. nauch. tr. Mosk. ped. in-t inostr. yaz, vyp. 280, pp. 39-51 (in Russian).
29. Savtyreva, A. A. (2011). "Obuchenie nepodgotovlennomu monologicheskomu vyskazyvaniyu na kitajskom yazyke" [Teaching unprepared monologue in Chinese], Universitetskie chteniya: materialy nauch.-metod. chtenij PGLU, PGLU, Pyatigorsk, ch. 6, pp. 80-84 (in Russian).
30. Kargina, E. M. (2014). "Ispol'zovanie situativnyh uprazhnenij pri vvedenii i aktivizacii inoyazychnoj leksiki" [The use of situational exercises when introducing and activating foreign language vocabulary], Psihologiya, sociologiya i pedagogika, № 11 (38), pp. 51-54 (in Russian).
31. Gal'skova, N. D., & Gez, N. I. (2010). Teoriya obucheniya inostrannym yazykam [Theory of teaching foreign languages], Prosveshchenie, Moscow, 124 p. (in Russian).
32. Grigor'eva, E. N., Abramova, A. G., & Gur'yanova, T. Yu. (2021). "Obuchenie uslovnomu dialogu-rassprosu na an-glijskom yazyke" [Learning conditional dialogue-questioning in English], Vestnik ChGPU im. I. Ya. Yakovleva, № 1 (110), pp. 112-119 (in Russian).
33. Ahmedova, N. D. (2020). "Obuchenie navykam spontannoj inoyazychnoj rechi v processe obucheniya inostran-nomu yazyku na primere anglijskogo yazyka" [Fostering skills of spontaneous foreign language speech in the process of learning a foreign language (English)], NovaInfo, № 115, pp. 54-56 (in Russian).
34. Mel'nichuk, Yu. A. (2016). "Gejmifikaciya obrazovatel'nogo processa kak effektivnyj instrument uluchsheniya uslovij obucheniya" [Gamification of the educational process as an effective tool for improving learning conditions], Professional'noe razvitie i obucheniya, pp. 23-29 (in Russian).
35. Yacenko, G. S., & Ergazin, A. E. (2022). "Osobennosti obucheniya dialogicheskoj rechi na anglijskom yazyke na etape osnovnogo obshchego obrazovaniya" [Specific features of teaching dialogic speech in English at the stage of basic general education], Kazanskij lingvisticheskij zhurnal, № 1, pp. 88-102 (in Russian).
36. Kosacheva, V. O. (2022). "Ispol'zovanie metodov gejmifikacii v processe obucheniya inostrannomu yazyku v ne-yazykovom vuze" [The use of gamification methods in the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university], MNKO, № 2 (93), pp. 216-218 (in Russian).
37. Kormilina, N. V., & Shugaeva, N. Yu. (eds.) (2019). Sovremennye metody i tekhnologii prepodavaniya inostrannyh yazykov [Modern methods and technologies of teaching foreign languages]: sb. nauch. st., Chuvash. gos. ped. un-t, Cheboksary, 449 p. (in Russian).
38. Elovskaya, S. V., & Chernyaeva, T. N. (2019). "Interaktivnoe obuchenie v vysshem obrazovanii" [Interactive learning in higher education], Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psi-hologiya razvitiya, t. 8, № 1, pp. 83-87 (in Russian).
39. Shcherbakova, M. V. (ed.) (2019). Innovacionnye tekhnologii obucheniya inostrannomu I66 yazyku v vuze i shkole: realizaciya sovremennyh FGOS [Innovative technologies of teaching a foreign language at a university and school: implementation of modern Federal State Educational Standards]: sb. nauch. tr. po materialam Chetvertoi Mezhdu-nar. nauch.-prakt. konf. (g. Voronezh, 19-20fevralya 2019 g.): v 2 ch., Izd. dom VGU, Voronezh, p. 74 (in Russian).