Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ СПОНТАННОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ СПОНТАННОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ДИАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СПОНТАННАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Светлана Владимировна, Ворочай Жанна Николаевна

Рассмотрена проблема обучения студентов педагогических вузов спонтанной речи на основе диалогического подхода, который реализуется принципами диалогичности, доминирования речевых упражнений для развития навыков спонтанной иноязычной речи, учета невербальных средств общения для наибольшего погружения в культуру и особенности общения носителей изучаемого языка, развития критического мышления. Акцентируется внимание на том, что обучение иностранному языку основывается на методическом потенциале диалогического подхода, который подразумевает коммуникативную направленность занятий и параллельное усвоение лексики и грамматики в различных речевых ситуациях. Отмечены дедуктивный и индуктивный способы к обучению диалогическому общению. Определено, что обучение осуществляется на основе методики, разработанной в соответствии с особенностями спонтанной речи и включающей принципы, содержание (методологический, лингвистический и психологический компоненты), средства (аудитивные аутентичные и учебные диалогические тексты), организационные формы (социально-ролевое взаимодействие), этапы, стратегии, приемы и упражнения, направленные на развитие навыков и умений употребления нормативных особенностей спонтанной речи, а также ознакомление с ненормативными особенностями спонтанной речи на основе взаимодействия вербальных и невербальных средств общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Светлана Владимировна, Ворочай Жанна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES SPONTANEOUS SPEECH BASED ON A DIALOGICAL APPROACH

We consider the issue of teaching students of pedagogical universities spontaneous speech on the basis of a dialogic approach. The approach is implemented by the principles of dialogicity, the dominance of speech exercises for the development of skills of spontaneous foreign language speech, taking into account non-verbal means of communication for the greatest immersion in the culture and communication features of native speakers of the studied language, the development of critical thinking. Foreign language teaching is based on the methodological potential of a dialogical approach, which implies a communicative orientation of classes and parallel assimilation of vocabulary and grammar in various speech situations. Deductive and inductive methods for teaching dialogic communication are noted. Training is carried out on the basis of a methodology developed in accordance with the characteristics of spontaneous speech and includes principles, content (methodological, linguistic and psychological components), means (auditory authentic and educational dialogic texts), organizational forms (social role interaction), stages, strategies, techniques and exercises aimed at development skills and abilities of using normative features of spontaneous speech, as well as familiarization with the non-normative features of spontaneous speech based on the interaction of verbal and non-verbal means of communication.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ СПОНТАННОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 1. C. 27-32. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

Образовательные технологии

УДК 372.881.111.1 DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-27-32

Поступила в редакцию / Received 10.01.2022 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 11.02.2022 Принята к публикации / Accepted 14.03.2022

оригинальная статья

Обучение студентов педагогических вузов спонтанной речи на основе диалогического подхода

Попова Светлана Владимировна® , Ворочай Жанна Николаевна

ФГБОУ ВО «Мичуринский государственный аграрный университет» 393760, Российская Федерация, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Интернациональная, 101 и [email protected]

Аннотация. Рассмотрена проблема обучения студентов педагогических вузов спонтанной речи на основе диалогического подхода, который реализуется принципами диалогичности, доминирования речевых упражнений для развития навыков спонтанной иноязычной речи, учета невербальных средств общения для наибольшего погружения в культуру и особенности общения носителей изучаемого языка, развития критического мышления. Акцентируется внимание на том, что обучение иностранному языку основывается на методическом потенциале диалогического подхода, который подразумевает коммуникативную направленность занятий и параллельное усвоение лексики и грамматики в различных речевых ситуациях. Отмечены дедуктивный и индуктивный способы к обучению диалогическому общению. Определено, что обучение осуществляется на основе методики, разработанной в соответствии с особенностями спонтанной речи и включающей принципы, содержание (методологический, лингвистический и психологический компоненты), средства (аудитивные аутентичные и учебные диалогические тексты), организационные формы (социально-ролевое взаимодействие), этапы, стратегии, приемы и упражнения, направленные на развитие навыков и умений употребления нормативных особенностей спонтанной речи, а также ознакомление с ненормативными особенностями спонтанной речи на основе взаимодействия вербальных и невербальных средств общения. Ключевые слова: обучение иностранному языку; диалогический подход; иноязычная коммуникативная компетенция; спонтанная речь

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Попова С.В., Ворочай Ж.Н. Обучение студентов педагогических вузов спонтанной речи на основе диалогического подхода // Психолого-педагогический журнал «Гау-деамус». 2022. Т. 21. № 1. С. 27-32. DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-27-32

© Попова С.В., Ворочай Ж.Н., 2022

original article

Teaching students of pedagogical universities spontaneous speech based on a dialogical approach

Svetlana V. Popova ® , Zhanna N. Vorochay

Michurinsk State Agrarian University 101 Internatsionalnaya St., Michurinsk 393760, Tambov Region, Russian Federation ® elovskayasv@mail. ru

Abstract. We consider the issue of teaching students of pedagogical universities spontaneous speech on the basis of a dialogic approach. The approach is implemented by the principles of dialogicity, the dominance of speech exercises for the development of skills of spontaneous foreign language speech, taking into account non-verbal means of communication for the greatest immersion in the culture and communication features of native speakers of the studied language, the development of critical thinking. Foreign language teaching is based on the methodological potential of a dialogical approach, which implies a communicative orientation of classes and parallel assimilation of vocabulary and grammar in various speech situations. Deductive and inductive methods for teaching dialogic communication are noted. Training is carried out on the basis of a methodology developed in accordance with the characteristics of spontaneous speech and includes principles, content (methodological, linguistic and psychological components), means (auditory authentic and educational dialogic texts), organizational forms (social role interaction), stages, strategies, techniques and exercises aimed at development skills and abilities of using normative features of spontaneous speech, as well as familiarization with the non-normative features of spontaneous speech based on the interaction of verbal and nonverbal means of communication.

Keywords, foreign language teaching; dialogic approach; foreign language communicative competence; spontaneous speech

There is no conflict of interests

For citation: Popova S.V., Vorochay Zh.N. Teaching students of pedagogical universities spontaneous speech based on a dialogical approach. Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal «Gaudeamus» = Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2022, vol. 21, no. 1, pp. 27-32. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2022-21-1-27-32

ВВЕДЕНИЕ

В условиях реформирования и модернизации системы высшего образования ставится задача подготовки выпускника педагогического вуза с такими личностными и профессиональными качествами, которые позволили бы ему реализовывать требования, предъявляемые к современному учителю. Развитие высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции способствует подготовке компетентного выпускника педагогического вуза, способного управлять информационными потоками и обладающего обширными коммуникативными навыками. Одной из основных целей обучения иностранному языку является формирование умений иноязычной разговорной речи, а имен-

но спонтанной, что определяет эффективность коммуникации.

В современной высшей школе не уделяется достаточно внимания развитию умений иноязычной спонтанной речи. Анализ специальной литературы позволяет констатировать, что проблема разработки данной методики на основе диалогического подхода является своевременной. Она недостаточно полно исследована современными методистами и не нашла целенаправленной и систематичной реализации в процессе обучения иностранному языку. В результате не было обеспечено у обучающихся педагогического вуза формирование высокого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, содействующей становлению вторичной языковой личности.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 1. С. 27-32. РУ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / БЫ http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus-enq.html

Следовательно, проблема исследования является актуальной и определяется следующим:

- возросшей потребностью общества в выпускниках педагогических вузов, способных реализовывать общение на иностранном языке;

- необходимостью формирования умений иноязычной спонтанной речи у обучающихся педагогических вузов;

- недостаточной разработанностью теоретических, практических вопросов, связанных с проблемой обучения иноязычной спонтанной речи на основе диалогического подхода в педагогическом вузе.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Методологической основой данной научной работы являются основные положения диалогического подхода к обучению иностранному языку (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, П. Фрейре), который основан на почти непрерывном общении между субъектами образовательного процесса [1]. Диалогическое говорение - «сложное структурно и содержательно новое явление, которое определяет характер взаимодействия людей в процессе их речевого иноязычного общения» [2, с. 52]. Рассматривая диалог с психологической точки зрения, можно сказать, что он представляет собой попеременный обмен репликами двух и более людей. Каждая реплика диалога - высказывание - как единица речи индивида имеет предметную отнесенность и социальный характер [3]. Диалогическая речь - это «объединенное ситуативно-тематической общностью и коммуникативными мотивами сочетание устных высказываний, последовательно порожденных двумя и более собеседниками в непосредственном акте общения» [4, с. 6].

На основе вышеперечисленных трактовок можно составить определение, необходимое для данного исследования. Диалог -это форма речи, при которой происходит поочередный целенаправленный обмен репликами между людьми в определенной речевой ситуации, ориентированный на усвоение и понимание информации со стороны каждого участника речевого акта. Отметим особенности диалога: краткость высказываний (реплик) участников диалога; широкое использование неречевых средств общения, а именно

мимики и жестов, специально обусловленных и соответствующих эмоциональному и интеллектуальному состоянию говорящего; варьирование интонации как связующего элемента (соответствует состоянию говорящих); ситуативность (диалог происходит только при наличии определенной речевой ситуации).

В процессе обучения спонтанному диалогическому общению важно не забывать про мотивацию обучающихся, так как в основе порождения речи лежит мотив, который появляется в речевых ситуациях. Речевые ситуации должны быть жизненными, профессионально-ориентированными, естественными и посильными для языкового уровня обучающихся.

Учитывая особенности диалога как особой формы общения, можно вывести понятие и основные признаки диалогического подхода в обучении иностранным языкам.

Диалогический подход - современный подход к обучению иностранным языкам, целью которого является практическое применение обучающимися накопленных знаний в виде устной диалогической речи посредством творческого усвоения знаний с учетом личностных потребностей и характеристик обучающихся. Объектом обучения является речевая деятельность, осуществляемая посредством аудирования и говорения, а субъектом - обучающийся. Данный подход подразумевает коммуникативную направленность занятий и параллельное усвоение лексики и грамматики в различных речевых ситуациях. Изложение материала протекает в форме сообщающей беседы и создания проблемных ситуаций. Особых условий, по мнению исследователей, «требует и межкультурный компонент диалогического общения, в рамках которого студенты знакомятся с особенностями культуры страны носителя языка и адекватно используют полученные знания в процессе коммуникации» [5].

Предполагается овладение языковыми и речевыми знаниями, навыками и умениями и их применение в практике общения. Важными являются принципы сознательности и творческой активности (для обеспечения оптимально благоприятного соотношения педагогического руководства и сознательной творческой активности обучающегося - ов-

ладения языковыми и речевыми особенностями спонтанной речи, закономерностей ее функционирования в единстве вербальных и невербальных средств, так как говорящий творит свою речь параллельно с мыслительной деятельностью), наглядности [6].

Диалогический подход включает в себя следующие специфические принципы: диа-логичности (способность к диалогическому взаимодействию с собеседниками), доминирования речевых упражнений для развития навыков спонтанной иноязычной речи, учета невербальных средств общения для наибольшего погружения в культуру и особенности общения носителей изучаемого языка, развития критического мышления (реализуется посредством проблемных, творческих и ролевых заданий).

Диалогическое общение является как продуктивным, так и рецептивным видом речевой деятельности, что обусловливается двоякой сущностью диалога. При осуществлении диалога важно не только преобразовывать мысли в связную речь, но и правильно воспринимать информацию от собеседника. В связи с этим важно отметить, что основным фактором является не только взаимодействие говорящих, но и достижение индивидуальных целей собеседников.

В педагогических высших учебных заведениях обучающимся следует уделять большое внимание не только диалогам на бытовые темы, но и деловому и научному стилям общения. Обучающиеся обязаны знать деловую лексику и вести разговоры на научные темы по лингвистическим и педагогическим отраслям научного знания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что отбор языкового материала напрямую зависит от программы конкретной дисциплины. Речевой материал отбирается в зависимости от современных процессов изменения в иностранных языках во избежание ситуаций с использованием устаревших речевых образцов. Одним из важных свойств речи, на основе которой следует отбирать речевой материал в высших учебных заведениях, является кли-шированность. Она позволяет речи быть сжатой, устойчивой и ситуативной. В связи с данным свойством общения можно сказать, что обучение нуждается в речевых клише. Их разделяют на полностью неварьируемые/

ограниченно варьируемые, закрытые/открытые и готовые/неготовые [7]. Наряду с клише в речи используются фразеологические единицы. В диалогической форме общения спонтанной речи фразеологизмы обеспечивают речи экономность, эффективность и устойчивость [8]. С помощью фразеологизмов речь становится стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной.

Итак, требованиями к речевому материалу для студентов педагогических вузов выступают следующие: современность и актуальность (аудио и видео тексты, газетные статьи, научные работы); содержание необходимых разговорных/деловых клише уровня Advanced, наличие фразеологизмов, метафор и сравнений.

Следует отметить два основных способа обучения диалогическому общению: дедуктивный и индуктивный [9]. Обучение в рамках дедуктивного способа строится на основе прослушивания диалога-образца, заучивания реплик наизусть, варьирования лексического наполнения по тематике образца, воссоздания аналогичного диалога обучающимися. Индуктивный путь направляет обучение на речевое взаимодействие в рамках речевой ситуации. В данном подходе студенты самостоятельно планируют речевые действия, осознавая мотивы, цели и результаты своих действий. Индуктивный подход является наиболее подходящим для студентов педагогических университетов, изучающих иностранные языки, так как обучающиеся уже знают достаточное количество речевых клише и лексических единиц для ведения диалога.

Целесообразно выделить факторы успешности овладения обучающимися спонтанной речью: высокий уровень потребности в общении (в основе - устное неподготовленное высказывание), комфортная сфера общения, опора на предшествующий коммуникативный опыт, сформированный уровень знаний и умений речевой деятельности, познавательные и эмоциональные особенности психики студентов.

В процессе обучения иноязычному спонтанному общению обучающиеся должны быть готовы к сотрудничеству; иметь способность к рефлексии; уметь отстаивать свою позицию в диалоге; иметь способность к развитию творческого и критического

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «ГАУДЕАМУС». 2022. Т. 21. № 1. C. 27-32. RU http://iournals.tsutmb.ru/qaudeamus.html / EN http://journals.tsutmb.ru/gaudeamus-eng.html

мышления; знать специфику невербальных средств общения стран изучаемого языка и уметь их правильно интерпретировать и использовать; уметь четко определять свою речевую задачу; уметь перехватывать инициативу в процессе общения; уметь предоставить собеседникам возможность реализации их речевых задач; уметь адекватно реагировать на реплики собеседников.

Компонентами содержания обучения студентов педагогических вузов иноязычной спонтанной речи являются: методологический (овладение рациональными приемами обучения иностранным языкам - поэтапность овладения знаниями и умениями спонтанной речи), лингвистический (строго отобранный языковой и речевой материал -обучение от овладения системными особенностями языка до их преломления в речи), психологический (поэтапное формирование знаний, умений спонтанной речи, необходимых для осуществления коммуникации).

Обучение осуществляется на основе методики, разработанной в соответствии с особенностями спонтанной речи и включающей принципы, содержание (методологический, лингвистический и психологический компоненты), средства (аудитивные аутентичные и учебные диалогические тексты), организационные формы (социально-ролевое взаимодействие), этапы, стратегии, приемы и упражнения, направленные на развитие навыков и умений употребления нормативных особенностей спонтанной речи.

Обучение студентов педагогического вуза иноязычной спонтанной речи предполагает поэтапное и последовательное развитие умений употребления нормативных особенностей спонтанной речи, ознакомление с ненормативными особенностями спонтанной речи на основе взаимодействия вербальных и невербальных средств общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучение студентов педагогического вуза иноязычной спонтанной речи осуществляется на основе диалогического подхода, реализация которого осуществляется принципами диалогичности, а также многофункциональности диалога как средства общения и формы взаимодействия с речевым партнером. Методика обучения иноязычной спонтанной речи на основе диалогического подхода включает принципы, содержание (методологический, лингвистический и психологический компоненты), средства (аудитивные аутентичные и учебные диалогические тексты), организационные формы (социально-ролевое взаимодействие), этапы, стратегии, приемы и упражнения, направленные на развитие умений употребления нормативных особенностей спонтанной речи. Три этапа обучения спонтанной речи включают в себя развитие умений употребления нормативных особенностей спонтанной речи, ознакомление с ненормативными особенностями спонтанной речи. Эффективное овладение иноязычной спонтанной речью предполагает взаимодействие вербальных и невербальных средств общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ворочай Ж.Н., Попова С.В. Лингвистический аспект обучения спонтанной речи английского языка // Актуальные вопросы межкультурной коммуникации и лингводидактики / отв. ред. Н.В. Кормилина, Н.Ю. Шугаева. Чебоксары: ЧГПУ, 2021. С. 213-217.

2. Зимняя И.А. Психологические аспекты говорения на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. 160 с.

3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест, 1998. 626 с.

4. Скалкин В.Л. Обучение диалогической речи (на материале английского языка). Киев: Радяньска школа, 1989. 158 с.

5. Попова С.В., Ворочай Ж.Н. Диалогический подход как основа обучения иноязычной спонтанной речи // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

6. Есипов Б.П. Пути совершенствования методов обучения // Советская педагогика. 1963. № 12. C. 1221.

7. Мурзаева В.В., Тумакова Н.А. К вопросу о лингвистических особенностях диалогической речи // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1233-1235.

8. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. Киев: КГУ, 2001. 568 с.

9. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2003. 123 с.

REFERENCES

1. Vorochay Zh.N., Popova S.V. Linguistic aspect of teaching spontaneous speech in English. In: Kormilina N.V., Shugaeva N.Yu., eds. Current Issues of Intercultural Communication and Linguodidactics. Cheboksary, ChSPU Publ., 2021, pp. 213-217. (In Russian).

2. Zimnaya I.A. Psychological Aspects of Speaking a Foreign Language. Moscow, Prosvyascheniye Publ., 1978, 160 p. (In Russian).

3. Golovin S.Y. Dictionary of a Practical Psychologist. Moscow, AST Publ., Harvest Publ., 1998, 626 p. (In Russian).

4. Skalkin V.L. Dialogic Speech Teaching (Based on the Material of the English Language). Kyiv, Radyanska shchkola Publ., 1989, 158 p. (In Russian).

5. Popova S.V., Vorochai Zh.N. Dialogical approach as the basis of learning foreign language spontaneous speech. Nauka i Obrazovanie = Science and Education, 2021, vol. 4, no. 1. (In Russian).

6. Esipov B.P. Ways to improve teaching methods. Sovetskaya pedagogika = Soviet Pedagogy, 1963, no. 12, pp. 12-21. (In Russian).

7. Murzayeva V.V., Tumakova N.A. On the question of linguistic features of dialogic speech. Molodoy uchenyy = Young Scientist, 2015, no. 10 (90), pp. 1233-1235. (In Russian).

8. Bukhbinder V.A. Oral speech as a process and as a subject of study. In: Essays on Methods of Teaching Oral Speech in Foreign Languages. Kyiv, KSU Publ., 2001, 568 p. (In Russian).

9. Solovova E.N. Methods of Foreign Languages Teaching. Moscow, Prosvyascheniye Publ., 2003, 123 p. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Попова Светлана Владимировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и методики их преподавания. Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8175-1727 Вклад в статью: общая концепция статьи, написание и корректировка статьи.

Ворочай Жанна Николаевна - аспирант, кафедра иностранных языков и методики их преподавания. Мичуринский государственный аграрный университет, г. Мичуринск, Тамбовская область, Российская Федерация.

E-mail: zhanna. [email protected]

ORCID: https://orcid.org/0000-0001 -6946-4741

Вклад в статью: анализ литературы, написание статьи.

Svetlana V. Popova - Doctor of Pedagogy, Professor of Foreign Languages and Teaching Methods Department. Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region, Russian Federation. E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/QQQ0-QQQ1-8175-1727 Contribution: main study conception, article writing and editing.

Zhanna N. Vorochay - Post-Graduate Student, Foreign

Languages and Teaching Methods Department. Michurinsk

State Agrarian University, Michurinsk, Tambov Region,

Russian Federation.

E-mail: [email protected]

ORCID: https://orcid. org/QQQQ-QQQ1-6946-4741

Contribution: literature analysis, article writing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.