вать разные уровни сложности.
Признавая, что компьютер - мощное средство для развития детей с особыми образовательными потребностями, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях требует тщательной организации в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил и норм. При грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса специализированные и развивающие компьютерные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья могут эффективно использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Список литературы:
1. Алещенко, С.В., Воронкова, И.А., Потапова, М.А. - Использование средств в ИКТ для дистанционного об-
разования детей с ОВЗ. Методические рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений, родителей.- [Электронный ресурс].- http://cdo.tomedu.ru/wp-content/uploads/2011/05/ (Дата входа12.12.2015)
2. Кукушкина, О.И. Применение информационных технологий в специальном образовании [Текст]//Специальное образование: состояние, перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования».- 2003.-№3.-с.67-76.
3. Олейник, А. Как подружиться с математикой и логикой с помощью компьютерных игр [Текст]//Игра и дети. .№3. 2009.
4. Трошин, О.В. Основы специальной психологии. -[Текст].- Н. Новгород, 2000.
развитие специальной выносливости гребцов на
U U
байдарках и каноэ высокой квалификации
Маслова Ирина Николаевна
Канд. пед. наук, доцент, начальник учебного отдела, г. Воронеж
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются наиболее эффективные тренировочные режимы развития специальной выносливости высококвалифицированных гребцов.
ABSTRACT
The article examines the той effective mode of training special endurance of highly skilled paddlers.
Ключевые слова: тренировочные нагрузки, методы тренировки, педагогические и биохимические показатели.
Keywords: training loads, training methods, teaching and biochemical parameters.
С учетом известных физиологических механизмов обеспечивающих специальную работоспособность высококвалифицированных гребцов важнейшим критерием соответствия тренировочных нагрузок нагрузке соревновательного упражнения является уровень лактата в крови, зарегистрированный после выполнения упражнения, из внешних признаков соответствия тренировочной нагрузки соревновательному режиму наиболее информативным критерием и доступным для регистрации является темп гребли.
Для выявления наиболее эффективных тренировочных режимов целесообразно проводить сравнительный анализ характеристик исследуемых средств и режимов соревновательной деятельности по выше обозначенным критериям, которые относятся к биохимическому (биологический) и биомеханическому (педагогический) контролю. С учетом
того, что в гребле возможно применение исключительно многообразных формул нагрузки, было принято решение исследовать упражнения, наиболее часто применяемые в тренировке гребцов на предсоревновательном и соревновательном этапах подготовки, а именно повторное прохождение коротких, средних и длинных дистанций и их комбинации в разных классах лодок.
В серии педагогических экспериментов изучалось влияния на организм спортсменов комплексов тренировочных средств направленных на развитие специальной выносливости гребцов на байдарках и каноэ. В экспериментах участвовали гребцы на байдарках и каноэ высокой квалификации (члены основного и молодежного составов сборной команды России) (таблицы 1- 9).
Таблица 1.
Показатели нагрузки повторной тренировки в лодке К-1 (мужчины, призеры Чемпионата мира 2010), 9х300 м
№ п/п Ф.И. 3-й отрезок 6-й отрезок 9-й отрезок
t, c T, гр/мин La, мМ/л t, c T, гр/мин La, мМ/л t, c T, гр/мин La, мМ/л
1. Р.А. 57 112 11,6 57 114 11,4 - - -
2. М.И. 59 118 10,7 60 118 10,7 61 120 9,4
3. Ж.С. 59 116 10,7 60 118 11,3 61 118 11,6
Анализ полученных результатов свидетельствовал, что для гребцов-мужчин нагрузке соревновательного упражнения по механизмам активации функциональных резервов, обеспечивающих специальную работоспособность при со-
хранении внешней структуры основного соревновательного упражнения (лактат крови и темп гребли) в наибольшей степени соответствовало серийное прохождение коротких и средних дистанций повторным методом с превышением
средней соревновательной скорости на дистанции 1000 м на а так же выполнение тренировочной нагрузки контрольным 5-10% и следующими формулами нагрузки: для экипажей методом на дистанциях 1000 и 500 м. К-1 и К-2 - 5 серий 4х250 м, 7х375 м, С-1 - 2х750 и 2х300 м,
Таблица 2.
Показатели нагрузки интервальной тренировки в лодках К-2, К-1, 4х250 м - 5 серий (режим работы 3 мин)
Класс Ф.О Серия 1 - 4x250 м Серия 2 -4x250 м Ьа мм/л Серия 3 -4x250 м Серия 4 -4x250 м Серия 5 -4x250 м Ьа мм/л
т, гр/м с т, гр/м с т, гр/м с т, гр/м с т, гр/м с т, гр/м ^ с т, гр/м ^ С т, гр/м ^ С т, гр/м 1, С т, гр/м ^ С т, гр/м с т, гр/м с т, гр/м 1, С т, гр/м 1, С т, гр/м ^ С т, гр/м с т, гр/м 1, С т, гр/м 1, С т, гр/м 1, С т, гр/м ^ С
К-2 С.Е. В.А 104 47" 8 102 46" 4 105 49" 4 105 46" 2 107 48" 3 103 45" 9 106 50" 0 111 44" 2 12.8 11.9 108 49" 7 103 47" 9 104 50" 1 106 51" 2 106 51" 2 - 107 49" 7 108 46" 2 113 48" 3 111 46" 8 115 49" 2 113 47" 2 13.7 13.2
К-2 М.И В.К. 107 51" 1 102 46" 0 105 49" 2 104 45" 9 109 49" 1 102 47" 6 112 48" 2 107 44" 7 10.3 12.2 112 50" 4 110 46" 8 117 49" 8 109 46" 4 107 49" 4 108 47" 3 112 50" 9 120 45" 1 111 49" 6 109 46" 4 114 49" 3 111 46" 0 12.3 12.9
К-2 Г.В. А.Р. 111 48" 0 103 47" 0 102 48" 4 102 46" 8 110 49" 0 110 5 47" 5 111 49" 6 108 49" 6 13.0 11.8 114 48" 5 109 46" 8 122 50" 0 108 50" 2 115 50" 1 101 49" 4 112 48" 8 110 47" 8 112 48" 2 106 48" 8 110 50" 1 109 48" 3 12.8 11.0
К-1 Т.Д. 98 56" 0 97 52" 8 106 54" 3 100 53" 5 99 55" 7 99 53" 2 100 56" 9 101 53" 8 12.6 100 58" 5 104 52" 1 104 56" 1 100 53" 3 112 57" 1 101 54" 4 107 56" 2 109 53" 4 100 55" 6 98 54" 6 104 57" 8 111 53" 7 12.3
К-1 н.п 99 54" 0 103 52" 8 114 54" 1 111 52" 9 101 55" 7 102 53" 1 102 56" 9 108 52" 3 10.5 110 58" 5 104 53" 0 110 55" 9 110 52" 2 107 58" 2 106 53" 8 114 56" 2 115 53" 0 110 55" 6 108 54" 6 117 56" 9 109 54" 7 8.4
Таблица 3.
Показатели нагрузки повторной тренировки в лодках К-1 (мужчины, принимали участие призеры Чемпионата мира 2010 г.), 2х2000 м
№ Фамилия 1000 м, мин, с 2000 м-1, мин, с Ьа 1, мМ/л Темп, гр./мин 1000 м, мин, с 2000 м-2, мин, с Ьа 2, мМУл.
1 Р. А. 3'57" 7'54"24 9.7 103-75 4'03" 8'06"47 10.1
2 С. А. 4'20" 8'31"47 8.6 72-77 4'31" 8'49"55 6.1
3 Ж О. 4'12" 8'24"23 7.8 86-86 4'12" 847" 63 9.0
4 М. И. 3'58" 8' 01" 21 6.8 111-99 4'03" 844" 53 5.8
5 Ю. В. 4' 07" 8'09"40 6.7 83-89 4' 07" 840" 17 6.9
6 В. А. 4' 07" 84Г54 8.7 90-95 4'08" 84 2" 99 9.3
7 А. Р. 4'04" 8'07"60 5.9 104-83 4'07" 8'03"43 6.5
8 В. К. 4'05" 8'11"51 8.9 85-87 4'05" 84 2" 21 9.4
9 Т.Д. 442" 8'27"24 5.4 85-77 4'21" 8'37" 21 5.4
10 Л. К. 4'12" 8'26"23 6.7 90-79 4'20" 8'34" 60 6.4
11 Д. А. 443" 8'32"23 6.3 85-77 4'26" 8'46" 14 6.5
12 3. Р. 4'13" 8'31"42 8.1 88-78 4'20" 8'47"93 6.9
13 Е. К. 4' 16" 8'34"07 7.9 90-66 - 8'28"43 8.4
14 Е. А. 444" 8'29"31 9.1 80-86 447" 8'31"44 10.6
15 X. С. 4'22" 8'45"35 7.7 81-86 4'33" 8'51" 54 8.7
Таблица 4.
Показатели нагрузки комплексной тренировки в лодках К-1 (мужчины, принимали участие финалисты Чемпионата мира и призеры молодежного Чемпионата мира 2009, 2010 гг.), 10х800 м
№ п/п Ф.И. 1 2 тах Против ветра (с грузом) По ветру (без груза)
1, мин/с Т, гр./мин Ьа, мМ/л 3 (й) 4 (й) 5 (й) 6 (й) 7 8 9 10
1. П.В. - 3'02"82 112-92 11,4 3'51" 3'50" 3'41" З'ЗЭ' З'Зб" 3'21" 3'20" 2'59"
2. В.К. 3'37" 3'03"32 112-105 10,8 3'34" 3'44" 3'41" 3'35" З'ЗО" 3'24" 3'13" 3'07"
3. В.А. 3'40" 3' 03" 67 110-114 10,5 3'27" 3'29' 3' 23" 3'22" 3' 17" 3' 14" 3'04" 2'59"
4. Ю.В. 3' 32" 3'04"22 121-100 9,5 З'Зб" 3'43" 3' 35" З'Зб" 3'21" З'Ю" 3'22" 3' 05"
5. ЛК. 3' 32" 3'04"39 122-100 9,4 З'Зб" 3'43" 3' 35" З'Зб" 3'21" З'Ю" 3'22" 3' 05"
6. Д.А. 3'40" З'Об"27 122-99 10,9 З'ЗЗ" 3'34" 3' 32" 3'23" 3'21" 3' 13" 3' 14" 3' 17"
7. А.Р. 3'40 3'06"51 105-102 8,1 3' 27" 3'29' 3'23" 3'22" 3' 17" 3' 14" 3'04" 2'59"
8. С.К. 3'37" 3'07"45 105-90 9,9 3'44" 3'44" 3' 41" 3'35" З'ЗО" 3'24" 3'13" 3'07"
9. З.В. 3'46" 3'10"03 125-110 10,0 3'49" 3'40" 3'40" 3'37" 3'35" 3'21" 3'23" 3' 25"
10. ЛК. 3'42" 3' 10" 27 106-101 8,5 3'43" 3'54" 3' 51" З'ЗО" 3'26" 3' 18" 3' 14" 3'09"
11. Л-С. 3' 50" 3' 11"04 117-92 8,9 3' 53" 4'06" - - - 3'21" 3'43" 3'21"
12. К.А. З'Зб" 3'15"40 104-87 8,9 3'43" 3'46" 3'44" З'ЗЗ" З'Зб" 3'22" 3'20" З'ОЗ"
13. Ш.А. 3'43" 3' 18" 23 105-96 8,6 3'46" 3'54" 3' 51" З'ЗО" 3'26" 3' 18" 3' 14" 3'23"
Таблица 5.
Показатели нагрузки повторной тренировки в лодках К-2, К-1 (мужчины, принимали участие финалисты Чемпионата мира 2010 г.), 7x375 м
№ п/п Ф.И. 1 Т, гр/мин 1, мин.с 2 Т, гр/мин 1, мин.с Ьа мм/л 3 Т, гр/мин ^ мин.с 4 Т, гр/мин 1, мин.с 5 Т, гр/мин ^ мин.с б Т, гр/мин ^ мин.с 7 Ьа мм/л 8 Т, гр/мин 1, мин.с
К-2 М.И. С.Е. 132-121 1' 10" 1 125-118 1'10"4 8.8 12.4 123-113 1'10"9 121-115 1' 12" 1 125-111 1'11"6 128-124 1' 11" 9 10.5 13.0 138-110122-127 1'10"2
К-2 В.А. В.К. 135-127 1'11"1 121-112 1'11"8 11.9 12.0 118-122 1'12"4 117-122 1' 11" 8 122-122 1'12"8 119-122 1' 13"5 13.4 13.7 1' 04"0
К-2 Г.В. А.Р. 138-125122-116 1'10"5 118-109114-120 1'10"7 10.6 9.6 140-122118-119 1'12"0 136-119119-123 1'11"4 138-122123 Г12" 9 128-115123-122 1' 13"8 12.2 10.9 147-127130-120 1'08"7
К-1 Т.Д. 95-96 1'20"6 109-105 1'17"9 9.8 107-103 1'17"3 105-110 1' 17" 5 108-112 Г19" 2 105-113 1' 20" 3 11.9 116-113 1'18"6
К-1 н.п. 98-96 1'20"6 113-124 1'17"9 9.5 112-114 1'17"9 112-114 1'19"0 107-122 1'17"9 114-108 1'21"3 - -
Таблица 6.
Показатели нагрузки комплексной повторной тренировки в лодке С-1, 2x750 м, 2x300 м
№ п/п Ф.И. 750 м 750 м 300 м 300 м
^ с т, гр/мин Ьа, мМ/л с т, гр/мин Ьа, мШп с т, гр/мин Ьа, мМ/л с т, гр/мин Ьа, мМ/л
1. ш.и. 3.02 57 12,2 3.05 57 11,9 1,11 62 12,2 1.03 65 11,8
2. к.и. 3.03 53 8,9 3.03 53 11,0 1,08 62 10,5 1.08 63 10,0
3. т. л. 3.06 64 10,8 3.08 58 11,2 1,05 68 3,7 1.10 75 10,7
4. ш.о. 3.08 58 10,0 3.12 54 11,6 1,12 55 10,3 1.08 60 12,7
Таблица 7.
Показатели нагрузки комплексной повторной тренировки в лодке К-1, 2000 м, 1500 м, 1000 м, 4x500 м
№ п/п Ф.И. 2000 ш 1500 м 1000 м Ьа, мМУл 500 м 500 м 500 м 500 м Ьа, мМ/л
1, шин. с г, мин. с мин. с мин. с т, гр/мин 1, мин. с т, гр/мин 1, мин. с т, гр/мин мин. с т, гр/мин
1. Ч.С. 8,21 6,18 3,49 8,2 1,52 83 1,54 83 1,53 89 1,52 93 9,3
2. Ч.А. 8,44 6,4 4,06 7,1 1,57 91 1,58 97 1,56 99 1,56 98 6,4
3. ЕР. 8,34 6,36 3,53 7,3 1,54 92 1,57 103 1,57 91 1,58 104 7,4
4. Ш.М. 8,25 6,29 3,57 8,2 1,57 92 1,58 94 2,06 98 1,59 94 8,7
Таблица 8.
Показатели нагрузки контрольной тренировки К-1 (мужчины, принимали участие финалисты Чемпионата мира 2010 г и призеры молодежного Чемпионата мира 2010 г.), 1000 м, 500 м
№ п/п 1000м- Старт раздельный № 500м- Старт раздельный
Ф.И. Т, гр/мин мин. с Ьа, мМ/л Ф.И. Т, гр/мин мине Ьа, мМУл
Старт Финиш Старт Финиш
1. В. А. 100 117 3'29" 16 11,6 1. В. А. 119-107 117 1'41"43 14,7
2. П. В. 90 90 3'28"64 12,8 2. П. В. 107-97 102 1 '42" 14 13,2
3. ВЕ. 96 103 3'34"77 14,1 3. В. Е. 114-107 112 1 '42" 15 12,9
4. А. Р. 102 112 3'34"04 10,7 4. А. Р. 123-111 115 1'42"61 9,4
5. С.Е. 95 100 3'36"35 11,9 5. С.Е. 126-105 111 1'42"78 13,5
6. Ю.В. 100 102 3'34"24 9,7 6. Ю. В. 125-96 118 1'43"41 8,9
7. Е. А. 102 110 3'36"28 10,2 7. Е. А. 118-114 114 1'44"95 14,0
8. Т. А. 86 96 3'35" 15 14,3 8. Т. А. 124-110 108 1'43"22 12,1
9. Е. А. 86 96 3'38"00 12,7 9. Е. А. 124-96 96 1'48"83 9,6
10. Д. А. 90 102 3'37"04 8,4 10. Д. А. 112-106 115 1'42"70 14,4
11. 3. В. 90 98 3'43"54 8,9 11. 3. В. 123-115 124 1'47"20 12,2
12. П. Ю. 90 90 3'35"55 12,6 12. П. Ю. 114-102 107 1'45"07 11,3
13. Л. к. 96 106 3'40"50 11,8 13. ЛЕ. 112-104 119 1'45"62 12,3
14. Е. Е. 92 100 3'49" 13 10,1 14. Е. К. 118-104 111 1'47"22 11,8
15. Л. Е. 94 98 3'46" 14 13,2 15. Л. Е. 112-104 102 1'4Э"Э6 9,4
16. М. М. 90 92 3'44"73 8,3 16. М.М. 114-103 108 1'47"55 8,5
17. Е. А. 100 107 3'36"94 12,0 17. Е. А. 132-106 115 1'4б"22 10,4
Таблица 9.
Показатели нагрузки повторной тренировки в лодке К-1 (мужчины), 9х300 м с заданным результатом 64-68 с.
№ п/п Ф.И. Показатели Отрезки
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. В. К. Т, с 71 67 67 67 68 69 68 68 69
^ гр./мин 88 88 96 96 94 96 92 92 98
2. С. Е. Т с 71 68 67 66 70 - - - -
^ гр./мин 88 92 96 100 100 - - - -
3. М. И. Т с 67 67 66 68 70 63 66 70 67
^ гр./мин 96 96 100 98 92 100 104 85 96
4. В. А. Т с 67 67 66 68 63 65 66 70 67
^ гр/мин 90 90 92 96 94 95 96 85 92
5. Л. К. Т с 67 67 66 68 68 63 66 65 67
^ гр./мин 80 96 94 88 96 100 100 92 92
6. К.С. Т с 65 68 70 -- 69 67 71 72 69
^ гр./мин 90 92 96 -- 100 102 96 96 100
7. Х.С. Т с 67 70 72 72 69 70 71 70 --
t, гр./мин 94 102 90 92 92 96 96 94 --
8. Ш.С. T, с 67 67 73 70 69 67 69 73 67
t, гр./мин 94 92 96 100 96 96 100 96 100
9. Т.А. T, с 67 71 71 70 73 73 71 75 74
t, гр./мин 92 92 90 96 96 96 92 92 96
10. З.Р. T, с 65 63 67 65 65 68 72 66 69
t, гр./мин 92 96 96 96 96 96 88 96 88
Анализ результатов серии педагогических экспериментов позволил установить, что для разработки программ развития специальной соревновательной выносливости гребцов на байдарках и каноэ высокого класса (на предсоревнова-тельном и соревновательном этапах подготовки) комплексы упражнений (формулы нагрузок) должны включать упражнения на коротких и средних отрезках 250-375 м с превышением средней соревновательной скорости на дистанции 1000 м на 5-10%, выполняемых повторным методом. В серии целесообразно планировать не более 4-6 повторений.
Эффективным для развития специальной соревновательной выносливости высококвалифицированных гребцов на байдарках и каноэ является контрольный метод выполнения тренировочной нагрузки. При этом длина дистанции может находиться в диапазоне 500-1200 м.
Полученные результаты так же свидетельствуют, что для оценки специальной соревновательной выносливости гребцов на байдарках и каноэ целесообразно использовать серии повторных нагрузок на дистанциях 250- 375 м с регламентированными паузами отдыха.
В качестве методических рекомендаций для мужчин предлагается тест 5х250 м, выполняемый интервальным методом с периодом 2 мин. или 4х350 м, выполняемый интервальным методом с периодом 3 мин.
Список литературы:
1. Астахов В.И., Вайнбаум Я.С., Желдыбин Ю.А. Педагогический контроль за специальной подготовленностью гребцов на байдарках и каноэ // Теория и практика физической культуры. - 1986. - №11. - С. 17-19.
2. Емчук И.Ф., Жмарёв Н.В. Управление специальной подготовкой гребца. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - С. 92-93.
3. Тимофеев В.Д., Земляков Д.В., Игнатьев Л.П. Определение дистанции для комплексного тестирования специальной подготовленности в гребле на байдарках и каноэ // Актуальные вопросы подготовки спортсменов в циклических видах спорта. - Вып. 2. - Волгоград, 1995. - С. 167-174.
реализация компетентностного подхода в тексте фгос: к вопросу об организации учебного процесса
Морозова Надежа Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры общего и германского языкознания гуманитарного института филиала Северного (Арктического) федерального университета в г. Северодвинске, Россия,
IMPLEMENTATION OF COMPETENCY-BASED APPROACH IN THE TEXT OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD: ABOUT THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS
АННОТАЦИЯ
В качестве цели при реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании выступает формирование компетентного специалиста, предполагающее выход за пределы знаниевой парадигмы образования и усиление практической ориентации обучения. Современный подход делает возможным актуализировать достижения педагогов прошлых лет и, переосмыслив их идеи в изменившихся условиях, применить их в педагогической практике сегодня.
ABSTRACT
The formation of a competent special^, involving going beyond the knowledge-oriented paradigm of education and Srengthening of the practical orientation of training, act as the goal while implementing the competency-based approach in professional education. The modern approach makes it possible to actualize the achievements of teachers of the pa& and after rethinking their ideas in a changed environment to apply them in actual teaching practices.
Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, знания, умения, навыки, учебный процесс, таксономия целей, ФГОС.
Keywords: competence, competency-based approach, knowledge, abilities, skills, teaching process, taxonomy of objectives, Federal State Educational Standard.
Провозглашенный в государственных документах (в мической политики Правительства РФ на долгосрочную «Концепции модернизации российского образования до перспективу») компетентностный подход основан на обо-2010 года» и «Основных направлениях социально-эконо- значении компетентности как цели профессиональной под-