Научная статья на тему 'Развитие созидательной активности студентов посредством технологии проектной деятельности'

Развитие созидательной активности студентов посредством технологии проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1205
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА / THE STATE YOUTH POLICY / CREATIVE ACTIVITY / TECHNOLOGY OF DESIGN ACTIVITY / A TECHNOLOGICAL CARD OF THE PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старчакова Ирина Викторовна

В статье идет речь об использовании элементов технологии проектной деятельности для развития созидательной активности студентов в практике преподавания курса «Теория и методика обучения географии». В статье показаны сущность понятий «созидательная активность», «созидательная деятельность», «технология проектной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Students Creativity by Means of Design Activity

In article is devoted to the use of elements of design technology for the development of students creative activity during the course «Theory and techniques of teaching geography». The article reveals the essence of such concepts as «Creative activity», «Technology of design activity».

Текст научной работы на тему «Развитие созидательной активности студентов посредством технологии проектной деятельности»

поскольку новое поколение следует подготовить к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить понимать информацию, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладеть способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Таким образом, анализ анкет дал возможность достичь поставленных целей и выявить следующее:

1) реклама оказывает негативное воздействие на школьников, на их мировоззрение и ценностные ориентации;

2) школьники не способны адекватно, критически воспринимать рекламу, оцени-

вать ее и не подвергаться тем самым ее отрицательному воздействию;

3) знания о рекламе нужны школьникам, они позволят им верно понимать и воспринимать рекламу, разбираться в этом явлении современности.

4) учителя уже сейчас включают рекламу в урочную и внеклассную формы обучения.

5) изучение рекламы в школе на факультативном занятии (элективном курсе) возможно и необходимо, поскольку знания о рекламе помогут ученику научиться анализировать тексты, выбирать нужную информацию, помогут ученикам избежать негативного воздействия рекламы, а также научиться саморекламе.

Список литературы

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М., 1996. 607 с.

2. Бове К. Л., Арекс У. Ф. Современная реклама. М.: Довгань, 2001. 704 с.

3. Брайант Д. Основы воздействия СМИ. М.: Вильямс, 2004. 295 с.

4. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Руссловестность. 2003. № 1. С. 35-40.

5. Гольман И. А. Рекламная деятельность. М.: Гелла-принт, 2002. 234 с.

6. Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М., 1990. 176 с.

7. Маркова А. К. Развивающее обучение русскому языку. М., 1999. 206 с.

8. Матюшевская П. А. Реклама // Социологическая энциклопедия. Мн.: Книжный дом, 2003. 985 с.

9. Мищенко А. И. Развивающее обучение. М., 2006. 441 с.

10. Мокдамцев Р.И. Психология рекламы. М., 2001. 228 с.

11. Стратегия модернизации российского школьного образования. М., 2001.

12. Черепанова Л. В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Новосибирск: Наука, 2006. 324 с.

13. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1998. 208 с.

УДК 378 ББК С 481

И. В. Старчакова,

г. Чита

Развитие созидательной активности студентов посредством технологии проектной

деятельности

В статье идет речь об использовании элементов технологии проектной деятельности для развития созидательной активности студентов в практике преподавания курса «Теория и методика обучения географии». В статье показаны сущность понятий «созидательная активность», «созидательная деятельность», «технология проектной деятельности».

Ключевые слова: государственная молодежная политика, созидательная активность, созидательная деятельность, технология проектной деятельности, технологическая карта проекта.

I. V. Starchakova

Chita

Development of Students' Creativity by Means of Design Activity

In article is devoted to the use of elements of design technology for the development of students' creative activity during the course «Theory and techniques of teaching geography». The article reveals the essence of such concepts as «Creative activity», «Technology of design activity».

Keywords: the state youth policy, creative activity, creative activity, technology of design activity, a technological card of the project.

Целостная и последовательная государственная молодежная политика является важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

Анализ документов показал, что государственная молодежная политика представляется системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социальноэкономического и культурного развития, обеспечения конкурентноспособности и укрепления национальной безопасности страны.

Органы государственной власти и местного самоуправления при партнерском участии молодежных и детских организаций, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц формируют и реализуют государственную молодежную политику. Данный комплекс мероприятий реализуется в Российской Федерации в отношении молодых жителей в возрасте от 14 до 30 лет.

Стратегия Государственной молодежной политики призвана определить ее цель, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития страны в современном мире. Данная стратегия разработана на период до 2016 года и нацелена на изменения, которые произойдут в жизни российского общества и государства. Стратегия реализуется через проектный подход, который включает решение задач, определяемых национальным проектом в области образования

С учетом масштаба задач и объективной ограниченности средств их достижения реализация государственной молодежной политики базируется на принципе выделения приоритетных направлений, среди которых: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

В рамках приоритетных направлений предусматривается осуществление российских молодежных проектов. По первому направлению - это проекты «Новый взгляд», «Доброволец России», «Карьера», «Молодая семья России», по второму направлению -проекты «Команда» и «Успех в твоих руках», по третьему направлению - проект «Шаг навстречу».

Учитывая проблематику исследования, остановимся на втором направлении - «Развитие созидательной активности молодежи». Целью данного приоритетного направления является выявление, продвижение, поддержка активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное внимание в России.

Первый проект направления называется «Команда». Цели проекта:

1. обеспечение участия молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью и в процессе самоуправления собственной жизнедеятельностью;

2. развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью;

3. вовлечениемолодежи в общественнополитическую жизнь общества.

Второй проект направления называется «Успех в твоих руках». Он реализуется с целью выявления и продвижения талантливой молодежи и использования продуктов ее инновационной деятельности.

Является очевидным тот факт, что реализация этих проектов осуществляется, прежде всего, в рамках общественной деятельности. В учебных заведениях большое значение для развития созидательной активности молодежи имеет система воспитательной работы. Также очевидным является то, что через воспитательную деятельность проходят не все студенты, а только лидеры, активисты, молодежь с активной жизненной позицией. Поэтому представляется возможным сделать определенный вывод о необходимости особой организации учебной работы, которая позволила бы приблизить всех студентов без исключения к активной общественной работе, то есть созидательной деятельности. Созидательная деятельность видится как «...целесообразная, продуктивная, личностно или общественно значимая деятельность с большим количеством действий в ее составе и принципиальной новизной (субъективной и объективной) в результате» [1, С. 22].

В высшей школе существуют разнообразные активные формы обучения: игры, дискуссии, метод мозгового штурма. Развитию активной созидательной деятельности способствуют также педагогические технологии: проблемное обучение, технология развития критического мышления, проектные. Учитывая тему исследования, остановимся на технологии проектной деятельности.

Проектное обучение - это самостоятельное освоение обучающимися учебного материала и создание конкретного продукта, следовательно, проектная деятельность - это деятельность созидающая, творческая. Это позволяет участникам проекта пережить ситуацию успеха, самореализации, так как сущность этого типа технологии заключается в личностно-ориентированном

обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем.

Цель использования технологии проектной деятельности - самостоятельное постижение студентами проблем, имеющих для них жизненный смысл. Дидактической единицей в данном случае становится реальная и жизненно значимая проблема (проблема стандартизации содержания образования, многообразия программ и учебников и др.), поэтому контуром, основой проектной деятельности является проблема и пути ее решения. В этом видится связь с проблемным обучением.

При решении проекта наряду с познавательной стороной содержания присутствует эмоциональная, деятельностная и творческая стороны. Этим определяется значимость проекта для студентов, степень его самостоятельности, активности и созидания.

Проектная деятельность имеет ряд особенностей, которые определяют его значимость в процессе развития созидательной активности:

1. Диалогичность - диалог с собственным «Я» и с другими участниками проекта.

2. Креативность - через решение проблемной ситуации активизируется мыслительная деятельность студентов, так как при правильном выборе проблемы может возникнуть противоречие между ранее полученными знаниями и новыми.

3. Контекстность - возможность выполнить проекты в контексте научнопознавательной, практико-преобразующей, коммуникативной и других видов деятельности.

4. Интегративность - оптимальный синтез знаний для реализации обучающимися изучаемой проблемы с привлечением содержания других предметов, это специфика методики обучения как науки.

5. Технологичность - организация познавательной деятельности студентов по определенным этапам.

Для развития созидательной активности большое значение имеют все виды проектов - исследовательские, игровые,

творческие, познавательные, практикоориентированные, информационные.

Исследовательские ориентированы на решение научной проблемы, выявление актуальности, цели, объекта, предмета, задач, методов исследования, то есть напоминают подлинно научное исследование. Они осуществляются в аудиторной и внеаудиторной деятельности (Например, проект «Пути реализации регионального компонента на уроках географии»).

В процессе реализации игровых или ролевых проектов обучающиеся принимают на себя роли, обусловленные содержанием и характером проекта, поэтому разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли участников учебного процесс (Например, разработка и апробация уроков).

Творческие проекты не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется закону жанра. Планируемые результаты - создание праздника, журнала, видеофильма, буклета, театрализованное представление, произведение изобразительного или декоративно-прикладного искусства (Например, проектирование урока-выставки «Художественные промыслы Центральной России»).

Познавательные проекты связаны со сбором информации о каком-либо объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях. Они имеют четкую структуру, цель, подбирается информация, проводятся мозговые атаки. Результатом такого проекта может быть схема, доклад, карта, сообщение, возможно широкое использования компьютера (Например, проект «Мой выбор учебника»).

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный результат, связаны с социальными ценностями: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспорта на магистралях, создание историко-географической хроники населенного пункта. Разновидностью практикоориентированных проектов являются прикладные проекты, где четко обозначается результат деятельности его участников. Это может быть проект закона, свод правил, проект зимнего сада. В этом случае очень

много времени затрачивается на саму деятельность, а не на подготовку к ней (Например, проект кабинета географии).

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, Интернет, создание информационной среды (Например, создание сайта «Лучшая программа по географии»).

Считаем, что такое деление проектов на группы достаточно условно, перечисленные целевые направления деятельности студентов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект - исследовательский, точно так же как любой - творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем, что речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

Для успешной реализации проектной деятельности важно соблюдение этапов работы над проектом, так как каждый этап вносит свой вклад в развитие созидательной активности студентов.

Любой вид проекта реализуется в нескольких этапах и имеет цикличный вид. Проектный цикл - отрезок времени, в который осуществляется совместная деятельность участников от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта и личностных качеств, связанных с реализацией проекта и ценностно-смысловой деятельности.

Выделяют этапы: ценностно-

ориентированный (подготовительный, организационный), конструктивный (поисковый, исследовательский), оценочнорефлексивный, презентативный. Более подробно характеристика этапам дана в технологической карте (табл. 1).

Продуктом проектной деятельности является результат, некий итог, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы. Выбор продукта - важная

организационная задача участников проекта. От ее решения, в значительной степени, зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, а защита проекта - пре-зентебельной и убедительной.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта - проект кабинета, изготовление макета вулкана, форм поверхности Земли. Но чаще всего выбор продукта - задача непростая, творческая. Возможные продукты: сайт, атлас, атрибуты государства, бизнес-план, видеофильм, выставка, газета, журнал, законопроект, игра, карта, коллекция, макет, модель, мультимедийный продукт, оформление кабинета, пакет рекомендаций, письмо, план-конспект урока, праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, справочник, сценарий, учебное пособие, чертеж, экскурсия и так далее. Как видим, любой конечный продукт проектной деятельности является результатом созидания.

После определения конечного продукта проектной деятельности необходим выбор формы его презентации. Набор типичных форм презентации ограничен, поэтому тре-

Технологическая

буется «полет фантазии» в сочетании с обязательным учетом индивидуальных особенностей, способностей, интересов учащихся. Презентацией могут быть: деловая игра; демонстрация видеофильма; диалог исторических или литературных персонажей; защита на ученом совете; игра с залом; иллюстрированное сопоставление документов, событий, эпох, цивилизаций; научная конференция, доклад; отчет экспедиции; пресс-конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования, спектакль; телепередача; урок; экскурсия. Таким образом, видим, что выбор формы конечного продукта и его презентация является важным этапом в реализации технологии учебного проекта, творческим, способствующим развитию созидательной деятельности, а, значит, и созидательной активности.

Методика организации проектной деятельности представлена в технологической карте (табл. 1). Студентам вполне доступно использование подобных технологических карт. Осуществляя постепенную реализацию проекта, студенты создают конечный продукт, готовят его презентацию, то есть созидают.

Таблица 1.

учебного проекта

Этапы Педагогические задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты, оформление

Подготовитель- ный Планирование Мотивация, определение темы и целей проекта Планирование работы над проектом, определение источников информации; способов сбора и анализа информации; способов представления результатов в различных формах: статьи, реферата, выступления, альманаха и др. установление процедур оценки и критериев оценки процесса и результата; распределение обязанностей в группе Знакомит со смыслом проектного подхода, помогает в постановке целей. Предлагает идеи, высказывает предположения. Обсуждают предмет с учителем, получают дополнительную информацию, формулируют цели Вырабатывают план действия, формулируют задачи каждого участника проекта. Создан положительный настрой на предстоящую деятельность, определены тема и цели проекта План работы над проектом, выбор форм отчета, определение оптимальных способов сбора и анализа информации.

Исследование Результаты и выводы Представление или отчет Оценка результатов и процесса Проведение исследования: формулирование проблемы; выдвижение гипотезы решения проблемы; выбор методов исследования и процедуры использования методов;способов анализа информации, формулирование выводов. Обучение алгоритму анализа информации и формулированию выводов. Формирование умения презентации материалов Организовать рефлексию, самооценку, взаимооценку, оценить процесс и результат Наблюдает, советует, консультирует, косвенно руководит деятельностью, осуществляет контроль за промежуточными результатами ученика. Наблюдает, советует, возглавляет экспертную группу учащихся. Слушает, задает вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, качество отчета Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Анализируют материалы выполненного исследования, обрабатывают их. Отчитываются, обсуждают, отвечают на вопросы оппонентов. Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Отчет о выполнении индивидуальных и групповых заданий: список литературы по проблеме исследования. Аннотации, план прочитанного, тезисы, конспекты, результаты Показ материалов в письменной и устной форме. Сценарий защиты проекта. Устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. Оценка в баллах, качественная оценка, рейтинговая оценка, самооценка, взаи-мооценка процесса и результата

В реализации проектной деятельности участвуют люди и объекты проектной деятельности используются людьми, поэтому нельзя не учитывать человеческие факторы созидательного проектирования. Психологические особенности деятельности студентов определяются их эмоциональным отношением к проектной ситуации, положительным настроем, уверенностью в достижении цели, поэтому большое значение имеет мотивация на первом этапе проектной деятельности.

Умение сконцентрировать внимание на решаемой проблеме, определяемое волевой составляющей личности проектировщика, является решающим фактором для достижения цели проектирования. Эти качества личности являются обязательными в структуре личности студента созидающего, поэтому метод проекта должен использоваться и с этой целевой направленностью {2, С. 31].

Обязательным компонентом проектной деятельности является управление проектными работами в форме планирования,

оценки результативности планирования на отдельных его этапах, поощрение за качественное и своевременное выполнение работы. В нашем случае функции управления возлагаются на преподавателя либо на студента - руководителя проектной группы.

Успешность деятельности проектировщика определяется умением объективно оценивать собственную деятельность на разных этапах, а также ее конечным результатом. К человеческим факторам проектирования следует отнести желание и способность защищать собственный проект, осуществлять внедренческую деятельность, что также характеризует процесс созидания.

В зависимости от темы, формы, трудоемкости предлагаемого студентам проекта могут формироваться различные по численности творческие группы. Творческий коллектив, способный к созиданию,может быть создан только при активном участии педагога, который с учетом индивидуальных особенностей студентов формирует группы, имеющие в своем составе и наибо-

лее подготовленных в теоретическом отношении студентов, и менее подготовленных студентов, которые будут ориентированы сначала на выполнение практической работы. В каждой группе желательно иметь аналитиков, которые анализируют проектную ситуацию и предлагаемые варианты ее решения, а также студентов, хорошо владеющих современными методами создания новых идей, таких, как метод мозгового штурма, метод анализа и синтеза. Так же в каждой группе должны быть студенты, владеющие современными информационными технологиями. В дальнейшем, при частом использовании проектной деятельности из тех и других студентов могут вырасти руководители творческих проектных групп.

Проект может быть индивидуальным. Если студент выполняет задание индивидуально, главная задача педагога - сформировать у него понятия об основных этапах технологии проектирования, направленность на обязательное достижение поставленной цели, с опорой на знание основных закономерностей проектных технологий.

При реализации технологии учебного проекта весь процесс проектирования детерминируется конечной целью, которую студент ставит перед собой, решая конкретную проектную задачу. На основе соотнесения желаемого конечного результата с полученным на отдельных этапах процесса проектирования студент корректирует собственную созидательную проектную деятельность.

Для совершенствования навыков проведения проектной и других видов созидательной деятельности, ведущих к развитию созидательной активности,целесообразно организовывать деятельность студентов по проектированию и созданию средств обучения, в том числе учебно-методического комплекса школы, разработок уроков, внеклассных мероприятий и так далее. Эта деятельность предоставляет обучающимся полную свободу в создании авторских проектов, в выборе способов, методов и форм проектирования. Поэтому представляется возможность сделать однозначный вывод о созидающем характере такой деятельности.

Список литературы

1. Бычков А. В. Созидательная педагогика: монография / А. В. Бычков. М.: Изд-во МГУ, 2001. 148с.

2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе /А. В. Бычков. М.: Изд-во МГУ, 2000. 48 с.

УДК 378 ББК С 481

И. В. Старчакова,

г. Чита

Использование элементов педагогических технологий в развитии профессиональной деятельности будущего учителя

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье идет речь об использовании элементов игровой, модульной и рейтинговой технологий в практике преподавания курса «Теория и методика обучения географии». В статье показаны сущность понятий «игра», «модуль» и «рейтинг», принципы и черты модульно-рейтингового подхода. В качестве примера представлена технологическая карта одной из тем курса.

Ключевые слова: педагогические технологии, игра, модуль, функциональный узел, рейтинг, модульная технология, рейтинговая система оценки, технологическая карта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.