РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ И ПОДХОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
С.Ю. Липалина,
соискатель Финансово-технологической академии Научная специальность: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (Управление инновациями) Научный руководитель: Заслуженный экономист РФ, доктор экономических наук, профессор Суглобов А.Е.
E-mail: lmik70@mail.ru
Аннотация. Рассмотрены проблемы применения инновационных методов и подходов к управлению, в современных условиях экономического развития общества. Приведены мнения различных ученых по трактовке термина «инновации». Подходы к инновациям рассмотрены на ос-нове выделения различных научных школ. Сформулированы особенности применения ме-тодов управления предприятиями.
Ключевые слова: Инновационные методы, инновационные подходы, управление, инновационная деятельность.
DEVELOPMENT OF MODERN METHODS AND APPROACHES OF MANAGEMENT OF THE ENTERPRISES
S.Yu. Lipalina,
competitor of Financial and technological academy
Annotation. Discovered the problems of aplication inovative methids and approaches to management in modern conditions of economic development of society. Opinions of various scientists on treatment of the term «innovations» are given. Approaches to inovations are considered on yhe basis of allocation of the various scientific schools. Features of applications of methods of management are formulated enterprises.
Keywords: Innovative methods, innovative approaches, management, innovative activity.
Более двадцати лет назад в нашей стране начались социально-политические и институционально-экономические преобразования, и Россия встала перед выбором наиболее перспективных стратегий и направлений экономического развития. В современных условиях залогом успешного функционирования и процветания организаций является активное внедрение и использование инновационных методов и подходов к управлению. Система инновационной экономики требует повышения эффективности инновационной деятельности, т.е. деятельности по созданию, освоению, распространению и использованию новых продуктов и/или услуг, осуществляемой предприятием в определенной среде.
Для того чтобы российская экономика, в частности российские предприятия, смогли составить конкуренцию иностранным компаниям, необходимо иметь конкурентоспособное производство, сопровождаемое высоким качеством продукции и низкими издержками. Одним из важнейших факторов, способных повысить конкурентоспособность российских предприятий, является использование инновационных методов и подходов к управлению, которые предполагают взаимосвязанное становление научно-технической, производственной и финансовой деятельности в условиях новой институциональной среды. Независимо от того, в каком положении изначально находится предприятие, ка-
кую долю рынка оно занимает, каково оно по своим размерам, что представляет собой его организационно-правовой статус и т.д., использование данных методов приведет к увеличению прибыли за счет оптимизации производства и системы управления.
В настоящее время в нашей стране постоянно говорят о необходимости инновационного развития. Более того, выделятся бюджетные средства и создаются инновационные структуры.
Долгосрочная государственная стратегия социально-экономического развития страны предполагает решение такой кардинальной задачи, как ускорение темпов экономического роста посредством перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Именно инновационная деятельность, как наиболее перспективный вид изменений, который вносит наибольший вклад в повышение эффективности деятельности предприятия, может служить базисным фактором развития. Уровень развития и динамизм инновационной сферы - науки, новых технологий, наукоемких отраслей и предприятий, активно внедряющих нововведения, - обеспечивают основу устойчивого экономического роста [5] .
Необходимо отметить, что на фоне ускоряющегося высокими темпами технологического прогресса отдельных государств, при этом инновационная деятельность обеспечивает им порядка 60% прироста валового внутреннего продукта, Россия по-прежнему рискует оказаться на периферии мирового развития и носить статус сырьевого донора. На сегодняшний день доля России в общем торговом объеме наукоемкой продукцией примерно оценивается в 0,3 - 0,5% (доля США - около 36%, Японии - 30%, Германии - 17% и Китая - 6%).
При интенсивной трансформации инновационной деятельности в определяющий фактор устойчивого развития эффективным средством повышения конкурентоспособности промышленного предприятия является грамотное и эффективное управление данным процессом. Устойчивое развитие предприятия обеспечивается возможностями аккумулирования ресурсов в инновационной сфере, их рациональным использованием в рамках выбранных приоритетов с использованием инновационных методов и подходов к управлению. Следует отметить, что инновационный процесс, рассматриваемый как необходимое условие устойчивого развития, наталкивается на отсутствие эффективной системы принятия управленческих решений инновационного характера и оценки их результативности.
Данные обстоятельства определяют необходимость дальнейшего теоретического изучения, совершенствования и систематизации теоретического аппарата применения инновационных методов и
подходов к управлению; выявлении проблем инновационного характера на предприятиях с целью их устранения.
Актуальность совершенствования инструментария и теоретических основ инновационного управления раскрыта в ряде работ зарубежных и отечественных учёных и практиков.
Среди отечественных и западных исследователей данного вопроса следует выделить таких, как Т. Берне, Л.фон Берталанфи, А.Богданов, Т. Бой-дел, Г.Гантт, Ф.и Л. Гилбрет, Э.Деминг, П. Дру-кер, Э.Деминг, Р. Каплан, Дж. Лорш, Е.Лоуренс, Д. Макгрегор, Д. Муни, Д.Нортон, Т.Оно, М.Паркер, И. Перлаки, Х. Рамперсад, А.К. Рейли, Г.Саймон, Б. Санто, А. П. Слоун, Суглобов А.Е., Сурин А., Э.Мэйо, П. Сенге, Дж.М.Столкер, Ф.У. Тейлор, Э.А. Уткин, А.Файоль, М.Хаммер, Дж. Чампи, А.Чандлер, И. Шумпетер и другие.
Главная причина на сегодняшний день проблем инновационного развития предприятий в России заключается в устаревших подходах к управлению. За последние 50 лет появилось немало новых методов менеджмента. Среди распространенных можно назвать такие, как система сбалансированных показателей, всеобщее управление качеством, точно-в-срок, тайм-менеджмент. Эти методы достаточно изучены, по ним написано много научных трудов, отечественные предприятия применяют у себя эти методы. Российские ученые и практики также занимаются вопросами методологии и практики внедрения названных методов, но очень много вопросов так и остаются не рассмотренными.
В связи с этим необходимо выявить наиболее актуальные для российской практики инновационные методы и подходы к управлению, охарактеризовать их и выявить основные трудности использования в отечественной практике.
Выделим важнейшие, на наш взгляд, проблемы применения инновационных методов и подходов в управлении.
Оценка деятельности отдельных хозяйствующих субъектов свидетельствует о том, что все большее значение на современном этапе развития приобретает качество принимаемых управленческих решений, которые, в свою очередь, зависят от квалификации руководителя, менеджера становится одним из важнейших факторов обеспечения эффективности инновационного развития предприятия. В этой ситуации от руководителя требуется мастерское владение всем набором методов и подходов управления.
Как и во многих других сферах бизнеса, в инновационном управлении, наблюдается существенный дефицит квалифицированных кадров, усугубляющийся еще и тем, что инновационный бизнес пока
не способен оплачивать труд действительно высококвалифицированных специалистов.
Зачастую проблема повышения качества управления решается за счет привлечения высококвалифицированных специалистов со стороны, а также за счет постоянного обучения сотрудников. Однако здесь могут возникнуть другие проблемы :
• недостаток менеджеров высокого уровня;
• недостаточно эффективным и результативным постоянным обучением сотрудников.
Причина состоит в том, что подготовка кадров управленческого типа осуществляется по принципу обучения отдельным компонентам управления и очень редко именно инновационным методам и подходам к управлению.
Следовательно, в инновационная деятельность предприятий слабо сопровождается современными управленческими технологиями, а причины кроются:
• в сложности современных методов управления;
• принципиально недостаточных знаний современных методов управления руководителями предприятий.
Например, в инновационных проектах, в отличие от чисто финансовых, имеется большое количество хорошо управляемых факторов, способных эффективно видоизменить инвестиционную привлекательность проекта, к ним относятся: технологии управления, опыт менеджеров, квалификация сотрудников. Именно поэтому на результативность и эффективность проекта в значительной степени влияет тот, кто управляет.
Таким образом, можно констатировать, что про-
блема отсутствия высококвалифицированных кадров, владеющих навыками применения инновационных методов и подходов в управлении, является ключевой.
В настоящее время менеджер вынужден принимать решения в рамках организационной структуры предприятия, не приспособленной к инновационной деятельности, поэтому приходится говорить о необходимости частичной или полной реорганизации системы управления предприятия с использованием инновационных методов.
Следует отметить, что инновации - это не только использование высоких технологий, но и инновации в сфере управленческих решений, направленных на повышение конкурентных преимуществ управляемо хозяйствующего субъекта. Предприятие, намеревающееся работать гибко и удовлетворять изменяющиеся потребности рынка, неизбежно приходит к необходимости использования инновационных подходов.
Инновационную деятельность на предприятия необходимо проектировать, как и любой другой процесс. Необходимо не только определить задачи, стоящие перед предприятием и его руководством, но и создать систему, которая обеспечит переход предприятия в желаемое состояние, определить требуемые ресурсы и разработать бизнес-процессы инновационного развития. Только таким образом можно рассчитывать на успех.
Проблемы применения инновационных методов и подходов в управлении вытекают одна из другой и схематично они представлены на рисунке 1.
Проблемы применения инновационных методов и подходов в управлении
-Ж-
- проблема управления процессом функционирования и организационная структура
- проблема организации инновационной деятельности -1-
- консервативная социально — экономическая и правовая срсда -£-
- противоречия в понимании существа инновационного процесса -преобладание технократического подхода
- крайне малое количество квалифицированных «инновационных предпринимателей» и специалистов, владеющих современными методами управления развитием бизнеса
Рис. 1 Проблемы применения инновационных методов и подходов в управлении -Вестник Московского университета МВД России- № 9 / 2012
Рассмотрев основные проблемы применения инновационных методов и подходов в управлении, следует подчеркнуть необходимость их обязательного использования. Если раньше экономическая система характеризовалась экстенсивным типом экономического роста (увеличение количества ресурсов), то сейчас экономическое развитие связано с интенсивным типом развития (использование достижений НТП, улучшение качества ресурсов). В начавшемся тысячелетии основой социально-экономического развития становятся инновации, что диктует интерес к инновационным методам управления.
В эпоху глобализации и проникновения иностранных компаний на отечественный рынок применение инновационных методов управления может оказаться решающим фактором успеха. Главной особенностью современного этапа развития человечества является поток инноваций и резкое ускорение изменений во всех областях деятельности. В настоящее время становится очевидно, что устойчивость производственного развития зависит не только от ресурсов, но и от соответствия изменениям, которые вызваны НТП. В этом свете обозначается реальная актуальность инновационных методов управления, задача которых состоит в быстром реагировании на постоянные изменения окружающей среды.
Определимся с понятийным аппаратом. Метод (от гр. Meta — к и odos — путь) - в общем смысле — сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществление определенной деятельности, решение некоторых задач [18]. То есть вопрос о методе — это вопрос о пути, о направлении. Метод является авторским, что означает его создание конкретным человеком или группой ученой, а также какой-либо школой. Метод, как ответ на потребности времени и общества, имеет тенденцию к устареванию, преобразованию в другие методы.
Метод управления - это меры, средства воздействия субъекта управления на коллективы, а также отдельных работников с целью достижения поставленной цели [1, с. 371].
Совокупность методов образуют подход. Подход - это комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, политике или в организации жизни и деятельности людей [15].
В современной науке об управлении принято выделать 4 подхода: процессный, системный, ситуационный и подходы на основе выделения различ-
ных школ. Первые три представлены в таблице 1, последний - в таблице 2.
Инновации также различными учеными трактуется по-разному.
По мнению И. Шумпетера, под инновациями понимается введение нового продукта или качественное совершенствование прежнего, внедрение нового метода производства, открытие нового рынка, приобретение нового источника сырья, осуществление новой организации производства [17]. Э. А. Уткин считает, что под инновацией обычно подразумевается объект, внедренный в производство [4]. Сурин А. и др. полагают, что инновация -это коммерческое освоение новой идеи [14].
И. Перлаки считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [8, с. 176].
По мнению Б. Санто, инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход [11, с. 94].
Таким образом, инновацию можно понять как новое сочетание существующих факторов деятельности, конечный результат творческого труда. Инновация реализуется в виде нового или усовершенствованного продукта и имеет такие признаки, как новизна, применяемость и реализуемость, т.е. вне-дряемость.
Отсюда можно сделать вывод о том, что инновационные методы управления это авторские способы осуществления определенной деятельности или достижения определенной цели, представленные в виде нового сочетания факторов деятельности, где новизна понимается как прогрессивный новый элемент. Инновационные методы управления имею относительные преимущества по сравнению с уже ставшими традиционными решениями, они совместимы со сложившейся средой и практикой, достаточно сложны и учитывают предыдущий накопленный опыт.
Рассмотрим методы управления (см. табл. 3), которые стали инновационными последние за 40-50 лет, особо отметив малораспространенные в российской практике.
Такие методы, как ССП, всеобщее управление качеством, тайм-менеджмент уже нашли свое признание и распространение в России, а вот универсальная система показателей деятельности и инте-рим-менеджмент остались в российской научной и производственной среде почти без внимания.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Основные подходы к управлению
Таблица 1
Подход Годы существования Основоположники Основные положения подхода
1 2 3 4
Процессный подход 1920е-н.в. Школа научного управления В рамках данного подхода управление есть непрерывная серия взаимосвязанных функций, каждая из которых также рассматривается как процесс. Управление понимается как процесс, направленный на достижение конкретной цели. Процесс управления является общей суммой всех функций (функции планирования, организации, мотивации, контроля и координации, которые объединены процессами коммуникации и принятия решений)
Системный подход 1950е -н.в. А.Богданов, Л.фон Берталан-фи, Г.Саймон, А.Чандлер В рамках данного подхода организация представляется как система, которая включает в себя подсистемы (как составные компоненты) и связи, как между ними, так и с окружающей средой. В организации можно выделить систему управления - это совокупность элементов, объединенных информационными связями и процессами, направленными на достижение целей организации. Система управления включает управляющую подсистему (субъект управления) и управляемую подсистему (объект управления). Менеджер любого хозяйствующего субъекта должен исходить из того, что для реализации общих целей предприятия необходимо рассматривать его как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех её частей и объединить их на такой основе, которая позволит предприятию в целом эффективно достичь её целей
Ситуационный подход 1960е-н.в. Е.Лоуренс, Дж. Лорш, Т. Берне, Дж.М.Столкер, П. Друкер, Д. Макгрегор В менеджменте организации не существует только одного набора принципов, которые могут быть использованы во всех ситуациях, т.е. отвергаются любые универсальные принципы менеджмента
Таблица 2
Подходы на основе выделения различных школ
Подход Годы существования Основоположники Основные положения подхода
Научное управление 1885 - 1920 Ф.У Тейлор, Ф.и Л. Гилбрет, Г.Гантт Используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения
Классическая или административная школа 1920 - 1950 А.Файоль, Джеймс Д. Муни, А.К. Рейли, А. П. Слоун Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками
Поведенческая школа 1950 - н.в. Э.Мэйо, М.Паркер Фоллет Повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов, полного использования потенциала каждого работника.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Инновационные методы управления
Таблица 3
Метод Годы появления, основоположники Основные положения
1 2 3
Интерим-менеджмент (Interim Management) 1970-е Суть интерим-менеджмента заключается в достижении долгосрочных целей предприятия за счет профессиональных менеджеров, нанимаемых на короткий срок
Менеджмент-обучение (Management by Learning, MBL), обучающаяся организация (Learning Organization) 1990-е П. Сенге, Т. Бойдел Философия данной концепции: эффективное управление предприятием возможно только при непрерывном быстром и методически правильном обучении
Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard, BSC) начало 1990х Р.Каплан, Д. Нортон Система сбалансированных показателей является средством реализации стратегии организации с момента определения долгосрочных финансовых целей через соответствующую последовательность действий в каждом направлении (финансовая и клиентская составляющие, а также внутренние бизнес-процессы, обучение и развитие персонала) до получения желаемых финансовых результатов. [13, с. 7]
Реинжинирнг бизнес-процессов (Business Process Reenginering, BPR) конец1980х-начало 1990х М.Хаммер, Дж. Чампи Реинжиниринг - это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов предприятий в целях достижения коренных улучшений основных показателях деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы
Всеобщее управление качеством (Total Quality Management,TQM) 1950е Э.Деминг Главная идея концепции состоит в том, что эффективное управление предприятием возможно, если организация будет работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации процессов в целом, включая работу персонала
Тайм-менеджмент (Time Management, ТМ) конец 1960х Тайм-менеджмент - это совокупность технологий планирования работы, которые человек применяет самостоятельно для повышения эффективности использования своего рабочего времени и для повышения контроля возрастающего количества задач
Точно в срок (Just in Time, JIT) середина 1970х Т. Оно В основу данной системы положен принцип: производить продукцию только тогда, когда в ней нуждаются и в количестве меньшем, чем то, что требуется
Универсальная система показателей деятельности (Total performance scorecard, TPS) 2000е Х. Рамперсад Х. Рамперсад изучал наиболее значимые элементы и модели организационных перемен и развития с целью совершенствования их понимания, в результате была разработана единая модель, в которой центральное место занимает взаимодействие между тремя «силами»: совершенствованием, развитием, обучением. Данная система состоит из пяти элементов. Вместе они образуют поле сил, которое автор называет циклом универсальной системы показателей деятельности, или циклом TPS (Total Performance Scorecard)[13, с. 10].
Следует отметить, что управленческие инновации в системе менеджмента сталкивается с факторами, носящими объективный и субъективный характер.
Объективные факторы, сдерживающие управленческие инновации, следующие:
• противоречие старого и нового (нововведения неизбежно ведут к изменению сложившейся системы отношений на предприятии и требуют изменения его организационной структуры);
• сложности в реализации, которые еще на стадии размышлений пугают менеджеров из-за отсутствия опыта применения;
• комплексность управленческих инноваций.
К субъективным факторам относятся:
• низкая квалификация сотрудников (у многих руководителей и специалистов предприятий отсутствует необходимый и достаточный объем знаний по эффективности организации управленческого труда; отдельные сотрудники вообще не готовы работать в новых условиях);
• недостаточный уровень интеграции теории и практики;
• недоверие к зарубежным теориям.
В заключении отметим, что современный этап развития можно охарактеризовать как период инновационной экономики, экономики знаний, поэтому наиболее эффективными становятся предприятия, применяющие самые передовые методы и подходы к управлению предприятием.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Литература
1. Большая экономическая энциклопедия.- М. Эксмо, 2008. - 816 с.
2. Бондаренко И.В. Прогрессивный менеджмент
- пропуск в высшую лигу бизнеса. [Электронный ресурс] / И.В. Бондаренко// HR-portal. - Москва, 2010. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/ progressivnyi-menedzhment-%E2%80%93-propusk-v-vysshuyu-ligu-biznesa. Дата обращения 28.05.2012
3. Вольтман Ф. 7 ошибок, которые могут разрушить обучающуюся организацию. [Электронный ресурс] / Ф. Вольтман // HR-portal. - Москва, 2012. - Режим доступа: http://www.hr-portal. ru/article/7-oshibok-kotorye-mogut-razrushit-obuchayushchuyusya-organizaciyu. Дата обращения 28.05.2012
4. Инновационный менеджмент /Уткин Э.А., Морозова Г.И., Морозова Н.И.. - М.: Акалис, 2006.
Как строить систему управленческого учета [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://: www.klerk.ru
5. Карабанов Б. Бизнес-инжиниринг. Не роскошь, а средство управления. [Электронный ресурс] / Б. Карабанов // Портал I-team. - Москва, 2008.
- Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/ strategy/article_155/. Дата обращения 28.05.2012
6. Каримова А. Топ на час [Электронный ресурс] / А.Каримова // Коммерсантъ Деньги. - Москва, 2009.
- №39. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/ Doc/1243522. Дата обращения: 28.05.2012.
7. Перлаки И. Нововведения в организациях.-М.: Экономика, 1981.
8. Рамперсад Х. К. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность : пер. с англ. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. - 352 с.
9. Реинжиниринг бизнес-процессов компании. [Электронный ресурс] / Компания Infam. - Москва. - Режим доступа: http://www.infman.ru/online/ reengineering/. Дата обращения 28.05.2012
10. Санто Б. Инновации как средство экономического развития. - М.: Прогресс, 1990.
11. Сбалансированная система показателей. [Электронный ресурс] / HR-portal. - Москва, 2011.
- Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/varticle/ sbalansirovannaya-sistema-pokazateley. Дата обращения 28.05.2012
12. Сбалансированные показатели: содержание и интерпретация : монография / М. В. Мельник, Е. В. Никифорова, К. Ю. Бурцева ; ТГУ. - ТГУ. - Тольятти : Кассандра, 2010. - 213 с.
13. Сурин А. В., Молчанова О. П. Инновационный менеджмент. Учебник. - М.: Инфра-М, 2008
14. Социология: Энциклопедия /Сост. А. А. Гри-цанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соко-
лова, О. В. Терещенко. — Минск: Интерпрессер-вис; Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Сер. Мир энциклопедий).
15. Универсальная система показателей деятельности. [Электронный ресурс] // Консалтинговая группа «Лекс». - Тюмень, 2010. - Режим доступа: http://www.lexgroup.ru/spravka/best_publications/ риЫюайош_ирг_сошиШ^/гатр1/. Дата обращения 28.05.2012
16. Шумпетер Й. История экономического анализа в 3 т. — СПб.: Экономическая школа, 2004.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М. : Канон+, РООИ Реабилитация, 2009. -1248 с.
Суглобов А.Е. Особенности малого бизнеса как субъекта инновационной экономики // Вопросы региональной экономики. - М., 2011. № 3 .С.12-18.