Научная статья на тему 'Развитие социологии информационно-коммуникационных технологий: веб как платформа современного образования'

Развитие социологии информационно-коммуникационных технологий: веб как платформа современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / WEB-BASED EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гончаров Дмитрий Константинович

Развитие информационно-коммуникационных технологий в обществе приводит к необходимости трансформации процесса обучения современного высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of information and communication technologies in society leads to the necessity of training process transformation of modern higher education.

Текст научной работы на тему «Развитие социологии информационно-коммуникационных технологий: веб как платформа современного образования»

Развитие социологии информационнокоммуникационных технологий: веб как платформа современного образования

Д. К. Гончаров (Московский городской педагогический университет)*

Развитие информационно-коммуникационных технологий в обществе приводит к необходимости трансформации процесса обучения современного высшего образования.

Ключевые слова: сетево-ориентированное обучение, информационно-коммуникационные технологии.

Sociology of Information and Communication Technologies Development: Web as a Platform of Modern Education

D. K. Goncharov

(Moscow City Pedagogical University)

Development of information and communication technologies in society leads to the necessity of training process transformation of modern higher education.

Keywords: web-based education, information and communication technologies.

Вторая половина XX в. прошла под знаком бурного формирования и развития мировой информационной индустрии и ее влияния на общество в целом. Появлялись все новые и новые средства информации и коммуникации в области печати, радио, телевидения. Постепенно количество источников информации переходило в качество: были созданы всемирные сети телевизионных новостей и сеть сетей — Интернет. Практически произошла конвергенция телевидения и стримминговых технологий глобальной сети. Объем информации в 70-е годы ХХ в. увеличивался вдвое один раз в 10 лет, в 80-е годы — один раз в пять лет, в 2000-е годы — удваивается практически каждый год. Появление глобального информационного пространства стало реальностью, а решать его задачи и направлять пути его развития — жизненной необходимостью. Основой теории информационного общества принято считать концепцию постиндустриального общества, разработанную Д. Беллом. Свой вклад

в развитие теории информационного общества внесли Н. Винер, А. Турен, П. Серван-Шрайбер, Ю. Хабермас, Н. Луман, М. Мак-люэн, Э. Тоффлер, Ё. Масуда и другие исследователи. Культуролог Э. Тоффлер в книге «Третья волна» предложил гипотезу, согласно которой человечество вступает в новую, третью стадию цивилизации, в судьбе которой решающую роль будут играть информационные компьютерные системы и системы технических коммуникаций. Можно отметить, что человечество осознает себя сетевым сообществом. Внутри этого сообщества уже сегодня значительная доля коммуникаций является компьютерно-опосредованной. Цифровые технологии могут освободить наш мозг от механических аспектов мышления для решения творческих задач. Цифровая память постепенно вбирает в себя материалы архивов, в том числе домашних, музеев, библиотек.

Если информационный процесс рассматривается как процесс взаимодействия лич-

* Гончаров Дмитрий Константинович — старший научный сотрудник лаборатории информационно-коммуникационных и социальных технологий в образовании Научно-исследовательского института столичного образования (НИИСО) МГПУ. Тел.: (499) 181-65-52. Эл. адрес: cupid@screen.ru

ностей, то процесс общения рассматривается как социальный процесс. На сегодняшний день вербальная коммуникация составляет большую часть педагогического взаимодействия (около 70%). Однако процесс коммуникации в обществе с использованием технических микропроцессорных средств и сред стал кардинально меняться. Основоположник кибернетики Н. Винер предположил, что все явления окружающего мира могут быть объяснены с точки зрения информационного обмена, циркулирования информации: «...действенно жить — это значит жить, располагая правильной информацией». В этом обществе человек ориентируется не только и не столько на свои внутренние чувства, а в большей мере на внешние события — он живет за счет поступающей извне информации, сбор и анализ которой ему жизненно необходим. И в этой связи средства коммуникации приобретают особое значение как основной инструмент, позволяющий человеку реагировать на происходящие в окружающем мире изменения. Одной из важнейших характеристик современного общества становится уровень его информационного обеспечения, оказывающего влияние на все процессы общественного развития.

Общеизвестно, насколько важным фактором социализации человека является образование, которое определяет имеющиеся у людей возможности личностного и профессионального выбора. Образование становится не только процессом приобретения знаний, умений и навыков, но и процессом понимания, разностороннего развития человека и определения своего места в окружающем мире.

В новой образовательной среде преподаватель, продолжая оставаться главным звеном процесса обучения, становится важным координатором образовательного процесса. В этой высокоинформативной среде преподаватель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому преподаватель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принци-

пов и другой информации. Задачами преподавателя становятся развитие интеллектуальных навыков, а также навыков, востребованных современным мировым сообществом, глобального и критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ.

Под адаптацией к изменениям понимается умение самостоятельно и рационально работать с информацией в различных форматах и превращать ее в знания, осваивать новые интерактивные методы взаимодействия в высокотехнологичной среде. Развитие самостоятельности в обучении подчинено смене концепции образования «обучения на всю жизнь» на «обучение в течение всей жизни». Каждому представителю образовательной среды требуется выработать совершенно иное мышление и отношение к сегодняшним проблемам. Оценка готовности образования к развитию в единой образовательной среде должна включать анализ доступа к ИКТ преподавателей и студентов, уровня подготовленности преподавательских кадров, наличия в образовательных учреждениях благоприятного к переменам «климата». Преподавателям по отношению к студентам фору в несколько шагов дает только привычка к самообразованию. Таким образом, в положении ученика находятся и преподаватель, и студент, так как вынуждены непрерывно осваивать новые идеи и технологии, термины и их определения, программное и аппаратное обеспечение ИКТ, чтобы получать нужную информацию, вырабатывать необходимые навыки и умения, позволяющие успешно решать задачи в своей предметной области.

В докладе Всемирного банка «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы» (2001 г.) утверждается: «Внедрение новых педагогических подходов, подкрепленных альтернативными механизмами передачи знаний, уже производит революцию в процессе преподавания и усвоения знаний в вузах. Одновремен-

ное использование мультимедийных средств, компьютеров и Интернета позволяет сделать процесс обучения более активным и интерактивным».

В процессе исследования влияния информационного общества на образовательную среду была предложена новая педагогическая модель, в которой предусматривалось:

а) активное участие студентов в процессе обучения, а не пассивное восприятие ими информации;

б) возможности прикладного использования знаний в реальных условиях;

в) подход к обучению как к коллективной, а не индивидуальной деятельности;

г) акцент на процесс обучения, а не на запоминание информации;

д) использование метода проектов как эффективной системы обучения и прообраза применения знаний на рынке труда.

В этой модели вузы должны быть способны быстро реагировать на меняющиеся сигналы с рынка труда и оперативно приспосабливаться к технологическим изменениям, а это может повлечь за собой необходимость более гибкой системы приема на работу и расстановки преподавательских кадров, оценки качества их работы. Также вузы должны будут постоянно пересматривать учебные программы, сообразуясь с запросами рынка труда и рынка знаний.

В том же докладе Всемирного банка утверждается: «Современные технологии — это не панацея. Для создания более активной и интерактивной учебной среды у профессорско-преподавательского состава должно быть четкое видение целей новых технологий и наиболее эффективных путей интегрирования их в структуру программ и средства их реализации, т. е. то, что специалисты называют «педагогической интеграцией». Комбинирование обучения в режиме онлайн с занятиями традиционной формы дает студентам больше возможностей для человеческого общения и развития социальных аспектов обучения посредством прямого общения, споров, дискуссий и нахожде-

ния согласия. Эти педагогические моменты также относятся к структуре и средствам реализации программ дистанционного обучения, в которых надлежащие технические средства должны соответствовать образовательным целям». Таким образом, спрос на компетентность в области компьютерноопосредованной коммуникации растет в социально-экономическом и социально-психологическом плане.

Веб-технология, которая реализована на идее гипертекста как способа организации текста, при котором порядок ознакомления с ним может быть произвольно выбран пользователем, также относится к текстологической компьютерно-опосредованной коммуникации. Сеть Интернет дает возможность осуществления как аксиальной коммуникации, когда сообщение передается конкретному получателю или группе получателей, так и ретиальной коммуникации, когда сообщение передается множеству вероятно заинтересованных и случайных получателей. Включение цифровых записей в учебные материалы и учебную активность позволит значительно расширить и обогатить и учебную коммуникацию, и учебный процесс. Естественно предположить, что необходимо широко использовать информационно-коммуникационные особенности Сети в образовательном процессе.

Очевидная востребованность сетево-ориентированного образования стимулирует активные исследования по поиску новых высокоэффективных образовательных технологий и созданию новых стандартов (типа SCORM, Dublin Core, ARIADNE). Этим и другим смежным вопросам уделяется основное внимание на ведущих мировых конференциях по веб-образованию, таких как e-Learn, e-Learning, ED-MEDIA, Web-Based Education, ICECE, ICDE, ICALT и др.

С другой стороны, в последние несколько лет активно развиваются исследования по комбинированному (или смешанному) образованию — blended education, — в котором делается попытка объединить преимущества образовательных технологий традиционно-

го очного (в классе или аудитории) и интернет-образования в рамках единого учебного процесса (лекции, курса, программы). Так, анализ европейского рынка веб- и комбинированного видов образования показывает, что веб-образование превалирует над комбинированным образованием только в Великобритании (12% против 11%) и в Италии (14% против 11% соответственно); в других же странах Европейского содружества комбинированное образование превалирует над интернет-образованием, например в Нидерландах (24% против 17%), в Финляндии (21% против 9%), в Испании (20% против 14%), в Дании (17% против 14%).

Многие преподаватели до сих пор не осознают преимущества, которые можно извлечь из использования передовых образовательных технологий, и не знают, как они могут повлиять на разработчиков информационно-образовательных продуктов и сред. Разработчики обучающих систем также часто не знают нужд и требований типичного преподавателя. Необходимо помочь этим группам лучше понять роль друг друга во всех образовательных процессах и указать им пути взаимной поддержки.

Во время взаимодействия автора с обучаемыми в последние восемь лет в рамках Московского городского педагогического университета была поставлена цель — создание системы WITS (Whole-course Intelligent Tutoring System — информационно-образовательной среды для широких учебных курсов), в рамках которой предполагалось:

- построить интеллектуальную обучающую среду для широких учебных курсов;

- при построении среды использовать средства мультимедиа для мотивации обучаемых;

- апробировать систему на реальных обучаемых;

- сделать вывод о значимости таких систем и их перспективах на будущее.

Было проанализировано свыше 900 часов учебных взаимодействий. По результатам социологического исследования было отмечено, что метод проектов, выбранный в каче-

стве методологической базы, активизировал познавательные способности студентов, позволил им в свободной творческой форме выполнить образовательную часть в соответствии с поставленной задачей. В процессе работы над проектами у обучаемых на 80% увеличился процесс усвоения учебного материала. На 60% больше, чем у аналогичных студентов, обучавшихся по устаревшей программе, закрепились навыки работы с информационным знанием. Проявились ком-петентностные черты работы с обширным и разнородным материалом. Скоординировался процесс постановки задач в информационном поле.

Несомненно, что приобретенные в процессе обучения навыки и компетенции позволят ориентироваться в условиях неопределенности сверхсложного современного мира, опираясь на собственные силы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Астафьев, Л. У., Шубкин, В. Н. (1998) Социология образования // Социология в России. М. : Изд-во Института социологии РАН.

Комарова, Н. И. (2008) Гуманитаризация техногенной сферы — основное условие развития информационно-коммуникационных технологий в современном образовании // Материалы международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование». М. : МАКС-пресс.

Маклюэн, М. (2004) Галактика Гутенберга. М. : Наука.

Негодаев, И. А. (1999) На путях к информационному обществу. Ростов н/Д. : Изд-во ДГТУ.

Сазанов, В. М. (2005) Сочетание классического и дистанционного обучения. М. : Лаборатория СВМ.

Соколова, И. В. (2003) Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. М. : Союз.

Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы : доклад Всемирного банка : пер. с англ. (2003) М. : Весь мир.

Collis, B. (1997) Pedagogical Re-Engineering: A Pedagogical Approach to Course Enrichment and Re-Design with the WWW // Educational Technology Review. № 8.

Freinet, C. (1960) L’education du travail. Paris : Editions Ophrys; republished by: Neuchatel, Delachaux & Niestle.

Kabassi, K., & Virvou, M. (2003) Using Web Services for Personalised Web-based Learning // Educational Technology & Society. № 6 (3). P. 61-71.

Masuda, Y. (1983) The Information Society as Postindustrial Society. Washington : World Future Soc.

McCausland, H., Wache, & D., Berk, M. (1999) Computer literacy: Its implications and outcomes. A case study from the Flexible Learning Centre. Adelaide : University of South Australia.

Rogers, E. M. (1995) Diffusion of innovations. New York : The Free Press.

Stephenson, J. (Ed.) (2005) Learner-managed learning: An emerging pedagogy for online learning. London : Kogan Page.

Williams, D. D. (2002) Improving use of learning technologies in higher education through participant oriented evaluations // Educational Technology & Society. 2002. Vol. 5. Issue 3. P. 11-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.