Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные способности студентов / иностранный язык / психолого-педагогические условия / мержентность / social abilities of students / foreign language / psychological and pedagogical conditions / convergence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.И. Соколова, И.В. Фирсова

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с развитием социальных способностей студентов вуза средствами изучения иностранного языка. Цель статьи заключается в выявлении, научно-теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении психолого-педагогических условий развития социальных способностей студентов в контексте обучения иностранному языку в высшем учебном заведении. Авторы делают акцент на том, что современный вуз должен содержательно обогащать все учебные курсы с целью развития свободного научного творчества, а также личностных качеств студентов. Основными методами исследования стали изучение литературы и материалов по соответствующей тематике и анализ педагогического опыта работы в высшей школе. Рекомендовано широко применять медиативные технологии, развивать конфликтологическую компетентность студентов и все её компоненты. Выводы состоят в том, что показатели экспериментальной группы значительно улучшились, продемонстрировав устойчивый рост всех типов социальных способностей студентов, что обосновано эффективностью реализованных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.И. Соколова, И.В. Фирсова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIAL ABILITIES OF STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF LANGUAGE EDUCATION

The article discusses some issues related to the development of social abilities of university students by means of learning a foreign language. The purpose of the article is to identify, scientific-theoretical substantiation and experimental confirmation of psychological and pedagogical conditions for the development of students’ social abilities in the context of teaching a foreign language in a higher educational institution. The authors emphasize that a modern university must meaningfully enrich all educational courses in order to develop free scientific creativity, as well as the personal qualities of students. The main research methods were the study of literature and materials on relevant topics and the analysis of teaching experience in higher education. It is recommended to widely use mediation technologies, develop students’ conflict management competence and all its components. The conclusions are that the indicators of the experimental group improved significantly, demonstrating a steady increase in all types of social abilities of students, which is justified by the effectiveness of the measures implemented.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

10. Rudenko E.Yu. Professional'naya gotovnost' pedagoga k grazhdanskomu vospitaniyu sovremennyh podrostkov: kontekst formirovaniya v vuze. Obrazovanie i obschestvo. 2023; №?4?(141): 107-116.

11. Rudenko E.Yu. Kibersocializaciya podrostkov i polidisciplinarnyj podhod k formirovaniyu v universitete professional'noj gotovnosti uchitelya k ih grazhdanskomu vospitaniyu. Pedagogicheskaya nauka v sovremennom obschestve: mezhdisciplinarnyj podhod: materialy III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferecii. Moskva: Izdatel'stvo «Perspektiva», 2023: 133-138.

12. Rudenko E.Yu., Grebennikova V.M., Nikitina N.I., Vol'hin S.N. O formirovanii v vuze professional'noj gotovnosti buduschih uchitelej k grazhdanskomu vospitaniyu podrostkov v usloviyah informatizacii obschestva. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2023; №?3?(323): 87-97.

13. Ugol'kov N.V. Internet kakinstitut socializacii starshih shkol'nikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva: MPGU, 2012.

Статья поступила в редакцию 01.05.24

УДК 378 + 37.0

Sokolova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of English for Professional Communication, Financial University Under the Government

of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: ntlsokol@mail.ru

Firsova I.V., teacher, Department of English for Professional Communication, Financial University Under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: Alia_galaxy@mail.ru

DEVELOPMENT OF SOCIAL ABILITIES OF STUDENTS WITHIN THE FRAMEWORK OF LANGUAGE EDUCATION. The article discusses some issues related to the development of social abilities of university students by means of learning a foreign language. The purpose of the article is to identify, scientific-theoretical substantiation and experimental confirmation of psychological and pedagogical conditions for the development of students' social abilities in the context of teaching a foreign language in a higher educational institution. The authors emphasize that a modern university must meaningfully enrich all educational courses in order to develop free scientific creativity, as well as the personal qualities of students. The main research methods were the study of literature and materials on relevant topics and the analysis of teaching experience in higher education. It is recommended to widely use mediation technologies, develop students' conflict management competence and all its components. The conclusions are that the indicators of the experimental group improved significantly, demonstrating a steady increase in all types of social abilities of students, which is justified by the effectiveness of the measures implemented.

Key words: social abilities of students, foreign language, psychological and pedagogical conditions, convergence

Н.И. Соколова, доц., ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: ntlsokol@mail.ru

И.В. Фирсоеа, преп., ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, E-mail: ivfirsova@fa.ru

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с развитием социальных способностей студентов вуза средствами изучения иностранного языка. Цель статьи заключается в выявлении, научно-теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении психолого-педагогических условий развития социальных способностей студентов в контексте обучения иностранному языку в высшем учебном заведении. Авторы делают акцент на том, что современный вуз должен содержательно обогащать все учебные курсы с целью развития свободного научного творчества, а также личностных качеств студентов. Основными методами исследования стали изучение литературы и материалов по соответствующей тематике и анализ педагогического опыта работы в высшей школе. Рекомендовано широко применять медиативные технологии, развивать конфликтологическую компетентность студентов и все её компоненты. Выводы состоят в том, что показатели экспериментальной группы значительно улучшились, продемонстрировав устойчивый рост всех типов социальных способностей студентов, что обосновано эффективностью реализованных мер.

Ключевые слова: социальные способности студентов, иностранный язык, психолого-педагогические условия, мержентность

Актуальность темы данного исследования обусловлена тенденциями развития современного вуза, который является центром всестороннего формирования личности будущих специалистов. Ведущим трендом в условиях современной глобализации становится поликультурный компонент образования. Изучение теоретического и практического материала в межкультурном контексте, в свою очередь, формирует осведомленность и толерантность к дальнейшей профессиональной деятельности в мультикультурной среде. При этом в вузе одномоментно с творческой составляющей необходимо и регулярное качественное обогащение всех учебных курсов, предполагающих возможность становления будущего специалиста и развития его личности. На данном этапе развития российского общества гуманистическая тенденция в образовании становится задачей профессиональной подготовки будущих специалистов. Теоретические знания, получаемые в высшей школе, - основа будущего профессионализма сегодняшнего студента, в то время как развитие индивидуальных личностных составляющих расширяет возможности практического применения специальных знаний на более высоком уровне [1]. Развитие, в том числе и социальных, способностей студентов высших учебных заведений в контексте гуманистической парадигмы начинает занимать приоритетное направление в вопросе подготовки специалистов, так как помогает находить и активировать ресурсы собственного совершенствования, понимать специфику своих психологических особенностей, способствует самореализации [2]. В ходе изучения психолого-педагогической литературы стало очевидно, что анализируемая проблема развития социальных способностей студентов в рамках языкового образования мало изучена в рамках научных исследований [3-7]. Изучение и формирование особого взгляда на данную тему затрагивает содержательную и личностную составляющие. В соответствии с этим становится наиболее актуальным вопрос обобщения научной информации, уточнения и разъяснение базовых концепций. Идея создания комплексной теоретической системы в контексте развития социальных способностей в рамках языкового образования в высшей школе выходит на первый план [8].

Цель исследования заключается в выявлении, научно-теоретическом обосновании и экспериментальном подтверждении психолого-педагогических условий развития социальных способностей студентов вуза в процессе языкового

образования. Задачи исследования: обзор научной литературы по теме исследования, анализ методов психологической диагностики с целью подбора наиболее подходящих методик, проведение диагностики студентов и сопоставление и интерпретация результатов, полученных в ходе эксперимента.

Научная новизна статьи состоит в том, что при ее написании авторами были определены психолого-педагогические условия развития социальных способностей студентов, которые могут применяться в процессе эффективной образовательной деятельности. Теоретическая значимость работы заключается в определении задач, которые следует решить педагогу с целью формирования социальных способностей студентов в процессе изучения иностранного языка. Практическая значимость видится в анализе опыта высшей педагогической школы в области применения гуманитарной парадигмы в высшем образовании, нацеленной на развитие социальных способностей студентов.

Основные направления данной работы определены практическими запросами системы образования к профессиональной подготовке специалиста. Одной из современных проблем выступают сложности в организации качественной работы педагогического персонала. Исследование проведено на базе Финансового университета при Правительстве РФ. Выборка однородна по возрастным и гендерным признакам. В ходе эксперимента диагностировались социальные способности студентов; социальная и конфликтологическая компетентность; личностный профиль студентов. Диагностика первого блока проведена по следующим методикам:

1. Социальные способности студентов:

1. Лидерские способности (методика Е. Жарикова, Е. Крушельницкого).

2. Организаторские способности (методика КОС, В.В. Синявского, В.А. Фе-дорошина);

3. Коммуникативные способности (методика КОС, В.В. Синявского, В.А. Федорошина);

4. Педагогические способности (изучение склонностей к педагогической профессии - «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова).

5. Социально-адаптационные способности (Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», разработан А. Г Маклаковым и С. В. Чермяни-ным) [9];

Таблица 1

Результаты факторного и кластерного анализа массива данных на констатирующем этапе эксперимента

Кластер 1 Социальные способности: - лидерские, - организационные, - коммуникативные, - педагогические, - социально-адаптационные Кластер 2 Конфликтологическая компетентность Кластер 3 Личностные и эмоционально-волевые особенности: - личностный профиль, - стрессоустойчивость, - навыки саморегуляции

Плотность кластера 0,42 0,63 0,68

Устойчивость кластера 0,36 0,73 0,69

Влияние на дисперсию кластера в целом 0,61 0,69 0,78

Влияние на дисперсию составляющих кластера 0,53 0,38 0,26

Доля в дисперсии 43% 22% 20%

Параметры были структурированы исходя из предварительно проведенного факторного и кластерного анализа, результаты которого позволяют сделать вывод о том, что в рамках исследуемого массива данных существуют три независимых, однако связанных между собой кластера [10]. Были также использованы и другие методики, однако они не продемонстрировали достаточной связности с массивом. Важно отметить то, что в рамках исследуемого массива широко представлен феномен мержентности, т. е. влияние на массив связного кластера существенно отличается от влияния его компонентов и зависит не только от плотности внутри самого кластера, но и от связи между кластерами. Результаты кластерного и факторного анализа представлены в табл. 1.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что в рамках массива данных существует 2 плотных кластера, для которых характерна высокая мержентность. Это кластеры 2 и 3, которые оказывают существенное влияние на массив только в виде кластера, их компоненты либо оказывают минимальное влияние, либо не влияют на массив вовсе. Это связано с тем, что данные кластеры крайне устойчивы, и влияние кластера в целом на порядок выше, чем влияние его составляющих. При этом не до конца понятно, с чем связана данная тенденция, это будет уточнено в ходе дополнительного статистического анализа. С кластером 1 заметна несколько иная картина. В данном кластере мержент-ность минимальна, влияние кластера в целом и влияние его составляющих отличается не столь сильно, при этом устойчивость кластера - ниже средней, что может свидетельствовать либо о недостаточной степени развития компонентов, либо о том, что составляющие кластера изначально не могут стать устойчивым кластером в силу дихотомических связей между составляющими. Данные аспекты будут более детально изучены в рамках статистического анализа данных. Эти параметры соотносятся с трехаспектной моделью способностей студента [11].

Для удобства результаты диагностики сведены к единой 100-балльной шкале измерений, где 1-37 - низкий уровень, 37-69 - средний уровень, 70-100 - высокий уровень. Рассмотрим результаты диагностики первой группы параметров, данные диагностики представлены в табл. 2. Для упрощения анализа данных и последующего нивелирования ошибок результаты представлены в формате суммарных значений каждой из способностей, пограничные значения отсечены из массива данных.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что социальные способности развиты преимущественно на среднем уровне, наиболее развитыми выступают коммуникативные способности, которые являются базисом для развития остальных в силу естественной связности, социально-адаптационные способности при этом развиты в наименьшей степени, на пороге низкого уровня, что обусловлено сложностью их развития и спецификой выборки, где доля студентов-выпускников относительно невелика. Для того чтобы выявить зависимость развития социальных способностей от опыта, рассмотрим развитие способностей в разрезе их курса.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что курс выступает крайне значимой характеристикой, влияющей на социальные способности, поскольку данные способности развиваются в рамках деятельности, что объясняет различия в показателях. При этом стоит отметить то, что только коммуникативные способности обладают высокой динамикой изменений в рамках стихийного развития в деятельности, в то время как остальные способности, в особенности социально-адаптационные, требуют внешних усилий и особых условий для своего развития либо куда значительных временных затрат, что крайне усложняет повышение эффективности деятельности студентов младших курсов. Далее проведем статистический анализ специфики взаимосвязей

Таблица 2

Результаты диагностики социальных способностей студентов на констатирующем этапе эксперимента

Лидерские способности Организаторские способности Коммуникативные способности Педагогические способности Социально-адаптационные способности

КГ 42,7 46,3 57,8 47,1 40,2

ЭГ 42,9 45,6 56,4 48,3 40,9

Таблица 3

Результаты диагностики социальных способностей курса студентов в зависимости от курса

Курс Лидерские способности Организаторские способности Коммуникативные способности Педагогические способности Социально-адаптационные способности

1-2 40,9 43,1 55,4 41,3 40,1

3 49,6 54,3 64,1 53,2 43,8

4-5 55,1 58,0 71,2 58,4 48,4

Таблица 4

Интеркорреляционный анализ социальных способностей на констатирующем этапе эксперимента

Лидерские способности Организаторские способности Коммуникативные способности Педагогические способности Социально-адаптационные способности

Лидерские способности 1 0,58 0,58 0,63 0,57

Организаторские способности 0,58 1 0,65 0,55 0,56

Коммуникативные способности 0,65 0,56 1 0,58 0,57

Педагогические способности 0,63 0,55 0,58 1 0,55

Социально-адаптационные способности 0,57 0,56 0,57 0,55 1

социальных способностей и характера данной взаимосвязи с помощью корреляционного анализа.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что существуют слабые, но разветвленные связи между параметрами, при этом параметры четко делятся на 3 группы, лидерские + педагогические способности, организационные + коммуникативные способности, социально-адаптационные способности, чья связь друг с другом является более устойчивой, чем с остальными параметрами. Простой факторный анализ подтверждает то, что данные параметры образуют устойчивые совокупности. Тем самым для развития социальных способностей и их реализации в деятельности необходимо, с одной стороны, развитие данных групп по отдельности, а с другой - развитие связности между ними. Важно отметить, что социальные способности на текущем этапе не обладают мержент-ностью, т. е. их суммарный показатель не демонстрирует значимой отличной от компонентов социальных способностей связей с иными параметрами массива данных. Далее представлены компоненты конфликтологической компетентности, которые явились основой нашего исследования.

Таблица 5

Компоненты конфликтологической компетентности студента

Компонент Компетенция

Операционный Нормативно-правовая; когнитивная

Эмоционально-волевой Психолого-педагогическая; коммуникативная

Мотивационно-ценностный Диагностико-прогностическая; просветительская

Поведенческий Организаторская; миротворческая

Регулятивный Проективно-аналитическая; регулятивная

В исследовании были рассмотрены пять предложенных компонентов. Диагностика каждого из этих параметров отдельно помогает сформировать представление о конфликтологической компетентности студента. Следующая задача исследования - подобрать упражнения, способствующие развитию каждого конкретного компонента, что будет способствовать повышению показателей по фактору конфликтологической компетентности в целом. В качестве инструмента был использован один из видов медиативных технологий - психологический тренинг. Медиативные технологии - это технологии разрешения конфликтных си-

туаций широкого спектра в различных условиях. Тренинг, помимо упражнений на развитие навыков, связанных с указанными компонентами конфликтологической компетентности, включал и сюжетно-ролевые игры, способствующие освоению и апробации медиативных технологий непосредственно. Рассмотрим результаты применения заявленных мероприятий. Результаты кластерного и факторного анализа представлены в табл. 6.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что несмотря на отсутствие изменений в факторной структуре (факторы остались теми же, что и на констатирующем этапе) на контрольном этапе произошли существенные изменения в устойчивости кластеров и их влиянии на дисперсию, что, прежде всего, связано с повышением общей связности между параметрами. В частности, существенно повысилась устойчивость и связность первого кластера на базе расширения частоты и силы взаимосвязей между социальными способностями и остальными заявленными параметрами. На текущий момент кластерная структура в целом является более плотной, социальные способности в ней составляют ядро, в то время как два других кластера выступают поддерживающими для первого. Подобная кластерная структура позволяет сделать вывод о высокой эффективности формирующего этапа, поскольку она наиболее оптимальна для реализации социальных способностей студентов в их деятельности. Далее рассмотрим результаты диагностики первой группы параметров, данные диагностики представлены в табл. 7. Для упрощения анализа данных и последующего нивелирования ошибок результаты представлены в формате суммарных значений каждой из способностей, пограничные значения отсечены из массива данных.

Анализ данных, представленных в табл. 7, позволяет сделать вывод о том, что показатели экспериментальной группы существенно видоизменились по сравнению с показателями контрольное группы, отменяется устойчивый рост всех типов социальных способностей до порога значений высокий, при этом коммуникативные способности преодолели данный порог. Это однозначно указывает на эффективность мер, реализованных на формирующем этапе исследования. Далее проведем статистический анализ специфики взаимосвязей социальных способностей и характера данной взаимосвязи с помощью корреляционного анализа.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о равномерном росте силы взаимосвязи в экспериментальной группе испытуемых на фоне почти тождественных значений в контрольной группе, которые мы не стали указывать. Рост

Таблица 6

Результаты факторного и кластерного анализа массива данных

Кластер 1, социальные способности: + лидерские + организационные + коммуникативные + педагогические + социально-адаптационные способности Кластер 2, Конфликтологическая компетентность Кластер 3, Личностные и эмоционально-волевые особенности: + личностный профиль + стрессоустойчивость + навыки саморегуляции

Плотность кластера 0,65 0,50 0,56

Устойчивость кластера 0,62 0,58 0,52

Влияние на дисперсию кластера в целом 0,81 0,60 0,69

Влияние на дисперсию составляющих кластера 0,58 0,30 0,22

ООя в дисперсии 63% 19% 18%

Таблица 7

Результаты диагностики социальных способностей студентов на контрольном этапе

Лидерские способности Организаторские способности Коммуникативные способности Педагогические способности Социально-адаптационные способности

Конст. Контр. Конст Контр. Конст Контр. Конст Контр. Конст Контр.

КГ 42,7 52,6 46,3 55,8 57,8 62,4 47,1 53,7 40,2 47,4

ЭГ 42,9 68,9 45,6 68,9 56,4 72,9 48,3 66,0 40,9 63,9

Таблица 8

Интеркорреляционный анализ социальных способностей на контрольном этапе в экспериментальной группе

Лидерские способности Организаторские способности Коммуникативные способности Педагогические способности Социально-адаптационные способности

Лидерские способности 1 0,65 0,72 0,69 0,71

Организаторские способности 0,65 1 0,65 0,70 0,69

Коммуникативные способности 0,72 0,65 1 0,72 0,70

Педагогические способности 0,69 0,70 0,72 1 0,68

Социально-адаптационные способности 0,71 0,69 0,70 0,68 1

Таблица 9

Результаты диагностики конфликтологической компетентности студентов на контрольном этапе

Операционный компонент Мотивационно-ценностный компонент Поведенческий компонент Рефлективный компонент Суммарный показатель

Конст. Контр. Конст Контр. Конст Контр. Конст. Контр. Конст Контр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КГ 46,4 53,6 50,3 59,2 53,9 65,4 54,7 58,1 40,5 44,6

ЭГ 47,3 70,3 51,2 72,8 51,4 73,1 52,9 71,5 41,2 69,8

интеркорреляционных взаимосвязей между параметрами стал ключевой причиной увеличения устойчивости кластера социальных способностей и изменения кластерной структуры массива в целом, в первую очередь потому, что социально-адаптационные способности полноценно встроились в кластер, что, в свою очередь, было основано на развитии навыков саморегуляции и стрессоустойчивости, а также иных мероприятий формирующего этапа. Да-

Библиографический список

лее обратим внимание на диагностику конфликтологической компетентности в общем формате.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что показатели экспериментальной группы существенно и равномерно возросли по сравнению с показателями контрольной группы, которые в целом демонстрируют незначительную динамику, что указывает на эффективность мер формирующего этапа.

1. Сударева Е.Е. Поиск форм развития социальной успешности студентов колледжа. Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022; Т. 3. № 1: 42-50.

2. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. Высшее образование в России. 2005; № 4: 23.

3. Быстрова Ю.А. Развитие социальной компетентности у подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Психологическая наука и образование. 2022; Т. 27, № 6: 102-114.

4. Захарова И.Г. Формирование социальной компетентности у студентов вуза. Фундаментальные исследования. 2007; № 11: 129-130.

5. Костеров А.С. Социально-психологические особенности характера студентов ВУЗа. Вестник Российского нового университета. 2011; № 1: 90-98.

6. Dubinina G.A., Konnova L.P., Stepanyan I.K. Compatibility of edutainment and traditional methods in the university's educational environment. The World of Games: Technologies for Experimenting, Thinking, Learning. XXIII Professional Culture of the Specialist of the Future. St. Petersburg, Russia, 2023; Vol. 1: 277-289.

7. Ispiryan M. Formation of social competences of a university students: a holistic exploration. Main issues оfpedagogy аnd рsychology. 2023; № 2 (10): 71-80.

8. Толстых Н.Н. Социальная психология развития: интеграция идей Л.С. Выготского и А.В. Петровского. Культурно-историческая психология. 2020; Т. 16, № 1: 25-34.

9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов ГМ. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Издательство Института психотерапии, 2002.

10. Голованова И.И., Телегина Н.В., Донецкая О.И. Подготовка к профессиональной деятельности будущего педагога на основе разработанной системы оценки сформи-рованности компетенций. Образование и саморазвитие. 2019; Т. 14, № 1: 57-67.

11. Новохатько И.М., Багрова К.Н. О формировании социальных компетенций студентов и аспирантов исследовательского университета. Современные проблемы науки и образования. 2017; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26240

References

1. Sudareva E.E. Poisk form razvitiya social'noj uspeshnosti studentov kolledzha. Nauka ipraktika v obrazovanii: 'eiektronnyjnauchnyjzhurnal. 2022; T. 3. № 1: 42-50.

2. Zeer 'E., Symanyuk 'E. Kompetentnostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005; № 4: 23.

3. Bystrova Yu.A. Razvitie social'noj kompetentnosti u podrostkov s OVZ v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2022; T. 27, № 6: 102-114.

4. Zaharova I.G. Formirovanie social'noj kompetentnosti u studentov vuza. Fundamental'nye issledovaniya. 2007; № 11: 129-130.

5. Kosterov A.S. Social'no-psihologicheskie osobennosti haraktera studentov VUZa. VestnikRossijskogo novogo universiteta. 2011; № 1: 90-98.

6. Dubinina G.A., Konnova L.P., Stepanyan I.K. Compatibility of edutainment and traditional methods in the university's educational environment. The World of Games: Technologies for Experimenting, Thinking, Learning. XXIII Professional Culture of the Specialist of the Future. St. Petersburg, Russia, 2023; Vol. 1: 277-289.

7. Ispiryan M. Formation of social competences of a university students: a holistic exploration. Main issues of pedagogy and rsychology. 2023; № 2 (10): 71-80.

8. Tolstyh N.N. Social'naya psihologiya razvitiya: integraciya idej L.S. Vygotskogo i A.V. Petrovskogo. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2020; T. 16, № 1: 25-34.

9. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp. Moskva: Izdatel'stvo Instituta psihoterapii, 2002.

10. Golovanova I.I., Telegina N.V., Doneckaya O.I. Podgotovka k professional'noj deyatel'nosti buduschego pedagoga na osnove razrabotannoj sistemy ocenki sformirovannosti kompetencij. Obrazovanie i samorazvitie. 2019; T. 14, № 1: 57-67.

11. Novohat'ko I.M., Bagrova K.N. O formirovanii social'nyh kompetencij studentov i aspirantov issledovatel'skogo universiteta. Sovremennye problemy naukiiobrazovaniya. 2017; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26240

Статья проступила в редакцию 05.05.24

УДК 378

Khamatkhanova Zh.M., senior lecturer, Department of Mechanical Engineering, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: roziko89@mail.ru Pugoeva A.O., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Mechanical Engineering, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: bekovama@mail.ru

Bekova M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: bekovama@mail.ru

THE PRACTICE OF FORMING SCHOOLCHILDREN'S VALUE ORIENTATIONS IN THE CONTEXT OF PROFILING EDUCATION. The article considers the practice of formation of value orientations of schoolchildren in the context of profile education. The authors show the significance of the introduction of profile education in high school, which is aimed at the implementation of personality-oriented learning process. According to the authors, the specially organised process of value orientations development in the conditions of profile education seems to be the key one, which has an important role in professional and personal development. The authors consider it important to analyse individual peculiarities of formation of value orientations of high school students. Profile education allows schoolchildren to master theoretical and applied knowledge, as well as to develop practical skills and research skills in the chosen field. The article emphasises that the school can contribute to the indirect, but quite active formation of the value sphere by organising multidirectional activities within the framework of extracurricular activities. An important component is project activity, in which students of different profiles and classes can participate, socially useful activity, which meets the most important age characteristics of adolescence is the leading activity in one of the concepts of age development. The authors come to the conclusion that profile education is related to the issues of professional and personal self-determination of older adolescents.

Key words: practice, formation, value orientations, schoolboy, profile, learning, adolescent, school, ability

Ж.М. Хаматханова, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: roziko89@mail.ru

А.О. Пугоева, канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: roziko89@mail.ru

М.Р. Бекова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: bekovama@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.