Научная статья на тему 'ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ'

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практика / формирование / ценностные ориентации / школьник / профиль / обучение / подросток / школа / способность / practice / formation / value orientations / schoolboy / profile / learning / adolescent / school / ability

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ж.М. Хаматханова, А.О. Пугоева, М.Р. Бекова

В статье рассмотрена практика формирования ценностных ориентаций школьников в контексте профилизации обучения. Авторами показана значимость введения профильного обучения в старших классах, которое направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. По мнению авторов, специально организованный процесс развития ценностных ориентаций, которые играют важную роль в профессиональном и личностном развитии, в условиях профильного обучения представляется ключевым. Авторы считают важным анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Профильное обучение позволяет школьнику освоить теоретические и прикладные знания, а также развить практические навыки и исследовательские умения по выбранному направлению. В статье подчеркнуто, что школа может способствовать опосредованному, но достаточно активному формированию ценностной сферы, организуя разнонаправленные мероприятия в рамках внеурочной деятельности. Важной составляющей является проектная деятельность, в которой могут участвовать обучающиеся разных профилей и классов, общественно полезная деятельность, что отвечает важнейшим возрастным характеристикам подросткового возраста и является ведущей деятельностью в одной из концепций возрастного развития. Авторы пришли к выводу, что профильное обучение связано с вопросами профессионального и личностного самоопределения старших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICE OF FORMING SCHOOLCHILDREN’S VALUE ORIENTATIONS IN THE CONTEXT OF PROFILING EDUCATION

The article considers the practice of formation of value orientations of schoolchildren in the context of profile education. The authors show the significance of the introduction of profile education in high school, which is aimed at the implementation of personality-oriented learning process. According to the authors, the specially organised process of value orientations development in the conditions of profile education seems to be the key one, which has an important role in professional and personal development. The authors consider it important to analyse individual peculiarities of formation of value orientations of high school students. Profile education allows schoolchildren to master theoretical and applied knowledge, as well as to develop practical skills and research skills in the chosen field. The article emphasises that the school can contribute to the indirect, but quite active formation of the value sphere by organising multidirectional activities within the framework of extracurricular activities. An important component is project activity, in which students of different profiles and classes can participate, socially useful activity, which meets the most important age characteristics of adolescence is the leading activity in one of the concepts of age development. The authors come to the conclusion that profile education is related to the issues of professional and personal self-determination of older adolescents.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

Таблица 9

Результаты диагностики конфликтологической компетентности студентов на контрольном этапе

Операционный компонент Мотивационно-ценностный компонент Поведенческий компонент Рефлективный компонент Суммарный показатель

Конст. Контр. Конст Контр. Конст Контр. Конст. Контр. Конст Контр.

КГ 46,4 53,6 50,3 59,2 53,9 65,4 54,7 58,1 40,5 44,6

ЭГ 47,3 70,3 51,2 72,8 51,4 73,1 52,9 71,5 41,2 69,8

интеркорреляционных взаимосвязей между параметрами стал ключевой причиной увеличения устойчивости кластера социальных способностей и изменения кластерной структуры массива в целом, в первую очередь потому что социально-адаптационные способности полноценно встроились в кластер, что, в свою очередь, было основано на развитии навыков саморегуляции и стрессоустойчивости, а также иных мероприятий формирующего этапа. Да-

Библиографический список

лее обратим внимание на диагностику конфликтологической компетентности в общем формате.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что показатели экспериментальной группы существенно и равномерно возросли по сравнению с показателями контрольной группы, которые в целом демонстрируют незначительную динамику, что указывает на эффективность мер формирующего этапа.

1. Сударева Е.Е. Поиск форм развития социальной успешности студентов колледжа. Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022; Т. 3. № 1: 42-50.

2. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования. Высшее образование в России. 2005; № 4: 23.

3. Быстрова Ю.А. Развитие социальной компетентности у подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Психологическая наука и образование. 2022; Т. 27, № 6: 102-114.

4. Захарова И.Г. Формирование социальной компетентности у студентов вуза. Фундаментальные исследования. 2007; № 11: 129-130.

5. Костеров А.С. Социально-психологические особенности характера студентов ВУЗа. Вестник Российского нового университета. 2011; № 1: 90-98.

6. Dubinina G.A., Konnova L.P., Stepanyan I.K. Compatibility of edutainment and traditional methods in the university's educational environment. The World of Games: Technologies for Experimenting, Thinking, Learning. XXIII Professional Culture of the Specialist of the Future. St. Petersburg, Russia, 2023; Vol. 1: 277-289.

7. Ispiryan M. Formation of social competences of a university students: a holistic exploration. Main issues оfpedagogy аnd рsychology. 2023; № 2 (10): 71-80.

8. Толстых Н.Н. Социальная психология развития: интеграция идей Л.С. Выготского и А.В. Петровского. Культурно-историческая психология. 2020; Т. 16, № 1: 25-34.

9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов ГМ. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Издательство Института психотерапии, 2002.

10. Голованова И.И., Телегина Н.В., Донецкая О.И. Подготовка к профессиональной деятельности будущего педагога на основе разработанной системы оценки сформи-рованности компетенций. Образование и саморазвитие. 2019; Т. 14, № 1: 57-67.

11. Новохатько И.М., Багрова К.Н. О формировании социальных компетенций студентов и аспирантов исследовательского университета. Современные проблемы науки и образования. 2017; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26240

References

1. Sudareva E.E. Poisk form razvitiya social'noj uspeshnosti studentov kolledzha. Nauka ipraktika v obrazovanii: 'elekironnyjnauchnyjzhurnal. 2022; T. 3. № 1: 42-50.

2. Zeer 'E., Symanyuk 'E. Kompetentnostnyj podhod k modernizacii professional'nogo obrazovaniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005; № 4: 23.

3. Bystrova Yu.A. Razvitie social'noj kompetentnosti u podrostkov s OVZ v usloviyah inklyuzivnogo obrazovaniya. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2022; T. 27, № 6: 102-114.

4. Zaharova I.G. Formirovanie social'noj kompetentnosti u studentov vuza. Fundamental'nye issledovaniya. 2007; № 11: 129-130.

5. Kosterov A.S. Social'no-psihologicheskie osobennosti haraktera studentov VUZa. VestnikRossijskogo novogo universiteta. 2011; № 1: 90-98.

6. Dubinina G.A., Konnova L.P., Stepanyan I.K. Compatibility of edutainment and traditional methods in the university's educational environment. The World of Games: Technologies for Experimenting, Thinking, Learning. XXIII Professional Culture of the Specialist of the Future. St. Petersburg, Russia, 2023; Vol. 1: 277-289.

7. Ispiryan M. Formation of social competences of a university students: a holistic exploration. Main issues of pedagogy and rsychology. 2023; № 2 (10): 71-80.

8. Tolstyh N.N. Social'naya psihologiya razvitiya: integraciya idej L.S. Vygotskogo i A.V. Petrovskogo. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2020; T. 16, № 1: 25-34.

9. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp. Moskva: Izdatel'stvo Instituta psihoterapii, 2002.

10. Golovanova I.I., Telegina N.V., Doneckaya O.I. Podgotovka k professional'noj deyatel'nosti buduschego pedagoga na osnove razrabotannoj sistemy ocenki sformirovannosti kompetencij. Obrazovanie i samorazvitie. 2019; T. 14, № 1: 57-67.

11. Novohat'ko I.M., Bagrova K.N. O formirovanii social'nyh kompetencij studentov i aspirantov issledovatel'skogo universiteta. Sovremennye problemy naukiiobrazovaniya. 2017; № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=26240

Статья проступила в редакцию 05.05.24

УДК 378

Khamatkhanova Zh.M., senior lecturer, Department of Mechanical Engineering, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: roziko89@mail.ru Pugoeva A.O., Cand. of Sciences (Philology), senior teacher, Department of Mechanical Engineering, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: bekovama@mail.ru

Bekova M.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Ingush State University (Magas, Russia), E-mail: bekovama@mail.ru

THE PRACTICE OF FORMING SCHOOLCHILDREN'S VALUE ORIENTATIONS IN THE CONTEXT OF PROFILING EDUCATION. The article considers the practice of formation of value orientations of schoolchildren in the context of profile education. The authors show the significance of the introduction of profile education in high school, which is aimed at the implementation of personality-oriented learning process. According to the authors, the specially organised process of value orientations development in the conditions of profile education seems to be the key one, which has an important role in professional and personal development. The authors consider it important to analyse individual peculiarities of formation of value orientations of high school students. Profile education allows schoolchildren to master theoretical and applied knowledge, as well as to develop practical skills and research skills in the chosen field. The article emphasises that the school can contribute to the indirect, but quite active formation of the value sphere by organising multidirectional activities within the framework of extracurricular activities. An important component is project activity, in which students of different profiles and classes can participate, socially useful activity, which meets the most important age characteristics of adolescence is the leading activity in one of the concepts of age development. The authors come to the conclusion that profile education is related to the issues of professional and personal self-determination of older adolescents.

Key words: practice, formation, value orientations, schoolboy, profile, learning, adolescent, school, ability

Ж.М. Хаматханова, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: roziko89@mail.ru

А.О. Пугоева, канд. филол. наук, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: roziko89@mail.ru

М.Р. Бекова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас, E-mail: bekovama@mail.ru

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрена практика формирования ценностных ориентаций школьников в контексте профилизации обучения. Авторами показана значимость введения профильного обучения в старших классах, которое направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. По мнению авторов, специально организованный процесс развития ценностных ориентаций, которые играют важную роль в профессиональном и личностном развитии, в условиях профильного обучения представляется ключевым. Авторы считают важным анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. Профильное обучение позволяет школьнику освоить теоретические и прикладные знания, а также развить практические навыки и исследовательские умения по выбранному направлению. В статье подчеркнуто, что школа может способствовать опосредованному, но достаточно активному формированию ценностной сферы, организуя разнонаправленные мероприятия в рамках внеурочной деятельности. Важной составляющей является проектная деятельность, в которой могут участвовать обучающиеся разных профилей и классов, общественно полезная деятельность, что отвечает важнейшим возрастным характеристикам подросткового возраста и является ведущей деятельностью в одной из концепций возрастного развития. Авторы пришли к выводу, что профильное обучение связано с вопросами профессионального и личностного самоопределения старших подростков.

Ключевые слова: практика, формирование, ценностные ориентации, школьник, профиль, обучение, подросток, школа, способность

Актуальность данной статьи обусловлена первоочередными задачами, которые стоят перед школьниками в области профессионального самоопределения. Внедрение профильного обучения в старшей школе ориентировано на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Все это предполагает дифференциацию школьников по профилям с учетом способностей и индивидуальных особенностей. Зачастую применятся технология дифференциации учащихся по профильным классам в соответствии с успешностью усвоения дисциплин. Одной из ключевых идей профильного обучения, направленной на педагогическую поддержку индивидуальности школьника, развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, мы считаем разработку индивидуальной образовательной траектории личности. Однако при этом не учитывается способность выпускника к социальной и профессиональной адаптации, которая необходима для личностной и профессиональной мобильности. Специально организованный процесс развития ценностных ориентаций в процессе профилиза-ции обучения представляется нам ключевым, играющим важную роль в профессиональном и личностном развитии [1-11].

Цель данной статьи заключается в выявлении сущности и содержании ценностных ориентаций школьников, обучающихся в профильных классах.

Основные задачи статьи можно определить следующим образом:

1. Изучить сущность понятия «ценностные ориентации» в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть особенности ценностных ориентаций школьников в профильных классах.

3. Выявить потенциал внеурочной деятельности, которая направлена на работу с ценностными ориентирами школьников.

Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты (наблюдение за школьниками).

Научная новизна статьи определяется тем, что рассмотрены особенности ценностных ориентаций обучающихся в профильных классах, выявлен потенциал внеурочной деятельности, который направлен на работу с ценностными ориентирами школьников.

Теоретическая значимость статьи состоит в систематизации и актуализации материала по проблеме развития ценностных ориентаций школьников в условиях профильного обучения.

Практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс по проблеме развития ценностной и личностной сферы для педагогов, осуществляющих педагогическую деятельность с детьми подросткового возраста, может эффективно применяться в школах с профильным уклоном.

Серьезный вклад в проблематику исследований о ценностях внесли П. Сорокин, Т. Парсонс. П. Сорокин, российско-американский социолог говорил, что ценности представляют собой основу культуры и общества и могут быть негативными и позитивными [1].

Т. Парсонс, американский ученый, считал, что ценности являются основой социальной системы и определяют поведение людей в обществе. Парсонс отмечал, что ценности являются основой социальной интеграции и стабильности общества и подчеркивал, что ценность формируется лишь благодаря общепринятым представлениям о том, что желательно [2].

Говоря о классификации ценностей, необходимо обратиться к культурологическому подходу в решении проблемы ценностей. В данном подходе ценность целиком принадлежит культуре, она определяется как побудительная сила, воздействующая на характер человеческой деятельности.

Рассматривая тему ценностей, нужно понимать, что они вступают во взаимодействие друг с другом и образуют систему, которая, в свою очередь, определяет поведение, дает основную направленность личности, т. е. та ценность, которая занимает наивысшее положение в ценностной системе [3, с. 22].

Ценность понимается как предпочтение, процесс перевода в ценностную ориентацию происходит в сознании благодаря воздействию различных внешних факторов и внутренних процессов личности. Ценность распространяется только между людьми, оказывая существенное влияние на социальную сторону жизни человека, а также на деятельность человеческого сознания. Принципы полезно-

сти и цельности, взаимопроникающие друг в друга в человеческой субъективности, указывают на свойство ценности быть операциональной. Одна и та же ценность может служить ориентиром (целью) деятельности и результатом (средством) для продолжения усилий человека при достижении цели. О ценности стоит говорить в совокупности с деятельностью человека, так как она определяет отношение субъекта к чему-либо.

У человека на протяжении жизни формируется своя неповторимая система личностных ценностей, связывающая духовный мир индивида с духовной культурой всего общества. Жизненная концепция человека формируется через его систему ценностей, становление и усвоение которых не происходит извне, а в процессе самоанализа, самосовершенствования и практической деятельности определяет внутренний мир человека.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что ценностные ориентации являются неким маяком для человека в вопросах, где необходимо делать выбор. Они могут направлять, мотивировать его поступки, а также сдерживать в рамках «нормального» - принятых общечеловеческих ценностей. Сами по себе ценностные ориентации являются плодом развития человеческой культуры и общества, ведь они позволяют человеку функционировать как полноценной единице. Важнейшей характеристикой системы ценностных ориентаций является многоуровневость, а ценности - это именно то, что в процессе развития цивилизации разделялось на слои и постоянно менялось, как и само общество. В связи с этим можно сказать, что ценности - основа ценностных ориентаций личности.

Как считает О.С. Алексеева, дефиниция «ценности» подразделяется на два вида: объективные (общественные) и субъективные (личностные) [4, с. 10].

А.Г. Здравомыслов считает, что «ценностные ориентации - важнейший элемент внутренней структуры личности, закрепленный жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний. В связи с этим очень важно проанализировать индивидуальные особенности формирования ценностных ориентаций школьников» [5, с. 10].

Говоря о таких группах ценностей, как общечеловеческие, социальные и профессионально-культурологические, можно отметить вклад таких авторов, как М.Н. Киреев, А.Ю. Галиченко и Е.Н. Коренева [6, с. 10].

На протяжении всего существования человечества людьми был выработан определенный набор идеалов, который впоследствии стал приоритетным во всей иерархии ценностей. Этот набор называют общечеловеческими ценностями. Все отношения в обществе или между конкретными людьми определены наличием общечеловеческих ценностей, которые и задают некоторые паттерны поведения. Социальные же ценности - некоторый более конкретизированный набор рамок, применяемый в пределах обособленной социальной группы. Взяв за основу социальные ценности, мы можем говорить и о социальных нормах.

Таким образом, можно отметить, что многие ученые не видели отличий ценностей от ценностных ориентиров и изучали эту дефиницию как единое. Ценностные ориентации служат стимулами или мотиваторами, отражают способности человека, помогают реализовать себя в окружающей действительности.

В рамках нашей статьи важно отметить возрастной период, в который начинают вырабатываться ценностные ориентации. По С.Л. Рубинштейну, это период юности, в это время происходим формирование научно-теоретических, философских, нравственных, эстетических ценностных ориентиров и установок [7, с. 54].

Следовательно, отметим, что ценностные ориентации являются вектором при совершении выбора чего-либо, то есть являются направляющими, мотивирующими на поступки, которые приняты в рамках общечеловеческих ценностей.

Говоря о профильном обучении, отметим, что в нормативно-правовых и методических документах оно определяется как вид дифференцированного обучения и средство профессионального самоопределения.

В науке отсутствует единая трактовка этого термина, но в психолого-педагогическом контексте профильное обучение связывается с ориентацией субъектов педагогического процесса на будущее профессиональное образование и будущую профессиональную деятельность.

Преемственность между ступенями образования обеспечивает освоение школьниками, помимо общеобразовательных дисциплин, дополнительного профильного предмета и прикладного профильного предмета.

Профильное школьное образование - это построение процесса обучения, основанное на учете интересов, способностей и возможностей каждого ученика, актуализация индивидуального подхода и принципов дифференциации обучения.

В науке существует ряд требований к материальному и содержательному компонентам образовательного процесса. Если говорить об образовательной среде, то она должна быть организована на достаточно современном уровне, с привлечением новейших технологий и устройств, в классах должен быть Интернет, интерактивные доски, проектор. Педагоги обязаны владеть данным оборудованием. К квалификации педагогов, участвующих в процессе обучения в профильном классе, тоже накладываются особые требования к владению предметом и возможности реализации имеющихся у них знаний, а также к психологической подготовке. Желательно, чтобы в школе, реализующей программы профильного обучения, была психологическая служба либо психолог, владеющий профориентационными знаниями и методиками, имеющий достаточную квалификацию для проведения профориентационных тренингов.

Профильное обучение позволяет школьнику освоить теорию и практику, а также способствует развитию практических навыков и исследовательских умений в любой профессиональной деятельности, тем самым подготовив себя к поступлению в среднее специальное заведение или в вуз.

Перейдём к характеристике принципов профильного обучения, таких как дифференцированность, вариативность, интегративность, деятельностный, развивающий характер обучения.

Вариативность в рамках организации профильного обучения отражает возможность образовательной системы учитывать интересы разных групп обучающихся и представлять их разные образовательные программы в соответствии с их потребностями.

Также важным компонентом построения процесса профильного обучения является интегративность, которая определяется как качество взаимозависимости автономных элементов педагогической системы в процессе достижения общих целей. К примеру, в рамках технического профиля обычно объединяют физику и математику, так как научная методология физики использует математический аппарат или науки химия и биология также объединяются в медико-биологический или химико-биологический профили, в рамках которого формируется естественно-научное мировоззрение обучающихся.

Профильное обучение реализуется по принципу развивающего, деятель-ностного и компетентностного подходов. Используются активные методы обучения, формируются универсальные учебные действия и ключевые компетенции обучающихся.

Школы, где проводится профильное обучение старшеклассников, встали перед потребностью создания предметно-развивающей среды, поиска и реализации творческих технологий обучения, организации всестороннего психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося и создания для него индивидуальной образовательной траектории.

Психологический взгляд на проблему профильного обучения, прежде всего, связан с вопросами профессионального самоопределения личности. Выбор профессионального направления является одним из важнейших выборов человека, с которым связаны дальнейшие достижения или, напротив, поражения. Верный выбор профессионального пути ведет к успешной самореализации, психологическому и материальному благополучию. Также важным является мнение сверстников, соседей и знакомых, которое может оказывать непосредственное воздействие на выбор профессии. Роль учителя в процессе выбора профессии также имеет значение, поскольку их рекомендации и поддержка могут значительно повлиять на решение старшеклассника. Однако необходимо учитывать также собственные способности, умения и уровень развития обучающегося как субъекта деятельности, поскольку они определяют его потенциал в определенной области [8, с. 386].

Учеными отмечается, что учащийся зачастую при выборе будущей профессии учитывает мнение родителей, престиж и высокооплачиваемость профессии, успешность обучения по профильным предметам, удобство расположения высшего учебного заведения. Неумение планировать свою учебную и профессиональную деятельность, проектировать свой возможный жизненный путь и собственные профессиональные перспективы является частой проблемой школьников при переходе к профильному обучению.

Психолого-педагогическое обоснование профильного обучения базируется на положениях многих исследователей. К примеру, А. Бине и Э. Торндайк в своих исследованиях обратили свое внимание на вопрос о необходимости дифференцированного подхода к школьникам с разными способностями [9].

В рамках предпрофильной подготовки проводится совокупность разных видов психолого-педагогической деятельности (информационная, организационная, курсы по выбору психологическое профориентационное обследование. На данный возрастной период у обучающегося формируется стремление к познанию своего внутреннего мира, своих индивидуально-личностных особенностей и качеств, ценностей, интересов, способность верно оценивать свои возможности, ограничения и ресурсы.

В качестве психолого-педагогического сопровождения предпрофильного и профильного этапов в старшей школе в первую очередь строится программа, которая включает раскрытое психодиагностическое обследование, направлен-

ное на оценку личностно-типологических особенностей и профориентационной направленности. А также проводятся групповые встречи, тренинги, индивидуальные консультации, направленные на поиск смысла [10, с. 57].

К примеру, для осознания социального и профильного становления, понимания социальной значимости выбираемого профиля можно реализовать комплексный подход к изучению интересов и способностей подростков, который включает проведение родительских собраний для разъяснения вопросов, возникающих у родителей и обучающихся.

Реализация универсальных программ, которые ориентированы на развитие и становление ценностной сферы подростков, а также вариативные для каждого профиля нацелена на наиболее эффективную работу с ценностными ориентациями подростков профильных классов. Активная работа с обучающимися профильных классов в данном направлении будет способствовать более успешному личностному и профессиональному самоопределению в ситуациях учебной деятельности, межличностного общения и взаимодействия с основными участниками образовательного процесса.

Поэтому при организации работы следует учитывать различия в отношении подростков из профильных классов к разным видам ценностей и планировать тематику мероприятий, которые актуализировали бы малозначимые ценности. Данный характер работы позволит подростками расширить собственные представления, услышать иную позицию с иной системой ценностей, находить точки соприкосновения, размышлять и не ставить ярлыки. Важно, чтобы подростки получили возможность осмысления и понимания того, что ценностная система -это важная составляющая их личности, что она интенсивно формируется, меняется на протяжении жизни, не является неизменной и статичной.

Необходимым условием реализации внеурочной деятельности, направленной на работу с ценностными ориентирами подростков, является участие разных специалистов школы, включая психологическое сопровождение. Совместные внеурочные мероприятия всех участников образовательного процесса дают возможность иначе воспринимать обучающихся, так как именно подростковый возраст воспринимается педагогами как наиболее сложный с точки зрения установления взаимоотношений. Часто можно услышать жалобы педагогов на неудовлетворительные моральные качества подростков, их тяготение к ценностям потребления и эгоцентризма. На наш взгляд, общение во внеурочной деятельности и решение общих вопросов, связанных с правилами школы, обсуждением происходящих в школе ситуаций, дает возможность лучше понять межпоколенные различия в ценностных ориентациях. Также формирует атмосферу сотрудничества и смещает акцент общения с подростками с субъект-объектных на субъект-субъектные.

Остановимся на способах, которые будут способствовать поддержанию интереса к своей личности и формированию своих ценностных ориентаций.

У человека на протяжении жизни формируется своя неповторимая система личностных ценностей, связывающая духовный мир индивида с духовной культурой всего общества. Жизненная концепция человека формируется через его систему ценностей, становление и усвоение которых не происходит извне, а в процессе самоанализа, самосовершенствования и практической деятельности определяет внутренний мир человека.

Также следует отметить, что ценностные ориентации являются неким маяком для человека в вопросах, где необходимо делать выбор. Они могут направлять, мотивировать его поступки, а также сдерживать в рамках «нормального» -принятых общечеловеческих ценностей. Сами по себе ценностные ориентации являются плодом развития человеческой культуры и общества, ведь они позволяют человеку функционировать как полноценной единице.

Следует отметить, что в школах с атмосферой морального давления и множеством конвенциональных правил у подростков снижен интерес к таким видам деятельности, где необходима доверительность. Тогда становление такой уязвимой и чувствительной к внешним воздействиям ценностной сферы может быть затруднено [11].

В школе необходимо создавать атмосферу самостоятельности, безопасности и доверия. Только в такой атмосфере ценностные ориентиры будут отражать общественно одобряемые, а не протестные идеи и взгляды. Будут актуализировать важные для подростка составляющие, связанные с принятием ценности другого человека, ответственностью за свою жизнь.

Школа может способствовать опосредованному, но достаточно активному формированию ценностной сферы, организуя разнонаправленные мероприятия в рамках внеурочной деятельности: шефские мероприятия, благоустройство школы, подготовку к праздникам внутришкольного и иного уровней. Важной составляющей является проектная деятельность, в которой могут участвовать обучающиеся разных профилей и классов, общественно полезная деятельность, что отвечает важнейшим возрастным характеристикам подросткового возраста, является ведущей деятельностью в одной из концепций возрастного развития [11].

Говоря о мероприятиях психологической направленности, отметим, что наиболее эффективными формами работы могут являться тренинги, деловые игры, дискуссии и беседы по прочитанным книгам, просмотренным фильмам. По данным учёных-исследователей, одной из ведущих характеристик подростка является чувство противоречивости, выражаемое в решениях, выборах ориентиров, которые касаются любых областей жизни. Это происходит, потому что подросток одновременно включен как в мир детства, так и в мир взрослых. Поэтому так

важны обсуждения позиций героев произведений и фильмов, желательно, чтобы они являлись близкими по возрасту участникам встречи.

В процессе проведения групповых и индивидуальных форм работы с подростками следует доступно и привлекательно формулировать названия тематических мероприятий, тренингов.

Важнейшая задача, которая решается в ходе данных мероприятий - это повышение уровня доверия и возможность быть услышанным, так как осмысление вопросов, связанных с обсуждением ценностей, может происходить лишь в среде доверия. В данный возрастной период характерно, что они много думают о философско-этических явлениях: добре, любви, справедливости и др., о материальном и духовном, романтическом и приземленном. В связи с этим подростку всегда очень важно мнение взрослого, которому он доверяет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для преодоления нежелания подростков участвовать во внеурочной деятельности данной направленности, так как они добровольны, можно предложить выбор формы участия: привлечение друзей, подготовку анонсов мероприятий,

Библиографический список

разработку системы поощрений. Чаще всего групповые формы работы, направленные на самопознание, могут с подростками оказаться менее удачными, чем индивидуальные, так как занятие в группе сверстников или одноклассников снижает настрой подростка на искренние ответы и повышает уровень закрытости и формализма. Поэтому целенаправленная работа школы окажет неоценимое содействие и поддержку школьникам подросткового возраста.

Таким образом, можно сделать выводы, профильное обучение связано с вопросами профессионального и личностного самоопределения старших подростков. Данный вид обучения дает возможность расширить представления о своих интересах, способностях и склонностях. В процессе профильного и пред-профильного обучения следует проводить комплекс психолого-педагогической деятельности, способствующей познанию учащимся своего внутреннего мира, индивидуально-личностных особенностей, качеств, ценностей, интересов. Указанные мероприятия позволяют построить эффективную психолого-педагогическую работу, которая направлена на развитие ценностных ориентаций подростков.

1. Сорокин ПА Социальная и культурная динамика. Санкт-Петербург, 2010.

2. Парсонс Т. Система современных обществ. Перевод с английского ЛА Седова и A.ft Ковалева. Москва, 1997.

3. Гамзаева М.В., Пирогланов Ш.Ш. Ценностные ориентации современной молодежи: особенности и тенденции. Профессионально-педагогическое образование: состояние и перспективы: сборник статей по материалам VI Международной студенческой научно-практической конференции, г. Махачкала. Москва-Берлин: ООО «Директ-Медиа», 2022: 20-25.

4. Aлексеева О.С., Ржанова И.Е. Ценности и их связь с базовыми чертами личности. Психологические исследования. 2019; Т. 12, № 6Э: 10. Available at: http://psystudy.ru

5. Здравомыслов AX. Потребности. Интересы. Ценности. Москва: Политиздат, 1986.

6. Киреев М.Н., Галиченко A.IO., Коренева E.H. Ценность как психолого-педагогическая категория. Наука. Искусство. Культура. 2015; № 4 (8).

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2006.

8. Aчмизова С.Я. Специфика профессионального самоопределения старшеклассников в условиях целостного образовательного пространства. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 1 (104): Э86-Э87.

9. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. Москва, 1996.

10. Касаткина Н.Э., Лысых О.Б. Реализация профильного обучения старших школьников в регионе: проблемы, теоретические основы, пути решения: коллективная монография. Кемерово, 201Э; Ч. 1.

11. Николаева Е.И. Формирование ценностей и ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности. Педагогическое образование в России. 2021; № 5: 61-66.

References

1. Sorokin P.A. Social'naya i kul'turnaya dinamika. Sankt-Peterburg, 2010.

2. Parsons T. Sistema sovremennyh obschestv. Perevod s anglijskogo L.A. Sedova i A.D. Kovaleva. Moskva, 1997.

3. Gamzaeva M.V., Piroglanov Sh.Sh. Cennostnye orientacii sovremennoj molodezhi: osobennosti i tendencii. Professional'no-pedagogicheskoe obrazovanie: sostoyanie i perspektivy: sbornik statej po materialam VI Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Mahachkala. Moskva-Berlin: OOO «Direkt-Media», 2022: 20-25.

4. Alekseeva O.S., Rzhanova I.E. Cennosti i ih svyaz' s bazovymi chertami lichnosti. Psihologicheskie issledovaniya. 2019; T. 12, № 6Э: 10. Available at: http://psystudy.ru

5. Zdravomyslov A.G. Potrebnosti. Interesy. Cennosti. Moskva: Politizdat, 1986.

6. Kireev M.N., Galichenko A.Yu., Koreneva E.N. Cennost' kak psihologo-pedagogicheskaya kategoriya. Nauka. Iskusstvo. Kultura. 2015; № 4 (8).

7. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.

8. Achmizova S.Ya. Specifika professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov v usloviyah celostnogo obrazovatel'nogo prostranstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 1 (104): Э86-Э87.

9. Torndajk 'E. Principy obucheniya, osnovannye na psihologii. Moskva, 1996.

10. Kasatkina N.'E., Lysyh O.B. Realizaciya profil'nogo obucheniya starshih shkol'nikov v regione: problemy, teoreticheskie osnovy, puti resheniya: kollektivnaya monografiya. Kemerovo, 201Э; Ch. 1.

11. Nikolaeva E.I. Formirovanie cennostej i cennostnyh orientacij shkol'nikov vo vneurochnoj deyatel'nosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2021; № 5: 61-66.

Статья поступила в редакцию 30.04.24

УДК 371

Chernitsyna S.Yu., postgraduate, Kostroma State University (Kostroma, Russia), E-mail: sophis@mail.ru

FORMATION OF THE EMOTIONAL INTELLIGENCE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article deals with problems of developing the self-concept of primary school children. In the modern world, scientists, educators and psychologists have begun to pay more and more attention not only to the basic knowledge that children are taught in primary school, but also to the ability of children to communicate and interact with each other, with parents, teachers, tutors. In order to form adequate communication skills and social development, special attention should be paid to a set of factors that include social skills, physical fitness, family values, competencies, and academic performance. It is at primary school age that the foundations of self-esteem and self-worth are laid. All the processes comprehended by a student of primary school age lead to the formation of the self-concept of a person who is able to live his life optimally, using his potentials to the maximum and realizing himself in socially significant activities, and this, in turn, is the main idea of existential pedagogy. It is these foundations that are laid at primary school age. In this regard, children of primary school age need special attention.

Key words: self-concept, academic performance, competence, emotional intelligence, family values, social skills

С.Ю. Черницына, аспирант, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет», г. Кострома, E-mail: sophis@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются проблемы развития Я-концепции детей младшего школьного возраста. В современном мире ученые, педагоги и психологи все более пристальное внимание стали уделять не только базовым знаниям, которым обучают детей в младшей школе, но и умению взаимодействовать друг с другом, с родителями, учителями, тьюторами. Для формирования адекватных навыков общения и социального развития необходимо особое внимание уделить совокупности факторов, которые включают в себя социальные навыки, физическую форму, семейные ценности, компетентности, академическую успеваемость. Именно в младшем школьном возрасте закладываются основы самооценки и самоценности. Происходят первые попытки поставить цель и добиться её. Все процессы, постигаемые обучающимся младшего школьного возраста, ведут к формированию Я-концепции человека, умеющего оптимально прожить свою жизнь, максимально используя свои потенциалы и реализуя себя в социально значимой деятельности, а это, в свою очередь, представляет собой основную идею экзистенциальной педагогики. Именно эти основы закладываются в младшем школьном возрасте. В связи с этим дети младшего школьного возраста нуждаются в особом внимании.

Ключевые слова: Я-концепция, академическая успеваемость, компетентность, эмоциональный интеллект, семейные ценности, социальные навыки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.