Научная статья на тему 'Развитие социальных качеств человека как условие общественных трансформаций'

Развитие социальных качеств человека как условие общественных трансформаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
49
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
социальные качества / работники предприятий и организаций / социальное управление / общественно-экономические трансформации / social qualities / employees of enterprises and organizations / social management / socio-economic transformations

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Потемкин Валерий Константинович, Вельмисова Дарья Владимировна

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы развития и использования социальных качеств человека, в т.ч. особое внимание уделяется анализу ограничений, факторов, сдерживающих активное включение работников в реализацию задач функционирования предприятий. Рассмотренные факторы, такие как качество принимаемых управленческих решений, эффективность использования ресурсов, приоритеты экономических акторов, взаимодействие хозяйствующих субъектов в рыночной экономике и другие, доказывают зависимость реализации социальных качеств человека работника не только от системы организации управления внутрипроизводственной деятельности, но и динамики общественных отношений. На основе проведенных интервью (n37) и опроса (N824) предлагается научная интерпретация источников созидательной активности человека в системе социально-экономических взаимосвязей и отношений в контексте социальных ценностей, социального престижа, социального сознания, вне которого не могут быть реализованы общественно-экономические трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Потемкин Валерий Константинович, Вельмисова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HUMAN SOCIAL QUALITIES AS A CONDITION FOR SOCIAL TRANSFORMATIONS

The article provides a theoretical and empirical analysis of the problem of the development and use of human social qualities, particular attention is paid to the analysis of limitations and factors hindering the active involvement of employees in the implementation of the tasks of the functioning of enterprises. The considered factors, such as the quality of management decisions made, the efficiency of resource use, the priorities of economic actors, the interaction of economic entities in a market economy and others, prove the dependence of the implementation of employees social qualities not only on the system of organizing the management of intra-production activities, but also on the dynamics of social relations. Based on interviews (n 37) and a polling (N824), the authors propose a scientific interpretation of the sources of human creative activity in the system of socio-economic interconnections and relationships in the context of social values, social prestige, social consciousness, without which socio-economic transformations cannot be realized.

Текст научной работы на тему «Развитие социальных качеств человека как условие общественных трансформаций»

Развитие социальных качеств человека как условие общественных трансформаций

Потемкин Валерий Константинович,

доктор экономических наук, профессор, ЗДН РФ, заведующий кафедрой социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета E-mail: valpot49@gmail.com

Вельмисова Дарья Владимировна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета

E-mail: daria-babiy@yandex.ru

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы развития и использования социальных качеств человека, в т.ч. особое внимание уделяется анализу ограничений, факторов, сдерживающих активное включение работников в реализацию задач функционирования предприятий. Рассмотренные факторы, такие как качество принимаемых управленческих решений, эффективность использования ресурсов, приоритеты экономических акторов, взаимодействие хозяйствующих субъектов в рыночной экономике и другие, доказывают зависимость реализации социальных качеств человека работника не только от системы организации управления внутрипроизводственной деятельности, но и динамики общественных отношений. На основе проведенных интервью (n37) и опроса (N824) предлагается научная интерпретация источников созидательной активности человека в системе социально-экономических взаимосвязей и отношений в контексте социальных ценностей, социального престижа, социального сознания, вне которого не могут быть реализованы общественно-экономические трансформации.

Ключевые слова: социальные качества, работники предприятий и организаций, социальное управление, общественно-экономические трансформации.

Разнообразие общественных трансформаций последних трех десятилетий обусловливает повышенное внимание к развитию социальных качеств человека. На каждом из этапов ранних общественных трансформаций человек рассматривался с позиций личного сознания, коллективного сознания, личного бессознательного и коллективного бессознательного (К. Юнг, 1875-1961); в контексте реализации собственных желаний и безопасности жизнедеятельности (Э. Фромм, 1900-1980); включенности в непосредственные социальные и профессиональные контакты между индивидами и группами, выражающиеся в элементарном социальном поведении и социальных действиях (Дж. Хоманс, 1910-1989); социокультурного развития, в котором отражаются культурные образы, культурная принадлежность к общественным практикам, выраженная в конкретной деятельности и сопутствующих ей нормах правилах, ценностях и социальных реакциях (Г. Терборн, род. 1941). В свое время Г.В. Плеханов подчеркивал, что социальные действия являются одним из важнейших факторов общественного развития, положивших основу материалистической теории понимания деятельности людей, в которой видели, прежде всего, процесс производства и сопутствующие ему общественные отношения и вырастающие на этой почве групповые и коллективные интересы, профессиональные и социокультурные связи и различные формы социального и экономического поведения людей и зоны их интересов [10, с. 243].

М. Вебер, проводя анализ феномена западноевропейского капитализма, обосновал соотнесение социально-профессиональных качеств человека с новым образом жизни, имеющим свою нравственную ценность, образ мышления, особую логику поведения, дающих толчок к возникновению и процветанию общества [1]. Развивая идеи включен-

139

ности человека в развитие общественных отношений, В.А. Ядов обосновал три основных положения: в простейших ситуациях, в которых ролевые требования не фиксированы четко, человек руководствуется элементарными установками; в более сложных ситуациях, где действуют определенные нормы и ролевые требования, поведение индивида строится на основе базовых установок (ценностных ориентаций); в больших социальных группах поведение человека регулируется высшими диспозициями, составляющими важнейшие ценностные стандарты общества [13, с. 89-105].

Э. Дюркгейм, размышляя о роли общества, системе превалирующих ценностей, подчеркивал ведущее значение смысловой компоненты деятельности человека [3]. Не вызывает сомнений, что развитие социальных качеств человека во многом зависит от производственно-экономической деятельности и формируемых в обществе новых общественных отношений. Но дело здесь не только в постулате «Производство производит человека» [9, с. 101], но и в самой действительности, а именно в развитии общественных трансформаций по пути формирования открытой социальной системы.

Организация открытой социальной системы по Г. Кану скроена из элементов человеческого поведения, основанных на совокупности социальных ролей, норм, ценностей, ожиданий, культуре взаимодействия и мотивации [6]. Человек в открытой социальной системе, являющийся участником развития общественных отношений: проходит через различные состояния, связанные с социальными бифуркациями - выбором какой-то формы поведения и социальных реакций на возникающие противоречия, конфликты, направленность в среде социально-трудовых отношений и управлении. Заметим, что жизненный цикл современного человека в системе общественных отношений превращается в «перманентную бифуркацию», когда большинство решений, связанных с его жизнедеятельностью, от него и не зависит, само общество «просто не даёт

человеку вести инерционное существование» [7]. Как следствие, всё положительное в общественном отношении и отрицательное, обусловлены кризисом, социальным напряжением, техногенным катастрофами - всё это становится неотъемлемой частью жизненного цикла человека.

Бифуркация как точка фиксации поведения человека может служить дезорганизации взаимодействия между различными социальными группами, повышенной напряженности в отношениях, например, между работодателями и наёмными работниками, конфликтом с самой общественной системой [14, р. 23-24, 32-34, 54-56; 15, р. 78-83]. Если обратить внимание на то, что воспроизвела экономическая система, начиная с конца 80-х годов прошлого века, то мы сталкиваемся не только с инновациями, информатизацией и цифро-визацией в различных сферах деятельности человека, а и низкой трудовой и социальной активностью, пассивностью и равнодушием, ростом агрессивного поведения, отвлеченным взглядом на изменение в системе общественных отношений. Важным для современной России было бы введение социальных стандартов жизнедеятельности и жизнеобеспечения работников предприятий [11]. За невниманием развития социальных качеств человека кроется технико-технологическое отставание от крупных зарубежных корпораций, несоответствие материального обеспечения работников их трудовому вкладу в результаты деятельности предприятий, отсутствие че-ловекоориентированного управления, приводящее к устранению работников не только от процессов стратегического управления, но выработки конкретных инновационных методов преобразования потенциала развития предприятия даже в различного рода кризисных ситуациях. В частности, исследования, проведённые нами в последние годы, свидетельствуют, что на большинстве предприятий полного технологического цикла (N19) в числе приоритетных являются следующие направления деятельности: стратегического развития - 90,0% и пла-

140

нирования работы - 70,0%; инноваций в технологической сфере - 50,0%; организационное проектирование и распределение полномочий в системе управления - 20,0%; дисциплина труда, в т.ч. производственная и технологическая дисциплина - 20,0%.

Важным в этих направлениях работы предприятий является активное, профессиональное и осознанное включение работников в решение общественных задач. Однако, многие социальные вопросы, такие как инициативность, предприимчивость, инновацион-ность, лояльность и т.п. в более чем 1500 организационно-распорядительных документах либо не рассматриваются, либо им придается второстепенное значение [5]. Вместе с тем, именно нормы социального взаимодействия, нравственные и этические ценности, поведенческие модели работников, смыслы их деятельности становятся фактором успеха в высококонкурентной среде, который не связан с технологическими и цифровыми составляющими. Несоответствие социальных качеств работников характеру общественно-экономического развития на практике проявляется в проблеме квалификационного дисбаланса, который, помимо формального уровня квалификации персонала, может выражаться в социально-психологической неготовности работников адаптироваться к современным требованиям. Социально-психологические установки работников выражаются в личностных диспозициях, составляющих мотивацию трудовой деятельности: потребностях, ценностях, смыслах деятельности и др.

Существенным ограничением в развитии и использовании социальных качеств работников в деятельности предприятий являются управленческие решения, которые, по оценкам самих руководителей, выполняются на 15-20% в связи с тем, что принимаются с запозданием (76,0%); без должных обоснований (62,0%); без адреса исполнителя (46,0%); решение отменено другим решением (45,0%); решение не нашло своего подтверждения и поддержки в коллективе предприятия (27,0%) [12].

Отвлечённость работников от созидательной деятельности предприятий может привести к социальной амбивалентности, суть которой состоит в атрофии социальных производственных практик, разнонаправленности социальных ожиданий и настроений, надлому в функционировании социальной солидарности между различными категориями персонала и внимании на достижении лишь собственных, во многом, эгоистических интересов. Т.И. Заславская, исследовавшая трансформации российского общества, отмечала, что социальная трансформация будет такой, какой способны двигать её сами люди [4, с. 8]. В ответах на открытые вопросы респонденты (N824) обращали внимание на факторы, сдерживающие активное включение в реализацию задач функционирования предприятий: смещение приоритетов экономических акторов в направлении краткосрочных; существенный разрыв в доходах руководителей и рядовых работников на предприятиях и в организациях; противоречие между целями трудовых коллективов и личными целями руководителей и конфликтный характер преодоления этого противоречия; низкая эффективность использования ресурсов организации; коррупция в управленческой подструктуре; криминализация экономических отношений между хозяйствующими субъектами; ограничение рыночной конкуренции.

В этих ответах обозначается зависимость реализации социальных качеств человека работника не только от системы организации управления внутрипроизводственной деятельности, но и трансформационного процесса в системе общественных отношений.

Участие человека в развитии общественных отношений должно предполагать обретение неких социальных ценностей, социального престижа, экономических преимуществ к сфере производственной деятельности, социального сознания, ориентированного не на личные, а коллективные успехи и достижения. М. Вебер утверждал, что такие понятия, как государство, коллектив, класс не могут существовать независимо от нашего

141

(индивидуального) мышления [2]. Мышление, как активный процесс отражения в сознании объективного мира может носить коллективно сосредоточенный характер в решении общественно значимых задач, но может быть разнонаправленным по интересам, по участию в различных видах производственной, экономической, социальной и политической деятельности.

В контексте сказанного представляется возможным определить ряд значимых, сущностных аспектов, прежде всего, определить источник творческой энергии и созидательных сил личности, а также выявить социальное назначение человека, воплощаемое в его социальных качествах.

Проведенный теоретический анализ убедительно доказывает, что в основе

проявления созидательности в поведении человека, его активной деятельной позиции в труде лежат побудительные силы, возникающие в социальных взаимодействиях, которые создают производственно-экономический контекст жизнедеятельности. Данный контекст способен как препятствовать, так и способствовать формированию социальных качеств личности работника, благоприятно воздействуя на него в случае естественного развития производственно-экономических отношений, а не их искусственного конструирования.

Препятствия в реализации социальных качеств человека на предприятиях, по оценкам респондентов, приведены на Рисунке 1.

Рис. 1. Препятствия в реализации социальных качеств человека на предприятиях (% положительных

ответов)

Представленные эмпирические данные характеризуют степень общественной полезности деятельности человека на предприятиях, не зависящей от него самого.

К. Маркс писал: «Человек сам является основой своего материального, как и всякого иного осуществляемого им производства. Поэтому все те обстоятель-

ства, которые воздействуют на человека, этого субъекта производства, модифицируют в большей или меньшей степени все его функции и виды деятельности, которые он выполняет как созидатель материального богатства, товаров. В этом смысле можно действительно доказать, что все человеческие отношения... в какой бы форме и в чем бы они не про-

142

являлись, влияют на материальное производство и более или менее определяющим образом воздействуют на него» [8].

Социальные цели по мнению большинства респондентов (66,7%) могут

быть достигнуты посредством реализации системы последовательных действий, наиболее приоритетные из которых представлены на Рисунке 2.

Рис. 2. Меры по достижению социальных целей развития (% положительных ответов)

В нашем исследовании мы отмечаем следующие характеристики самовоспроизводства социальных качеств человека в сфере производственной деятельности (см. рис. 3).

Рис. 3. Оценка самовоспроизводства социальных качеств человека в сфере производственной деятельности

Нами использовался метод интервью, в котором была поставлена задача определения значимости общественных трансформаций в использовании социальных качеств работников (п37). И если респонденты в закрытых вопросах считали приоритетными меры, приведенные на Рис. 2, то по результатам проведенного интервью были зафиксированы следующие основные направления развития и использования социальных качеств работников: дея-

тельность; материальные условия жизни; производственные отношения; сознание; национально-исторические особенности; социально-демографические условия; естественно-географические условия и др. Немаловажно, что одним из основных направлений является развитие сознания человека, которое включает в себя такие элементы как ценностно-смысловые ориентации, степень удовлетворенности качеством и уровнем жизни, социальное самочувствие, структура мотивации и др. В «материальных условиях жизни» находит практическое выражение уровень развития производительных сил общества, культурно-образовательный уровень населения, включая профессионально-квалификационную структуру рабочей силы. Понятие деятельность рассматривается в широком смысле - как трудовая, общественно-политическая, культурная, бытовая и другие виды деятельности человека, в которых реализуются его социальные качества. Существенно влияние на социальные качества работников национально-исторических особенностей, таких как обычаи, традиции, менталитет, а также естественно-географических и социально-демографических условий, к которым относятся протяженность территории, структура расселения, климат, плотность населения, уровень развития инфраструктуры.

143

Из представленных теоретических обобщений и эмпирического материала складывается утверждение, что посредством формирования и использования социальных качеств человек становится личностью - активным и сознательным субъектом общественных трансформаций, что дает основание полагать, что, познавая действительные практики производственной, экономической и общественной деятельности, он человек - личность - работник, становится не субъектом отвлеченного взгляда на общественную событийность, но и создателем новых общественных отношений.

Литература

1. Вебер М. Избранные произв.: пер.с нем./ сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисловие П.П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990.

2. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

3. Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм; пер. А.Б. Гофман. - М.: Канон, 1995. - 300 с.

4. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества. -М., 2003.

5. Информационные и цифровые технологии в деятельности предприятий и организаций / под ред. В.К. Потемкина. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. -213 с.

6. Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный // Новая технологическая война на Западе. М.: Прогресс, 1986.

7. Кульпин Э.С. Бифуркация Запад-Восток. М., 1996.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 42.

10. Плеханов Г.В. Избр. филос. произ-вед. Т. 5, М.: 1956.

11. Потемкин В.К. Социальные стандарты жизнедеятельности и жизнеобеспечения работников предприятий. Стандарты и качество. 2018. № 7 (973). С. 32-55.

12. Потемкин В.К. Человекоориентиро-ванное управление предприятиями:

от эмпирических оценок к системном работе // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2023. - № 2. - С. 6-11.

13. Ядов В.А. Диспозиционная регуляция социального поведения личности: методологические проблемы социальной психологии. Москва: Наука, 1975.

14. Coombs T.W. Ongoing Crisis Communication: Planning, Managing, and Responding. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc.,2007.

15. Lerbinger O. The Crisis Manager: Facing Disaster, Conflicts and Failures. N.Y.: Routledge Communication Series, 2012.

DEVELOPMENT OF HUMAN SOCIAL QUALITIES AS A CONDITION FOR SOCIAL TRANSFORMATIONS

Potemkin V.K., Velmisova D.V.

St. Petersburg State Economic University

The article provides a theoretical and empirical analysis of the problem of the development and use of human social qualities, particular attention is paid to the analysis of limitations and factors hindering the active involvement of employees in the implementation of the tasks of the functioning of enterprises. The considered factors, such as the quality of management decisions made, the efficiency of resource use, the priorities of economic actors, the interaction of economic entities in a market economy and others, prove the dependence of the implementation of employees social qualities not only on the system of organizing the management of intra-production activities, but also on the dynamics of social relations. Based on interviews (n 37) and a polling (N824), the authors propose a scientific interpretation of the sources of human creative activity in the system of socio-economic interconnections and relationships in the context of social values, social prestige, social consciousness, without which socio-economic transformations cannot be realized.

Keywords: social qualities, employees of enterprises and organizations, social management, socio-economic transformations.

References

1. Weber M. Selected works: translation from German/composition, total. ed. Yu.N. Davy-

144

dova; foreword by P.P. Gaidenko. - M.: Progress, 1990.

2. Weber M. Favorites. The image of society. M., 1994.

3. Dürkheim E. Sociology: its subject, method, purpose / E. Dürkheim; translation A.B. Hoffman. - M.: Kanon, 1995. - 300 p.

4. Zaslavskaya T.I. Societal transformation of Russian society. - M., 2003.

5. Information and digital technologies in the activities of enterprises and organizations / ed. V.K. Potemkina. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg State Economic University, 2023.

6. Kan G. Coming rise: economic, political, social // New technological war in the West. M.: Progress, 1986.

7. Kulpin E.S. West-East bifurcation. M., 1996.

8. Marx K., Engels F. Soch. T.26.

9. Marx K., Engels F. Soch., T. 4.

10. Plekhanov G.V. Selected Philosopher works. T. 5, M.: 1956.

11. Potemkin V.K. Social standards of life and livelihood of enterprise employees. Standards and quality. 2018. No. 7 (973). pp. 3255.

12. Potemkin V.K. Human-oriented enterprise management: from empirical assessments to systemic work // Telescope: journal of sociological and marketing research. - 2023. -No. 2. - P. 6-11.

13. Yadov V.A. Dispositional regulation of personal social behavior: methodological problems of social psychology. Moscow: Nauka, 1975.

14. Coombs T.W. Ongoing Crisis Communication: Planning, Managing, and Responding. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc.,2007.

15. Lerbinger O. The Crisis Manager: Facing Disaster, Conflicts and Failures. N.Y.: Rout-ledge Communication Series, 2012.

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.