Научная статья на тему 'ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
77
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / ЗНАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ / СМЫСЛЫ / МОТИВЫ / ОЖИДАНИЯ / САМООЦЕНКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ТРУД / ЦЕЛИ / КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Потемкин Валерий Константинович

Профессиональная деятельность человека связана с решением технико-технологических, экономических, организационных, социальных и социально-психологических задач. При оценке эффективности профессиональной деятельности, как правило, используется инструментарий, позволяющий определить влияние различных факторов на включенность работников в решение общественно значимых задач. Степень включенности работников в решение данных задач определяется посредством интеграции социологических, социально-психологических и экономических знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION PROCESSES OF SOCIOLOGICAL, SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND ECONOMIC KNOWLEDGE IN A PERSON’S PROFESSIONAL ACTIVITY

A person’s professional activity is associated with the solution of technical and technological, economic, organizational, social and socio-psychological problems. When assessing the effectiveness of professional activities, as a rule, tools are used to identify the influence of various factors on the involvement of employees in solving socially significant problems. The degree of employee’s involvement in solving these problems is determined through the integration of sociological, socio-psychological and economic knowledge.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССЫ ИНТЕГРАЦИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

Процессы интеграции социологических, социально-психологических и экономических знаний в профессиональной деятельности человека

Потемкин Валерий Константинович,

д.э.н., профессор, ЗДН РФ, заведующий кафедрой социологии и управления персоналом ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» E-mail: Val_pot49@gmail.com

Профессиональная деятельность человека связана с решением технико-технологических, экономических, организационных, социальных и социально-психологических задач. При оценке эффективности профессиональной деятельности, как правило, используется инструментарий, позволяющий определить влияние различных факторов на включенность работников в решение общественно значимых задач. Степень включенности работников в решение данных задач определяется посредством интеграции социологических, социально-психологических и экономических знаний.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, интеграция, знания: социологические, социально-психологические, экономические, смыслы, мотивы, ожидания, самооценка, эффективность, труд, цели, коммуникации.

Известно, что первая систематизация знаний была проведена Аристотелем, который классифицировал науки на три категории: теоретические, практические и продуктивные. Первые направлены на поиск знания ради него самого; вторые - на знания ради достижения морального совершенствования; третьи - на производство определенных объектов. Науки теоретические, по мнению Аристотеля, превосходят все остальные по ценности и достоинству, выполняя роль ориентира человека в выработке своей социальной позиции к деятельности, социальным, экономическим и психологическим практикам; формирования жизненной позиции и мировоззрения. Этому, во-многом, способствуют сформировавшиеся взгляды натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), которые обращали внимание на непосредственную связь человека с природно-физическим миром; софистов (Протагор, Горгий, Про-дик, Антифон), развивавших проблему отношений человека к другим группам людей, отношений к самому себе через анализ поступков и норм поведения в различных жизненных ситуациях. Благодаря развитию взгляда на проблему Человека в системе общественных отношений появились и новые ценностно-смысловые ориентиры в определении жизнедеятельности и жизнеспособности человека. Так, К. Хорни, Э. Фромм и З. Фрейд в своих работах доказали взаимосвязанность социального, социально-психологического и социокультурного подходов к развитию понимания трансформации взглядов человека на общественную среду и его непосредственную включенность в ее преобразование [20; 19, с. 147; 18, с. 447]. Объективизацию этого процесса подчеркивал Дж. Уотсон в своей теории бихевиоризма - науки о поведении

159

человека, в рамках которой анализ интерпретируется как объективный процесс, соотносящийся с внешне наблюдаемыми феноменами общественного развития [17]. По мысли Дж. Локка, можно выделить два основных источника знаний: «объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума» [8], определяющие рефлексию человека на наблюдаемые события в общественных отношениях.

В середине XX века получила свое развитие гуманистическая психология (Rogers K. «Client Centered Therapy»), обосновавшая то, что в центре гуманистической концепции развития общественных отношений находится целостная, уникальная, свободная в выборе решений личность, которая творит свою жизнь и несет за нее ответственность. Подразумевается необходимость формирования психологического глубокого контакта и принятие ценности личности человека, в этом случае она реализует свою свободу, открываясь жизненному опыту.

Внимание Б. Ананьева, который во многом поддерживал положения гуманистической психологии, было сфокусировано на процессе, а точнее, диалектике развития человека [1]. Согласно его убеждениям, индивидуальность является неотъемлемой чертой человека и интегральным свойством, формирующимся на стыке природного и личностного. Способности, направленность интересов, предпочтительная сфера деятельности, базовые и программирующие свойства отражаются через индивидуальность. Динамические характеристики психики (эмоциональность, темп реакций и др.) раскрываются, по мысли Б. Ананьева, через базовые свойства. В то время как программирующие свойства выполняют роль главной движущей силы развития индивидуальности, как следствие, трансформация, развитие программирующих свойств является предпосылкой полноценной, плодотворной длительной творческой деятельности и влияет на трансформацию ряда базовых качеств, например, характера. Так,

возрастание профессионального интереса в своей сфере деятельности приводит к повышению интенсивности интеллектуальной деятельности, и, вместе с тем, усилению мотивации поведения. И, с другой стороны, развитие и совершенствование интеллектуальных способностей является предпосылкой поиска новых целей в труде, формирование целеустремленности и настойчивости.

В последние годы в психологической науке стали выделяться два важных процессорных направления, а именно: адаптационное по А.И. Адлеру [2] и интеграционное по Д.П. Узнадзе [16]. Первое направление основывается на оценке реальных жизненных ситуаций, адаптировании человека к ним и выход на новый уровень социальных ожиданий и требований. Второе направление предполагает комплексный социальный анализ, условно разделяющий сложное на составные части, позволяющий создать возможности синтетического изучения свойств, присущих сложному целому, что в конечном счете является основой развития. Однако, обратим внимание на позицию Д. Дэвидсона, который писал, что «нельзя понять мысли и настроения человека, не вникнув в мир его возможностей и того, как он их использует» [6]. Именно в действиях и событиях Д. Дэвидсон ищет объяснение человеческих поступков и в этой связи под термином поведение понимает «желания, устремления, импульсы, моральные установки, социальные конвенции, общественные и частные цели, эстетические и экономические принципы».

Восприятие экономической действительности - это и осознание модификаций экономических отношений и психологических реакций человека, его социальных действий.

Принимая во внимание тот факт, что цель научного знания состоит в описании и объяснении и, как следствие, установлении истины, видимо, и перед экономической психологией стоит задача выяснения типического в тех социальных действиях, которые совершают-

160

ся человеком под воздействием развивающихся экономических отношений. М. Вебер в своих работах, которые можно объединить как трактаты по общей социологии, описал четыре типа социальных действий человека: целераци-ональное, ценностно-рациональное, аффективное, традиционное (В.П. -подчеркнуто нами) [4]. Развивая идею взаимообусловленности социологических и психологических подходов к пониманию процессов развития человека, М. Вебер разработал теорию «идеальных типов» [3]. Акцентирование определенной точки зрения, несколько утопичной, не являющейся эмпирической данностью, однако связанной со множеством феноменов, позволяет сконструировать идеальный тип как концептуальную модель. Данная модель выступает в роли системы координат, методологического инструмента, используя который исследователь решает задачу определения несоответствий идеального типа и реальности и их объяснения. Подобное объяснение основывается на понимании закономерностей человеческого поведения. По сути здесь может идти речь о предметно-деятельной направленности поведения человека. Предметность, как известно, всегда конкретна, определяет состав социальных действий человека, его социально-психологические состояния в различных условиях жизнедеятельности и, как следствие, способствует конкретизации преобладающего вида деятельности в социальных и экономических практиках. При соединении социально-психологической жизненной единицы (человека) с экономическими обстоятельствами жизнедеятельности, актуализируется вопрос степени их влияния на те или иные аспекты социальной жизни.

«Комплекс отношений между людьми, норм и определяемых этими нормами связей, именуемых нами «государством», есть явление «экономическое» под углом зрения его финансового устройства. В той мере, в какой государство оказывает влияние на хозяйственную жизнь посредством своей

законодательной функции или другим образом (причем и тогда, когда оно сознательно руководствуется в своем поведении совсем иными, отнюдь не экономическими мотивами), оно «экономически релевантно...». Из сказанного явствует, что, с одной стороны, сфера «экономических» явлений стабильна и обладает твердыми границами, с другой - что «экономические» аспекты явления отнюдь не «обусловлены только экономически» и оказывают не только «экономическое влияние», что вообще явление носит экономический характер лишь в той мере и лишь до тех пор, пока наш интерес направлен исключительно на то значение, которое оно имеет для материальной борьбы за существование» [3].

Подобное понимание соединения социально-психологической жизни человека и экономических обстоятельств, во многом, находит свой отклик в работах Д. Дьюи, который пишет: «Человек живет в этом мире: нет природы без человека, а человека без природы, Человек есть природа, способная ее изменить и придать ей смысл. Для этого ему понадобились поначалу магия и мифы, затем все более обнадеживающие идеи неизменности бытия, всеобщего прогресса, разумности вселенной, управляемой всеобщими необходимыми законами» [5], а также Б. Кро-че, который развивал мысль древних философов относительно того, что «человек- это микрокосм». В частности, он писал: «Микрокосм, но не в натуралистическом, а в историческом смысле, ибо человек - компендиум универсальной истории. История - не хроника, не искусство, не риторика, это реальность» [7]. Концептуальное понимание реальности соединения психологической жизни человека и экономических обстоятельств дополнил Морис Мерло-Понти, согласно позиции которого это соединение ни что иное как экзистенция, то есть «бытие-в-мире», определенный способ восприятия мира [10], в свою очередь З. Фрейд отмечал, что ««Бытие-в-мире» обозначает не реальность, а возможность. «Человек не про-

161

сто присутствует мире в качестве незаинтересованного наблюдателя вещей и смыслов. Человек - существо, проектирующее свои возможности, кроме того, проектируя мир как свой мир, он сообщает ему осмысленность»» [14, с. 420]. В данном контексте экзистенция интерпретируется как процесс самосозидания.

Феномен самосозидания человека, видимо, необходимо рассматривать как постоянно возобновляющийся процесс. Основание для такого понимания самосозидания мы находим у А.Н. Уайтхеда, который писал, что «не только жизнь человечества, но и история Вселенной есть процесс... безостановочный событийный процесс испытывает нас на понимание взаимосвязей. Самосознание - конечный пункт самосозидания, не всегда досягаемый» [15].

Э. Муньи [12] один из первых ученых, который увязал процесс формирования человека с новыми для первой половины XX века экономическими отношениями. В противовес примату прибыли в капиталистическом обществе; сакральной власти денег, которые становятся основой для тирании всех; собственности, нажитой трудом других или путем захвата Э. Муньи основывается на теории личностного управления и совместного использования материальных благ. Для этого, подчеркивает он, «необходимы коллективистски воспитанные личности, способные адаптироваться к различным производственным условиям». Подобная адаптация, если ее рассматривать через призму процессорной трактовки явлений, осуществляется посредством конкретных действий человека. «Действуя, чтобы понимать, и понимая, чтобы действовать» [9], пожалуй, этими принципами Д. Лукача необходимо руководствоваться, чтобы не только понять суть производственных условий, но и способствовать их рационализации. Здесь речь не идет о какой-либо идеологии в партикулярном смысле, а именно не выходящей за пределы сознательного и невольного, а связываются действия человека с конкретным видом деятельности.

Л. Мизес подчеркивал, что «.никто, кроме индивида не наделен способностью думать, убеждать и действовать. И если нет экономической свободы и частной собственности на средства производства, никакая другая свобода невозможна. В обществе, основанном на рыночной экономике, господствует потребитель. Без экономической свободы все политические и гражданские права превращаются в бумажный хлам. Вне рыночной экономики человеку остается лишь право повиновения» [11].

Что мотивирует человека, что формирует его действия в рыночной экономике? Ответ на этот вопрос мы находим в работе Ф.А. Хайека «Злоупотребление разума», а именно «Мотивы, или конституирующие идеи заставляют людей производить, продавать и покупать товары». И эта деятельность человека вполне осознана. Но на практике мы встречаем и деятельность неосознанную, основанную на вере, традициях, предрассудках. Именно эта деятельность, по мнению Ф.А. Хайека, может стать основой неожиданных, неинтен-циональных последствий. Так, в производственных коллективах, где есть люди не принимающие рациональных решений в полной мере реализуется формула «тезис-антитезис-синтез».

Условия жизнедеятельности человека и их воспроизводство определяются совокупностью общественных отношений: политических, социальных, экономических, которые сформировались независимо от его воли. Эти отношения являются определяющими условий жизнедеятельности человека, целей и интересов развития производства, характера движущих сил и стимулов. Человек, тем самым, как существо одновременно общественное и обладающее индивидуальными психофизиологическими особенностями является не только своеобразным участником общественных отношений, но и способа производства, способа социального управления, в свою очередь воздействующих на его индивидуальные свойства и условия жизнедеятельности.

162

Факторами развития общественных отношений являются не только уровень развития, разделения и кооперации труда, форма собственности на средства производства, способ присвоения и распределения материального продукта, но и такая отрасль знаний, какой является экономическая психология.

В 1958 году в книге «Советский марксизм» Г. Маркузе обратил внимание на магический характер идеологии, ложного сознания, сознания фальшивой объективности, полагая, что в социалистическом обществе аппарат стремится к всевластию, определяя не только занятость и социальное поведение, включая экономическую психологию людей и изменяя их индивидуальные потребности. Развитие капитализма способствовало усилению возможности самоорганизации на основе свободного выбора сферы приложения труда, потребовало нравственной коррекции соотнесения свободы личности и соблюдения интересов общества, понимаемых как собственные интересы, то есть того, что называется ноосфер-ным мышлением, когда повышается роль одновременно и свободы, и ответственности. Г.А. Чупина и Е.В. Суровцева очень удачно, на наш взгляд, сформулировали понятие свободы. Так, по их мнению, «Свобода - органический компонент таких современных форм социальной организации, как рыночная экономика, правовая государственность, парламентские формы демократии» [21].

Подобное понимание свободы предполагает одновременно повышение роли ответственности, осознанная необходимость которой является элементом самосознания и самоорганизации человека. В современных условиях синтез свободы и необходимости понимается как соблюдение прав человека, обеспечение его социальной защиты, включая адресную социальную поддержку, что обеспечивается сочетанием рыночной экономики и системой государственного регулирования.

Можно полагать, что социально ориентированная экономика способству-

ет человеку осознать и реализовать свой трудовой потенциал, сформировать осознанное рациональное поведение, определяющее характер взаимоотношений между людьми и социальными институтами общества и, как следствие сформировать свою экономическую психологию. И здесь можно согласиться с М. Вебером, который считал, что такого типа «экономический человек» легко принимает дух капитализма, ориентацию на предпринимательство как полезное для удовлетворения собственных потребностей, так и для развития общества [4]. Вместе с тем, в последние годы все чаще отмечается то обстоятельство, что переход от административно-командной экономики к рыночной экономике происходит революционным путем, без учета национальных традиций, обычаев, степени социально-культурного развития членов общества и структуры материального производства, что приводит к трансформации экономической психологии человека в сторону девиант-ного поведения, агрессивности, разрушения нравственных и этических основ всех видов хозяйственной деятельности. Не случайно в хозяйственной деятельности добивались успеха те люди, те группы людей, которые ориентировались на теневой капитал, они более агрессивны и ориентированы на самый короткий путь получения прибыли, использующие в решении хозяйственных споров силовые методы убеждения.

Экономическая психология в рыночной экономике - это прежде всего психология личности, которая не может не учитывать: 1. Жесткие нормативные рамки, которыми, с одной стороны задаются правила игры восприятия интересов работодателей и работоисполни-телей законодательно очень детализировано и связано, но которые, однако, одновременно внутри этих рамок обеспечивают представителям интересов при их столкновениях и при восприятии их задач высокую степень самостоятельности. 2. Дуальную систему представления интересов, т.е. выраженное «деление труда» производственного

163

и надпроизводственного восприятия интересов работодателей и наемных работников. 3. Кооперативные конфликты, т.к. стиль конфликтующих интересов работодателей и наёмных работников - работоисполнителей.

В последние 20-25 лет нами проводятся исследования, связанные с фиксацией социально-экономической ситуации людей в сфере производственной деятельности и изменением экономико-психологического портрета представителей различных групп. Так, по оценочно-эмоциональным реакциям на развитие общественных отношений установлены устоявшиеся социальные ожидания работников (N1200): организовать свое дело - 9,0%; получить экономическую независимость от различного рода обстоятельств: политических, социальных, психологических, организационно-правовых, управленческих - 44,5%;

иметь социальную защищенность в сфере трудовой деятельности и в быту - 82,5%;

иметь условия для самореализации своих профессиональных компетенций, умений, навыков и опыта работы -32,0%;

участвовать в разработке планов работы, их коррекции при изменяющихся условиях организационной и производственной деятельности - 22,0%;

работать в профессиональной среде, где отсутствуют неуважение к человеку, грубость, хамство, коррупция и т.д. - 35,0%;

работать в рамках взаимопонимания с руководством, компромисса, отсутствия конфронтации - 24,0%;

работать в условиях доверительных отношений и взаимной ответственности - 37,0%;

Зафиксированные ожидания

не всегда совпадают с реалиями. Так, по самооценкам респондентов их материальное положение периодически меняется, но в главном оценивается следующим образом: возрос доход (1,9%); доход увеличился незначительно (18,4%); доход сохранился прежним (31,3%); значительно снизился доход

(32,4%); доход уменьшился (12,7%), затрудняюсь ответить (2,9%). Из приведенных данных видно, что по уровню материального благосостояния 55,1% респондентов могут быть отнесены к группе социального неблагополучия и 42,3% - к созидательному типу.

Социальные и экономические ожидания работников предприятий связаны и определяются в контексте деятельности руководства предприятиями. По самооценкам руководящего состава предприятий (N179) им присуще: умение разбираться в людях, знание психологии, способность предвидеть развитие ситуации, экономические знания и опыт экономической работы. Перечисленные характеристики отмечаются более, чем 65,0% респондентов. К наиболее распространенным личностно-профессиональным качествам по результатам самооценок относятся (отмечают 86,0-92,0% респондентов): организованность, дисциплинированность, твердость в отстаивании своих позиций. Кроме того, подчеркивается значимость высокой квалификации (85,5%), ответственности (90,4%), вежливости (88,5%), уступчивости (62,0%), лишь 7,0% отметили расчетливость. Из приведенных данных следует вывод о том, что в целом, оценка таких качеств как расчетливость, знания экономики и психологии, оцениваются ниже, чем такие вежливость, дисциплинированность и ответственность. Это говорит о поведенческой направленности руководителей на социально-экономические условия планово-административной, а не рыночной системы.

Большинству из представителей директорского корпуса по их самооценкам не хватает знаний по: кредитованию (60,5%), ценообразованию (58,0%), финансам и банковскому делу (84,0%), компьютерной техники (90,5%) и т.д.

Отношение к развитию инновационной деятельности у респондентов со следующими типами социального самочувствия:

безразличный тип - 28,4%; обычный тип - 35,6%; неопределенный тип - 17,9%;

164

тревожный тип - 11,4%; решительный тип - 6,8%. Проведенное в 2001 году интервьюирование руководящего состава предприятий позволило ранжировать несколько наиболее выраженных ситуаций в производственной деятельности: напряженность (ранг - 1), попытки адаптировать к новым экономическим условиям (ранг - 2), повышенная конфликтность (ранг - 3). В 2021 году при повторных самооценках на данных предприятиях получили предпочтение такие показатели как: стабильность

(ранг - 1), инициативность (ранг - 2), предприимчивость (ранг - 3), определенность (ранг - 4). Ранее более характерные для приватизированных предприятий показатели: напряженность, адекватность, конфликтность утратили свое значение и стали по самооценкам экспертов занимать, соответственно, 7, 6, 8 места.

Несмотря на определенный позитивизм в самооценках социальных ожиданий работников все же необходимо сопоставить по группам персонала предприятий (см. табл. 1).

Таблица 1. Самооценки социальных ожиданий различными группами персонала предприятий

Сейчас самое главное для меня Количество присвоенных рангов

1 2 3 4 5 6 7 8

Сохранить репутацию среди людей моего круга 32 17 9 15 9 10 4 0

Сохранить авторитет в коллективе 16 16 16 15 20 5 7 2

Не допустить снижения уровня благосостояния моей семьи 30 13 20 11 5 8 3 2

Не допустить снижения уровня благосостояния работников предприятия 12 23 12 18 11 10 6 2

Приобрести новые связи в сфере моего бизнеса 24 15 18 12 21 9 7 1

Обеспечить защиту деятельности предприятия от криминальных структур 1 8 4 6 8 16 31 19

Установить формальные и неформальные административные связи 4 6 15 11 8 23 18 15

Способствовать укреплению экономики страны посредством моего бизнеса 10 3 5 0 4 5 11 46

Примечание: количество присвоенных рангов в управлении предприятиями: 1 - руководители предприятий; 2 - заместители руководителя предприятий; 3- руководители отделов и лабораторий; 4 - начальники цехов; 5 - начальники участков; 6 - бригадиры; 7 - инженерно-технические работники; 8 - рабочие.

Заметим, что социальные ожидания руководящего состава предприятий связаны с позицией самоуважения, сохранения и преумножения своего имиджа и репутации, сохранения уровня благосостояния семьи. Другие же социальные ожидания носят скорее формальный характер. Более позитивные социальные ожидания отмечаются у бригадиров, ИТР и рабочих.

Анализируемые социальные ожидания работников предприятий, в основном, связаны с конкретной предметно-

деятельной направленностью действий в сфере приложения труда. Нам же представляют интерес и самооценки нравственной позиции работников, выходящих за пределы конкретного предприятия и обусловленных социальной средой обитания (см. табл. 2).

Приведенные результаты исследования самооценки личности свидетельствуют о том, что чувство благополучия человека, его социальное здоровье (в т.ч. социальные потребности, умонастроения, нравственные мотивы и др.)

165

формируется в тесной связи с адекватной самооценкой [13]. Как следствие, в нравственной позиции индивида, зависимой от особенностей поведения, проявляются устойчивые черты характера, выражающие отношение к основным сферам деятельности: к труду; окружающим людям, обществу, социальной группе; самому себе, вещам.

Таблица 2. Самооценки нравственной позиции работников предприятий

Самооценки нравственной позиции %

1. Я подвержен влиянию внешних обстоятельств 62,7

2. Я подвержен влиянию других людей 33,2

3. У меня бывают проблемы во взаимоотношениях с другими людьми 62,1

4. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач 79,8

5. Я умею превращать недостатки в достоинства 65,4

6. Мне свойственно искать радость в жизни 83,0

7. Меня часто одолевают чувства тревоги и страха 27,5

8. Я склонен к психологическим переживаниям 55,8

9. Я часто чувствую свою беспомощность 19,1

10. Испытываю чувство одиночества 30,6

11. Полагаю,что сейчас в обществе преобладает чувство оптимизма 52,5

12. Живу мирной и спокойной жизнью 70,5

13.Считаю,что сейчас в обществе преобладает чувство пессимизма 39,8

14. При своем индивидуализме я иногда склонен жертвовать личными интересами ради других людей 70,8

15. Мне свойственен самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 75,7

16.Мне свойственна склонность к саморазрушению (употребляют алкоголь, наркотики и т.п.) 19,6

17. Я чувствую общественное признание (уважение окружающих) 76,0

18. Мне свойственна терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и т.п. 87,9

19. Мне присуще чувство ответственности (чувство долга, умение держать слово) 91,8

20. У меня сформировались высокие запросы (притязания) 52,3

21. Я осознаю эффективность, продуктивность своих дел (учебы, работы и т.п.) 79,4

Характер личности формируется вокруг морально-волевых качеств, что обусловливает возможность проявления самостоятельности, целеустремленности, решительности, настойчивости. Отсутствие волевых качеств является препятствием для реализации целей в жизнедеятельности. Еще одной характеристикой личности с точки зрения ее позиции в социуме являются способности, отражающие уровень продуктивности функциональной системы: ее точность, надежность (устойчивость), скорость функционирования. Способности являются предпосылками продуктивности в различных видах деятельности, будучи связанными с развитием интеллекта личности и ее особенностей: черты характера; готовность к труду, работоспособность и потребность трудиться; творческое мышление, интеллект, адаптированность. Немаловажной характеристикой личности является направленность (на себя, на задачу или на общение), в основе которой лежит мотивация ее деятельности, поведения, направленного на удовлетворение потребностей. Потребности, которые стремится удовлетворить в деятельности человек, отличаются в зависимости от социально-демографической, профессиональной, статусной принадлежности человека: от удовлетворения физиологических потребностей до удовлетворения социальных и творческих потребностей более высокого уровня.

Таким образом, исследование социальных, социально-психологических и экономических свойств и черт деятельности работников предприятий определяет качества самого человека как субъекта труда; способы достижения поставленных целей и ориентиров; многообразие предметно-материальных, духовных, нравственных, вовлекаемых в процессы развития экономических, производственных и социальных практик; способствует формированию социально-профессионального конструкта личности; формирует основы для профессиональных и межпрофессиональных коммуникаций; уточняет способы реализации потребностей

166

работников. Деятельность человека рассматривается не частично: экономическая, социальная, социально-психологическая и т.д., а как целостная система, начинающаяся в человеке в нем завершаемая.

Литература

1. Ананьев Б. Избранные психологические труды: в 2 т., Т. 1 /Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1980.

2. Бундулс Я. Индивидуальная психология А. Адлера // Вопросы психологии. - М., 1982, № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Вебер М. «Объективность» социально-научного и социально-политического познания. - М.: Прогресс, 1990.

4. Вебер М. Хозяйство и общество. -М., 1921.

5. Дьюи Д. Опыт и природа. - М.: 1925.

6. Дэвидсон Д. Очерки о действиях и событиях. - Оксфорд, 1980.

7. Кроче Б. Эстетика, 1902.

8. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме// Избр. философск. произведения: в 2-х т., Т. 1. - М.: Соцэгиз, 1960.

9. Лукач Д. История и классовое сознание, 1923.

10. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия, 1945.

11. Мизес Л. Человеческое действие, 1940.

12. Муньи Э. Персонализм,1949.

13. Потемкин В.К. Социальное здоровье населения в условиях индустриального развития среды обитания. - СПб.: Изд-во Инфо-Да, 2009. - 102 с.

14. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - С.- Петербург, Петрополис, 1997, Т. 4., С. 420.

15. Уайтхед А.Н. Прогресс и реальность, 1929.

16. Узнадзе Д. Психологические исследования. - М.: 1966

17. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении людей. - Одесса, 1925.

18. Фрейд З. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1989.

19. Фромм Э. Психоанализ и религия// Сумерки богов. - М.: 1990.

20. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. - М., 1993.

21. Чупина Г.А., Суровцева Е.В. Современное цивилизованное мышление и российский менталитет // Социально-экономический журнал. - 1994, № 10.

INTEGRATION PROCESSES OF SOCIOLOGICAL, SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND ECONOMIC KNOWLEDGE IN A PERSON'S PROFESSIONAL ACTIVITY

Potemkin V.K.

Saint-Petersburg State Economic University

A person's professional activity is associated with the solution of technical and technological, economic, organizational, social and socio-psychological problems. When assessing the effectiveness of professional activities, as a rule, tools are used to identify the influence of various factors on the involvement of employees in solving socially significant problems. The degree of employee's involvement in solving these problems is determined through the integration of sociological, socio-psychological and economic knowledge.

Keywords: professional activity, integration, knowledge: sociological, socio-psychological, economic, meanings, motives, expectations, self-esteem, efficiency, work, goals, communication.

References

1. Ananiev B. Selected psychological works: in 2 volumes, Vol. 1 / Ed. A.A. Bodaleva, B.F. Lomov. - M.: Pedagogy, 1980.

2. Bunduls J. Individual psychology A. Adler // Questions of psychology. - M., 1982, No. 2.

3. Weber M. "Objectivity" of socio-scientific and socio-political knowledge. - M.: Progress, 1990.

4. Weber M. Economy and society. - M., 1921.

5. Dewey D. Experience and nature. - M.: 1925.

6. Davidson D. Essays on actions and events. - Oxford, 1980.

7. Croce B. Aesthetics, 1902.

8. Locke J. Experience of the human mind // Izbr. philosophical. works: in 2 volumes, vol. 1. - M.: Sotsegiz, 1960.

167

9. Lukach D. History and class consciousness, 1923.

10. Merleau-Ponty M. Phenomenology of Perception, 1945.

11. Mises L. Human Action, 1940.

12. Munyi E. Personalism, 1949.

13. Potemkin V.K. Social health of the population in the conditions of industrial development of the environment. - SPb.: Publishing house Info-Yes, 2009. - 102 p.

14. Reale J., Antiseri D. Western philosophy from the origins to the present day. - St. Petersburg, Petropolis, 1997, T. 4, S. 420.

15. Whitehead A.N. Progress and Reality, 1929.

16. Uznadze D. Psychological research. - M.: 1966

17. Watson J. Psychology as a science of human behavior. - Odessa, 1925.

18. Freud Z. Psychology of the unconscious. -M.: Education, 1989.

19. Fromm E. Psychoanalysis and religion // Twilight of the Gods. - M.: 1990.

20. Horney K. The neurotic personality of our time. - M., 1993.

21. Chupina G.A., Surovtseva E.V. Modern civilized thinking and the Russian mentality // Socio-economic journal. - 1994, No. 10.

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.