Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРА ПЕРЦЕПЦИИ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРА ПЕРЦЕПЦИИ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ / РАБОТНИКИ / СОЦИАЛЬНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Потемкин Валерий Константинович, Вельмисова Дарья Владимировна, Михайлов Сергей Григорьевич

Обращение внимания на роль различных факторов в формировании стратегии развития предприятий обусловлено степенью их влияния на результаты производственно-экономической деятельности, конкурентность производимых товаров и услуг, экономию материальных и финансово-экономических ресурсов, преодоление рисков при принятии управленческих решений. Вместе с тем, в условиях активизации человекоориентированного управления предприятиями слабо учитывается фактор перцепции, раскрывающий предметно-деятельные характеристики личностного участия в решении общественно-значимых задач за счёт выработки гражданской позиции в сфере труда, роста профессиональных компетенций, опыта и навыков в работе, участия в выработке и реализации управленческих решений. Одновременно, фактор перцепции становится определяющим в эффективности и качестве управленческого труда, создании условий профессионального и социального взаимодействия персонала предприятий. В статье предпринята попытка теоретически и эмпирически обосновать необходимость учёта предметно - деятельных характеристик фактора перцепции в стратегии развития предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTION FACTOR IN ENTERPRISE DEVELOPMENT STRATEGY

Attention to various factors in the formation of the development strategy of enterprises is due to their influence on the results of production and economic activity, the competitiveness of goods and services, the use of material and financial and economic resources, overcoming risks in the decision-making process. At the same time, in the context of the activation of human-oriented management of enterprises, the perception factor is poorly taken into account, which reveals the subject-active characteristics of personal participation in solving socially significant tasks through the development of a civic position in the field of work, the growth of professional competencies, experience and skills in work, participation in the development and implementation of management decisions. The perception factor determines the efficiency and quality of managerial work, the conditions of professional and social interaction of employees. The article theoretically and empirically substantiates the need to take into account the subject-activity characteristics of the perception factor in the development strategy.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРА ПЕРЦЕПЦИИ В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ»

Предметно- деятельные характеристики фактора перцепции в стратегии развития предприятий

Потемкин Валерий Константинович,

доктор экономических наук, профессор, ЗДН РФ, заведующий кафедрой социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета E-mail: valpot49@gmail.com

Вельмисова Дарья Владимировна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного экономического университета

E-mail: daria-babiy@yandex.ru Михайлов Сергей Григорьевич,

доктор социологических наук, профессор, консультант центра развития науки и образования, АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС» E-mail: dept.ksocupr@unecon.ru

Обращение внимания на роль различных факторов в формировании стратегии развития предприятий обусловлено степенью их влияния на результаты производственно-экономической деятельности, конкурентность производимых товаров и услуг, экономию материальных и финансово-экономических ресурсов, преодоление рисков при принятии управленческих решений. Вместе с тем, в условиях активизации человекоориентированного управления предприятиями слабо учитывается фактор перцепции, раскрывающий предметно-деятельные характеристики личностного участия в решении общественно-значимых задач за счёт выработки гражданской позиции в сфере труда, роста профессиональных компетенций, опыта и навыков в работе, участия в выработке и реализации управленческих решений. Одновременно, фактор перцепции становится определяющим в эффективности и качестве управленческого труда, создании условий профессионального и социального взаимодействия персонала предприятий. В статье предпринята попытка теоретически и эмпирически обосновать необходимость учёта предметно - деятельных характеристик фактора перцепции в стратегии развития предприятий.

Ключевые слова: стратегическое развитие, предприятия и организации, работники, социально - профессиональное взаимодействие, социальное партнёрство, социальная защита, социальные результаты.

В стратегии развития современных предприятий используется факторный анализ, который фиксируется в зависимости от организации деятельности самого предприятия, специализирующегося на производстве товаров и услуг [32]. Каждый из факторов оценивается с позиции роли и места предприятия в отраслевой структуре народнохозяйственного комплекса страны, уровня конкурентоспособности, развитости технико-технологической структуры и использования информационно - цифровых технологий, способствующих инновационной деятельности. Достаточно часто стратегия развития предприятий учитывает развитость коммуникативных процессов, степень интегрированности в межотраслевое сотрудничество и взаимодействия в решении общественно значимых задач, возможности выявления сильных и слабых сигналов появления кризисных ситуаций. Как следствие, стратегия развития предприятий дополняется соответствующими инструментами, обеспечивающими её эффективность: консолидация усилий реальных и потенциальных потребителей товаров и услуг с целью выявления «слабых» сторон производственно-экономической деятельности; создание условий обеспечения товаров и услуг на потребительские рынки; укрепление имиджа и престижа предприятия. Важным в стратегии развития предприятий становится исследование ценностных предпочтений потребителей [10], национальных обычаев и традиций [26], которые помогают распространению основополагающей национальной идеи [31].

Современное предприятие представляет собой довольно самостоятельную в производственно-экономическом аспекте структуру хозяйствования, в процессе деятельности которого происходит взаимодействие всех агентов производства и потребления товаров и услуг. И в этом случае при разработке

181

стратегии развития предприятия важно не только обращать внимание на различного рода проблемные ситуации [30, с. 9; 28, с. 222], а на использование самых различных возможностей, связанных с активизацией деятельности различных профессионально-квалификационных и статусных групп персонала [18]. Можно утверждать, что к настоящему времени общепризнаны следующие группы факторов, определяющие стратегию развития предприятий:

- конкурентообразующие факторы: технологии, инновации, коммуникации, взаимодействие, информационно-цифровое обеспечение и сопровождение деятельности предприятий;

- адаптационные факторы, предполагающие формирование устойчивых производственно-экономических позиций в постоянно изменяющейся среде общественных отношений, возможно, кризисных проявлений в деятельности предприятий;

- ресурсной обеспеченности и ресурсной доступности в организации деятельности предприятий;

- маркетинговой политики в сегментации производственного и потребительского рынка, ценовой политики и политики взаимодействия с органами регуляции деятельности предприятий.

Если отвлечься от данной группировки факторов стратегии развития предприятий и обратиться к эмпирическим исследованиям последних 20-25 лет (N175), то выявляются следующие тенденции:

- значительный успех в реализации стратегии - 3,3%;

- определенный успех - 45,6%;

- отсутствие положительных результатов - 39,7%;

- негативная тенденция (ухудшение ситуации) - 6,5%.

Среди причин сложившейся ситуации отмечаются:

- отсутствие стимулов и низкий уровень заинтересованности - 20,2%;

- низкий уровень активности работников - 18,4%;

- экономическая безграмотность руководителей - 18,7%;

- подмена дел словами - 14,3%;

- отсутствие активной деятельной позиции руководителей - 8,2%;

- принятие стратегических решений без вовлечения в обсуждение представителей различных групп персонала - 5,5%.

Вместе с тем, в современных условиях факторы, оказывающие воздействие на управленческие решения, приобретают многоплановый характер и в самой различной степени воздействуют на решения, имеющие отношение к стратегии развития предприятий и организаций. Одним из таких факторов является фактор перцепции.

Факторы перцепции определяют формирование личностного и межличностного восприятия основных принципов и характеристик стратегии развития предприятий; содействует усилению взаимопонимания в решении общественных задач, обеспечивают процесс взаимовлияния управляющей и управляемой подсистем деятельности предприятий. «Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате которого меняются поведение, установки, намерения, оценки» [13, с. 15].

Основой фактора перцепции является деловое взаимодействие субъектов управленческой деятельности на предприятиях, задача которого состоит в создании условий продуктивного сотрудничества различных групп персонала в решении производственно-экономических задач, социального и социально-профессионального партнёрства работников функциональных подразделений предприятия в выработке стратегии развития предприятий [11; 17; 19]. Фактор перцепции охватывает социальные ожидания персонала относительно улучшения благосостояния, условий труда, социально-психологического климата, творческой самореализации и др.

Отмечая ранее подобные положения в применении инструментов в перераспределении прибыли на предприятиях, А.В. Бузгалин считал, что такое поло-

182

жение дел чревато общесистемным кризисом [23, с. 12]. Общесистемный или общественный кризис, причиной которого становится, в том числе и не учет фактора социальных ожиданий работников в производственно-экономической сфере, приводит, по меткому определению Р.В. Рывкиной к «высокой концентрации социальных болезней» [27, с. 35], суть которых в непринятии правовых и моральных норм поведения, в том числе поведения девиантного. Акцентируя внимание на социальной стратегии развития предприятия А.Н. Петров писал, что её основное содержание заключается в рассмотрении человека в качестве главного объекта интересов управления и её цель состоит в удовлетворении растущих запросов и потребностей каждого члена организации [14, с. 291]. Однако реализация данной идеологемы не всегда возможна ввиду профессионально-квалификационного состава управленческого звена предприятий, что встречает соответствующую оценку работников, из которых более 82,0% хотели бы изменений в управленческой составе, лишь 11,0% высоко оценивают профессионализм руководителей, 7,0% - высоко оценивают морально-нравственные характеристики руководителей, а всего 1,0% отмечают, что в развитии предприятия учитываются их интересы.

Руководители, оценивая профессионально-квалификационную структуру персонала, отмечают, что лишь 29% работников в той или иной мере соответствуют стратегии (из них 11% полностью, а 18% обладают адаптивностью в новых условиях), в то время как 71% в значительной степени не соответствуют профессиональным требованиям, в т.ч. 27% представляют собой откровенный балласт (Исследование проводилось в 2004-2006 годах 20202022 годах под руководством Потёмкина В.К. и Михайлова С.Г. в рамках программы фундаментальных исследований холдинга «Спектр» (N172).).

Данные оценки актуализируют проблему учета в стратегии развития предприятий не только экономических фак-

торов, но и фактора социальных требований.

По данным глубинных интервью с работниками предприятий, руководители не скрывают своих намерений на личное обогащение (отмечают 36 чел.), дистанцируются от коллектива в принятии экономических решений (37 чел.); работают без стеснения с целью личного обогащения (9 чел.); не учитывают в своей работе социальных требований персонала (42 чел.) (Интервью проведено с 87 работниками 19 предприятий Санкт-Петербурга и Ленинградской области). Подобные оценки респондентов могут послужить основанием для выделения в факторе перцепции стратегии развития предприятий такого аспекта как «социальные мотивации». Для понимания поступков человека или самооценки своего поведения необходимо обращение внимания на причины действий или мотивы. Вместе с тем, мотив представляет собой лишь результат отражения во внутреннем сознании человека потребностей, вызванных внешними и внутренними обстоятельствами его жизнедеятельности и жизнеспособности, а не является первопричиной целенаправленных действий человека. Составляющими мотива становятся цели деятельности и программы деятельности, уточняющие способы и средства достижения целей. Противоречие целей и программ деятельности приводит к ситуации противоречия, (например, когда руководитель предприятия «работает на свой карман») разногласиям, противоборству мотиваций, противоборству действий различных статусных и профессионально-квалификационных групп, и, как следствие, стагнации.

Еще одним социальным фактором, имеющим отношение к социальным мотивациям человека, является самосознание личности как объекта и субъекта управления. Двойственность данного фактора обусловливается тем, что человеческое сознание, с одной стороны, направлено вовне предприятия (сфера жизнеобеспечения), а с другой стороны, человеком осуществляется рефлексия своей деятельности в рамках пред-

183

приятия, в т.ч. в отношении своих способностей, возможностей, содержания профессиональной деятельности. В результате, у человека происходит формирование соответствующей позиции: от социальной активности до антисоциальных действий. Условно, можно выделить ряд состояний осознания работника своей активности:

- социальная активность, сущность которой состоит в социально ответственном поведении, в т.ч. этически, экономически, морально, в чувстве долга перед коллективом. Это состояние самосознания является предпосылкой активного вовлечения работников в созидательные процессы на предприятии, инновационной деятельности, рационализации процессов;

- социальная инертность, которая выражается в пассивной позиции, слабо выраженном коллективизме ответственности за общий результат. Работники, обладающие данным состоянием самосознания не всегда составляют препятствие в достижении стратегических целей развития, а подобная позиция может найти реализацию в рутинных видах деятельности, где не требуется проявления творческой активности, инициативы и достаточно наличия определенного уровня исполнительности;

- потребительская позиция, отражающая эгоистические интересы, восприятие других ресурсов для достижения своих целей, отсутствие интереса к целям деятельности коллектива. Подобное состояние самосознания носит разрушительный по отношению к стратегическим задачам развития характер, поскольку оказывает негативное воздействие на активную позицию окружающих работников, приводит к возрастанию социальной конфликтности и противоречиям во взаимоотношениях.

- антисоциальная позиция, связанная с личным обогащением в ущерб целям и ценностям других работников, подавлением их самосознания. Данная позиция относится нами к кате-

гории социальной криминологии и ее составляющими являются: мошенничество, коррупция и т.д. [24; 25]. В.Г. Афанасьев отмечал, что в жизни наблюдаются факты, когда самооценка не совпадает с социальной оценкой ввиду излишнего самомнения, эгоцентризма, нежелания или неумения считаться с мнением коллектива, отношения к коллективу как к средству достижения своих сугубо личных, а порой и явно корыстных целей, нетребовательного отношения к себе, заблуждений [2, с. 333].

К факторам перцепции мы считаем целесообразным относить также социальное партнерство и социальную защиту. Сущность социальной защиты как фактора перцепции состоит в непрерывном соотнесении всех принимаемых управленческих решений с интересами работников, в первую очередь, росте их благосостояния в результате достижения значимых производственных результатов [1, с. 92; 9; 22, с. 117; 20, с. 294]. Что касается социального партнерства, то оно соотносится нами с такими направлениями деятельности как экономическая ответственность работников, оплата труда, продолжительность рабочего времени, соотношение времени труда и отдыха, нормирование труда, безопасность и охрана труда, условия временной нетрудоспособности, прием и увольнение работников, характеристики профессионально-квалификационной и функционально-должностной структур рабочих мест и др. [8; 16, с. 264; 21, с. 201; 12, с. 447; 29]. На предприятиях и в организациях развитых стран доля расходов на перечисленные направления составляет более 30% прибыли [3; 4, с. 136].

Учёт фактора перцепции в стратегии развития предприятий, с одной стороны, воздействует на активное включение персонала в решение производственно-экономических задач, а другой, отражает формирующиеся взаимоотношения между различными профессионально -квалификационными и статусными группами, становится определяющим в снижении напряженности конфликтности в социально - трудовых отношениях.

184

Литература

1. Антипьев А.Г. Проблемы социальной зашиты населения при переходе к рынку // Социально-политические науки. 1991. № 10.

2. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М .: 1977.

3. Бартоли М., Клементовичус Я., Слободской А. Экономические трансформации и управление человеческими ресурсами. Россия - Франция. Гренобль, 1999.

4. Бенедикт Х.-П. Метод восьми М: Новая формула успеха в менеджменте. Штутгарт. Изд-во Дойчер Шпаркас-сен Ферлаг, 2000.

5. Глухов В.В. Менеджмент. СПб .: Спец. Литература. 1999.

6. Информационные и цифровые технологии в деятельности предприятий и организаций: монография / под ред. В.К. Потёмкина. - СПб .: Издательство СПбГЭУ, 2023.

7. Информационный бюллетень: социальные процессы в социалистическом обществе / Проблемная комиссия Академий наук социалистических стран. - Варшава. 1987.

8. Комаровский В.В. Система социального партнерства в России // Общественные науки и современность. 1998. № 2. с. 21-32.

9. Кузьмин С. Активная политика социальной защиты населения // Экономист. 1992. № 9.

10. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический менеджмент. - СПб .: Наука, 1996.

11. Михайлов С.Г. Социальная эффективность стратегии экономического развития предприятий. - Спб .: Терция, 2006. - 245 с.

12. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и практика. - М.: Экзамен,2001.

13. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб.: Знание. 1999.

14. Петров А.Н. Стратегический менеджмент. Планирование. Контроллинг. Учёт рисков. - СПб.: издательство Питер, 2000.

15.

16.

17.

19.

20.

21

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Политика доходов и качества жизни населения / под ред. Н.А. Горелова. -СПб.: Питер, 2003. Потемкин В.К., Балкизов М.Х. Социальное партнерство в экономической системе рыночного типа. Нальчик, Эльбрус, 1993.

Потёмкин В.К. Личностный фактор в сфере профессиональной деятельности. - СПб.: СПбГЭУ, 2012. - 320 с. Потёмкин В.К. Человекоориентиро-ванное управление предприятиями и организациями. - СПб. Издательство Инфо-да, 2021. - 320 с. Потёмкин В.К. Качество управленческого труда. - СПб.: СПГЭУ, 2015. -243 с.

Потемкин В.К. Социальный механизм преобразования Российского общества - СПб.: ИСЭП РАН, 1997. Потемкин В.К., Казаков Д.Н. Социальное партнерство формирование, оценка, регулирование. СПб РАЕН. 2002.

Потемкин В.К., Тюличева Л.Д., Шир-нова С.А. Трудовой потенциал и проблемы социальной защиты незанятого населения, - СПб.: ИСЭП РАН, 1994.

Преодоление кризиса Российской экономики: социально-институциональные проблемы / под ред. А.В. Бузгалина. М.: Экономическая демократия, 1994. Прозоровская К.А. Актуальные проблемы борьбы в сфере экономики / под ред. В.К. Потёмкина. - СПб.: Издательство СПбГЭУ, 2018. - 85 с. Прозоровская К.А. Кадровая безопасности организации / под ред. В.К. Потёмкина. СПб.: Издательство СПбГЭУ, 2018. - 80 с. Росситер Дж. Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров. - СПб.: Питер. 2000.

Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов. М: Социологические исследования. № 4. 2001. Семашко Л. М. Сферный подход: философия, демократия, рынок, человек. - СПб.: Нотабене, 1992.

185

29. Смольков В. Г. Модели социального партнерства II Социально-политический журнал. 1998. № 5. с. 156-163.

30. Томсон А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. - М.: Юнити, 1998.

31. Фоксол Г. и др. Психология потребителя в маркетинге. СПб.: Питер. 2001.

32. Экономическая стратегия фирмы I под ред. А.П. Градова. - Спб.: Специально литература, 1999.

SUBJECT ACTIVE CHARACTERISTICS OF THE PERCEPTION FACTOR IN ENTERPRISE DEVELOPMENT STRATEGY

Potemkin V.K., Velmisova D.V., Mikhailov S.G.

St. Petersburg State University of Economics; University under the IPA EurAsEC

Attention to various factors in the formation of the development strategy of enterprises is due to their influence on the results of production and economic activity, the competitiveness of goods and services, the use of material and financial and economic resources, overcoming risks in the decision-making process. At the same time, in the context of the activation of human-oriented management of enterprises, the perception factor is poorly taken into account, which reveals the subject-active characteristics of personal participation in solving socially significant tasks through the development of a civic position in the field of work, the growth of professional competencies, experience and skills in work, participation in the development and implementation of management decisions. The perception factor determines the efficiency and quality of managerial work, the conditions of professional and social interaction of employees. The article theoretically and empirically substantiates the need to take into account the subject-activity characteristics of the perception factor in the development strategy.

Keywords:. Strategic development, enterprises and organizations, employees, social and professional interaction, social partnership, social protection, social results.

References

1. Antipiev A.G. Problems of social protection of the population during the transition to the

market // Socio-political sciences. 1991. No. 10.

2. Afanasiev V.G. Man in the management of society. M.: 1977.

3. Bartoli M., Klementovichus Ya., Slobodskoy A. Economic transformations and human resource management. Russia - France. Grenoble, 1999.

4. Benedict H.-P. Eight M method: A new formula for success in management. Stuttgart. Publishing house Deutscher Sparkassen Verlag, 2000.

5. Glukhov V.V. Management. SPb.: Spec. Literature. 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Information and digital technologies in the activities of enterprises and organizations: monograph / ed. V.K. Potemkin. - St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg State University of Economics, 2023.

7. Information Bulletin: Social Processes in a Socialist Society / Problem Commission of the Academies of Sciences of the Socialist Countries. - Warsaw. 1987.

8. Komarovsky V.V. The system of social partnership in Russia // Social sciences and modernity. 1998. No. 2. With. 21-32.

9. Kuzmin S. Active policy of social protection of the population // The Economist. 1992. No. 9.

10. Lambin J.-J. Strategic management. -St. Petersburg.: Nauka, 1996.

11. Mikhailov S.G. Social efficiency of the strategy of economic development of enterprises. - Spb.: Tertsiya, 2006. - 245 p.

12. Mikheev V.A. Fundamentals of social partnership: theory and practice. - M.: Exam, 2001.

13. Panfilova A.P. Business communication in professional activity. - St. Petersburg: Knowledge. 1999.

14. Petrov A.N. Strategic management. Planning. Controlling. Risk accounting. - St. Petersburg.: publishing house Peter, 2000.

15. Politics of income and quality of life of the population / ed. N.A. Gorelova. - St. Petersburg: Peter, 2003.

16. Potemkin B.K., Balkizov M.X. Social partnership in the economic system of the market type. Nalchik, Elbrus, 1993.

17. Potemkin V.K. Personal factor in the sphere of professional activity. - St. Petersburg: St. Petersburg State University of Economics, 2012. - 320 p.

18. Potemkin V.K. Human-oriented management of enterprises and organizations. -St. Petersburg. Info-da publishing house, 2021. - 320 p.

186

CoíruorcruH №4 2025

19. Potemkin V.K. The quality of managerial work. - St. Petersburg: SPGEU, 2015. - 243 P.

20. Potemkin V. K. The social mechanism for the transformation of Russian society - St. Petersburg: ISEP RAN, 1997.

21. Potemkin V.K., Kazakov D.N. Social partnership formation, assessment, regulation. SPb PAEN. 2002.

22. Potemkin V.K., Tyulicheva L.D., Shirno-va S.A. Labor potential and problems of social protection of the unemployed population, St. Petersburg: ISEP RAN, 1994.

23. Overcoming the crisis of the Russian economy: social and institutional problems / ed. A.V. Buzgalin. M.: Economic Democracy, 1994.

24. Prozorovskaya K.A. Actual problems of struggle in the sphere of economy / ed. V.K. Potemkin. - St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg State University of Economics, 2018. - 85 p.

25. Prozorovskaya K.A. Personnel security of the organization / ed. VC. Potemkin. St. Pe-

tersburg: Publishing House of St. Petersburg State University of Economics, 2018. -80 p.

26. Rossiter JR, Percy L. Advertising and promotion of goods. - St. Petersburg: Peter. 2000.

27. Ryvkina R.V. Lifestyle of the Russian Population: Social Consequences of the Reforms of the 1990s. M: Sociological research. No. 4. 2001.

28. Semashko L.M. Spheral approach: philosophy, democracy, market, man. - St. Petersburg: Notabene, 1992.

29. Smolkov V.G. Models of social partnership // Socio-political journal. 1998. No. 5. With. 156-163.

30. Thomson A., Strickland A.J. Strategic management. - M.: Unity, 1998.

31. Foxol G. et al. Consumer psychology in marketing. SPb.: Peter. 2001.

32. Economic strategy of the firm / ed. A.P. Gra-dov. - St. Petersburg: Special Literature, 1999.

187

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.