Научная статья на тему 'Развитие социальной ответственности будущих железнодорожников в образовательном пространстве железнодорожного техникума'

Развитие социальной ответственности будущих железнодорожников в образовательном пространстве железнодорожного техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БУДУЩИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬ6 НОЕ ПРОСТРАНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Лариса Петровна

Автор обращается к анализу феномена образовательного пространства применительно к учреждению среднего профессионального образования, раскрывает возможности его примене6 ния в развитии социальной ответственности будущих железнодорожников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Лариса Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной ответственности будущих железнодорожников в образовательном пространстве железнодорожного техникума»

Николаева Л.П.

Оренбургский государственный университет Оренбургский техникум железнодорожного транспорта Е-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТЕХНИКУМА

Автор обращается к анализу феномена образовательного пространства применительно к учреждению среднего профессионального образования, раскрывает возможности его применения в развитии социальной ответственности будущих железнодорожников.

Ключевые слова: социальная ответственность будущих железнодорожников; образовательное пространство железнодорожного техникума.

В условиях развития социально ориентированного производства актуализируется проблема профессиональной подготовки социально ответственного специалиста, обладающего современными профессиональными и социальными компетенциями.

В структуре профессиональной деятельности социальная ответственность выполняет ряд функций внутренней и внешней регуляции. К первым относятся функции самоконтроля, самоорганизации, саморегулирования профессиональной деятельности личности, социальная ответственность выполняет широкий круг функций внешней регуляции, важнейшие из которых регламентирующая, санкционирующая, дисциплинирующая и воспитывающая. Выполняя одновременно функции внешней и внутренней регуляции профессиональной деятельности личности, социальная ответственность представляет собой тесное диалектическое единство объективной и субъективной сторон и выступает в измерениях: а) как внешний контроль, регуляция и оценка деятельности субъекта, мера должного в его деятельности (объективное содержание социальной ответственности); б) как активное отношение к должному в деятельности самого субъекта, как внутренний контроль, регуляции и оценка деятельности, мера возможного в деятельности (субъективное содержание социальной ответственности) [3].

В современном обществе само содержание новых социально-экономических и общественных отношений предопределяет выдвижение на первый план позитивного содержания социальной ответственности - активности субъекта и его свободы. Социальная ответственность ста-

ла выступать одним из главных факторов и стимулов к участию в созидательной работе общества, обеспечивающего возрастание свободы.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, общественное положение и характер труда оказывают значительное влияние на ценностные ориентации, психические процессы и самосознание. По мере повышения общественного статуса люди начинают выше ценить самостоятельность, возможность самим принимать ответственные решения, причем это сказывается не только в труде, но и на самосознании, отношении к обществу и к собственным детям [1].

Быть социально ответственным - значит признавать и защищать нравственные ориентиры или идеалы своего окружения и содействовать реализации его целей. Личность, будучи продуктом общественных отношений, использует в первую очередь идеалы своей социальной среды.

Социальная ответственность будущего железнодорожника - это личностная характеристика студента, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение к выполнению своих профессиональных обязанностей по решению профессиональных задач в рамках принятых личностью норм и правил профессиональной деятельности, предполагающая неукоснительное выполнение предъявляемых требований и обязательств, предвидя результаты и возможные социальные последствия профессиональной деятельности.

Социальная ответственность выступает как профессионально значимое личностное качество будущего железнодорожника, значимая составляющая профессионализма, базирующаяся на чувстве долга, выраженная чувственно-

эмоциональными проявлениями, актуализирующая социальную активность, позитивную мотивацию, позитивное отношение к людям.

На основе всестороннего анализа образовательного пространства в техникуме выявлены особенности социальной ответственности будущего железнодорожника: ведущая роль знаний в развитии позиции личности как регулятора нравственной воспитанности будущего железнодорожника; органическая взаимосвязь социальных и личных интересов, мотивов и отношения к людям и к себе в профессиональной деятельности будущего железнодорожника; согласование действий будущего железнодорожника с социально востребованными нормами профессиональной деятельности при выполнении возлагаемых на него профессиональных функций.

В ходе исследования разработаны критерии и показатели развития социальной ответственности будущего железнодорожника: когнитивный (знания о сущности и содержании социальной ответственности будущего железнодорожника), мотивационный (гуманистическая позиция личности, позитивная мотивация к профессиональному взаимодействию), деятельностный (личный опыт по решению проблемных ситуаций, умение предвидеть последствия своих профессиональных действий).

Развитие социальной ответственности студентов, будущих железнодорожников представляет собой целостный педагогический процесс, интегрирующий учебную и внеучебную деятельность на основе применения современных интерактивных образовательных технологий.

Оренбургский техникум железнодорожного транспорта Оренбургского института путей сообщения - филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения» является обособленным структурным подразделением Оренбургского института путей сообщения -филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения».

Деятельность техникума направлена на развитие образования и науки путем реализации основных общеобразовательных программ, основных профессиональных образовательных программ начального профессионального об-

разования и дополнительного профессионального образования; осуществления профессиональной подготовки и переподготовки, специализации и повышения квалификации работников железнодорожного транспорта начального и среднего звена.

Образовательное пространство техникума железнодорожного транспорта характеризуется общей нацеленностью на формирование социально ответственного специалиста железнодорожника.

Образовательное пространство учреждения среднего профессионального образования мы рассматриваем как форму взаимодействия образовательных и социальных институтов на основе интеграции учебно-воспитательной деятельности, внедрения сопряженных учебно-образовательных программ, планов и социальных проектов при наличии целевой педагогической поддержки развития социальной ответственности будущего железнодорожника.

Целевые установки процесса профессионального воспитания и система ценностей будущего железнодорожника во многом определяются спецификой образовательного процесса техникума.

Определение ценностно-целевых ориентиров образовательного пространства техникума позволяет сформулировать ряд важных идей -принципов, на которых строится процесс развития социальной активности будущих железнодорожников.

Тесно связанные с закономерностями воспитания, принципы развития социальной активности будущих железнодорожников выражают основные концептуальные идеи, на основе которых разворачивается взаимодействие всех субъектов профессионального воспитания в рамках техникума, определяются содержание, формы, методы, технологии развития социальной активности будущих железнодорожников.

Среди них - принципы, определяющие характер и содержание жизнедеятельности образовательного пространства, способы его влияния на развитие социальной ответственности будущих железнодорожников:

- принцип гуманистической направленности образовательного пространства;

- принцип целостности образовательного и воспитательного процесса;

- принцип демократизации жизни коллектива техникума;

- принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации воспитывающей деятельности;

- принцип творческого начала;

- принцип комплексного воздействия на когнитивную, мотивационную и деятельностную сферы личности будущего железнодорожника;

- принцип последовательности и систематичности организуемых воздействий;

- принцип цикличности воспитательных влияний;

- принцип ориентации содержания воспитания на развитие социальной ответственности будущих железнодорожников.

Основной целевой установкой образовательного пространства техникума является развитие социальной ответственности будущих железнодорожников. В педагогике и психологии проблема развития социальной ответственности личности в образовательном пространстве техникума напрямую не рассматривалась, однако в контексте таких проблем, как профессиональное воспитание, социальная активность, дисциплинированность, формирование психологической готовности, готовность к преодолению межличностных и внутриличностных конфликтов, подразумевались и вопросы формирования ответственного отношения будущих специалистов к своим профессиональным обязанностям.

Современная практика профессионального образования показывает, что ответственность не формируется сама по себе, по мере роста общеобразовательного, культурного уровня и даже социальной активности личности [2]. Ответственное поведение личности в условиях образовательного пространства техникума возможно на основе собственной социально-нравственной саморегуляции, что как раз и способствует личностному и профессиональному развитию будущего специалиста, успешности интеграции его в социальную и профессиональную среду.

Социальная ответственность работника сферы железнодорожного транспорта - это профессионально необходимое качество, позволяющее специалисту успешно осуществлять свои функции в работе на железной дороге, нести ответственность за жизнь, здоровье и благополучие пассажиров, всех людей, находящихся в непосредственной близости от железной дороги, зависимых от транспортировки грузов и людей.

И.Е. Булатников отмечает, что в этой работе личные качества специалиста играют куда большую роль, чем его формальные обязанности, жестко «прописанные» в инструкциях и нормативных документах. Особенно это становится понятным в нештатных ситуациях, при пожарах, авариях, в критических обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей [2].

Значительное большинство аварий на железнодорожном транспорте происходит по вине недостаточно квалифицированных или ответственных работников. Это обстоятельство побудило педагогов Оренбургского техникума железнодорожного транспорта обратиться к решению важной научной и практической проблемы педагогики профессионального образования - формированию социальной ответственности будущих железнодорожников. Педагоги техникума осознают, что решение этой сложной проблемы во многом предопределяется состоянием социокультурной сферы общества, внешними социальными и экономическими обстоятельствами социального взросления юношества. В этом контексте развитие социальной ответственности будущих железнодорожников может успешно осуществляться в случае, если в техникуме будет создана привлекательная для студентов и референтная с точки зрения их социально-профессионального развития среда. Речь, таким образом, идет об образовательном пространстве техникума, в которое органично включены все социально-профессиональноличностно значимые субъекты и факторы профессионального воспитания.

Развитие социальной ответственности будущих железнодорожников в образовательном пространстве техникума осуществляется посредством формирования в студентах готовности к условиям труда на железнодорожном транспорте, реальным проблемам и способам их решения в сложных и напряженных условиях работы современного ОАО «Российские железные дороги». С этой целью в железнодорожном техникуме регулярно проводятся мероприятия по ознакомлению студентов с их социально значимой будущей профессией; встречи с ветеранами ОАО «Российские железные дороги».

Значительное влияние на развитие социальной ответственности будущих железнодорожников оказывает учебная практика, которая обогащает знания студентов о будущей профес-

сии, формирует практические умения и навыки, столь необходимые в профессиональной деятельности. В ходе учебной практики будущие железнодорожники знакомятся с Кодексом корпоративной социальной ответственности ОАО «Российские железные дороги».

Будущие железнодорожники узнают, что в данном кодексе корпоративная социальная ответственность понимается как добровольный вклад в развитие государства, общества и бизнеса в экономической, социальной и экологической сферах, который напрямую связан с осуществлением хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» и преимущественно выходит за рамки законодательно определенного минимума обязательств. Компания учитывает, что заинтересованные стороны оценивают эффективность деятельности ОАО «РЖД» не только по финансово-производственным показателям. Особая роль при оценке отводится характеристикам влияния, которое ОАО «РЖД» оказывает на клиентов, бизнес и общество в целом, окружающую природную среду. Корпоративная социальная ответственность означает ответственность компании как корпоративного члена общества и относится ко всем сферам функционирования общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы. Компания ставит перед собой следующие цели путем реализации мероприятий в области корпоративной социальной ответственности: внесение вклада в поддержание устойчиво высокого уровня национального и международного экономического развития и занятости населения; способствование социальному прогрессу общества; рациональное природопользование; создание сплоченного, социально защищенного, творческого и экономически мотивированного коллектива работников предприятия; улучшение условий труда и отдыха, повышение безопасности труда работников в соответствии с лучшими мировыми стандартами; достижение и поддержание статуса современной высокоэффективной и социально ответственной компании по оценкам ключевых заинтересованных сторон.

Каждое из направлений профессионального воспитания студентов включает специфические виды и формы деятельности, использование эффективных для достижения заявленных ориентиров методик и технологий развития со-

циальной ответственности студентов. Преподаватели техникума, классные руководители, студенческий актив чаще всего используют диспуты, дискуссии, конференции, встречи, экскурсии, поездки, беседы, рефлексию собственного профессионального опыта, личный пример работников железной дороги, посещение конкурсов «Лучший в профессии», презентаций, коллективные просмотры, встречи.

В рамках включения студентов в социально значимую профессиональную деятельность -используются тренинги в применении социальных и профессиональных норм, формирование профессиональных привычек, жизненного кредо, участие в профессионально ориентированных конкурсах, выставках творческих работ, презентациях социально ориентированных проектов, экскурсии на производство.

Реализация возможностей образовательного пространства техникума опирается на эффективную диагностику развития социальной ответственности студентов. С помощью диагностики стало возможным отслеживание динамики результатов влияния образовательного пространства техникума, педагогических условий на становление важнейших профессионально-личностных качеств будущих железнодорожников.

На протяжении 2005-2010 гг. нами фиксировались изменения в ценностной сфере студентов.

На основе методики М. Рокича мы отслеживали такие изменения, обращая внимание на структуру терминальных и инструментальных ценностей будущих железнодорожников [4]. По результатам ежегодных опросов достаточно четко прослеживается динамика в изменении ценностных ориентаций студентов техникума. Результаты опросов 2005-2010 гг. показывают устойчивое положение в системе ценностей студентов здоровья, семейной жизни, материального благополучия, любви - их статус на протяжении всего периода наблюдений не изменился. А вот статус таких ценностей, как жизненная мудрость, социальный опыт, совместный досуг, природа, общественное признание, альтруизм, существенно изменился, заметно поменял свой ранг.

Заметно меняют свой ранг и инструментальные ценности: в них явно возрастает удельный вес трудолюбия, альтруизма, взаимопомощи, честности, чуткости, ответственности, отзывчивости, то есть всех тех личностных качеств граж-

социальной ответственности студентов возможна при включенности всех субъектов образовательного пространства техникума в единую, целостную и продуктивную с точки зрения ее результатов деятельность.

23.12.2011

Список литературы:

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991. - 299 с.

2. Булатников, И.Е. Воспитательная система как фактор формирования ответственного отношения будущих специалистов к профессиональной деятельности / И.Е. Булатников // Ярославский педагогический вестник. - 2009 (61). - №4. - С. 92-98.

3. Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. - Л.: «Наука», 1983. - 240 с.

4. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика / М.И. Рожков. - М.: Владос, 2008. - 264 с.

Сведения об авторе:

Николаева Лариса Петровна, соискатель Оренбургского государственного университета, преподаватель Оренбургского техникума железнодорожного транспорта 460004, г. Оренбург, пр-т Бр. Коростелевых, 28/1, тел. 8(3532) 568124, e-mail: [email protected],

[email protected]

UDC 37.013.42 Nicolaeva L.P.

Orenburg state university, Orenburg railway transport college E-mail: [email protected]

THE DEVELOPMENT OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF FUTURE RAILWAY WORKERS IN EDUCATIONAL SPACE OF RAILWAY TRANSPORT COLLEGE

The author considers the phenomenon of educational space dealing with establishment of secondary professional education, opens the possibilities of its application in the development of social responsibilities of future railway workers.

Key words: a social responsibility of future railway workers; educational space of railway transport college. Bibliography:

1. Abulhanova-Slavskaya, K.A. Lifes strategy / K.A. Abulhanova-Slavskaya. - M., 1991. - 299 p.

2. Bulatnikov, I.E. Educational system as the factor of formation of future experts responsible relation to professional work /

I.E. Bulatnikov // the Yaroslavl pedagogical bulletin. - 2009 (61). - №4. - P. 92-98.

3. Muzdybaev, K. Psychology of responsibility / K. Muzdybaev. - L.: «Science», 1983. - 240p.

4. Rozhkov, M.I. Pedagogical maintenance of work with youth. Yunogogica / M.I. Rozhkov. - M.: Vlados, 2008. - 264 p.

данина и профессионала, которые составляют ценностно-смысловое ядро самосознания работника железнодорожного транспорта.

Резюмируя отметим, что успешная реализация сложных и комплексных задач развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.