Научная статья на тему 'Развитие социальной компетентности обучающихся средствами дополнительного образования'

Развитие социальной компетентности обучающихся средствами дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
813
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE / SOCIAL COMPETENCE / SUPPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наливайко Татьяна Евгеньевна, Шинкорук Марина Владимировна

В статье представлен анализ основных подходов к определению дополнительного образования; выделены целевые ориентиры, задачи и специфические условия реализации воспитательного потенциала системы дополнительного образования. Анализ задач и условий реализации дополнительного образования позволил показать его значительную роль для расширения образовательного пространства учебного заведения с целью развития социальной компетентностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' Social Competence Development by Means of Supplementary Education

The article presents the analysis of the basic approaches to the definition of supplementary education; target guidelines, objectives and specific conditions of realization of educational potential in supplementary educational system are singled out. The analysis of the objectives and conditions of realization of supplementary education has allowed to show its considerable role for educational space expansion of an educational institution with the purpose of the students' social competence development.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной компетентности обучающихся средствами дополнительного образования»

УДК 159.5 (07)

ББК 74

Наливайко Татьяна Евгеньевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра педагогики и психологии профессионального образования

г. Комсомольск-на-Амуре Шинкорук Марина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики и психологии профессионального образования

г. Комсомольск-на-Амуре Nalivayko Tatyana Evgenievna Doctor of Pedagogics,

Professor,

Chair of Pedagogics and Psychology of Professional Training Komsomolsk-on-Amur Shinkoruk Marina Vladimirovna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Pedagogics and Psychology of Professional Training Komsomolsk-on-Amur

Развитие социальной компетентности обучающихся средствами дополнительного образования Students’ Social Competence Development by Means of Supplementary

Education

В статье представлен анализ основных подходов к определению дополнительного образования; выделены целевые ориентиры, задачи и специфические условия реализации воспитательного потенциала системы дополнительного образования. Анализ задач и условий реализации дополнительного образования позволил показать его значительную роль для расширения образовательного пространства учебного заведения с целью развития социальной компетентностей обучающихся.

The article presents the analysis of the basic approaches to the definition of supplementary education; target guidelines, objectives and specific conditions of realization of educational potential in supplementary educational system are singled out. The analysis of the objectives and conditions of realization of supplementary education has allowed to show its considerable role for educational space expansion of an educational institution with the purpose of the students’ social competence development.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетентность,

социальная компетентность, дополнительное образование.

Key words: competence approach, competence, social competence,

supplementary education.

Общество будущего - это общество с востребованным, актуальным знанием, позволяющим решать проблемы в различных сферах жизнедеятельности. Сегодня в науке ведутся активные поиски теоретических основ обеспечения функционирования такого общества. В педагогике все более популярным становится компетентностный подход, при котором образовательные результаты признаются значимыми за пределами системы образования.

В компетентностном подходе в качестве образовательного результата рассматриваются компетентности - социальная, коммуникативная, предметная и др. Вопрос о структуре и содержательном наполнении ключевых компетентностей является одним из основных в исследованиях, обозначенной тематики. Особенно он касается социальной компетентности как самой ёмкой и широкой, включающей разнообразные стороны и проявления человека как социального существа: отношение к себе, деятельность, общение.

По мысли И.А. Зимней, «все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме» /5, 26/.

Социальная компетентность в целом может рассматриваться как общее собирательное понятие, свидетельствующее об уровне социализации человека.

Важной составляющей любой компетентности является деятельностное умение, включающее навык, т.к. овладение компетентностью означает способность применить имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации. В соответствии с этим, внимание по отношению к компетентности направлено на практическую ситуацию, где компетентности разворачиваются.

Анализ традиционной образовательной практики показывает, что для создания практико-ориентированных ситуаций, моделирующих современную действительность ресурсов общего образования недостаточно. В связи с этим весьма перспективной в решении задач формирования социальной компетентности обучающихся представляется идея взаимодействия основного и дополнительного образования, как практико-ориентированной формы организации социально-созидательной деятельности обучающегося.

Несмотря на то, что дополнительное образование как педагогическая проблема всё чаще становится предметом обсуждения, его сущность раскрывается весьма неоднозначно.

Так, Е.Б.Евладова рассматривает дополнительное образование «как процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентации, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной) адаптации» [4, с. 9].

A.В. Скачков дает определение дополнительного образования как специфической органической части системы общего образования, представляющей собой процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющей детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие услуги на основе свободной выбора и самоопределения [7, с. 12].

B.А. Березина определила дополнительное образование как процесс добровольно избранного ребенком освоение видов деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного (общего, начального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его интересов склонностей, способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию, самореализации и самоопределению человека [1, с.11].

А.И.Щетинская отмечает, что «дополнительное образование детей в современных условиях - неотъемлемая часть системы непрерывного образования; непрерывное, вариативное, разноуровневое, превышающее базовый компонент образования, реализуемое личностью в свободное время и призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей» [8, с.22].

В определении В.А.Горского: «Дополнительное образование - это особое образовательное пространство, где объективно задается множество отношений,

где не только осуществляются специальные развивающие познавательные игры и освоение опыта исполнительского мастерства, творчества и эмоциональноценностных отношений обучающихся, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения детей и подростков» [2, с.7].

Анализ представленных определений позволяет выделить основную доминанту дополнительного образования - создание условий для развития склонностей, способностей ребенка, его самообразования, самореализации и самоопределения, освоения социального опыта и эмоционально-ценностных отношений, включения ребенка в творческий поиск.

Осмысление задач системы дополнительного образования позволяет увидеть, что основной направленностью системы дополнительного образования выступает формирование компетентности школьников, т.е. основанной на знаниях, способности решать разного рода проблемы в определенной(ых) области(ях), в первую очередь - социальной сфере. Это позволяет зафиксировать особое, приоритетное значение дополнительного образования в формировании социальной компетентности обучающихся.

В каждом из представленных выше определений отмечается, что система дополнительного образования основана на принципе добровольного участия в деятельности детских и молодежных объединений и мероприятиях, которые проводят учреждения дополнительного образования. В связи с этим, создание возможностей для свободного выбора обучающимися привлекательных для них видов деятельности является необходимым условием самого существования дополнительного образования. С этой точки зрения система дополнительного образования обладает более благоприятными возможностями по сравнению с общеобразовательным учреждением, в котором неизбежна достаточно жесткая регламентация целей, содержания и условий образовательной деятельности.

Воспитательный потенциал системы дополнительного образования реализуется и в других специфических условиях:

- творческий характер деятельности, поскольку в подобные объединения приходят, как правило, люди увлеченные, нацеленные на творчество;

- высокий уровень профессионализма, т.к. отдельные дела, секции, кружки, клубы ведут специально подготовленные люди, мастера дела;

- многопрофильность: в одном объединении кружки, клубы, секции, различные формы воспитательной работы; это позволяет пришедшему сюда подростку выбрать занятие по душе, найти себя, переходить от одного занятия к другому, общаться с разными людьми;

- отсутствие давлеющей обязательной оценки, официального (формального) статуса ( «ученик», «сын», «участник кружка»...);

- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с интересными людьми, творческим личностями, одухотворенными взрослыми и сверстниками; опыт содружества поколений; в «условиях учреждения дополнительного образования такой опыт всегда выступает как опыт «соприкосновения» духовных миров обучающихся и педагогов, поскольку педагоги в этой системе имеют возможность быть менее «функциональными» по сравнению со школьными учителями» [3, с. 36];

- опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно происходит самоактуализация личности, ибо созданы условия для проявления и развития всех её признаков;

- система дополнительного образования может существенно компенсировать недостатки и разрешить противоречия школьной системы воспитания (обязательной, регламентированной, авторитарной): например, нередко трудные дети, изгои школьного коллектива находят себя и успешно занимают позиции лидеров в учреждениях дополнительного образования [6, с. 284-285].

Анализ задач и условий реализации дополнительного образования дает возможность показать его значительную роль для расширения образовательного пространства учебного заведения с целью развития социальной компетентностей обучающихся. В круг значимых для воспитанников проблем включаются проблемы самопознания и самореализации, в том числе в решении социально значимых задач (поскольку

практическая деятельность подростков и юношей в сфере дополнительного образования всегда имеет определенную социальную мотивацию). Это является важным источником развития социальной компетентности, овладению которой в значительной степени способствует освоение новых источников информации, в том числе собственного опыта творческой деятельности, общение с компетентными людьми, межличностное общение, основанное на интересах в одном и том же виде деятельности.

Итак, дополнительное образование является необходимым компонентом современного общего образования. Спецификой дополнительного образования является предоставляемая им возможность выбора, отличающаяся не только более высокой степенью свободы выбора, но и объектами выбора. Дома творчества, экологические центры, клубы, студии, мастерские и другие формы дополнительного образования могут предложить обучающимся различные виды основанной на их когнитивном опыте практической деятельности, в рамках которой возможны различные уровни достижения. Социальноориентированный характер деятельности, включение в разнообразные формы социального взаимодействия, разноуровневый, преимущественно

неформальный способ общения, запрос к коммуникативным способностям личности позволяют говорить о высоком потенциале системы дополнительного образования в развитии социальной компетентности учащихся.

Библиографический список

1. Березина, В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Автореф.дис.канд.пед.наук. - М., 1998. - 22 с.

2. Горский, В. А. Система дополнительного образования детей: Концепция

лаборатории проблем дополнительного образования детей института общего среднего образования РАО / В.А. Горский, А.Я. Журкина, Л.Ю.Ляшко, В.В. Усанов // Дополнительное образование. - 2000. - № 1.

3. Дополнительное образование детей: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

4. Евладова, Е.Б. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях / Е.Б. Евладова, Л.А. Николаева. - М., 1996. -133 с.

5. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа

компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.:

Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.- 40 с.

6. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 480 с.

7. Скачков, А. В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореф.дис. канд.пед.наук. - Ростов н/Д., 1996. - 24 с.

8. Щетинская А.И.Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: Автореф.дис.доктора пед.наук. -Казань, 1999. - 38 с.

Bibliography

1. Berezina, V.A. Children’s Supplementary Education of as a Means of Their Creative Development: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped. / V.A. Berezina. - М, 1998. - 22 p.

2. Children’s Supplementary Education: Manual for Higher School Students [Text] / Under the Editorship of O.E. Lebedev. - М: VLADOS Humanit. Publish. Centre, 2000. - 256 p.

3. Gorsky, V.A. System of Supplementary Education for Children: Concept of Laboratory for the Problems of Children’s Supplementary Education of the Institute of General High Education of the Russian Academy of Education [Text] / V.A. Gorsky, A. Ya. Zhurkina, L.Yu. Lyashko, V.V. Usanov // Supplementary Education. - 2000. - № 1.

4. Malenkova, L.I. Theory and Methods of Education: Manual / L.I. Malenkova. - М: Pedagogical Society of Russia, 2002. - 480 p.

5. Shchetinsky, A.I. Development of a Teacher’s Creative Potential in the Conditions of Children’s Supplementary Education improvement: Synopsis of Diss. ... Doctor of Ped. / A.I. Shchetinsky. - Kazan, 1999. - 38 p.

6. Skachkov, A.V. Supplementary Education as a Socio-Pedagogical Problem: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped./ A.V. Skachkov. - Rostov-on-Don, 1996. - 24 p.

7. Yevladova, Je.B. Supplementary Education Development at Educational Institutions [Text] / Ye.B. Yevladova, LA. Nikolaeva. - М, 1996. - 133 p.

8. Zimnyaya, I.A. Key Competences as a Resultutive-Target Basis for Competence Approach in Education. The Author's Version [Text] / I.A. Zimnyaya. - М: Research Centre of Specialists’ Training Quality Problems, 2004. - 40 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.