Негативное влияние глобализации проявляется в росте импорта молочно-мясной продукции на территорию области. Причем это влияние будет усиливаться в связи со вступлением России в ВТО и существенным сокращением государственной финансовой помощи сельскому хозяйству. Сельскохозяйственные предприятия области имеют молочно-мясную специализацию, поэтому их развитие зависит от емкости рынков сбыта молока и мяса. Около 20% продукции животноводства, отличающейся высокой экологической чистотой, вывозится за пределы области. А перерабатывающие предприятия предпочитают закупать скот за ее пределами - так дешевле даже со всеми транспортными расходами. За годы реформ импорт мясомолочной продукции в область с каждым годом растет темпами, опережающими рост производства мяса и молока внутри области. Только за 1 полугодие 2009 г. он увеличился на 58,2%, превысив экспорт продовольствия из области в 2,8 раза. Это приводит к затовариванию перерабатывающих предприятий области, демпингу на рынке мяса, падению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Существующие проблемы привели к тому, что в 2009 г. только 70,7% сельхозпредприятий области были рентабельны. Но и прибыльные хозяйства при среднем в области уровне рентабельности активов в 2009 г. - 3,3% и в 2010 г. - 4,6% неспособны осуществлять расширенное модернизированное воспроизводство сельхозпродукции и не имеют доступа к кредитным ресурсам. Узость рынков сбыта и убыточность производства молока во многих хозяйствах области вызывает сокращение поголовья КРС. При этом в области наблюдается превышение объемов производства молока над производственными мощностями для его переработки. Поэтому ставится задача импортозамещения на рынках масла и сыра за счет серьезного реформирования молокоперера-батывающих предприятий, улучшения их инфра-
структуры для выхода на внешние рынки сбыта. Не меньшие проблемы и со сбытом мяса. Поголовье КРС в области молочно-мясного направления. В развитых странах мира мясо скота молочных пород идет только на производство мясокостной муки, имея качество значительно ниже, чем у скота мясных пород. Поэтому в перспективе специализирующимся на откорме КРС хозяйствам области необходимо осуществлять племенную работу на основе разрабатываемой областной программы развития мясного скотоводства. Успешное развитие перерабатывающей промышленности важно также и как вариант поддержки развития сельских территорий за счет объединения умирающих хозяйств с успешно функционирующими предприятиями пищевой промышленности и создания на этой основе агрофирм. По этому пути развиваются ЗАО «Кировский молочный комбинат», «Заречье», «Дороничи», «Абсолют-Агро». Так, в 2004 г. на базе обанкротившегося СПК «Бобино» Слободского района была создана агрофирма «Бобино-М», вошедшая в холдинг Кировского молочного комбината. В 2007 г. хозяйство получило статус племенного репродуктора по выращиванию черно-пестрой породы КРС, а в 2010 г. оно было признано лучшей сельскохозяйственной организацией северной агроклиматической зоны. За годы развития, опираясь на финансовую поддержку молочного комбината, в «Боби-но-М» была реконструирована ферма, регулярно обновляется сельхозтехника, создаются достойные условия труда, оказывается помощь молодым специалистам с жильем. В результате хозяйство сохранило костяк трудовых ресурсов, обеспечивает приток молодежи в производство. Такая поддержка могла бы быть и у других хозяйств в разных районах области, если бы перерабатывающие предприятия имели возможности и заинтересованность создавать собственные сырьевые базы, беря на себя заботу о слабых сельскохозяйственных производителях.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОМ ИНФРАСТРУКТУРЫ СЕЛА
Е.А. Соскиева, к.э.н., ст. науч. сотр. Всероссийского института аграрных проблем и информатики
им. А.А. Никонова
В дореформенный период существовала задача по снижению дифференциации качества жизни между городским и сельским населением посредством развития социальной сферы села. Причем, были достигнуты некоторые успехи в этом направлении. В Московской области особенно развивалось строительство домов котеджного типа [1] А с нача-
лом реформ, когда произошло резкое сокращение доходов населения, уровень дифференциации между городом и селом, наоборот, повысился. Процент населения, проживающего за чертой бедности на селе выше, чем в городе по причине низкой заработной платы в сельскохозяйственном производстве, о чем свидетельствуют показатели табл. 1.
Таблица 1 - Заработная плата за 2010 год, %
Руб. до 4200 4200,15800 5800,17400 7400,19000 9000,110600 10600,112200 12200,113800
Всего по отраслям 1,8 9,0 7,8 7,5 7,1 6,9 6,4
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 7,4 19,6 15,5 11,4 9,2 7,5 Продолжен 6,1 1е таблицы 1
Руб. 13800,115400 15400,117000 17000,118600 18600,120200 20200,121800 21800,125000
Всего по отраслям 5,9 5,3 4,8 4,3 3,8 6,1
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,8 3,8 2,8 2,3 1,8 2,6
Руб. 2500,130000 30000,135000 35000,140000 40000,150000 50000,175000 Выше 75000
Всего по отраслям 6,7 4,6 3,1 3,6 3,3 2,0
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,1 1,2 0,7 0,6 0,4 0,2
Как известно, заработная плата в сельском хозяйстве значительно ниже, чем в других отраслях народного хозяйства. Как видно, из показателей табл. 1, в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве 7,4% работников получают заработную плату ниже 4200 руб., а в среднем по всем отраслям народного хозяйства - 1,8%. Выше 75000 руб. в сельском хозяйстве получают 0,2% работников, а в целом по народному хозяйству - 2%. Наибольшую группу составляют работники, получающие заработную плату от 4200 руб. до 5800 руб. в месяц, как в целом по народному хозяйству, так и по сельскому хозяйству, но в сельском хозяйстве таких работников 19,6%, а в целом по всем отраслям лишь 9%
Еще одна причина бедности сельского населения высокий уровень безработицы (табл. 2).
Как видно из показателей табл. 2, уровень безработицы на селе выше, чем в городской местности из-за банкротства многих крупных сельхозпредприятий. Кроме того, на рост уровня безработицы существенно влияет сезонность сельскохозяйственного производства (особенно растениеводства). Показатели безработицы в августе и сентябре, когда идет уборка урожая сельхозкультур и сев озимых зерновых значительно ниже, чем в зимние месяцы.
В данных условиях продукция личных подсобных хозяйств является основным, а в некоторых случаях и единственным источником доходов. Однако продукция ЛПХ не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности сельских жителей, тем более, что рост производства продукции в ЛПХ прекратился уже около десяти лет назад. То есть
потенциал личных подсобных хозяйств давно исчерпан.
Таблица 2 - Уровень безработицы, в %
от трудоспособного населения
Город Село
2010 г.
Январь 7,8 13,4
Февраль 7,5 12
Март 7,2 12,8
Апрель 7,1 11,3
Май 6,2 10,4
Июнь 5,6 10,4
Июль 6 10,2
Август 6 9,5
Сентябрь 5,7 9,5
Октябрь 5,8 9,7
Ноябрь 5,6 9,7
Декабрь 6 10,8
2011 г.
Январь 6,5 11,4
Февраль 7,5 12,0
Кроме того, в настоящее время существует проблема социального обустройства села. Коллективные предприятия вследствие своей убыточности стремятся передать объекты социальной инфраструктуры на баланс сельских администраций.
Хотя в настоящее время в сельской местности и ведется работа по благоустройству жилищного фонда, все же уровень благоустройства в городской местности выше, чем на селе, о чем свидетельствуют данные табл. 3.
Таблица 3 - Благоустройство жилищного фонда на конец года, ^ %
Годы 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Обеспеченность
Водопроводом
город 84 86 87 87 87 87 88 88 88 89 89
село 35 39 40 41 41 42 43 44 45 46 47
Канализацией
город 82 84 85 85 85 85 86 86 86 87 87
село 24 30 31 31 32 33 34 34 35 37 38
Отоплением
город 85 87 88 88 88 89 91 91 91 91 92
село 23 37 40 41 41 44 52 54 55 57 59
Ваннами (душем)
город 77 79 80 80 80 80 81 81 81 81 81
село 20 24 24 24 25 25 26 26 27 27 28
Газом (сетевым, сжиженным)
город 67 69 69 69 69 68 68 68 68 67 67
село 73 74 74 75 75 75 75 75 75 74 74
Горячим водоснабжением
город 72 75 77 77 77 78 79 79 79 80 80
село 12 17 19 19 20 20 22 22 23 24 25
Напольными электроплитами
город 20 21 22 22 22 22 23 23 24 24 24
село 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
Как видно из показателей табл. 3 благоустройство жилищного фонда растет, лишь по обеспеченности сетевым и сжиженным газом наблюдается некоторое снижение, как в городской, так и в сельской местности. Возможно, это происходит из-за роста обеспеченности электроплитами. Причем, в сельской местности рост благоустройства жилых домов идет быстрее (особенно по обеспеченности отоплением с 23% в 1995 г. до 59% в 2009 г.), но все же остается значительно ниже, чем в городе. И лишь малое количество домов обеспечено напольными электроплитами.
Следует также рассмотреть показатели по вводу в действие различных объектов инженерной инфраструктуры на селе по годам, начиная с 1995 г. и до 2009 г. (табл. 4).
Как видно из показателей табл. 4 ввод в действие различных объектов инженерной инфраструктуры на селе значительно сократился в 2000 г. по сравнению с 1995 г. Исключение составляет лишь ввод в действие АТС. А с 2001 г. произошло увеличение почти по всем показателям. Лишь по вводу автомобильных дорог произошло сокращение, причем по дорогам не общего пользования в сельском хозяйстве сокращение происходило с каждым годом
до 2009 г. В 2009 г по сравнению с 2008 г. произошло сокращение по всем показателям, особенно резкое по вводу в действие линий электропередач.
Как видно из вышеизложенного, несмотря на тяжелое положение жителей сельской местности
(низкую заработную плату в сельхозпроизводстве и высокий уровень безработицы), с каждым годом происходит рост благоустройства жилых домов, однако дифференциация между селом и городом в настоящее время все же остается очень высокой.
Таблица 4 - Развитие инфраструктуры в сельской местности
Годы 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Ввод в действие:
водопроводных сетей, км 1608 636 761 955 1009 797 979 1160 1267 1504 1356
газовых сетей, тыс. км 16,5 16,2 17,1 13,8 15,3 14,9 13,8 11,4 14,8 17,0 14,3
АТС, тыс. номеров 130,1 148,4 175,1 206,8 323,9 572,5 476,6 283,4 561,9 442,0 274,5
линий электропередачи для электрификации сельского хозяйства, тыс. км:
напряжением 0,4 кВ 5,8 2,7 3,2 3,5 4,3 4,4 4,0 3,8 4,1 3,7 2,3
напряжением 6-20 кВ 6,9 3,0 3,2 3,2 3,8 3,6 3,3 2,9 3,3 3,0 1,8
автомобильных дорог с твердым покрытием, тыс. км:
общего пользования местного значения 6,9 5,6 4,1 3,5 2,4 1,8 1,8 1,7 1,9 2,8 0,9
не общего пользования в сельском хозяйстве 1,9 0,3 0,2 0,1 0,1 0,08 0,07 0,03 0,03 0,02 0,007
Источник
1. Обновление подмосковного села. Опыт усадебного строительства/ Под общ. ред. Ю.В. Ферапонтова, И.В.
Шацкой, И.Н. Боева, М.К. Ходакова, В.В. Шавшукова, А.П. Огаркова, А.Э. Эсенова, О.А. Сахаровой. М. : Московский рабочий, 1984.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИИ ЖИЗНИ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
ОРЛОВСКОИ ОБЛАСТИ
Е. С. Суровцева, к.э.н., МВА, нач. отд. Департамента сельского хозяйства Орловской области
В условиях глобализации повышение качества жизни сельского населения становится приоритетным направлением при реализации государственной политики в сфере обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Проведение данных мероприятий требует серьезных научных исследований, результатом которых станет разработка и апробация региональных и муниципальных программ устойчивого развития сельских территорий. Особое внимание в них следует уделять диверсификации и повышению устойчивости сельской экономики, появлению новых рабочих мест, сохранению, рациональному использованию природно-ресурсного потенциала и культурно-исторического наследия сельских территорий.
Устойчивое развитие сельских территорий определено в качестве первой цели Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446. Аналогичная региональная программа утверждена Законом Орловской области от 6.12.2007 г. № 7Э1-ОЗ.
Государственная поддержка устойчивого развития сельских территорий осуществляется в рамках мероприятий повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений (улучшение жилищных условий сельского населения; повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений; развитие социальной инфраструктуры села), а
также поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.
Согласно Федеральному закону «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264 основными направлениями устойчивого развития сельских территорий являются стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель и других природных ресурсов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. К целям государственной политики устойчивого сельского развития до 2020 г. отнесены повышение уровня благосостояния и качества жизни жителей села; повышение эффективности сельской экономики и роли сельского хозяйства в народном хозяйстве; стабилизация численности сельского населения к 2020 г.; рациональное использование природных ресурсов; сохранение сельских традиций и развитие национально-культурного потенциала села.
В настоящее время в сельской местности Орловской области проживают 271 тыс. человек или 34,5% от общей численности населения области. Законом Орловской области от 30 декабря 2004 г. № 477-ОЗ утверждена областная целевая программа «Социальное развитие села Орловской области