РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
А. В. Фаломкин, к.п.н., зав.лабораторией государственно-частного партнерства ГОУ «КРИРПО»;
О. И. Малороссиянова, зав.лабораторией мониторинга внедрения ГОС ПО ГОУ «КРИРПО»; Т. Н. Повесина, методист лаборатории государственно-частного партнерства ГОУ «КРИРПО»
Кадровый дефицит является существенным сдерживающим фактором реализации одной из стратегических задач российского общества - ускорение экономического роста, увеличение ВВП.
Анализ существующей ситуации свидетельствует, что в основе нарушений профессионального равновесия в сфере труда лежат несоответствия структуры и качества подготовки рабочих кадров учреждениями профессионального образования спросу на них со стороны работодателей, неотработанность механизмов взаимодействия рынка труда с рынком образовательных услуг, неотлаженное социальное партнерство в этой сфере.
Социальное партнерство учреждения профессионального образования и субъектов рынка труда - это взаимодействие на договорной основе, направленное на социальное взаимодействие по организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей работодателей.
Как показывает опыт, социальное партнерство может быть долгосрочным или краткосрочным, с планируемой или неопределенной перспективой, целеориентированным или случайным, мотивированным или поверхностно мотивированным, ситуативным или регулярным.
В Кемеровской области целенаправленно и системно учреждения профессионального образования выстраивают партнерские отношения с субъектами рынка труда с 2001 года, когда были разработаны департаментом начального профессионального образования совместно с департаментом промышленности Рекомендации по развитию социального партнерства между образовательными учреждениями начального профессионального образования и предприятиями-работодателями.
Социальное партнерство и межведомственное взаимодействие определяются в них как эффективный механизм развития содержания образования, профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров в соответствии с потребностями граждан и приори-
тетами развития социально-экономической сферы области.
Повышение степени открытости системы профессионального образования, способной решать социальные проблемы и задачи собственного развития, требует наличия новой системы отношений с субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг, органами власти и управления различных уровней, общественными организациями, то есть выстраивания социального диалога с внешней средой. На этой основе потребители образовательных услуг (граждане, предприятия, организации) и их производители (образовательные учреждения) выступают партнерами по созданию или развитию необходимого комплекса условий для качественного профессионального образования.
В соответствии с рекомендациями учреждения профессионального образования заключают соглашения о социальном партнерстве на обучение, подготовку и переподготовку кадров с предприятиями и организациями соответствующего профиля. Действующее в сфере профессионального образования законодательство не дает выбора учреждению. Во-первых, для получения утвержденных контрольных цифр приема обучающихся на первый курс учреждение обязано предоставить в департамент образования и науки подписанные с работодателями договоры о заказе на профессиональное обучение заявленного количества квалифицированных рабочих и специалистов по соответствующим профессиям, специальностям. Во-вторых, лицензионным и аккредитационным условием является наличие среднесрочных (на 5 лет) договоров с предприятиями, организациями соответствующего профиля на организацию производственной практики обучающихся. На 2009/2010 учебный год учреждениями НПО заключено 619 договоров с государственно-частными партнерами, что почти в 2,5 раза больше чем в 2006/2007 учебном году. Как правило, все договоры содержат пункты:
1. Подготовка образовательным учреждением квалифицированных рабочих кадров с на-
чальным профессиональным образованием для предприятия.
2. Обучение и повышение квалификации работников предприятия в образовательном учреждении.
3. Прохождение учащимися на предприятии производственного обучения и практики.
4. Стажировка мастеров производственного обучения на предприятии.
5. Трудоустройство выпускников при наличии вакансий.
В договоры учреждений начального профессионального образования с работодателями, действительными в 2009/2010 учебном году, включены следующие направления взаимодействия:
1. Участие представителей работодателя в работе государственной аттестационной комиссии в 27 % образовательных учреждений.
2. Участие представителей работодателя в организации и проведении конкурсов профессионального мастерства обучающихся в 13 % учреждений.
3. Участие специалистов предприятия в корректировке образовательных программ - 11 % учреждений.
4. Совместные профориентационные мероприятия - 9 % учреждений.
У 6 % учреждений договоры с работодателями предусматривают участие специалистов предприятия в разработке тематики дипломных работ, предоставление в пользование оборудования и инвентаря, бесплатное питание учащихся в период производственной практики. Единично встречаются в действующих договорах обязательства работодателя безвозмездно предоставлять юридические и транспортные услуги, сырье и материалы для уроков производственного обучения, совместный выпуск продукции, оказание материальной помощи обучающимся, выплата именных стипендий.
Учреждения среднего профессионального образования включили в договоры руководство специалистами предприятия дипломным проектированием выпускников, совместную научно-исследовательскую деятельность и реализацию проектов.
Анализ сведений об инвестировании, которые образовательные учреждения подают ежегодно в лабораторию государственно-частного партнерства, позволяет констатировать, что участие некоторых работодателей в воспитательно-образовательном процессе несколько шире, чем предусмотрено договором. Как правило, предприятие избегает включения в договор финансовых обязательств, но на практике могут переда-
вать денежные средства для решения неотложных проблем образовательного учреждения. В 2009/2010 учебном году денежные средства были получены в размере 5 млн рублей от ОАО «УК Кузбассразрезуголь» ГОУ НПО ПУ № 47 им. Е. Жилина, 120 тыс. рублей от ОАО «Шахта Первомайская» ГОУ НПО ПЛ № 18, 400 тыс. рублей от АО «Объединенная угольная компания Юж-кузбассуголь» Новокузнецкий филиал ФГОУ СПО «Томь-Усинский горноэлекротранспортный колледж».
Наиболее тесное взаимодействие образовательных учреждений и потенциальных работодателей осуществляется при организации производственной практики: предприятия предоставляют обучающимся оплачиваемые рабочие места на период производственной практики, бесплатно спецодежду, питание, медицинское обслуживание, оплачивают предварительный и периодический медицинские осмотры, производственное оборудование на период производственного обучения, расходные материалы для выполнения пробных квалификационных работ. Предприятия принимают участие в совершенствовании условий обучения в учреждениях в форме безвозмездной передачи нового, бывшего в употреблении и списанного оборудования, строительных материалов, технической и справочной литературы, технической документации на новейшее оборудование, выполнения ремонтных работ, замеров сопротивления, предоставления транспорта, спортивного и актового залов, изготовления информационных стендов и рекламной продукции, выплаты дополнительных стипендий, приобретения проездных билетов обучающимся. Только в ГОУ НПО ПУ № 1 в 2009/2010 учебном году были размещены в образовательном учреждении заказы предприятия на выполнение работ (оказание услуг) за плату.
С 1 сентября 2011 года учреждения начального и среднего профессионального образования должны перейти на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Ключевым принципом новых стандартов является модульно-компетент-ностный подход с ориентацией на цели, значимые для регионального рынка труда. Стандарты профессионального образования содержат конкретные требования обязательного взаимодействия образовательного учреждения с субъектами регионального рынка труда. В разделах 7 и 8 ФГОС сформулированы требования к образовательным учреждениям по взаимодействию с работодателями.
1. Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится обучающийся, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
2. Образовательное учреждение обязано ежегодно обновлять ОПОП с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона.
3. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
4. Фонды оценочных средств для государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
5. Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (МДК), в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели.
В условиях реализации ФГОС нового поколения системе профессионального образования предстоит реагировать на быструю смену производственных технологий, видов деятельности, массовое введение высокопроизводительной и наукоемкой техники; непрерывно сокращающееся время жизни товаров и услуг; сокращение времени актуальности знания. Учреждения профессионального образования в этих условиях должны скорректировать имеющиеся, практически в каждом учреждении, программы развития социального партнерства.
Работодатели и работники учреждений профессионального образования относятся к разным социально-профессиональным группам, и сегодня социальный диалог между ними выстраивается с трудом. Необходимо понять, что социальное партнерство означает практику совмест-
ной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности.
Главной целью взаимодействия учреждений профессионального образовании и бизнеса является получение индивидуальных и обоюдных выгод и существенных конкурентных преимуществ сторон. Сущность взаимодействия - равноправные и взаимовыгодные отношения, стратегическая совместимость интересов, наличие долгосрочных взаимодополняющих факторов эффективности сотрудничества. Учреждение профессионального образования, планируя мероприятия по созданию системы социального партнерства с субъектами рынка труда, соответствующей требованиям ФГОС нового поколения, должны, во-первых, определить, какими материальными, интеллектуальными, организационными и другими нематериальными ресурсами они обладают, какие из них могут при их интеграции с ресурсами конкретных предприятий дать си-нергетический результат, значимый для создания конкурентной образовательной услуги и приносящий выгоду партнеру.
Учреждение профессионального образования в условиях рыночной экономики не должно быть попрошайкой, собирающим милостыню. Надо найти возможности равноправного партнера, предложить формы взаимодействия. Анализ успешных практик государственно-частного партнерства учреждений начального и среднего профессионального образования Кемеровской области и материалов периодических изданий позволяет определить возможные направления взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг и рынка труда.
Решение кадровых проблем предприятия -основная уставная задача учреждения профессионального образования. Исходя из этого, необходимо иметь список предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в территориальной доступности к учреждению по соответствующему профилю, и предложить им услуги по совершенствованию кадров через получение краткосрочных и долгосрочных заказов на подготовку кадров по направлениям и объемам, учитывающим перспективу развития предприятий, внесение изменений в образовательные программы с учетом специфики предприятия, организацию курсов повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки работников предприятия и взрослого населения, готового получить востребованные предприятием квалификации. Для создания условий, обеспечивающих подготовку специалистов и квалифицированных рабочих новой формации, способных грамотно решать поставленные задачи,
обладающих опытом освоения новых отраслевых технологий, использования современного оборудования и организации производственных процессов, нацеленных на самореализацию и самообразование, необходимо взаимодействие учреждения профессионального образования и предприятия на всех этапах профессионального обучения.
Эффективность профориентационной работы и рекламных компаний образовательного учреждения повышается в геометрической прогрессии, если включает встречи потенциальных абитуриентов с успешными работниками предприятия, мастер-классы передовиков производства, мастеров производственного обучения и лучших студентов, экскурсии на предприятие, демонстрацию фильмов, раскрывающих содержание профессиональной деятельности. Знание потенциальных потребителей услуг профессионального образования о реальной возможности получения рабочего места после окончания обучения, которое позволит испытывать радость созидания, творчества, гордость результатом труда и обеспечит достаточный уровень материального благосостояния, привлечет в образовательное учреждение обучающихся с высоким уровнем мотивации на получение избранной профессии, специальности. Эта мотивация может быть усилена заключением договоров с конкретными обучающимися, предусматривающих ряд дополнительных социальных мер (дополнительная стипендия, бесплатное питание на практике, обеспечение спецодеждой и т. п.), с условием их трудоустройства на данном предприятии после выпуска.
Кроме направлений участия работодателей в процессе реализации образовательных программ, которые практикуются в настоящее время, целесообразно для чтения спецкурсов по современным прогрессивным технологическим процессом, технологическому оборудованию, преподавания дисциплин по новым научно-техническим направлениям, результаты которых планируются к использованию на предприятии, привлекать ведущих специалистов предприятий. Они могут использовать средства производства, производственные технологические процессы и т. п. как средства обучения, в т. ч. для проведения лабораторных и практических работ. Ведущие специалисты предприятия могут привлекаться также для формирования предложений по тематике целевого курсового и дипломного проектирования в интересах предприятия, руководства и рецензирования курсовых и дипломных проектов, работы в государственной аттестационной комиссии. Предприятие организует
внедрение результатов курсовых и дипломных проектов, осуществляет оценку их экономической эффективности.
Интересной формой взаимодействия образовательного учреждения с работодателями могут стать конкурсы профессионального мастерства, которые совместно организуются, конкурсантами в которых выступают представители и учреждения и работодателя. К участию в этих конкурсах приглашаются работники других предприятий, обучающиеся и мастера производственного обучения других образовательных учреждений. Такие конкурсы и объединяют, и служат формой повышения квалификации, и демонстрируют красоту профессионального труда потенциальным потребителям образовательных услуг и претендентам на вакансии.
Формированию у выпускника ожидаемых работодателем профессиональных компетенций, необходимых для работы на сложном современном оборудовании, а также универсальных компетенций (коммуникативные навыки, умение работать в команде, готовность к непрерывному самообразованию), обеспечивающих мобильность кадров и их конкурентоспособность на рынке труда, способствует организация совместной производственной деятельности учреждения профессионального образования и бизнес-структур. Формы такой деятельности могут быть разными и зависят от индивидуальных особенностей конкретного образовательного учреждения и условий деятельности данного субъекта рынка труда, а также от технико-технологических возможностей отрасли и социально-экономического положения региона. Возможно изготовление комплектующих, инструментов, приспособлений в учебно-производственных мастерских; выполнение технологических операций студенческой бригадой; комплектование бригад смешанного состава и другие. Студенческие бригады могут выступать субподрядчиками при выполнении ремонтно-строительных, проектных, исследовательских, информационных, рекламных и других работ, пополнять штат работников, предприятий, сферы услуг в период максимального количества потребителей.
Консолидация усилий образования и представителей реального сектора экономики может принести существенный результат в реализации социальных проектов. Ветераны труда, находящиеся на заслуженном отдыхе, в равной степени нуждаются во внимании и участии, как и дети-сироты, и дети из неблагополучных, асоциальных семей, обучающиеся в учреждении профессионального образования. Их надо только познакомить, и они помогут друг другу. Семьи,
имеющие детей дошкольного и младшего школьного возраста (в т. ч. работающие на предприятиях - социальных партнерах образовательных учреждений), хотели бы иметь возможность иногда отвести ребенка в вечерний детский клуб, а многие студенты нуждаются в оплачиваемой работе после занятий. А сколько возможностей открывают перед участниками совместные спортивные мероприятия, концерты, массовые гуляния, конкурсы и прочие.
Важно помнить, что в сегодняшней реальности учреждение профессионального образования должно проявить активность при установлении, поддержании и развитии государственно-
частного партнерства и предлагать надо партнерство, т. е. взаимовыгодное сотрудничество. Прежде чем просить о встрече руководителя предприятия, на котором работают рабочие и специалисты по профилю учреждения, необходимо четко понимать, чем мы можем быть ему интересны, какую выгоду получит предприятие, вступив во взаимодействие или расширив его с нами.
Переход на реализацию ФГОС с 1 сентября 2011 года не оставляет образовательным учреждениям выбора: социальное партнерство с субъектами реального сектора экономики должно перейти в новое продуктивное качество.
СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КАКИМ ОНО ДОЛЖНО БЫТЬ?
Т. А.Кравченко, методист лаборатории мониторинга внедрения ГОС ПО ГОУ «КРИРПО»
Оценка требований работодателей к наличию тех или иных профессиональных навыков, умению выполнять определенные функции является одной из задач изучения квалификационных характеристик по профессии. Решение этой задачи образовательным учреждением может осуществляться при уточнении приоритетов (важнейших требований) работодателя при подборе работника данной профессии и оценивании уровня соответствия выпускников учреждений профессионального образования этим требованиям.
В апреле-мае 2011 года лабораторией мониторинга внедрения стандартов профессионального образования института был проведен опрос работодателей на предмет исследования качественных аспектов рынка труда, в частности на соответствие качества подготовки выпускников начального и среднего профессионального образования потребностям работодателей, а именно, оценка профессионально-квалификационных требований, профессионально-функциональных требований по профессиям, личностных качеств выпускников, важных для профессии. В опросе были задействованы предприятия, в которых проходят практику и трудятся выпускники образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования г. Кемерово по профессиям горнодобывающей отрасли (ОАО «Шахта Южная»), строительной отрасли (ООО Строительная компания «АртАк-цент», ОАО 2-Кемеровский филиал ОАО «Зап-сибэлектромонтаж»), материалообрабатываю-щей отрасли (ООО «Завод железобетонных изделий», Кемеровская вагоностроительная компания филиал ОАО «АлтайВагон»), транспорта (Пассажирское автотранспортное пред-
приятие № 1 г. Кемерово), образования (МОУ «Начальная школа № 67»), сферы обслуживания и технологии продовольственных продуктов и потребительских товаров (Студенческий комбинат питания КУЗГТУ, МАУ «Школьное питание», ООО «Зеленый двор», ЗАО «Компания Сибторг», ООО «Аквамаркет»).
В состав респондентов включены были не только руководители предприятий, лучше знающие стратегию развития своей организации, определяющие кадровую политику, от которой зависит спрос на профессии, но и руководители подразделений (главные инженеры, технологи, бригадиры, менеджеры по кадрам), формирующие требования, предъявляемые к работнику. Исследование проведено методом формализованного интервью с заполнением заранее подготовленных анкет.
Уровень теоретических знаний и практических навыков выпускников работодатели оценили как «удовлетворительные». У выпускников есть необходимая минимальная база знаний, отработанных навыков, но самостоятельно они могут выполнять только некоторые виды работ. Качество подготовки выпускников на сегодняшний день работодатели оценивают на «3» (при пятибалльной системе оценки).
В МОУ «Начальная школа № 67» Рудничного района работают выпускницы ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж» 10-15-летней давности. Директор школы Матренина Н. И. отмечает их высокий профессионализм в работе с детьми, но при этом сожалеет, что молодые специалисты не приходят работать в школу. У практикантов отмечает достаточную теоретическую подготовку.