ГРОГПОТО Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
ISSN 2686-8725 (online) 2020. Том 5. Выпуск 1. С. 46-50 / 2020. Volume 5. Issue 1. P. 46-50
ISSN 2500-0039 (print) Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru
Развитие социального интеллекта
у школьников с особыми образовательными потребностями на уроках иностранного языка
Сороковых Г. В.1, д. пед. н., проф.; Прибылова Н. Г.2, к. пед. н., доц. 1 2 Московский городской педагогический университет
Аннотация. Освещаемая в статье проблема имеет значение для обеспечения эффективности развития социального интеллекта у школьников в условиях инклюзии, который является основой для самореализации личности и ее полноценного включения в социальный контекст. В работе дано определение понятия «инклюзия», анализируется понятие «социальный интеллект», рассматриваются особенности его развития в рамках иноязычного образования. Автором подчеркивается, что занятия по учебному предмету «Иностранный язык» играют одну из главных ролей в повышении продуктивности процесса развития социального интеллекта у школьников с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова и фразы: социальный интеллект; инклюзия; урок иностранного языка; развитие личности школьника; социализация обучающегося; школьники с особыми образовательными потребностями.
EN
Developing Social Intelligence
among Schoolchildren with Special Educational Needs
at Foreign Language Lessons
Sorokovykh G. V.1, Dr; Pribylova N. G.2, PhD
1 2 Moscow City University
Abstract. The article tackles the problem of developing schoolchildren's social intelligence under the conditions of inclusive education. Relevance of the study is determined by the fact that social intelligence is a basis of the personality's self-realization and full social inclusion. The paper introduces a definition of the concept "inclusion", analyses the notion "social intelligence', considers peculiarities of its development within the framework of foreign language education. The authors emphasize that foreign language lessons play the key role in the process of developing social intelligence among schoolchildren with special educational needs. Key words and phrases: social intelligence; inclusion; foreign language lesson; developing schoolchild's personality; student's socialization; schoolchildren with special educational needs.
Введение
Глобальные интеграционные мировые процессы, развитие межкультурной коммуникации, вхождение России в единое образовательное пространство выдвигают новые требования к подготовке будущих специалистов: развитие и формирование нравственно-зрелой личности, способной активно участвовать в социальной жизни. Ведущим звеном такой подготовки является гуманитарная составляющая, позволяющая формировать свободную личность с самостоятельным творческим мышлением и способностью к постоянному самосовершенствованию. Также в контексте принятия нового стандарта для средней школы лингводидакти-ческая наука поднимает проблему формирования личностной компетенции, социально-значимых качеств ученика в контексте овладения иностранными языками, т.е. «познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности, которая имеет важное значение в формировании новых психических процессов и свойств личности (Г. В. Сороковых)» [4, с. 18].
Е-mail: 1 [email protected], 2 [email protected]
Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 23.10.2019; опубликовано онлайн (published online): 12.03.2020 УДК 376 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.1.8
© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/
Актуальность данного исследования связана с обоснованием авторами потенциала учебной дисциплины «Иностранный язык» в развитии социального интеллекта у школьников с особыми образовательными потребностями (ООП).
Научная новизна данной работы обусловлена тем, что в ней предпринимается попытка осмыслить понятие «социальный интеллект» в аспекте обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также теоретически обосновывается значимость предмета «Иностранный язык» в процессе развития определенных компонентов социального интеллекта.
Целью исследования стало определение места и роли предмета «Иностранный язык» в инклюзивной среде современной отечественной школы. В работе впервые поставлена задача развития особого социального вида интеллекта у школьников с ООП, и дается объяснение причин резко возросшего спроса на компетентного специалиста, владеющего одним или несколькими иностранными языками и при этом способного к эмпатии, принимающего общечеловеческую «культурную сторону» процесса овладения языками. В условиях изменчивого, непостоянного мира важно уметь найти точки соприкосновения и выработать жизненно важные навыки (life skills).
Актуальность рассматриваемой проблемы позволила сформулировать задачи нашего исследования:
1) выявить возможности предмета «Иностранный язык» в развитии социального интеллекта у детей с ОВЗ;
2) выделить компоненты в структуре социального интеллекта, наиболее существенные для развития у детей с особыми образовательными потребностями;
3) предложить практические пути решения проблемы, приемы и методы.
Основная часть
В разное время разработкой проблем социализации обучающегося в процессе школьного обучения занимались такие ученые, как Б. И. Бим-Бад, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Е. И. Пассов, Ю. С. Степанов, С. В. Алехина, Н. А. Макарова, Н. В. Языкова, Н. А. Горлова, Е. Г. Тарева, А. Маслоу, К. Роджерс и др.
Следует отметить, что вопрос о развитии социального интеллекта школьников в рамках изучения иностранного языка исследован недостаточно в отечественной методической школе. Однако мы считаем, что он требует особого рассмотрения для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, так как социальный интеллект и социализация личности обучающегося напрямую зависят от совокупного развития учебно-познавательной способности школьников как субъектов своей жизнедеятельности в системе межкультурной коммуникации. Очевидно, что изучение иностранного языка способствует приобщению школьника с особыми образовательными потребностями к высокой культуре (high culture) и антропологической культуре, но также и осознанию им своей самобытности, своей принадлежности к определенному национально-культурному этносу.
В связи с эти назрела острая необходимость изучения социального интеллекта с точки зрения его коммуникативно-личностного потенциала в обучении иностранному языку детей с особыми образовательными потребностями. Как известно, на первый план выходит инклюзивный подход к обучению детей с ООП, что является сложной задачей, поскольку данная категория обучающихся представляет собой крайне гетерогенную группу. Решение проблемы социализации детей с ООП остается насущной потребностью в условиях интегрированного обучения и непосредственно коррелирует с целями обучения иностранному языку - формирования коммуникативной компетенции. Вместе с тем нельзя игнорировать задачи формирования у детей с ООП основополагающих черт свободной и зрелой личности - самоуважения, отсутствия комплексов и предрассудков, открытости новым идеям. С утилитарной точки зрения все вышеперечисленное способствует свободной коммуникации на родном и изучаемых языках, преодолению «языкового барьера», возникающего перед обучающимся в ходе иноязычного общения.
Мы полагаем, что создание социализирующей языковой образовательной среды является стратегической задачей обучения школьников. Такая языковая среда обеспечивает продуктивную социализацию обучающегося, позволяет ему эффективно общаться и взаимодействовать с представителями родной и иной культуры, другими словами, принимать участие в «процессе взаимодействия двух индивидуальностей, двух ситуативных позиций (со всеми их составляющими), двух менталитетов (Е. И. Пассов)» [Там же, с. 167], обеспечивающем осознание ценностей культуры партнера по коммуникации и духовное обогащение представителей разных лингвосоциумов.
Ученые подчеркивают необходимость развития социального интеллекта, так как он является детерминан-той самореализации личности [5, с. 336]. Совокупность интеллектуальных способностей, основанная на познании, позволяет школьнику с особыми образовательными потребностями понимать эмоции и чувства других людей, правильно оценивать свое поведение и поведение других одноклассников, свою и их учебную деятельность, предвидеть и прогнозировать последствия межличностных отношений, формировать социально-коммуникативную компетенцию [2].
Специфика учебного предмета «Иностранный язык» позволила предположить, что социальный интеллект развивается интенсивно на уроке иностранного языка, «главной сфере интеллектуальной жизни воспитанников, в которой повседневно происходит духовное обогащение умудренного жизнью наставника и его питомцев (В. А. Сухомлинский)» [4, с. 239]. «Успешность учения и интерес к нему неразрывно связаны с осмысленностью учения, т.е. с тем, что объективный смысл учения приобретает для обучающегося и субъективный смысл» [10, с. 19].
Вслед за А. И. Савенковым мы полагаем, что социальный интеллект включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий [8]. С учетом специфики предмета «Иностранный язык» мы выделяем
в их структуре в качестве наиболее важных социальные, культурные и экономические знания, сопереживание и рефлексию, социальную адаптацию и социальное взаимодействие, как представлено на схеме ниже (Рисунок 1).
Культурные знания
Социальный интеллект
Когнитивный Эмоциональный Поведенческий
компонент компонент компонент
Социальные знания Сопереживание Социальная адаптация
Социальное взаимодействие
Экономические знания
Рисунок 1
Одним из наиболее значимых компонентов для развития у детей с ООП является когнитивный компонент. Когнитивный компонент представляет собой основу социального интеллекта школьника, включая знания о самом себе («Моя семья», «Мое хобби», «Мои увлечения» и т.п.), своем собственном «Я» (Как тебя зовут? Я и мои друзья), о нормах и правилах поведения, общения и взаимодействия, социально-культурный опыт личности. В результате у обучающихся развивается мотивация в обучении иностранному языку, выступающему как средство коммуникации и понимания учебного материала [7, с. 98].
Из сказанного выше мы можем заключить, что для развития социального интеллекта в условиях инклюзии важно применять деятельностную стратегию обучения иностранному языку, которая ориентирована на развитие функций речевой деятельности школьника с ООП (коммуникативной, когнитивной, регулирующей) [6, с. 9].
Эмоциональный компонент социального интеллекта представляет сплав эмоций и чувств, окрашивающих процесс межкультурного общения детей с особыми образовательными потребностями с другими учениками, учит сопереживанию и эмпатии. Эмоциональный компонент развивается посредством коллективной работы на уроках иностранного языка. Усвоение характерных особенностей лексического состава, грамматической структуры устной речи способствует развитию чувствительности к вербальной и невербальной экспрессии, социальному ориентированию в межличностных отношениях, способности правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей, быстро и точно понимать вербальную и невербальную речь в конкретных социальных ситуациях и взаимоотношениях.
Поведенческий компонент предполагает в первую очередь социальную адаптацию школьников с ООП и возможность активного взаимодействия в рамках иноязычного образования. Обучающийся получает основные сведения о речевой коммуникации, о способах организации эффективного речевого общения, развивая таким образом когнитивный и эмоциональный компоненты социального интеллекта. «Изучение иностранного языка и иноязычной культуры способствует развитию личности обучающегося, в том числе ее коммуникативных способностей. Умение общаться с представителями различных культур является прочной базой приобщения обучающихся к глобальным ценностям цивилизации» [11, с. 18]. Социальный интеллект позволяет накапливать индивидуальный опыт межкультурного общения с другими людьми, усваивать социальные техники взаимодействия, ориентируя ученика на собственные желания и потребности, нормы и правила поведения и общения в социальной сфере (как вести себя в театре, во время путешествия, на спортивном мероприятии и т.п.), при этом создает полную картину собственного «Я», «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл» [9, с. 13]. Все это составляет основу поведенческого компонента социального интеллекта. Как подчеркивает С. Г. Старицына, особенность предмета «Иностранный язык» заключается в том, что во время занятий моделируются действительные и всевозможные образцы действий и поведенческих реакций в повседневных ситуациях общения, что для школьников с ригидностью характера является крайне важным в преодолении дезадаптивных форм поведения [12, с. 207].
Предлагая структурную модель развития социального интеллекта школьников, имеющих проблемы в обучении, предложим практические пути их (проблем) решения.
Важным средством формирования когнитивного компонента социального интеллекта следует считать культурологический метод, ведущий к формированию культурных знаний и способов обработки полученной социокультурной, лингвострановедческой, социолингвистической информации. Как полагает Н. В. Языкова, при таком подходе акцент делается не на точечной регистрации определенной информации, а на отражении в языке репрезентативного фрагмента национальной культуры [13, с. 97]. Социальный интеллект закладывает фундаментальные основы для развития у школьников интереса к языковому и культурному многообразию мира [3, с. 3]. Урок иностранного языка выступает здесь средством развития навыков коммуникативной компетенции, получения и накопления информации, обмена опытом. На занятиях по иностранному языку обучающийся овладевает всеми видами речевой деятельности: аудированием, говорением, письмом и чтением. «Данный подход созвучен естественному процессу овладения языком: аудирование ведет к развитию навыков устной разговорной речи, а навыки чтения способствуют развитию навыков письма. Главный акцент делается на понимании и говорении» [7, с. 97].
Социализирующая языковая среда позволяет обучающимся с ООП получать элементарные экономические знания, простейшие экономические умения. В рамках различных игровых и диалоговых технологий у ученика, имеющего проблемы в обучении, развиваются на уроках иностранного языка экономически значимые качества личности (деловой и творческий подход, ответственность, предприимчивость).
Интерес представляет составление сравнительной таблицы по теме «Исследование расходов подростков в Соединенном Королевстве и в России», итогом которой становится дискуссия на английском языке по теме "How do you spend your pocket money?". Игра «Путешествие в экономику» позволяет приобщать школьников к общечеловеческому опыту, воспитывает здоровый образ жизни, создает охрану от пагубных привычек и увлечений и действий.
Эмоциональный компонент социального интеллекта предусматривает овладение эмоциональностью и экспрессивностью иноязычной речи, культурой речевого общения. Мини-дискуссии экономической тематики - «Почему нет денег? Почему подорожал транспорт?», «Что такое бартер?», «Домашнее хозяйство и домоводство» - дают обучающимся не только представления о товарно-денежных отношениях, о профессиях, планировании расходов, денежном вознаграждении, но и позволяют овладевать приемами и техниками коммуникативного взаимодействия, выражать свои эмоции. В УМК по английскому языку вышеперечисленные дискуссии могут быть организованы в рамках изучения следующих тем: "Food, Health and Safety", "Lifestyles", "Modern Living", "Soul and Body", "Back in Time: Household Chores".
Знакомство с «культуремой», «реалией» (референтом и денотатом), артефактами (искусственными объектами, предметами старины), объектами материальной и духовной культуры, с использованием наглядности, иллюстраций, нумизматики (монеты, денежные единицы разных стран), знакомство с национальными и семейными традициями через поговорки, пословицы об экономике, которые существуют в родном (русском) и иностранном языках, имеет высокую образовательную ценность: A good name is better than riches (Доброе имя лучше богатства); A penny saved is a penny gained (Копейка рубль бережет); Debt is the worst poverty (Долг есть тягостное бремя - отнимает сон и время).
Разработка практических заданий, направленных на формирование поведенческого компонента развития социального интеллекта школьников с особыми образовательными потребностями, связана с развитием у них самооценки и саморефлексии, волевых качеств, умений успешно планировать свою учебную деятельность, регулировать свое поведение в условиях межкультурной коммуникации. Мы рекомендуем, например, использовать в этой связи разнообразные приемы оценивания.
Например, Лист самооценки при работе с заданиями «Языкового портфолио» младшего школьника с нарушением зрения:
Цветок настроения (Рис. 2). Может быть использован с целью отслеживания настроения и эмоционального состояния обучающегося в конце каждого урока. Ученикам предлагается выбрать «смайлик» настроения, а затем нарисовать его в одном из лепестков «цветка настроения». Цветок рассчитан на 12 занятий (юнит 1). Таким образом можно отследить настроение ребенка в процессе изучения того или иного грамматического явления и выявить его влияние на настроение школьника.
Для оценивания используется индивидуальная «дорожная карта» (road map), в которой фиксируется персональный уровень развития соответствующих компетенций у школьника и способы достижения поставленных задач через построение своей индивидуальной образовательной траектории, способствующей развитию культуры учения, что, несомненно, сказывается на качестве социально-коммуникативной компетенции школьника с особыми образовательными потребностями.
My feelings
Рисунок 2. Цветок настроения
Заключение
Подводя итог, мы хотим отметить, что проблема развития социального интеллекта у обучающегося с особыми образовательными потребностями является актуальной и требует углубленного изучения со стороны психологов, педагогов и методистов. Данное направление во многом созвучно тому, что в массовой культуре называют "Soft skills" и признают их компетенциями будущего, среди которых: организованность, коммуникабельность, умение работать в команде, критическое мышление, креативность, гибкость, дружелюбность, лидерские качества. Вышеперечисленные компетенции могут быть сформированы в условиях синергии когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов социального интеллекта.
Иностранный язык как предмет, обладающий огромными образовательными, воспитательными, познавательными ресурсами, способствует эффективной социализации детей, имеющих особые образовательные потребности. Изучение иностранного языка в школе вооружает обучающегося с ООП социальными, культурными и экономическими знаниями, иноязычная коммуникация и интеракция развивает эмоциональную и поведенческую сферы обучающегося, формирует навыки социальной адаптации и взаимодействия.
Развитие социального интеллекта у школьников в условиях инклюзии, предполагающей, что «любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения», имеет первостепенное значение для обеспечения успешной коммуникации, а значит и социализации каждого обучающегося [1, с. 4].
Достижение поставленной цели - развитие социального интеллекта у обучающихся с ООП - можно обеспечить комплексом практических методов:
• применением культурологического метода в овладении иностранным языком;
• групповой и парной работой;
• упражнениями в рефлексии и взаимооценивании;
• моделированием ситуаций;
• игровыми и диалоговыми технологиями (языковые, речевые, деловые игры);
• использованием коммуникативного метода.
Таким образом, исследования в области развития социального и эмоционального интеллекта являются наиболее актуальными и востребованными, поскольку их результаты обеспечивают необходимую «компенсацию», «амортизацию» в ходе социализации обучающегося с ООП в инклюзивной среде (микросоциуме) в частности и в мире (макросоциуме) в целом.
Список источников
1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 33 с.
2. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / ред. А. М. Матюшкин. М.: Прогресс, 1965. С. 433-456.
3. Давыдова Е. А. Методика применения средств музыкальной культуры в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников на занятиях по иностранному языку: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2013. 26 с.
4. Жаркова Т. И., Сороковых Г. В. Тематический словарь методических терминов по иностранному языку. Изд-е 3-е, стереотип. М.: Флинта; Наука, 2017. 320 с.
5. Макарова Н. А. Социальный интеллект как фактор самореализации и личностного развития педагога // Психологическая адаптация и психологическое здоровье человека в осложненных условиях жизненной среды: коллективная монография. М.: Изд-во РАЕН, 2013. С. 336-339.
6. Маякова Е. В. Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку (на материале английского языка): автореф. дисс. . к. пед. н. М., 2006. 23 с.
7. Прибылова Н. Г. Иммерсионное обучение иностранному языку в зарубежных странах // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 34 (2). С. 95-100.
8. Савенков А. И. Структура социального интеллекта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 7-15. URL: http://psyjoumals.ru/jmfp/2018/nn2/93903.shtml (дата обращения: 27.12.2019). DOI: 10.17759/ jmfp.2018070201.
9. Сергеева В. П., Кирмасов Б. А., Подымова Л. С., Сороковых Г. В., Клочкова Л. И., Попов Ю. А., Рудь Н. Н., Савкина И. Ю., Грошева Р. Н., Чернышева Н. В. Инновационные направления в развитии системы воспитания: методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2012. 248 с.
10. Сороковых Г. В. Программа-концепция формирования субъекта образования в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе. М.: Тезаурус, 2004. 106 с.
11. Сороковых Г. В., Бобунова А. С. Нравственно-эстетическое обучение и воспитание средствами СДО MOODLE на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 2018. № 9. С. 18-24.
12. Старицына С. Г. Иностранный язык в контексте обучения школьников с особыми образовательными потребностями // Научный старт - 2019: сб. ст. магистрантов и аспирантов. М.: Языки Народов Мира, 2019. С. 204-208.
13. Языкова Н. В. Культура и обучение иностранным языкам: лингводидактический аспект // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2009. № 1 (3). С. 95-100.