Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУЖАЩИХ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ'

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУЖАЩИХ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-психологическая компетентность / компетентность / компетенции / социально-психологические компетенции / государственная гражданская служба / государственное управление / socio-psychological competence / competence / competencies / socio-psychological competencies / state civil service / public administration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лещенко Е. М., Безбабнов И. О.

Актуальность темы. Необходимость развития компетенций государственных служащих в условиях цифровой трансформации и недостаточный опыт в области установления социально-психологической компетентности государственных служащих в Правительстве Воронежской области обуславливают актуальность исследования. Цель. Разработка предложений по совершенствованию социально-психологической компетентности государственных служащих в Правительстве Воронежской области. Методология. Анализ системы оценки социально-психологической компетентности служащих Правительства Воронежской области. Результаты и выводы. На основе анализа существующей системы оценки социально-психологической компетентности служащих Правительства Воронежской области определены основные недостатки системы и предложены рекомендации по ее совершенствованию. Область применения. Управление государственной службы и кадров Правительства Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лещенко Е. М., Безбабнов И. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF GOVERNMENT EMPLOYEES OF THE VORONEZH REGION

Relevance of the topic. The need to develop the competencies of civil servants in the context of digital transformation and insufficient experience in the field of establishing the socio-psychological competence of civil servants in the Government of the Voronezh Region determine the relevance of the study. Target. Development of proposals for improving the socio-psychological competence of civil servants in the Government of the Voronezh region. Methodology. Analysis of the system for assessing the socio-psychological competence of employees of the Government of the Voronezh region. Results and conclusions. Based on the analysis of the existing system for assessing the socio-psychological competence of employees, the main shortcomings of the system are identified and recommendations for its improvement are proposed. Application area. Department of Civil Service and Personnel of the Government of the Voronezh Region.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУЖАЩИХ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 35.088.6

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СЛУЖАЩИХ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Коды JEL: Н 70, Z 18

Лещенко Е. М., доктор технических наук, профессор, профессор кафедры естественно-научных и социальных дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: l.e.m@bk.ru; SPIN-код: 8174-2750

Безбабнов И. О., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: ibezbabnov@mail.ru; SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 22.11.2023. Принята к публикации 29.11.2023

Аннотация.

Актуальность темы. Необходимость развития компетенций государственных служащих в условиях цифровой трансформации и недостаточный опыт в области установления социально-психологической компетентности государственных служащих в Правительстве Воронежской области обуславливают актуальность исследования.

Цель. Разработка предложений по совершенствованию социально-психологической компетентности государственных служащих в Правительстве Воронежской области.

Методология. Анализ системы оценки социально-психологической компетентности служащих Правительства Воронежской области.

Результаты и выводы. На основе анализа существующей системы оценки социально-психологической компетентности служащих Правительства Воронежской области определены основные недостатки системы и предложены рекомендации по ее совершенствованию.

Область применения. Управление государственной службы и кадров Правительства Воронежской области.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, компетентность, компетенции, социально-психологические компетенции, государственная гражданская служба, государственное управление.

UDC 35.088.6

DEVELOPMENT OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF GOVERNMENT EMPLOYEES OF THE VORONEZH REGION

JEL Codes: H 70, Z 18

Leshchenko E. M., Doctor of Technical Sciences, Professor of the Department of Natural Sciences and Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA branch), Voronezh, Russia

E-mail: l.e.m@bk.ru; SPIN-code: 8174-2750

Bezbabnov I. O., graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (branch of RANEPA), Voronezh, Russia

E-mail: ibezbabnov@mail.ru; SPIN-code: missing

Annotation.

Relevance of the topic. The need to develop the competencies of civil servants in the context of digital transformation and insufficient experience in the field of establishing the socio-psychological competence of civil servants in the Government of the Voronezh Region determine the relevance of the study.

Target. Development of proposals for improving the socio-psychological competence of civil servants in the Government of the Voronezh region.

Methodology. Analysis of the system for assessing the socio-psychological competence of employees of the Government of the Voronezh region.

Results and conclusions. Based on the analysis of the existing system for assessing the socio-psycho-logical competence of employees, the main shortcomings of the system are identified and recommendations for its improvement are proposed.

Application area. Department of Civil Service and Personnel of the Government of the Voronezh Region.

Key words: socio-psychological competence, competence, competencies, socio-psychological competencies, state civil service, public administration.

Введение

Последние годы свидетельствуют о том, что на государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляются процессы цифровой трансформации. Так, президент РФ в своем послании отмечает, что скорость технологических изменений требует создания и стандартизации цифровых технологий [2]. Наряду с этим, цифровая трансформация является национальной целью развития РФ и требует от государственного управления обретения «цифровой зрелости» [4]. Также указ президента РФ одной из основных задач, стоящих перед органами государственной власти, называет подготовку «высококвалифицированных кадров для цифровой экономики» [3].

Все это требует постоянного обновления госслужащими своих уже имеющихся профессиональных навыков и приобретения ими новых компетенций, поскольку на смену классическим навыкам приходят новые и гибкие — заточенные на умение управлять как собой (стремление постоянно развиваться и учиться, быть восприимчивым к новым технологиям и способным использовать их в работе), так и другими (работа с людьми, работа в команде, умение взаимодействовать с людьми как лично, так и через цифровые каналы). Следовательно, на госслужбе возникает все большая потребность в кадрах, обладающих социально-психологическими компетенциями.

Социально-психологическая компетентность — это «система мотивационных (наличие мотивов и целей), когнитивно-перцептивных (понимание себя и других), эмоционально-регулятивных (самоконтроль и регуляция) и инструментально-операциональных (взаимоотношения и построение общения) компонентов развивающейся личности, обеспечивающих успешность взаимодействия с окружающими людьми в межличностной сфере» [8].

Зарубежные исследователи в понятие социально-психологической компетентности вкладывают комплекс когнитивных способностей личности, «направленных на познание партне-

Б01: 10.22394/1997-4469-2023-63-4-155-159

ров общения и психологических особенностей процесса коммуникации в целом» [9].

На данный момент в Правительстве Воронежской области особенно важным является вопрос развития социально-психологической компетентности госслужащих. На кадры возложен большой объем требований в силу того, что Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти и, как следствие, осуществляет широкий и разнообразный спектр полномочий (например, полномочия в сфере науки, культуры и образования; природопользования и охраны окружающей среды; международных и внешнеэкономических связей [5]). Помимо этого, на сотрудников органа налагаются стандартные задачи по выполнению требований нормативно-правовых положений госслужбы, а также вызовов цифровой трансформации (задача «Содействие обеспечению технологической независимости национальной экономики»). Все это свидетельствует о необходимости качественного совершенствования социально-психологической компетентности служащих Правительства.

Таким образом, на основании вышеизложенного, целью настоящего исследования является разработка предложений по совершенствованию социально-психологической компетентности государственных служащих в Правительстве Воронежской области.

Развитие социально-психологической компетентности кадров Правительства Воронежской области

Сотрудники Правительства Воронежской области сталкиваются с необходимостью развития и совершенствования своих профессиональных компетенций в силу широкого спектра возложенных на них обязанностей, требующих знаний и умений социально-психологической направленности.

Одной из функций управления государственной службы и кадров Правительства Воронежской области является организация и проведение оценки профессиональных и личност-

ных качеств кадров [6]. Функция реализуется на этапе кадрового отбора и при проведении аттестации.

В первом случае — на этапе кадрового отбора — оценка осуществляется в целях обеспечения права претендентов на равный доступ к госслужбе в соответствии с нх подготовкой н способностями в тех случаях, когда при замещении вакантной должности в Правительстве Воронежской области конкурс не проводится. Несмотря на то, что постановлением предусма-

На рисунке видно, что процедура тестирования не охватывает социально-пснхоло-гическне компетенции госслужащего. То же самое можно отметить и при проведении индивидуального собеседования: вопросы, задаваемые кандидату, как правило направлены на ознакомление с его опытом работы и профессиональными навыками. Таким образом, можно отметить следующий недостаток в Правительстве Воронежской области: при процедуре оценивания претендентов на вакантную должность уже на раннем этапе практически не учитываются социально-психологические компетенции кадров.

В Правительстве Воронежской области, в соответствии со статьей 4 79-ФЗ, аттестация осуществляется один раз в 3 года [1]. С учетом ранее сказанного, что оценка госслужащих также осуществляется при замещении вакантной должности, обозначим недостаток: процедура оценки кадров Правительства Воронежской области проводится редко и не охватывает весь список сотрудников.

трнваются такие методы оценивания, как интервью, анкетирование и решение практических задач по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по должности гражданской службы, на практике к обязательным процедурам относятся тестирование и индивидуальное собеседование с членами комиссии — и данными двумя процедурами оценка н ограничивается [7]. На рисунке представлена тематика вопросов, охватываемая процедурой тестирования.

Наконец, нельзя обойти стороной тот факт, что методы оценки кадров, применяемые в Правительстве Воронежской области, носят традиционный характер, в то время как многие регионы уже обратились к методам оценки компетентности госслужащих и развития нх социально-психологических компетенций при помощи цифровых технологий. Это свидетельствует о следующем недостатке: в Правительстве Воронежской области не применяются современные способы обучения кадров н развития социально-психологической компетентности госслужащих при помощи цифровых технологий.

Таким образом, обозначенные недостатки в системе социально-психологической компетентности государственных служащих Правительства Воронежской области требуют нх дальнейшего совершенствования.

Заключение

Предлагаем следующие рекомендации по совершенствованию социально-пснхологиче-

N п/п

Ф.И.О. претендента

Результаты тестирования для оценки уровня владения:

:Я О

а я

ю я н

о §-

!■

и

о

ЯЗ га н о л к

V

ч о к о

м й СП

Я

3

Я

Я я

м

Н

О

к

я

го «

§ ¿3

0 я и и

1 а

а ■

я я я

я о, и

и

о =Я

о о и И и

я

а о о Рч

Я

Ч о м

В

о &

о

я

и

а>

а

ч Я

(и н

а. о

Я о

я л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я ч

я и н

Й

и

я ч

и в

Р> о

Я в «

я ю

1 О

я

са

Я

Количество верных ответов

Итоговый

балл

Рис. Перечень знаний, выявляемых при помощи тестирования на этапе отбора кадров

в Правительство Воронежской области

ской компетентности кадров Правительства Воронежской области:

— в целях оценивания социально-психологической компетентности служащих Правительства Воронежской области на раннем этапе и совершенствования методики оценки посредством интервью разработать проект постановления, предусматривающий включение интервью в список обязательных процедур по оценке кандидата, а также разработку для него перечня типовых вопросов;

— в целях осуществления оценки социально-психологической компетентности служащих Правительства Воронежской области на постоянной основе и охвата всех сотрудников Правительства разработать проект порядка осуществления мероприятий, направленных на раскрытие социально-психологических компетенций кадрового состава;

— в целях применения современных способов обучения кадров и развития социально-психологической компетентности госслужащих при помощи цифровых технологий рекомендовать Правительству Воронежской области обратиться к опыту соседних регионов: например, внедрить в обучение кадров VR-тренажер «Публичные выступления», разработанный Университетом Правительства Москвы совместно с управлением государственной службы и кадров Правительства Москвы. Для сотрудников Правительства Воронежской области тренажер выступит отличным инструментом развития социально-психологических компетенций, научит грамотно дискутировать и работать госслужащих с телом и голосом.

Таким образом, результаты исследования могут быть использованы управлением государственной службы и кадров Правительства Воронежской области для совершенствования социально-психологической компетентности госслужащих.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации : федер. закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 01.11.2023).

2. Российская Федерация. Президент РФ (2012 — по н. в.; В. В. Путин). Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_342959/ (дата обращения: 01.11.2023).

3. Российская Федерация. Президент РФ (2012 — по н. в.; В. В. Путин). О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : указ Президента от 7 мая 2018 г. № 204 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 01.11.2023).

4. Российская Федерация. Президент РФ (2012 —по н. в.; В. В. Путин). О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента от 21 июля 2020 г. № 474 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_357927/ (дата обращения: 01.11.2023).

5. Российская Федерация. Воронежская области. О Правительстве Воронежской области : закон Воронежской области от 30 сентября 2008 г. № 77-03 // Консорциум Кодекс [Электронный ресурс]. — URL: https://docs. cntd.ru/document/819072743 (дата обращения: 01.11.2023).

6. Российская Федерация. Губернатор Воронежской области. Об утверждении Положения об управлении государственной службы и кадров Правительства Воронежской области : указ губернатора Воронежской области от 28 января 2020 г. № 25-у // Консорциум Кодекс [Электронный ресурс]. —URL: https://docs. cntd.ru/document/561717836 (дата обращения: 01.11.2023).

7. Российская Федерация. Правительство Воронежской области. Об оценке профессионального уровня граждан Российской Федерации (государственных гражданских служащих) в Правительстве Воронежской области и исполнительных органах Воронежской области : постановление Правительства Воронежской области от 7 июня 2023 г. № 417 // Гарант [Электронный ресурс]. —URL: https:// base.garant.ru/407017370/ (дата обращения: 01.11.2023).

8. Королева Ю. А. Генезис социально-психологической компетентности личности: соци-огенетический подход / Ю. А. Королева // Концепт. — 2015. — № 6. — С. 39—44.

9. Stump К. N. Social competence / К. N. Stump, J. М. Ratliff, Y. P. Wu, P. H. Hawley // New York, NY, US: Springer Science + Business Media; US, 2009. — P. 23—37.

LITERATURE

1. On the state civil service of the Russian Federation. Federal Law of July 27, 2004 No. 79-FZ // ConsultantPlus [Electronic resource]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_48601/.

2. Russian Federation. President of the Russian Federation (2012 — to present; V. V. Putin). Address of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated January 15, 2020 // ConsultantPlus [Electronic resource]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_342959/.

3. Russian Federation. President of the Russian Federation (2012 — to present; V. V. Putin). On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024: Presidential Decree of May 7, 2018 No. 204 // ConsultantPlus [Electronic resource]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_297432/.

4. Russian Federation. President of the Russian Federation (2012 — to present; V. V. Putin). On the national development goals of the Russian Federation for the period until 2030: Presidential Decree of July 21, 2020 No. 474 // ConsultantPlus [Electronic resource]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_357927/.

УДК 35.088.6

5. Russian Federation. Voronezh region. On the Government of the Voronezh Region : Law of the Voronezh Region dated September 30, 2008 No. 77-OZ // Consortium Code [Electronic resource]. — URL: https://docs.cntd.ru/ document/819072743.

6. Russian Federation. Governor of the Voronezh region. On approval of the Regulations on the management of civil service and personnel of the Government of the Voronezh region: decree of the governor of the Voronezh region dated January 28, 2020 No. 25-u // Consortium Code [Electronic resource]. —URL: https://docs.cntd.ru/ document/561717836.

7. Russian Federation. Government of the Voronezh region. On assessing the professional level of citizens of the Russian Federation (state civil servants) in the Government of the Voronezh Region and the executive bodies of the Voronezh Region: Decree of the Government of the Voronezh Region dated June 7, 2023 No. 417 // Garant [Electronic resource], — URL: https://base.garant.ru/407017370/.

8. Koroleva Y. A. Genesis of socio-psychological competence of the individual: sociogenetic approach / Y. A. Queen // Concept. — 2015. — No. 6. — P. 39 — 44.

9. Stump K. N. Social competence / K. N. Stump, J. M. Ratliff, Y. P. Wu, P. H. Hawley // New York, NY, US: Springer Science + Business Media; US, 2009. — P. 23—37.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Коды JEL: Н 70, 015

Потанина И. В., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры естественно-научных и социальных дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: irina-potanina@yandex.ru; SPIN-код: 8380-8182

Безбабнова О. С., магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (филиал РАНХиГС), г. Воронеж, Россия

E-mail: olga_kondrashova_1994@mail.ru; SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 22.11.2023. Принята к публикации 29.11.2023

Аннотация

Актуальность темы. Развитие государственной службы, а именно подготовка качественно новых и высококвалифицированных кадров, а также развитие уже имеющихся, выступают важнейшим приоритетом Российской Федерации по совершенствованию и актуализации системы государственного управления в ближайшие годы.

Цель. Разработка предложений по совершенствованию профессионального развития государственных служащих в Правительстве Воронежской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.