Научная статья на тему 'Развитие социально-политических напряжений и конфликтов в крупных региональных центрах России (Нижний Новгород - Ярославль)'

Развитие социально-политических напряжений и конфликтов в крупных региональных центрах России (Нижний Новгород - Ярославль) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПОЛИТОЛОГИ ЯРОСЛАВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ П.Г. ДЕМИДОВА / СОЦИАЛЬНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ / КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ / ПРОТЕСТНЫЕ ФОРМЫ КОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / POLITOLOGISTS OF THE YAROSLAVSKY STATE UNIVERSITY BY P.G. DEMIDOV / REGIONAL SOCIAL AND POLITICAL PROCESSES / SOCIAL AND POLITICAL STUDIES / SOCIAL TENSIONS / CONFLICT FACTORS / SOCIAL AND POLITICAL CONFLICTS / CONFLICT MANAGEMENT / PROTEST FORMS OF CONFLICT INTERACTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич

В российских регионах происходят сложные и противоречивые социально-политические процессы, которые требуют постоянного внимания со стороны научного сообщества. Важную роль в исследовании региональных политических процессов призваны сыграть высшие учебные заведения. В статье рассматривается потенциал политологов Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, их опыт проведения мониторинга социальных напряжений в регионе, приводятся результаты исследований конфликтогенных факторов развития социально-политических процессов в региональных центрах Ярославской и Нижегородской областей, рекомендации по использованию полученных результатов органами власти и управления и для дальнейших научных разработок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Головин Юрий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of social and political tensions and conflicts in large regional centers of Russia (Nizhny Novgorod - Yaroslavl)

Russian regions are characterized by the difficult and controversial social and political processes, which require constant monitoring by the scientists. An important role in studying of the regional political processes is allocated to the higher educational institutions. The article discusses the experience of monitoring of the social tensions in the region conducted by the politologists of the Yaroslavsky State University by P.G. Demidov. The article also summarizes the results of studies of conflict factors of the development of the social and political processes in the regional centers of the Yaroslavskaya oblast and the Nizhny Novgorod oblast. The authors also provide recommendations as to the use of the obtained results by authorities and for the further scientific experiments.

Текст научной работы на тему «Развитие социально-политических напряжений и конфликтов в крупных региональных центрах России (Нижний Новгород - Ярославль)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 5

Ю.А. Головин

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ И КОНФЛИКТОВ В КРУПНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИИ (НИЖНИЙ НОВГОРОД - ЯРОСЛАВЛЬ)

В российских регионах происходят сложные и противоречивые социально-политические процессы, которые требуют постоянного внимания со стороны научного сообщества. Важную роль в исследовании региональных политических процессов призваны сыграть высшие учебные заведения. В статье рассматривается потенциал политологов Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, их опыт проведения мониторинга социальных напряжений в регионе, приводятся результаты исследований конфликтогенных факторов развития социально-политических процессов в региональных центрах Ярославской и Нижегородской областей, рекомендации по использованию полученных результатов органами власти и управления и для дальнейших научных разработок.

Ключевые слова: региональные социально-политические процессы, социально-политические исследования, политологи Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, социальные напряжения, конфликтогенные факторы, социально-политические конфликты, управление конфликтами, протестные формы конфликтного взаимодействия.

Региональная конфликтология сегодня все чаще привлекает внимание не только специалистов-конфликтологов, но и руководителей федеральных и региональных органов власти, ведущих политических деятелей, обществоведов. Это объясняется, во-первых, тем, что процесс глобализации влияет не только на общероссийский политический процесс, но и на социально-политическую ситуацию в регионах, поэтому при принятии управленческих решений необходимо более обстоятельно изучать конфликтогенные факторы, связанные с этим процессом.

Во-вторых, региональные органы власти во многом зачастую вынуждены выступать в потенциально конфликтогенной роли посредника между федеральными органами власти, инициирующими порой "непопулярные" реформы, и гражданами, возмущенными этими действиями. Характерной для России тенденцией стало явное стремление федеральных властей перенести ответственность за возникающие конфликты на региональные и местные власти, не делегируя им соответствующие полномочия и не передавая необходимые ресурсы.

В-третьих, практически в каждом регионе преобладает тот или иной тип конфликтов. Диагностика и последующее регулирование та-

ких конфликтов возможны лишь с учетом всей совокупности факторов, определяющих природу, источники, стратегии поведения участников конфликтного взаимодействия в данном регионе. Такая информация может быть получена только в результате полного и тщательного изучения ситуации на месте.

Региональная политическая стабильность имеет большое значение для развития российской государственности, оставаясь важным фактором общеполитической стабильности, поскольку разрастание региональных конфликтов в критической ситуации способно привести к резкой дестабилизации всей политической системы. В этой связи представляется важным и своевременным развитие политологического образования.

В Ярославской области инициатором подготовки специалистов-политологов стал профессор П.Ф. Янкевич, бывший заведующий кафедрой научного коммунизма Ярославского государственного университета. Благодаря его усилиям в Ярославском государственном университете в 1991г. была открыта специальность "Политология" сначала очно-заочная (вечерняя) форма обучения, а затем, в 1992 г., очная форма обучения. Впоследствии были открыты кафедры политологии и социологии в высших учебных заведениях области — Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского, Ярославском государственном техническом университете, Рыбинской государственной авиационной академии и других.

Естественные в период становления новой специальности трудности организационного, научно-теоретического и методического характера несколько смягчались тем, что в начале 1990-х гг. политология как наука и учебная дисциплина стала весьма популярна, появилось много переводной политологической литературы, учебники по политологии.

Первоначально основу читаемых курсов составляли наработки зарубежных политологов. Преподаватели и студенты первых наборов практически одновременно осваивали теорию политики, понятийный аппарат, изучали работы ведущих западных ученых. Интерес к политологическим знаниям, накопленным в США и странах Западной Европы, подкреплялся популярными среди студентов-политологов либеральными идеями и предпочтениями. С первых лет обучения теоретический курс сочетался с формированием практических навыков политической деятельности. Большинство студентов принимали участие в предвыборных кампаниях Е. Мизулиной (Совет Федерации и Государственная дума РФ), многие стали активистами политических партий, преимущественно либерального толка ("Яблоко", СПС).

В ходе освоения государственных образовательных стандартов первого и второго поколений по специальности "Политология" удалось сбалансировать учебный план и содержание читаемых курсов, больше

внимания стало уделяться работам отечественных политологов, исследованию политических процессов в современной России.

Первостепенное значение для формирования учебных планов и программ по специальности "Политология" имеет взаимодействие с учебно-методическим объединением (УМО) по политологии, созданным при Московском университете (председатель В. Коваленко). Мы поддерживаем постоянные контакты с УМО по вопросам учебной и методической работы.

Для подготовки политологов высшей квалификации важную роль играет диссертационный совет по политическим наукам (с 2008 г. докторский), где прошли защиту несколько сотен молодых ученых Ярославской и других областей.

Кафедра социально-политических теорий активно сотрудничает с ведущими академическими центрами России, что позволяет обеспечивать высокий теоретический и прикладной уровень подготовки специалистов-политологов. Существенным вкладом в совершенствование подготовки специалистов-политологов стало создание в январе 2001 г. совместно с Институтом социологии РАН учебно-научного центра по конфликтологии, который с 2002 г. участвует в проведении комплексного исследования социально-политических напряжений и конфликтов в регионах России.

Разработка и реализация научно обоснованной региональной политики предупреждения, прогнозирования и урегулирования основных социальных и политических конфликтов предстает важной исследовательской и практической задачей, поскольку в настоящее время именно регионы (республики, края, области) превращаются едва ли не в основных носителей конфликтного потенциала общества.

Цели пилотажного социологического исследования, проведенного в июне—ноябре 2005 г. в Нижнем Новгороде и Ярославле, были сформулированы следующим образом: уточнение концептуальной схемы становления социального конфликта; выявление и анализ особенностей, динамики и факторов процесса трансформации социальной напряженности в социальный конфликт в крупном региональном центре России.

В выборку были включены значимые для целей исследования группы респондентов, выявленные в ходе предыдущих опросов (1989, 2001, 2002 гг.). В ходе исследования была реализована квотная выборка с целью фиксации и описания различий в ролевых позициях и по возможности в типах личности респондентов. Полученные в ходе социологического исследования данные свидетельствуют о том, что основные показатели, фиксирующие возникновение социального напряжения, находятся в пространстве относительной депривации, сопряженном с резкими изменениями в сфере отношений народа и власти. Эти изменения проявляются прежде всего в утрате доверия к последней. Как в Нижнем Новгороде, так и в Ярославле более высок уровень доверия

президенту РФ. В Ярославле степень доверия губернатору и правоохранительным органам выше, чем в Нижнем Новгороде.

Основным показателем относительной депривации выступает неудовлетворенность различными сторонами жизни. Обращает на себя внимание низкий уровень удовлетворенности опрошенных жизненными перспективами и жизнью в целом. Некоторое исключение составляют представители политических партий и бизнеса, более оптимистично оценивающих свои жизненные перспективы.

Данные опроса показали, что в сознании опрошенных в Нижнем Новгороде доминируют такие проблемы, как плохое благосостояние, низкая зарплата, низкий уровень жизни, нищета, неравномерное распределение доходов. Вторую позицию занимают проблемы "развала", "деградации" экономики и инфраструктуры (транспорт, ТЭК, дороги). На третьем месте проблемы демографии и медицины. Далее идет проблема власти, в частности низкое качество государственного аппарата. В Ярославле проблемы благосостояния отошли на второе место, здесь лидируют проблемы демографии, медицины и безопасности.

Проведенное исследование показало, что, по мнению опрошенных, главную ответственность за возникновение наиболее острых проблем региона несет федеральный центр. В Нижнем Новгороде об этом заявили 38,3% респондентов. Причем в этом едины представители всех групп опрошенных. На региональную исполнительную власть главную ответственность возложили 24,7% респондентов, на органы местного самоуправления — 19,1%. Следует отметить, что представители политических партий основную долю ответственности возлагают на федеральный уровень, тогда как представители бизнеса распределяют ответственность между различными уровнями власти более равномерно.

Анализ результатов исследования показал и возрастающую роль требований, которые адресованы не столько какой-то другой социальной группе, сколько системе власти, ставя, по существу, вопрос о легитимности сложившейся политической системы. Тем самым из пространства конфликта выводятся социальные группы, фактически принимающие решения и легитимизирующие их при помощи официальной власти. Значительная часть респондентов, особенно в Ярославле (29,4%), подчеркнула такую роль СМИ, как "отражение позиции начальства и тех, у кого есть деньги". В Нижнем Новгороде значительная часть опрошенных (33,3%) отметила такую роль СМИ, как представление реальной возможности открытого обсуждения конфликтной ситуации и путей выхода из нее. И в том и в другом городе примерно каждый пятый респондент отметил, что СМИ провоцируют обострение конфликтов за счет публикации вздорных слухов и сенсаций. Обращает на себя внимание редкое единодушие опрошенных, отметивших "нулевую" роль региональных и местных СМИ в деле защиты интересов "простых" людей.

В качестве источника социальных конфликтов опрошенные наиболее часто называют раскол общества на бедных и богатых, отсутствие равенства всех перед законом, несовершенство законодательства, правовую безнаказанность и криминализацию всех сфер жизни. Если попытаться дать определение общественному строю, для которого наиболее характерны указанные источники конфликтов, оно может быть сведено к формуле "бандитский капитализм". Успешному разрешению социальных конфликтов, по мнению опрошенных, мешает, с одной стороны (и в первую очередь), стремление части социальных субъектов действовать исходя только из своих интересов, с другой стороны — плохое знание законов и своих прав большинством населения. Ситуация может быть также описана и как неразвитость гражданского общества вследствие массированного проникновения криминала во все без исключения сферы российского общества и неслыханного роста коррупции.

В ходе исследования выявлено в целом положительное отношение к конфликтам значительного большинства опрошенных. Не менее 90% респондентов считают, что конфликты в жизни естественны и неизбежны, более 60% согласны с тем, что они необходимы, более 90% имеют опыт участия в конфликтах, почти каждый четвертый участвует в них часто. Эти данные убедительно подтверждают наше предположение о повышенной конфликтности групп, попавших в выборку.

Большинство опрошенных (Нижний Новгород — 56,8%, Ярославль — 49%) считают массовые действия протеста способом защиты "простых" людей. Вместе с тем значительная часть опрошенных отметила, что такие действия усиливают социальную напряженность. В ходе опроса зафиксирована близость позиций власти и бизнеса по отношению к массовым действиям протеста. При этом их точка зрения по данному вопросу существенно отличается от позиции политических партий и других представителей гражданского общества. Представители СМИ занимают некую промежуточную позицию между указанными группами, что в принципе соответствует их роли "ретрансляторов" общественного мнения.

Для эффективного разрешения социальных конфликтов в регионе, по мнению опрошенных в Нижнем Новгороде и Ярославле, необходимы прежде всего реальное повышение уровня и качества жизни населения, защита прав и свобод граждан и обуздание преступности. По существу, эта позиция полностью совпадает с той, которая была зафиксирована в процессе иерархизации наиболее острых проблем двух городов.

Наиболее популярной формой протеста среди опрошенных являются различные обращения и заявления, критика, агитация против власти. На первом месте по числу обращений — суд и правоохранительные органы, на третьем — власть. Силовые методы наименее популярны, особенно среди представителей профсоюзов и бизнеса. Ис-

пользуя эти особенности протестной активности, российским политико-административным элитам в последние годы удавалось легко уходить от ответственности за существующую в стране социально-экономическую ситуацию, перекладывая ее на другие политические силы или перераспределяя ее между различными уровнями властной "вертикали".

В ходе исследования в основном нашла подтверждение гипотеза, в соответствии с которой процесс трансформации социальной напряженности в социальный конфликт в разных группах имеет отличительные особенности: высокий уровень неудовлетворенности не всегда трансформируется в соответствующий уровень социальной напряженности и далее — в соответствующий уровень конфликтности.

Разнообразие сценариев трансформации социальных напряжений в социальные конфликты в условиях крупного регионального центра позволяет предположить, что одним из наиболее перспективных способов управления социально-политическим конфликтом в крупном городе является оптимизация социальной напряженности, предполагающая изучение в мониторинговом режиме не только состава и структуры этих социальных явлений, но и процессов их становления, взаимопревращения, последовательности и соотнесенности в социальном пространстве.

Фактор мотивации политического действия в политико-управленческом процессе является одним из наиболее сложных для научного анализа и в то же время значимых для развития политической системы. Интерес к мотивации в политике усиливается в переломные периоды истории общества, когда его институциональная структура претерпевает ломку, а многие факты и тенденции общественной и политической жизни не могут быть объяснены сложившимися ранее структурными и институциональными взаимозависимостями. Модели этих взаимодействий сами по себе превращаются в важные структурные характеристики политико-управленческого процесса и представляют особый интерес для процесса управления социально-политическими конфликтами.

При управлении конфликтом важными элементами являются прогнозирование, предупреждение и различные способы его урегулирования. Управлению подлежат не только собственно конфликт, но и его среда, условия, а также люди, группы и институты, причастные к нему. В конфликте действуют люди, наделенные собственным сознанием и волей. К тому же их поведение не всегда и не во всем является безусловно рациональным, в нем многое основано на бессознательном, в том числе коллективном бессознательном, ментальности, эмоциях и других иррациональных факторах.

Предметом особого внимания, средством ослабления или усиления конфликтного поведения оказываются личные характеристики (политические, нравственные и другие, вплоть до физического здоровья) лидеров, лиц, принимающих решения и, следовательно, оказы-

вающих определяющее влияние на ход конфликта. В рамках комплекса разнородных и вместе с тем связанных между собой внутренних побуждений (мотивов) к активным действиям в определенном направлении, свойственных отдельному человеку или группе людей, существуют доминирующие и подчиненные побуждения.

В ходе исследования конфликтогенных факторов в социально-политической сфере выявлено, что процесс трансформации нашего общества сопровождается усилением социальной напряженности среди различных категорий граждан. Основными причинами возможного конфликтного поведения сегодня являются: социально-экономические проблемы в стране и городе, несоблюдение декларированных конституционных прав, ощущение социальной бесперспективности, одновременное проведение социально-экономических и политических реформ без соответствующих четких нормативных документов, снижение уровня жизни значительной части населения. Выявленные в исследовании доминирующие социально-экономические, социально-политические факторы, обусловливающие конфликтогенность, требуют обязательного учета в рамках управленческих воздействий.

Анализ опыта политического управления в конфликтных ситуациях, его положительных и отрицательных сторон требует расширения ныне признанного теорией и практикой комплекса конфликтогенных факторов или движущих сил возникновения и обострения конфликтных ситуаций. Потенциал и сила управленческого пресса зависит во многом от формы его осуществления, которое может выражаться в непосредственном воздействии, перегруппировки сил или дезинформировании о возможностях участников происходящих событий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Отчет о результатах социологического исследования: "Социальные напряжения и конфликты в крупных региональных центрах России (Нижний Новгород — Ярославль)". М.: Институт социологии РАН, Центр конфликтологии, 2007.

2.Статистика обращений граждан России в МОО "Комитет по борьбе с коррупцией" [Текст] // Антикоррупционер / 2009. № 4. С.11—16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.