ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2010. № 5
Ю.А. Головин
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ И КОНФЛИКТОВ В КРУПНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИИ (НИЖНИЙ НОВГОРОД - ЯРОСЛАВЛЬ)
В российских регионах происходят сложные и противоречивые социально-политические процессы, которые требуют постоянного внимания со стороны научного сообщества. Важную роль в исследовании региональных политических процессов призваны сыграть высшие учебные заведения. В статье рассматривается потенциал политологов Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, их опыт проведения мониторинга социальных напряжений в регионе, приводятся результаты исследований конфликтогенных факторов развития социально-политических процессов в региональных центрах Ярославской и Нижегородской областей, рекомендации по использованию полученных результатов органами власти и управления и для дальнейших научных разработок.
Ключевые слова: региональные социально-политические процессы, социально-политические исследования, политологи Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова, социальные напряжения, конфликтогенные факторы, социально-политические конфликты, управление конфликтами, протестные формы конфликтного взаимодействия.
Региональная конфликтология сегодня все чаще привлекает внимание не только специалистов-конфликтологов, но и руководителей федеральных и региональных органов власти, ведущих политических деятелей, обществоведов. Это объясняется, во-первых, тем, что процесс глобализации влияет не только на общероссийский политический процесс, но и на социально-политическую ситуацию в регионах, поэтому при принятии управленческих решений необходимо более обстоятельно изучать конфликтогенные факторы, связанные с этим процессом.
Во-вторых, региональные органы власти во многом зачастую вынуждены выступать в потенциально конфликтогенной роли посредника между федеральными органами власти, инициирующими порой "непопулярные" реформы, и гражданами, возмущенными этими действиями. Характерной для России тенденцией стало явное стремление федеральных властей перенести ответственность за возникающие конфликты на региональные и местные власти, не делегируя им соответствующие полномочия и не передавая необходимые ресурсы.
В-третьих, практически в каждом регионе преобладает тот или иной тип конфликтов. Диагностика и последующее регулирование та-
ких конфликтов возможны лишь с учетом всей совокупности факторов, определяющих природу, источники, стратегии поведения участников конфликтного взаимодействия в данном регионе. Такая информация может быть получена только в результате полного и тщательного изучения ситуации на месте.
Региональная политическая стабильность имеет большое значение для развития российской государственности, оставаясь важным фактором общеполитической стабильности, поскольку разрастание региональных конфликтов в критической ситуации способно привести к резкой дестабилизации всей политической системы. В этой связи представляется важным и своевременным развитие политологического образования.
В Ярославской области инициатором подготовки специалистов-политологов стал профессор П.Ф. Янкевич, бывший заведующий кафедрой научного коммунизма Ярославского государственного университета. Благодаря его усилиям в Ярославском государственном университете в 1991г. была открыта специальность "Политология" сначала очно-заочная (вечерняя) форма обучения, а затем, в 1992 г., очная форма обучения. Впоследствии были открыты кафедры политологии и социологии в высших учебных заведениях области — Ярославском государственном педагогическом университете имени К.Д. Ушинского, Ярославском государственном техническом университете, Рыбинской государственной авиационной академии и других.
Естественные в период становления новой специальности трудности организационного, научно-теоретического и методического характера несколько смягчались тем, что в начале 1990-х гг. политология как наука и учебная дисциплина стала весьма популярна, появилось много переводной политологической литературы, учебники по политологии.
Первоначально основу читаемых курсов составляли наработки зарубежных политологов. Преподаватели и студенты первых наборов практически одновременно осваивали теорию политики, понятийный аппарат, изучали работы ведущих западных ученых. Интерес к политологическим знаниям, накопленным в США и странах Западной Европы, подкреплялся популярными среди студентов-политологов либеральными идеями и предпочтениями. С первых лет обучения теоретический курс сочетался с формированием практических навыков политической деятельности. Большинство студентов принимали участие в предвыборных кампаниях Е. Мизулиной (Совет Федерации и Государственная дума РФ), многие стали активистами политических партий, преимущественно либерального толка ("Яблоко", СПС).
В ходе освоения государственных образовательных стандартов первого и второго поколений по специальности "Политология" удалось сбалансировать учебный план и содержание читаемых курсов, больше
внимания стало уделяться работам отечественных политологов, исследованию политических процессов в современной России.
Первостепенное значение для формирования учебных планов и программ по специальности "Политология" имеет взаимодействие с учебно-методическим объединением (УМО) по политологии, созданным при Московском университете (председатель В. Коваленко). Мы поддерживаем постоянные контакты с УМО по вопросам учебной и методической работы.
Для подготовки политологов высшей квалификации важную роль играет диссертационный совет по политическим наукам (с 2008 г. докторский), где прошли защиту несколько сотен молодых ученых Ярославской и других областей.
Кафедра социально-политических теорий активно сотрудничает с ведущими академическими центрами России, что позволяет обеспечивать высокий теоретический и прикладной уровень подготовки специалистов-политологов. Существенным вкладом в совершенствование подготовки специалистов-политологов стало создание в январе 2001 г. совместно с Институтом социологии РАН учебно-научного центра по конфликтологии, который с 2002 г. участвует в проведении комплексного исследования социально-политических напряжений и конфликтов в регионах России.
Разработка и реализация научно обоснованной региональной политики предупреждения, прогнозирования и урегулирования основных социальных и политических конфликтов предстает важной исследовательской и практической задачей, поскольку в настоящее время именно регионы (республики, края, области) превращаются едва ли не в основных носителей конфликтного потенциала общества.
Цели пилотажного социологического исследования, проведенного в июне—ноябре 2005 г. в Нижнем Новгороде и Ярославле, были сформулированы следующим образом: уточнение концептуальной схемы становления социального конфликта; выявление и анализ особенностей, динамики и факторов процесса трансформации социальной напряженности в социальный конфликт в крупном региональном центре России.
В выборку были включены значимые для целей исследования группы респондентов, выявленные в ходе предыдущих опросов (1989, 2001, 2002 гг.). В ходе исследования была реализована квотная выборка с целью фиксации и описания различий в ролевых позициях и по возможности в типах личности респондентов. Полученные в ходе социологического исследования данные свидетельствуют о том, что основные показатели, фиксирующие возникновение социального напряжения, находятся в пространстве относительной депривации, сопряженном с резкими изменениями в сфере отношений народа и власти. Эти изменения проявляются прежде всего в утрате доверия к последней. Как в Нижнем Новгороде, так и в Ярославле более высок уровень доверия
президенту РФ. В Ярославле степень доверия губернатору и правоохранительным органам выше, чем в Нижнем Новгороде.
Основным показателем относительной депривации выступает неудовлетворенность различными сторонами жизни. Обращает на себя внимание низкий уровень удовлетворенности опрошенных жизненными перспективами и жизнью в целом. Некоторое исключение составляют представители политических партий и бизнеса, более оптимистично оценивающих свои жизненные перспективы.
Данные опроса показали, что в сознании опрошенных в Нижнем Новгороде доминируют такие проблемы, как плохое благосостояние, низкая зарплата, низкий уровень жизни, нищета, неравномерное распределение доходов. Вторую позицию занимают проблемы "развала", "деградации" экономики и инфраструктуры (транспорт, ТЭК, дороги). На третьем месте проблемы демографии и медицины. Далее идет проблема власти, в частности низкое качество государственного аппарата. В Ярославле проблемы благосостояния отошли на второе место, здесь лидируют проблемы демографии, медицины и безопасности.
Проведенное исследование показало, что, по мнению опрошенных, главную ответственность за возникновение наиболее острых проблем региона несет федеральный центр. В Нижнем Новгороде об этом заявили 38,3% респондентов. Причем в этом едины представители всех групп опрошенных. На региональную исполнительную власть главную ответственность возложили 24,7% респондентов, на органы местного самоуправления — 19,1%. Следует отметить, что представители политических партий основную долю ответственности возлагают на федеральный уровень, тогда как представители бизнеса распределяют ответственность между различными уровнями власти более равномерно.
Анализ результатов исследования показал и возрастающую роль требований, которые адресованы не столько какой-то другой социальной группе, сколько системе власти, ставя, по существу, вопрос о легитимности сложившейся политической системы. Тем самым из пространства конфликта выводятся социальные группы, фактически принимающие решения и легитимизирующие их при помощи официальной власти. Значительная часть респондентов, особенно в Ярославле (29,4%), подчеркнула такую роль СМИ, как "отражение позиции начальства и тех, у кого есть деньги". В Нижнем Новгороде значительная часть опрошенных (33,3%) отметила такую роль СМИ, как представление реальной возможности открытого обсуждения конфликтной ситуации и путей выхода из нее. И в том и в другом городе примерно каждый пятый респондент отметил, что СМИ провоцируют обострение конфликтов за счет публикации вздорных слухов и сенсаций. Обращает на себя внимание редкое единодушие опрошенных, отметивших "нулевую" роль региональных и местных СМИ в деле защиты интересов "простых" людей.
В качестве источника социальных конфликтов опрошенные наиболее часто называют раскол общества на бедных и богатых, отсутствие равенства всех перед законом, несовершенство законодательства, правовую безнаказанность и криминализацию всех сфер жизни. Если попытаться дать определение общественному строю, для которого наиболее характерны указанные источники конфликтов, оно может быть сведено к формуле "бандитский капитализм". Успешному разрешению социальных конфликтов, по мнению опрошенных, мешает, с одной стороны (и в первую очередь), стремление части социальных субъектов действовать исходя только из своих интересов, с другой стороны — плохое знание законов и своих прав большинством населения. Ситуация может быть также описана и как неразвитость гражданского общества вследствие массированного проникновения криминала во все без исключения сферы российского общества и неслыханного роста коррупции.
В ходе исследования выявлено в целом положительное отношение к конфликтам значительного большинства опрошенных. Не менее 90% респондентов считают, что конфликты в жизни естественны и неизбежны, более 60% согласны с тем, что они необходимы, более 90% имеют опыт участия в конфликтах, почти каждый четвертый участвует в них часто. Эти данные убедительно подтверждают наше предположение о повышенной конфликтности групп, попавших в выборку.
Большинство опрошенных (Нижний Новгород — 56,8%, Ярославль — 49%) считают массовые действия протеста способом защиты "простых" людей. Вместе с тем значительная часть опрошенных отметила, что такие действия усиливают социальную напряженность. В ходе опроса зафиксирована близость позиций власти и бизнеса по отношению к массовым действиям протеста. При этом их точка зрения по данному вопросу существенно отличается от позиции политических партий и других представителей гражданского общества. Представители СМИ занимают некую промежуточную позицию между указанными группами, что в принципе соответствует их роли "ретрансляторов" общественного мнения.
Для эффективного разрешения социальных конфликтов в регионе, по мнению опрошенных в Нижнем Новгороде и Ярославле, необходимы прежде всего реальное повышение уровня и качества жизни населения, защита прав и свобод граждан и обуздание преступности. По существу, эта позиция полностью совпадает с той, которая была зафиксирована в процессе иерархизации наиболее острых проблем двух городов.
Наиболее популярной формой протеста среди опрошенных являются различные обращения и заявления, критика, агитация против власти. На первом месте по числу обращений — суд и правоохранительные органы, на третьем — власть. Силовые методы наименее популярны, особенно среди представителей профсоюзов и бизнеса. Ис-
пользуя эти особенности протестной активности, российским политико-административным элитам в последние годы удавалось легко уходить от ответственности за существующую в стране социально-экономическую ситуацию, перекладывая ее на другие политические силы или перераспределяя ее между различными уровнями властной "вертикали".
В ходе исследования в основном нашла подтверждение гипотеза, в соответствии с которой процесс трансформации социальной напряженности в социальный конфликт в разных группах имеет отличительные особенности: высокий уровень неудовлетворенности не всегда трансформируется в соответствующий уровень социальной напряженности и далее — в соответствующий уровень конфликтности.
Разнообразие сценариев трансформации социальных напряжений в социальные конфликты в условиях крупного регионального центра позволяет предположить, что одним из наиболее перспективных способов управления социально-политическим конфликтом в крупном городе является оптимизация социальной напряженности, предполагающая изучение в мониторинговом режиме не только состава и структуры этих социальных явлений, но и процессов их становления, взаимопревращения, последовательности и соотнесенности в социальном пространстве.
Фактор мотивации политического действия в политико-управленческом процессе является одним из наиболее сложных для научного анализа и в то же время значимых для развития политической системы. Интерес к мотивации в политике усиливается в переломные периоды истории общества, когда его институциональная структура претерпевает ломку, а многие факты и тенденции общественной и политической жизни не могут быть объяснены сложившимися ранее структурными и институциональными взаимозависимостями. Модели этих взаимодействий сами по себе превращаются в важные структурные характеристики политико-управленческого процесса и представляют особый интерес для процесса управления социально-политическими конфликтами.
При управлении конфликтом важными элементами являются прогнозирование, предупреждение и различные способы его урегулирования. Управлению подлежат не только собственно конфликт, но и его среда, условия, а также люди, группы и институты, причастные к нему. В конфликте действуют люди, наделенные собственным сознанием и волей. К тому же их поведение не всегда и не во всем является безусловно рациональным, в нем многое основано на бессознательном, в том числе коллективном бессознательном, ментальности, эмоциях и других иррациональных факторах.
Предметом особого внимания, средством ослабления или усиления конфликтного поведения оказываются личные характеристики (политические, нравственные и другие, вплоть до физического здоровья) лидеров, лиц, принимающих решения и, следовательно, оказы-
вающих определяющее влияние на ход конфликта. В рамках комплекса разнородных и вместе с тем связанных между собой внутренних побуждений (мотивов) к активным действиям в определенном направлении, свойственных отдельному человеку или группе людей, существуют доминирующие и подчиненные побуждения.
В ходе исследования конфликтогенных факторов в социально-политической сфере выявлено, что процесс трансформации нашего общества сопровождается усилением социальной напряженности среди различных категорий граждан. Основными причинами возможного конфликтного поведения сегодня являются: социально-экономические проблемы в стране и городе, несоблюдение декларированных конституционных прав, ощущение социальной бесперспективности, одновременное проведение социально-экономических и политических реформ без соответствующих четких нормативных документов, снижение уровня жизни значительной части населения. Выявленные в исследовании доминирующие социально-экономические, социально-политические факторы, обусловливающие конфликтогенность, требуют обязательного учета в рамках управленческих воздействий.
Анализ опыта политического управления в конфликтных ситуациях, его положительных и отрицательных сторон требует расширения ныне признанного теорией и практикой комплекса конфликтогенных факторов или движущих сил возникновения и обострения конфликтных ситуаций. Потенциал и сила управленческого пресса зависит во многом от формы его осуществления, которое может выражаться в непосредственном воздействии, перегруппировки сил или дезинформировании о возможностях участников происходящих событий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Отчет о результатах социологического исследования: "Социальные напряжения и конфликты в крупных региональных центрах России (Нижний Новгород — Ярославль)". М.: Институт социологии РАН, Центр конфликтологии, 2007.
2.Статистика обращений граждан России в МОО "Комитет по борьбе с коррупцией" [Текст] // Антикоррупционер / 2009. № 4. С.11—16.