try: towards Environmentally Sustainable development (1995) [Электронный ресурс] // The World Tourism Organization (UNWTO) website. - Режим доступа: www.world-tourism.org/sustainable/publications.htm.
5. Resolution A/RES/406(XIII) of the thirteenth WTO General Assembly (Santiago, October 1999): Global Code of Ethics for Tourism [Электронный ресурс] // The Global Development Research Center website. - Режим доступа: www.gdrc.org/uem/eco-tour/principles.html.
6. The Quebec Declaration on Ecotourism (2002) [Электронный ресурс] // The Global Development Research Center. - Режим доступа: www.gdrc.org/ uem/eco-tour/quebec-declaration.pdf.
7. Концепция областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 гг. // Сайт Комитета по туризму ЯО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.adm.yar.ru/econom/pr_tr/ tourism/tur_zakon.html.
8. Постановление Правительства Ярославской области от 14.08.2009 № 850-п «О координационном совете по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера в Ярославской области» [Электронный ресурс] // Сайт Комитета по туризму ЯО. - Режим доступа : www.adm.yar.ru/econom/ pr_tr/tourism/tur_zakon.html.
9. Природоохранная стратегия зоопарка на 2008-2018 гг. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Ярославского зоопарка. - Режим доступа: www.yaroslavlzoo.ru/ru/sustainable_development.html.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ
В Г. СУРГУТЕ
© Лубенец М.Ю.*
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
В статье дано развернутое определение понятия «социально-культурная анимация», рассмотрены основные направления, выявлены формы анимации для молодежи в Сургута.
Анимация - одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений современной социально-культурной деятельности, которая предполагает реализацию программ творческой реабилитации, активного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.
Принципиальная новизна анимационной деятельности проявляется в целях, задачах и прикладных технологиях, определяющих процесс опти-
* Ассистент кафедры Социально-художественного образования.
мизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений, развитие духовно-творческих качеств личности.
Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» - оживлять, одушевлять. Понятие «анимация», с одной стороны, характеризует цели анимационной деятельности, выявляет ее одухотворяющий, консолидирующий характер, а с другой - обозначает собственно духовный аспект взаимоотношений, наполненных подлинным сочувствием, сопереживанием, содействием в процессе анимационной деятельности, а также определяет психолого-педагогические подходы, основанные на глубинном обращении к высшим духовным ценностям истины, добра, красоты [1, с. 29-31].
Среди основных принципов, на основе которых выстраивается анимационная работа, можно выделить следующее:
1. человек должен изучаться и приниматься в его целостности;
2. каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
3. человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью;
4. человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
5. человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации которые являются частью его природы;
6. человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
7. человек - это активное, интенциональное, стремящееся к самоактуализации, творческое существо.
Социально-культурная анимация считается особым видом социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, которая основана на базе современных технологий (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих решение проблем социального и культурного отчуждения. Социально-культурная анимация сконцентрирована на личности человека, полностью ориентируясь на формирование ее самостоятельности и активности.
Анимационная работа может решить комплекс взаимосвязанных задач:
- комплексная оценка кризисной ситуации, помощь в осознании индивидом ценностного подтекста;
- помощь в определении и осознании того, каким способом действия в конкретной ситуации воспользоваться при достижении желаемой цели;
- подведение личности к необходимости осознания иррационального подтекста ситуации, т.е. сил, которые стоят за открыто проявленным желанием, осознание собственных неосознанных желаний;
- выявление и помощь при осознании реальных возможностей, между которыми есть выбор;
- помощь в осознании последствий, которые могут повлечь за собой решение в том или другом случае;
- приведение человека к осознанности того, что осознание как таковое не меняет кризисной ситуации без особого желания действовать [1, с. 33].
Социально-культурная анимация имеет гуманистическую направленность, так как предметом ее является личность, способная к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию.
Социально-культурная анимация проводит не только оказание психологической, психотерапевтической поддержки нуждающимся в этом категориям граждан, она так же предлагает условия и методы для конструктивного выхода личности из сложной жизненной ситуации. Применяя технологии социально-культурной анимации на практике возможно получить комплексную оценку кризисной ситуации, определение наиболее конструктивных способов поведения в ней для достижения поставленной цели [2, с. 18].
На сегодняшний день в Сургуте самые популярные типы анимационных программ: игровые, основанные на ведущем организационном методе игры; конкурсно-игровые и конкурсно-зрелищные, в которых ведущим типологическим признаком выступает метод соревнования; фольклорные и зрелищно-театрализованные, в основе организации которых лежит метод театрализации; художественно-публицистические, основным организующим методом которых выступает метод иллюстрации; танцевально-развлекательные, основанные на методе ритмического движения; спортивно-оздоровительные, в основе технологической организации которых лежит метод физической релаксации и рекреации.
На 2011 г. в план-сетке мероприятий комитета молодежной политики г. Сургута запланировано 43 мероприятия, все они равномерно распределены на весь календарный год. Таким образом, в летний период будет проводиться 29 % запланированных мероприятий, зимой и осенью по 27 % и весной всего 17 % мероприятий соответственно. Все мероприятия запланированы таким образом, чтобы каждое из направлений (патриотическое, спортивное, культурно-досуговое, образовательное) было представлено примерно в равных долях по отношению друг к другу. Среди них, мероприятия, не имеющие аналогов в России - военно-патриотическая игра «Полигон», «Парад колясок», арт-фестиваль «Среда обитания». Все эти мероприятия направлены на формирование художественного вкуса и развитие личностных качеств молодежи. Ежегодно в мероприятиях, проводимых Департаментом культуры, молодежной политики и спорта участвует около 10 тыс. студентов [3].
В Сургуте постоянно успешно внедряются новые виды анимационных программ:
- конкурсы - «Дебют первокурсника», «Команда», «Планета X», «Педагогический дебют», конкурсы профессионального мастерства, конкурс лучших научных трудов, конкурс визуального юмора «Карикатурум», «Золотое будущее Югры». Основоположниками конкурсной деятельности в Сургуте стали 3 городских учреждения - ИКЦ «Старый Сургут», телекомпания «СургутИнформТВ», «Музейный комплекс»;
- ток-шоу - «Stud Land», «История надежды», «Маяковка 16». Развитие данного вида культурно-досуговых программ в первую очередь поддержала телекомпания «СургутИнформТВ» и в 2000 г. запустила свой первый проект «Маяковка 16»;
- фестивали - «Золотая осень», «Соцветие», «КВН», «Студенческая весна». Данный вид культурно-досуговых мероприятий впервые стали практиковать в ИКЦ «Старый Сургут», как правило, все проводимые фестивали несут сразу несколько функций - воспитательную, образовательную и развлекательную [4].
Сегодня в городе все большее число молодых людей предпочитает интеллектуально-развивающие формы досуга (посещение выставок, участие в региональных и всероссийских форумах), а так же участие в флэш-мо-бах и арт-вечеринках.
Комитет молодежной политики Администрации города Сургута постоянно анализирует динамику развития анимационной работы и в планировании своей деятельности ориентируется на постоянно изменяющиеся формы и виды анимационных программ. Так, например, для развития художественного творчества и дизайна в феврале 2009 г. в Сургуте был открыт Центр молодежного дизайна, осуществляющий свою деятельность сразу по нескольким направлениям.
Важной особенностью анимации в Сургуте является развитие неин-ституцианальных форм, то есть все большее количество молодых людей выбирает «не форматные» виды занятий - экстремальные виды спорта, форумы. По сравнению с 2008 г. интеллектуально-активные формы анимации в Сургуте выросли на 17 %, а количество массовых праздников и фестивалей на 9 %. Именно поэтому в городе постоянно развивается и реорганизуется сеть культурно-досуговых учреждений [5].
Все созданные формы анимации для организации мероприятий по работе с молодежью, прежде всего, направлены на организацию продуктивной занятости, формирование активной жизненной позиции, ответственного гражданского поведения, первичную профилактику подростковой преступности и асоциального поведения в молодежной среде.
Список литературы:
1. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И.Н. Ерошенков. - М.: НГИК, 2004. - 32 с.
2. Культурно-досуговая деятельность: учебное пособие / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. - М.: Издательство МГУК, 1999. - 48 с.
3. Культурно-досуговые учреждения г. Сургута [Электронный ресурс]. -Режим доступа: ^'^'теа^8иг^1.ги/агсЫуе.рЬр?1ор=100010.ги (12.02.2009).
4. Афиша мероприятий города Сургута [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.portal.surguta.ru (27.01.2009).
5. Социологическое исследование культурной среды города Сургута 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.admsurgut.ru/archi-уе.рИр?йр=100010) (20.11.2008).
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ В ТУРИСТСКО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ ЗОНУ «КАМСКИЕ ПОЛЯНЫ»
© Херувимова A.A.*
Волжско-Камский филиал Российской международной академии туризма,
г. Набережные Челны
В современном мире люди достигли той стадии, когда на первое место выходит желание получить во время своих путешествий новые впечатления, ощущения, какой-то новый опыт. Одним из вариантов таких путешествий как раз может являться экологический туризм. В связи с этим организация на территории Республики Татарстан природного парка может стать перспективным направлением для привлечения туристов.
25 августа 2008 г. был принят Указ Президента Республики Татарстан Минтимера Шариповича Шаймиева «О создании в Республике Татарстан туристско-оздоровительного парка «Камские Поляны», касающийся развития туристской инфраструктуры 5 муниципальных районов. На территориях Нижнекамского, Мамадышского, Елабужского, Чистопольского и Рыбно-Слободского районов планируется создать целый комплекс туристско-рекреационных объектов. Учитывая разнообразие флоры и фауны, ландшафта, наличие богатых водных ресурсов, охранных территорий, в проекте предпочтение будет отдано экологическому туризму.
Выбор данного направления можно назвать перспективным. Данные ВТО показывают, что в последние 20 лет наметился сдвиг туризма в сторону развивающихся стран. При этом туристы предпочитают именно те страны, которые имеют наиболее разнообразную флору, фауну, экосисте-
* Старший преподаватель.