Международное право
РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КНР В ОБЛАСТИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЗВЕРЯНСКАЯ Лариса Павловна,
прикрепленное лицо Института государства и права Российской академии наук, стажер адвоката Иркутской областной коллегии адвокатов. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию тенденций развития сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области правового обеспечения международной информационной безопасности. Рассматриваются направления правового обеспечения международной информационной безопасности при построении информационного общества, совершенствования информационного законодательства России и Китая.
Abstract: The article is devoted to the study of the development of cooperation between the Russian Federation and the People's Republic of China in the field of legal support for international information security. The directions of legal maintenance of international information security are considered when building an information society, improving the information legislation of Russia and China.
Ключевые слова: Информационная безопасность, международная информационная безопасность, Китайская Народная Республика, Российская Федерация.
Keywords: Information security, international information security, legislative regulation, People's Republic of China, Russian Federation.
Конец XX и начало XXI вв. характеризуются новым этапом научно-технической революции, внедрением во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ), создающих необходимый фундамент для перехода к информационному обществу и оказывающих огромное влияние на все аспекты жизни общества, личности и государства [15, С.2].
Информационно-технические инновации не только значительно расширили возможности управления государством, развития информационного обмена, электронной торговли, военного потенциала, но и повлекли за собой появление новых угроз в сфере национальной и международной информационной безопасности (далее - МИБ). Появление и беспрецедентный рост количества информационных преступлений, использование ИКТ в качестве информационного оружия, кибершпионаж, угроза кибервойны, кибертерроризма являются актуальными проблемами всего мирового сообщества.
Новые угрозы определяют стратегические цели обеспечения устойчивого развития современного мира, информационного пространства, решение которых возможно лишь при условии объединения международных усилий всех государств. В связи с чем повышается важность построения системы МИБ не только в глобальном масштабе, но и на двустороннем, многостороннем, региональном уровнях на основе применения международно-правовых механизмов и средств.
В настоящее время динамично развиваются процессы накопления международного опыта в сфере обеспечения информационной безопасности особенно в рамках
деятельности таких международных организаций, как ООН, Совет Европы, Европейский Союз, БРИКС, ШОС, ЕАЭС, СНГ, Союзного государства Республики Беларусь и России и др. [14, С.117]
Особого внимания, в современных сложных внешнеполитических и экономических условиях, заслуживает активно развивающееся позитивное сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области обеспечения МИБ, которое имеет стратегическое значение не только для двух государств, но и носит глобальный характер по определению международных приоритетов, поиску механизмов регулирования и решения международных проблем в области международной информационной безопасности (в рамках ООН, ШОС, БРИКС, АТЭС, «3-20»).
Отсчет российско-китайского сотрудничества в области МИБ можно начать с момента подписания Председателем КНР Цзян Цзэминем и Президентом РФ В.В. Путиным в июле 2001 г. Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором на законодательном уровне закреплено состояние «добрососедских, партнерских и дружеских отношений» [2].
Договором были определены различные области сотрудничества, а именно торгово-экономическая, военно-техническая, научно-техническая, энергетическая, финансовая, космическая, сфера информационных технологий и др. Также утверждены положения о развитии обмена и сотрудничества в области культуры, образования, здравоохранения, информации, туризма, спорта и права, обеспечения защиты интеллектуальной собственности, в том чис-
ле авторских и смежных прав, в соответствии с национальным законодательством и международными договорами.
Сегодня представляется особенно важным многовекторный характер российско-китайского сотрудничества в сфере МИБ, которое осуществляется в рамках таких региональных форматов как ШОС, БРИКС, ООН, а также двустороннем формате, и в рамках Международного Ин-фофорума.
Так, в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества, 16 июня 2009 года в Екатеринбурге, было заключено Соглашение между правительствами государств -членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [4].
Соглашением были обозначены основные угрозы в области обеспечения МИБ, такие как разработка и применение информационного оружия, подготовка и ведение информационной войны; информационный терроризм; информационная преступность; использование доминирующего положения в информационном пространстве в ущерб интересам и безопасности других государств; распространение информации, наносящей вред общественно-политической и социально-экономической системам, духовной, нравственной и культурной среде других государств; угрозы безопасному, стабильному функционированию глобальных и национальных информационных инфраструктур, имеющие природный и (или) техногенный характер.
Соглашение предусматривает координацию действий, оказание взаимной поддержки и налаживание тесного сотрудничества по обеспечению МИБ. Уникальность документа заключается в том, что он впервые в международно-правовом плане определяет наличие и существо конкретных угроз в области МИБ, а также основные направления, принципы, формы и механизмы сотрудничества сторон в этой сфере [3].
Одним из результатов реализации сотрудничества в области МИБ стало представление на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от имени государств-членов ШОС, в качестве официального документа ООН проекта «Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности» (2011г.) и обновленной редакции указанных правил на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в (2015г.) [9].
Ключевой особенностью инициативы ШОС является ее миротворческий характер. В отличие от концепций, предполагающих регулирование кибервойн (США), документ нацелен на предотвращение конфликтов в информационном пространстве. В нем закреплены обязанности государств не применять ИКТ в целях нарушения международного мира и безопасности, а также для вмешательства
во внутренние дела других государств и подрыва их политической, экономической и социальной стабильности. Кроме того, проект «Правил поведения» предусматривают обязательство государств воздерживаться от применения силы или угрозы силой в ходе разрешения международных споров, возникающих в цифровой сфере.
8 мая 2015г. между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой было подписано двустороннее Соглашение о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [5]. В данном Соглашении определены основные угрозы в области обеспечения международной информационной безопасности, основные направления, принципы, формы и механизмы сотрудничества государств.
Следует согласиться с Т. А. Поляковой, что подписание Соглашения выводит сотрудничество в этой области на качественно новый уровень прикладного характера, диалог заинтересованных ведомств, совместное реагирование на острые угрозы, включая противодействие использованию ИКТ в нарушении принципов международного права, в том числе для вмешательства во внутренние дела государства [16, С.16].
В соответствии с Соглашением, государства должны совместно реагировать на наиболее острые угрозы МИБ: использование ИКТ в террористических целях, для вмешательства во внутренние дела государств, подрыва суверенитета, политической и экономической стабильности, разжигания межнациональной и межконфессиональной вражды, совершения правонарушений и преступлений.
В рамках Соглашения планируется организовать каналы связи для реагирования на угрозы, обмен информацией в правоохранительной области, совместные расследования дел, связанных с криминалом и терроризмом, взаимообмен технологиями для обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры, содействие научным исследованиям и подготовка специалистов, обмен студентами, аспирантами и преподавателями.
Стремясь сформировать многостороннюю, демократическую и прозрачную международную систему управления информационно-телекоммуникационной сетью Интернет в целях интернационализации ее управления и обеспечения равных прав государств на участие в этом процессе, наши страны усиленно продвигаются в сотрудничестве и стратегическом партнерстве в области информационной безопасности.
Представляется, что данное Соглашение способствует активизации внутренней и внешней политики в области информационной безопасности наших стран, после подписания Соглашения о сотрудничестве в области МИБ,
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2017. № 5(149)
на национальных уровнях приняты не только новые законодательные акты, но и особенно важно отметить тенденции принятия стратегических и доктринальных подходов, подписание новых двусторонних заявлений и соглашений, с целью обеспечения информационной безопасности и вклада в формирование системы МИБ.
Так, 31 декабря 2015 г. была утверждена Указом Президента России № 683 новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [11], 5 декабря 2016 г. утверждена Указом Президента РФ № 646 новая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [12], готовится к принятию Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [10].
1 июля 2015 г. в Китайской Народной Республике принят Закон КНР «О государственной безопасности КНР» [6], 7 ноября 2016 г. в КНР был принят «Закон о кибербезо-пасности» [7] и 1 марта 2017 г. была опубликована «Стратегия международного сотрудничества в киберпространст-ве» [8], являющаяся первым официальным стратегическим документом по руководству китайского участия в международном обмене и сотрудничестве в киберпространстве. Как показывает проведенный анализ Закон о кибербезопасно-сти является по сути первым сводным законом в Китае, регулирующим различные аспекты информационной безопасности в национальном сегменте сети Интернет1.
В указанных актах, нашли отражение принципы Устава ООН, положения Соглашения ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, Соглашения России и Китая о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, проекта Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности, Уфимской Декларации VII Саммита БРИКС (09.07.2015г.) [1] и др.
Полагаем, что принятие этих актов подтверждает современные тенденции, свидетельствующие о том, что указанное направление стало стратегическим в государственной политике России и КНР, направленной на приведение национального законодательства в соответствие с требованиями времени, общепризнанными принципами и нормами международного права, что необходимо для развития сотрудничества и взаимодействия в информационной сфере в условиях глобализации и трансграничности информационного пространства.
Особого внимания и научных исследований заслуживает вопрос о различных подходах к управлению в
1 Прим. перевод автора.
национальных сегментах сети Интернет
Главное отличие Интернет-сегмента Китая от других стран—это система интернет-фильтрации и мониторинга сети Интернет, осуществляемая посредством работы систем фильтрации «Золотой Щит» и «Зеленый слон», сформированных отрядов киберполиции и киберцензоров, установления строгих обязательств и юридической ответственности провайдерам и операторам сети, физическим и юридическим лицам.
Практика КНР в управлении сети Интернет вызывает различные дискуссии и оценки, поскольку безусловно имеет свои особенности. Нуждается в тщательном исследовании и возможность использования указанного опыта в российском национальном сегменте сети для обеспечения информационной безопасности нашей страны.
Хотелось бы отметить, что в рамках предусмотренных соглашений, уже сегодня осуществляется активное содействие проведению научных исследований в области МИБ, это касается и проведения научно-исследовательских работ в данной сфере, совместной подготовки специалистов, проведению рабочих встреч, конференций, семинаров и других форумов. Так, активно развивается работа национального и международного Инфофорума, где принимают участие страны ШОС, БРИКС и других государств мира, делясь опытом и проблемами в сфере МИБ с мировым сообществом. Также следует отметить, что в рамках сотрудничества Россия и Китай начали разработку системы интернет-контроля Red Web, и планируется, что эти разработки будут способствовать урегулированию отношений в Сети, а также решит вопрос с обработкой массивов данных, которые потребуется создавать в рамках выполнения «Закона Яровой» в России [17]. И как сообщает ТАСС, с 2016 года эксперты РФ и КНР ведут работу над подготовкой документа, который предусматривает создание международных норм регулирования Интернета [18].
В соответствии с опубликованным 25.06.2016 г. совместным заявлением Президента Российской Федерации В. В. Путина и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина «О взаимодействии в области развития информационного пространства»[13], наши страны будут прикладывать совместные усилия в целях развития информационного пространства на благо народов наших стран и всего мира, обеспечивать безопасность информационного пространства, всесторонне наращивать практический диалог и сотрудничество в этой области.
На сегодняшний день уже можно говорить о том, что сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области обеспечения международной информационной безопасности развивается и будет расши-
ряться, мы приходим к единому пониманию необходимости создания системы международной информационной безопасности. Поэтапное изучение сотрудничества и принимаемых национальных законодательных актов в области информационной безопасности, позволяет сделать вывод об усилении роли государственной политики в данной сфере и развитии нормотворчества, выработке современных стратегических документов в области обеспечения информационной безопасности.
Библиография:
В связи с этим информационно-правовые научные исследования в данной сфере безусловно являются актуальными и должны способствовать развитию понятийного аппарата, выработке и определению новых направлений сотрудничества в области противодействия терроризму, информационной преступности, обеспечения суверенитета государств в информационном пространстве, недопустимости вмешательства во внутренние дела других государств, и развитию международного информационного права.
1. Уфимская декларация VII саммита БРИКС [Электронный ресурс] URL: http://www.brics.utoronto.ca/docs/ 150709-ufa-declaration-ru.pdf
2. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001г. [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.rU/ru/maps/cn//asset_publisher/WhKWb5DVBqKA/content/id/576870
3. О вступлении в силу Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/mezdunarodnaa-informacionnaa-bezopasnost/-/asset_publisher/UsCUTiw2pO53 /content/id/203770
4. Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [Электронный ресурс] URL:http://docs.cntd.ru/document/902289626
5. Соглашение между Правительством Российской Федерацией и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [Электронный ре-сурс]URL:http://government.ru/media/files/5AMAccs7mS lXgbff1Ua785WwMWcABDJw.pdf
6. Закон КНР «О государственной безопасности» [Электронный ресурс] URL: http://pavel.bazhanov.pro/translations/other/china_state_ security_law_2015/
7. Закон о кибербезопасности Китайской Народной Республики [Электронный ресурс] URL: https://docvieweryandex.ru/?uid=300152 873&url=ya-mail%3A%2F%2F161285161655206059%2F1.3&name =b78e2db2b147c09b8430b6bd55f81bc8299ea50f.pdf&page=2&c=58bf48499965
8. Стратегия международного сотрудничества КНР в киберпространстве [Электронный ресурс] URL: http://news.xinhuanet.com/english/china /2017-03/01/c_136094371.htm
9. Письмо постоянных представителей Казахстана, Китая, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана и Узбекистана при Организации Объединенных Наций от 9 января 2015 года на имя Генерального секретаря [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/ru/web/guest/organs/-/asset_publisher/AfvTBPbEYay2/content /id/916224
10. Проект Федерального закона № 47571-7 «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [СПС Консультант Плюс] URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/ 48095.html
11. Указ Президента РФ от 31.12.2015г. № 683 «Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2016. - №1 (ч.2). - Ст.212.
12. Указ Президента РФ от 05.12.2016 N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [СПС Консультант Плюс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_208191/
13. Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства Республики [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/supplement/5099
14. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ под ред. Т.А. Поляковой, А.А. Стрельцова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - С. 325.
15. Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. -М., 2008. -C. 38.
16. Полякова Т.А. Стратегия национальной безопасности. Актуальные правовые проблемы теории и практики обеспечения информационной безопасности//Новые вызовы и угрозы информационной безопасности: правовые проблемы. Сб. науч. работ. - Москва: ИГПРАН -Издательство «Канон» РООИ «Реабилитация», 2016 - С.6-23.
17. СМИ: Россия и Китай работают над созданием системы интернет-контроля [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/tech/news/2016/11/29/n 9389951 .shtml
18. Щепин К. Запад «проглотил» новый китайский закон о кибербезопасности [Электронный ресурс] URL: https://Ekd.me/2016/11/cyber-law/