Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
84
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INTERNATIONAL INFORMATION SECURITY / КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА / PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / КАДРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / LEGISLATIVE REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зверянская Лариса Павловна

Рассматриваются особенности сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области правового обеспечения международной информационной безопасности. Акцентируется внимание на направлениях информационно-правового сотрудничества в обеспечении международной информационной безопасности, совершенствования информационного законодательства России и Китая. Исследуются тенденции и перспективы сотрудничества в области МИБ, подготовки научных кадров, совместного создания цифровой инфраструктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Зверянская Лариса Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF INFORMATION AND LEGAL COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA IN THE FORMATION OF INTERNATIONAL INFORMATION SECURITY

The cooperation of the Russian Federation and the People’s Republic of China in the legal provision of international information security is discussed. Emphasis is placed on the historical development of strategic partnerships among countries, the areas of legal provision for international information security, and the improvement of information legislation in Russia and China. The trends and prospects for cooperation in the field of MIA, training of scientific personnel and the sharing of digital infrastructure are being explored

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ЗВЕРЯНСКАЯ Лариса Павловна,

стажер адвоката Иркутской областной коллегии адвокатов, прикрепленное лицо Института государства и права Российской академии наук, e-mail: ZveryanskayaL@mail.ru

12.00.13 - информационное право

ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. Рассматриваются особенности сотрудничества Российской Федерации и Китайской Народной Республики в области правового обеспечения международной информационной безопасности. Акцентируется внимание на направлениях информационно-правового сотрудничества в обеспечении международной информационной безопасности, совершенствования информационного законодательства России и Китая. Исследуются тенденции и перспективы сотрудничества в области МИБ, подготовки научных кадров, совместного создания цифровой инфраструктуры.

Ключевые слова: информационное право, информационная безопасность, международная информационная безопасность, Китайская Народная Республика, Российская Федерация, кадры, образование.

ZVERIANSKAIA Larisa Pavlovna,

trainee lawyer, Irkutsk regional bar association, attached person of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences

ISSUES OF INFORMATION AND LEGAL COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA IN THE FORMATION OF INTERNATIONAL INFORMATION SECURITY

Abstract. The cooperation of the Russian Federation and the People's Republic of China in the legal provision of international information security is discussed. Emphasis is placed on the historical development of strategic partnerships among countries, the areas of legal provision for international information security, and the improvement of information legislation in Russia and China. The trends and prospects for cooperation in the field of MIA, training of scientific personnel and the sharing of digital infrastructure are being explored.

Keywords: information security, international information security, legislative regulation, People's Republic of China, Russian Federation.

УДК - 341 ББК - 67

Для мирового сообщества проблематика международной информационной безопасности(далее -МИБ) является сегодня актуальной, поскольку понимание реальности нарастающих угроз в информационной сфере и их потенциальных последствий ставит его перед необходимостью системно подходить к поиску путей разрешения проблем. В настоящее время активно идут про-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО №11 • 2017

цессы накапливания международного опыта в сфере правового обеспечения информационной безопасности, особенно в рамках деятельности таких международных организаций, как ООН, Совет Европы, Европейский союз, БРИКС, ШОС, ЕАЭС, СНГ, Союзное государство Республики Беларусь и России и др. [3, с. 117]

Анализ международных процессов и тенденций сотрудничества в области МИБ

позволяет выделить активно развивающееся плодотворное сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики, которое за последние годы не только приобрело стратегическое значение для двух государств, но и имеет глобальный характер для определения международных приоритетов, поиска механизмов регулирования и разрешения международных проблем в области международной информационной безопасности (в рамках ООН, ШОС, БРИКС, АТЭС, «0-20»). Следует согласиться с Т.А. Поляковой в том, что подписание Соглашения между Россией и Китаем выводит сотрудничество в этой области на качественно новый уровень прикладного характера, на диалог заинтересованных ведомств, совместное реагирование на острые угрозы, включая противодействие использованию ИКТ в нарушении принципов международного права, в том числе, для вмешательства во внутренние дела государства [5, с. 16].

Современное российско-китайское сотрудничество в сфере МИБ характеризуется многовекторностью, в рамках целого ряда форматов - ШОС, БРИКС, ООН, СНГ, а также в двустороннем формате. И в последнее время новый импульс и перспективы приобрело сотрудничество в рамках Национального форума информационной безопасности «Инфофорум».

Это позволяет сделать обоснованный вывод, что международные и двусторонние соглашения, расширение областей применения информационных технологий, появление новых информационных угроз способствовали активизации внутренней и внешней политики в области информационной безопасности наших стран.

Как показывает исследование, в Российской Федерации сформирован крупный блок политико-правовых документов стратегического планирования и принят ряд иных важных нормативных правовых актов. Указами Президента РФ утверждены: новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (от 31 декабря 2015 г. № 683); Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (от 5 декабря 2016 г. № 646); Стратегия развития информационного общества в Российской Федера-

ции на 2017-2030 гг. (от 9 мая 2017 г. № 203). Принят Федеральный закон от 26.07.2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»; распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 г. № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

За последние три года в Китайской Народной Республике также был сформирован блок политико-правовых документов стратегического планирования, принят ряд иных важных нормативных правовых актов в сфере информационной безопасности и развития ИКТ. 1 июля 2015 г. принят Закон «О государственной безопасности КНР» [1], инструктивные указания Государственного Совета КНР по активному продвижению действия Интернет+ (2015), Стратегия «Сделано в Китае - 2025» (2015), 7 ноября 2016 г. - «Закон о кибербезопас-ности КНР» [2], а 1 марта 2017 г. была опубликована «Стратегия международного сотрудничества Китайской Народной Республики в киберпространстве» [7]1.

«Закон о кибербезопасности» является первым сводным законом в Китае, регулирующим различные аспекты информационной безопасности в национальном сегменте сети «Интернет», такие, как создание, эксплуатация, обслуживание и использование сетей, надзор и администрирование процедур кибербезопасности на территории КНР. В связи с этим он заслуживает особого внимания.

Даже фрагментарный анализ (и авторский перевод) указанных правовых актов позволил автору выявить отличие новых ключевых понятий, содержащихся в них. Так, в Законе о кибербезопасности закреплены такие ключевые понятия, как сеть, сетевая безопасность, сетевые данные, личная информация, операторы сети, КВИИ, отличающиеся от российского законодательства.

В понятие сети включаются сети и системы, объединяющие компьютеры и иные информационные терминалы и объекты инфраструктуры, используемые в целях сбора, хранения, передачи, обмена и обра-

1 Прим. и перевод автора.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

ботки информации в соответствии с определенными правилами и процедурами. Сетевые операторы определяются как владельцы и администраторы сетей и поставщиков сетевых услуг.

Законодательно закреплено понятие «сетевая безопасность», которое в российском информационном законодательстве отсутствует. В КНР данное понятие определяется как способность предотвращать сетевые атаки, вторжения, повреждения, несанкционированные доступ и использование, непредвиденные происшествия посредством принятия необходимых мер для поддержания устойчивой и надежной работы сети, обеспечения целостности, конфиденциальности и удобства использования сетевых данных.

Понятие критически важной информационной инфраструктуры в КНР также отличается. Под ней понимается область государственных коммуникационных и информационных услуг, энергетики, дорожного и иного транспорта, ирригации, финансов, государственных услуг, электронного правительства и других ключевых отраслей и секторов, а также другая иная информационная инфраструктура, нанесение ущерба, незаконное использование и утечка данных из которой могут нести серьезную угрозу национальной безопасности, национальному благополучию, жизни людей и общественным интересам.

В Законе КНР «О кибербезопасности» содержатся требования и обязательства для операторов сети, такие, как формирование политики внутренней кибербезопас-ности, многоуровневой системы киберза-щиты, верификации подлинности личности пользователей, оказание содействия и поддержки следственным органам в деле защиты национальной безопасности и расследования преступлений, сохранение пользовательских данных и операций на срок не менее шести месяцев и др. Для операторов КВИИ были введены требования по обеспечению хранения личных данных и других важных данных исключительно на территории КНР, проведению ежегодных оценок рисков информационной безопасности и предоставление отчетов о результатах и мерах по улучшению ситуации и др.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017

Кроме этого, Закон содержит новые правила о защите личных данных и вводит расширенную юридическую ответственность за нарушение закона. Основными санкциями операторов сети и юридических лиц являются штрафы от 10 000 до 500 000 юаней, приостановление деятельности, отзыв лицензии без права восстановления.

Важно отметить, что принятая в 2017 г. в КНР «Стратегия международного сотрудничества в киберпространстве» является первым официальным стратегическим документом по руководству китайского участия в международном обмене и сотрудничестве в киберпространстве.

Китай выделяет в качестве основных проблем и угроз киберпространства несбалансированность развития, несправедливый порядок, расширение «цифровой пропасти» между странами и регионами, уязвимость критической информационной инфраструктуры. Особое внимание обращается на угрозу кибертерроризма, развитие информационной преступности, вмешательство государств во внутренние дела других стран путем злоупотребления ИКТ, массового кибершпионажа.

В качестве стратегических целей в КНР при участии в международном сотрудничестве в киберпространстве определены:

1. Защита интернет-суверенитета, национальной безопасности и интересов Китая.

1. Формирование системы международных правил в киберпространстве.

2. Содействие справедливости в управлении Интернетом.

3. Защита законных прав и интересов граждан.

4. Содействие глобальному сотрудничеству в цифровой экономике.

5. Создание платформ для обмена ки-беркультуры.

В главе IV указанной Стратегии определен план действий КНР по установлению: мира и стабильности, международных правил порядка в киберпространстве, партнерских отношений, реформы системы управления глобальной сети «Интернет», международного сотрудничества противодействия по кибертерроризму и киберпреступности, защите прав и интересов человека, цифровой экономики и со-

вместного использования цифровых дивидендов, укрепления и защиты глобальной информационной инфраструктуры, развитию киберкультуры.

В Стратегии отражается важность соблюдения интернет-суверенитета стран и невмешательства во внутреннюю политику каждого государства, но, к сожалению, конкретного определения понятия интернет-суверенитета в Стратегии нет.

Обращает на себя внимание то, что в перечисленных актах нашли отражение принципы Устава ООН, положения Соглашения ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, Соглашения России и Китая о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности, проекта Правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности, Уфимской Декларации VII Саммита БРИКС (09.07.2015) и др.

Принятие указанных актов и программ указывает на то, что современные тенденции свидетельствуют не только о выделении указанного направления как стратегического в государственной политике России и КНР, но и имеют большое значение для развития стратегического сотрудничества и партнерства в информационной сфере.

Проводя сравнительный анализ отдельных аспектов Доктрины информационной безопасности РФ и Стратегии международного сотрудничества в киберпро-странстве КНР, можем отметить схожесть подходов к определению основных информационных угроз, основных направлений обеспечения информационной безопасности, стратегических целей при участии в международном сотрудничестве в сфере обеспечения информационной безопасности и развития информационного пространства. Актуально единое понимание вызовов и угроз в информационном пространстве, значение совместной работы в обеспечении системы МИБ.

Представляет несомненный интерес доклад Генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина на XIX съезде Коммунистической Партии Китая [7], в котором выделено 14 основных положений, составляющих основную стратегию отстаивания и

развития социализма с китайской спецификой, модернизации системы и потенциала государственного управления. Одними из таких направлений является ускоренное развитие Интернета и создание новых систем для контроля сетевого контента, большие данные, искусственный интеллект, цифровая экономика, создания собственной цифровой валюты.

В докладе подчеркивается, что для усиления мощи Китая в науке и технике, аэрокосмической области, киберпространстве и транспорте, построения цифровой экономики и умного общества, с ориентацией на передовые мировые рубежи научно-технического развития необходимо интенсифицировать фундаментальные исследования, сформировать систему технологических инноваций, подготовить большой контингент стратегически ценных научно-технических кадров международного уровня, лидеров научно-технологической деятельности, молодых специалистов в области науки и технологий, создать инновационные команды высокого уровня.

В связи с указанными стратегическими задачами представляется особенно актуальным международный обмен опытом организационно-правового обеспечения информационной безопасности, подготовки специалистов, научных кадров не только в технических областях, но и в области информационного права, международной информационной безопасности.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в настоящее время можно выделить следующие основные тенденции и перспективы стратегического сотрудничества РФ и КНР:

• Достижение и подписание соглашений о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.

• Взаимодействие в разработке и продвижении норм международного права в целях обеспечения национальной и международной информационной безопасности.

• Разработка концептуальных предложений, связанных с созданием информационной системы, для обмена информацией о законодательстве государств по вопросам обеспечения информационной безопасности.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

• Содействие совершенствованию международно-правовой базы и практических механизмов сотрудничества в обеспечении международной информационной безопасности.

• Углубление сотрудничества и координации деятельности государств по проблемам обеспечения международной информационной безопасности в рамках международных организаций и форумов.

• Содействие научным исследованиям в области обеспечения международной информационной безопасности, проведение совместных научно-исследовательских работ, совместная подготовка специалистов, обмен студентами, аспирантами и преподавателями профильных высших учебных заведений.

• Создание каналов связи и контактов в целях совместной разработки и продвижении стратегических соглашений в сфере МИБ.

Автор полагает, что перспективой сотрудничества между нашими странами может стать объединение усилий, направленных на создание цифровой инфраструктуры, продвижение двустороннего сотрудничества в области Интернет-вещей, сопряжение государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и китайской стратегии «Сделано в Китае - 2025».

Представляется, что для продвижения сотрудничества стран в области цифровой экономики необходимо создание эффективных механизмов интеграции и координации совместной работы. Одним из важных шагов полагаем целесообразной разработку общего плана действий, «дорожной карты» сотрудничества с определением пути развития, приоритетных направлений и ключевых задач совместной деятельности на основе заключения соглашения о сотрудничестве в сфере цифровой экономики.

Хотелось бы отметить, что современное развитие и тенденции российско-китайского сотрудничества не ограничиваются принципами, закрепленными в принятых соглашениях и договорах; уже можно говорить о необходимости закрепления нового базового принципа, а именно стратегического

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО №11 • 2017

партнерства как принципа сотрудничества России и Китая в сфере международной информационной безопасности.

Закрепление стратегического партнерства как базового принципа, руководящего положения более точно определит содержание и правового регулирования российско-китайского сотрудничества в области обеспечения международной информационной безопасности.

На высоком уровне руководством России и КНР, как свидетельствует опубликованное 25.06.2016 г. совместное заявление Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина «О взаимодействии в области развития информационного пространства» [5, с. 6-23], поддерживается развитие стратегического доверительного диалога и сотрудничества. В совместном заявлении отмечается, что наши страны будут прикладывать совместные усилия в целях развития информационного пространства на благо народов наших стран и всего мира, обеспечивать безопасность информационного пространства, всесторонне наращивать практический диалог и сотрудничество в этой области. Отметим, что в документе противодействие угрозе использования информационного пространства для вмешательства во внутренние дела и внешнюю политику стран указывается в первых пунктах о совместных действиях РФ и КНР наряду с укреплением принципа уважения суверенитета каждой страны в сети, культурных традиций и социальных особенностей всех государств, нарушением общественного порядка, разжигания межнациональной, межрасовой, межрелигиозной розни, подрыва государственного строя. В качестве отдельного пункта в совместном заявлении указана необходимость расширения научно-технического сотрудничества в области информационного пространства, совместное развитие исследований и разработок в сфере ИКТ, увеличение двустороннего информационного обмена и подготовки кадров межу двумя странами.

Представляется, что совместная научно-исследовательская работа станет не только определенным вкладом в укрепление до-

верия между странами в области международной информационной безопасности, но и будет содействовать развитию тенденций в межгосударственных отношениях.

Проведенное автором данной статьи исследование позволяет сделать вывод о целесообразности обсуждения вопроса не только о тенденциях развития информационного права, но и о формировании его как самостоятельной отрасли права, использовании российского опыта, несмотря на различия в правовых системах. Эти вопросы должны стать предметом информационно-правовых научных исследований, темой научно-практических конференций, семинаров, круглых столов. Указанное сотрудничество должно стать стратегическим в условиях развития глобального информационного общества и информационного пространства, способствовать развитию современной терминологии и понятийного аппарата, выработке и определению новых направлений сотрудничества в области МИБ — противодействия терроризму, информационной преступности, обеспечения суверенитета государств в информационном пространстве, недопустимости вмешательства во внутренние дела других государств и продвижению инициатив по развитию международного информационного права.

Список литературы:

[1] Закон КНР «О государственной безопасности» // [Электронный ресурс] URL: http:// pavel.bazhanov.pro/translations/other/ china_state_ security_law_2015/.

[2] Закон о кибербезопасности Китайской Народной Республики // [Электронный ресурс] URL: https://docvieweryandex.ru/?uid = 300152 873&url=ya-mail%3A%2F%2F161285161655206059 %2F1. 3&name = b78e 2db 2b147c09b8430b6 bd55f81bc8299ea50f.pdf&page=2&c=58bf48499965.

[3] Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Под ред. Т.А. Поляковой, А.А. Стрельцова. М.: Издательство «Юрайт», 2016. С. 325.

[4] Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на XIX съезде КПК // [Электронный ресурс] URL: http://russian. china.org.cn/exclusive/txt/2017-11/04/ content 41845752.htm.

[5] Полякова Т.А. Стратегия национальной безопасности. Актуальные правовые проблемы теории и практики обеспечения информационной безопасности // Новые вызовы и угрозы информационной безопасности: правовые проблемы: Сб. науч. работ. Москва: ИГПРАН - Издательство «Канон» РООИ «Реабилитация», 2016.

[6] Совместное заявление Президента Российской Федерации и Председателя Китайской Народной Республики о взаимодействии в области развития информационного пространства Республики // [Электронный ресурс] URL: http://kremlin.ru/supplement/5099.

[7] Стратегия международного сотрудничества КНР в киберпространстве // [Электронный ресурс] URL: http://news.xinhuanet.com/ english/china /2017-03/01/c_136094371.htm.

Spisok literatury:

[1] Zakon KNR «O gosudarstvennoj bezo-pasnosti» // [E'lektronny'j resurs] URL: http: //pavel.bazhanov.pro/translations/other/ china_state_ security_law_2015/.

[2] Zakon o kiberbezopasnosti Kitajskoj Narodnoj Respubliki // [E'lektronny'j resurs] URL: https://docvieweryandex.ru/?uid = 300152 873&url=ya-mail%3A%2F%2F161285161655206059% 2F1.3&name =b78e2db2b147c09b8430b6bd55f81 bc8299ea50f.pdf &page=2&c=58bf48499965.

[3] Organizacionnoe i pravovoe obespechenie informacionnoj bezopasnosti: Uchebnik i praktikum dlya bakalavriata i magistratury' / Pod red. T.A. Polyakovoj, A.A. Strel'cova. M.: Izdatel'stvo «Yurajt», 2016. S. 325.

[4] Polny'j tekst doklada, s kotory'm vy'stupil Si Czin'pin na XIX s»ezde KPK // [E'lektronny'j resurs] URL: http://russian.china.org.cn/ exclusive/txt/2017-11/04/content_41845752.htm.

[5] Polyakova T.A. Strategiya nacional'noj bezopasnosti. Aktual'ny'e pravovy'e problemy' teorii i praktiki obespecheniya informacionnoj bezopasnosti // Novy'e vy'zovy' i ugrozy' informacionnoj bezopasnosti: pravovy'e problemy': Sb. nauch. rabot. Moskva: IGPRAN -Izdatel'stvo «Kanon» ROOI «Reabilitaciya», 2016.

[6] Sovmestnoe zayavlenie Prezidenta Rossijskoj Federacii i Predsedatelya Kitajskoj Narodnoj Respubliki o vzaimodejstvii v oblasti razvitiya informacionnogo prostranstva Respubliki // [E'lektronny'j resurs] URL: http:/ /kremlin.ru/supplement/5099.

[7] Strategiya mezhdunarodnogo sotrudni-chestva KNR v kiberprostranstve // [E'lektronny'j resurs] URL: http://news.xinhuanet.com/ english/china /2017-03/01/c_136094371.htm.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.