Педагогика
УДК 378
доктор педагогических наук, профессор Макарова Валентина Александровна
Институт искусств и социального проектирования Федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга);
кандидат педагогических наук, доцент Портнова Ольга Александровна
Институт искусств и социального проектирования Федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)
РАЗВИТИЕ СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТИРОВ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Статья посвящена проблемам развития смысловых ориентиров студенчества при организации гражданско-патриотического воспитания. Авторы затрагивают проблему психологической войны, которую запад ведет с Россией много веков. Главной мишенью в этой борьбе остается молодежь. При выделении особенностей воспитательной работы со студентами, обращается внимание на поиск решений образовательных задач высшей школы, в части гражданско-патриотического воспитания. Авторы статьи анализируют основные аспекты данной проблемы: определение ценностно-смысловых ориентиров для молодежи в рамках развития национальной образовательной парадигмы; использование воспитательного потенциала учебного занятия; поиск эффективных воспитательных практик во внеаудиторной деятельности и демонстрирование преподавателем твёрдой гражданской позиции в своей деятельности.
Ключевые слова: ценностно-смысловые ориентиры, гражданско-патриотическое воспитание, ментальная сфера, русофобия, информационная война, идеологическое противостояние.
Annotation. The article is devoted to the problems of the development of semantic guidelines of students in the organization of civil-patriotic education. The authors touch upon the problem of psychological warfare that the West has been waging with Russia for many centuries. Young people remain the main target in this struggle. When highlighting the features of educational work with students, attention is drawn to the search for solutions to the educational problems of higher education, in terms of civil-patriotic education. The authors of the article analyze the main aspects of this problem: the definition of value-semantic guidelines for young people in the framework of the development of the national educational paradigm; use of the educational potential of the training session; the search for effective educational practices in extracurricular activities and the demonstration by the teacher of a firm civic position in their activities.
Key words: value-semantic orientations, civic-patriotic education, mental sphere, Russophobe, information war, ideological confrontation.
Введение. Сущность патриотического воспитания студентов вуза можно определить как потребность молодежи в осознании своей принадлежности к сильному и могущественному государству с богатыми многообразными культурными и национальными традициями, в понимании необходимости сплочения всех сил на благо Родины, для защиты Отечества, в их готовности к испытаниям и подвигам во имя интересов Родины.
Сложившиеся в настоящее время политические, экономические и социальные условия в стране и условия меняющегося мира предъявляют особые требования к формированию деятельного и мыслящего гражданина, способного противостоять в информационном поле вызовам современного момента. В то же время, общество и государство ожидает от гражданина проявление готовности к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества, государства и своей семьи. Совершенствование организации гражданско-патриотического воспитания молодежи, таким образом, вытекает из повестки дня и требует качественно нового подхода в воспитательной деятельности высшей школы.
Изложение основного материала статьи. Сложные современные процессы показывают, как важно сегодня преподавателю высшей школы формировать и развивать духовно-нравственную сферу личности студента. Мы видим четыре основных аспекта данной проблемы: определение ценностно-смысловых ориентиров для молодежи в рамках развития национальной образовательной парадигмы; использование воспитательного потенциала учебного занятия; поиск эффективных воспитательных практик во внеаудиторной деятельности и демонстрирование преподавателем твёрдой гражданской позиции в своей деятельности.
Стоит отметить, что наша страна и общество на протяжении многих веков сталкивались с проблемой острого противоборства двух идеологий. По некоторым оценкам экспертов (Ги Меттан,) противостояние Запад - Россия имеет тысячелетнюю историю, то проявляясь в горячих военных конфликтах, то маскируясь в холодной войне. Сегодня русофобия достигла своего апогея, пройдя путь от «русский народ хороший, это власть негодная» до «миру необходимо избавиться от всего русского». Ги Меттан отвечая в своей книге на вопрос: почему Запад так любит ненавидеть Россию, предлагает забраться в глубь веков, чтобы найти отправную точку подобной неприязни. Русофобия, по мнению автора, не является временным явлением, связанным с определенными историческими событиями и всегда оживает в тот момент, когда Россия становится сильнее. Отсюда и вывод: задачей русофобии является не дать России окрепнуть [6]. Важно отметить, что понятие русофобии было введено Ф.И. Тютчевым в XIX веке, поэтом и публицистом. Проводя свои исследования общественного сознания, русский мыслитель делает вывод о том, что «нелюбовь к России» «некоторых господ» «искажение общественного сознания» в одном «из важнейших для каждого народа вопросов» не зависит от количества и степени либеральных реформ [10]. Чтобы избавиться от различных проявлений русофобии и распространении её внутри страны лучшие представители русской философской мысли такие, как А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин и др. выступали за утверждение русской национальной идеи, духовно-нравственных основ воспитания. Обращение к трудам русских философов важно для современной организации духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи.
В книге доктора философских наук Н.М. Кейзерова в конце 80-х годов описываются очень похожие на современность способы идеологических диверсий по подрыву нашей страны. Автор анализирует ситуацию, указывая на системную антисоветскую деятельность спецслужб противника. Целью этой подрывной работы, говорит автор, является дискредитация социалистического государства как «исторической ошибки», «аномалии» и «центра зла», добиться «истощения», «изматывания», «обескровливания» мировой социалистической системы в целом и каждой страны в отдельности гонкой вооружений и подрывными акциями. К народам социалистического содружества применяется тактика их «разъединения», «натравливания» друг на друга, «разжигания» националистических амбиций, «эрозии» интернационализма, «дестабилизации политической системы», «дезорганизации экономики» [5]. Удивительно, насколько универсальны
оказались схемы дестабилизации: провоцирование политической нестабильности, дискредитация политических лидеров, подрыв государственной системы, дезорганизация экономики и центров управления.
В процессе организации патриотического воспитания студенческой молодежи следует учитывать особенности духовного противостояния двух миров. Девяностые годы прошлого столетия оказались сложным неоднозначным периодом борьбы за умы людей, их миропонимание, их жизненные, социальные и духовные ориентиры. Тем не менее, всё же Россия смогла устоять и возродиться в своем ценностном поле. Студенчество осознает сложности современного этапа за умы. Этот современный этап характеризуется острой стадией конфликта-противостояния двух миров: Российской цивилизации и объединенного Запада, что выражается, в том числе, и конфликте культур. Сегодня нельзя проиграть, так как речь уже идёт об экзистенциальной безопасности всего человечества [3]. Следует учитывать в работе с молодежью характерную особенность современной психологической войны, состоящую в том, что сегодня используются еще более изощренные средства ментальной войны. Не надо искать встречи с молодежью, чтобы изменить её образ мыслей: каждый наш подросток, имея гаджет, сам открывает дверь в свой внутренний мир и впускает злоумышленника. Теперь искаженная информация, обладающая способностью изменять сознание человека, льется непрерывным потоком в умы детей, подростков и несозревшего юношества. Очень убедительно молодому поколению предлагается участвовать в подрыве основ своего государства, навязываются подстрекательские «инструкции», даются рекомендации, как и когда, проводить протесты, каким образом провоцировать беспорядки, совершать теракты, вести репортажи с места событий и как вести себя при задержании.
И если мы не хотим, чтобы нашу молодежь и детей увели, подобно крысолову из Гамельна, надо не жалеть сил и ресурсов для воспитания молодежи, способствуя её духовной и нравственной устойчивости, умению противостоять внешним угрозам.
Важно в работе со студентами довести до их понимания, что против россиян ведётся целенаправленная информационная война, где главным оружием является ложь, которая имеет разные формы: «полуложь», «разбавленная ложь», «концентрированная ложь», «циничная ложь», «приукрашенная ложь», «наспех состряпанная» и «изощрённая». Сложность заключается и в том, что молодому человеку трудно распознать ложь, которая создается на всех социальных уровнях, заявленная западом как «целесообразная» для создания «конструктивного хаоса» от ангажированных или самостийных блогеров со свойственным им историческим неведением, журналистов всех мастей до мировых институтов политики, таких как Chatham House (Королевский институт международных отношений - британский аналитический центр в области международных отношений). Для продвижения своих интересов западом используются нарративы, обыгрывающие широкие общественные темы, политические и исторические события, события, связанные с развитием специальной военной операции.
Необходимость продуманной и содержательной воспитательной работы в вузе, объясняется и тем, что нашей молодежи, часто по причине её незрелости и неподготовленности очень сложно в условиях новой информационной реальности избежать расставленных противником «информационно-психологических провокаций и когнитивных ловушек» [4]. По-прежнему, человек рассматривает средства массовой информации как источник новостей, не осознавая, что целью противоборствующей стороны становится его ум, воля и сознание.
Конфликт культур возник при столкновении с принципиально разнящейся этической системой современного Запада. Сегодня мы наблюдаем использование любых методов воздействия на психоэмоциональную сферу молодого человека и то, что раньше было представлено западом как свобода, является тотальной несвободой, так как не оставляет личного пространства, собственных мыслей, собственных решений и поступков, уничтожает доверие человека к очень важным социальным институтам. Процессы, постоянно ломающие национальные традиции и искажающие представления о добре и зле, лишают человека нравственной устойчивости, жизненной уверенности в будущем, девальвируют ценность человеческих взаимоотношений. Огромный энергетический потенциал направляется с запада на то, чтобы развенчать, очернить, дискредитировать всё то, что является значимым, ценностным сакральным для россиян, во всей своей многонациональности. Опасность в том, что поставленная западом задача «разработать контрнарративы к «российской мифологеме» может быть решена, если в работе с молодежью не будут объединены совместные усилия всех социальных институтов. В образовании - это перевод информационного противоборства в борьбу смыслов и ценностей: наше поле боя -это поле правды, смыслов и ценностей [4].
Отсюда нарастает значение воспроизводства ценностных основ, подтверждение базовых национальных ценностей, уточнение понятий, кристаллизацию смыслов российской современности: «Каким мы видим будущее России?», «В чем наша вера?». Без того, чтобы студенты научились разбираться в исторических, экономических, социальных и политических процессах, невозможно получить ответы на эти важные вопросы.
Специфика гражданско-патриотического воспитания молодежи на современном этапе выражается в противопоставлении клевете, лжи, дезинформации и шантажу ментального единства, осознания своих национальных ценностей своего народа, российской гражданской идентичности. Известно, что под ментальностью понимается образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих человеку или общественной группе. Ментальное единство рассматривается многими авторами как способность, склонность и даже потребность людей мыслить и действовать согласно коллективным представлениям, которые сформировались под воздействием множества факторов, в том числе, соответствии с типом общественной системы. Так, в своих работах И.Ф. Кефели, А.С. Панарин, Н.А. Баранов, В.Г. Баев, О. В. Плебанек, Е.П. Борзова, И.И. Бурдукова, А.Г. Давыденкова, А.К. Зайцев и др. придают особое значение особенности российского менталитета. О. В. Плебанек подчеркивает, что человек, как член общества действует иногда вопреки рациональной мотивации и вопреки инстинкту самосохранения, если это требует общее коллективное представление о справедливости [7].
Е.П. Борзова дает объяснение формированию особого менталитета. Люди разных культур, утверждает автор, по-разному воспринимают мир и отношения с Богом, оглядываясь на предков, строят свою семью, взаимодействуют с государством, внутри общественные взаимодействия выступают в соответствии с культурными и историческими традициями. Эти различия несут вековой характер и не поддаются искоренению, более того способствуют сохранению уникальности культур и развитию в их многообразии [2]. Невозможно нивелировать этот процесс, приводя все культуры, с их ценностным ядром к унификации, признаки, которой мы наблюдаем сегодня.
Так как ментальная сфера молодого человека подвергается всё более ожесточенной атаке, преподаватель должен найти способы её защиты. Ментальная сфера студента формируется в процессе образования, которое определяется как совокупность воспитания и обучения, традиционной российской и мировой культурой в тесной связи с исторической правдой, духовными основами, определяющими нравственность личности, языком, создающим единство образа мыслей и соборностью российской нации.
Отечественный просветитель, поэт и публицист В.В. Попугаев считал важнейшим методом воспитания гражданина глубокое изучение истории. В частности, он писал о том, что «история не есть наука для настроения умов обыкновенных,
она есть наука, образующая героев». Он определяет историю как «пантеон славных мужей», которые сберегают величайшие дела для «подражания и соревнования душ, способных чувствовать благо общественное и ценить истинные достоинства». Попугаев отмечает, что история не является просто совокупностью фактов и событий, а должна представлять собой глубокий анализ причин, фактов, которые составляют счастье государства и препятствуют разрушению его целостности. История, с его точки зрения, способна дать направление каждому человеку к благородной цели [8].
Сложность работы в данном направлении связана с тем, что в системе школьного образования в результате образовательных реформ, проводимых в угоду болонской системе, было сокращено количество часов на изучение важных исторических событий. Так, на изучение Великой Отечественной войны отводится всего 6 часов, а на Сталинградскую битву всего один абзац. В результате абитуриенты, а затем и студенты слабо ориентируются в историческом процессе и потому, во многом не понимают действительности. Высшая школа не может оставить эту проблему без решения, направляя свои усилия на совершенствование социально-гражданской компетенции во время учебных занятий и во внеаудиторное время. Преподавателю необходимо подобрать такие педагогические технологии, которые позволят обеспечить достижение необходимого уровня гражданского-патриотического самосознания и эффективную мотивацию гражданского поведения обучающихся. Вне зависимости от направления подготовки, важно побуждать студентов на создание клубов и дискуссионных площадок для обсуждения тем, имеющих проблемное звучание: «Крымская война - репетиция первой мировой?», «Первая мировая война и победа русского оружия», «Союзнические отношения России: братья или враги?». «Невыученные уроки второй мировой войны», «Служение как образ жизни» (о выдающихся людях страны) и др. Организовывать встречи со значимыми людьми: художниками, литераторами, историками и политологами.
Важно, чтобы в преподавателе студент видел человека, заинтересованного в творческом преобразовании окружающего мира, в личностном профессиональном росте, в сотрудничестве со студентами.
А.К. Быков, справедливо считает, что ценности патриотизма передаются с генотипом и менталитетом народа, поэтому, говорит он в своей статье, «объективно естественным путем влияют на процесс и результаты социализации подрастающего поколения» [1]. Однако современность вносит свои поправки: ментальная сфера человека подвергается всё более ожесточенной атаке через средства интернет. А значит, в работе по гражданско-патриотическому воспитанию с молодежью необходимо учитывать реалии времени.
Выводы. Таким образом, рассматривая российскую ментальность как ценностную мировоззренческую основу развития смысловых ориентиров патриотического воспитания молодого человека, первое, на что направляются усилия преподавателя вуза в работе по гражданско-патриотическому воспитанию, это укрепление патриотического духа, веры в силу и могущество Родины. Эти задачи мы решим, если:
- будем направлять исследовательскую деятельность студентов на изучение истории своего государства и мировых процессов, особенно тех временных периодов, которые могли бы дать ответ на вопросы настоящего времени;
- использовать воспитательный потенциал учебного занятия, наполнив материал дисциплины ценностно-смысловым содержанием;
- применять педагогические технологии, позволяющие обеспечить достижение необходимого уровня гражданского самосознания и эффективную мотивацию гражданского поведения обучающихся;
- сохранять твёрдую гражданскую позицию и демонстрировать её в педагогической деятельности.
Литература:
1. Быков, А.К. Социально-педагогический ресурс патриотизма в воспитании детей и молодежи / А.К. Быков. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39422679 (дата обращения: 30.01.2023)
2. Борзова, Е.П. Восток и Запад: сравнительный анализ культур / Е.П. Борзова. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vostok-i-zapad-sravnitelnyy-analiz-kultur (дата обращения: 30.01.2023)
3. Горлинский, В.В. Экзистенциальная безопасность как парадигма сохранения человеческого существования / В.В. Горлинский // Философская мысль. - 2015. - № 2. - С. 1-24. - DOI: 10.7256/2409-8728.2015.2.14351. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=14351 (дата обращения: 05.02.2023)
4. Ильницкий, А.М. Доклад на Совете Федерации «Роль информации в большом противостоянии с Западом: будущее интернет-платформ в новой реальности» - URL: https://шtube.ш/video/93d4adf440158b2c84fc7636ee7f9104/(дата обращения: 26.05.2022)
5. Кейзеров, Н.М. Идеологическая борьба: Вопросы и ответы / Н.М. Кейзеров, Е.А. Ножин. - М.: Политиздат, 1987. - 256 с.
6. Метан, Г. Запад - Россия: тысячелетняя война. История русофобии от Карла Великого до украинского кризиса / Г. Метан. - «Издательство АСТ», 2016. - Новый мировой порядок. ISBN 978-5-17-153078-5
7. Плебанек, О.В. Ментальность как научная категория / О.В. Плебанек // Материалы Международной научной конференции. - СПб., 2005.
8. Попугаев, В.В. Об истории как предмете политического воспитания / В.В. Попугаев // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - Москва: «Педагогика», 1987. - URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st027.shtml (дата обращения 30.01.2023)
9. Портнова, О.А. Формирование гражданственности обучающихся по программам подготовки обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих: диссертация канд. пед. наук: 13.00.08 / Портнова Ольга Александровна. - Калуга, 2015. - 200 с.
10. Тютчев, Ф.И. Исторический сайт.рф / Ф.И. Тютчев // Россия и Германия. Письмо доктору Густаву Кольбу, редактору «Всеобщей газеты». - URL: /http://ftutchev.ru/publ0010.html/ (дата обращения: 04.02.2023)
11. Шилова, В.С. Патриотическое воспитание студентов: сущность, цели и задачи В.С. Шилова // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». - 2015. - №1 (3). - [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-studentov-suschnost-tseli-i-zadachi (дата обращения:02.02.2023)