A.I. KOZLOV
DEVELOPMENT OF SECURITY AND CONVOY SERVICES IN RUSSIA IN THE SECOND PART OF THE XIXth AND AT THE BEGINNING OF XXTH CENTURES
Annotation', the article is devoted to the analysis of establishment and development of the custodial and convoy services in Russia and the main activity of the main Penal Department its structure and functions.
Key words: convoy, security, general criminality, penal institutions.
А.И. КОЗЛОВ
(Самарский юридический институт ФСИН России)
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СЛУЖБ ОХРАНЫ И КОНВОИРОВАНИЯ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Аннотация: в статье анализируются процесс возникновения и развития служб охраны и конвоирования в России, основы деятельности Главного тюремного управления, его структура и функции. Ключевые слова: конвой, охрана, общеуголовная преступность, пенитенциарные учреждения.
Качественно новый этап развития служб конвоя и охраны России начался в связи с проведением широких государственно-правовых реформ второй половины XIX в. Первой была крестьянская реформа 1861 г., положившая конец многовековому крепостному праву в России. За ней последовали реформы: полицейская - 1862 г., финансовая -1862-1868 гг., земская и судебная - 1864 г., военная - 1864-1874 гг., городская - 1870 г. и, наконец, тюремная реформа 1879 г. Необходимость проведения тюремной реформы, в свою очередь, была обусловлена реализацией судебной реформы 1864 г., поскольку «учреждение новых судебных установлений и издание Устава уголовного судопроизводства оказали большое влияние на изменение судебной репрессии и, в частности, на роль тюрьмы как карательной меры и как средства предупреждения способов уклонения от следствия и суда»1 .
По нашему мнению, существует связь тюремной реформы с крестьянской 1861 г., с которой начался процесс государственно-правового реформирования второй половины XIX в. В пореформенной России наблюдался рост общеуголовной преступности, вызванный тем, что «крестьянская реформа 1861 г. освободила множество крестьян от крепостной зависимости; многие из них покинули свои постоянные места жительства и стали заселять большие промышленные города. Оторванные
от своей естественной среды обитания, бывшие крепостные плохо приспосабливались к новым для них городским условиям и во многом пополнили ряды потенциального уголовного элемента...»2. В таком же положении оказались не только бывшие крепостные крестьяне, но и некоторые разорившиеся дворяне, особенно провинциальные3.
Пенитенциарные учреждения в этих условиях были призваны исправлять преступников, предупреждать совершение ими новых преступлений, то есть вносить определенный вклад в борьбу с преступностью наряду с полицией. В этом проявляется взаимосвязь тюремной реформы с полицейской 1862 г. Общая задача борьбы с преступностью обусловила, по всей видимости, и объединение в первые пореформенные годы в рамках одного министерства - МВД - полиции и пенитенциарного ведомства.
Тюремная реформа 1879 г. завершает череду крупномасштабных реформ во всей политико-правовой жизни страны, и с момента ее проведения с полным основанием можно говорить о периоде пореформенной России, продолжающемся до 1917 г. Тюремная реформа органически взаимосвязана со всеми предшествующими ей реформами, особенно с судебной.
Тюремной реформе 1879 г. предшествовала работа нескольких комиссий, важнейшим результатом работы которых стало об-
разование 27 февраля 1879 г. Главного тюремного управления (ГТУ) МВД. Оно включало в себя несколько отделений с различными административными и хозяйственными задачами.
ГТУ представляло собой центральный орган управления пенитенциарными учреждениями. Кроме того, было предусмотрено и функционирование среднего управленческого звена губернских тюремных инспекций. В 1890-1896 гг. такие инспекции были созданы в 24 губерниях, затем процесс их формирования затянулся. К началу 1913 г. по документам числилось 35 губернских тюремных инспекторов и 21 должностное лицо, исполняющее эти обязанности4 .
Законом от 15 июня 1887 г. было упорядочено и управление конкретными пенитенциарными учреждениями. Вводились должности начальников тюрем и их помощников, помощниц начальников тюрем или смотрительниц, заведующих женскими отделениями. При пенитенциарных учреждениях состояли священники, диаконы и псаломщики, а также врачи и фельдшеры. В больших тюрьмах проводилось распределение обязанностей между помощниками начальников. Первый помощник заведовал какой-либо отраслью управления или хозяйства и заменял начальника в случае его отсутствия или болезни; второй - полицейской частью, то есть надзором за соблюдением должного порядка в содержании заключенных и в несении службы чинами тюремной стражи; третий -тюремной канцелярией; четвертый помощник отвечал за тюремное хозяйство и т. д.5
Таким образом, важнейшим результатом тюремной реформы стало образование ГТУ МВД в качестве центрального органа управления пенитенциарными учреждениями.
В 1895 г. ГТУ было передано из МВД в ведение Министерства юстиции. Впоследствии передача пенитенциарных учреждений из ведомства внутренних дел в ведомство юстиции осуществлялась неоднократно.
Прежде чем перейти непосредственно к характеристике подведомственных Министерству юстиции пенитенциарных учреждений, отметим, что одновременно с передачей ГТУ в ведение указанного министерства в его систему вошло специализированное воинское формирование - конвойная стража.
Конвойную стражу составляли конвойные команды, сформированные еще в 1886 г. и находившиеся в двойном подчинении. По строевой и хозяйственной части они подчинялись Военному министерству, руководство по службе осуществляло ГТУ, начальник которого по отношению ко всем чинам конвойной стражи по части службы пользовался правами командира неотдельного корпуса, но только тогда, когда осуществлял личную инспекцию.
На конвойную стражу возлагались следующие задачи:
- сопровождение арестантов, пересылаемых этапным порядком, в Европейской России (за исключением Финляндии и Кавказа) и по главному ссыльному тракту в Сибири;
- сопровождение арестантов на внешние работы и в присутственные места;
- содействие тюремному начальству при производстве внезапных обысков и ликвидации беспорядков в местах заключения;
- наружная охрана тюрем, где это признано необходимым.
Комплектование конвойной стражи происходило на тех же основаниях, что и комплектование армии. Офицерский состав был отнесен к категории нестроевых с зачислением по армейской пехоте. Офицеры - начальники конвойных команд - пользовались правами командира отдельного батальона.
При Главном штабе Военного министерства действовала этапно-пересыльная часть, которую возглавлял главный инспектор по пересылке арестантов. Он пользовался правами начальника дивизии, поощрял и наказывал чинов конвойной службы, руководил службой комплектования конвойных команд, издавал приказы и циркуляры6 .
Таким образом, вместе с передачей в гражданское Министерство юстиции пенитенциарных учреждений в его систему вошло и специализированное воинское формирование -конвойная стража. Однако это не означало, что указанное министерство стало тем, что в настоящее время иногда называется силовым ведомством. Конвойная стража по строевой и хозяйственной части подчинялась военному ведомству. Такая же ситуация сложилась и с отдельным корпусом жандармов, который также находился в двойном подчинении - военному ведомству и депар-
таменту полиции МВД. Положение дел коренным образом изменилось в советское время, когда войска ведомства внутренних дел стали составной частью системы этого ведомства (НКВД, МВД) и подчинялись исключительно ему.
Необходимо отметить, что с созданием ГТУ управление пенитенциарными учреждениями в России полностью централизовано не было. К началу XX в. в ведении Министерства юстиции находилось 719 тюрем. Кроме того, существовало 20 тюрем военного ведомства, 7 тюрем морского ведомства, 20 монастырских тюрем7 . Таким образом, абсолютное большинство тюрем было именно в ведении ГТУ Министерства юстиции.
Передача пенитенциарных учреждений в ведение Министерства юстиции не изменила основ управления, осуществляемого этим ведомством. По-прежнему общее управление осуществляло ГТУ, среднем звеном управления являлись губернские тюремные инспекции, а низовое звено руководило конкретными пенитенциарными учреждениями.
Объем деятельности ГТУ постепенно увеличивался. В 1902 г. в составе Главного тюремного управления образовалось новое делопроизводство по организации арестантских работ и бухгалтерия. В 1904 г. в ведение ГТУ перешли функции Тюменского приказа о ссыльных. В 1906 г. создается Центральное дактилоскопическое бюро. В 1908 г. в ГТУ образу-
ется особое делопроизводство по разработке законодательных и других принципиально важных для тюремной части вопросов.
Таким образом, в начале XX в. управление пенитенциарными учреждениями Российской империи осуществлялось на трех уровнях. Центральным органом управления в этой сфере было ГТУ Министерства юстиции. Среднее звено составляли губернские тюремные инспекции, действовавшие в 35 губерниях, а в остальных губерниях и областях -губернаторы, начальники областей, градоначальники. На низовом уровне управление осуществляли органы управления отдельными пенитенциарными учреждениями, возглавляемые их начальниками.
1 Гернет М.Н. История царской тюрьмы: В 5 т. М., 1961. Т. 2. С. 7.
2 Гибов В.В. Сыскная полиция в механизме Российского государства Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1998. С. 70.
3 См.: Остроумов С.С. Преступность и ее причины в дореволюционной России. М., 1980. С. 71.
4 См.: Познышев С.В. Основы тюрьмоведения. М., 1915. С. 255.
5 См.: Смирнов Л.Б. Пенитенциарная система в государственном механизме России // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России. 1999. № 3. С. 75.
6 См.: Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М., 1946. С. 94.
7 См.: Гиляров Е.М., Михайличенко А.В. Становление и развитие исправительно-трудовых учреждений Советского государства (1917-1925 гг.). М., 1990. С. 5; Греков М.Л. Тюремные системы: история и современность. Краснодар, 1999. С. 71.