Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
117
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНИМАНИЕ / СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ / ИГРА / ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зубарева М.Н.

В статье рассматриваются вопросы развитие слухового внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Предложена программа организации коррекционной работы по развитию слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ средствами игровых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зубарева М.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

М.Н. Зубарева

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы развитие слухового внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Предложена программа организации коррекционной работы по развитию слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ средствами игровых заданий.

Ключевые слова: внимание, слуховое внимание, синдром дефицита внимания, гиперактивность, игра, игровые упражнения.

В настоящее время исследования детских образовательных проблем удивляют своим количеством и разнообразием. Согласно исследованиям, с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в психо лого-педагогической поддержке специалистов. Особенно остро стоит проблема сдержанных детей, которые не останавливаются ни на минуту. Детская двигательная активность, импульсивность и рассеянность внимания изначально обусловлены природой и являются так или иначе нормой дошкольного развития. Однако есть дети, уровень потребностей которых близок к критическому. Таких детей называют гиперактивными. Другими словами, это дети, поведение которых гиперактивно.

В современном обществе проблема гиперактивного поведения дошкольников приобретает психологическую и даже социальную значимость, данную проблему изучали Н. Н. Заваденко, Ю. С. Шевченко, Е. А. Осипова, Н. В. Панкратова, Е. К. Лютова, Р. Баркли, С. Клементс), поскольку психомоторная тревожность, повышенная раздражительность, заторможенность мешают таким детям усвоить школьную программу и, как следствие, адаптироваться к социальной жизни.

Социальная значимость проблемы обусловлена тем, что в дальнейшем у детей этого класса обычно наблюдается нарастание нарушений поведения, трудности в обучении в дошкольном и школьном возрасте, проблемы в межличностных отношениях. к внешнему миру и сверстникам и, наконец, к развитию низкой самооценки. Вот почему так важна своевременная диагностика и коррекция СДВГ [1].

Синдром - это комплекс определенных признаков, связанных между собой и объединенных общим механизмом возникновения и развития исследуемого явления.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одной из наиболее актуальных проблем современности в связи со значительной распространенностью этого неврологического расстройства у детей, при этом процент таких детей по разным оценкам колеблется от 5 до 10 процентов.

«Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей — это нарушение развития, характеризующееся неврологическими и поведенческими нарушениями, когда процессы возбуждения в головном мозге превалируют над торможением» [2].

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель игровых упражнений на развитие фонематического слуха - научить его слушать и слышать.

Игры, предназначенные для дошкольников с СДВГ, предназначены для тщательного изучения всех областей развития посредством игры. Включение их в план лечения может научить детей быстро контролировать свое внимание и действия [3].

В ходе выполнения практической части была организована экспериментальная работа по выявлению уровня развития слухового внимания у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Данная работа проводилась на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Абакана «Центр развития ребёнка - детский сад «Кристаллик». В ходе исследования использовался ряд диагностических методик «Исследование способности к переключению слухового внимания» (Л.С. Цветковой), методика «Исследование способности к сосредоточению слухового внимания» (Г.А. Волковой), а также анкетирование родителей.

© М.Н. Зубарева, 2022.

Научный руководитель: Добря Марина Яковлевна - кандидат педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

В ходе обработки были выявлены гиперактивные дети, как с точки зрения родителей, так и педагога в количестве 6 семей, что составляет 24% от группы.

По мнению опрошенных родителей, их дети часто не способны удерживать внимание на деталях из-за небрежности, легкомыслия допускают ошибки в видах деятельности. Обычно они с трудом сохраняют внимание во время игры. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь, а также оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением поручений. Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется выполнению поручений, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения. Теряет вещи (например, игрушки, карандаши, книги). Легко отвлекается на посторонние стимулы.

Все перечисленные выше критерии предполагают диагноз СДВГ.

Далее в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста количественным составом 6 детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Для сравнения были взяты 6 детей с нормой, таким образом 6 детей с СДВГ - экспериментальная группа и 6 детей с нормой - контрольная группа.

В ходе анализа полученных данных в экспериментальной группе показатели значительно снижены в отличии от контрольной на основании двух методик можно сделать вывод, что дети нетерпеливы, не умеют ждать, не могут усидеть во время выполнения заданий, находятся в постоянном нецеленаправленном движении, вскакивают, бегают, прыгают, при необходимости сидеть на месте постоянно двигают ногами и руками. Они не справились с предлагаемыми заданиями, были болтливы, шумливы.

Дети отвлекались при выполнении задания, не слушали и не слышали данных им указаний. Это была очень болезненная реакция на ошибки в задании, вернее, не на ошибки, а на то, что исследователь отказывался несколько раз повторять одни и те же инструкции. Они начинали плакать, долго успокаивались, но уже не могли сосредоточиться и правильно выполнить задание. Те же дети продолжали качаться из стороны в сторону, казалось, настолько они были спокойны.

Мы считаем, что существенно исправить дефицит слухового внимания можно с помощью специальных развивающих игровых упражнений, но следует знать, что к ним можно приступать после того, как мы сняли нервную возбудимость ребенка и научили его оставаться на одном месте не менее трех минут.

Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь зачаткам самоконтроля и тем самым в какой-то мере сгладить проявления повышенной двигательной активности означает изменить его отношения с находящимся рядом взрослым. Этому способствует любая деятельность, ситуация, мероприятие, направленное на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.

Выбор методов коррекции СДВГ должен быть индивидуализирован с учетом выраженности основных симптомов СДВГ и наличия сопутствующих расстройств. В то же время коррекция проявлений СДВГ и диагностика этого синдрома всегда должны носить комплексный характер и сочетать в себе разные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (т. е. специальные обучающие методики).

Опираясь на книгу Елены Молчановой «300 игр для развития слухового внимания ребёнка», с целью коррекционно-педагогической работы мы разработали комплекс развивающих игр, направленных на развитие слухового внимания у детей с СДВГ согласно лексическим темам дошкольного учреждения, а именно:

1.Тема: «Мой город, моя улица» - игра «Кто больше?, игра «Магазин», игра: «КузовОК»;

2.Тема: «Осень» - игра «Передай ритм», игра «Зоркий глаз», игра «Бусы», игра «Отвернись и отгадай»;

3.Тема: «Посуда» - игра «Громкие прятки», «Ушки - слушки», игра «По какому предмету стучу? », игра «Где я?»;

4.Тема: «Зима» - «Где звенит?», игра «Кто как кричит?», игра: «Угадай по голосу», «Звуковые прятки»;

5.Тема: «Домашние животные» - «Кто сказал «Мяу?», игра «Кто как голос подаёт»;

6.Тема: «Животные жарких стран» - игра «Громко - тихо», игра «Кто стоит у светофора?», игра «Волшебный кролик»;

7.Тема: «Весна» - «Поймай слово», игра «Ромашка», игра «Самодельная азбука», игра: «Молоточек»;

8.Тема: «Перелетные птицы» - «Подбери звук», игра «Послушай и повтори», игра «Эхо»;

9.Тема: «Обитатели подводного мира» - игра «Путешествие в город звуков и слогов», игра «Угадай, во что играю?», игра «Где позвонили?».

В своей организации развивающие игры прошли все систематические моменты: они включались во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, реализовывались в свобод-

ной деятельности учащихся. Мы считаем, что развивающие игры способствуют развитию слухового внимания у детей с СДВГ, потому что цель этих игр — тщательно изучить все области развития через игру. Включение их в план лечения может научить детей быстро контролировать свое внимание и действия.

По итогу организованной работы можно сделать выводы, что дети с СДВГ улучшили свои показатели, в ходе проведения повторной диагностики детей можно сказать, что в заданиях дети допускали меньше ошибок, причём следует отметить, что, в момент проведения исследования не так часто отвлекались. Расстройства было меньше, когда что-то получалось не так, они понимали свои ошибки, и при этом реагировали на продолжение задания не агрессивно.

На основании вышеизложенного можно сказать, что развитие слухового внимания у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности средствами игровых упражнений является результативным, если разработана и реализована на практике программа организации коррекционной работы по развитию слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, а также развиваются и тренируются слуховые функции, все это проводится в эмоционально привлекательной форме, что существенно повышает переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по самоконтролю.

Библиографический список:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебно - методическое пособие для студентов психологического образования. - М.: Академический Проект, 2007. -701 с.

2. Иванова Н.Р. Особенности проявления дефицита внимания у детей https://www.elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения 15.12.2022).

3.Игровые упражнения как средство коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с ЗПР. - URL: http://www.educationmode.ru/waedus-174-1.html.

ЗУБАРЕВА МАРИНА НИКОЛАЕВНА - магистрант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.