Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДА САХА'

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДА САХА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
словотворчество / старшие дошкольники / народ Саха / словесное творчество / речевое развитие / произведения / word creation / senior preschoolers / Sakha people / verbal creativity / speech development / works

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жиркова Василина Васильевна, Ушницкая Виктория Вильямовна

В данной статье рассматриваются особенности развития словесного творчества у старших дошкольников с помощью произведений народа Саха. Словесное творчество продуктивная деятельность, в которой отражается желание ребенка выразить свое отношение к какому-либо предмету или явлению. Представлена характеристика творчества народа Саха. Описаны способы по развитию словесного творчества у старших дошкольников с использованием произведений народа Саха. Произведения народа Саха уникальная, развивающая и воспитывающая этносреда, где ребенок сможет получить необходимые для всестороннего развития знания и навыки. Представлены результаты констатирующего эксперимента по определению уровня сформированное™ навыков словесного творчества у старших дошкольников. Описана программа развития словесного творчества у старших дошкольников посредством произведений народа Саха. Представлены результаты контрольного эксперимента по изучению уровня сформированное™ навыков словесного творчества у старших дошкольников после апробации разработанной программы. Представлены результаты исследования уровня сформированное™ навыков словесного творчества у старших дошкольников посредством произведений народа Саха. Указано, что если педагог в работе со старшими дошкольниками при знакомстве с произведениями народа Саха будет использовать разнообразные средства художественной выразительности, то это будет способствовать самостоятельному словесному творчеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жиркова Василина Васильевна, Ушницкая Виктория Вильямовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the features of the development of verbal creativity in older preschoolers with the help of the works of the Sakha people. Verbal creativity is a productive activity that reflects the child's desire to express his attitude to any object or phenomenon. The characteristic of the creativity of the Sakha people is presented. Methods for the development of verbal creativity in older preschoolers using the works of the Sakha people are described. The works of the Sakha people are a unique, developing and educating ethnic environment, where a child can get the knowledge and skills necessary for comprehensive development. The results of a ascertaining experiment to determine the level of formation of verbal creativity skills in older preschoolers are presented. A program for the development of verbal creativity in older preschoolers through the works of the Sakha people is described. The results of the study of the level of formation of verbal creativity skills in older preschoolers through the works of the Sakha people are presented. It is indicated that if a teacher in working with older preschoolers when getting acquainted with the works of the Sakha people uses a variety of means of artistic expression, then this will contribute to independent verbal creativity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАРОДА САХА»

обучения или влияния (традиций, обычаев), непрерывность или прерывистый характер проведения мероприятий, целостность или парциальность Г51.

В процессе социализации студента педагогического вуза происходит самоопределение и вхождение личности в профессиональную среду, профессиональная подготовка студента к практической профессиональной деятельности в школе и других образовательных учреждениях. Студенты приобщаются к определенным профессиональным ценностям, происходит интеграция в профессиональную педагогическую среду, формируется профессиональное сознание и культура.

Процесс социализации в значительной степени зависит от общества, которое образует социальную среду. Основными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, различные социальные институты.

Социальная роль - это совокупность действий и моделей поведения, которые традиционно приняты в обществе для человека определенной профессии или должности, статуса, возраста. При изменениях в обществе изменяются и социальные роли в обществе, появляются новые виды социализации и соответствующие им социальные роли. Социальные роли связаны с нормами, доминирующими в обществе.

Социальные роли студента современного педагогического вуза - это образцы поведения, присущие педагогической профессии, имеющие определенную эмоциональную окраску, манеру вести себя в обществе, в конкретном образовательном учреждении, общаться и проявлять лидерские качества.

Основные социальные роли студентов современного педагогического вуза будущего профессионала высокого качества, саморазвивающегося, профессионально мобильного, имеющего гражданскую позицию: лидер, организатор, активный участник социальной сети, починенный, информатор.

Успешная социализация студента современного педагогического вуза предполагает процесс преобразования уровня и качества социализированности с помощью педагогической поддержки, под воздействием определенных действий и деятельности участников образовательного процесса и переход на новый, ранее не известный студенту уровень профессионального и личностного развития, появление новых для индивида видов социализации, способствующих успешной профессиональной деятельности в будущем и имеющей предпосылки успешности в настоящем.

Способствуют эффективной социализации студентов педагогических вузов, будущих учителей, такие факторы, которые направлены на усвоение социальных ролей, норм и ценностей и не только профессиональных, но и гражданских, политических, нравственных.

В вузовской социализации действует институциональный механизм социализации, который включает в себя: подражание, приспособление, эмоциональное заражение, имитацию, идентификацию, чувство стыда, чувство вины, экзистенциальный нажим, рефлексию, генерализацию, интерирориризацию, децентрацию, антиципацию, персонализацию и обособление. Выявлено, что наиболее приоритетным механизмом социализации является эмоциональное заражение в киберпространстве.

Выводы. Таким образом, социализация студентов современного педагогического вуза - это целенаправленный процесс конструирования социальных представлений, усвоения и интериоризации норм педагогической деятельности, принятия профессиональных социальных ролей будущего педагога, формирование основных ценностей педагогической профессии, научение взаимодействию на горизонтальном и вертикальном уровнях, приобретение профессиональных связей в педагогическом сообществе вуза и обретение способности социализировать школьников.

Основные виды социализации студентов современного педагогического вуза: киберсоциализация, профессиональная, лидерская и организаторская.

Основными механизмами социализации студентов современного педагогического вуза являются эмоциональное заражение, социальное научение, которые осуществляются в процессе педагогической поддержки а именно, в организации проблемных ситуаций в процессе учебной деятельности, которая будет стимулировать взаимодействия студентов на различных уровнях и повышать уровень социализированности.

Литература:

1. Баширова, C.B. Социализация студентов в учреждении высшего профессионального образования: автореферат дис. ... к-та пед. наук 13.00.08 / Баширова Светлана Викторовна. - Москва, 2007. - 20 с.

2. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод. Предназначение / Э. Дюркгейм. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008.-400 с.

3. Ивановский, Ю.В. Профессионально-педагогическая социализация будущих учителей физической культуры на этапе вузовского обучения: автореферат дис.... к-та пед. наук 13.00.08 / Ивановский Юрий Викторович. - Уфа, 2007. - 175 с.

4. Колычева, З.И. Система подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников: диссертация ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Колычева Зоя Ивановна. -Москва,2011. -491 с.

5. Мудрик, A.B. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность / A.B. Мудрик // Образование. Наука. Научные кадры . - 2021. - № 2,- С. 224-230

6. Мудрик, A.B. Социально-педагогические проблемы социализации / A.B. Мудрик. - Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2016. - 248 с.

7. Наторп, П. Социальная педагогика. Теория воспитания воли на основе общности / Пер. А.А.Громбаха / П. Наторп. -Спб, 2011.-360 с.

Педагогика

УДК 372.882.512.157:373.2.026.9 магистрант Жиркова Василииа Васильевна

Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ушницкая Виктория Вильямовна

Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

НАРОДА САХА

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности развития словесного творчества у старших дошкольников с помощью произведений народа Саха. Словесное творчество - продуктивная деятельность, в которой отражается желание ребенка выразить свое отношение к какому-либо предмету или явлению. Представлена характеристика творчества народа Саха. Описаны способы по развитию словесного творчества у старших дошкольников с использованием произведений народа Саха. Произведения народа Саха - уникальная, развивающая и воспитывающая этносреда, где ребенок сможет

получить необходимые для всестороннего развития знания и навыки. Представлены результаты констатирующего эксперимента по определению уровня сформированности навыков словесного творчества у старших дошкольников. Описана программа развития словесного творчества у старших дошкольников посредством произведений народа Саха. Представлены результаты контрольного эксперимента по изучению уровня сформированности навыков словесного творчества у старших дошкольников после апробации разработанной программы. Представлены результаты исследования уровня сформированности навыков словесного творчества у старших дошкольников посредством произведений народа Саха. Указано, что если педагог в работе со старшими дошкольниками при знакомстве с произведениями народа Саха будет использовать разнообразные средства художественной выразительности, то это будет способствовать самостоятельному словесному творчеству.

Ключевые слова: словотворчество, старшие дошкольники, народ Саха, словесное творчество, речевое развитие, произведения.

Annotation. This article discusses the features of the development of verbal creativity in older preschoolers with the help of the works of the Sakha people. Verbal creativity is a productive activity that reflects the child's desire to express his attitude to any object or phenomenon. The characteristic of the creativity of the Sakha people is presented. Methods for the development of verbal creativity in older preschoolers using the works of the Sakha people are described. The works of the Sakha people are a unique, developing and educating ethnic environment, where a child can get the knowledge and skills necessary for comprehensive development. The results of a ascertaining experiment to determine the level of formation of verbal creativity skills in older preschoolers are presented. A program for the development of verbal creativity in older preschoolers through the works of the Sakha people is described. The results of the study of the level of formation of verbal creativity skills in older preschoolers through the works of the Sakha people are presented. It is indicated that if a teacher in working with older preschoolers when getting acquainted with the works of the Sakha people uses a variety of means of artistic expression, then this will contribute to independent verbal creativity.

Key words, word creation, senior preschoolers, Sakha people, verbal creativity, speech development, works.

Введение. Одной из приоритетных задач образования на сегодняшний день является воспитание творческой личности, так как современное государство остро нуждается в таких гражданах, которые способны творчески подходить к решению вопросов, достаточно самостоятельны, способны за короткий срок приспосабливаться к новым условиям жизни, могут принимать нестандартные решения, достаточно активны и целеустремлены.

Старший дошкольный возраст принято считать особым периодом, во время которого дети открывают для себя мир [6, С. 230]. В это время у ребенка также происходят серьезные изменения во всех сферах деятельности и психики. Это тот возраст, когда появляются и начинают активно развиваться все виды творчества, появляются первые попытки самостоятельного сочинения.

Старший дошкольный возраст - время, когда с особой скоростью развиваются творческие возможности. Именно в этот момент дети начинают проявлять свои творческие способности в решении разного рода проблем.

Л.С. Выготский в своих трудах писал о том, что среди главных вопросов педагогики и психологии выступает вопрос о развитии детского творчества, о его значении для общего развития личности [3, С. 129].

В формировании творческой личности в старшем дошкольном возрасте особое значение играет словесное творчество, поскольку язык является базовой частью любой творческой деятельности, а также выступает важным компонентом существования человека.

Словесное творчество - продуктивная деятельность, в которой отражается желание ребенка выразить свое отношение к какому-либо предмету или явлению. Благодаря словесному творчеству появляется уникальная возможность узнать о внутреннем мире ребенка, о его особенностях, увлечениях, переживаниях, стремлениях.

Изложение основного материала статьи. Вопросами развития словесного творчества занимались и продолжают заниматься многие исследователи. Среди них можно встретить такие имена, как К.И. Чуковский, Н.А. Рыбников, В. Штерн, Т.Н. Ушакова, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, А.Н. Гвоздев и многие другие [6, С. 12].

Все эти специалисты утверждают о том, что словесное творчество благоприятно влияет на личность ребенка - за счет него совершенствуются речевые навыки, развиваются творческие способности. В дальнейшем это приводит к формированию таких важных компонентов личности, как интеллигентность и образованность.

Несомненно, одной из самых главных потребностей общества является воспитание интеллигентной, образованной личности. Отсюда следует, что одной из приоритетных задач дошкольного образования выступает развитие творческой личности, создание таких условий, в которых у детей будет развиваться словесное творчество.

Наше исследование посвящено изучению особенностей развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений народа Саха.

Новизна нашего исследования состоит в том, что произведения народа Саха - уникальная, развивающая и воспитывающая этносреда, где ребенок сможет получить необходимые доя всестороннего развития знания и навыки. Более того, произведения народа Саха по своей природе схожи с русским народным творчеством, за счет чего они будут просты и понятны детям дошкольного возраста.

К базовым признакам произведений народа Саха относятся такие дефиниции, как:

- открытость, доступность, комплементарность;

- мастерское использование народного языка;

- сохранение национальной культуры в произведениях;

- воплощение национальной ментальности и особенностей нации [4, С. 125].

Анализ произведений народа Саха показал, что главным в них является словоцентричность, то есть важно не только то, что сказано в произведении, но и то, как это сказано. В ментальности народа Саха было заложено осознание значение слова, которое отражено в народном творчестве.

Одними из самых главных источников, способствующих развитию словесного творчества, являются произведения фольклора и художественная литература. Сказки и фольклор народа Саха помогает старшим дошкольникам лучше понять свою культуру, ее традиции. В произведениях народа Саха рассказывается о таких качествах, как о доброте, заботе, справедливости, уважительном отношении ко взрослым, честности [4, С. 131].

Исходя из этого целью нашего исследования послужило изучение развития словесного творчества старших дошкольников посредством произведений народа Саха.

Изучение в подготовительной группе произведений народа Саха позволяет формировать активную, самостоятельную, развитую личность, которая имеет чувство национального самосознания, воспринимает и уважает ценности своего народа. При выборе произведений народа Саха, способствующих развитию словесного творчества, очень важно учитывать возраст воспитанников, их индивидуальные и психологические особенности.

В развитии словесного творчества художественная литература играет важную роль. Так, например, Е.А. Флерина пишет о том, что с помощью народных произведений ребенок усваивает уже готовые языковые формы, определения, словесные характеристики, главное - чтобы в процессе знакомства с произведением он правильно понял их и усвоил. От того, насколько грамотно и правильно ребенок способен построить свое высказывание, насколько оно наполнено эмоциями и смыслом, как он умеет сочинять, рассказывать, рассуждать зависит уровень его речевого развития [5, С. 19].

Развитию связной речи способствует взаимосвязь эстетического и речевого аспекта. В процессе обучения пересказу сказок, произведений фольклора ребенок учится строить связные высказывания. Также этот вид деятельности позволяет познакомить дошкольников со средствами художественного текста, такими как синоним, эпитет, сравнение, метафора.

Тот факт, что ребенок может построить связное высказывание говорит о том, насколько хорошо он владеет особенностями родного языка, показывает уровень его эстетического, умственного, эмоционального развития.

Как уже говорилось ранее произведения народа Саха отличаются своей простотой и доступностью, за счет чего они являются интересными, понятными детям старшего дошкольного возраста, а значит могут выступать эффективным средством формирования словесного творчества.

Так, в произведениях народа Саха можно встретить все необходимые элементы образности. Творчество рассматриваемого нами народа способно оказать не только воспитательное, но и обучающее влияние на старших дошкольников. На основе изучения и работы с произведениями народа Саха у ребят активно развивается воображение, мышление, речь [1, С. 600].

Рассматривая результаты многих педагогических исследований (Е. Шибицкая, Т.Н. Алиева и др.) мы пришли к выводу о том, что на развитие словесного творчества старших дошкольников огромное влияние оказывают народные сказки и фольклор. Также в данных исследованиях представлены приемы и методы, с помощью которых происходит развитие словесного творчества [2, С. 19].

Художественное слово способствует воспитанию грамотной, интеллигентной, воспитанной личности, является уникальным способом обогащения словарного запаса ребенка. Во время знакомства детей старшего дошкольного возраста с произведениями народа Саха пополняется словарь, формируется поэтический слух, развивается речь, активизируется словесная творческая деятельность, формируются нравственные и эстетические понятия.

Для того чтобы определить эффективность работы с произведения народа Саха в процессе развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста мы провели свое исследование. Для нашего исследования была выбрана база МБДОУ ПРР д/с №20 «Надежда» г. Якутска. Приняло участие 10 детей в возрасте от 5до6 лет.

Исследование проходило в несколько этапов. Опишем подробнее каждый из них:

Первый этап - диагностика. Целью данного этапа является определение исходного уровня развития словесного творчества у старших дошкольников.

Второй этап - разработка и апробация программы развития словесного творчества посредством народа Саха. На данном этапе нами на основании результатов проведенной диагностики и результатов анализа литературы по теме исследования была разработана и апробирована программа развития словесного творчества для испытуемых в возрасте 5-6 лет с помощью произведений народа Саха.

Третий этап - контрольный эксперимент. На последнем этапе были вновь использованы диагностики из констатирующего этапа эксперимента, результаты которых покажут, насколько эффективной послужила программа развития словесного творчества посредством народа Саха.

Для исследования мы выбрали следующие диагностические методики:

- исследование словарного запаса (автор Ю.С. Ляховская);

- творческий рассказ (автор Л.М. Ворошина);

- методика «исследование словообразования» (автор Р.И Лалева).

Представим результаты проведенных нами диагностических методик:

По результатам первой диагностики, направленной на изучение уровня сформированности словарного запаса, стало понятно, что лишь у 20% детей определен высокий уровень. Выполняя задание, эти дети при составлении рассказа старались использовать разнообразные слова. Более того, рассказ таких детей был ярким, эмоциональным, творческим.

50% составила группа детей, показавших средний уровень сформированности словарного запаса. Дети данной группы смогли составить менее яркий рассказ. Отмечается, что в их речи было использовано небольшое количество слов с экспрессивно-оценочной окраской, мало синонимов. Более того, таким детям нужна была помощь в составлении продолжения рассказа, так как самостоятельно выразить свои мысли у них не всегда получалось. С помощью педагога детям удалось справиться с заданием.

Низкий уровень сформированности словарного запаса был выявлен у 30% испытуемых. Эти дети составили простые, короткие рассказы, в которых была обозначена базовая информация. Они оперировали односложными предложениями, не использовали синонимы, прилагательные. Испытывали большие затруднения при рассказе. От таких детей слышались такие фразы, как «не помню, что было дальше», «не знаю, как сказать», «забыл слово».

По результатам первой диагностической методики можно прийти к выводу о том, что словарный запас детей старшего дошкольного возраста находится на уровне ниже среднего.

Результаты диагностики «Творческий рассказ» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики сформированности показателей словесного творчества у детей старшего дошкольного

возраста

Имя ребенка Самостоятель- Целостность Целенаправлен- Использование Оформленность

ность ность различных

частей речи

Артем В. 2 2 2 2 2

Егор М. 2 2 2 2 2

Анна К. 2 2 2 2 2

Ангелина Д. 1 1 1 1 1

Вероника С. 1 1 2 2 2

Николай И. 2 1 2 1 2

Евгений М. 1 1 1 1 1

Евгений Ж. 2 1 1 1 2

Саша Ф. 1 1 1 1 1

Маргарита А. 2 2 2 2 1

Обозначения в таблице:

3 балла - высокий уровень;

2 балла - средний уровень;

1 балл - низкий уровень.

Так, по показателям развития компонентов словесного творчества можно отметить, что ни у одного из испытуемых не было выявлено высокого уровня.

60% испытуемых показали средний уровень развития таких компонентов, как самостоятельность, целенаправленность, оформленность текста.

50% испытуемых показали низкий уровень развития такого компонента словесного творчества, как использование различных частей речи при составлении рассказа.

Данная диагностика также позволила выявить, что у группы испытуемых уровень развития навыков словесного творчества находится на среднем уровне.

Далее нами была проведена диагностика на определение сформированности навыков словообразования. По результатам стало известно, что только у 30% детей на высоком уровне сформирован навык словообразования. Эти дети правильно решили все задания, а именно: верно назвали детенышей животных, правильно образовали уменьшительно-ласкательные слова, прилагательные из существительного.

Детей со средним уровнем развития навыков словообразования - 50%. Этим детям удалось с минимальным количеством ошибок назвать детенышей животных, но было допущено большое число ошибок в задании образовать от имени существительного уменьшительно-ласкательные слова.

20% испытуемых составили группу детей с низким уровнем развития навыков словообразования. Таким детям было трудно работать над всеми заданиями, нужна была помощь педагога. Стоит отметить также, что часто дети даже не пытались подумать над заданием и сразу говорили о том, что не могут его выполнить.

Таким образом, на основании проведенного нами диагностического исследования было выявлено, что уровень развития словесного творчества у группы испытуемых - средний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Далее нами была апробирована программа развития уровня словесного творчества, в которой были использованы произведения народа Саха.

С помощью знакомства с фольклором народа Саха дети узнали о таких художественных приемах, как диалог, олицетворение, аллегория, повтор, что оказывает непосредственное влияние на развитие словесного творчества ребенка.

Развитие словесного творчества у старших дошкольников посредством произведений народа Саха происходило следующим образом:

- анализ произведений народа Саха, осуществляемый детьми под руководством воспитателя с последующим творческим рассказыванием изученного, способствует развитию словесного творчества;

- в процессе обучения старших дошкольников словесному творчеству важно грамотно выстроить процесс беседы по произведению народа Саха так, чтобы в ее ходе была задействована эмоциональная, интеллектуальная деятельность детей;

- при сочинении своих собственных произведений на основе изученных важно помогать детям выбрать средства выразительности, способ вербализации их замыслов;

- грамотно организовывать и в системе проводить работу по анализу особенностей развития словесного творчества у старших дошкольников;

- словесное творчество формируется за счет восприятие произведений народа Саха, знакомства с их особенностями и значимостью;

- знакомство с особенностями жанров произведений народа Саха позволяет ввести старших дошкольников в мир художественных образов, за счет чего формируется умение применять разные языковые средства при сочинении своих собственных произведений.

После проведенной нами работы вновь было проведено исследование уровня сформированности навыков словесного творчества у группы испытуемых. Для этого были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Диагностика, направленная на определение уровня сформированности словарного запаса, показала следующие результаты:

Высокий уровень - 50%;

Средний уровень - 50%;

Низкий уровень - 0%.

Так, можно отметить, что после проведенной нами работы дети значительно лучше стали составлять рассказы. Они использовали разнообразные слова, наполняли свой рассказ эмоциями, экспрессивно-оценочной лексикой, использовали разные части речи.

По результатам данной диагностики можно отметить, что уровень сформированности словарного запаса после апробации программы развития словесного творчества посредством произведений народа Саха стал выше среднего. Результаты диагностики «Творческий рассказ» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты диагностики сформированности показателей словесного творчества у детей старшего дошкольного

возраста

Имя ребенка Самостоятельность Целостность Целенаправленность Использование различных частей речи Оформленность

Артем В. 2 3 3 2 3

Егор М. 3 3 2 2 3

Анна К. 3 3 3 3 2

Ангелина Д. 2 1 2 1 2

Вероника С. 3 2 3 3 2

Николай И. 3 1 2 1 2

Евгений М. 3 2 2 1 2

Евгений Ж. 2 2 2 2 2

Саша Ф. 2 2 2 1 2

Маргарита А. 3 3 3 2 3

Так, по показателям развития компонентов словесного творчества можно отметить, что у 40% испытуемых отмечается высокий уровень развитости большей части компонентов; 60% испытуемых показали высокий уровень развития самостоятельности в словесном творчестве, а у оставшейся части - средний. 40% испытуемых показали высокий уровень развития таких компонентов словесного творчества, как целостность и целенаправленность.

Данная диагностика также позволила выявить, что после проведенной нами работы уровень развития навыков словесного творчества средний и выше среднего. Это также позволяет судить об эффективности проделанной нами работы.

Далее нами была проведена диагностика на определение сформированности навыков словообразования. По результатам стало известно, что у 60% детей на высоком уровне сформирован навык словообразования. Эти дети с легкостью справились со всеми заданиями, были отмечены лишь незначительные ошибки. Детей со средним уровнем развития навыков словообразования - 40%. Эти дети при выполнении задания редко допускали ошибки, иногда просили помощь взрослого.

Выводы. Таким образом, на основании проведенного нами исследования было выявлено, что уровень развития словесного творчества у группы испытуемых после реализации разработанной нами программы - выше среднего.

На основании представленных результатов следует говорить о том, что благодаря включению в образовательную программу для детей старшего дошкольного возраста произведений народа Саха педагоги смогут реализовать работу по развитию навыков словесного творчества.

Важно понимать, что развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста - процесс многоплановый, многоаспектный. Чем выше уровень речевого развития группы, тем выше уровень развития словесного творчества, тем лучше и красочнее дети сочиняют рассказы и сказки.

Если педагог в работе со старшими дошкольниками при знакомстве с произведениями народа Саха будет использовать разнообразные средства художественной выразительности, то это будет способствовать самостоятельному словесному творчеству.

Литература:

1. Бетлингк, О.Н. О языке якутов / О.Н. Бетлингк; пер. с нем. на рус. яз. В.Н. Рассадина. - Новосибирск: Наука,

2020. - 646 с.

2. Ворошнина, Л.В. Особенности построения описательных рассказов детьми пятого года жизни / Л.В. Ворошнина // Проблемы изучения речи дошкольника. - Москва, 2020. - С. 15-20

3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - Москва: Просвещение,

2021.-340 с.

4. Илларионов, В.В. Эпическое наследие народа саха / В.В. Илларионов. - Новосибирск: Наука, 2016. - 344 с.

5. Флерина, Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях / Е.А. Флерина. - Москва: Учпедгиз, 2019. - 120 с.

6. Шадрина, Л.Г. Пути развития связной речи младших дошкольников / Л.Г. Шадрина // Проблемы изучения речи дошкольника. - Москва, 2018. - 230 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.