Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР'

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1558
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самсонова Светлана Николаевна

В статье исследуются особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Автор отмечает, что необходимо учитывать уровень ОНР у таких детей для того что бы построить работу по развитию речи наиболее эффективно. Кроме того, активный словарь детей с ОНР имеет небольшой объем слов, в связи с чем им достаточно сложно грамотно выразить свое отношение к окружающему миру. Задача педагога - обогатить активный словарь дошкольника за счет введение в его обиход слов из пассивного словаря, а также повысить уровень эмоционального восприятия ребенком окружающей среды через словесную форму посредство проведения специальных занятий и упражнений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самсонова Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOCABULARY DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL CHILDREN WITH ONR

The article examines the features of the development of the vocabulary of older preschool children with ONR. The author notes that it is necessary to take into account the level of ONR in such children in order to build work on speech development most effectively. In addition, the active vocabulary of children with ONR has a small volume of words, and therefore it is quite difficult for them to correctly express their attitude to the world around them. The task of the teacher is to enrich the active vocabulary of the preschooler by introducing words from the passive vocabulary into his everyday life, as well as to increase the level of emotional perception of the environment by the child through the verbal form through special classes and exercises.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»

Столыпинский вестник №5/2022

Научная статья Original article УДК 373.2

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА С ОНР

VOCABULARY DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL CHILDREN WITH

ONR

Самсонова Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры дошкольного и специального образования, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина»

Samsonova Svetlana Nikolaevna, Senior Lecturer of the Department of Preschool and Special Education, I. A. Bunin Yelets State University

Аннотация: В статье исследуются особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Автор отмечает, что необходимо учитывать уровень ОНР у таких детей для того что бы построить работу по развитию речи наиболее эффективно. Кроме того, активный словарь детей с ОНР имеет небольшой объем слов, в связи с чем им достаточно сложно грамотно выразить свое отношение к окружающему миру. Задача педагога -обогатить активный словарь дошкольника за счет введение в его обиход слов из пассивного словаря, а также повысить уровень эмоционального восприятия ребенком окружающей среды через словесную форму посредство проведения специальных занятий и упражнений.

Столыпинский вестник

2811

Abstract: The article examines the features of the development of the vocabulary of older preschool children with ONR. The author notes that it is necessary to take into account the level of ONR in such children in order to build work on speech development most effectively. In addition, the active vocabulary of children with ONR has a small volume of words, and therefore it is quite difficult for them to correctly express their attitude to the world around them. The task of the teacher is to enrich the active vocabulary of the preschooler by introducing words from the passive vocabulary into his everyday life, as well as to increase the level of emotional perception of the environment by the child through the verbal form through special classes and exercises.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи, развитие словаря, методы и приемы.

Keywords: senior preschool age, general speech underdevelopment, vocabulary development, methods and techniques.

Речь - это важнейший инструмент человека, позволяющий ему налаживать коммуникации с окружающей средой, получать обратную связь, а также выражать собственные мысли и суждения. Именно по этой причине в дошкольном детстве придается важность развитию речевых навыков детей и развитию их словарного запаса, поскольку широкий словарный запас выступает залогом эффективного общения личности с окружающими в будущем [2].

Проблема развития словарного запаса детей стала предметом рассмотрения ряда исследователей, которые выступают специалистами в различных областях знаний: в педагогике, психологии, языкознании, психолинвистике и пр. В частности, к данной проблеме обращались такие авторы, как А. М. Бородич, А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин, А. М. Захарова и др. Центральной мыслью работ таких авторов выступала важность и сложность процесса овладения словарным запасом дошкольников.

2812

Необходимо сказать, что если, в целом, для детей процесс развития речи довольно сложен, то для дошкольников с недоразвитием речи овладение словарным запасом представляет особую трудность. Специалисты, анализируя особенности развития словарного запаса дошкольников с ОНР, отмечают, что имеет место ряд отклонений от возрастной нормы. Также у таких детей достаточно ограничен словарный запас, использование отдельных слов отличается «своеобразием», а также такие дети часто допускают неточности в употреблении тех или иных слов. Различным вопросам особенностей развития словарного запаса детей с ОНР посвящены труды таких авторов, как Б.М. Гриншпун, В.Н. Еремина, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левина, В.А. Ковщиков, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и

др [1].

Соответственно, значительная актуальность темы исследования возможностей развития словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР налицо, о чем свидетельствует высокий научный интерес специалистов различных областей к данной проблеме.

В литературе отмечено, что ОНР включает ряд различных речевых расстройств, при которых имеют место нарушения практически всех компонентов речевой системы ребенка, которая включает звуковую и лексическую составляющие. При этом, интеллектуально ребенок развивается достаточно благополучно. Речь детей с ОНР отличается скудным словарным запасом, неверными построениями фраз, особенно в области выражения эмоций. Кроме чего, такие дети не всегда могут верно использовать антонимы и синонимы, часто используют неоправданные замены конкретных слов -определений, а также путают местами определения и действия.

Обычно в лексиконе таких детей присутствуют общеизвестные и наиболее распространенные слова и выражения, эмоционально-экспрессивная лексика в речи таких детей находит применение достаточно редко. Интересным также является то, что для детей с ОНР очень сложно описать

2813

эмоциональные состояния, будь то их собственные переживания, или внутреннее состояние персонажей литературных произведений. Часто в речи детей с ОНР отсутствуют средства лексической выразительности, а рассказы, которые они пытаются выстроить, обычно непоследовательны и неточны и скудны эмоционально. В этой связи, отдельными авторами предлагается при развитии словаря детей с ОНР делать акцент на развитие эмоциональных словесных конструкций, расширяя словарный состав таких детей через чувственное восприятие ситуации, осознание текущего эмоционального фона и его передачу посредством словесных форм [1].

Освоение словарного разнообразия для детей с ОНР выступает как довольно сложный процесс. Отдельные исследователи, в центре внимания которых было изучение речи детей с моторной алалией, отметили, что в таких детей не сформирована предикативная и номинативная функции речи, а словарный запас усваивается со значительными трудностями.

Также свои особенности у детей с ОНР имеет активный и пассивный словарь. Понимание значения слов у таких детей присутствует в полном объеме, соответственно, пассивный словарь у них сформирован. Однако это не относится к активному словарю, поскольку дети с ОНР практические на применяют такие слова в экспрессивной речи, а актуализация отдельных словарных единиц вызывает у них сложности.

Обновление атрибутивного словаря представляет для детей с ОНР очень сложно решаемую задачу. Назвать правильно прилагательные и верно употребить их в речи не всегда под силу таким детям. В отличие от своих сверстников, развитие речи которых в норме, дети с ОНР осуществляют подмену конкретных прилагательных аналогичными с общим значением [3].

Словесная практика детей с ОНР включает действия, в которые ребенок вовлечен ежедневно или которые он может также регулярно наблюдать. Указанные действия качаются таких процессов как еда, сон умывание, прогулка, ходьба, уборка и прочее. Однако слова, которые обозначают

2814

состояние, эмоциональную оценку, включают качественные характеристики, дошкольниками с ОНР достаточно трудно усваиваются. Соответственно, сложности использования словарного запаса у детей с ОНР сопряжены с проблемой в области актуализации пассивного словаря, незнании значений многих слов и пр. Также для таких детей характерна ситуативность у п о т р е б л е н и я т о г о и л и и н о г о с л о в а .

Соответственно, работа над словарем детей с ОНР достаточно актуальна и должна вестись в рамках определенных методических подходов.

Наиболее обоснованными подходами к организации методической работы с детьми с ОНР в области развития словаря следует считать подходы, описанные Л. С. Выготским, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н. В. Серебряковой, Н. В. Уфимцевой, Г. Д. Черемухиной, А. М. Шахнаровичем и другими. В целом, практически все указанные авторы считают целесообразной организацию работы по развитию словаря дошкольников с ОНР в игровой форме [2].

В частности могут быть использованы словесные упражнения, основная задача которых - быстро подобрать точное слово в ответ на просьбу ведущего. Важно, чтобы упражнение было коротким, чтобы снизить утомляемость детей.

1. Подготовительный этап. На данном этапе осуществляется подготовка основы для развития словарного запаса прилагательных. Здесь целесообразно использовать упражнения по развитию мыслительных процессов, а также по расширению словарного запаса в области глаголов и существительных.

2. Активный этап.

2.1Расширение объема атрибутивного словаря. Целью работы на данном этапе выступает развитие активного словаря прилагательных. Целесообразно использовать прилагательные, которые обозначают цвет, вкус, форму и качественные характеристики предметов. Можно использовать такие игры, как «Съедобное-несъедобное», «Учимся отгадывать и составлять загадки», «Угадай предмет по описанию. Его признаков»,

2815

Чтобы ввести те или иные прилагательные в определенное семантическое поле и выявить парадигматические связи данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля, можно использовать такие игры, как:

1) «В чем разница?» (чаша низкая, а стакан высокий; помидор большой, а тыква еще больше и пр.);

2) «Сравни предметы по вкусу, по цвету, по размеру»:

- по вкусу - горчица и мед;

- по цвету - снег - копоть;

- по размеру - дерево-кустарник;

- в ширину - дорога - тропинка;

- по возрасту - дедушка и мальчик;

- по весу - вес - пух;

- по размеру - дом - шалаш.

2.2. Выяснение отношений между прилагательным и существительным.

1)Игра «Что это?» Необходимо обогатить словарь антонимами. С этой целью педагог может использовать короткие рассказы, носящие нравоучительный характер. Они должны быть интересны и понятны детям. Сначала от детей требуется уловить смысл рассказа, уметь рассказать о герое, какой он: добрый или злой, аккуратный или неряшливый.

Расширение пассивного и активного словарного запаса детей предусмотрено программой дошкольного образования, поэтому данная работа может проводиться воспитателем на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экскурсий.

Таким образом, можно заключить следующее. Дети с ОНР испытывают значительные трудности при воспроизведении своего словарного запаса, что вызвано, в первую очередь, следующим: активный словарь детей с ОНР имеет небольшой объем слов, в связи с чем, им достаточно сложно грамотно выразить свое отношение к окружающему миру. Задача педагога - обогатить

2816

активный словарь дошкольника за счет введение в его обиход слов из пассивного словаря, а также повысить уровень эмоционального восприятия ребенком окружающей среды через словесную форму посредство проведения специальных занятий и упражнений.

Необходимо вести регулярную работу по обогащению и развитию словаря дошкольников с ОНР поскольку во время учебы в школе их словарный запас должен соответствовать уровню школьной программы, дети должны уметь общаться с педагогом и сверстниками, чтобы не испытывать сложностей при организации обратной связи и выражении своей собственной позиции. Соответственно, педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо уделять таким детям достаточно времени, привлекая, по необходимости, к работе по развитию словаря детей с ОНР родителей, логопедов и других специалистов, которые смогут помочь организовать работу над развитием речи ребенка с ОНР грамотно и эффективно. Только в этом случае результативность указанной выше работы будет высокой, а ребенок сможет полноценно обучаться как в начальной школе, таки в среднем и старшем звеньях, поскольку грамотно построенная и богатая речь даст ему возможность точно воспроизводить понятый им учебный материал, вести дискуссии со сверстниками, отвечать на вопросы педагога и т.д.

Литература

1. Изутова Е.А., Медведева Е.Ю. Своеобразие развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4.

2. Кощеева О.В. Использование обратного словаря для развития навыков чтения у детей с общим недоразвитием речи // Наука и школа. 2020. №5.

3. Шаройко Л.Ю., Аксиненко Т.М. Работа педагога-психолога по развитию словаря детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи III уровня // Проблемы педагогики. 2018. №4 (36).

2817

References

1. Izotova E.A., Medvedeva E.Yu. The peculiarity of the development of coherent speech in preschoolers with general underdevelopment of speech // Problems of modern pedagogical education. 2021. No.72-4.

2. Kosheeva O.V. The use of a reverse dictionary for the development of reading skills in children with general speech underdevelopment // Science and School. 2020. №5.

3. Sharoiko L.Yu., Aksenenko T.M. The work of a teacher-psychologist on the development of the vocabulary of children 4-5 years old with general underdevelopment of speech of the III level // Problems of pedagogy. 2018. №4 (36).

© Самсонова С. Н., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2022.

Для цитирования: Самсонова С. Н. РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР/ Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2022.

2818

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.