Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ И СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЛИЦ С СИНДРОМОМ ДАУНА'

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ И СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЛИЦ С СИНДРОМОМ ДАУНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДАУНА / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СКОРОСТНЫЕ И СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давыдова Селена Станиславовна, Назирова Анна Анатольевна, Сычев Валерий Семенович, Петрищева Ольга Сергеевна, Давыдова Юлиана Анатольевна

Двигательное развитие лиц с синдромом Дауна имеет особенности и происходит медленнее, по сравнению с их сверстниками. Наличие лишней хромосомы, и как следствие - задержка функциональной латерализации коры больших полушарий и поражение ассоциативных зон коры головного мозга влечет за собой умственную отсталость различной степени, а также нарушения физического, морфофункционального и психического развития. Физиологические особенности лиц с синдромом Дауна оказывают непосредственное влияние на формирование нарушений в развитии скоростных и силовых качеств. Сочетание различных групп методов и средств развития и коррекции скоростно-силовых качеств у лиц данной категории, направлены на успешное освоение двигательных навыков и имеют особое значение, поскольку связаны с развитием умений в бытовой, учебной, спортивной и других видах деятельности и попутно способствуют их социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давыдова Селена Станиславовна, Назирова Анна Анатольевна, Сычев Валерий Семенович, Петрищева Ольга Сергеевна, Давыдова Юлиана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPEED AND POWER QUALITIES IN PERSONS WITH DOWN SYNDROME

The motor development of persons with Down syndrome has features and is slower compared to their peers. The presence of an extra chromosome, and as a result, a delay in the functional lateralization of the cerebral cortex and damage to the associative zones of the cerebral cortex entails mental retardation of varying degrees, as well as impaired physical, morphofunctional and mental development. The physiological characteristics of persons with Down syndrome have a direct impact on the formation of disorders in the development of speed and strength qualities. The combination of various groups of methods and means of development and correction of speed-strength qualities in individuals of this category are aimed at the successful development of motor skills and are of particular importance, since they are associated with the development of skills in household, educational, sports and other activities and simultaneously contribute to their social adaptation.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ И СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЛИЦ С СИНДРОМОМ ДАУНА»

УДК 376.24

РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ И СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ У ЛИЦ С СИНДРОМОМ

ДАУНА

Селена Станиславовна Давыдова, кандидат биологических наук, доцент, Анна Анатольевна Назирова, кандидат биологических наук, доцент, Валерий Семенович Сычев,

кандидат биологических наук, доцент, Ольга Сергеевна Петрищева, студентка, .Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, Липецк; Юлиана Анатольевна Давыдова, студентка, Артем Дмитриевич Медведев, студент, Воронежский государственный медицинский университет имени

Н.Н. Бурденко, Воронеж

Аннотация

Двигательное развитие лиц с синдромом Дауна имеет особенности и происходит медленнее, по сравнению с их сверстниками. Наличие лишней хромосомы, и как следствие - задержка функциональной латерализации коры больших полушарий и поражение ассоциативных зон коры головного мозга влечет за собой умственную отсталость различной степени, а также нарушения физического, морфофункционального и психического развития. Физиологические особенности лиц с синдромом Дауна оказывают непосредственное влияние на формирование нарушений в развитии скоростных и силовых качеств. Сочетание различных групп методов и средств развития и коррекции скоростно-силовых качеств у лиц данной категории, направлены на успешное освоение двигательных навыков и имеют особое значение, поскольку связаны с развитием умений в бытовой, учебной, спортивной и других видах деятельности и попутно способствуют их социальной адаптации.

Ключевые слова: синдром Дауна, адаптивная физическая культура, скоростные и силовые качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.9.p77-82

DEVELOPMENT OF SPEED AND POWER QUALITIES IN PERSONS WITH DOWN

SYNDROME

Selena Stanislavovna Davydova, the candidate of biological sciences, docent, Anna Anatol-yevna Nazirova, the candidate of biological sciences, docent, Valery Semenovich Sychev, the candidate of biological sciences, docent, Olga Sergeevna Petrishcheva, the student, Lipetsk State Pedagogical P. Semenov-Tyan-Shansky University; Yuliana Anatolyevna Davydova, the student, Artem Dmitrievich Medvedev, the student, Voronezh State Medical N. Burdenko University

Abstract

The motor development of persons with Down syndrome has features and is slower compared to their peers. The presence of an extra chromosome, and as a result, a delay in the functional lateralization of the cerebral cortex and damage to the associative zones of the cerebral cortex entails mental retardation of varying degrees, as well as impaired physical, morphofunctional and mental development. The physiological characteristics of persons with Down syndrome have a direct impact on the formation of disorders in the development of speed and strength qualities. The combination of various groups of methods and means of development and correction of speed-strength qualities in individuals of this category are aimed at the successful development of motor skills and are of particular importance, since they are associated with the development of skills in household, educational, sports and other activities and simultaneously contribute to their social adaptation.

Keywords: Down syndrome, adaptive physical culture, speed and strength qualities.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях наблюдается увеличение рождаемости детей с различными хромосомными аномалиями. Проблема их развития в детском возрасте и особенно

адаптации в социуме в более взрослом возрасте приобретает особую актуальность.

Двигательное развитие лиц с синдромом Дауна, по сравнению с их сверстниками, имеет особенности и происходит медленнее. Ряд авторов считают, что снижение мышечного тонуса, недостаточное для нормальной стабилизации взаимное сокращение мышц вокруг суставов, нарушение проприорецепции, гипермобильность суставов являются типичным нервно -мышечным нарушением [4]. Помимо этого, определенное значение имеют нарушения интеллектуального развития и социальной адаптации [4].

Проблему, связанную с развитием физических качеств у лиц с синдромом Дауна, может решить подраздел физической культуры - «адаптивная физическая культура». Задачи адаптивной физической культуры у лиц с синдромом Дауна заключаются в восстановлении и поддержании здоровья лиц с синдромом Дауна, направленности на их социализацию и развитии физических качеств по мере возможностей ввиду существующих ограничений.

Исследование уровня развития скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна позволит осуществить грамотную коррекцию физических качеств и укрепить общее развитие организма. [6, 7].

Вопросами развития адаптивной физической культуры и создания методик развития физических и физиологических качеств у лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и у лиц с синдромом Дауна, занимались такие учёные, как Н.С. Айра-петова [1], Е.Г. Антонен [2], Ю.И. Барашнев [3], П. Лаутенслагер [4] и другие.

Теоретические исследования данной проблемы являются недостаточными, так как современные реалии говорят о наличии таких проблем в данной области, как недостаточность в квалифицированных кадрах, недостаточное обеспечение данного направления в техническом и методическом аспектах, доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья существующих методик.

Целью нашего исследования является теоретико-экспериментальное обоснование применения методики развития скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Определить уровень развития скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна.

2. Оценить эффективность методики развития скоростных и силовых качеств у лиц с Синдром Дауна.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование носит практический характер, в котором проводится теоретико-экспериментальное обоснование применения методики развития скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна. В исследовании принимало участие 8 человек, которые были распределены в 2 группы по 4 человека в каждой: взрослые мужчины и юниоры, у которых диагностировано заболевание - синдром Дауна. Возрастной диапазон лиц, принявших участие в исследовании - 15-30 лет.

Для получения информации о физическом развитии испытуемых и формирования на этой основе однородных групп применялись антропометрические методы исследования - длина тела определялась при помощи ростомера, масса тела определялась десятичными медицинскими весами рычажной системы чувствительностью до 50 г с платформой и стойкой, окружность грудной клетки измерялась сантиметровой лентой в положении стоя, сила рук измерялась при помощи кистевого динамометра.

Определялся индекс массы тела (ИМТ) для диагностики избыточной массы тела и ожирения.

Для оценки сформированное™ скоростных и силовых качеств лиц с синдромом Дауна была использована диагностическая методика оценки общей двигательной функциональности. Педагогические тесты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Группы педагогических тестов для проведения исследования скоростных и силовых качеств лиц с

синдромом Дауна

Критерии оценки тестов определены Приказом Министра спорта РФ от 19 июня 2017 г. № 542 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкуль-турно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на 2018-2021 годы по выбору для лиц с интеллектуальными нарушениями» [5] и полностью соответствовали установленным нормативам (таблица 1).

Таблица 1 - Нормативы ГТО указанных возрастных групп для лиц с интеллектуальными нарушениями_

№ Виды испытаний (тесты) 18-24 лет 25-29 лет

1 Бег на 30 м 5,2 5,1 4,9 5,8 5,6 0,0

2 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) 158 166 182 164 172 188

3 Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6м (кол-во попаданий из 10 бросков) 6 7 9 6 7 9

4 Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в 1 минуту) 20 30 40 24 30 38

Упражнения с использованием тренажеров для коррекции скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна реализовывались в течение года по следующей системе, предполагающей трехразовые занятия в неделю: 1 занятие: «Дыхательные упражнения» -«Упражнения, формирующие равновесие»; 2 занятие: «Дыхательные упражнения» -«Упражнения, направленные на развитие ориентации в пространстве и формирование точности движений»; 3 занятие: «Упражнения с мячами, направленные на повышение координации движений» - «Упражнения, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата».

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

На первом этапе исследования отбирались адекватные методы исследования, проводилось первичное тестирование, и определялся уровень развития скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна. Результатам исследования предшествовали антропометрические измерения, которые позволили определить тип телосложения обследуемых. Они отражены в таблице 2, 3.

Оценивая данные показатели, мы выяснили, что все испытуемые имели низкий рост, который не соответствовал их возрасту; сила мышц кисти рук была ниже нормы. Грудная клетка была развита достаточно хорошо.

При исследовании ИМТ выяснилось, что значения этого показателя у испытуемых обеих групп указывал на избыточный вес. ИМТ у мужчин составил 30,35, а у юниоров 29,3. У одного мужчины ИМТ имел значение 32,6 и юниора 33,3, что было одним из признаков ожирения I степени.

Таблица 2 - Результаты антропометрических измерений взрослых лиц с синдромом Дауна

№ участника Возраст, г Длина тела, см Масса тела, кг Окружность грудной клетки, см Сила кисти рук, кг

Правая Левая

Участник исследования N° 1 24 165 80 73 20 19

Участник исследования № 2 22 160 77 70 18 20

Участник исследования № 3 23 153 75 79 22 26

Участник исследования № 4 28 162 77 80 20 19

Х 24,8 160 77,3 75,5 21 20

а 0,6 0,4 0,3 0,4 0,2 0,3

т 1,6 3,7 2,5 2,2 1,2 1,1

Таблица 3 - Результаты антропометрических измерений юниоров с синдромом Дауна

№ участника Возраст, г Длина тела, см Масса тела, кг Окружность грудной клетки, см Сила кисти рук, кг

Правая Левая

Участник исследования N° 1 15 145 70 72 18 17

Участник исследования № 2 18 157 72 64 19 17

Участник исследования № 3 19 162 80 73 21 19

Участник исследования № 4 20 158 65 77 22 18

Х 18 155,5 71,5 71,5 20 17,6

а 0,5 0,6 0,5 0,4 0,5 0,4

т 1,4 4,4 2,2 2,2 1,1 1,2

Согласно полученным результатам антропометрических измерений было установлено, что из 8 участников исследования у четырех (50 %) - нормальный тип телосложения, у четырех (50 %) - избыток массы тела.

Проведенное педагогическое исследование, позволило выявить разницу в показателях физической подготовленности в группах взрослых лиц и юниоров с синдромом Дауна (таблица 4).

Таблица 4 - Сравнение показателей скоростных и силовых качеств у взрослых лиц и юниоров с синдромом Дауна (М±т)_

№ Наименование упражнения Взрослые мужчины Нормативы бронз. зн. Юниоры Нормативы бронз. зн.

1 Бег на 30 м 18,5±1,3* 5,8 16,8±0,5* 5,2

2 Прыжок в длину с места (см) 116,0±10,9* 164 119±9,3* 158

3 Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий из 10 бросков) 10,0±0,8* 6 8,0±1,6* 6

4 Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в 1 минуту) 5,0±0,9* 24 7,0±1,1* 20

Примечание: * - Р< 0,05 между обеими группами лиц с синдромом Дауна и нормативами испытаний для лиц с интеллектуальными нарушениями

Исследуя показатели физической подготовленности мужчин и юниоров с синдромом Дауна, мы определили, что среди групп взрослых мужчин и юниоров только у одного человека эти показатели были выше всех остальных, что составило 13%. Пять человек имели средние значения показателей, что составило 62%, и у двух человек - 25% - уровень развития скоростных и силовых качеств не поддавался интерпретации, то есть, оценить его было невозможно (рисунок 2).

В сравнении с нормативными показателями скоростных и силовых качеств (таблица 4) результаты педагогического тестирования лиц с синдромом Дауна обеих групп показали низкие результаты и оказались достоверно ниже по сравнению с нормативами у лиц с интеллектуальными нарушениями.

На втором этапе нами были реализованы коррекционные упражнения, направленные на развитие скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна.

При проведении итоговых исследований были выявлены положительные изменения в некоторых исследуемых показателях. Так масса тела у участников в обеих группах снизилась (рисунок 3).

Для итогового тестирования и определения уровня развития скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна были применены те же тесты.

Анализ полученных данных определил, что из 8 участников исследования по-прежнему у одного человека показатели развития скоростных и силовых качеств были выше, чем у всех остальных, и составили 12,5%, шесть человек - 75% продемонстрировали средние показатели и у одного он остался на низком уровне (рисунок 4).

Проведенное итоговое педагогическое исследование выявило положительную динамику в показателях физической подготовленности и развитии скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна обеих групп. Данные физической подготовленности

участников исследования в начале и в конце года приведены в таблице 5.

13%

25%

80

75

70

65

\_ 62%

■ Низкий уровень

■ Средний уровень

■ Высокий уровень

Рисунок 2 - Уровень развития скоростных и силовых качеств у лиц и с синдромом Дауна обеих групп

12.5

%

12.5

%

60

Начальное Итоговое исследование исследование ■ Взрослые лица ■ Юниоры Рисунок 3 - Динамика показателей массы тела у лиц с синдромом Дауна обеих групп за период исследования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

75%

■ Низкий уровень

■ Средний уровень

■ Высокий уровень

Рисунок 4 - Уровень развития скоростных и силовых качеств при вторичном исследовании у лиц с синдромом Дауна

Таблица 5 - Динамика развития скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна обеих групп (М±т)

№ Наименование упражнения Взрослые мужчины Норм-вы Юниоры Норм-вы

Окт 2021 Май 2022 бронз. зн. Окт 2021 Май 2022 бронз. зн.

1 Бег скоростной на 30 м 18,5±1,3 17,5±1,1 5,8 16,8±0,5 15,5±0,6 5,2

2 Прыжок в длину с места (см) 116,0±10,9 121,0±9,8 164 119,0±9,3 134,0±8,2 158

3 Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м (кол-во попаданий из 10 бросков) 4,0±0,8 5,0±0,9 6 5,0±1,6 6,0±1,3 6

4 Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз в 1 минуту) 5,0±0,9 9,0±0,7 24 7,0±1,1 11,0±1,3 20

Таким образом, как у взрослых мужчин, так и у юниоров в большей степени преобладает низкий уровень скоростных и силовых качеств. Развитие скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна затруднено в связи с нарушениями ритма и координации движений, ориентации в пространстве, и различии усилий отдельных групп мышц. Рассмотренные физиологические особенности и определенные нарушения физических качеств у лиц с синдромом Дауна говорят о необходимости их коррекции, посредством адаптивной физической культуры.

Правильный подбор методов и приемов коррекции данного вида качеств направлен на минимизацию последствий при нарушении двигательной сферы.

Для развития скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна используют те же методы и средства, что и у здоровых лиц, но с учетом индивидуальных особенностей и состояние здоровья. Нами были подобраны упражнения, не требующие значительной интеллектуальной активности и сознательного отношения к выполняемым упражнениям. Часто чередующаяся в их рамках двигательная деятельность, позволяла удерживать внимание лиц с синдромом Дауна, их активность и работоспособность. К основным средствам развития скоростных и силовых качеств относятся физические упражнения, направленные на быстроту реакции, скорость выполнения движений, а также упражнения комплексного (разностороннего) воздействия направленные на основные компоненты скоростных способностей - подвижные и спортивные игры, эстафеты. Основными методами развития скоростных и силовых качеств являются: повторный, соревновательный, игровой и круговой.

ВЫВОДЫ

В результате использования комплекса упражнений на развитие скоростных и силовых способностей с использованием тренажеров выяснилось, что масса тела у участников в обеих группах снизилась, была выявлена положительная динамика в пока-

зателях физической подготовленности и развитии скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна обеих групп. Из 8 участников исследования по-прежнему у одного человека показатели развития скоростно-силовых качеств были выше, чем у всех остальных, и составили 12,5%, шесть человек - 75% продемонстрировали средние показатели, у одного он остался на низком уровне и составил 12,5%.

В результате проведения исследования уровня развития скоростных и силовых качеств у лиц с синдромом Дауна была определена эффективность комплекса корректирующих упражнений, о чем свидетельствует анализ первичного и повторного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айрапетова Н.С. Комплексные методы физической реабилитации / Н.С. Айрапетова. -Москва : Физиотерапия, реабилитация, 2006. - 164 с.

2. Антонен Е.Г. Хромосомные болезни / Е.Г. Антонен. - Петрозаводск: Петрозаводский гос. университет, 2004. - 106 с.

3. Барашнев Ю.И. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический аспект / Ю.И. Барашнев. - Москва : Триада Х, 2019. - 280 с.

4. Лаутеслагер Петер Е.М. Двигательное развитие детей с синдромом Дауна. Проблемы и решения. - Москва : Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. - 360 с.

5. Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) на 2018-2021 годы : Приказ Министерства спорта РФ от 19 июня 2017 г. N 542 // ГАРАТ.РУ : [сайт]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71617918/ (дата обращения: 01.01.2022).

6. Скоробогатова, Н.П. Развитие моторных функций у детей с синдромом Дауна / Н. П. Скоробогатова // Работник социальной службы. - 2017. - № 9. - С. 114-118.

7. Степанова В.А. Коллегиальное консультирование как одна из форм сопровождения семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна / В.А. Степанова // Дефектология. - 2017. - № 3. -С. 49-56.

REFERENCES

1. Airapetova, N.S. (2006), Complex methods of physical rehabilitation, Physiotherapy, rehabilitation, Moscow.

2. Antonen, E.G. (2004), Chromosomal diseases, Petrozavodsk state University, Petrozavodsk.

3. Barashnev, Yu.I. (2019), Down Syndrome, Medico-genetic and socio-psychological aspect, Triad X, Moscow.

4. Lauteslager, Peter E.M. (2014), Motor development of children with Down syndrome, Problems and solutions, Downside Up Charitable Foundation, Moscow.

5. Ministry of Sports of the Russian Federation (2017), "On approval of the state requirements of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for Labor and Defense" (TRP) for 2018202", Order of the of June 19, 2017 N 542, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71617918/ (date of access: 01/01/2022).

6. Skorobogatova, N.P. (2017), "Development of motor functions in children with Down syndrome", Social worker, No. 9, pp. 114-118.

7. Stepanova, V.A. (2017), "Collegiate counseling as one of the forms of support for families raising children with Down syndrome", Defectology, No. 3, pp. 49-56.

Контактная информация: Selena-dav@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 26.09.2022

УДК 796.015.12

АНАЛИЗ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ

КИОКУСИНКАЙ ЭТАПА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Наталья Сергеевна Демченко, доцент, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК»,

Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.