УДК 796 Золотухин К.И., Сокорев В.В.
Золотухин К.И.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)
Научный руководитель: Сокорев В.В.
доцент к.п.н., Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород, Россия)
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Аннотация: в данной статье рассмотрены и проанализированы способы развития физических качеств (скоростно-силовых) при подготовке легкоатлетов в возрасте от 7—16 лет, занимающихся выбранным видом спорта. На основании данного исследования рассматривается влияние двигательных качеств как основы качественных характеристик двигательной деятельности при подготовке детей в определенной возрастной группе (7—16 лет).
Ключевые слова: быстрота, легкая атлетика, методология развития способностей, скорость, тренировка, физические двигательные качества.
В концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года указывается, что высший приоритет государства - это здоровье нации, которое невозможно без систематической работы по оздоровлению граждан России, а в первую очередь - детей и подростов, без
эффективной системы школьного физического воспитания и физкультурно-спортивной работы.
В стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации в главе «Состояние и проблемы развития детско-юношеского спорта» говорится о том, что наша система работы по спортивной ориентации и отбору детей для занятий видами спорта, соответствующих их индивидуальным особенностям, несовершенна. И, одним из основных направлений и мероприятий по развитию детского-юношеского спорта является: внедрение системы спортивной ориентации детей для занятий видами спорта, в то числе адаптивными [1].
В тоже время, одним из направлений в теории и методике физического воспитания и спорта в нашей стране являются исследования по проблемам развития физических качеств. Они показывают, что во время естественного роста и развития ребенка добиться наилучшего прироста и положительных сдвигов в воспитании каждого физического качества можно, опираясь на сенситивные периоды в их развитии. Множество исследований показывают, что развитие скоростно-силовых способностей приходится на возраст 10-20 лет. В возрасте 15-20 лет мы видим выход на максимальный уровень развития [2, 3, 4,
5].
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью внедрения средств и методов, направленных развития скоростно-силовых способностей в процессе подготовки юных спортсменов для вывода их в спорт высших достижений.
Силой принято называть — способность преодолевать внешнее сопротивление за счет работы мышц. При изучении данного понятия были выделены следующие формы проявления силы (рис.1):
— собственно силовые способности, напрямую зависящие от напряжения, которое способна развить мышца. (Кроме того, ученые выделяют следующие виды силы: абсолютная сила, удельная сила, относительная сила)
— скоростно—силовые способности, зависящие от динамической силы и, одновременно от быстроты движения. Данные способности в первую очередь необходимы детям для улучшения качества прыжков, метания, боксе и т. д.
— силовая выносливость та способность, которая стремиться поддерживать нужный уровень силы. Зависит от развития силы и, одновременно, выносливости.
— силовая ловкость, способность точно дифференцировать мышечные усилия в условиях быстро меняющейся внешней ситуации. Зависит от развития силы и, одновременно, ловкости. Важным проявлением данных способностей пользуются борцы единоборств.
Рис. 1.
Сенситивный период развития силы - 14 - 17 лет и выход на максимальный уровень к 20 годам.
Скоростно-силовые способности имеют довольно длительный сенситивный период, т. к. разделяются на быстроту и силу:
Быстрота - это способность выполнять движение за минимальное время. Быстрота у нас зависит от:
- Латентного времени двигательной реакции,
- Скорости одиночного движения,
- Максимальной частоты движения.
Сенситивный период развития быстроты - 10-14 лет и выход на максимальный уровень к 18 годам [5].
Отсюда мы можем сделать вывод, что целевая работа, направленная на развитие скоростно-силовых показателей целесообразна с возраста 14 лет. Следовательно, мы можем разбить подготовку юных легкоатлетов на следующие макроциклы:
Возраст 7-10 лет. Развитие общей физической подготовки. Возраст 10-14 лет. Начало специальной подготовки с акцентом на развитие быстроты
Возраст 14-17 лет. Специальная подготовка с добавлением силовой подготовки и выход к спорту высших достижений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации: офиц. Текс. - М: Концепция развития детско-юношеского спорта в Российской федерации до 2030 года, 2021. - 38с.;
2. Жаворонков С.С. Исследование особенностей и динамики развития скоростных способностей юных хоккеистов в возрасте 10-13 лет / С.С. Жаворонков // Юношеский спорт (теория и методика) / Уральский гос. университет физической культуры - С. 41-42;
3. Андреева М.Б. Развитие физических качеств в онтогенезе / М.Б. Андреева, Д.В. Бабкина, В.А. Меркурьев, Г.С. Усачева, под ред. Д.Г. Калашникова. // Фитнес-тренировки детей 3-14 лет / Практическая медицина. - Москва, 2020. -С 231-242;
4. Дерябина, Г.И. К вопросу о гетерохронности и сенситивности развития физических качеств в многолетнем процессе спортивной подготовки / Г.И.
Дерябина, В.Л. Лернер, О.С. Терентьева / Тамбовский гос. университет им. Г.Р. Державина;
5. Воробьева, Н.А. К проблеме управления процессом физического воспитания младших школьников / Н.А. Воробьева // Сборник научных трудов молодых ученых / Смолен. Гос. Ин-т физ. культуры, под обз. Ред. проф. В.В. Ермакова. - Смоленск, 2001. - вып. 8. - С. 54-56
Zolotukhin K.I., Sokorev V. V.
Zolotukhin K.I.
Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)
Scientific advisor: Sokorev V.V.
Belgorod State National Research University (Belgorod, Russia)
DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH QUALITIES OF YOUNG ATHLETES
Abstract: this article discusses and analyzes the ways of developing physical qualities (speed and strength) in the training of athletes aged 7-16 years engaged in the chosen sport. Based on this study, the influence of motor qualities as the basis of qualitative characteristics of motor activity in the preparation of children in a certain age group (7-16 years) is considered.
Keywords: speed, athletics, methodology of development of abilities, training, physical motor qualities.