УДК 796.894
Психолого-педагогические науки
Анциферова Ксения Алексеевна, ст. преподаватель, ПетрГУ Логинова Полина Андреевна, студентка 5-го курса, ПетрГУ
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ДЕВУШЕК 1415 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЖЕНСКИЙ ФУТБОЛ», С ПОМОЩЬЮ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ
Аннотация: В статье рассматривается влияние лёгкоатлетических упражнений на развитие скоростно-силовых качеств девушек 14-15 лет, занимающихся по направлению «футбол». Важно отметить, что развитие скоростно-силовых качеств, способствует лучшему усвоению технических навыков футболистов, быстроте реакции в процессе движения.
Ключевые слова: футбол, скорость, сила, сенситивные периоды.
Annotation: The article discusses the influence of track and field exercises on the development of speed-strength qualities of girls aged 14-15, who are engaged in the direction of "football". It is important to note that the development of speed-strength qualities contributes to a better assimilation of the technical skills of football players, the speed of reaction in the process of movement.
Key words: football, speed, strength, sensitive periods.
Актуальность. Футбол - один из известных и основных командных видов спортивной деятельности. Подготовка высококвалифицированных спортсменов в данной области требует всестороннего развития физических качеств, как на начальном этапе, так и на последующих этапах спортивной специализации.
Физическая подготовка является важной частью тренировочного процесса, от уровня развития физических качеств зависит не только результат
спортсмена на соревнованиях, также состояние здоровья и перспектива дальнейшего развития в выбранном виде спорта. Следует отметить важность общей физической подготовки на начальных этапах зачисления в группы будущих спортсменов. Важно выделить, что общая физическая подготовка является фундаментом для последующего физического развития спортсмена и уровня спортивных результатов, как в командных видах деятельности, так и в одиночных. Следовательно, необходимо понимать, что для каждого возрастного этапа присущи сенситивные периоды развития физических качеств спортсмена [2].
Специалистами в области физической культуры отмечается важность понимания педагогами сенситивных периодов с целью гармоничного развития спортсменов на всех этапах спортивной подготовки. Следует выделить, что сенситивным периодом развития скоростных способностей, как у девушек, так и у юношей является возраст 7 до 11 лет, медленный прирост продолжается с 11 до 15 лет. Благоприятным периодом развития силы у девушек считается период от 11-12 до 16 лет. Учеными в области физической культуры и спорта отмечается важность поддержания физических качеств спортсмена на последующих этапах подготовки средствами комплексной и специальной направленности, с целью предотвращения резкого спада спортивных результатов [1].
В игровых видах спорта, особенно в футболе, важно место занимает специальная физическая подготовка, так как в данных видах спортивной деятельности важным являются вопросы проявления высоких скоростных возможностей, при выполнении технических элементов и быстроты ориентации в движении [2].
Важно отметить необходимость в тренировочной деятельности, юных футболистов, дифференцированного подхода, так как вовлечение различных средств и методов развития физических качеств оказывает положительное влияние на эмоциональную составляющую каждого спортсмена и способствует лучшему усвоению техники трудных элементов.
Специалистами отмечается, что для применения различных средств и методов развития скоростно-силовых качеств спортсменов, занимающихся футболом, необходимо выявить объём скоростно-силовой работы в течении тренировки, также разработать комплекс лёгкоатлетических упражнений, с целью выявления уровня и дальнейшего развития данных качеств [3].
Объект исследования: физическое воспитание девушек 14-15 лет, занимающихся по направлению «футбол».
Предмет исследования: методика, направленная на развитие скоростно-силовых качеств девушек 14-15 лет, занимающихся по направлению «футбол».
Цель: выявить эффективность влияния легкоатлетических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств спортсменок 14-15 лет, занимающихся по направлению «футбол».
Гипотеза: предполагается, что применение лёгкоатлетических упражнений на занятиях повысит уровень развития скоростно-силовых качеств спортсменок.
Практическая часть исследования
В ходе эксперимента занимающиеся были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по 10 человек в каждой группе, выбранные методом случайной выборки.
В экспериментальной группе занятия проходили с применением легкоатлетических упражнений для развития скоростно-силовых качеств. В то время как в контрольной группе занятия осуществлялись по обычной программе.
Для проведения контрольных тестов были использованы труды В.И.Лях, А.А. Зданевич, А.П.Матвеева.
Эксперимент проходил в течении 14 дней (2 недели) на базе МОУ ДО ДЮСШ №7 (Юность).
Для оценки уровня развития скоростно-силовых качеств использовались следующие критерии:
Таблица 1.
Контрольные упражнеия Показатели
Юноши Девушки
Оценка(балл) «5» «4» «3» «5» «4» «3»
Бег на 30 м (сек) 4.8 5.1 5.4 5.1 5.6 6.0
Бег на 60 м (сек) 9.0 9.7 10.5 9.7 10.4 10.8
Прыжок в длину с места (см) 190 180 165 175 165 156
Метание набивного мяча сидя 1 кг 565 435 395 480 390 340
Результаты контрольной группы
Таблица 2
До проведения эксперимента Бег 30м Бег 60м Прыжок в длину Метание мяча
Евгения А. 5.4 10.9 153 345
Оксана И. 5.2 10.7 150 330
Виктория В. 6.1 10.7 157 363
Наталья А. 5.9 10.5 161 370
Евгения К. 5.7 10.3 163 365
Наталья В. 6.0 9.9 173 345
Валерия О. 6.0 9.8 170 395
Мария Л. 6.2 9.9 169 390
Наталья Н. 5.8 10.9 165 344
Оля М. 5.7 9.6 170 350
Таблица 3
После проведения эксперимента Бег 30м Бег 60м Прыжок в длину Метание мяча
Евгения А. 5.5 10.8 150 340
Оксана И. 6.4 11.0 150 335
Виктория В. 6.0 10.7 153 365
Наталья А. 5.9 10.8 160 365
Евгения К. 5.6 10.0 163 330
Наталья В. 6.0 10.5 174 350
Валерия О. 6.1 10.9 170 400
Мария Л. 6.1 9.9 170 395
Наталья Н. 5.8 10.6 165 370
Оля М. 6.3 9.9 167 355
Результаты экспериментальной группы
Таблица 4
После проведения эксперимента Бег 30м Бег 60м Прыжок в длину Метание мяча
Дарья П. 5.3 10.5 155 340
Вера В 5.5 10.6 160 385
Анна О. 5.1 10.3 165 375
Варвара Н. 6.0 10.9 159 370
Василиса Д. 5.7 10.5 156 400
Мария Р. 5.8 10.3 168 450
Юлия С. 5.8 10.7 166 397
Надежда И 5.9 10.7 170 450
Мария Ю. 6.0 10.9 177 440
Ксения М. 6.0 10.6 169 330
Таблица 5
После проведения эксперимента Бег 30м Бег 60м Прыжок в длину Метание мяча
Дарья П. 5.1 10.4 160 340
Вера В. 5.4 10.3 170 375
Анна О. 5.1 10.5 165 385
Варвара Н. 5.9 10.8 160 380
Василиса Д. 5.8 10.3 160 380
Мария Р. 5.8 10.0 175 405
Юлия С. 5.6 9.7 160 400
Надежда И. 5.8 10.8 170 470
Мария Ю. 5.9 10.8 180 445
Ксения М. 5.8 10.9 165 340
Средний показатель контрольной и экспериментальной группы по каждому нормативу до и
после проведения эксперимента в баллах
Таблица 6
Средний показатель % Бег 30м Бег 60м Прыжок в длину с места Метание мяча
Девушки КГ до 23% 25.4% 24.4% 26.3%
после 20.3% 23.3% 21.3% 23.3%
ЭГ до 31.3% 23.3% 30.4% 27.4%
после 33.3% 30.3% 34.4% 32.3%
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что применение легкоатлетических упражнений с целью развития скоростно-силовых качеств спортсменок, занимающихся футболом, достаточно эффективны. Полученные данные в таблице 6 показывают прирост спортивных показателей в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе отмечается незначительный спад показателей.
Библиографический список:
1. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. - М.: Советский спорт, 2007. - 463с.
2. Киркендалл Дональд. Анатомия футбола / пер. с англ. С.Э. Борич. -Минск: Попурри, 2012. - 240с.: ил.
3. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». - М.: Академия, 2008. - 272с.