Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЫГУЧЕСТЬ / ПРЫЖКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ ВОЛЕЙБОЛИСТКИ / КОНТРОЛЬНАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППЫ / JUMPING / JUMPING EXERCISES / PHYSICAL TRAINING / YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS / CONTROL AND EXPERIMENTAL GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черненок Константин Николаевич, Войтус Леонид Владимирович

Анализ специальной литературы по волейболу показал, что существуют различные методики, направленные на развитие скоростно-силовых качеств, в частности прыгучести волейболистов. Для подготовки волейболисток необходимо с самого раннего их возраста большое внимание уделять развитию прыгучести. Залогом отличной прыгучести является тщательная круглогодичная скоростно-силовая подготовка и усвоение «утонченной» двигательной структуры прыжков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Черненок Константин Николаевич, Войтус Леонид Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GUIDELINES AIMED AT IMPROVING THE JUMPING PREPAREDNESS OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS IN THE SCHOOL SECTION

Analysis of the special literature on volleyball showed that there are various methods aimed at developing high-speed qualities, in particular the jump of volleyball players. To prepare volleyball players from the very early age of them, a lot of attention should be paid to the development of jumping. The key to excellent jump is careful year-round speed-strength training and assimilation of the "sophisticated" motor structure of jumps.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ»

академического бакалавриата / О.И. Кузьмина, Г.Н. Германов, Е.Г. Цуканова, И.В. Кулькова ; под общ. ред. Г. Н. Германова. - Москва : Издательство Юрайт, 2020. - 531 с.

9. Олимпийские игры // ВикипедиЯ : свободная энциклопедия. - URL: М1р8://т^Шре(11а.ся^/%тк1Юлимпийские_игрь1. (дата обращения: 21.10.2020).

10. Приказ о мерах по соблюдению в ОКР терминологии, соответствующей Олимпийской хартии, №53 от 18 июня 2010 г. // Олимпийский комитет России : официальные документы. - URL: https://olympic.ru/about-committee/official-documents/documents/compliance-terminology/ (дата обращения: 21.10.2020).

11. Твой олимпийский учебник : учебное пособие для олимпийского образования / [В.С. Родиченко и др.] ; Олимпийский комитет России. - 26-е изд., перераб. и доп. - Москва : Советский спорт, 2017. - 221 с.

REFERENCES

1. OLYMPIC CHARTER (Engl.): IN FORCE AS FROM 26 JUNE 2019, available at: https://www.olympic.org/documents/olympic-charter (date of access: 21.10.2020).

2. Bubka, S. N. (2012), Olympic sport in society: the history of development and the modern state, Kiev, Olympic Literature, Ukraine.

3. Isinbaeva, E.G. (2010), Conceptual model of the evolution of the modern Olympic Games, dissertation, Volgograd.

4. Melnikova, N.Yu. (2015), Socio-pedagogical features of the evolution of the Olympic Winter Games, dissertation, Moscow.

5. Miao Changqing (China), The formation and development of winter sports in China in the context of the XXIV Olympic Winter Games (Beijing, 2022), dissertation, Moscow.

6. Germanov, G.N., Korolkov A.N., Sabirova I.A. and Kuzmina O. I. (2019), Olympic education in 3 vols. Volume 1., Games Olympics, Yurait, Moscow.

7. Germanov, G.N., Korolkov, A.N., Sabirova, I.A. and Kuzmina, O.I. (2019), Olympic education in 3 vols., Volume 2, Olympic Winter Games, Yurait, Moscow.

8. Kuzmina, O.I., Germanov, G.N., Tsukanova, E.G. and Kulkova, I.V. (2020), Olympic education in 3 vols., Volume 3, Paralympic Games, Yurait, Moscow.

9. Olympic Games: Wikipedia material - free encyclopedia, available at: https://r'u.wikipedia.org/wiki/Олимпийские_игры, https://tass.ru/info/4941647, https://ria.ru/20160207/1369539203.html (date of access: 21.10.2020).

10. Olympic Committee of Russia (2010), "On measures to comply with the terminology in the ROC corresponding to the Olympic Charter", Order No. 53 of June 18, 2010, available at: https://olympic.ru/about-committee/official-documents/ documents/compliance-terminology/ (date of access: 21.10.2020).

11. Rodichenko, V.S. et al (2014), Your Olympic textbook, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: genchay@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2020

796.08

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ

ПРЫЖКОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОК В

ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ

Константин Николаевич Черненок, Дальневосточное высшее общевойсковое командное ордена Жукова училище г. Благовещенск; Леонид Владимирович Войтус, кандидат педагогических наук, доцент, г. Благовещенск

Аннотация

Анализ специальной литературы по волейболу показал, что существуют различные методики, направленные на развитие скоростно-силовых качеств, в частности прыгучести волейболистов. Для подготовки волейболисток необходимо с самого раннего их возраста большое внимание уделять развитию прыгучести. Залогом отличной прыгучести является тщательная круглогодичная

скоростно-силовая подготовка и усвоение «утонченной» двигательной структуры прыжков.

Ключевые слова: прыгучесть, прыжковые упражнения, физическая подготовка, юные волейболистки, контрольная и экспериментальная группы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p395-398

GUIDELINES AIMED AT IMPROVING THE JUMPING PREPAREDNESS OF YOUNG VOLLEYBALL PLAYERS IN THE SCHOOL SECTION

Konstantin Nikolaevich Chernenok, Far Eastern Higher Combined Arms Command Order of Zhukov School, Blagoveshchensk; Leonid Vladimirovich Voytus, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk

Abstract

Analysis of the special literature on volleyball showed that there are various methods aimed at developing high-speed qualities, in particular the jump of volleyball players. To prepare volleyball players from the very early age of them, a lot of attention should be paid to the development of jumping. The key to excellent jump is careful year-round speed-strength training and assimilation of the "sophisticated" motor structure of jumps.

Keywords: jumping, jumping exercises, physical training, young volleyball players, control and experimental groups..

Проведенные исследования показали, что скоростно-силовая подготовка мышц нижних конечностей волейболисток имеет первоочередное значение, для успешного развития прыгучести. В этой подготовке главное место должны занимать упражнения не только с отягощением и прыжковые, но и различные упражнения на скакалке, которые вызывают большой интерес как занимающихся, так и учителя, тренера и эмоциональный всплеск эмоций, позитив, и всестороннее развитие.

Систематическая круглогодичная специальная физическая подготовка волейболистов всех возрастных групп обеспечит эффективное развитие их прыгучести, которая необходима для достижения высоких показателей на соревнованиях по современному волейболу. Нами проведено исследование по выявлению общей физической подготовленности в двух группах юных волейболисток 13-15 лет (таблица 1).

Таблица 1 - Исходные показатели общей физической подготовки в контрольной и экспериментальной группе_

№ п/п Тесты Экспериментальная Группа Контрольная группа Разница Р

М±т М±т В ед. В%

1 Бег 30 м, с 6,04±0,2 6,06±0,04 -0,02 0,33 >0,05

2 Бег 30 м (6x5), с 13,41±0,4 13,50±0,4 -0,09 0,67 >0,05

3 Прыжок в длину с места, см 161,64±2,6 161,79±2,6 -0,9 0,56 >0,05

4 Прыжок вверх, см 20,28±1,7 20,31±1,7 -0,03 0,14 >0,05

5 Метание набивного мяча 1 кг, стоя, м 5,79±0,3 5,81±0,2 -0,02 0,34 >0,05

6 Метание набивного мяча 1 кг, сидя, м 3,83±0,1 3,84±0,1 -0,01 0,26 >0,05

Сравнительный анализ показателей исходного уровня общей физической подготовленности показал, что спортсменки контрольной и экспериментальной групп имели в целом равный уровень физической подготовленности.

Одной из наиболее актуальных проблем подготовки юных волейболисток является необходимость совершенствования учебно-тренировочного процесса, направленного на повышение физических качеств, прыгучести. Методические рекомендации, и разработанные на основе программ для совершенствования разных аспектов общефизической спортивной подготовки тренировки на скакалки состоят из 3-х блоков.

1-й блок -

^_-_)

Общая характеристика прыжков на скакалке

2-й блок

Содержание уровней прыжков на скакалке

3-й блок

Правила выполнения упражнений на скакалке

Рисунок 1

Содержание методических рекомендаций, направленных на повышение прыжковой подготовленности юных волейболисток

В первый блок включены понятия, раскрывающие спектр возможностей, которые можно применять в тренировочном процессе. А так же в первом блоке говорится, о влияние тренировки на скакалке на организм в целом.

Во второй блок включена схема уровней прыжков на скакалке, которая применяется в общефизической подготовке юных волейболисток. После идет описание, задачи и упражнения, которые входят в уровень. Далее идут методические рекомендации по выполнению прыжков на скакалке.

В третий блок включены правила выполнения прыжковых упражнений на скакалке.

В целях выявления эффективности применения методических рекомендаций, направленных на повышение прыжковой и уровня физической подготовленности юных волейболисток, был проведен педагогический эксперимент в естественных условиях учебно-тренировочного процесса.

В контрольной группе секционные занятия по волейболу проводились по программе школьной спортивной секции по волейболу.

В экспериментальной группе учебно-тренировочные занятия, сохраняя основное содержание программы секционных занятий, проводились с учетом методических рекомендаций, разработанных на основе методики спортивных тренировок с прыжками со скакалкой Бадди Ли (2014). В процессе проведения занятий в тренировочный процесс включались прыжковые упражнения со скакалкой, направленные на повышение прыгуче -сти и развития физических качеств согласно методическим рекомендациям.

После проведения учебно-тренировочных занятий в период учебного года было проведено итоговое контрольное тестирование в обеих группах. Показатели общей физической подготовленности достоверно улучшились и в контрольной группе, так как юные волейболистки работали над развитием всех физических качеств. Однако, динамика из изменений не столь высока (таблица 2). Показатели в экспериментальной группе выявили достоверную положительную динамику показателей общей физической подготовленности: в прыжке в длину с места 8,82% (см), в метании набивного мяча сидя (м) - 9,11% в беге 30 (6^5) сек (м) - 5,38%, в беге 30м (с) - 6,50%, в прыжке вверх (см) - 6,35%. Таблица 2 - Итоговые показатели общей физической подготовки в контрольной и экспериментальной группе_

№ п/п Тесты Экспериментальная группа Контрольная группа Разница Р

М±т М± т В ед. В%

1 Бег 30 м, с 5,69±0,09 5,95±0,04 0,26 4,56 <0,05

2 Бег 30м (6x5), с 12,81±0,3 13,32±0,27 0,51 3,98 <0,05

3 Прыжок в длину с места, см 176,07±0,88 169,21±1,61 6,86 4,05 <0,05

4 Прыжок вверх, см 21,60±0,45 21,34±0,85 0,26 1,21 <0,05

5 Метание набивного мяча 1 кг стоя, м 6,34±0,11 6,13±0,17 0,21 3,42 <0,05

6 Метание набивного мяча 1 кг сидя, м 4,19±0,11 4,01±0,05 0,18 4,48 <0,05

Сравнивая показатели контрольных упражнений экспериментальной группы, по отношению к контрольной группе, были установлены более высокие результаты в прыжке в длину с места (см) - на 4,05%, в прыжке вверх (см) - на 1,21%. Полученные результаты подтвердили эффективность использования в учебно-тренировочном процессе юных волейболисток упражнений прыжковой направленности согласно методическим рекомендациям. Проведенный педагогический эксперимент с использованием методических рекомендаций, направленных на повышение прыжковой подготовленности позволил установить достоверно высокие показатели контрольных упражнений в экспериментальной группе по отношению к контрольной в прыжковых контрольных упражнениях. Полученные результаты подтверждают правильный подбор прыжковых упражнений в методических рекомендациях.

Контактная информация: voytus61@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.10.2020

УДК 796.332

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИГРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ФУТБОЛЕ В АСПЕКТЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ

СХЕМ

Максим Михайлович Чернецов, кандидат педагогических наук, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Аннотация

В статье предложен новый подход к рассмотрению проблемы формирования игрового мышления спортсменов в аспекте композиции игрового пространства. В настоящее время убедительно обосновывается эффективность методологии ситуационного подхода, как модели обучения в игровых видах спорта. Вместе с тем, отсутствуют объективные критерии классификации игровых ситуаций. В статье предлагается рассматривать игровое пространство с точки зрения геометрической композиции, доступной для восприятия игроков и тренера в каждом игровом моменте. Идентификация игровой ситуации по признаку геометрического расположения в рамках композиционной схемы позволит преодолеть порог субъективного восприятия, сузить спектр информационной неопределённости и самостоятельно принимать решения в рамках общего понимания целей, задач и средств достижения результата.

Ключевые слова: игровое мышление, игровая ситуация, футбол, геометрия игры, композиция игрового пространства.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p398-403

INNOVATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF IDEAS ABOUT THE PLAYING SPACE IN FOOTBALL IN THE ASPECT OF COMPOSITIONAL

SCHEMES

Maksim Mikhailovich Chernetsov, the candidate of pedagogical sciences, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism

Abstract

The article offers the new approach to the problem of forming the game thinking of athletes in the aspect of the composition of the game space. Currently, the effectiveness of the situational approach methodology as a model of training in game sports is convincingly justified. However, there are no objective criteria for classifying the game situations. The article proposes to consider the game space from the point of view of the geometric composition that is accessible to the perception of players and the coach at each game moment. Identifying a game situation based on its geometric location within a compositional scheme will allow you to overcome the threshold of subjective perception, narrow the range of information uncer-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.