Научная статья на тему 'Развитие системы высшего образования в регионе как фактор его конкурентного преимущества'

Развитие системы высшего образования в регионе как фактор его конкурентного преимущества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / HIGHER EDUCATION / PUBLIC POLICY / COMPETENCE / COMPETITIVENESS OF HUMAN POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кещян Г. В.

В статье рассматриваются вопросы развития высшего образования в регионе через направляющую и регулирующую деятельность государства в области образования в целях реализация Национальной доктрины образования в рамках компетенции органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE REGION AS A FACTOR OF ITS COMPETITIVE ADVANTAGE

The article examines the development of higher education in the region through the guide and regulatory activities of the state of education in order to implement the National Doctrine of Education within the competence of local authorities.

Текст научной работы на тему «Развитие системы высшего образования в регионе как фактор его конкурентного преимущества»

Таблица 2. Отнесение регионов ЦФО к кластерам по иерархическому и итепативному методам

Регион Код Кластер по иерархическому методу Кластер по итеративному методу Результат отнесения Расстояние до центра кластера

Белгородская обл. 1 1 1 - 0,378

Брянская обл. 2 1 II + 0,686

Курская обл. 8 1 I - 0,693

Липецкая обл. 9 1 II + 0,139

Смоленская обл. 13 1 II + 0,444

Тамбовская обл. 14 1 II + 0,383

Тульская обл. 16 1 II + 0,538

Владимирская обл. 3 2 IV + 0,238

Воронежская обл. 4 2 IV + 0,159

Ивановская обл. 5 2 IV + 0,609

Орловская обл. 11 2 IV + 0,299

Калужская обл. 6 3 III + 0,103

Костромская обл. 7 3 III + 0,503

Ярославская обл. 17 3 III + 0,598

Московская обл. 10 4 I - 0,352

Рязанская обл. 12 4 I - 0,614

Литература:

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2011.

2. Товсултанова С.В. Статистический анализ показателей информационно-коммуникационного потенциала российских макрорегионов // Вестник Московского экономического института. Вып.1. ИИЦ МЭИ, 2010.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2006.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2007.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008.

Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2008.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2009.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Стат. сб. М.: Госкомстат России, 2010.

8. SPSS Base 8.0 для Windows. Руководство по применению. Перевод-Copyright 1998 СПСС Русь.

9. Бююль А., Цёфель П. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002.

10. Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии. М., 1993.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ КАК ФАКТОР ЕГО КОНКУРЕНТНОГО ПРЕИМУЩЕСТВА

Кещян Г.В., докторант ФГБОУ ВПО «Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова»

В статье рассматриваются вопросы развития высшего образования в регионе через направляющую и регулирующую деятельность государства в области образования в целях реализация Национальной доктрины образования в рамках компетенции органов местного самоуправления.

Ключевые слова: высшее образование, государственная политика, компетенции, конкурентоспособность человеческого потенциала.

DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION IN THE REGION AS A FACTOR OF ITS COMPETITIVE ADVANTAGE

Keschyan G., Doctorant, Plekhanov Russian University of Economics, FGBOU VPO

The article examines the development of higher education in the region through the guide and regulatory activities of the state of education in order to implement the National Doctrine of Education within the competence of local authorities.

Keywords: higher education, public policy, competence, competitiveness of human potential.

На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают и систему образования. Новые социально-экономические условия породили множество проблем, выбор путей решения которых, связан с разработкой теоретико-методологических вопросов управления образованием в современных условиях. Инновационное развитие России, обусловленное непрерывными изменениями в жизни общества, стремительным развитием высоких технологий, ростом уровня технической оснащенности производства, высокими темпами развития науки и техники требуют существенной модернизации систе-

мы отечественного образования. Введение инноваций в образование является одним из основных механизмов развития системы образования страны в целом и региональных систем образования, в частности.

Экономическое и социальное развитие России неравномерно, региональное развитие зависит от конкурентоспособности человеческого потенциала, определяющего развитие всех отраслей. Конкурентоспособность региона на внешних рынках определяется не только наличием ведущих народнохозяйственных функций региона и главных его предприятий, но и от сравнительной привлекательности региона для инвесторов, которую также следует рассмат-

ривать как один из аспектов конкурентоспособности.

В течение длительного периода времени среди моделей развития общества превалировали подходы, основанные на экономическом росте, возможностях его ускорения, поскольку считалось, что достижение экономического роста автоматически влечет за собой прогресс в развитии человека и всего общества. Во главу угла ставилась способность человека к производительному труду, а сам человек рассматривался как ресурс для экономического роста общества. Со временем нарастание социально-политической нестабильности и бедности населения показали несостоятельность данного подхода, а наиболее привлекательным стал подход развития человеческого потенциала. Формирование рынка труда региона -серьёзная экономическая и социальная проблема. Человеческое развитие стало рассматриваться как основная цель и критерий общественного прогресса, а экономический рост - как средство его достижения. Образование остается неким «оплотом», позволяющим России находится в группе стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. И именно развитая система образования в регионах может стать потенциалом экономического развития страны, предпосылкой личной успешности и благосостояния граждан (коэффициент корреляции между ВРП на душу населения и индексом образования составляет 76%). Но только потенциалом, поскольку его практическая реализация зависит от целого ряда факторов, среди которых не последнее место занимает гибкость и адаптивность системы образования к потребностям экономики в профессиональных кадрах именно на региональном уровне.

Еще одна проблема, связанная с развитием человеческого потенциала региона связана с разрывом в регионах России уровня человеческого потенциала в 2005 году составил 25%. Так, индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в Москве был равен

0.896, что соответствует показателю развитых стран (Чехия, Мальта, Португалия). Слабейшие же регионы России (республика Тыва и Ингушетия, ИРЧП которых составляет 0.671 и 0.695 соответственно) сопоставимы со странами со средним уровнем развития человеческого потенциала (Киргизией, Гватемалой и Таджикистаном). Подобный разрыв регионов России в развитии человеческого потенциала замедляет развитие всей страны. Кроме того, такая дифференциация не может не отражаться на состоянии региональных образовательных систем, уровне их ресурсного обеспечения и, соответственно, качестве образования. Это, в конечном счете, способствует нарастанию социально-экономического неравенства регионов, инвестиционная привлекательность и возможности эффективного экономического роста которых во многом определяются уровнем образования (особенно профессионального) населения.

На становление, развитие и эффективное функционирование системы образования направлена образовательная политика государства, которая проявляется через совокупность замыслов и действий органов государственной власти, местного самоуправления и общественных движений по отношению к функционированию и развитию системы образования в целом или ее отдельных подсистем. Ориентиры образовательной политики во многом определяют философию модернизации образования; характер действующего законодательства об образовании и выдвигаемых законодательных инициатив; общую направленность повседневной организаторской и управленческой деятельности в области образования. В основу образовательной политики положена стратегия развития образования, которая определяет основные направления и принципы развития системы образования как целостного социального института.

Государственная политика в области образования проявляется через направляющую и регулирующую деятельность государства в области образования, осуществляемую с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного значения. Политика реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, международных программ и договоров и других актов, в том числе создаваемых для привлечения общественных организаций и движений, средств массовой информации, профессиональных ассоциаций, союзов.

Представительство российских вузов в 500 лучших университетов мира, оцениваемых различными глобальными рейтингами (Academic Ranking of World Universities (ARWU), TimesHigher Education - QS World University Rankings (QS-THES), Webometrics, Perfomance Ranking of Scientific Papers for World Universities; российский глобальный рейтинг не учитывался), ограничивается МГУ,

СпГУ, в некоторых случаях Томским и Новосибирским университетами. Нетрудно заметить, что именно такие регионы как Москва, Санкт-Петербург и Томская область как раз и являются лидерами. Это позволяет предположить, что регионы, обладающие высоким образовательным потенциалом, способны обеспечивать качественное образование в вузах, находящихся на их территории (из-за высокого профессионализма кадрового персонала, развития научноисследовательской деятельности, высокой привлекательности для абитуриентов и т.п.). В свою очередь, такие вузы имеют потенциал, позволяющий им претендовать на попадание в глобальные университетские рейтинги.

Сегодня во всех регионах России наблюдается рост числа учебных заведений, это является ответом рынка образовательных услуг на возросший спрос получения образования.

Спрос был вызван, прежде всего, экономико-социальными причинами. Российская образовательная система долгие годы готовила специалистов, не учитывая конъюнктуру рынка труда. Поэтому основной сегодняшней задачей является подготовка востребованных широкопрофильных специалистов. С начала 90-х годов в России наблюдается рост числа учебных заведений, в том числе и рост численности вузов. Прежде всего, необходимо отметить роль региональных образовательных программ, поскольку именно они должны заниматься подготовкой специалистов с учетом конкретных особенностей региона.

Основными положениями Региональных программ развития образования является реализация Национальной доктрины образования в рамках компетенции органов местного самоуправления, включающая в себя:

• реализацию законных прав жителей города и региона на все виды образования;

• усовершенствование системы непрерывного образования «Колледж - вуз»;

• преодоление структурных диспропорций в сфере среднего профессионального и высшего образования;

• создание единой региональной системы мониторинга состояния образования.

Суть этих и других мероприятий образовательной программы сводятся лишь к одному - подготовке кадров для отечественной промышленности региона, призванных развивать экономику страны. Реализовываться эта программа должна с учетом ментальности каждого региона и поставленных перед ним планов развития...

Одна из главных целей, к которой должен стремиться в своем социально-экономическом развитии любой регион, находящийся в рыночных условиях, - это достижение положительного финансового сальдо с внешней средой.

Регион тогда развивается успешно, когда денег за проданные за его пределы товары или услуги, приходит больше, чем из него уходит. Особую роль в этом процессе играет развитие человеческого потенциала, т.к. привлечение значительных инвестиций связано с возможностями региона по их освоению, развитию новых производств, оказанию услуг, которые в значительной мере остаются (овеществляются) в регионе в форме основного капитала и, следовательно, не могут вновь «уйти» за его пределы.

В условиях дефицита высококвалифицированных людских ресурсов на рынке регионов России, они находятся в состоянии конкурентной борьбы. Можно выделить два типа межрегиональной инвестиционной конкуренции:

• между предприятиями и кластерами, находящимися в данном регионе и в других регионах или странах;

• между региональными властями за привлечение инвестиций в регионы.

Однако, не следует сбрасывать со счетов тот факт, что может существовать и существует на деле внутрирегиональная конкуренция за человеческие ресурсы между отдельными организациями и предприятиями, кроме того существует конкуренция между ВУЗами за региональные ресурсы в условиях отсутствия сложившихся научных школ по тем или иным направлениям научных исследований и попросту в условиях нехватки кадров соответствующей квалификации, прежде всего для развития естественнонаучных и гуманитарных направлений.

Кроме того, отсутствие ясно сформулированной стратегии опережающей подготовки кадров по структуре специальностей, необходимых для социально-экономического развития региона, для развития его человеческого потенциала; не всегда правильное понимание роли и сущности классического университетского образования

как у общественности, некоторых представителей органов власти и управления, так и у отдельных руководителей региональных вузов.

И, самая серьезная проблема, связана с разработкой и оптимизацией структуры сети высшего образования в регионе.

Возросшая роль регионов в управлении всеми сферами жизни общества диктует необходимость формирования региональной системы образования (не только высшего, но и среднего специального) на основе четкого определения целей и функций каждого вуза или группы учебных заведений. Особое место в системе образования региона должны занимать классические университеты, а значит, фундаментальная наука. Понимание такого места классического университетского образования побуждает некоторых руководителей региональных вузов, не являвшихся ранее классическими университетами, добиваться нового статуса. Основой подготовки конкурентоспособных специалистов является наличие квалифицированных преподавателей, которые непосредственно влияют на подготовку в регионе, к факторам способствующим стимулированию системы высшего и среднего специального образования в регионе можно отнести как глобализацию, сопровождающуюся жесткой проверкой на конкурентоспособность всех национальных, региональных образовательных достижений, критериев и оценок качества педагогического образования, так и появление альтернативных форм образования, становление нового культурного типа личности: активной, компетентной, конкурентоспособной, мобильной. Кроме того необходимо учитывать наличие образовательной гуманитарной среды и эффективной системы управления качеством образования в региональных вузах, экономическую доступность образования для региональной молодежи.

Региональная направленность вузовского образования позволяет каждой региональной системе высшего образования идти ин-

дивидуальным путем развития с учетом конкретной ситуации и специфики региона (сложившихся традиций, обычаев, своеобразия развития экономики, хозяйства, кадрового обеспечения).

На региональном уровне конкурентоспособность человеческого потенциала выступает как результат полученного образования, социального опыта и этнорегиональных компетенций. Формирование конкурентоспособной личности специалиста представляет собой специально организованный, целенаправленный педагогический процесс, направленный на формирование профессиональных компетенций и личностных качеств, необходимых специалисту для успешной профессиональной и альтернативной трудовой деятельности в регионе.

Литература:

1. Платонова Р.И. Формирование конкурентоспособного специалиста в условиях регионального педагогического вуза // Современный мир. Современное образование. Проблемы, тенденции развития, подходы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Кемерово, июнь, 2009) М.: СГА, 2009. - С.424-436.

2. Наумов, С.В. Теория системного управления инновационным развитием регионального образования: монография / С.В. Наумов. - Н. Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2008.

3. http:// www.un.org/russian/esa/hdr/2007/

4. http://www.gks.ru/ - официальный сайт Федеральной службы государственной статистики

5. http://stat.edu.ru/ - официальный сайт статистики российского образования

6. http://www.ed.gov.ru/ - официальный сайт Рособразования

7. http://ecsocman.hse.ru/text/17380832/

МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО ДЛЯ АНАЛИЗА РИСКОВ И ОПТИМИЗАЦИИ ЗАКУПОЧНОГО ПРОЦЕССА В СВИНОВОДЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ

Широченкова Ю.В., студентка РЭУ им. Г.В. Плеханова

В статье рассматривается применение метода Монте-Карло в целях эффективного управления рисками инвестиционных проектов в сельскохозяйственной отрасли.

Ключевые слова: метод Млнте-Карло, управление, инвестиционные риски,сельскохозяйственная отрасль.

THE MONTE CARLO METHOD FOR RISK ANALYSIS AND OPTIMIZATION OF THE PROCUREMENT PROCESS IN THE PIG FARM

Shirochenkova Y., student, Plekhanov Russian University of Economics

This article discusses the application of the Monte Carlo method for the effective risk management of investment projects in the agricultural sector.

Keywords: Mlnte Carlo method, management, investment risk, the agricultural industry.

В последнее время все большее число российских предприятий внедряют в свою деятельность системы анализа и оценки рисков. Стремление минимизировать финансовый риск приводит к необходимости снизить неопределенность проекта и разработать альтернативную модель управления рисками, позволяющую формализовать и объединить основные процедуры принятия решений и финансовой оценки, гибко настроить их на меняющиеся условия рынка и впоследствии создать методику снижения рисков инвестиционных проектов субъектов хозяйствования. Решения данных вопросов позволит защитить инвестора от негативных последствий внешних и внутренних факторов ведения хозяйственной деятельности.

Анализ рисков инвестиционного проекта по строительству Свиноводческого комплекса, находящегося в 150 км от Москвы по Ярославскому шоссе, осуществлен методом Монте-Карло.

Метод Монте-Карло, как метод имитации, применим для решения почти всех задач при условии, что альтернативы могут быть выражены количественно. Построение модели начинается с определения функциональных зависимостей в реальной системе, которые в последствии позволяют получить количественное решение, используя теорию вероятности и таблицы случайных чисел. Модель Монте-Карло является более гибкой, чем другие имитирующие модели.

Сутью инвестиционного проекта является строительство откормочного свиноводческого комплекса. Начальная вмещаемость комплекса будет насчитывать 1800 голов одновременного содержания на начальном этапе. При плановой загрузке (3 цикла в год) объем продукции в полутушах составит 437,4 тонны (5 400 полутуш) в год.

Весь производственный процесс сводится к откорму свиней, которые закупаются поросятами весом 25-27 кг (70-80 дней) и продаются потребителям при достижении 110 кг (180 дней). За 105110 дней подсвинки прибавляют 80-85 кг живого веса. Убойный выход откормленных свиней составляет 72% - 73%, что позволяет продавать по 79-80кг продукции в полутушах. Толщина сала составляет 1,5 см, что соответствует 1 категории продукции.

Поросята доставляются в спецфурах партиями 450-600 голов. Поступающая партия (1 фура) будет распределяться на 2 ангара со средней плотностью заселения 225 голов на ангар. После доставки поросята осматриваются, определяются проблемные, которые изолируются в карантиннике. Вся партия проходит вакцинацию в несколько этапов.

Свиньи будут откармливаться по принципу adlibitum, имея постоянный доступ к поилкам и кормушкам. В качестве корма будут использоваться сбалансированные сухие зерновые комбикорма,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.