Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ЖКХ МУНИЦИПАЛИТЕТА'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ЖКХ МУНИЦИПАЛИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛИЩНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайруллин М. Ф., Воробьев Д. И., Березняковский В. С.

Рассматриваются вопросы развития ЖКХ муниципального образования путем формирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне местных властей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ ЖКХ МУНИЦИПАЛИТЕТА»

«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал

2023, №1, часть 1 ПАРАДИГМА ISSN 2078-9661

УДК 332.87

Хайруллин М. Ф., Воробьев Д, И., Березняковский В. С.

Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского,

Москва, Россия

Развитие системы управления комплексом ЖКХ

муниципалитета

Аннотация: Рассматриваются вопросы развития ЖКХ муниципального образования путем формирования системы управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне местных властей

Ключевые слова: система управления, жилищно-коммунальное хозяйство, жилищная сфера

Образец цитирования: Образец цитирования: Хайруллин М. Ф., Воробьев Д, И., Березняковский В. С. Развитие системы управления комплексом ЖКХ муниципалитета // Гуманитарный научный журнал. 2023. №1-1. C 73-78

К основным проблемам системы управления комплексом ЖКХ муниципалитет чаще всего относится следующая - низкая эффективность функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства в основном, обусловленная их муниципальным статусом. Так как муниципальные предприятия являются лишь распорядителями, но не собственниками имущества, и находятся практически на полном обеспечении у муниципалитетов, они не заинтересованы в повышении доходности этой собственности, в модернизации и обновлении основных фондов. В связи с тем, что прибыль расходуется нерационально, бюджету приходится нести дополнительные расходы.

По состоянию на сегодняшний день экономические взаимоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства не способны преодолеть проблемы недофинансирования иначе, чем через поддержку из бюджетов разных уровней. Но в силу указанных выше причин, средства бюджетов нерационально расходуются, они уходят на покрытие убытков, а не на решение повлекших их причин.

При учете наличия в муниципальных образованиях различных видов собственности жилищного фонда (государственной, муниципальной, частной) в сфере эксплуатации и обслуживания жилья нет полноценной конкуренции.

Для решения основной задачи - создания условий для возможности предоставления населению качественных коммунальных услуг в необходимом объеме, требуется использовать экономически обоснованные методы тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В управлении жилищно-коммунальной сферой на муниципальном уровне основной проблемой является необходимость сочетать механизмы экономики при содержании систем жизнеобеспечения и поддержании социальных стандартов, учет которых позволяет обеспечивать свою целостность и безопасность.

«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал

2023, №1, часть 1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661

Существующий порядок формирования и утверждения уровня тарифов на коммунальные услуги в настоящее время не гарантирует прибыли, достаточной для возврата инвестиций, вкладываемых в жилищно-коммунальную сферу. Применяемый порядок далек от адекватной системы контроля над уровнем издержек и, как следствие, не отражает реальных финансовых потребностей организаций для развития и замены изношенных основных фондов. Неисполнение бюджетных обязательств, а также низкая эффективность, вызванная политизированностью и социальной направленностью, процедур формирования и пересмотра тарифов обуславливают неприглядность жилищно-коммунального хозяйства для инвесторов. В случае улучшения инвестиционного климата ситуация в жилищно-коммунальной отрасли и ее финансовое положение будут кардинально меняться.

Одной из основных проблем, тормозящих развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, является высокий износ основных фондов, который, по отдельным объектам коммунального хозяйства составляет 60%, а в некоторых объектах до 70-80% и увеличивается на 2-3% в год. Следствием высокой степени износа оборудования является то, что удельные эксплуатационные затраты предприятий ЖКХ возрастают в 3-4 раза.

Для устойчивого развития и функционирования жилищно-коммунального хозяйства необходимо принять принципиально новую экономическую модель, в которой нужно совместить действия по усовершенствованию жилищного строительства, развитию внебюджетного финансирования, созданию инфраструктур рынков жилья и жилищно-коммунальных услуг. Также необходимо разработать новые подходы к организации управления жилищно-коммунальным хозяйством, основанные на корпоративных методах управления, и внедрить их.

Повышение эффективности при осуществлении полномочий муниципальными органами власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства в рамках реализации приоритетной Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» - является важнейшей задачей. Учитывая предельную изношенность жилищно-коммунального комплекса, в целях повышения эффективности (снижение трудозатрат, сокращение удельных затрат энергетических ресурсов) требуется перевооружение и модернизация оборудования, автоматизация, совершенствование технологий.

В целях решения насущных проблем жилищно-коммунального комплекса, муниципалитеты разрабатывают целевые программы развития в сферах жилищно-коммунального хозяйства, а также начинают активно применять положения Федерального закона «О концессионных

«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал

2023, №1, часть 1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661

соглашениях». Можно сделать вывод, что одним из результатов качественной проработки данных программ является привлечение инвесторов и заключение концессионных соглашений. В частности, по состоянию на конец 2020 года в Самарской области в муниципальных образованиях заключено 10 концессионных соглашений (все в сфере теплоснабжения). Существенными преимуществами при заключении концессионных соглашений является:

- привлечение внебюджетных средств для строительства, реконструкции и эксплуатации дорогостоящих инфраструктурных объектов, в том числе в условиях недостаточного бюджетного финансирования;

- возможность использовать управленческий опыт, технологий и профессиональные компетенции концессионера при реализации сложных технологических инфраструктурных мероприятий;

- улучшение инвестиционного климата муниципального образования.

Другая проблема, связанная с обеспечением комфортности жилья -

реализация мероприятий по капитальному ремонту. Следует отметить, что собственники жилых помещений без государственной поддержки не смогут накопить финансовые средства для проведения капитального ремонта. До закрепления в Жилищном кодексе Российской Федерации нормы относительно сбора средств на капитальный ремонт с жителей, имело место ситуация, когда собственник отказывался вносить плату по этой статье, в связи с тем, что она не являлась обязательной. Поэтому на протяжении долгих лет жилищный фонд не подвергался плановому капитальному ремонту. Исходя из вышесказанного, основной проблемой в управлении жилищно-коммунальной сферой на муниципальном уровне необходимо определить излишнюю централизацию полномочий по принятию решений и необходимость сочетать экономические механизмы при поддержке систем жизнеобеспечения и исполнение социальных требований.

На текущий момент необходима новая концепция отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, определение приоритетных направлений государственного регулирования и набор соответствующих им инструментов воздействия на сферу жилищно-коммунального хозяйства, в частности, в сфере тарифного регулирования.

В этой связи ключевыми вопросами коммунального сектора являются:

- политизированность тарифного регулирования;

- производная от политизированности тарифного регулирования -отрицательный финансовый результат и кредиторская задолженность коммунальных предприятий.

Основная проблема отрицательного финансового состояния жилищно-коммунального хозяйства в тарифах на коммунальные ресурсы,

«Гуманитарный научный журнал»

2023, №1, часть 1

Электронный научный журнал ¡88М 2076-96бГ

не покрывающих текущие издержки. В силу отсутствия конкурентности потребления жилищно-коммунальных услуг их оплата должна быть доступна для потребителей. Для рационализации существующего жилищно-коммунального хозяйства, необходимо обеспечить финансовое покрытие существующих издержек, в случае если они носят технологический, а не управленческий характер. Эти расходы нужно рассматривать как инвестиционный потенциал. В целях обеспечения сопоставимости данных необходимо:

- в качестве первого шага разработать «эталонные» правила ведения раздельного учета расходов по видам затрат и видам деятельности, а также «эталонные» требования к сбору технических данных;

- обеспечить переходный период для внедрения эталонного учета и первоначального накопления достоверных данных [9, с. 16].

Предложения по концепции тарифного регулирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства ФАС России, выдвинутые на текущий момент, содержат следующие этапы:

1) Определить необходимый и достаточный уровень финансирования жилищно-коммунальной сферы путем установления на федеральном уровне единых «эталонных» правил, четко определяющих требования, предъявляемые к различным аспектам деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, эталонные правила формирования тарифов. На региональном и муниципальном уровне в соответствии с едиными требованиями определить уровень финансирования, включая финансирование за счет тарифных и бюджетных источников;

2) Согласовать с ФАС России, утвердить и реализовать графики достижения необходимого и достаточного уровня финансирования (как рост, так и снижение тарифов);

3) Отпустить организации жилищно-коммунального комплекса в управляемое «свободное плавание» путем заключения соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности и стимулирующего регулирования, соответствующего мировому опыту бенчмаркинга [9, с. 17].

Протоколом Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности, утвержденным приказом Президента РФ от 01.07.2020 № 643 определены основные принципы совершенствования тарифной политики:

- введение «эталонного» принципа формирования тарифов;

- установление долгосрочных тарифов на 5-10 лет;

- переход на регуляторные соглашения;

- ограничение возможностей региональных регуляторов принимать решения об установлении тарифов, платы граждан за коммунальные услуги выше предельных уровней без согласования ФАС России.

«Гуманитарный научный журнал»

2023, №1, часть 1

Электронный научный журнал ¡88М 2076-96бГ

Согласно сведениям, предоставленным ФАС России, разница в средних тарифах с 1 июля 2022 по субъектам РФ составила:

- тепловая энергия - в 6,7 раза;

- питьевое водоснабжение - в 33 раза;

- водоотведение - в 63,2 раза [1, с. 227].

Принципы «эталонных затрат» в жилищно-коммунальном хозяйстве основаны на определении эталонных расходов регулируемых организаций исходя из операционных затрат. Методика определения эталонных расходов организаций отличается между указанными сферами, однако принцип расчета одинаков. Указанная методика основывается на технико-экономических показателях ресурсоснабжающих организаций, а также с учетом климатических и географических территорий деятельности организаций. Переход на регулирование организаций путем нормирования затрат последовательно реализуется ФАС России в течение 2020 - 2021 гг. [4].

Также одним из основных направлений реформирования жилищно-коммунального хозяйства является внедрение цифровых технологий. В соответствии с указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года № 204: «преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, образование, промышленность, сельское хозяйство, строительство, городское хозяйство, транспортную и энергетическую инфраструктуру, финансовые услуги, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений» [8].

Основные задачи ФАС России в рамках Национального плана развития конкуренции и реализации мероприятий по внедрению цифровых технологий:

- внедрение четкой единой системы контроля, направленной на предупреждение и пресечение нарушений в сфере тарифного регулирования;

- повышение прозрачности таких тарифных решений;

- исключение тарифной дискриминации;

- создание предпосылок для внедрения метода сравнения аналогов в различных регулируемых сферах.

Для достижения вышеуказанных целей был разработан функционал, предусмотренный законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), была создана служба поддержки пользователей государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), которая работает ежедневно в круглосуточном режиме. На текущий момент проведена интеграция ГИС ЖКХ с федеральными информационными системами, в том числе с Государственным кадастром недвижимости,

2023, №1, часть 1

«Гуманитарный научный журнал»

Электронный научный журнал

ISSN 2078-9661

Единым государственным реестром прав на недвижимое имущество, Федеральной информационной адресной системой, информационной системой МВД России и порталом «Реформа ЖКХ».

В коммунальном секторе большинство хозяйствующих субъектов -унитарные предприятия. Ограниченная правоспособность и административный пресс делают их неэффективными субъектами рыночных отношений. В целях решения данной проблемы необходимо проводить планомерную работу, направленную на привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

1. Кожевников С.А. Комплексная оценка состояния жилищно-коммунального хозяйства в муниципальных образованиях региона [Текст]. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2020. - № 6 (30). - С. 225-234.

2. Кочегаров А.Д. Взаимодействие федеральных, региональных, и муниципальных органов власти в инновационных процессах в сфере ЖКХ [Текст] / А.Д. Кочегаров // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2019. - №4. - С. 16-20.

3. Нариньяни А. Жилищно-коммунальное хозяйство [Текст] / А. Нариньяни, А. Довлатова. - М. : РИПОЛ классик, 2019. - 256 с.

4. Официальная служба Федеральной Государственной Статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru, свободный.

5. Пикулькин А.В. Экономика муниципального сектора. [Текст] / М.: Юнити-Дана, 2019. - 464 с.

6. Попов Р.А. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник. Гриф УМО МО РФ. [Текст] / Издательство: Инфра-М. 2018. - 288 с.

7. Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика. [Текст] /Т.К. Руткаускас. Екатеринбург: изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2019. - 419 с.

8. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года № 204 / [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru.

9. Ускова Т.В. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства: региональный аспект [Текст] / Т.В. Ускова, О.Н. Гордина, А.С. Барабанов // Проблемы развития территории. - 2020. - №5. - C. 14-19.

Библиографический список

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.