Научная статья на тему 'Развитие системы управления физической культурой и спортом на территории Красноярского края'

Развитие системы управления физической культурой и спортом на территории Красноярского края Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ / STAGES OF MANAGEMENT / ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / HISTORICAL ANALYSIS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / STATE AND PUBLIC ADVISORY BODIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Близневский А.Ю.

Formation of the system of management of physical culture and sports across the Krasnoyarsk Territory began almost simultaneously with the other territories of Siberia in the post-revolutionary period. The purpose of the present study was to analyze historical landmark stages of the formation of the system of management of the physical culture and sports industry in the present Krasnoyarsk Territory in advance of the 80th anniversary of its establishment. The first physical culture and sports societies began to appear across the Krasnoyarsk Territory in the early XX century. Reforms, taking place in the country and the region, resulted in occasional weakening of the role of public administration in physical culture and sports, but at the same time an effective system of public authorities had not been created either. Examples of the non-state impact on the activity in the industry show that public authorities are not able to cope with the tasks of effective development without assistance. On the contrary, success here depends on the implemented state policy a set of measures intended to establish legal, economic, pedagogical and organizational conditions. The main goals and guidelines of the territorial management bodies in the sphere of physical culture and sports have been unchanged in recent years. These are satisfying the needs of the population for active leisure, introducing mass physical culture in the activities of enterprises and institutions, developing elite sport and training of adequate reserve athletes in the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы управления физической культурой и спортом на территории Красноярского края»

УДК: 796(091)

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ

управления физической культурой и спортом на территории Красноярского края

Кандидат педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России А.Ю. Близневский Сибирский федеральный университет, Красноярск

DEVELOPMENT OF SYSTEM OF MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT ACROSS KRASNOYARSK TERRITORY A.Yu. Bliznevsky, Honored trainer of Russia, professor, Ph.D. Siberian Federal University, Krasnoyarsk

Key words: physical culture and sport, stages of management, historical analysis, state and public advisory bodies.

Formation of the system of management of physical culture and sports across the Krasnoyarsk Territory began almost simultaneously with the other territories of Siberia - in the post-revolutionary period. The purpose of the present study was to analyze historical landmark stages of the formation of the system of management of the physical culture and sports industry in the present Krasnoyarsk Territory in advance of the 80th anniversary of its establishment.

The first physical culture and sports societies began to appear across the Krasnoyarsk Territory in the early XX century.

Reforms, taking place in the country and the region, resulted in occasional weakening of the role of public administration in physical culture and sports, but at the same time an effective system of public authorities had not been created either. Examples of the non-state impact on the activity in the industry show that public authorities are not able to cope with the tasks of effective development without assistance. On the contrary, success here depends on the implemented state policy - a set of measures intended to establish legal, economic, pedagogical and organizational conditions. The main goals and guidelines of the territorial management bodies in the sphere of physical culture and sports have been unchanged in recent years. These are satisfying the needs of the population for active leisure, introducing mass physical culture in the activities of enterprises and institutions, developing elite sport and training of adequate reserve athletes in the region.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, этапы управления, исторический анализ, государственные и общественные совещательные органы.

Введение. Формирование системы управления физической культурой и спортом на территории Красноярского края начиналось практически одновременно с другими территориями Сибири - в послереволюционный период. До этого, в царское время, Енисейская губерния экономически значительно отставала от центральных районов Российской империи. Беспросветная нужда не позволяла развивать цивилизованное физкультурное движение в губернии. Женского спотра как такового не было вообще, а мужское население свободное время зачастую проводило в кулачных драках на окраинах поселений. Но со строительством на территории губернии железной дороги ситуация стала меняться. Запуск регулярного железнодорожного движения между пос. Новониколаевский (Новосибирск) и г. Красноярском в 1898 г. открыл большие возможности для развития не только экономики, но и культуры, общественной жизни. Прибывавшие в губернию для строительства крупнейшего в Азии железнодорожного моста через р. Енисей и путей сообщения г. Красноярска с югом Сибири специалисты и инженеры привнесли в общественную жизнь западную спортивно-оздоровительную культуру. Благодаря процессу переселения жителей Центральной России на территорию губернии ее население возросло с 570,2 тыс. чел. в 1897 г. до 1119,2 тыс. чел. к 1914 г.

Цель исследования - провести исторический анализ знаковых этапов формирования системы управления физкультурно-спортивной отраслью на территории современного Красноярского края в преддверии 80-летия его образования.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале ХХ в. на территории края стали появляться и развиваться первые физкультурно-спортивные организации и спортивные общества.

Знаковым событием стало учреждение в феврале 1912 г. совместным решением губернатора Енисейской губернии Я. Д. Богуславского и главы г. Красноярска С. И. Смирнова Красноярского гимнастического общества «Соколъ» [13].

После окончания Гражданской войны, в 1920 г., при Губернском совете рабочих и солдатских депутатов был учрежден Комитет по развитию физкультуры, контроль и попечение над которым были возложены на ведомство ВЛКСМ [11]. Он стал, по сути, первым губернским органом централизованного управления физической культурой и спортом в г. Красноярске [9].

В результате вхождения Енисейской губернии 25 мая 1925 г. в состав вновь образованного Сибирского края физкультурно-оздоровительной деятельностью нового территориального образования стал руководить Краевой Совет физической культуры, находящийся в г. Новосибирске, а в г. Красноярске функционировал Красноярский Окружной Совет физической культуры [9].

В июле 1930 г., после завершения восстановления хозяйства страны, постановлением ВЦИК был утвержден Восточно-Сибирский край с центром в г. Красноярске. Затем, в результате дальнейшего районирования Восточно-Сибирского и Западно-Сибирского краев, 7 декабря 1934 г. образовался Красноярский край, имеющий огромные перспективы для экономического развития. Соответственно были переименованы и все органы управления. Поэтому 3 января 1935 г. был создан Краевой Совет физической культуры. В подчинении у этого органа управления находились окружные и районные советы Красноярского края [2]. Задача структуры заключалась в строительстве и оснащении спортивных сооружений (стадионы, спортплощадки), распределении заказов на спортивный инвентарь, организации спортивных и физкультурных мероприятий, проведении агитационной работы, взаимодействии с другими ведомствами.

Когда в июне 1936 г. вместо Всесоюзного совета был образован Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР, соответственно функции управления физической культурой и спортом в крае были возложены на Краевой комитет по делам физической культуры и спорта при Крайисполкоме Советов депутатов трудящихся. В задачи Комитета входило не только руководство деятельностью всех физкультурных организаций, курирование строительства физкультурных сооружений и изготовление спортинвентаря, но и руководство подготовкой, переподготовкой, распределением физкультурных кадров со средним и курсовым образованием. Кроме этого Комитетом проводились планирование и статистический учет всей физкультурной и спортивной работы, осуществляемой в Красноярском крае [3].

В период создания в СССР добровольных спортивных обществ, коллективов физической культуры и клубов, в 1935-1936 гг., были открыты краевые отделения многих из них - профсоюзное общество «Спартак», спортивные клубы «Наука», «Строитель», «Искра», «Коммунальщик», «Пищевик», «Молния»

и др. Параллельно в крае развивалась спортивно-оздоровительная инфраструктура. В 1936 г. в Красноярске начал функционировать стадион «Локомотив», в 1939 г. построен первый лыжный трамплин. Для соревнований по плаванию использовался участок р. Енисей от железнодорожного моста до «Стрелки». Скалолазание и альпинизм благодаря «Столбам» стали массовым увлечением красноярцев. В эти годы спортсмены смогли освоить подъем на очень сложные скалы заповедника - Коммунар, Манская стенка, Митра, Перья.

Целенаправленная работа спортивных обществ и органов управления края до Великой Отечественной войны была ориентирована на повышение массовости физкультурно-оздоровительного движения. В послевоенное время ЦК ВКП (б) обязал физкультурно-спортивные организации страны обеспечить повышение уровня спортивного мастерства, направить усилия прежде всего на спорт высших достижений. В эти годы резко повысился социальный престиж спорта.

В начале 50-х гг. ХХ в. в Красноярском крае, как и во всей стране, в течение нескольких месяцев государственный орган управления физической культурой и спортом работал в качестве структурного подразделения Министерства здравоохранения. Здесь он назвался советом Крайздравотдела по физической культуре и спорту и функционировал с 6 октября 1953 г. по 31 марта 1954 г. [4, 5]. Уже 15 апреля 1954 г. вышло постановление Исполкома Красноярского Совета депутатов трудящихся об «Образовании комитета по физической культуре и спорту при исполкоме краевого Совета и комитетов по физической культуре и спорту при исполкомах: областном, окружных, городских и районных Советов депутатов трудящихся» [6]. В этот период в состав края входила также одна область -Хакасская и два округа - Таймырский и Эвенкийский.

Последующие годы показали, что руководство физкультурной и спортивной работой как в стране, так и в крае было неэффективным. Утверждение Н. С. Хрущева о том, что «... в коммунизм мы не пойдем с платным инструктором по физкультуре» [1], приведшее ранее к передаче непосредственного руководства физкультурным движением в государстве в ведение выборных общественных организаций, оказалось ошибочным. Поэтому в январе 1969 г. в целях улучшения руководства отраслью, а также во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР вновь был образован комитет по физической культуре и спорту (18 штатных единиц). Соответствующие комитеты были созданы при Хакасском облисполкоме (4 штатные единицы), при Таймырском и Эвенкийском окрисполкомах (по 1 штатной единице). Красноярскому городскому комитету было выделено 9 штатных единиц, другим 13 городам края - всего 17 штатных единиц, 48 районным комитетам при райисполкомах - по 1 штатной единице [8]. Главными задачами комитета являлись: разработка и реализация планов физического воспитания населения, подготовка спортсменов высокой квалификации, развитие материально-технической базы отрасли и строительство спортивных сооруже-

16

http://www.teoriya.ru

№ 12 • 2014 Декабрь | йесетЬег

ний, организация научно-методической работы и научных исследований в области физической культуры и спорта, контроль за подготовкой физкультурных кадров, проведение краевых спортивных мероприятий [10].

К концу 60-х гг. ХХ в. в Красноярском крае на достаточно высоком уровне развивались уже несколько десятков видов спорта. Это требовало системного подхода к управлению физкультурно-спортивной отраслью края, развитой инфраструктуры и соответствующей материально-технической базы. Строительство крупных спортивных объектов было продиктовано потребностями спорта высших достижений, а также проведением всесоюзных спортивных мероприятий на территории края. В 1967 г. был сдан в эксплуатацию Центральный стадион на о. Отдыха, включенный в каталог крупнейших сооружений России. На территории стадиона расположены футбольные поля, теннисные и городошные корты, легкоатлетический манеж, залы борьбы, шахматно-шашечный клуб. В 1974 г. на Николаевской сопке было завершено строительство 70-метрового трамплина, а позже - на Каштаке 100-метрового. К Спартакиаде народов СССР 1982 г., проведенной в Красноярске, были построены лыжный стадион «Ветлужанка» и биатлонное стрельбище «Динамо». В конце 1981 г. стал функционировать Дворец спорта «Енисей» с ледовой ареной и множеством помещений для занятий секций и кружков по разным ви-дас спорта.

С распадом СССР в Красноярском крае в феврале 1992 г. был создан комитет по физической культуре и спорту администрации края, который непосредственно подчинялся главе краевой администрации, а также соответствующим органам Правительства РФ. Далее название краевого органа управления физической культурой и спортом неоднократно менялось. С 2008 г. - это министерство спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края с численностью государственных гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности Красноярского края, - 66 единиц. Задачи и компетенции этого органа требуют как усиления роли государственного управления физической культурой и спортом, так и эффективного участия в этом процессе системы общественных спортивных организаций.

Из ныне действующих общественных совещательных органов раньше других (с середины 80-х гг. ХХ в.) была создана коллегия, для участия в заседаниях которой приглашаются руководители физической культуры и спорта муниципальных образований, президенты краевых федераций по видам спорта, руководители учреждений дополнительного образования спортивно-физкультурной направленности, а также иные заинтересованные в обсуждении рассматриваемых вопросов лица. В соответствии с указом губернатора Красноярского края от 10.12.2003 № 179-уг был создан Совет по физической культуре и спорту при губернаторе края, призванный выступать в качестве консультативного органа, обеспечивающего согласованную работу органов исполнительной власти, мест-

ного самоуправления, Законодательного собрания Красноярского края, общественных объединений.

Заключение. Реформы, проводимые в стране и регионе, приводили к периодическому ослаблению роли государственного управления физической культурой и спортом, но при этом эффективной системы общественных органов управления также не создавалось. Примеры негосударственного влияния на деятельность отрасли показывают, что общественные органы управления самостоятельно не способны справиться с решением задач эффективного развития. Напротив, успех здесь зависит от реализации государственной политики - комплекса мероприятий по созданию правовых, экономических, педагогических и организационных условий. При этом главные задачи и направления работы краевых органов управления физической культурой и спортом на протяжении последних лет неизменны: удовлетворение потребностей населения в активном отдыхе, внедрение массовой физической культуры в деятельность предприятий и учреждений, развитие спорта высших достижений и подготовка достойного спортивного резерва региона.

Литература

1. Исаев, И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. - М.: Юристъ, 2005. - 797 с.

2. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1386. - Оп. 1. - Д

3. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1298. - Оп. 2. - Д

4. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1384. - Оп. 4. - Д

5. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1384. - Оп. 4. - Д

6. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1386. - Оп. 1. - Д

7. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1386. - Оп. 1. - Д

8. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1386. - Оп. 1. - Д

9. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1205. - Оп. 1. - Д

10. КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 1386. - Оп. 1. - Д

11. Кузнецова, Т.В. История Красноярского края. Спорт / Т.В. Кузнецова, А.М. Ануфриев, А.П. Статейнов, Е.К. Семьина. -Красноярск: Изд-во «Буква С», 2009. - 400 с.

12. Положение о губернских Советах физкультуры при Губи-сполкомах // КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 252. - О. 1. - Д. 142. - Л. 17. - 1924 г.

13. Устав Красноярского гимнастического общества «Соколъ» // КГБУ «ГАКК». - Ф.Р. 433. - О.1. - Д. 43. - Л. 86-101. - 1912 г.

References

1. Isaev, I.A. Russian history and legislation / I.A. Isaev. - Moscow: Yurist, 2005. - 797 P. (In Russian)

2. TSPI "SAKT". - F.R. 1386. - Op. 1. - D. 493. - L. 70. (In Russian)

3. TSPI "SAKT". - F.R. 1298 - Op. 2. - D. 4. - L. 7-8ob. (In Russian)

4. TSPI "SAKT". - F.R. 1384 - Op. 4. - D. 3. - L. 436-437. (In Russian)

5. TSPI "SAKT". - F.R. 1384 - Op. 4. - D. 4. - L. 370-371. (In Russian)

6. TSPI "SAKT". - F.R. 1386. - Op. 1. - D. 1504. - L. 252-255. (In Russian)

7. TSPI "SAKT". - F.R. 1386. - Op. 1. - D. 1840. - L. 91-96. (In Russian)

8. TSPI "SAKT". - F.R. 1386. - Op. 1. - D. 4129. - L. 47-57. (In Russian)

9. TSPI "SAKT" .- F.R. 1205 - Op. 1. - D. 41. - L. 36ob.-37. (In Russian)

10. TSPI "SAKT". - F.R. 1386. - Op. 1. - D. 4270. - L. 284-290. (In Russian)

11. Kuznetsova, T.V. The history of the Krasnoyarsk Territory. Sport / T.V. Kuznetsova, A.M. Anufriev, A.P. Stateynov, E.K. Sem'ina. -Krasnoyarsk: Bukva S, 2009. - 400 P. (In Russian)

12. The regulations on the Provincial Councils of Physical Culture. Provincial Executive committee // Territorial state public institution "State Archive of the Krasnoyarsk Territory ". - FR 252. - O. 1. - D. 142. - L. 17. - 1924. (In Russian)

13. The charter of the Krasnoyarsk gymnastic society "Sokol" // Territorial state public institution "State Archive of the Krasnoyarsk Territory". -F.R. 433. - О.1. -D. 43. - L. 86-101. - 1912 . (In Russian)

Информация для связи с автором: bliznevsky58@mail.ru

Поступила в редакцию 21.07.2014 г.

493. - Л. 70. 4. - Л. 7-8об.

3. - Л. 436-437.

4.- Л. 370-371. 1504.- Л. 252-255. 1840. - Л. 91-96. 4129. - Л. 47-57. 41. - Л. 36об.-37. 4270.- Л. 284-290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.