Научная статья на тему 'Развитие системы стратегического партнерства в сфере профессионального образования'

Развитие системы стратегического партнерства в сфере профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шацкая Ирина Вячеславовна

В статье содержится обзор основных форм стратегического партнерства предприятий и образовательных организаций. Особое внимание уделяется вопросу законодательной поддержки партнерства. Автор делает вывод, что несмотря на предпринимаемые государством меры поддержки, их недостаточно для всестороннего развития партнерства предприятий и образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы стратегического партнерства в сфере профессионального образования»

УДК 378.1

Шацкая Ирина Вячеславовна

кандидат экономических наук, доцент,

старший научный сотрудник ФГБУН Институт экономики

Российской академии наук, доцент кафедры менеджмента.

Московский технологический университет

[email protected]

Irina V.Shatskaya

candidate of economic sciences, docent,

senior research fellow of the Institute of economics of the Russian academy of sciences, associate professor of management department of Moscow technological university

[email protected]

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF SYSTEM OF STRATEGIC PARTNERSHIP IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация: В статье содержится обзор основных форм стратегического партнерства предприятий и образовательных организаций. Особое внимание уделяется вопросу законодательной поддержки партнерства. Автор делает вывод, что несмотря на предпринимаемые государством меры поддержки, их недостаточно для всестороннего развития партнерства предприятий и образовательных организаций.

Ключевые слова: бизнес-сообщество, образовательная организация, стратегическое партнерство, государственная правовая поддержка.

Annotation: The paper contains the review of the main forms of strategic partnership of the enterprises and educational organizations. Special attention is paid to a question of legislative support of partnership. The author draws a conclusion that despite the support measures undertaken by the state, they aren't enough for all-round development of partnership of the enterprises and educational organizations.

Keywords: business community, educational organization, strategic partnership, state legal support.

Сотрудничество бизнес-сообщества и образовательных организаций в сфере профессионального образования представляет собой систему отношений, предусматривающую создание условий, которые способствовали бы повышению эффективности деятельности образовательной организации, развитию ее стратегического потенциала, обновлению содержания образования на основе усиления его практической направленности.

Благодаря сотрудничеству с предприятиями у образовательных

организаций появляются дополнительные источники финансирования, происходит обновление материально-технического оснащения образовательного процесса, расширяются возможности будущего трудоустройства выпускников на предприятиях-партнерах и др. Для самих предприятий сотрудничество с образовательными организациями означает:

- возможность участия в их управленческой, образовательной и научной деятельности, в доработке образовательных программ и их корректировке в соответствии с профессиональными требованиями;

- создание на базе образовательной организации научно-производственной инфраструктуры для реализации собственных инновационных проектов;

- привлечение преподавателей и обучающихся к реализации бизнес-проектов и др.

Дополнительным преимуществом сотрудничества является его перспективность, которая подчеркивает стратегическую направленность совместных мероприятий и обеспечивает синергетический эффект от достижения поставленных партнерами целей.

Разновидностью сотрудничества бизнес-сообщества с образовательными организациями является стратегическое партнерство, под которым понимаются двусторонние договорные отношения в области образовательной и профессиональной деятельности [1]. Стратегическое партнерство бизнес-сообщества и образовательных организаций является важнейшим условием реализации компетентностного подхода к образованию [7, С.44-52]. В настоящее время основными формами стратегического партнерства в сфере профессионального образования являются:

- целевая профессиональная подготовка обучающихся. Предусматривает возможность обучения в образовательной организации по направлению от конкретного предприятия, которое принимает на себя расходы за обучение студента по конкретной специальности на условиях обязательной отработки на предприятии после окончания обучения;

- эндаумент-фонды - целевые фонды, предназначенные для некоммерческих целей, сформированные преимущественно за счет пожертвований. Сегодня эндаумент-фонды - это один из наиболее популярных на Западе инструментов софинансирования образования, который набирает популярность в России. Согласимся с Л.Д. Стариковой в том, что «формирование и развитие фондов целевого капитала в настоящий момент является одним из наиболее приоритетных направлений работы, определяющих финансовую стабильность всей системы высшего образования в России» [6];

- участие представителей бизнес-сообщества в процедурах оценки сформированности профессиональных компетенций обучающихся. Чаще всего реализуется в форме участия работодателей в государственной итоговой аттестации обучающихся, а также в процедуре общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ образовательных организаций.

К формам стратегического партнерства образовательных организаций и предприятий относятся также сотрудничество по вопросам организации

прохождения практик студентов на рабочих местах, трудоустройство выпускников, совместная научно-исследовательская деятельность и др.

Государство выступает в качестве главного регулятора отношений бизнес-сообщества и образовательных организаций на основе установления нормативно-правовых границ сотрудничества, обеспечения равного доступа всех категорий населения к образованию, а также создания условий для добросовестной конкуренции в образовательной среде.

Сегодня государство крайне заинтересовано в развитии института стратегического партнерства предприятий с образовательными организациями. За последние несколько лет разработаны и утверждены законодательные акты, предусматривающие поддержку механизма стратегического партнерства (см. табл.). В то же время, считаем, что предпринятых государство мер недостаточно для всестороннего развития сотрудничества предприятий и образовательных организаций.

Формы стратегического партнерства в сфере профессионального образования [8, С.187-189]

Форма стратегического партнерства Законодательные инициативы

Обучение на условиях целевого приема Федеральный закон от от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 27.11.2013 № 1076 «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении» Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2017 № 13 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно -педагогических кадров в аспирантуре» Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.10.2015 № 1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования -программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»1 Указ Президента РФ «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам о целевом обучении» (в ред. указов Президента РФ от 01.07.2014 № 483; от 18.12.2016 № 677) Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 № 3 «Об утверждении формы договора о предоставлении гранта Президента Российской Федерации для поддержки лица, проявившего выдающиеся способности и поступившего на обучение в образовательную организацию высшего образования по очной форме обучения по программе бакалавриата или программе специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов» и др.

Совместное участие в разработке образовательных программ образовательных организаций, членство представителей предприятий- работодателей в государственных экзаменационных комиссиях по защите выпускных квалификационных работ и др. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки специалитета Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки магистров Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, привлечение ученых из образовательной организации к разработке инновационной продукции на базе предприятия, а также создание совместных научно-образовательных структур Государственная программа «Развитие образования» на 20132020 гг. от 15.04.2014 № 295 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 796 «О долгосрочной государственной экономической политике» Федеральный закон от 13.07.2015 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации» и др.

Организация практики студентов и подготовки выпускных квалификационных работ на базе предприятия Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.11.2015 № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования») и др.

Совместное участие в разработке и обсуждении профессиональных стандартов Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (ред. от 23.09.2014)) Комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2014 № 487-р) Макет профессионального стандарта (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.09.2014 № 655н) Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.04.2013 № 170н) Методические рекомендации по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.09.2014 № 671н) Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»

Эндаумент-фонды Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 582

«Пожертвования», статья 437 «Приглашение делать оферты. Публичная оферта», статья 118 ГК «Фонды», глава 53 «Доверительное управление имуществом»)

Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Федеральный закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»

Федеральный закон от 21.11.2011 № 328-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала __некоммерческих организаций»_

Источник: составлено автором на основании: Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/search/; Кодексы и законы РФ. Правовая навигационная система [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonrf.info/; Национальное агентство развития квалификаций [Электронный ресурс]. URL: http://nark.ru/professionalnye-standarty-2/normativno-metodicheskie-dokumenty/

Предприятия неохотно идут на сближение с образовательными организациями по таким вопросам, как участие своих представителей в образовательном процессе (например, преподавание дисциплин специализации), участие в совместной проработке учебных планов, в разработке рабочих программ дисциплин.

Несмотря на законодательную поддержку развития стратегического партнерства, нерешенным остается ряд проблем, связанных с реализацией существующих форм партнерских отношений. Так, до сих пор отсутствует единая основа для организации практики студентов. Во многих образовательных организациях студенты вынуждены заниматься самостоятельным поиском предприятия для прохождения производственной и преддипломной практики. Практические задания, которые предприятия адресуют своим практикантам, чаще всего не учитывают требований ФГОС и образовательных программ. Образовательные организации при этом чаще всего проявляют явную пассивность, в то время как практикоориентированная образовательная подготовка не обеспечивает освоение сформулированных в Стандарте компетенций.

Нерешенными остаются вопросы организации системы повышения квалификации работников предприятий на местах без отрыва от производства. В образовательном процессе практически повсеместно отсутствуют дисциплины, адаптированные с учетом специфики конкретного производства.

Также нужно учитывать, что чаще всего участниками партнерских связей с образовательными организациями становятся достаточно крупные предприятия с развитой материально-технической базой и более-менее широким спектром финансовых возможностей. Поэтому требует решения вопрос мотивирования предприятия к участию в образовательной деятельности, например, в форме налоговых послаблений, а также повышения их

информированности о возможностях, которые гарантирует им стратегическое партнерство.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что подготовка квалифицированных, востребованных экономикой кадров требует совершенствования организации образовательного процесса с учетом потребностей рынка труда. Стратегическое партнерство бизнес-сообщества с образовательными организациями выступает при этом не только естественным условием реализации концепции компетентностного образования, но и основным гарантом его практикоориентированности.

Литература

1. Ищенко М.В. Эффективное управление образовательной организацией. // Преемственность в образовании. Электронное периодическое издание. 2014. №6 (11).

2. Кодексы и законы РФ. Правовая навигационная система. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zakonrf.info/

3. Котрикова Т.Ю., Борисова И.И. Создание и функционирование эндаумент-фонда учреждения высшего профессионального образования. Методические рекомендации. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. С.16.

4. Национальное агентство развития квалификаций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nark.ru/professionalnye-standarty-2/normativno-metodicheskie-dokumenty/

5. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru/search/

6. Старикова Л.Д. Эндаумент как форма финансирования образования. // Сибирский педагогический журнал. - 2012. №2. С.98-102.

7. Ташкинов А.А., Шевелев Н.А., Данилов А.Н., Столбов В.Ю. Стратегическое партнерство вузов и бизнес-сообщества. // Университетское управление: практика и анализ. 2011. №6. С.44-52.

8. Шацкая И.В. Государственная инновационная политика и трансформация системы профессионального образования: монография. - М.: Экономика, 2017. - 309 с.

Literature

1. Ishchenko M.V. Effective management of the educational organization. // Continuity in education. Electronic periodical. 2014. No. 6 (11).

2. Codes and acts of the Russian Federation. Legal navigation system. [Electronic resource]. Access mode: http://www.zakonrf.info/

3. Kotrikova T.Yu., Borisova I.I. Creation and functioning of endowment fund of institution of higher professional education. Methodical recommendations. -Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University, 2012. P. 16.

4. National agency of development of qualifications. [Electronic resource]. Access mode: http://nark.ru/professionalnye-standarty-2/normativno-metodicheskie-dokumenty/

5. Official Internet portal of legal information. [Electronic resource]. Access mode: http://pravo.gov.ru/search/

6. Starikova L.D. Endowment as form of financing of education. // Siberian pedagogical magazine. - 2012. No. 2. P. 98-102.

7. Tashkinov A.A., Shevelyov N.A., Danilov A.N., Stolbov V.Yu. Strategic partnership of higher education institutions and business community. // University management: practice and analysis. 2011. No. 6. P. 44-52.

8. Shatskaya I.V. State innovative policy and transformation of system of professional education: monograph. - M.: Economy, 2017. - 309 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.