Научная статья на тему 'Роль социального партнерства "предприятие-вуз" в условиях реализации ФГОС'

Роль социального партнерства "предприятие-вуз" в условиях реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция образования / социальное партнерство / трудоустройство / взаимодействие вуза и предприятия / подготовка кадров / integration of education / social partnership / employment / the interaction of the university and enterprise training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинов Расим Адегамович

В статье рассмотрен один из аспектов вертикальной интеграции системы образования – социальное партнерство «вуз-предприятие». Автором представлены сущность и цели социального партнерства, показаны проблемы взаимодействия предприятий и вузов. Рассматриваются системные аспекты взаимодействия, приводящего вуз и предприятие к неформальному эффективному сотрудничеству. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных организаций, представителей работодателей, занимающихся вопросами интеграции образования и социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсутдинов Расим Адегамович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP "ENTERPRISE-UNIVERSITY" IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE GEF

The article is devoted to the nature and purposes of social partnership, the problems of interaction between enterprises and universities. Deals with the systemic aspects of interaction, leading University and industry to effective informal cooperation. This article is intended for educators, researchers, representatives of employers, involved in the integration of education and social partnership.

Текст научной работы на тему «Роль социального партнерства "предприятие-вуз" в условиях реализации ФГОС»

УДК 378

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА "ПРЕДПРИЯТИЕ-ВУЗ" В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Р.А. Шамсутдинов

Аннотация. В статье рассмотрен один из аспектов вертикальной интеграции системы образования -социальное партнерство «вуз-предприятие». Автором представлены сущность и цели социального партнерства, показаны проблемы взаимодействия предприятий и вузов. Рассматриваются системные аспекты взаимодействия, приводящего вуз и предприятие к неформальному эффективному сотрудничеству. Данная статья предназначена для педагогов, исследователей, руководителей образовательных организаций, представителей работодателей, занимающихся вопросами интеграции образования и социального партнерства.

Ключевые слова: интеграция образования, социальное партнерство, трудоустройство, взаимодействие вуза и предприятия, подготовка кадров

THE ROLE OF SOCIAL PARTNERSHIP "ENTERPRISE-UNIVERSITY"

IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF THE GEF

R.A. Shamsutdinov

Annotation: The article is devoted to the nature and purposes of social partnership, the problems of interaction between enterprises and universities. Deals with the systemic aspects of interaction, leading University and industry to effective informal cooperation. This article is intended for educators, researchers, representatives of employers, involved in the integration of education and social partnership.

Keywords: integration of education, social partnership, employment, the interaction of the university and enterprise training

В действующих уже несколько лет Федеральных государственных образовательных стандартах (и в утверждаемых в настоящее время ФГОС 3+) сформирован социальный заказ на подготовку конкурентоспособного, практикоориентированного специалиста. Выполнение данного государственного задания требует многосторонних эффективных взаимодействий вуза и предприятия-заказчика. Одна из форм такого сотрудничества -социальное партнерство, целью которого являются:

1. Повышение качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей в высококвалифицированных специалистах [1, 34].

2. Совершенствование практики ориентированного обучения.

3. Совместное с работодателями планирование направления взаимодействия в подготовке специалистов.

4. Повышение качества преподавания предметов специального цикла и практического обучения специалистов для конкретного предприятия.

5. Развитие материально-технической базы учебного заведения.

6. Внедрение в профессиональную подготовку студентов передовых приемов и методов организации труда.

7. Повышение у студентов мотивации к учению, освоение специальности.

8. Гарантированное трудоустройство после окончания учебного заведения.

Сегодня предприятия не всегда выказывают заинтересованность в сотрудничестве с

вузом, как правило, это предприятия, которые крепко стоят на ногах, берут на себя значительную социальную ответственность. Их работники получают достойную заработную плату, имеют хорошие условия труда, пользуются полным социальным пакетом, поэтому работать на таких предприятиях считается престижным.

Однако, уже сейчас в России ощущается нехватка квалифицированных специалистов на предприятиях и в коммерческих структурах. Именно в этих условиях актуальным становится социальное партнерство, поэтому наблюдается изменение тенденций интеграции, переход к распространению социального партнерства «вуз-предприятие».

Социальное партнерство - это «детально проработанная и гибкая форма сотрудничества, построенная на четком распределении ролей, ответственности, долей участия, содержащая как социальные, так и экономические аспекты» [2,13]. Эта форма взаимодействия оговаривается в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., и аправлена на создание эффективно работающего союза: «работодатель -образовательное учреждение - студент». В соответствии с решением предприятия заказчики кадров становятся реальными покупателями образовательных услуг, поэтапно оплачивая подготовку специалиста, что дает им возможность контролировать качество реализации профессиональных образовательных программ, ориентируясь на конечный результат - трудоустройство по полученной специальности. Однако на практике подобное сотрудничество в полной мере не реализуется и порой взаимодействие учебного заведения и предприятий-заказчиков носит формальный характер, что, несомненно, сдерживает развитие системы профессионального и высшего образования.

По данным исследований, качество подготовки специалистов среднего звена не вполне отвечает современным и перспективным требованиям производства, потребностям личности, общества и государства [4, 35]. Это подтверждает тот факт, что, располагая солидным корпусом специалистов, мы значительно отстаем по качеству продукции, по средней производительности общественного труда от наивысшего уровня, достигнутого в мире. Это обусловлено во многом квалификацией специалистов. У нас избыток специалистов с дипломом и недостаток кадров, способных на высоком профессиональном уровне решать сложные современные задачи. Одной из причин является недостаточно эффективное участие работодателей в подготовке специалистов: в совершенствовании материально-технической базы учебных заведений, в кадровом обеспечении, в организации образовательного процесса.

Начинать исправлять позиции необходимо постепенно, с заключения долгосрочных договоров о сотрудничестве вуза и предприятий, в рамках которых студенты будут проходить производственную практику. Наиболее прогрессивной формой сотрудничества является организация и проведение практик студентов в составе производственных бригад. Это способствует активному участию студентов в выполнении плановых заданий предприятий, совершенствованию практических навыков. Под руководством специалистов предприятия студенты изучают вопросы организации производства, технологические процессы обработки деталей и сборки узлов, нормирование труда, оперативное планирование производственного цикла, обязанности руководителей среднего звена. Тесное сотрудничество с руководителями предприятий и организаций в период производственных практик - одно из важнейших направлений в вопросе трудоустройства выпускников. Зарекомендовав себя положительно во время прохождения практики, они, как правило, остаются в тех же коллективах.

ФГОС предусматривает непосредственное участие производственников в образовательном процессе: «Доля работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность, которых связана с направленностью реализуемой программы бакалавриата, в общем числе работников должна быть не менее 10 процентов» [5, 20].

Еще одним важным направлением сотрудничества с предприятиями является участие их представителей в проведении итоговой государственной аттестации выпускников, когда есть возможность оценивать уровень подготовки, профессиональную компетентность выпускников, дать рекомендации по повышению качества подготовки специалистов.

Однако перечисленные направления сотрудничества не отвечают по своей полноте целям социального партнерства. В качестве предмета партнерства зачастую принимаются хотя и важные, но все же отдельные аспекты деятельности вуза, отсутствует система взаимодействия предприятий и вузов. Руководители предприятий, к сожалению, недооценивают значимости этой проблемы.

Следует отметить, что с учетом развития производственной сферы проблема подготовки кадров, в большой степени, становится заботой работодателя. Они должны изменить свое отношение к подготовке кадров, осознать, что инвестирование в

профессиональную подготовку является условием конкурентоспособности самого предприятия.

В перспективе нужно более продуманно подойти к формированию механизмов взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества с социальными партнерами в целях определения объемов, структуры, содержания и оценки качества подготовки специалистов.

Литература:

1. Аксянов Р.И. Педагогический эксперимент по определению эффективности социального партнерства вуза и производства - Том 1. -М: МГИПУ, 2009. - С. 45-46

2. Дементьев И.А. Проблемы социального партнерства высшей школы и бизнеса-сообщества. - М., 2012. -213 с.

3. Лазаренко И.Р. Образовательное партнерство - основа взаимодействия образовательных учреждений и институтов социума. БелГУ Mill У, МАНПО, 2014. - Ч. 1. - С. 33-39.

4. Стратегическое партнерство: нормативно-методические документы партнерских отношений «вуз-предприятие» / Министерство образования Российской Федерации. - СПб.: ЛЭТИ, 2012. - 51 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии. - 12 марта 2015. - 22 с.

References:

1. Aksjanov R.I. Pedagogicheskij jeksperiment po opredeleniju jeffektivnosti social'nogo partnerstva vuza i proizvodstva - Tom 1. -M: MGIPU, 2009. - S. 45-46

2. Dement'ev I.A. Problemy social'nogo partnerstva vysshej shkoly i biznesa-soobshhestva. - M., 2012. - 213 s.

3. Lazarenko I.R. Obrazovatel'noe partnerstvo - osnova vzaimodejstvija obrazovatel'nyh uchrezhdenij i institutov sociuma. BelGU MPGU, MANPO, 2014. - Ch. 1. - S. 33-39.

4. Strategicheskoe partnerstvo: normativno-metodicheskie dokumenty partnerskih otnoshenij «vuz-

predprijatie» / Ministerstvo obrazovanija Rossijskoj Federacii. - SPb.: LJeTI, 2012. - 51 s.

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija. Napravlenie podgotovki 09.03.02 Informacionnye sistemy i tehnologii. - 12 marta 2015. - 22 s.

Сведения об авторе:

Шамсутдинов Расим Адегамович (Лениногорск), кандидат социологических наук, заведующий кафедрой Естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, Лениногорский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева

Information on author:

Shamsutdinov R.A. (Leninogorsk), candidate of sociological sciences, head of Department the sciences and the humanities, Leninogorsky branch of Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.