Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство в области подготовки и переподготовки кадров для региона'

Государственно-частное партнерство в области подготовки и переподготовки кадров для региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жгулев Евгений Викторович

В статье предложена модель Государственно-частного партнерства (ГЧП) органов управления, частного бизнеса, общественных организаций и образовательных учреждений в рамках региональной образовательной политики; рассмотрен один из вариантов сопряжения образовательных интересов бизнес-сообщества и образовательных организаций, создания и функционирования современного научно-исследовательского и образовательного центра (НОЦ) на предприятии. В статье отмечается, что Санкт-Петербург первым из российских регионов создал свою законодательную базу в сфере государственно-частного партнерства, приняв Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», который стал модельным для других регионов Российской Федерации. Целью деятельности НОЦ является создание среды, благоприятной для развития инновационного предпринимательства и образовательной деятельности, как компаний отрасли, так и региона в целом, на базе системы внутрифирменного обучения, объединенной единой концепцией и методологией, разработанной для всех уровней руководителей и специалистов в рамках стратегии развития компании-заказчика и задач, стоящих перед ее отдельными структурными подразделениями. Предложены основные принципы, положенные в основу создания НОЦ. Создание НОЦ способствует формированию среды, благоприятной для развития инновационного предпринимательства и непрерывной профессионально-образовательной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жгулев Евгений Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A MECHANISM TO PROMOTE THE DEVELOPMENT OF FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article proposes a model of public-private partnership between the authorities, private business, public organizations and educational institutions in the context of the regional education policy; one of the options has been considered in which the educational interests of business community and academic organizations are converged, that is, the foundation and functioning of the Scientific and Educational Centre at the company. The article states, that St.Petersburg was the first Russian area to create its legislative framework for public-private partnerships, having passed the Law of St.Petersburg № 627-100 dated December 25, 2006 «On the Participation of St. Petersburg in Public-Private Partnerships», which became a model for other regions of the Russian Federation. The aim of the Scientific and Educational Centre is to create a positive environment for developing innovative entrepreneurship and educational activities of the industry's companies and the region as a whole. This is executed on the basis of the intra-company training system, united by a single concept and methodology, and developed for managers and experts at all levels, complying with the development strategy of the customer company and the tasks set for its separate structural divisions. The basic principles underlying the foundation of the Scientific and Educational Centre, have been proposed. The foundation of the Scientific and Educational Centre promotes the creation of a positive environment for developing the innovative entrepreneurship as well as for continuous professional and educational activity

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство в области подготовки и переподготовки кадров для региона»

ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНА

Е.В. Жгулев

В статье предложена модель Государственно-частного партнерства (ГЧП) органов управления, частного бизнеса, общественных организаций и образовательных учреждений в рамках региональной образовательной политики; рассмотрен один из вариантов сопряжения образовательных интересов бизнес-сообщества и образовательных организаций, создания и функционирования современного научно-исследовательского и образовательного центра (НОЦ) на предприятии. В статье отмечается, что Санкт-Петербург первым из российских регионов создал свою законодательную базу в сфере государственно-частного партнерства, приняв Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», который стал модельным для других регионов Российской Федерации. Целью деятельности НОЦ является создание среды, благоприятной для развития инновационного предпринимательства и образовательной деятельности, как компаний отрасли, так и региона в целом, на базе системы внутрифирменного обучения, объединенной единой концепцией и методологией, разработанной для всех уровней руководителей и специалистов в рамках стратегии развития компании-заказчика и задач, стоящих перед ее отдельными структурными подразделениями. Предложены основные принципы, положенные в основу создания НОЦ. Создание НОЦ способствует формированию среды, благоприятной для развития инновационного предпринимательства и непрерывной профессионально-образовательной деятельности

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, дополнительное профессиональное образование

Реализация в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО) эффективных механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) является важным условием инновационного развития ДПО в России. Механизмы ГЧП особенно актуальны в условиях финансово-экономического кризиса, когда государство является не только партнером, располагающим значительными ресурсами, но и организатором, регулятором и заказчиком инновационных взаимодействий.

Государственно-частное партнерство в образовании - это система долгосрочных отношений между государственными органами и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков.

Применение принципов ГЧП способствует более экономному и результативному расходованию ресурсов федерального и регионального бюджетов.

Установление тесных контактов образовательных организаций с крупными бизнес-партнерами в России и за рубежом при участии государственных структур позволит создать инновационную систему подготовки

кадров по программам, которая будет соответствовать запросам бизнеса и требованиям рынка труда. Такое сотрудничество откроет возможности активного участия бизнес-структур в учебном процессе в самых разнообразных формах. ГЧП, таким образом, начнет стимулировать спрос на образовательные услуги, который постепенно будет трансформироваться в инвестиционную модель образовательной системы подготовки кадров по перспективным направлениям экономики.

В Израиле при каждом из восьми ведущих вузов создана специальная венчурная компания, которая занимается технологическим трансфером - коммерциализацией идей. Кроме того, по всей стране функционируют 26 технологических инкубаторов, которые курируются специальным правительственным бюро с ежегодным бюджетом в $400 млн. В Израиле около 70 венчурных фондов, 14 из них - международные и совокупный объем инвестиций в высокотехнологичные разработки составляет порядка $1 млрд.долл. США в год1 [3]. В результате

1 Межкластерное взаимодействие - основа инновационного развития промышленности Петербурга. - Международный

поддержки бизнес-инкубаторами старт-апы в Израиле достигают результатов в 40% случаев, что значительно превышает уровень среднемирового показателя - 10%.

К основным результатам выполнения инновационных образовательных программ традиционно относятся повышение научно-технологического, научно-методического уровня преподавания, создания условий для преподавания новых дисциплин, а также коренной пересмотр форм и методов традиционного образовательного процесса.

Санкт-Петербург первым из российских регионов создал свою законодательную базу в сфере государственно-частного партнерства, приняв Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных парт-нерствах», который стал модельным для других регионов Российской Федерации.

В рамках данного закона реализован более гибкий, чем на федеральном уровне, подход к осуществлению ГЧП проектов.

Схематично модель ГЧП органов управления, частного бизнеса, общественных организаций и образовательных учреждений в рамках региональной образовательной политики отражена на рис. 1. Формы и механизмы ГЧП в ДПО разработаны на основании предложенной в сборнике научных работ Московского государственного университета [1] классификации форм и механизмов ГЧП в образовании.

Важным направлением развития механизмов ГЧП является реализация совместных исследовательских проектов, создание совместных научных лабораторий и формирование объектов инновационной инфраструктуры.

Интеграция образования и науки с промышленным производством (бизнесом) становится важнейшим направлением и основным рычагом перестройки высшего и среднего профессионального образования, одним

из главных путей повышения квалификации. При активном участии и поддержке государством создание широкой сети учебно-научно-производственных комплексов позволит осуществить целевую подготовку и переподготовку специалистов при полном или частичном возмещении затрат за счет отраслей экономики, обмен кадрами между вузами и предприятиями.

Государство должно участвовать в этом регулировании прямо и косвенно через налоговую систему, многоуровневую и многоканальную систему финансирования (государственные фонды поддержки, федеральные и отраслевые государственные целевые программы, средства муниципальных и региональных бюджетов), образовательные стандарты и нормативы, развитие институтов ГЧП. В частности, меры должны быть приняты в области нормативно-правового регулирования создания инновационной инфраструктуры: финансовых институтов, венчурных, технологических фондов, информационных и других структур.

Образовательные организации в своей деятельности должны учитывать конъюнктуру рынка и совместно с администрациями регионов, работодателями и федеральной государственной службой занятости обеспечивать потребности предприятий и экономики региона в кадрах квалифицированных рабочих и специалистах, а также осуществлять инновационные разработки с их последующей коммерциализацией на инновационных рынках.

Одним из возможных вариантов сопряжения образовательных интересов бизнес - сообщества и образовательных организаций является создание и функционирование современного научно-исследовательского и образовательного центра (НОЦ) на предприятии [1].

промышленный форум «Российский промышленник» 25-28 сентября 2012 г. http://promexpo.lenexpo.ru/node/61772

Формы и механизмы ГЧП в ДПО

Финансовые Организационно-административные Правовые

■ Аренда ■ Выпуск акций, векселей ■ Государственные и муниципальные гарантии ■ Гранты ■ Займы ■ Концессия ■ Лизинг ■ Налоговые кредиты ■ Образовательный ваучер ■ Образовательный кредит ■ Стипендиальные программы ■ Эндаумент-фонд (ФЦК) ■ Определение квалификационных требований, разработка профессиональных стандартов, моделей компетенций ■ Развития многоканального финансирования образовательных учреждений ■ Разработка и внедрение инноваций ■ Создание механизмов общественной и общественно-профессиональной аккредитации ■ Создание механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений ■ Создание институтов общественного участия, ассоциаций выпускников и др. ■ Обеспечение учебного процесса современной материальной базой ■ Договоры на управление имуществом ■ Инвестиционный контракт

Рис. 1. Модель ГЧП в рамках региональной образовательной политики

Основные принципы, положенные в основу создания НОЦ:

- государственно-частное партнерство в области подготовки и переподготовки квалифицированных кадров в рамках образовательного кластера;

- обеспечение сопряженности учебных планов СПО и ВО;

- использования нормативной правовой и локальной базы дополнительного профессионального образования, опыта совместной деятельности образовательных организаций и промышленных предприятий в сфере образования;

- сопряжения образовательных интересов бизнес - сообщества и образовательных организаций через модель непрерывного профессионального образования;

- процессного подхода к управлению подготовкой кадров.

Организация НОЦ (рис. 2) способствует:

- обеспечению потребности предприятия в обучении персонала в соответствии с бизнес - стратегией предприятия;

- пониманию необходимости «принятия» персоналом корпоративной ценностей;

- осознанию новых знаний и проведения научно-исследовательских работ в обеспечении конкурентоспособности предприя-тия;повышению отдачи от затрат на профессиональное обучение персонала, использованию новых технологий обучения.

Роль государства в процессе создания НОЦ:

- разработка и реализация механизма предоставления государственных гарантий участникам НОЦ;

предоставление налоговых льгот субъектам предпринимательства, участвующим в реализации инновационных и образовательных программ;

стимулирование государственных вузов к участию в организации НОЦ;

- создание нормативно-правовой базы деятельности НОЦ.

Рис. 2. Направления деятельности НОЦ в составе предприятия

Концепция создания модели непрерывного профессионального образования на основе взаимодействия вуза и промышленных предприятий по схеме функционирования в составе промышленного комплекса современного научно-исследовательского и образовательного центра (НОЦ), предназначенного для усиления и интеграции научно-образовательной структуры с промышленностью и инновационной системой. Целью деятельности «НОЦ» является создание среды, благоприятной для развития инновационного предпринимательства и образовательной деятельности на базе системы внутрифирменного обучения, объединенная единой концепцией и методологией, разработанная для всех уровней руководителей и специалистов в рамках стратегии развития компании-заказчика и задач, стоящих перед ее отдельными структурными подразделениями.

В структуре НОЦ выделяются следующие основные направления работ:

- организация и проведение учебного процесса (учебно-методический и диспетчерский отдел); набор слушателей (отдел рекламы и договоров); финансовые расчеты (бухгалтерия); информационно-программное обеспечение учебного процесса (1Т отдел).

Для решения задачи перехода от внутрифирменного обучения персонала к системе внутриотраслевого образования предлагается к практическому использованию структура регионального научно-образовательного центра с включением в его состав структурных подразделений образовательных организаций и инновационных комплексов. Схема такого НОЦ показана на рис. 3. Создание НОЦ способствует формированию среды, благоприятной для развития инновационного предпринимательства и непрерывной профессионально - образовательной деятельности, как компаний отрасли, так и региона.

При организации учебного процесса в НОЦ при промышленном предприятии возможно использование сетевой формы реали-

зации образовательных программ. Необходима динамически настраиваемая сеть образовательных организаций, которая не требовала бы значительных ресурсов на свое содержание. Решением данной проблемы являются партнерские отношения между образователь-

ными организациями, сотрудничающими с НОЦ и образующими уникальное образовательное сообщество, каждый член которого нацелен на расширение своего присутствия в непрерывном профессиональном обучении и сферы реализации своих функций.

Средства из областного бюджета и внебюджетных фондов

Банки, ассоциации, страховые компании

Финансово-промышленные компании

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫИ ЦЕНТР

Инновационно- Образовательные Сервисные

образовательная организации предприятия

структура и фирмы

Корпоративный университет

Управляющая компания

1. Привлечение инновационно-активных предприятий 2. Содействие во внедрении и освоении НИОКР 3. Предоставление лабораторного и экспериментального оборудования

Государственные фонды поддержки

И Ф Ф Р

Р Т Ф Р

С Ф

В

Н

Государственное финансирование целевых программ

федеральные отраслевые

Банки результатов фундаментальных и прикладных исследований

Налоги в бюджет

Наукоемкая продукция

Банки технологий

Содействие государства в образовании НОЦ

е ы н н

еи ви в- т н и

са рр

аа

дг

у

с о г

ы т о г

гль

е ы в о г

гло

а н

§ 8

ий то ав о

д

з

орв

нр

Рис. 3. Схема НОЦ

В рамках НОЦ образовательным организациям может быть предложено корпоративное партнерское соглашение, по которому каждая организация берет на себя определенные обязательства по выполнению, например, оговоренного в соглашении минимума административно-организационных

и учебных функций. Перечень этих функций может оговариваться отдельно. При этом образовательная организация должна разработать все необходимые учебно-методические материалы и обеспечить высокое качество учебного процесса, а при успешном выполнении слушателями всех требований - выда-

вать документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке) в соответствии с учебным планом.

Каждая образовательная организация должна определить, в какой форме и объеме оно готово участвовать в деятельности НОЦ.

В структуре НОЦ должна быть создана специализированная служба, обеспечивающая методологическое и техническое содействие участникам инновационно-образовательного процесса:

- оперативные консультации в режиме on-line по методикам и технологиям организации учебного процесса;

- создание информационных материалов по работе в НОЦ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- консультации по юридическим вопросам образовательной деятельности по модели НОЦ;

- обучение технических специалистов, обеспечивающих функционирование НОЦ;

- организация обмена опытом как в части создания учебно-методических, информационных и иных ресурсов, так и по методикам ведения учебного процесса по системе непрерывного профессионального образования;

- организация и проведение регулярных семинаров и конференций.

Профессиональная работа НОЦ требует наличия кадрового состава и определенных технологических средств.

Для организации и управления деятельностью НОЦ целесообразно создавать управляющие компании. Управляющие компании предназначены для осуществления деятельности по следующим направлениям:

- участие в разработке модели системы профессиональной подготовки и управления человеческими ресурсами в компаниях отрасли:

- содействуют предпринимателям, занимающихся реализацией отобранных инновационных проектов и программ;

- привлекают на свою территорию действующие инновационные предприятия, направления деятельности которых соответствуют целям и задачами НОЦ;

- оказывают действующим в составе НОЦ предприятиям помощь в проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производственного освоения их результатов;

- предоставляют малым инновационным предприятиям на договорной основе лабораторные, экспериментально-производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, офисные, производственные, складские, учебные и другие помещения, конференц-залы и аудитории;

- привлекают и перераспределяют оборудование, недвижимость с использованием механизма лизинга, привлекают венчурный капитал для реализации проектов НОЦ.

Создание НОЦ способствует формированию среды, благоприятной для развития инновационного предпринимательства и непрерывной профессионально - образовательной деятельности, как компаний отрасли, так и региона.

Литература

1. Лившин, А. Я. Государственно-частное партнерство в образовании: сборник / А. Я. Лившин, О. П. Молчанова. - М.: КДУ, 2009. - 242 с.

2. Садчиков, И.А. Инновационная модель непрерывного профессионального образования: монография / И. А. Садчиков, В.Е.Сомов. - СПб.: СПбГИЭУ, 2009.- 139 с.

3. Межкластерное взаимодействие - основа инновационного развития промышленности Петербурга. - Международный промышленный форум «Российский промышленник» 25-28 сентября 2012 г. http://promexpo.lenexpo.ru/node/61772.

Жгулев Евгений Викторович, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры Менеджмент инноваций, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), zhgul [email protected]

PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP AS A MECHANISM TO PROMOTE THE DEVELOPMENT OF FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION

E.V. Zhgulev, St. Petersburg State Economic University, St. Petersburg, Russian Federation, email: [email protected]

The article proposes a model of public-private partnership between the authorities, private business, public organizations and educational institutions in the context of the regional education policy; one of the options has been considered in which the educational interests of business community and academic organizations are converged, that is, the foundation and functioning of the Scientific and Educational Centre at the company. The article states, that St.Petersburg was the first Russian area to create its legislative framework for public-private partnerships, having passed the Law of St.Petersburg № 627-100 dated December 25, 2006 «On the Participation of St. Petersburg in Public-Private Partnerships», which became a model for other regions of the Russian Federation. The aim of the Scientific and Educational Centre is to create a positive environment for developing innovative entrepreneur-ship and educational activities of the industry's companies and the region as a whole. This is executed on the basis of the intra-company training system, united by a single concept and methodology, and developed for managers and experts at all levels, complying with the development strategy of the customer company and the tasks set for its separate structural divisions. The basic principles underlying the foundation of the Scientific and Educational Centre, have been proposed. The foundation of the Scientific and Educational Centre promotes the creation of a positive environment for developing the innovative entrepreneurship as well as for continuous professional and educational activity

Key words: public-private partnership, additional professional education.

References

1. Livshin A.Ja., Molchanova O.P. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v obrazovanii: sbornik [Public-private partnership in education: collection of articles]. Moscow: Knizhny Dom "Universitet", 2009. 242 p.

2. Sadchikov I.A., Somov V.E. Innovacionnaja model' nepreryvnogo professional'nogo obra-zovanija: monografija [The innovative model of continuous vocational education: a monograph]. St. Petersburg: The State Institute of Economics and Management (St.Petersburg), 2009. 139 p.

3. Mezhklasternoe vzaimodejstvie - osnova innovacionnogo razvitija promyshlennosti Peter-burga [Cross-cluster interaction is the basis of innovative industrial development in St.Petersburg]. -Mezhdunarodnyj promyshlennyj forum [«Rossijskij promyshlennik» International Industrial Forum "Russian Industrialist" 25-28 September 2012. http://promexpo.lenexpo.ru/node/61772.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.