РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Никитина А.Г. Палеев Д.Л.
12.2. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ
Никитина Анна Геннадьевна, к.ю.н. Должность: специалист юридического отдела. Место работы: Центральный научно-исследовательский институт машиностроения. E-mail: [email protected] Палеев Денис Леонидович, к.т.н. Должность: ведущий научный сотрудник Национального контактного центра РФ. Место работы: Российский университет дружбы народов. [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы введения единой стратегии сертификации на территории государств-участников СНГ. Автор подчеркивает, что в условиях глобализации, когда стираются границы, возникает необходимость международно-правового вмешательства, способствующего унификации и гармонизации процессов стандартизации и сертификации, такое регулирование поспособствует упорядочению в определенных областях посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих задач. Статья предназначена для аспирантов, магистрантов, студентов и лиц, интересующихся сертификацией и стандартизацией на территории государств-участников СНГ.
Ключевые слова: стандартизация, сертификация, СНГ, нормативные документы, международные организации.
DEVELOPMENT OF STANDARDIZATION AND CERTIFICATION SYSTEMS IN THE MEMBER STATES OF THE
CIS
Nikitina Anna Gennadievna, PHD at Law. Position: Expert of the Legal Department. Place of employment: Central Scientific Research Institute of Mechanical Engineering. E-mail: [email protected]
Paleev Denis Leonidovich, PhD in Technical Sciences. Position: Leading researcher of National contact center of the Russian Federation. Place of employment: Peoples' Friendship University of Russia. E-mail: [email protected]
Annotation: This article discusses the introduction of a single certification policy on the territory of CIS countries. The author emphasizes that in the context of globalization, when borders are erased, there is a need of international legal interventions to unify and harmonize the processes of standardization and certification, such regulation will contribute to streamlining in certain areas by establishing provisions for common and repeated use on the existing problems. This article is intended for graduate students, undergraduates, students and those interested in certification and standardization in the territory of the CIS member states.
Keywords: standardization, certification, CIS, legal documents, international organizations.
Для стран с развивающейся экономикой, в частности, для России и стран СНГ, повышение конкурентоспособности - одна из важнейших стратегических задач. От решения ее зависит степень удовлетворения внутренних потребностей и возможность успешного включения экономики страны в мировую систему производства и обмена. В этой связи особое внимание
уделяется анализу проблем международной стандартизации и технического регулирования национального производства, рассматриваются меры, необходимые для реализации и дальнейшего совершенствования процесса нормативно-технического регулирования экономики.
Наряду с повышением стандартов качества отечественной продукции и упрощением взаимодействия партнёров по бизнесу в разных государствах СНГ. сертификация позволяет не пропускать на рынок некачественные товары иностранных производителей. Её можно рассматривать как форму защиты национальных интересов в условиях вступления в ВТО, когда установление торговых барьеров становится недопустимо. Сегодня в России и странах СНГ наблюдается противоположная ситуация, когда национальные стандарты качества оказываются ниже зарубежных, не выполняют своей функции защиты рынка и способствуют притоку в страны СНГ устаревших зарубежных технологий.
Качество товара - важнейшее условие высокой конкурентоспособности. Выбор потребителем конкретного товара во многом обусловливается его качеством, вернее представлением покупателя о качестве. В этих условиях наличие сертификата соответствия не защищает рынок от некачественных товаров, но выполняет маркетинговую функцию, формирует представление о требованиях качества и стимулирует сбыт.
К сожалению сегодня, рынок качественной сертификации в СНГ не развит и находится в стадии формирования. Например, доля России в работах по сертификации составляет менее 1% от мирового. Соответственно отечественные органы сертификации не вызывают доверия потребителей их услуг. К примеру, широко популярная за рубежом сертификация системы менеджмента качества ^09000 стала развиваться и в России. Однако, по исследованиям ряда отечественных и зарубежных компаний, реально требования стандарта выполняют менее 10% компаний получивший сертификат соответствия. Проще говоря, сертификат воспринимается как необходимая формальность, обеспечивающая успешность сбыта продукции, он просто покупается, что дискредитирует саму систему сертификации. Многие предприниматели вообще рассматривают системы сертификации по аналогии с лицензированием, как способ заработка для заинтересованных организаций.
С другой стороны, сегодня отмена государственного лицензирования во многих сферах хозяйственной деятельности привела к хаосу на рынке. Возникло множества "фирм-однодневок", которые остались бесконтрольными и в целях увеличения прибыли стали снижать качество своей продукции и услуг.
Важно отметить, что ужесточение мер регулирования со стороны государства или иных сертификационных органов в одной из стран СНГ автоматически приведёт к сбыту некачественного товара в другую страну. Следовательно, такие меры станут действенными только в случае реализации единой стратегии сертификационной деятельности во всех странах СНГ и при этом она должна быть координирована с таможенным регулированием. Необходимость такой координации так же обусловлена новыми обязательствами России после её вступления в ВТО, в результате которых отечественное законодательство будет трансформироваться опережающими темпами. Таким образом, необходимым условием развития интеграционных про-
цессов внутри Союзного государства является единство подходов, процедур, нормативно-правовой базы и методов проведения сертификации на территории стран СНГ [1].
В таких условиях наиболее приемлемым подходом является максимальная адаптация к международным правилам сертификации, которые строятся на ряде ключевых документов:
общемировых неправительственных организаций (ISO, IEC, ITU и международных отраслевых организаций),
международных региональных организаций, например, ЕС
стандарты отдельных государств, их технические регламенты, технические условия, в частности, российские ГОСТы, британские национальные стандарты BSI, немецкие стандарты DIN, и т.д.
В практике международной стандартизации основной упор при разработке стандартов на продукцию делается на установление единых методов испытаний продукции, требований к маркировке, терминологии, т.е. на те аспекты, без которых невозможно взаимопонимание изготовителя и потребителя независимо от страны, где производится или используется разработка.
Главным объектом международной стандартизации является качество товарной продукции, работ и услуг, менеджмент качества, системы обеспечения и правила признания технической компетентности и профессиональной ответственности товаропроизводителей, безопасность и эффективность промышленного производства, выполнения работ, оказания услуг, утилизации, качество жизни и защита прав потребителей.
Глобализация мирового рынка, характеризующаяся стиранием границ на пути свободного перемещения людей, товаров, капитала и информации, требует перехода стран на единые стандарты. Сегодня средний показатель использования странами-членами ISO международных стандартов в общем перечне составляет - 22%, в странах с более высоким уровнем развития боле 40%. Как идеал выдвинут принцип единого стандарта; единых испытаний, сертификатов, признанных повсюду. Этот принцип реализовался в проекте ISO, предложенном в 2001 г под термином «Мечта 111» (1/1/1 «Dream»). Смысл проекта - в устранении разнообразия в стандартах, в исключении повторов в испытаниях и процедурах подтверждения. Примером реализации принципов «Мечты»: на мировом рынке являются такие объекты стандартизации, как контейнерные перевозки, кредитные карточки, кораблестроение. Все эти объекты отвечают единым стандартам и оцениваются по единым процедурам соответствия.
Развитие международной системы сертификации имеет определённые правила, выполнение которых следует считать обязательным условиям функционирования любых национальных и межгосударственных систем сертификации, в том числе в рамках СНГ. Так в одном из ключевых важных документов в международной сертификации «Соглашении по техническим барьерам в торговле», посвящённом правилам деятельности членов ВТО в рамках международной стандартизации устанавливаются следующие требования:
1. Гармонизация. При наличии международных стандартов, регламентов или правил по оценке соответствия член ВТО не должен разрабатывать национальную документацию, отличающуюся от них.
2. Национальный режим и не дискриминация. Условия для оценки качества импортной продукции должны
быть не менее благоприятными, чем для отечественной. Иначе говоря, к импортной продукции не должны предъявляться более жесткие требования, чем к отечественной.
3. Нотификация (уведомление) и прозрачность. Если какая-либо страна намерена принять нормативный документ, отличающийся от международного, она обязана направить в Секретариат ВТО сообщение с обоснованием причин подобного шага и кратким изложением проекта документа.
4. Информация о стандартизации. Членство в ВТО предусматривает информирование обо всех изменениях в системе стандартизации, которые могут привести к созданию скрытых препятствий (Нетарифных барьеров) в торговых отношениях партнеров по организации. Поэтому каждый член ВТО открывает один или несколько информационных пунктов, где можно без лишних затруднений получить информацию о действующих и разрабатываемых в стране стандартах. Во исполнение этого правила в России создан национальный Информационный центр по стандартизации, сертификации и преодолению технических барьеров в торговле.
Приоритетные направления в области международной стандартизации определяет Рабочая группа (РГ) по вопросам политики в области стандартизации, которая образована в 1990 г. Важнейший документ, принятый Рабочей группой, является комплекс Рекомендаций правительствам о политике в области стандартизации, где содержится свод принципов, который обобщает деятельность должностных лиц стран европейского региона, ИСО и МЭК при участии других организаций по стандартизации за весь период с 1970 г.
В области гармонизации стандартов и технических требований разработаны Рекомендации «Международная гармонизация стандартов и технических предписаний» и «Перечень объектов, подлежащих международной стандартизации».
Все документы (правила, стандарты, рекомендации) носят добровольный характер и каждая страна устанавливает порядок их применения исходя из своих интересов и возможностей.
Вступление России в ВТО и движение других стран СНГ в этом направлении требует обязательного учёта международной практики при построении системы сертификации и стандартизации в рамках Союзного государства.
Сегодня в России установлены следующие виды стандартов:
основополагающие стандарты;
стандарты на продукцию;
стандарты на работы и процессы;
стандарты на методы испытаний, контроля, анализа;
технические условия.
Стандартизация, сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляются в соответствии с "Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации" [3], которое является межправительственным и действует с 1992 г. Создан Межгосударственный совет (МГС) стран-участниц СНГ, в котором представлены все национальные организации по стандартизации. Совет был признан международным сообществом. В 1995 г. Совет ISO признал МГС региональной организацией по стандартизации стран СНГ, подписаны соглашения с МЭК и СЕН о сотрудничестве.
Работа по стандартизации ведётся в соответствии с программами, которые МГС составляет на основе
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Никитина А.Г. Палеев Д.Л.
обобщения предложений, поступающих от национальных органов по стандартизации. В рамках СНГ действует "Соглашение о взаимном признании результатов сертификации". В области сертификации принят Перечень межгосударственных нормативных документов, устанавливающих единые порядки сертификации приоритетных групп продукции и услуг, который содержит 21 документ по сертификации: пищевых продуктов, продовольственного сырья, игрушек, столовых приборов, табака, чая, средств связи и др. В перечень включены и документы по услугам, таким, как туризм, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, гостиничный сервис и пр. Но в этой области существует проблема из-за расхождения в правилах достаточно многочисленных ведомственных систем сертификации.
Наиболее сложной проблемой в работе МГС считается разработка региональной системы подтверждения соответствия. На сегодняшний день каждая страна СНГ действует по правилам национальных систем сертификации со своими знаками соответствия. Переход на единые правила и единый знак соответствия оказался болезненным и, как ожидается, будет долгим, хотя все представители стран заявили о необходимости этого.
Первоочередные перспективные задачи МГС:
развитие сотрудничества с ИСО, МЭК, СЕН и другими международными и региональными организациями по стандартизации, сертификации и метрологии;
создание в рамках МГС Евро-Азиатской региональной организации по аккредитации испытательных лабораторий;
решение проблем единообразия учебных дисциплин, для специалистов по стандартизации, метрологии, сертификации.
На повестке стоит также вопрос о возможности участия в работе МГС национальных организаций по стандартизации стран, не являющихся членами СНГ. Интерес к этой области проявляют, в частности, бывшие участники СЭВ.
Соглашением 2010 года о единых принципах и правилах техрегулирования в Беларуси, Казахстане и России предусмотрено формирование единой нормативно-технической базы таможенного союза СНГ для того, чтобы к 2015 году сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП). В связи с этим соглашением национальные техрегламенты будут уступать место техническим регламентам Таможенного союза (ТР ТС), разработка и введение в действие которых сейчас идет полным ходом. Уже принято 32 технических регламента ТС, из них 21 вступил в силу. В соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии в качестве доказательной базы технических регламентов ТС выступают межгосударственные стандарты, гармонизированные с международными или европейскими.
В 2013 году планируется разработать около 1000 межгосударственных стандартов. При этом растет число межгосударственных стандартов, принимаемых в обеспечение доказательной базы ТР ТС. В качестве примера: с 1 июля 2013 года приказом Росстандарта введены в действие 418 стандартов, большинство из них включено в перечни по обеспечению доказательной базы вводимых в действие с этой же даты ТР ТС по безопасности пищевой продукции и продовольственного сырья. При разработке межгосударственных стандартов возникает необходимость консенсуса меж-
ду национальными органами по стандартизации стран таможенного союза, каждый из которых, что вполне естественно, лоббирует интересы своих производителей. Не случайно регулярно возникают сложности с молочной продукцией, конфетами и т. д. Важно при разработке межгосударственных документов учитывать интересы всех заинтересованных сторон, а это не просто.
Стремление к введению национальных систем сертификации было связано с тем, что, с одной стороны, она защищает потребителя от небезопасной и экологически нечистой продукции, а с другой - затрудняет доступ на национальные рынки изделий иностранного производства, так как требует от экспортеров дополнительных длительных испытаний на соответствие продукции национальным стандартам. Такие дорогостоящие испытания под силу только крупным фирмам, что давало им определенные преимущества.
Различия в национальных стандартах и других нормативных документах, а также процедурах проведения сертификации превращают их в так называемые технические барьеры международной торговли. В то же время, сертификация стала необходимым условием экспорта продукции, хотя и требует больших затрат времени и средств на ее осуществление.
Существование большого количества национальных систем сертификации в странах Западной Европы, а также появление региональных систем сертификации в Европе и Америке, основанных на нормативных документах этих стран и гармонизированных стандартов регионов, привело к тому, что однородная продукция оценивалась в разных странах различными методами.
Формирование высокоэффективной и социально-ориентированной рыночной экономики предполагает создание гибкого и надежного механизма защиты прав потребителей и поддержки отечественных товаропроизводителей. При этом необходимо решить несколько принципиальных задач:
добиться коренного повышения качества и безопасности продукции и услуг;
успешно осуществлять интеграцию отечественной экономики в мировую систему, добиться улучшения условий доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки путем вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и Европейский союз. Принимая условия ВТО нужно не допустить ущемления интересов российских производителей товаров и услуг;
разработать гибкую систему безопасности потребителей продукции и услуг в странах СНГ при усилении ответственности производителей и поставщиков за некачественную продукцию;
повысить конкурентоспособность продукции стран СНГ на мировых рынках.
На решение этих задач и нацелено подтверждение соответствия продукции или услуг (обязательное - в виде декларации о соответствии или обязательной сертификации или добровольное - в виде добровольной сертификации). Закон "О техническом регулировании" [4] определил, что подтверждение соответствия осуществляется в целях:
удостоверения соответствия ОТР техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
содействия в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
Важнейшей задачей МГС видится вовлечение в процессы интеграции бизнес-структур. Чтобы повысить конкурентоспособность продукции, расширить рынки ее сбыта и преодолеть барьеры в торговле, необходимо изменить действующую нормативно-техническую базу. Для успешного товарообмена необходимо, чтобы для стран СНГ действовали единые нормативно-технические документы, которые обязательно должны быть гармонизированы с международными.
Во всем мире бизнес активно участвует в разработке стандартов, инициирует и финансирует эти работы. Это дает ему несомненные конкурентные преимущества. В СНГ соотношение финансирования работ в области стандартизации существенно отличается от европейского и американского. Пока основная нагрузка в вопросах финансирования стандартизации лежит на плечах налогоплательщиков. При этом во всем мире стандартизация обеспечивает бизнесу экономию средств за счет применения апробированных решений и сокращения необоснованного разнообразия на основе унификации и типизации. Вопрос привлечения бизнес-сектора в сертификацию на территории СНГ пока не нашёл своего отражения в принимаемых документах. Для этого должны быть созданы как необходимая нормативная база, так и проведена соответствующая PR-компания. Только тогда сертификация получит признание в бизнес-среде и станет действенным инструментов реализации экономической политики Единого государства.
Список литературы:
1. Свободную торговлю на территории стран СНГ разрешит сертификат происхождения СТ-1. http://www.serconsrus.ru/press_centr/news1/svobodnuyu_
to rg ovlyu_n a_te rrito ri i_stra n_s n g_raz resh it_sertifi kat_p rois
hozhdeniya_st-1/
2. Международное научно-техническое сотрудничество в области стандартизации. http://xreferat.ru/59/ 1213-1-mezhdunarodnoe-nauchno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-v-oblasti-standartizacii.html
3. Соглашение Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 г. "О проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации"
4. Федеральный Закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании"//РГ - № 245 от 31.12.2002
Literature list:
1. Free trade in the CIS will allow the certificate of origin ST-1. http://www.serconsrus.ru/press_centr/news1/svo-bodnuyu_torgovlyu_na_territorii_stran_sng_razreshit_serti fikat_proishozhdeniya_st-1/
2. International scientific and technical cooperation in the field of standardization. http://xreferat.ru/59/1213-1-mezhdunarodnoe-nauchno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-v-oblasti-standartizacii.html
3. Commonwealth of Independent States agreement of 13.03.1992 "On coordinated policy in the field of standardization, metrology and certification"
4. Federal Law of 27.12.2002 № 184-FZ "On Technical Regulation" / / RG - № 245 of 31.12.2002
Отзыв
на статью Никитиной Анны Геннадьевны, Палеева Дениса Леонидовича «Развитие системы стандартизации и сертификации в государствах-участниках СНГ»
Статья Никитиной Анны Геннадьевны и Палеева Дениса Леонидовича посвящена актуальной тематике -стандартизации и сертификации на территории государств-участников СНГ. Актуальность затронутого вопроса обуславливается тем, что в условиях глобализации стираются границы и соответственно требования к стандартизации и сертификации не только в рамках региональных объединений, но и в рамках международного сообщества в целом.
В статье изучается опыт зарубежных государств (в основном государств-членов Европейского Союза), а также и пути формирования требований по сертификации в рамках СНГ. Особое внимание уделяется решению проблем сертификации и стандартизации в рамках СНГ, так начиная с 1992 года был заключен ряд соглашений правового характера между государствами-участниками СНГ. Авторы подчеркивают роль нормативно-правового регулирования для решения поднятой проблемы и необходимость применения зарубежного опыта ввиду длительного формирования.
Все отмеченное выше позволяет утверждать, что статья Никитиной А.Г., Палеева Д.Л. «Развитие системы стандартизации и сертификации в государствах-участниках СНГ» представляет несомненную практическую и теоретическую ценность, полностью соответствует требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах, включенных в перечень ВАК.
Доцент исследователь кафедры «Конституционного и муниципального права» Юридического факультета РУДН к.ю.н. Е.П. Забелина