Научная статья на тему 'Развитие системы социального страхования в России в сравнении с государственным социальным страхованием в Германии'

Развитие системы социального страхования в России в сравнении с государственным социальным страхованием в Германии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1165
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СТРАХОВЩИК / СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ / СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ СТРАХОВАНИЯ / INSURANCE / LIFE INSURANCE / SOCIAL PROTECTION / INSURER / INSURANCE PREMIUM / SOCIAL INSURANCE / SOCIAL INSURANCE FUND / MODERN DEVELOPMENT OF INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатырева Оксана Аслановна, Клишина Ю.Е.

В статье рассмотрены вопросы и проблемы, которые напрямую связаны с социальным страхованием, приведены примеры, сделаны выводы. В большинстве стран социальное страхование выступает, во-первых, инструментом решения многих социальных задач, во-вторых, источником долгосрочных финансовых инвестиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of system of social insurance in Russia in comparison with the state social insurance in Germany

In article questions and problems which are directly connected with social insurance are considered, examples are given, conclusions are drawn. In the majority of the countries social insurance acts, first, as the tool of the solution of many social tasks, secondly, a source of long-term financial investments.

Текст научной работы на тему «Развитие системы социального страхования в России в сравнении с государственным социальным страхованием в Германии»

Развитие системы социального страхования в России в сравнении с государственным

социальным страхованием в Германии

Development of system of social insurance in Russia in comparison with the state social

insurance in Germany

Богатырева Оксана Аслановна

студентка 4 курса ФГБОУВО Ставропольский ГАУ Ставрополь, Россия

Bogatireva Oksana

4th year student Of the Stavropol GA U Stavropol, Russia

Научный руководитель Клишина Ю.Е.

Кандидат экономических наук Доцент

ФГБОУ ВО Ставропольский ГАУ Ставрополь, Россия

Scientific adviser Klishina Y. E.

Candidate of economic Sciences Associate Professor Of the Stavropol GA U Stavropol, Russia

Аннотация:

В статье рассмотрены вопросы и проблемы, которые напрямую связаны с социальным страхованием, приведены примеры, сделаны выводы. В большинстве стран социальное страхование выступает, во-первых, инструментом решения многих социальных задач, во-вторых, источником долгосрочных финансовых инвестиций.

Annotation:

In article questions and problems which are directly connected with social insurance are considered, examples are given, conclusions are drawn. In the majority of the countries social insurance acts, first, as the tool of the solution of many social tasks, secondly, a source of long-term financial investments.

Ключевые слова: страхование, страхование жизни, социальная защита, страховщик, страховая премия, социальное страхование, фонд социального страхования, современное развитие страхования.

Keywords: insurance, life insurance, social protection, insurer, insurance premium, social insurance, social insurance fund, modern development of insurance.

В связи с постоянной нестабильностью политики, модернизации Фонда социального страхования [1] с 2009 г. по настоящее время, в современном развитии страхования России необходимо изучение построения государственной системы этого направления на примере других стран с целью пополнения опыта в данной области, применения его к уже существующей системе в России в качестве реабилитируемого инструмента, приводящего к стабилизации, поднимающего на мировой уровень развития, что которого ведет к сбалансированной экономике на государственном уровне, к уравновешиванию существующего социального

обеспечения и к дальнейшей модернизации взаимоотношений между различными субъектами РФ и самой системой. Страной, в которой правовая социальная система схожа с нашей, является Германия, считающаяся родиной социального страхования, осуществляющая социальное обеспечение в соответствии с Конституцией. Ее социальная система страхования [2], управление, которой вызывает большой интерес, гарантирует каждому определенный стандарт уровня жизни и включает в себя следующее: пять видов социального страхования -обязательное пенсионное, обязательное медицинское, обязательное страхование на случай потери работы, обязательное страхование на случай потребности в постороннем уходе, обязательное социальное страхование от несчастных случаев; социальную помощь, оказываемую жертвам военных конфликтов, пострадавшим от преступлений, политическим заключенным ГДР; социальное обеспечение, подразделяющееся на следующие три вида пособий: по безработице для обеспечения прожиточного минимума, социальной помощи, дотации на жилье.

На основании законов были введены три вида социального страхования рабочих и служащих в 1883 г., 1884 г., 1889 г., с некоторыми изменениями действующие и сегодня: на случай болезни (обязательное медицинское), от несчастных случаев на производстве, на случай инвалидности (пенсионное страхование). В 1927 г. социальное страхование было дополнено четвертым видом на случай безработицы, в 1995 г. - пятым на случай необходимости ухода за одинокими людьми, оказания услуг больным и пожилым одиноким людям в домашних и в стационарных условиях. Россия развивала социальное страхование, взяв за основу немецкую модель, так как последняя являлась образцом для подражания. В 1889 г. в Государственный совет был внесен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий, так называемый закон об обязательном страховании рабочих за увечье и смерть [2]. Спустя 14 лет, 2 июня 1903 г., был принят первый общероссийский Закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Этим Законом вводилось не только обязательное страхование рабочих, он имел важнейшее значение для становления в России государственного социального страхования. Так, в 1918 г. гарантию обеспечения получили все наемные работники независимо от характера труда по видам пособий: при временной утрате в связи с болезнью, беременностью и родами. В 1922 г. непосредственно предприятиям в счет страховых взносов была передана выплата пособий, с 1929 г. образовался единый бюджет в сфере государственного социального страхования, ас 1933 г. управление социальным страхованием перешло под непосредственное руководство советских профсоюзов.

Аналогично Германии в основе осуществления обязательного социального страхования лежит Конституция РФ. В настоящий момент социальное страхование представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование многоуровневой системы государственного социального страхования. Структура ФСС РФ состоит из трех основных звеньев - руководства, в которое входят председатель Фонда А.С. Кигим и четыре заместителя председателя Фонда; центрального аппарата Фонда, состоящего из четырнадцати департаментов и находящихся в подчинении девяти региональных отделений.

В Германии социальное страхование курируется Федеральным министерством труда и социальных дел по трем направлениям - страхованию от несчастных случаев, пенсионному страхованию, страхованию по безработице, а Федеральным министерством здравоохранения по двум направлениям - страхованию по уходу, медицинскому страхованию. Особый интерес представляет система управления двумя видами социального страхования, которые в той или иной степени близки к сфере деятельности ФСС РФ: страхование от несчастных случаев на производстве и медицинское страхование в части денежных компенсаций в связи с болезнью и материнством, так похожие на два основных направления ОСС в России (страхование от

несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний , страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В решении социально-экономических программ развития страны важное место занимает пилотный проект как одна из ступеней модернизации в реформировании социального страхования, которая оказывает многостороннее воздействие на субъекты и население. Экономическая целесообразность в развитии страховых отношений Фонда заключается в том, что уплата страховых взносов обеспечивает взаимосвязь государственных, общенародных интересов с интересами деятельности хозяйствующих субъектов разных форм, собственности организаций. Модернизация Фонда социального страхования в части усовершенствования своей системы и поиска пробелов в законодательстве пытается найти решение создавшихся проблем между исполнительным органом и страхователем -налогоплательщиком, работодателем и работником, нанимаемым на основании трудового договора на работу.

В данном случае уплата страховых взносов определяет взаимоотношения хозяйствующих субъектов - предпринимателей, предприятий, организаций бюджетной сферы, внебюджетных фондов, кредитных организаций. Неразрешенные на государственном уровне письменные жалобы, поступавшие в Фонд социального страхования РФ, обусловили актуальность и обоснованность в необходимости развития системы урегулирования следующего шага в модернизации Фонда и видоизменения его задач, необходимых в изучении построения государственной системы этого направления на примере других стран, социальная система страхования и управления в которых вызывает большой интерес, с целью пополнения опыта в данной области и его применения. В настоящее время в Германии в различных органах социального страхования занято 350 тыс. сотрудников, работа которых является престижной и хорошо оплачиваемой (выше среднего уровня заработной платы по стране). В Германии одни и те же граждане охвачены разными видами социального страхования, то есть одновременно получают несколько пособий в социальной системе государства (рисунок 1).

С тр ахование по безработице

тариф взноса-3,0% уплачивают: 50 % работодатель, 50 % работник Кол-во застрахованных: 2млн. человек

С тр а х ованн е о т несчастных случаев

тариф взноса - 0,6% уплачивают: до 16 % от ФОТ (средний тариф -

1,4%) 100 %ра6отодатель, Кол-во застрахованных: 56млн. чел. + 17млн студентов и учащихся

Пенсионное страхование

тариф взноса-19,6% уплачивают: 50 % работодатель, 50 % работник Кол-во застрахованных: 40 млн. человек

Рисунок 1- Управление социальным страхованием

Таким образом, видны направленные цели каждого вида страхования, перечислены страховщики как источники финансирования и количества застрахованных лиц. В заключении мы можем сделать вывод, что социальное страхование играет существенную роль в современном обществе. Оно является надёжной защитой для населения. Одним из объективных факторов развития общества является необходимость материального обеспечения лиц, которые в силу определенных причин не участвуют в общественном труде и не могут за счет оплаты по труду поддерживать свое существование

Список используемой литературы:

1. Алешкевич, И. Н. Фонд социальной защиты населения: модель финансового обеспечения / И. Н. Алешкевич // Экон. и управ. - 2015.

2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об Основах обязательного социального страхования»

3. Страхование / Под ред. Доктора экон. наук, профессора Д.А. Фёдоровой - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Экономистъ, 2013. - 875 с. - (Homo faber).

4. Сайт ОАО Страховая компания «Альянс» [Электронный ресурс]. URL: http://www. allianz.ru/ru/moscow/individuals/dms/ (дата обращения: 22.03.15).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.