УДК 32.019.5
Алексей Егорович Загребин
доктор исторических наук, профессор, директор Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, г. Ижевск.
E-mail: [email protected]
Игорь Леонидович Поздеев
кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела исторических исследований Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, г. Ижевск. E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СВЕТЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ: ПРОБЛЕМЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ (на примере деятельности Общественной палаты Удмуртской Республики)1
В статье исследована роль Общественной палаты Удмуртской Республики в региональной системе общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Рассмотрена история формирования палаты, опыт работы в общественной экспертизе законопроектов, представлены основные результаты деятельности, обозначены проблемы и перспективы дальнейшей работы по противодействию коррупции. Авторы приходят к выводу, что на данный момент в Удмуртской Республике сложилась и стабильно функционирует система общественного контроля, ключевым и наиболее эффективным элементом которой является Общественная палата Удмуртской Республики. В то же время многие общественные советы при исполнительных органах власти являются лишь имитацией диалога власти с общественностью, поэтому их деятельность требует дальнейшего совершенствования.
Ключевые слова: общественный контроль, общественная палата, антикоррупционная деятельность, Удмуртская Республика.
Вопросы осуществления общественного контроля над органами государственной власти в Российской Федерации приобретают все большее значение в политической жизни страны. Во многом это связано с поиском эффективных мер борьбы с коррупцией. В настоящее время в центре внимания находятся вопросы повышения эффективности общественного контроля, его реализации в различных условиях, в том числе в рамках региональных сообществ.
В работе сделана попытка рассмотрения региональной системы общественного контроля за деятельностью органов государственной власти на при-
1 Статья выполнена в рамках интеграционного проекта программ фундаментальных исследований УрО РАН «Этнополитические процессы и межэтнические взаимоотношения в Урало-Поволжском регионе Российской Федерации» (№ 12-И-6-2062).
мере Общественной палаты Удмуртской Республики. Эмпирической основой исследования послужили нормативно-правовые акты Российской Федерации и Удмуртской Республики, касающиеся вопросов общественного контроля и деятельности общественных палат на федеральном и региональном уровнях отчеты общественных объединений, публикации в СМИ, мнения экспертов.
На данный момент отсутствует единое понимание категории «общественный контроль», что создает разного рода трудности как в исследовательском, так и в правотворческом процессах. В самом общем виде общественный контроль понимается как постоянное наблюдение за органами государственной власти и органами местного самоуправления в целях проверки исполнения федерального и регионального законодательства. Е.В. Киричёк, отождествляя гражданский и общественный контроль, понимает под ним «процесс, при котором гражданское общество участвует в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства, осуществляет проверку и постоянное наблюдение за ее реализацией, проводит мониторинг, гражданские исследования и расследования, гражданскую экспертизу, а также участвует в решении иных общественно значимых вопросов на всех уровнях с целью побудить власть встать на позицию признания человека, его прав и свобод высшей ценностью» [Киричёк: 2013, с. 1095].
О.А. Околеснова видит в общественном контроле «деятельность по наблюдению, проверке и оценке соответствия деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных объектов общественного контроля общественным интересам» [Околеснова: 2013, с. 20].
Нет четкого определения понятия и в действующем законодательстве. К примеру, в Федеральном законе «Об Общественной палате Российской Федерации» термин «общественный контроль» используется в контексте «контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» [Федеральный закон № 32-ФЗ: 2005, ст. 1].
Попытка дать развернутое определение представлена в проекте Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», находящегося на рассмотрении Государственной Думы РФ, где под данным термином понимается «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за действиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений» [Законопроект: 2014, ст. 4]. На наш взгляд, данное определение можно принять как рабочее при характеристике данного аспекта взаимодействия государства и общества.
Какова же роль общественных организаций в антикоррупционной деятельности? В Федеральном законе «О противодействии коррупции» среди основных принципов указано сотрудничество государства с институтами гражданского общества, а в качестве мер противодействия рассмотрено «развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» [Федеральный закон № 273-ФЗ: 2008, ст. 3, 6]. В соответствии с этим одной из главных задач видится проведение общественной экспертизы проектов
федеральных, региональных законов и иных нормативно-правовых актов, что является одним из средств профилактики коррупции, а также минимизация последствий коррупционных нарушений. Проанализируем, каким образом происходит на практике взаимодействие субъектов общественного контроля и органов власти.
В Удмуртской Республике на данный момент сложилась многоуровневая система общественного контроля. Можно выделить следующие элементы: Общественная палата Удмуртской Республики; общественные советы при министерствах и ведомствах; общественные советы и палаты муниципальных образований; общественные палаты при отдельных организациях.
Правовую основу сложившейся системы составляют Закон Удмуртской Республики «Об общественной палате Удмуртской Республики» [Закон Удмуртской Республики № 749-Ш: 2006]; Указ Главы Удмуртской Республики «Об общественных советах при исполнительных органах государственной власти Удмуртской Республики» [Указ Главы Удмуртской Республики № 152: 2014], содержащий типовое «Типовое положение об общественном совете при исполнительном органе государственной власти Удмуртской Республики»; соответствующие приказы министерств и ведомств (например Приказ МВД по Удмуртской Республике от 22 августа 2011 года № 512 «О создании Общественных советов при МВД по Удмуртской Республике»), положения о муниципальных образований («Об Общественной палате города Ижевска», «Об общественной палате города Воткинска») и т.д.
Анализируя деятельность общественных образований при министерствах и территориальных управлениях федеральных органов власти, муниципальных образованиях складывается первоначальное впечатление, что многие из них создаются формально, для исполнения решения вышестоящих органов. К примеру, члены общественного совета при Министерстве образования и науки Удмуртской Республики отмечают, что они лишь формально числятся членами совета, не участвуют ни в какой деятельности. В типовом Положении четко обозначена совещательная функция общественных советов, не имеющих практически каких-либо механизмов воздействия на принятие решений соответствующего органа, тем более нет и речи о борьбе с коррупцией. В связи с этим часто в обществе возникает впечатление о неэффективности подобных образований.
В то же время член Общественного совета при МВД по Удмуртской Республике, Председатель Общественного Совета при Управлении ФСКН России по Удмуртской Республике А.Г. Балицкий отмечает, что сложно переоценить роль подобных общественных органов. Это способ влияния общества на деятельность государственных органов в соответствующей отрасли, необходимое звено между гражданами и властным органом, благодаря которому разрешаются многие конфликтные ситуации. К примеру, члены Общественного совета при МВД по Удмуртской Республике посещали изоляторы временного содержания в целях обеспечения соблюдения законодательства в деятельности сотрудников полиции, проводили прием граждан по вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел, выступали перед гражданами по правовым вопросам.
Здесь мы сталкиваемся с субъективным фактором: если руководители министерств, ведомств и муниципальных образований заинтересованы в деятельности общественного органа, видят в нем необходимость, прислушива-
ются к мнению его членов, то и сам орган будет работать эффективно. Хорошим примером может служить деятельность Общественно-консультативного совета при УФМС России по Удмуртской Республике. В его состав входят представители академических учреждений, преподаватели вузов, руководители национально-культурных объединений, религиозные деятели. Плановые заседания совета проходят раз в квартал. Помимо этого проводятся мероприятия, посвященные актуальным вопросам в сфере миграции. Благодаря совету руководители УФМС могут оперативно связываться с главами диаспор, информируя их об изменениях в законодательстве, получать консультации экспертов. При хорошей организации и грамотном взаимодействии общественные советы становятся своеобразной общественная опорой в деятельности государственных органов.
Общественная палата Удмуртской Республики - ключевое звено всей системы общественного контроля. Она была сформирована в 2007 г., после опубликования соответствующего закона Удмуртской Республики. Во многом причиной создания региональной палаты послужило формирование аналогичного органа на федеральном уровне. Общественная палата Удмуртской Республики обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике в целях учета разнообразных потребностей и интересов граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, при формировании и реализации государственной политики, защиты прав и свобод человека и гражданина и прав общественных объединений, осуществляющих свою деятельность на территории Удмуртской Республики, а также осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике [Закон Удмуртской Республики № 749-Ш: 2006. ст. 1].
Среди основных задач Общественной палаты УР - проведение экспертизы проектов республиканских законов, общественный контроль за деятельностью правительства УР и органов местного самоуправления, выработка рекомендаций органам государственной власти Удмуртской Республики при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений [Закон Удмуртской Республики № 749-Ш: 2006. ст. 2].
Общественная экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов Удмуртской Республики, проектов правовых актов органов местного самоуправления, а также проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации проводится по решению совета Общественной палаты либо в связи с обращением Президента Удмуртской Республики, Государственного Совета Удмуртской Республики, Правительства Удмуртской Республики, представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований, расположенных на территории Удмуртской Республики, а также в связи с обращением члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации [Закон Удмуртской Республики № 749-Ш: 2006. ст. 18]. Заключения Общественной палаты по результатам общественной экспертизы носят рекомендательный характер.
В соответствии с законом, в состав палаты Удмуртской Республики вхо-
дит 48 человек. Кандидатуры первых 16 из них утверждает Президент (ныне -Глава) Удмуртской Республики, которые выбирают следующих 16 членов палаты среди кандидатур, предложенных республиканскими отделениями общероссийских и межрегиональных общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций. На последнем этапе формирования палаты избранные члены отбирают еще 16 кандидатур из числа представителей региональных и местных общественных объединений [Закон Удмуртской Республики № 749-Ш: 2006. ст. 8].
На протяжении трех созывов в состав палаты входят люди, имеющие широкую поддержку и личный авторитет в обществе и обладающие значительным опытом организационной работы. По основному роду занятий многие члены палаты - это ученые, работники искусства и культуры, юристы, журналисты, литераторы, руководители промышленных предприятий, религиозные деятели, врачи, педагоги [Социологический портрет]. Кроме того, часто в Общественную палату входят представители республиканской руководящей элиты, в силу возраста или иных причин не занимающие должности в правительстве региона или администрации Главы. Например, председателем палаты первых двух созывов был В.И. Кудинов - президент, председатель совета директоров ОАО «Удмуртнефтъ», депутат Государственного Совета Удмуртской Республики первого, второго и третьего созывов. Нынешний председатель палаты А.М. Фоминов ранее был руководителем аппарата Государственного Совета Удмуртской Республики, председателем постоянной комиссии Государственного Совета Удмуртской Республики. Участие в работе палаты авторитетных профессионалов повышает престиж и общественную значимость этого органа.
Региональная Общественная палата работает в здании Главы Удмуртской Республики, что безусловно свидетельствует о значимости ее деятельности. Осознание того, что члены совета палаты могут напрямую общаться с Главой республики, членами его администрации делает более лояльными по отношению к ним и представителей чиновничьего аппарата, и руководителей разных организаций.
Среди основных направлений деятельности палаты можно выделить проведение общественной экспертизы законопроектов, затрагивающих интересы населения республики; осуществление общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления; выдвижение и поддержка гражданских инициатив; подготовка рекомендаций органам государственной власти Удмуртской Республики.
За 2009-2012 гг. Общественная палата рассмотрела несколько федеральных и республиканских законопроектов, среди которых федеральные законы «Об общественном контроле в Российской Федерации», «Об образовании», «О полиции», «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ»; республиканские законы - «О внесении изменений в статью Закона Удмуртской Республики «О ежегодной денежной выплате инвалидам боевых действий, проходившим военную службу по призыву», «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», «О выборах Главы Удмуртской Республики», «О мерах по защите здоровья и развития
детей в УР», республиканские целевые программы, среди которых - «Дети Удмуртии», «О развитие институтов гражданского общества» и др.
Многие экспертные заключения формулировались после проведения общественных слушаний с привлечением представителей общественности и участием органов власти. Итоговые заключения по законопроектам направлялись в Общественную палату Российской Федерации и Государственный Совет Удмуртской Республики. Следует сказать, что некоторые предложения были реализованы в принятых нормативно-правовых актах. Так, в Федеральный закон «О полиции» включен ряд предложений, в том числе о необходимости организации общественного контроля в органах внутренних дел. Республиканские целевые программы по инициативе Общественной палаты были дополнены конкретными мероприятиями по различным направлениям [Доклад: 2012, с. 5-6].
В рамках общественного контроля за деятельностью органов государственной власти не раз на общественные слушания приглашали руководителей министерств и муниципальных образований. В частности, достаточно жестко на заседании палаты критиковали руководителей ведомств, ответственных за подготовку к празднованию 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны как один из наиболее вероятных объектов коррупции Общественная палата поставила на контроль.
Общественная палата также была вынуждена вмешаться в процесс устранения последствий взрывов на военном арсенале в с. Пугачево. Коррупционные скандалы, сопровождавшие ремонтные работы, привлекли внимание общественности. На заседании Совета палаты было рассмотрено коллективное обращение жителей с. Яган по вопросу о некачественной работе по ликвидации последствий взрыва. На заседание Совета были приглашены представители общественности села, Министр строительства, архитектуры и жилищной политики УР, руководители муниципального образования и поселения. Представители палаты неоднократно выезжали в населенные пункты, наиболее пострадавшие от взрывов, жители которых жаловались на плохую организацию и качество работы строительных бригад [Доклад: 2012, с. 12]. В кратчайшие сроки были приняты меры по организации ремонтных работ, возникшая социальная напряженность была отчасти снята.
Общественная палата участвует в выработке предложений государственным органам. Например, ученых УИИЯЛ УрО РАН - членов Общественной палаты привлекали к работе палаты при подготовке предложений по развитию туризма и отдыха в Удмуртии. Рекомендации палаты были учтены, и в 2012 г. утверждена соответствующая республиканская целевая программа, сформирован Координационный совет по развитию туризма при Правительстве Удмуртской Республики.
В целом за время работы Общественная палата Удмуртской Республики заслужила авторитет и уважение в обществе. Участие в ее составе опытных управленцев, экспертов в различных отраслях социально-экономической жизни региона, тесное взаимодействие с общественными органи-зациями позволяет палате на высоком уровне проводит общественную экспертизу нормативно-правовых актов. Однако деятельность палаты не сводится только к контролю за работой государственных и муниципальных органов. Члены этой общественной организации стараются участвовать в корректировке
деятельности министерств и ведомств, муниципальных образований. Своеобразным признанием важности роли Общественной палаты в жизни региона является то, что именно на её базе реализуется конкурсный проект врио Главы Удмуртской Республики А.В. Соловьева «Открытое правительство». Из представителей палаты сформирована экспертная группа, определяющая оценку деловых качеств и программ кандидатов на должности министров [Иванцов: 2014, с. 3].
В то же время не следует идеализировать деятельность Общественной палаты УР. Значительное влияние главы региона на представительство в ней кандидатур делает ее органом, управляемым руководством республики. Соответственно, существуют сферы, в которых не допускается контроль со стороны общественности. Кроме того, отсутствие реальных рычагов ее влияния приводит к тому, что многие решения и предложения общественной палаты не находят реализации, что вызывает критику со стороны граждан.
В заключение стоит отметить, что на данный момент в Удмуртской Республике сложилась и функционирует система общественного контроля, ключевым и наиболее эффективным элементом которой является Общественная палата Удмуртской Республики. На наш взгляд, в существующих условиях это один из примеров удачного взаимодействия сфер государства и общества. Антикоррупционная роль палаты проявляется в экспертизе нормативно-правовых актов, рассмотрении деятельности государственных органов, особенно по социально значимым вопросам, а также стремлении к минимизации последствий коррупционных действий. В то же время система общественного контроля могла бы работать более эффективно, поскольку многие общественные советы при исполнительных органах власти являются лишь имитацией диалога власти с общественностью. Их создание либо формально, либо они отстранены от реального процесса обсуждения целого ряда проблем. Поэтому деятельность общественных советов требует дальнейшего совершенствования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Доклад председателя Общественной палаты Удмуртской Республики «О результатах работы (второго состава) Общественной палаты Удмуртской Республики за 2009-2012 годы» [Электронный ресурс] // Общественная палата Удмуртской Республики : официальный сайт. URL: http://op.udmurt ra/mdex.php?option=com_content&view=article&id=447:2013-01-11-11-57-18&catid=70:2012-&Itemid=77 (дата обращения: 22.06.2014).
2. Иванцов Г. Общественная палата голосует за профессионалов // Удмурт. правда. 2014. № 65. С. 3.
3. Киричёк Е.В. Гражданский (общественный) контроль за деятельностью органов публичной власти в сфере обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Актуальные проблемы рос. права. 2013. № 9. С. 1094-1110.
4. Околеснова О.А. Значение общественных интересов при осуществлении общественного контроля // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 18-21.
5. Социологический портрет Общественной палаты Удмуртской Республики 2009-2011 гг. [Электронный ресурс] // Общественная палата Уд-
муртской Республики : официальный сайт. URL: http://op.udmurt.ru/index. php?option=com_content&view=category&id=39&Itemid=68 (дата обращения: 20.06.2014).
6. Федеральный закон от 04 апреля 2005 года № 32-Ф3 «Об Общественной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Сайт Общественной палаты Российской Феде-рации. URL: http://www.oprf.ru/about/1391/ law/418/ (дата обращения: 15.06.2014).
7. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Гарант». URL: http://mirror2.garant.ru/webclient/navigation.dsp?PHPSESSID =a516017a1578870294f0339a948b19e0&number=0&page=1 (дата обращения: 15.06.2014).
8. Закон Удмуртской Республики от 28 ноября 2006 года № 749-Ш «Об общественной палате Удмуртской Республики» [Электронный ресурс] // Общественная палата Удмуртской Республики : официальный сайт. URL: http:// op.udmurt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=46:zakon&catid= 34:norm-documents2&Itemid=54 (дата обращения: 20.06.2014).
9. Указ Главы Удмуртской Республики от 24 апреля 2014 г. № 152 «Об общественных советах при исполнительных органах государственной власти Удмуртской Республики» [Электронный ресурс] // Сайт Министерства экономики Удмуртской Республики. URL: http://economy.udmurt.ru/about/minec/ sovet/Ukaz_ob_obschstvennyh_sovetah.pdf (дата обращения: 22.06.2014).
10. Законопроект № 471327-6 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации (в части установления правовых основ организации и осуществления общественно-го контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций)» [Электронный ресурс] // Государственная Дума Российской Федерации : официальный сайт. URL: http://www.asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (Spravka)?OpenAgent&RN=471327-6 (дата обращения: 18.06.2014).
REFERENCES
Doklad predsedatelya Obshchestvennoy palaty Udmurtskoy Respubliki «O rezul'tatakh raboty(vtorogosostava) Obshchestvennoypalaty UdmurtskoyRespubliki za 2009-2012 gody», available at: http://op.udmurt.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=447:2013-01-11-11-57-18&catid=70:2012-&Itemid=77 (accessed 22 June 2014). (in Russ.).
Federal'nyy zakon ot 04 aprelya 2005 goda № 32-FZ «Ob Obshchestvennoy palate Rossiyskoy Federatsii», available at: http://www.oprf.ru/about/1391/ law/418/ (accessed 15 June 2014). (in Russ.).
Federal'nyy zakon ot 25 dekabrya 2008 goda № 273-FZ «O protivodeystvii korruptsii», available at: http://mirror2.garant.ru/webclient/navigation.dsp?PHPSE SSID=a516017a1578870294f0339a948b19e0&number=0&page=1 (accessed 15 June 2014). (in Russ.).
Ivantsov G. Obshchestvennaya palata golosuet za professionalov, Udmurt. pravda, 2014, no. 65, pp. 3. (in Russ.).
Kirichek E.V. Grazhdanskiy (obshchestvennyy) kontrol' za deyatel'nost'yu organov publichnoy vlasti v sfere obespecheniya konstitutsionnykh prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossiyskoy Federatsii, Aktual'nye problemy ros. prava, 2013, no. 9, pp. 10941110. (in Russ.).
Okolesnova O.A. Znachenie obshchestvennykh interesov pri osushchestvlenii obshchestvennogo kontrolya, Grazhdanskoe ob.shche.stvo v Rossii i za rubezhom, 2013, no. 4, pp. 18-21. (in Russ.).
Sotsiologicheskiy portret Obshchestvennoy palaty Udmurtskoy Respubliki 2009—2011 gg., available at: http://op.udmurt.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=39 &Itemid=68 (accessed 20 June 2014). (in Russ.).
Ukaz Glavy Udmurtskoy Respubliki ot 24 aprelya 2014 g. № 152 «Ob obshchestvennykh sovetakh pri ispolnitel'nykh organakh gosudarstvennoy vlasti Udmurtskoy Respubliki», available at: http://economy.udmurt.ru/about/minec/sovet/Ukaz_ob_obschstvennyh_sovetah. pdf (accessed 22 June 2014). (in Russ.).
Zakon Udmurtskoy Respubliki ot28noyabrya 2006goda№ 749-III«Ob obshchestvennoy palate Udmurtskoy Respubliki», available at: http://op.udmurt.ru/index.php?option=com_con tent&view=article&id=46:zakon&catid=34:norm-documents2&Itemid=54 (accessed 20 June 2014). (in Russ.).
Zakonoproekt № 471327-6 «Ob osnovakh obshchestvennogo kontrolya v Rossiyskoy Federatsii (v chasti ustanovleniya pravovykh osnov organizatsii i osushchestvleniya obshchestvennogo kontrolya za deyatel'nost'yu organov gosudarstvennoy vlasti, organov mestnogo samoupravleniya, inykh organov i organizatsiy)», available at: http://www.asozd2. duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=471327-6 (accessed 18 June 2014). (in Russ.).
Alexey E. Zagrebin, Doctor of History, full professor, Director of Udmurt Institute of History, Language and Literature, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Izhevsk. E-mail: [email protected]
Igor L. Pozdeev, Candidate of History, researcher, Department of Historical Research, Udmurt Institute of History, Language and Literature, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Izhevsk. E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF PUBLIC CONTROL SYSTEM IN LIGHT OF COMBATING CORRUPTION: PROBLEMS, EXPERIENCE AND PROSPECTS (Based on the example of activity of Udmurt Republic's Public Chamber)
Abstract: The article analyses the role of the Public Chamber of the Udmurt Republic in the regional system of public control over the activities of public authorities. The history of forming of the Chamber and the experience of public examination of legal acts is observed. The main results of the activities along with the essential prob-lems and prospects of combating corruption are considered. The authors concludes that the system of public control in the Udmurt Republic is characterized by the high level of stability. The Public Chamber of the Udmurt Republic is the key and the most effective element in it. At the same time, many Public Councils formed in the executive bodies are mere imitations of the dialogue between authorities and public, that is why their activity requires further improvement.
Keywords: public inspection, Public Chamber, anti-corruption activity, Udmurt Republic.