Научная статья на тему 'Развитие системы образования в Древней Руси в X-XIII веках'

Развитие системы образования в Древней Руси в X-XIII веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
система образования / обучение и воспитание / Древняя Русь / субъект образования / объект образования / средство образования / школа / education system / education and upbringing / Ancient Russia / subject of education / object of education / means of education / school

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королёв В.Б.

В центре внимания автора статьи – процесс обучения и воспитания в Древней Руси в X-XIII веках. Актуальность исследования определяется необходимостью тщательного изучения педагогического наследия России с древних времен для того, чтобы включить в современную дидактическую систему лучшие его образцы и методы. В данной статье анализ системы образования Древней Руси проводится с использованием проблемно-хронологического метода. Этот выбор обусловлен целью, которую ставит перед собой автор статьи, представить образовательный процесс Древней Руси указанного периода как целостную систему, состоящую из следующих компонентов: субъекты образования, объекты образования и средства образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The ancient Russian education system development in the X-XIII centuries

The author of the article focuses on the process of education and upbringing in Ancient Russia in the X-XIII centuries. It is important to carefully study the pedagogical heritage of Russia since ancient times to implement its best examples and methods in the modern didactic system. In this article, the analysis of the education system of Ancient Russia is carried out using the problem-chronological method. The choice is explained by the goal set by the author of the article to present the Ancient Russian educational process of the specified period as an integral system consisting of the following components: subjects of education, objects of education and means of education.

Текст научной работы на тему «Развитие системы образования в Древней Руси в X-XIII веках»

Королёв В.Б.

Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории. Калужский Государственный Университет имени К.Э. Циолковского, Калуга.

Развитие системы образования в Древней Руси в X-XШ веках

По мнению профессора Джуринского Александра Наумовича, «система обучения в Древней Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики» [1, с. 152]. И, как правило, исследования развития образования детей в Древней Руси проводились с использованием историко-хронологического метода.

В данном исследовании анализ развития системы образования Древней Руси проводится с использованием проблемно-хронологического метода. Этот выбор обусловлен целью, которую ставит перед собой автор, - представить образование в Древней Руси в указанный период как целостную систему, состоящую из следующих компонентов: субъекты образования, объекты образования и условия образования.

Определим содержание каждого из компонентов:

1) субъекты образования, т.е. обучающие и воспитывающие детей; а также сами обучающиеся;

2) объекты образования, в том числе образование как процесс обучения и воспитания; содержание образования;

3) условия реализации образования, а именно средства обучения.

Отметим, что на начальном этапе обучения и воспитания в Древней Руси значительную роль сыграло становление древнерусской народности и государственности в X-XШ веках. Одновременно с этим особое значение в обучении и воспитании имело принятие в 988 году православного христианства как официальной религии Руси. Учитывая, что принятие христианства происходило не одномоментно, а в течение длительного периода времени, сохранение языческих традиций и верований еще долго оказывало влияние на систему образования детей в Древней Руси.

Субъекты образования, обучающие и воспитывающие детей

«Древнерусская начальная общеобразовательная школа, - писал

■ В.О. Ключевский, — это дом, семья» [2, с. 5]. Действительно, самым

распространенным субъектом, обучающим и воспитывающим в Древней Руси для всех сословий, была семья.

В том случае, когда глава семейства не обладал достаточными знаниями и умениями для обучения своих сыновей, он отдавал их на обучение в семью к другому учителю-мастеру. При этом в быту новой семьи отрок оказывался в положении, близком к холопу или дворовому человеку, в учебе же оставался учеником.

Дети знатных людей также получали начальное образование в семье. Известно, что княгиня Ольга сама обучала своего сына Святослава элементарным знаниям. Кроме того, в княжеских и боярских семьях обучение велось с приглашением домашних учителей.

С ростом количества городов в Древней Руси формировалось и коллективное обучение. Начальное обучение чтению, письму и счету для детей разных сословий стало осуществляться специально подготовленными для этого учителями-ремесленниками - «мастерами грамоты». Если такой учитель имел одновременно несколько учеников, то такое обучение называлось «училище». Училища, как правило, образовывались при княжеских дворах.

С приходом на Русь христианства появились и первые школы. Их появление было вызвано необходимостью увеличения числа служителей церкви и, в целом, грамотных людей. Первые школы были основаны на «книжном учении». Самой первой такой школой, «центром книжного учения», считается церковь Святого Илии в Киеве, созданная Владимиром Святым (Святославовичем) в 988 году. Затем создание центров книжного учения на религиозной основе распространилось и на другие древнерусские княжества (Новгород, Чернигов, Полоцк, Галич, Владимир). В начале XI века появляется первая женская школа для послушниц при монастыре в Киеве (1089).

Хотя на протяжении Х-Х111 веков в Древней Руси обучение учителями - «мастерами грамоты» было повсеместным, к концу XIII века развитие сети школ - «центров книжного учения» также охватило всю Русь.

Церковные школы были школами начального образования. Дворцовые княжеские и монастырские школы, как правило, были школами повышенного уровня. Ученики данных школ уже умели читать, писать и считать.

Важным субъектом образования в Древней Руси являлась церковь. Церковь ставила перед собой задачу контроля за семейным обучением и воспитанием. Ежегодно вся семья бывала на исповедях, _

где священник мог проверить и исправить результаты духовного воспитания. Также священник наставлял главу семьи на религиозные идеалы семейного воспитания. Это была своеобразная инспекция семейного образования.

Часто домашними учителями в знатных семьях являлись учителя-священники. Они также прививали духовную культуру чадам и отрокам.

Наличие так называемого «государственного контроля» над обучением и воспитанием отражено и в статьях «Русской правды» (1016 г.).

Субъекты образования - обучающиеся

Как уже было сказано, обучающимися в семье были дети, младшие родственники и домочадцы. Обычно обучение детей элементарным знаниям начиналось с 7 лет. После прохождения первого этапа обучения, примерно с 12 лет подросток начинал обучаться ремеслам у мастеров-ремесленников.

Если в училищах «мастера грамоты» занимались обучением детей всех сословий, то в княжеских и монастырских школах повышенное образование получали подростки - дети знати. В монастырских школах повышенное образование получали подростки - дети священнослужителей, административных и военных старост. Это было связано с необходимостью миссионерского и административного распространения христианства в Древней Руси в условиях сильных традиций языческой религии.

Известно, что в Древней Руси «разум и знания ценились высоко, но предполагалось держать умственное воспитание под контролем нравственности» [1, с. 101].

Образование как процесс обучения и воспитания

Главной формой получения народного обучения и воспитания в дохристианский период в Древней Руси было включение детей в разного рода виды деятельности, которые готовили их к взрослой жизни. Как описывал процесс семейного воспитания в Древней Руси В.О. Ключевский, «ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько тою нравственною атмосферой, которою он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки» [2, с. 5].

Так, начальное обучение и воспитание могло проходить не только

■ в своей семье, но и в семье мастера-ремесленника, способного об-

учить ребенка своему ремеслу.

С появлением первых школ книжного учения детей стали отдавать в такие школы. Поначалу обучение в школе в массе населения вызывало отторжение, так как домашнее обучение было привычнее. Как известно из летописи, матери, отдававшие детей на учебу в школу, плакали по ним как по убиенным. Однако с распространением школ по всей Руси «учение книжное» стало восхваляться и детей на такую учебу стали отдавать охотнее.

В первых школах книжного учения дети обучались вместе, однако, форма обучения при этом была индивидуальная. Учитель отдельно прорабатывал необходимые знания по чтению, письму и счету с каждым учеником. Такая методика процесса обучения и воспитания была распространена в течение всего периода в Х-Х111 веках в Древней Руси.

Содержание образования

Издревле у славян воспитывалось чувство общности, добра, преклонение перед силами природы и магией духов, воинская закалка и физическое развитие. Исходя из того, что главной в обучении и воспитании являлась семья, здесь детям передавались семейные знания обычаев и традиций, умения жить самостоятельно и навыки ремесел.

Главное внимание в обучении и воспитании уделялось не научным знаниям, а житейским правилам. Содержание образования состояло из трех курсов: учение о душе, душевном поведении, устройство мирского жития, домострой.

С принятием христианства важное место в обучении занимает Псалтырь - наставление о воспитании «словом Божием». Текст этой книги стал обязательным для изучения в школах книжного учения. Кроме того, образование основывалось на книжной мудрости, закрепленной в «изборнике Святослава» и других «изборниках». Содержание программы обучения строилось на «поучениях» и «житиях святых».

В школах книжного учения грамматику изучали, как правило, по И. Дамаскину «Источник знания», чтение, письмо и словесные науки - по трудам И. Златоуста, математику - по «Учению ведати человеку числа всех лет» Кирика Новгородца. Арифметические задачи были представлены и в главном правовом документе того времени «Русской правде». В церковных и монастырских школах учили также церковному чтению, письму и песнопению. _

В школах книжного учения преподавались элементарные знания и также давалось повышенное образование. В рамках элементарного знания ученики изучали 26-буквенный алфавит, в рамках повышенного обучения - 43-буквенный алфавит, нужный для учения книжного. Кроме обязательного обучения чтению, письму, счету ученикам давались знания о математике, природоведении, мировой истории, греческому и другим языкам. «Следует отметить, что в целом минимум обучения был достаточно постоянен, включая в себя основы грамотности, основы христианской веры, семь свободных искусств» [5, с. 148]. И, хотя основная структура образования на протяжении Х-Х111 веков в Древней Руси сохранялась, с развитием сети школ и проникновением знаний из средневековой Европы содержание образования расширялось и усложнялось.

Средства обучения

С точки зрения дидактики, «обучение происходит с помощью методов - организованной деятельности учителя и ученика для достижения цели обучения. Для этой деятельности нужны инструменты, каковыми выступают средства обучения, или, как их еще называют, дидактические средства» [3, с. 26]. Сам термин формулируется так: «Средство обучения - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний» [4, с. 261].

Средневековая словесная культура делится на две части - устно-литературную и письменно-литературную. Устно-литературная словесная культура - основной источник информации для дохристианского периода обучения. Это фольклор, бытовые обряды и праздники (Масленица, Иван Купала, рождения, свадьбы, похороны и т.д.). Фольклорными средствами народного воспитания славян становятся, в первую очередь, колыбельные песни, пестушки, потешки, песни различных жанров (лирические, обрядовые, календарные), а также пословицы и поговорки.

Один из основополагающих обучающих трудов Киевской Руси -это Поучение Владимира Мономаха детям. Отметим, что в этом выдающемся документе древнерусской педагогики отчетливо прослеживается идея т.н. непрерывного обучения.

Школа Киевской Руси возникает на стыке славянской языческой традиции и восточного христианства, тем не менее она сохраняет свою самобытность, во многом благодаря использованию славянского языка и славянского алфавита (кириллицы). Особую роль в его

становлении сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык предназначался для книжного чтения. В то же время указанная самобытность затрудняла доступ учителям и ученикам к первоисточникам. Отсюда: переводная литература становится важной частью древнерусской культуры, в том числе, культуры образовательной. При всем своем жанровом своеобразии переводные произведения носили дидактический характер и наравне с древнерусскими трудами использовались в процессе обучения.

Первые учебные книги, используемые в образовательном процессе Киевской Руси, пришли из Болгарии, это «Азбучная молитва», «О письменах», «Шестоднев» и другие переводные труды. Так, ряд ученых приписывают авторство азбучной молитвы самому создателю славянской азбуки - святому Кириллу. Есть другое мнение, что азбучную молитву написал Константин Преславский, епископ Пре-слава Великого. В древнерусской письменной традиции существовало порядка 40 списков (вариантов) азбучной молитвы.

Соответственно, очевидно сильнейшее влияние религиозной мысли на развитие образования в Киевской Руси. Жития святых, поучения и проповеди, имеющие педагогическую направленность, становятся полноценными учебными книгами, призванными воспитать в читателе (слушателе) определенные эмоции и чувства. На развитие же эмоционального интеллекта направлено созерцание икон. Икона призвана быть книгой для неграмотных верующих.

Учебными пособиями для начального этапа обучения становятся дощечки с вырезанной на них азбукой (Х-Х1 вв.). Первыми учебными пособиями по арифметике (счету) становятся берестяные грамоты, где изображаются воины с разным количеством пальцев у них на руках. Также считали и на абаке. Так, анализ берестяных грамот новгородского мальчика (XIII в.) показывает, что он выучился 26-буквен-ному алфавиту, достаточному для того, чтобы записать речь, вести деловые и торговые записи.

Таким образом, средствами обучения на начальном (элементарном) этапе становятся дощечки с вырезанной на них азбукой, береста, абака, Священное писание, поучения Иоанна Златоуста, пересказ которых впоследствии ляжет в основу таких педагогических сборников, как «Измарагды»», «Златоусты», «Пчелы».

К XIII веку разнообразие учебных книг становится значительным, но основные религиозные произведения «жития», «поучения» и другие сборники религиозных мыслителей остаются главным средством обучения. Исходя из вышеизложенного, древнерусское образование

представляет собой отдельный социальный институт, систему, состоящую из следующих компонентов: субъекты образования, объекты образования, условия образования.

Библиографический список

1. Джуринский А.Н. История российской педагогики: учебное пособие / А.Н. Джуринский. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. 232 с.

2. Ключевский В.О. Чутье о современности. Очерки о русской культуре / В.О. Ключевский. - М.: Родина, 2022. 336 с.

3. Королев В.Б. Историко-педагогический анализ развития и становления педагогического образования в России и СССР / В.Б. Королев. - Калуга: ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2023. 154 с.

4. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзе- фавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. 624 с.

5. Полякова М.А. Средневековые школы: вариации, базовые признаки, перспективы // Историко-педагогический журнал. 2017. № 3. С. 137-151.

References

1. Dzhurinsky A.N. History of Russian pedagogy: textbook / A.N. Dzhurinsky. - Yuzhno-Sakhalinsk: SakhSU, 2010. 232 p.

2. Klyuchevsky V.O. A sense of modernity. Essays on Russian culture / V.O. Klyuchevsky. -M.: Rodina, 2022. 336 p.

3. Korolev V.B. Historical and pedagogical analysis of the development and formation of pedagogical education in Russia and the USSR / V.B. Korolev. - Kaluga: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky", 2023. 154 p.

4. Pedagogy: textbook for students. institutions of higher education vocational education / P.I. Pidkasisty, V.A. Mizherikov, T.A. Yuze-favicius; edited by P.I. Faggot. — 2nd ed., revised. and additional - M.: Publishing center "Academy", 2014. 624 p.

5. Polyakova M.A. Medieval schools: variations, basic features, prospects // Historical and pedagogical journal. 2017. № 3. P. 137-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.