Королёв В.Б.
Кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории. Калужский Государственный Университет имени К.Э. Циолковского, Калуга.
Развитие системы образования в Древней Руси в X-XШ веках
По мнению профессора Джуринского Александра Наумовича, «система обучения в Древней Руси выглядела не как совокупность регулярных учебных заведений, а как определенные формы общественно-педагогической практики» [1, с. 152]. И, как правило, исследования развития образования детей в Древней Руси проводились с использованием историко-хронологического метода.
В данном исследовании анализ развития системы образования Древней Руси проводится с использованием проблемно-хронологического метода. Этот выбор обусловлен целью, которую ставит перед собой автор, - представить образование в Древней Руси в указанный период как целостную систему, состоящую из следующих компонентов: субъекты образования, объекты образования и условия образования.
Определим содержание каждого из компонентов:
1) субъекты образования, т.е. обучающие и воспитывающие детей; а также сами обучающиеся;
2) объекты образования, в том числе образование как процесс обучения и воспитания; содержание образования;
3) условия реализации образования, а именно средства обучения.
Отметим, что на начальном этапе обучения и воспитания в Древней Руси значительную роль сыграло становление древнерусской народности и государственности в X-XШ веках. Одновременно с этим особое значение в обучении и воспитании имело принятие в 988 году православного христианства как официальной религии Руси. Учитывая, что принятие христианства происходило не одномоментно, а в течение длительного периода времени, сохранение языческих традиций и верований еще долго оказывало влияние на систему образования детей в Древней Руси.
Субъекты образования, обучающие и воспитывающие детей
«Древнерусская начальная общеобразовательная школа, - писал
■ В.О. Ключевский, — это дом, семья» [2, с. 5]. Действительно, самым
распространенным субъектом, обучающим и воспитывающим в Древней Руси для всех сословий, была семья.
В том случае, когда глава семейства не обладал достаточными знаниями и умениями для обучения своих сыновей, он отдавал их на обучение в семью к другому учителю-мастеру. При этом в быту новой семьи отрок оказывался в положении, близком к холопу или дворовому человеку, в учебе же оставался учеником.
Дети знатных людей также получали начальное образование в семье. Известно, что княгиня Ольга сама обучала своего сына Святослава элементарным знаниям. Кроме того, в княжеских и боярских семьях обучение велось с приглашением домашних учителей.
С ростом количества городов в Древней Руси формировалось и коллективное обучение. Начальное обучение чтению, письму и счету для детей разных сословий стало осуществляться специально подготовленными для этого учителями-ремесленниками - «мастерами грамоты». Если такой учитель имел одновременно несколько учеников, то такое обучение называлось «училище». Училища, как правило, образовывались при княжеских дворах.
С приходом на Русь христианства появились и первые школы. Их появление было вызвано необходимостью увеличения числа служителей церкви и, в целом, грамотных людей. Первые школы были основаны на «книжном учении». Самой первой такой школой, «центром книжного учения», считается церковь Святого Илии в Киеве, созданная Владимиром Святым (Святославовичем) в 988 году. Затем создание центров книжного учения на религиозной основе распространилось и на другие древнерусские княжества (Новгород, Чернигов, Полоцк, Галич, Владимир). В начале XI века появляется первая женская школа для послушниц при монастыре в Киеве (1089).
Хотя на протяжении Х-Х111 веков в Древней Руси обучение учителями - «мастерами грамоты» было повсеместным, к концу XIII века развитие сети школ - «центров книжного учения» также охватило всю Русь.
Церковные школы были школами начального образования. Дворцовые княжеские и монастырские школы, как правило, были школами повышенного уровня. Ученики данных школ уже умели читать, писать и считать.
Важным субъектом образования в Древней Руси являлась церковь. Церковь ставила перед собой задачу контроля за семейным обучением и воспитанием. Ежегодно вся семья бывала на исповедях, _
где священник мог проверить и исправить результаты духовного воспитания. Также священник наставлял главу семьи на религиозные идеалы семейного воспитания. Это была своеобразная инспекция семейного образования.
Часто домашними учителями в знатных семьях являлись учителя-священники. Они также прививали духовную культуру чадам и отрокам.
Наличие так называемого «государственного контроля» над обучением и воспитанием отражено и в статьях «Русской правды» (1016 г.).
Субъекты образования - обучающиеся
Как уже было сказано, обучающимися в семье были дети, младшие родственники и домочадцы. Обычно обучение детей элементарным знаниям начиналось с 7 лет. После прохождения первого этапа обучения, примерно с 12 лет подросток начинал обучаться ремеслам у мастеров-ремесленников.
Если в училищах «мастера грамоты» занимались обучением детей всех сословий, то в княжеских и монастырских школах повышенное образование получали подростки - дети знати. В монастырских школах повышенное образование получали подростки - дети священнослужителей, административных и военных старост. Это было связано с необходимостью миссионерского и административного распространения христианства в Древней Руси в условиях сильных традиций языческой религии.
Известно, что в Древней Руси «разум и знания ценились высоко, но предполагалось держать умственное воспитание под контролем нравственности» [1, с. 101].
Образование как процесс обучения и воспитания
Главной формой получения народного обучения и воспитания в дохристианский период в Древней Руси было включение детей в разного рода виды деятельности, которые готовили их к взрослой жизни. Как описывал процесс семейного воспитания в Древней Руси В.О. Ключевский, «ребенок должен был воспитываться не столько уроками, которые он слушал, сколько тою нравственною атмосферой, которою он дышал. Это было не пятичасовое, а ежеминутное действие, посредством которого дитя впитывало в себя сведения, взгляды, чувства, привычки» [2, с. 5].
Так, начальное обучение и воспитание могло проходить не только
■ в своей семье, но и в семье мастера-ремесленника, способного об-
учить ребенка своему ремеслу.
С появлением первых школ книжного учения детей стали отдавать в такие школы. Поначалу обучение в школе в массе населения вызывало отторжение, так как домашнее обучение было привычнее. Как известно из летописи, матери, отдававшие детей на учебу в школу, плакали по ним как по убиенным. Однако с распространением школ по всей Руси «учение книжное» стало восхваляться и детей на такую учебу стали отдавать охотнее.
В первых школах книжного учения дети обучались вместе, однако, форма обучения при этом была индивидуальная. Учитель отдельно прорабатывал необходимые знания по чтению, письму и счету с каждым учеником. Такая методика процесса обучения и воспитания была распространена в течение всего периода в Х-Х111 веках в Древней Руси.
Содержание образования
Издревле у славян воспитывалось чувство общности, добра, преклонение перед силами природы и магией духов, воинская закалка и физическое развитие. Исходя из того, что главной в обучении и воспитании являлась семья, здесь детям передавались семейные знания обычаев и традиций, умения жить самостоятельно и навыки ремесел.
Главное внимание в обучении и воспитании уделялось не научным знаниям, а житейским правилам. Содержание образования состояло из трех курсов: учение о душе, душевном поведении, устройство мирского жития, домострой.
С принятием христианства важное место в обучении занимает Псалтырь - наставление о воспитании «словом Божием». Текст этой книги стал обязательным для изучения в школах книжного учения. Кроме того, образование основывалось на книжной мудрости, закрепленной в «изборнике Святослава» и других «изборниках». Содержание программы обучения строилось на «поучениях» и «житиях святых».
В школах книжного учения грамматику изучали, как правило, по И. Дамаскину «Источник знания», чтение, письмо и словесные науки - по трудам И. Златоуста, математику - по «Учению ведати человеку числа всех лет» Кирика Новгородца. Арифметические задачи были представлены и в главном правовом документе того времени «Русской правде». В церковных и монастырских школах учили также церковному чтению, письму и песнопению. _
В школах книжного учения преподавались элементарные знания и также давалось повышенное образование. В рамках элементарного знания ученики изучали 26-буквенный алфавит, в рамках повышенного обучения - 43-буквенный алфавит, нужный для учения книжного. Кроме обязательного обучения чтению, письму, счету ученикам давались знания о математике, природоведении, мировой истории, греческому и другим языкам. «Следует отметить, что в целом минимум обучения был достаточно постоянен, включая в себя основы грамотности, основы христианской веры, семь свободных искусств» [5, с. 148]. И, хотя основная структура образования на протяжении Х-Х111 веков в Древней Руси сохранялась, с развитием сети школ и проникновением знаний из средневековой Европы содержание образования расширялось и усложнялось.
Средства обучения
С точки зрения дидактики, «обучение происходит с помощью методов - организованной деятельности учителя и ученика для достижения цели обучения. Для этой деятельности нужны инструменты, каковыми выступают средства обучения, или, как их еще называют, дидактические средства» [3, с. 26]. Сам термин формулируется так: «Средство обучения - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний» [4, с. 261].
Средневековая словесная культура делится на две части - устно-литературную и письменно-литературную. Устно-литературная словесная культура - основной источник информации для дохристианского периода обучения. Это фольклор, бытовые обряды и праздники (Масленица, Иван Купала, рождения, свадьбы, похороны и т.д.). Фольклорными средствами народного воспитания славян становятся, в первую очередь, колыбельные песни, пестушки, потешки, песни различных жанров (лирические, обрядовые, календарные), а также пословицы и поговорки.
Один из основополагающих обучающих трудов Киевской Руси -это Поучение Владимира Мономаха детям. Отметим, что в этом выдающемся документе древнерусской педагогики отчетливо прослеживается идея т.н. непрерывного обучения.
Школа Киевской Руси возникает на стыке славянской языческой традиции и восточного христианства, тем не менее она сохраняет свою самобытность, во многом благодаря использованию славянского языка и славянского алфавита (кириллицы). Особую роль в его
становлении сыграли братья Кирилл и Мефодий. Этот язык предназначался для книжного чтения. В то же время указанная самобытность затрудняла доступ учителям и ученикам к первоисточникам. Отсюда: переводная литература становится важной частью древнерусской культуры, в том числе, культуры образовательной. При всем своем жанровом своеобразии переводные произведения носили дидактический характер и наравне с древнерусскими трудами использовались в процессе обучения.
Первые учебные книги, используемые в образовательном процессе Киевской Руси, пришли из Болгарии, это «Азбучная молитва», «О письменах», «Шестоднев» и другие переводные труды. Так, ряд ученых приписывают авторство азбучной молитвы самому создателю славянской азбуки - святому Кириллу. Есть другое мнение, что азбучную молитву написал Константин Преславский, епископ Пре-слава Великого. В древнерусской письменной традиции существовало порядка 40 списков (вариантов) азбучной молитвы.
Соответственно, очевидно сильнейшее влияние религиозной мысли на развитие образования в Киевской Руси. Жития святых, поучения и проповеди, имеющие педагогическую направленность, становятся полноценными учебными книгами, призванными воспитать в читателе (слушателе) определенные эмоции и чувства. На развитие же эмоционального интеллекта направлено созерцание икон. Икона призвана быть книгой для неграмотных верующих.
Учебными пособиями для начального этапа обучения становятся дощечки с вырезанной на них азбукой (Х-Х1 вв.). Первыми учебными пособиями по арифметике (счету) становятся берестяные грамоты, где изображаются воины с разным количеством пальцев у них на руках. Также считали и на абаке. Так, анализ берестяных грамот новгородского мальчика (XIII в.) показывает, что он выучился 26-буквен-ному алфавиту, достаточному для того, чтобы записать речь, вести деловые и торговые записи.
Таким образом, средствами обучения на начальном (элементарном) этапе становятся дощечки с вырезанной на них азбукой, береста, абака, Священное писание, поучения Иоанна Златоуста, пересказ которых впоследствии ляжет в основу таких педагогических сборников, как «Измарагды»», «Златоусты», «Пчелы».
К XIII веку разнообразие учебных книг становится значительным, но основные религиозные произведения «жития», «поучения» и другие сборники религиозных мыслителей остаются главным средством обучения. Исходя из вышеизложенного, древнерусское образование
представляет собой отдельный социальный институт, систему, состоящую из следующих компонентов: субъекты образования, объекты образования, условия образования.
Библиографический список
1. Джуринский А.Н. История российской педагогики: учебное пособие / А.Н. Джуринский. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. 232 с.
2. Ключевский В.О. Чутье о современности. Очерки о русской культуре / В.О. Ключевский. - М.: Родина, 2022. 336 с.
3. Королев В.Б. Историко-педагогический анализ развития и становления педагогического образования в России и СССР / В.Б. Королев. - Калуга: ФГБОУ ВО «Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского», 2023. 154 с.
4. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф.образования / П.И. Пидкасистый, В.А. Мижериков, Т.А. Юзе- фавичус; под ред. П.И. Пидкасистого. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. 624 с.
5. Полякова М.А. Средневековые школы: вариации, базовые признаки, перспективы // Историко-педагогический журнал. 2017. № 3. С. 137-151.
References
1. Dzhurinsky A.N. History of Russian pedagogy: textbook / A.N. Dzhurinsky. - Yuzhno-Sakhalinsk: SakhSU, 2010. 232 p.
2. Klyuchevsky V.O. A sense of modernity. Essays on Russian culture / V.O. Klyuchevsky. -M.: Rodina, 2022. 336 p.
3. Korolev V.B. Historical and pedagogical analysis of the development and formation of pedagogical education in Russia and the USSR / V.B. Korolev. - Kaluga: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky", 2023. 154 p.
4. Pedagogy: textbook for students. institutions of higher education vocational education / P.I. Pidkasisty, V.A. Mizherikov, T.A. Yuze-favicius; edited by P.I. Faggot. — 2nd ed., revised. and additional - M.: Publishing center "Academy", 2014. 624 p.
5. Polyakova M.A. Medieval schools: variations, basic features, prospects // Historical and pedagogical journal. 2017. № 3. P. 137-151.