ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ: АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
УДК 343.271
Развитие системы наказаний за уголовные проступки по законодательству стран Ближнего зарубежья
Сизова Виктория Николаевна, Академия управления МВД России, кандидат юридических наук
e-mail: svnn@inbox.ru
В статье подвергаются анализу положения уголовного законодательства стран Ближнего зарубежья, система наказаний за совершение уголовных проступков, рассматривается вопрос об использовании зарубежного опыта в отечественной уголовно-правовой системе.
Ключевые слова: уголовное законодательство; уголовный проступок; система наказаний; уголовные правонарушения; преступление; уголовно-правовая система.
Development of a system of penalties for criminal misconduct under the laws of neighboring countries
Sizova Victoria Nikolaevna,
Academy of the Ministry of the Interior of Russia,
Candidate of Law
The article analyzes the provisions of the criminal law of the countries of the near abroad, the system of penalties for committing criminal misconduct, discusses the use of foreign experience in the domestic criminal law system.
Key words: criminal law; criminal misconduct; punishment system; criminal offenses; crime; criminal law system.
Изучение положений уголовного законодательства стран Ближнего зарубежья, посвященных регламентации института уголовных проступков, представляется обоснованным начать с латвийской системы уголовно-правовых норм, поскольку законодатель именно этого государства ранее других включил в данную систему исследуемую категорию1, восприняв
1 См.: Епифанова Е. В. Понятие преступления в уголовном законодательстве стран СНГ и Балтии // Научный вестник Омской академии МВД России. 2007. № 3 (27). С. 28-29.
сформировавшиеся изначально представления об уголовном проступке в европейской законодательной системе.
Положениями Уголовного кодекса Латвийской Республики2 устанавливается градация преступных деяний на непосредственно преступления и уголовные проступки, при этом преступления классифицируют-
2 Уголовный кодекс Латвийской Республики / науч. ред. и предисл. А. И. Лукашова и Э. А. Саркисовой; пер. с латв. А. И. Лукашова. СПб., 2001.
ся на менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие, а в качестве уголовного проступка законодатель определил деяния, за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет или более мягкое наказание.
Белорусское уголовное законодательство катего-ризирует все преступные деяния на преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие преступления, тяжкие и особо тяжкие, выделяя в качестве критериев классификации формы вины, а также максимально допустимое к назначению наказание, акцентируя на том, что неосторожным преступным деяниям не должен придаваться статус тяжких или особо тяжких1. В этой связи понятие уголовного проступка идентично понятию преступления, не представляющего большой общественной опасности, к которому относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, предусматривающие наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание. При этом следует отметить, что указанные деяния не обладают общественной опасностью, присущей преступлению, так как не причиняют и по своему содержанию не могут причинить существенного вреда охраняемым уголовным законом интересам2.
Литовский законодатель также включил институт уголовного проступка в уголовно-правовую систему. Так, положениями Уголовного кодекса Литовской Республики устанавливается, что все преступные деяния классифицируются на собственно преступления и уголовные проступки. Критерием, отграничивающим данные категории, подобно латвийскому и белорусскому уголовному законодательству, стала мера наказания. В частности, глава III УК Литовской Республики «Преступление и уголовный проступок» регламентирует разделение преступных деяний на преступления и уголовные проступки, устанавливая, что в качестве уголовного проступка необходимо понимать опасное и запрещенное законом деяние, совершаемое путем действия либо бездействия и влекущее наказание, не связанное с лишением свободы, за исключением ареста3.
1 Уголовный кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З: принят Палатой представителей Республики Беларусь 2 июня 1999 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 76. 2/50.
2 См.: Дворецкий М. Ю., Стромов В. Ю. Перспективы совершенствования отечественного законодательства в целях повышения эффективности уголовной ответственности на примере решения теоретических проблем в уголовном кодексе республики Беларусь // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 271-278.
3 См.: Абрамавичюс А., Дракшене А., Павилонис В. Основные положения Уголовного кодекса Литовской Республики // Новое уголовное законодательство стран СНГ и Балтии: сб. науч. ст. / под ред. Л. Л. Кругликова, Н. Ф. Кузнецовой. М.: ЛексЭСТ, 2002. С. 192-193.
Положения Уголовного кодекса Республики Казахстан устанавливают регламентацию института уголовного проступка указанием на то, что уголовные правонарушения, исходя из степени общественной опасности и назначаемого за их совершение наказания, классифицируются на преступления и уголовные проступки. В качестве уголовных проступков необходимо считать виновно совершенные деяния, не обладающие высокой степенью общественной опасности, причиняющие несущественные вредные последствия или создающие угрозу причинения вреда личности, организации, обществу или государству, и предусматривающие за совершение назначение следующих видов наказания - штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам, арест4.
Вступивший в силу с 1 сентября 2002 г. Уголовный (Пенитенциарный) кодекс Эстонской Республики5 во многом кардинально изменил прежние уголовно-правовые положения, прежде всего касающиеся регламентации уголовной ответственности за совершение уголовных проступков, предусмотрев категоризацию всех преступных деяний на собственно преступления и проступки, которые могут совершать как физические, так и юридические лица. При этом эстонское уголовное законодательство изначально заложило в свою основу положение немецкого уголовного права, которое базируется на деликтной структуре, определяя состав преступления не в качестве основания уголовной ответственности, а только в качестве начального элемента всей деликтной системы. Вторым элементом рассматривается совокупность обстоятельств, исключающих привлечение к уголовной ответственности. Под третьим элементом понимается вина в ее нормативном понимании, то есть как возможность поставить деяние в упрек, при этом такое понимание существенно отличается от психологической концепции вины, поскольку не включает в свой состав внутреннее отношение виновного лица к совершенному преступному деянию и наступившим в результате этого деяния последствиям6.
Уголовный проступок в соответствии с эстонским уголовным законодательством представляет собой виновное деяние, совершение которого влечет за собой назначение наказания в виде денежного штрафа, ареста, лишения права управления транспортными средствами. Дополнительной регламентации подле-
4 См.: Мусали Н. Классификация уголовных правонарушений в аспекте дальнейшей гуманизации уголовного закона республики Казахстан // Вестник Московского университета. Сер. Право. 2016. № 3. С. 91-99.
5 Пенитенциарный кодекс Эстонской Республики // Государственный вестник на русском языке. Правовые акты Эстонии. 2003. № 1; 2005. № 17.
6 См.: Милюков С. Ф., Никуленко А. В. Правовое регулирование причинения вреда преступнику при его задержании в УК некоторых зарубежных государств // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 9. С. 81-90.
жат ситуации совершения лицом такого деяния, которое подпадает под признаки как преступления, так и проступка. В таком случае виновное лицо может быть привлечено к ответственности лишь за совершенное преступление, но не проступок, что исключает возможную избыточность в уголовно-правовой оценке содеянного.
Кроме того, положениями Пенитенциарного кодекса Эстонской Республики отдельно регламентируются стадии совершения проступка, в частности, законодательно устанавливается, что покушение на совершение проступка будет признаваться наказуемым, если указание на это содержится в соответствующей уголовно-правовой норме1. При этом негодным законодатель признает совершенное покушение на проступок, не доведенное до конца по причине негодности предмета или субъекта деяния либо средства или способа его совершения. Также в полномочиях суда принимать решение об освобождении лица, совершившего негодное покушение на уголовный проступок, от назначения наказания при условии, что оно не осознавало негодность своих действий по причине умственной неполноценности либо иного заболевания, препятствующего такому осознанию.
Уголовно-правовые нормы, входящие в структуру второго раздела Пенитенциарного кодекса Эстонской Республики, содержат указание на применяемые к виновному лицу в случае совершения уголовного проступка наказания, в число которых в соответствии с уголовным законодательством входят:
- штраф (в частности, судом либо иным учреждением, осуществляющим внесудебное производство по делу, устанавливается размер штрафа в границах от трех до трехсот штрафных единиц, при этом под штрафной единицей следует понимать базовую сумму денежного штрафа в размере четырех евро; также судом либо иным учреждением, осуществляющим внесудебное производство по делу, устанавливается размер штрафа для юридических лиц в границах от 100 до 400 000 евро);
- арест (суд за совершение уголовного проступка назначает арест сроком до тридцати дней);
- лишение права управления транспортными средствами (может быть применено судом либо иным учреждением, осуществляющим внесудебное производство по делу, за совершение проступка, связанного с нарушением правил безопасного движения или эксплуатации механического транспортного средства, воздушного или водного судна, а также трамвая или железнодорожного подвижного состава, при назначении в качестве основного наказания сроком до двух лет. При этом лишение права управления транспортными средствами не подлежит одновременному применению и в качестве основного, и в качестве дополнительного наказания, также законом устанавливается, что данного права не может быть лишено лицо, использующее механическое транспортное
1 Пенитенциарный кодекс Эстонской Республики.
средство в связи с дефектом опорно-двигательного аппарата. Лишение права управления транспортными средствами за виновное деяние, связанное с нарушением правил безопасного движения или эксплуатации механических транспортных средств, воздушных или водных судов, а также трамваев или железнодорожного подвижного состава, может быть применено в качестве дополнительного наказания судом или учреждением, ведущим производство во внесудебном порядке, на срок до одного года. При этом аналогично устанавливается, что не может быть лишено данного права лицо, использующее механическое транспортное средство в связи с дефектом опорно-двигательного аппарата);
- лишение права допуска к государственной тайне и засекреченной внешней информации, а также лишение права обработки сведений, составляющих государственную тайну или являющихся засекреченной внешней информацией (назначается судом либо иным учреждением, осуществляющим внесудебное производство по делу, в случае совершения проступка, связанного с нарушением требований Закона о государственной тайне и засекреченной внешней информации в качестве дополнительного наказания сроком до одного года);
- запрет на содержание животных (судом либо иным учреждением, осуществляющим внесудебное производство по делу, в случае совершения в отношении животного недопустимого деяния может применяться в качестве дополнительного наказания запрет на владение любым животным либо животным, которое относится к какому-либо определенному виду животных, на срок до трех лет) .
Проведенное исследование процесса эволюции системы наказаний за совершение уголовных проступков по законодательству стран Ближнего зарубежья позволило сделать вывод о наличии в Уголовных кодексах многих государств не только института уголовных проступков, но и достаточно развитой системы наказаний за их совершение, что обуславливает возможность обращения российского законодателя к зарубежному опыту в вопросе включения указанного института в отечественную уголовно-правовую систему с закреплением соответствующих видов наказаний.
Библиографический список
1. Абрамавичюс А. Основные положения Уголовного кодекса Литовской Республики / А. Абрамавичюс, А. Дракшене, В. Павилонис // Новое уголовное законодательство стран СНГ и Балтии: сб. науч. ст. / под ред. Л. Л. Кругликова, Н. Ф. Кузнецовой. - Москва: ЛексЭст, 2002. - С. 192-193.
2. Дворецкий М. Ю. Перспективы совершенствования отечественного законодательства в целях повышения эффективности уголовной ответственности на примере решения теоретических проблем в уголовном кодексе республики Беларусь / М. Ю. Дворецкий,
B. Ю. Стромов // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2009. - № 3. - С. 271-278.
3. Мусали Н. Классификация уголовных правонарушений в аспекте дальнейшей гуманизации уголовного закона республики Казахстан / Н. Мусали // Вестник Московского университета. - Сер. Право. -2016. - № 3. - С. 91-99.
4. Милюков С. Ф. Правовое регулирование причинения вреда преступнику при его задержании в УК некоторых зарубежных государств / С. Ф. Милюков, А. В. Никуленко // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2010. - Вып. 9. -
C. 81-90.
5. Епифанова Е. В. Понятие преступления в уголовном законодательстве стран СНГ и Балтии / Е. В. Епифанова // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2007. - № 3 (27). - С. 28-29.
Bibliograficheskij spisok
1. Abramavichyus A. Osnovnye polozheniya Ugolovnogo kodeksa Litovskoj Respubliki / A. Abramavichyus, A. Drakshene, V. Pavilonis // Novoe ugolovnoe zakonodatel'stvo stran SNG i Baltii: sb. nauch. st. / pod red. L. L. Kruglikova, N. F. Kuznecovoj. - Moskva: LeksEst, 2002. - S. 192-193.
2. Dvoreckij M. YU. Perspektivy sovershenstvovaniya otechestvennogo zakonodatel'stva v celyah povysheniya effektivnosti ugolovnoj otvetstvennosti na primere resheniya teoreticheskih problem v ugolovnom kodekse respubliki Belarus' / M. YU. Dvoreckij, V. YU. Stromov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Ser. Gumanitarnye nauki. - 2009. - № 3. - S. 271-278.
3. Musali N. Klassifikaciya ugolovnyh pravonarushenij v aspekte dal'nejshej gumanizacii ugolovnogo zakona respubliki Kazahstan / N. Musali // Vestnik Moskovskogo universiteta. - Ser. Pravo. - 2016. - № 3. - S. 91-99.
4. Milyukov S. F. Pravovoe regulirovanie prichineniya vreda prestupniku pri ego zaderzhanii v UK nekotoryh zarubezhnyh gosudarstv / S. F. Milyukov, A. V. Nikulen-ko // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta. - 2010. - Vyp. 9. - S. 81-90.
5. Epifanova E. V. Ponyatie prestupleniya v ugolovnom zakonodatel'stve stran SNG i Baltii / E. V. Epifanova // Nauchnyj vestnik Omskoj akademii MVD Rossii. -2007. - № 3 (27). - S. 28-29.