Научная статья на тему 'Развитие системы начального образования в Забайкальской области в xix - начале ХХ века. По архивным материалам и опубликованным источникам'

Развитие системы начального образования в Забайкальской области в xix - начале ХХ века. По архивным материалам и опубликованным источникам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1135
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИХОДСКИЕ УЧИЛИЩА / УЕЗДНЫЕ УЧИЛИЩА / ВЫСШИЕ НАЧАЛЬНЫЕ УЧИЛИЩА / TRANSBAIKAL REGION / PRIMARY EDUCATION / PARISH SCHOOLS / DISTRICT SCHOOLS / HIGHER INITIAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамкина Инна Николаевна

Реформа современной системы образования является одним из наиболее обсуждаемых вопросов. Общество разделилось на сторонников и противников реформ. Между тем российская система образования имеет богатый исторический опыт. Изучение и использование этого опыта позволит создать более эффективную систему образования, отвечающую национальным интересам. В данной работе на основе архивных и опубликованных источников автор исследовала историю формирования и развития начального образования в Забайкальской области в XIX начале ХХ вв. Основными задачами работы является изучение принципов организации и деятельности системы начального образования, анализ историко-статистических результатов в процессе его развития. Используя архивные материалы в и нормативно-правовые акты, автор рассматривает процесс развития начального образования, законодательное оформление и правовое регулирование деятельности различных типов начальных школ. В работе определены условия открытия учебных заведений, источники их финансирования. В результате анализа изученных материалов автор приходит к выводу о динамичном развитии системы общего начального образования во втором десятилетии ХХ в. и характеризует её как основной элемент системы общего образования, способствующий развитию народного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Primary Education System in Transbaikal Region in the XIX - early XX Century (on the Basis of Archival Materials and Published Papers)

Modern educational system reform is one of the most discussed issues. Society has divided into supporters and opponents of the reform. Meanwhile, Russian educational system has rich historical experience. Research and implementation of this experience will develop more effective educational system in national interests. The author of the article has investigated history of formation and development of primary education in Transbaikal region in the XIX early XX centuries based on the archival and published materials. The main objective of the research is to study organization principles and activity of primary education system, to analyze historical and statistical results in the process of its development. On the basis of archival materials and normative legal acts, the author considers the development of primary education system.The article deals with the terms of educational institutions establishment, sources of their financing. Based on the study of archival materials, the author defines the dynamic development of primary education in the second decade of the twentieth century and characterizes it as a basic element of general education system promoting the development of national education.

Текст научной работы на тему «Развитие системы начального образования в Забайкальской области в xix - начале ХХ века. По архивным материалам и опубликованным источникам»

УДК 373.3(571.54/55) ББК 74.247.11 (2Рос-4Чит)

Инна Николаевна Мамкина,

кандидат исторических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30), e-mail: inna-mamkina@yandex.ru

Развитие системы начального образования в Забайкальской области в XIX - начале ХХ века. По архивным материалам и опубликованным источникам

Реформа современной системы образования является одним из наиболее обсуждаемых вопросов. Общество разделилось на сторонников и противников реформ. Между тем российская система образования имеет богатый исторический опыт Изучение и использование этого опыта позволит создать более эффективную систему образования, отвечающую национальным интересам. В данной работе на основе архивных и опубликованных источников автор исследовала историю формирования и развития начального образования в Забайкальской области в XIX - начале ХХ вв. Основными задачами работы является изучение принципов организации и деятельности системы начального образования, анализ историко-статистических результатов в процессе его развития. Используя архивные материалы в и нормативно-правовые акты, автор рассматривает процесс развития начального образования, законодательное оформление и правовое регулирование деятельности различных типов начальных школ. В работе определены условия открытия учебных заведений, источники их финансирования. В результате анализа изученных материалов автор приходит к выводу о динамичном развитии системы общего начального образования во втором десятилетии ХХ в. и характеризует её как основной элемент системы общего образования, способствующий развитию народного просвещения.

Ключевые слова: Забайкальская область, начальное образование, приходские училища, уездные училища, высшие начальные училища.

Inna Nikolaevna Mamkina,

Candidate of History, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039), e-mail: inna-mamkina@yandex.ru

Development of Primary Education System in Transbaikal Region in the XIX - early XX Century (on the Basis of Archival Materials and Published Papers)

Modern educational system reform is one of the most discussed issues. Society has divided into supporters and opponents of the reform. Meanwhile, Russian educational system has rich historical experience. Research and implementation of this experience will develop more effective educational system in national interests. The author of the article has investigated history of formation and development of primary education in Transbaikal region in the XIX - early XX centuries based on the archival and published materials. The main objective of the research is to study organization principles and activity of primary education system, to analyze historical and statistical results in the process of its development. On the basis of archival materials and normative legal acts, the author considers the development of primary education system.The article deals with the terms of educational institutions establishment, sources of their financing. Based on the study of archival materials, the author defines the dynamic development of primary education in the second decade of the twentieth century and characterizes it as a basic element of general education system promoting the development of national education.

Keywords: Transbaikal region, primary education, parish schools, district schools, higher initial schools.

Одним из направлений проводимой в стране образовательной реформы является принятие нового федерального закона «Об образовании в Российской федерации», закрепляющего многоуровневую систему образования1. Идея выделения образовательных уровней, связанных между собой единым

1 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской федерации» от 21.12.2012.

образовательным пространством для России, не является нововведением. Ещё в начале XIX в. в результате реформ Александра I в Российской империи сформировалась система разноуровневых учебных заведений, представленных приходскими, уездными училищами, гимназиями и университетами.

Последующие реформы середины XIX в. способствовали формированию системы,

74

© Мамкина И. Н., 2015

основанной на принципах всесословного образования, доступности и преемственности учебных заведений. Основной целью реформы являлось создание системы, способной удовлетворить потребности общества и государства в профессиональных кадрах. Между двумя реформами, проводимыми в середине XIX и начале XXI в., прослеживается некоторая аналогия. В обоих случаях имеет место попытка создания эффективной системы образования, обеспечивающей реализацию государственной политики в процессе широкомасштабных социально-экономических реформ. Обращение к историческому опыту способствует выявлению наиболее перспективных направлений современной реформы, поиску эффективных методов её реализации, учёту региональных особенностей. Всё это, по нашему мнению, в совокупности с современными новациями позволит создать полноценную модель образования, способствующую развитию демократического государства.

Исследования по истории образования представлены широким кругом работ. Дореволюционные авторы преимущественно изучали социальное положение народного учителя, качество подготовки в народных школах, достоинства и недостатки земских школ (В. И. Формаковский, Н. В. Чехов, Б. Б. Ве-селовский, Е. Д. Максимов, В. И. Чарнолус-ский, Г. А. Фальборк, С. В. Рождественский и т. д.) [2; 18; 19; 21; 20]. В советское время дореволюционную систему образования рассматривали в контексте сравнения, подчёркивая достоинство советской и недостатки царской системы образования (Ф. Г. Паначин, Э. Д. Днепров, и т. д.) [11; 12; 13; 14]. Интерес к организации народного просвещения в современный период возрос в связи с политическими изменениями, произошедшими в стране. (А. И. Шилов, В. Г. Лейкина-Свирская, Н. М. Пирумова) [8; 16; 22]. Вопросами истории образования в Забайкальской области в разные годы занимались В. П. Константинова, А. В. Константинов, Т. В. Алёшкина, Л. А. Яцечко [1; 3; 4; 5; 6; 24]. Современные авторы, изучая историю учительских семинарий, церковно-приходских школ, становление и развитие профессионального педагогического образования, затрагивали лишь отдельные стороны развития образования. Историографический обзор свидетельствует об отсутствии комплексного исторического исследования дореволюционной системы образования. Обращает внимание пробел в изучении региональной истории образования, её особенностей и характерных черт.

Начальное образование в Российской империи осуществляли различные типы государственных учебных заведений - одно- и двухклассные городские и сельские приходские училища; уездные училища, одно- и двухклассные городские и сельские начальные училища, городские четырёхклассные училища; высшие начальные училища. Кроме этого, существовали воскресные школы, школы грамоты, передвижные школы, работавшие нерегулярно. Все указанные типы школ появлялись на протяжении XIX в. в результате различных преобразований и продолжали свою деятельность в начале ХХ в.

Появлению приходских и уездных училищ способствовали реформы Александра I. Приходские училища являлись первой ступенью начального образования в создаваемой системе. Они открывались исключительно по инициативе и на средства местного населения с условием обязательного изучения Закона Божьего. В программу включались: чтение, письмо, первые действия арифметики, Закон Божий, а также «...объяснительное чтение книги "Краткое наставление о сельском домоводстве, произведениях природы, сложении человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья"» [17]. Занятия начинались и оканчивались молитвой. Обучение было рассчитано на год. Выпускник приходского училища имел право продолжить обучение в уездном училище, а в последствии в гимназии.

Восстание декабристов 1825 г. повлекло реформирование образования. В манифесте от 13 июля 1826 г. причиной восстания власти объявили «.недостаток твёрдых знаний.» и, как следствие, вся учебная система признавалась ложной1. Правительство образовало Комитет по устройству учебных заведений и Комитет для рассмотрения учебных пособий. В результате их работы был принят новый Устав учебных заведений, вступивший в силу в 1828 г. Уставом провозглашался принцип - «каждому сословию свой уровень образования»: уездные училища предназначались для городских сословий; гимназии -для дворян и чиновников; в приходских училищах обучались в основном дети крестьян [15]. Преемственность приходских, уездных училищ и гимназий была упразднена. Каждое учебное заведение стало самостоятельным типом.

Приходские училища, направленные на обучение крестьянских детей, претерпели

1 Высочайший манифест 13 июля 1826 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www. claw.ru (дата обращения: 20.02.2015).

незначительные изменения. При годичной учебной программе допускалось открытие второго класса для более углублённого её изучения. В сельской местности учебный год начинался с окончания полевых работ в октябре и продолжался до апреля. Более точные сроки устанавливало учебное начальство. Минимальная продолжительность учебного года, исключая рождественские и пасхальные каникулы, составляла четыре месяца. В училищах, расположенных в городе, сроки обучения продолжались с сентября по июнь. Краткосрочность обучения в сельских училищах негативно сказывалась на качестве образования.

Количество приходских училищ в Забайкальской области в начале XIX в. было незначительно. В 1850-е гг. действовало лишь восемь учебных заведений этого типа [23]. К началу ХХ в. количество приходских училищ увеличилось в десятки раз. В 1914 г. из 445 начальных училищ приходских было 278, из них сельских двухклассных - 78, однокласс-ных -155; городских одноклассных - 45. Двухклассных городских училищ по Уставу 1828 г. в Забайкальской области не было. Из статистических сведений очевидно, что приходские училища в Забайкальской области стали преобладающим типом учебных заведений. Это объясняется простотой их открытия и малобюджетностью. Однако качество образование было крайне низким, сокращённые учебные программы, преимущественно годичное обучение, привлечение детей к сель-хозработам не давали возможность усвоить учебную программу. Закончив обучение, дети едва умели писать и читать.

Реформы середины XIX в. дополнили систему образования новыми типами учебных заведений. В 1864 г. был введено в действие, а в 1874 г. дополнено Положение о начальных народных училищах, которое предполагало создание городских и сельских одно-классных начальных училищ. Основной их задачей признавалось утверждение в народе религиозных и нравственных понятий и распространение первоначальных полезных знаний в рамках изучения Закона Божьего, цер-ковно-славянского и русского языков, чистописания, чтения, элементарной арифметики1. Учебный курс составлял три года, учитель преподавал в 3 отделениях - младшем, среднем и старшем. В школу принимали детей обоего пола с 8-12 лет. Вопросы по учреж-

1 Положение о начальных народных училищах // Хрестоматия по истории педагогики / под ред. С. А. Каменева; сост. Н. А. Желваков, - М.: Просвещение, 1936. -С. 117.

дению и деятельности училищ возлагались на местные власти, училища открывались по инициативе населения.

Ещё одним новым типом учебных заведений начальной школы являлись двухклассные сельские и городские училища. Деятельность училищ регламентировалась «Положением о начальных народных училищах 1874 г.» и «Инструкцией для двухклассных сельских училищ 1875 г. ». Училища открывались с разрешения попечителя учебных заведений при условии обязательного участия сельских обществ или других учредителей в содержании училища. Учредители обеспечивали училище участком земли, помещением, выделяли средства на приобретение учебно-методического обеспечения и содержание учителя.

В двухклассных училищах срок обучения составлял шесть лет. В первом классе обучение продолжалось четыре года в составе двух отделений; курс второго класса -два года с одним отделением. Первый класс приравнивался к одноклассным училищам, второй класс составлял дополнительный курс к начальному обучению, включая практическую геометрию, географию и историю, естествознание, черчение и рисование, церковное пение. Двухклассные начальные училища давали более полное, но не оконченное начальное образование.

За второе десятилетие ХХ в. количество начальных училищ разных типов в Забайкальской области неуклонно росло, увеличиваясь в среднем на 3 %. В 1911 г. их было 400, в 1912 г. - 414, 1913 г. - 428, 1914 г. - 445.

В 1915 г. в начальных училищах Забайкальской области обучалось 21785 чел. Из них 15379 мальчиков и 6406 девочек. На содержание начальных училищ государство выделяло 364572 р., местные власти и общественность выделяли 221728 р., что в соотношении составляло 60 и 40 % соответственно. На содержание одного училища приходилось 1317 р. в год, на одного ученика 27 р. в год2.

Из 445 начальных училищ 325 имели в собственности специально построенные учебные помещения, 55 распоряжались приобретёнными постройками. Лишь 65 училищ вынуждены были арендовать здания. В 1915 г. в начальных училищах Забайкальской области работал 651 учитель (386 мужчин и 265 женщин); из них 388 имели специальное образование, 261 закончили гимназии и двое без образования. Большинство учителей окончили Читинскую или Иркутскую

2 ГАЗК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 168. - Л. 92.

учительские семинарии, высшие начальные училища, женщины имели преимущественно гимназическое образование. Примечательно, что из 651 учителя 17 работало более 25 лет. В 1915 г. Таисия Ильинична Позднякова из Троицкосавского Успенского училища имела самый большой трудовой стаж педагогической деятельности - 36 лет1.

Жалование учителей было невысоким, 700 р. в год получал старший учитель, 530 р. в год - младший. За каждое пятилетие службы дополнительно выплачивалось 60 р. в год. В 1915 г. в Забайкальской области доплату получал 61 человек (9%), незначительное число можно объяснить тем, что большинство училищ открылось во втором десятилетии ХХ в.

Среди многообразия учебных заведений начального образования необходимо отдельно выделить училища с более глубокой учебной программой, открытие которых регулировалось государством. Эти училища можно назвать училищами повышенного уровня образования, они представлены уездными, городскими и высшими начальными училищами.

Уездные училища возникали на базе народных, созданных ещё по указу Екатерины II, либо учреждались вновь в каждом губернском и уездном городе. Они представляли собой вторую ступень образовательной системы. Двухгодичная учебная программа в соответствии с 95 статьей Устава была рассчитана на 28 часов в неделю, а именно: «... каждый день от 9 до 12 часов, до полудни, пополудни же по понедельникам и четвергам от 2 до 5, а по вторникам и пятницам от 2 до 4 часов; сверх того, по средам и субботам от 2 до 4 пополудни обучаются рисованию оба класса вместе»2. Учащиеся изучали: Закон Божий, священную историю, изучение книги «О должностях человека и гражданина», русский язык, чистописание, арифметику, начальные сведения по геометрии, физике и естественной истории, рисование, правописание, правила слога, всеобщую географию и географию Российского государства, отечественную и всеобщую историю и «начальные правила технологии, имеющие отношение к местному положению и промышленности»3. Кроме указанных предметов, те учащиеся, которые планировали продолжить обучение в

1 ГАЗК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 168. - Л. 90.

2 Устав учебных заведений, подведомственных университетам // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / сост. П. А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - 560 с.

3 Там же.

гимназии, дополнительно изучали латинский и немецкий языки.

Уездные училища, являясь средним звеном образовательной системы, созданной по реформам Александра I, давали полное начальное образование с правом дальнейшего обучения в гимназии. В период с 1804 по 1825 гг., по разным источникам, в России было открыто более 410 уездных училищ. В Восточной Сибири в начале XIX в. действовало десять уездных училищ, из них три в Забайкальской области - в Верхнеудинске (1906), Нерчинске (1811) и Троицкосавске (1812). К обучению в уездных училищах допускались дети городских сословий со знанием элементарных правил арифметики, умевшие читать и писать. В 1813-14 учебном году в Троицкосавском училище числилось 66, в 1815-16 - 61, в 1831-32 - 77 человек; в Верх-неудинском в 1822 г. обучалось 32, с 1823 по 1897 ежегодно около 100 учащихся.

С 1828 г. в связи с введением нового Устава уездные училища становятся трёхклассными, с сокращённым изучением следующих дисциплин: Закон Божий, священная и церковная история, русский язык, арифметика, геометрия в сокращении без доказательств, география, сокращённый курс отечественной и всеобщей истории, чистописание, черчение и рисование. С разрешения МНП в училищах открывались дополнительные курсы для обучения «тем наукам и искусствам, коих знание наиболее способствует успехам в оборотах торговли и в трудах промышлен-ности»4. Курсы вводились в рамках изучения правоведения и судопроизводства в области торговли; экономики и бухгалтерии; технологии строительства и архитектуры; сельского хозяйства и садоводства. Государство, таким образом, стремилось придать общему образованию практическую направленность. Местные власти по мере сил содействовали введению новых учебных курсов. В Верхнеу-динском уездном училище ввели уроки латинского и немецкого языков, оспопрививание, в Нерчинском - монгольский язык.

Содержание уездных училищ осуществлялось из государственной казны, средств местной власти и частных пожертвований. Государство оплачивало содержание педагогического коллектива, местные власти изыскивали средства на содержание помещения для занятий и учительских квартир (отопление, освещение). Частные пожертвования не являлись постоянной статьёй дохода, были нерегулярны, но внушительны. Так, в Верх-

4 Там же.

неудинске купец А. Д. Шевелев пожертвовал для училища дом, в Троицкосавске для строительства нового каменного здания купцами было собрано 25 000 р., Нерчинское училище получало пожертвования от купцов Бутиных.

В 1898 г. в Забайкальской области действовали уездные училища в Нерчинске и Верхнеудинске, в 1886 г. Троицкосавское было преобразовано в городское четырёхклассное. В училищах обучалось 151 чел., на содержание выделялось 7000 р., из них от государственной казны поступало 5186 р., что составляло 74 % от общих затрат. На одного учащегося выделялось 46 р. в год1. Местное учебное руководство не спешило с преобразованием оставшихся училищ. Причиной тому были повышенные профессиональные требования к педагогическому коллективу. При отсутствии педагогического учебного заведения в Забайкалье выполнить их было сложно. В 1900 г. в Чите открылась учительская семинария, восполнившая недостаток в квалифицированных учителях, и к 1907 г. уездные училища в Забайкалье были преобразованы.

В начале своего существования уездные училища представляли для Забайкальской области передовой тип учебных заведений, предоставляющих возможность получения оконченного начального образования с правом дальнейшего обучения в гимназии. Устав 1928 г. превратил их в закрытый, тупиковый тип начальной школы с ограниченной учебной программой. Но, несмотря на все недостатки, они давали возможность получения образования. Среди кадрового состава уездных училищ встречались талантливые преподаватели прогрессивных педагогических взглядов, творчески одарённые личности. Так, в Троицкосавском уездном училище началась педагогическая деятельность известного сибирского поэта, этнографа Дмитрия Павловича Давыдова, в конце XIX в. в училище работали краеведы, археологи Петр Саввич Михно, Александр Павлович Мостиц [10]. В 1835-38 гг. в Нерчинском училище преподавал рисование, черчение, историю и географию будущий сибирский писатель Василий Петрович Паршин, а в 1880-х гг. - один из организаторов Нерчинского краеведческого музея Анатолий Николаевич Малевич [9].

Известность получили выпускники Нер-чинского уездного училища - просветитель, переводчик, педагог У.-Ц. Онгодов, этнограф, переводчик Б. Р. Рабданов, меценат, золотопромышленник М. Д. Бутин, художник П. Н. Рязанцев; выпускники Верхнеудинско-

1 ГАЗК. - Ф. 4. - Оп. 2. - Д. 3. - Л. 30.

го уездного училища - полковник медицинской службы, участник I Мировой войны Базар-Сада Ямпилов; организатор и первый ректор Восточно-Сибирского университета М. М. Рубинштейн.

Согласно Положению от 31 мая 1872 г. уездные училища были преобразованы в городские четырёхклассные начальные училища. Новый тип училища предполагал шестилетнее образование в четырёх классах. Обучение в первом и во втором классе продолжалось по два года в каждом, в третьем и четвёртом - по году. Городские училища не давали полного начального образования, но по сравнению с остальными начальными учебными заведениями имели более широкую программу. В Положении о городских училищах отмечалось, что «Во всех городских училищах преподаются: а) Закон Божий, б) чтение и письмо, в) русский язык и церковно-славянское чтение с переводом на русский язык, г) арифметика, д) практическая геометрия, е) география и история отечества, с необходимыми сведениями из всеобщей истории и географии, ж) сведения из естественной истории и физики, з) черчение и рисование, и) пение, к) гимнастика»2.

В первый класс училища принимались дети с семи лет без ограничения в вероисповедании и сословной принадлежности; от поступающих в старшие классы требовали знание молитв, священную историю, умение читать и писать. Плата за обучение устанавливалась местными учредителями.

В Забайкальской области действовало восемь городских начальных училищ. В Нерчинске, Троицкосавске, Верхнеудинске они были основаны на базе ранее существовавших уездных, а в Чите, Нерчинском Заводе, Сретенске, Баргузине, Селенгинске открыты вновь.

В 1907 г. по совокупности в училищах обучалось 1014 чел., окончило 77 чел., вновь поступило 204. В учебном процессе было задействовано 43 учителя с довольно высоким для Забайкальской области образовательным цензом, 37 % имели диплом учительского института, 30 % - духовной семинарии, 16 % - учительской семинарии, 16 % - свидетельства начальной и средней школы3.

Ежегодно на содержание училищ выделялось 77580 р., из них 55% поступало из казённых средств, 22% из городских отчислений, 9% плата за обучение. В среднем на каждое училище затрачивалось 7 000 р. го-

2 Положение о городских училищах 1872 г. // Хрестоматия по истории педагогики / под ред. С. А. Каменева; сост. Н. А. Желваков. - М.: Просвещение, 1936. - С. 76.

3 ГАЗК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 119. - Л. 242.

сударственных и местных средств, на одного учащегося 76 р., что в пять раз превышало затраты на содержание приходского училища. Необходимо отметить, что значительная часть государственных средств расходовалась на жалование учителю и методическое обеспечение училища, что свидетельствует о более высоком материальном положении учителя и более качественном образовании учащихся.

К осени 1914 г. согласно «Положению о высших начальных училищах 1912 г.» все городские четырёхклассные училища Забайкальской области были преобразованы в высшие начальные училища. Кроме них этот статус получили начальные училища в Акше, Агинском, Зюльзе, Кабанском, Петровском Заводе, Маньчжурии. Из 14 училищ 13 были четырёхклассные и одно двухклассное; 11 смешанных и четыре мужских в Верхне-удинске, Троицкосавске, Чите, Нерчинске. В 1915 г. в с. Горбичевском Нерчинского уезда было открыто ещё одно училище в составе двух классов1.

Срок обучения сократился до 4 лет, по году в каждом классе, расширилась учебная программа, допускалось изучение иностранных языков. Цель училищ определялась Положением «... дать учащимся в них законченное низшее образование»2. В училище принимались дети с 10-13 лет окончившие од-ноклассное начальное училище или сдавшие вступительные экзамены. Плата за обучение определялась местным учебным начальством. Необходимо обратить внимание, что высшие начальные училища открывались по распоряжению или с разрешения министра народного просвещения. В таких случаях государство увеличивало средства на содержание данных училищ.

Из 15 училищ шесть располагали собственными зданиями, девяти училищам помещения были предоставлены местными обществами. Директор народных училищ отмечал, что самое удобное здание было у Нерчинско-Заводского училища, оно соответствовало техническим требованиям и санитарным нормам. В 1914 г. помещения всех училищ были отремонтированы при поддержке государственных и местных средств. По поводу необходимости продолжения ремонтных работ в других учебных заведениях директор отмечал « . к сожалению вторая половина года благодаря разразившейся ве-

1 ГАЗК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 168. - Л. 16.

2 Положение о высших начальных училищах 1912 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.hrono.ru/libris/ stolypin/stpn1 (дата обращения: 10.08.14).

ликой европейской войне ... может на долгие годы отложить решение этого вопроса»3.

Финансирование училищ осуществлялось из нескольких источников. Из государственной казны поступало 91201 р., в среднем по 6000 р. на училище. Государственные средства расходовались на содержание педагогического коллектива, покупку учебно-методической литературы.

Местные средства формировались из сборов с городской казны, обществ и сословий, платы за обучение, процентов с капиталов, взносов почётных смотрителей, иных источников (пожертвований, сборов с благотворительных вечеров, спектаклей и пр.). В совокупности местные средства составляли 48 537 р., соотношение государственных и местных средств составляло 64 и 36 % соответственно. Содержание одного училища обходилось в 9537 р. в год, стоимость обучения одного ученика составляла 843 р. в год.

Верхнеудинское, маньчжурское и нерчин-ско-заводское училища располагали банковскими вкладами, почётные блюстители были в агинском, нерчинском и сретенском училищах. В ряде училищ по инициативе местных властей или меценатов были учреждены стипендии для учащихся. Стипендии выплачивались по решению педагогического коллектива лучшим ученикам. Так, Троицкосавское высшее начальное училище располагало 38 стипендиями, учреждёнными городскими властями, пять - мещанскими обществами и две от общества приказчиков. Баргузинское, нерчинское, верхнеудинское, нерчинско-за-водское училища для стипендий использовали проценты с частных вкладов4.

Наиболее стабильным поступлением из местных средств можно считать плату за обучение, которая составляла 3-25 р. в год, все остальные статьи доходов были непостоянными.

К 1915 г. на службе в высших начальных училищах состояло 118 чел. (52 преподавателя, 15 учителей Закона Божьего, 14 инспекторов, 8 почётных смотрителей; 28 прочих служащих, к которым относились учителя необязательных предметов, служащих по найму). В соответствии с Положением 1912 г. преподавать основные дисциплины в училище имели право только выпускники университетов и учительских институтов. Учитывая отсутствие учительского института в области, требование выполнялось на 38 % (22 чел), выпускники учительских семинарий составляли 21 %, гимназий 28 %, на остальные 13 %

3 ГАЗК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 168. - Л. 78.

4 ГАЗК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 168. - Л. 84.

приходилось количество преподавателей, не имевших специального образования. Поддерживать относительно высокий процент преподавателей с институтским образованием помогала политика государства. Выпускники, получившие образование за счёт казны, были обязаны отработать в школе после окончание института шесть лет, в противном случае вся сумма, потраченная государством на обучение, удерживалась из жалования бывшего студента.

В 1914 г. в высших начальных училищах Забайкальской области обучалось 1698 чел., из них 1439 мальчиков и 260 девочек. Подавляющее большинство учащихся (84 %) были православного вероисповедания, среди инославных конфессий самый высокий процент приходился на учащихся детей евреев -9%, менее процента составили мусульмане1. Социальный состав учащихся был довольно пёстрый, но большинство сохранялось за мещанами - 36 %, крестьянами - 35 % и казаками - 13 %. Основной проблемой образования являлся низкий процент выпускников, закончивших полный курс обучения. Число выбывших до окончания неизменно превышало число выпускников. Так, в 1914 г. получило аттестаты 195 чел., выбыло до окончания 316. По мнению учебных властей, основной причиной прекращения обучения являлось раннее привлечение детей к хозяйственным работам; 23 % от числа выбывших прекращали обучение по семейным обстоятельствам и только 13 % за малоуспешностью2. Выпускники училищ продолжали обучение в учительской семинарии, ремесленном и землемерном училищах либо получали незначительную чиновничью должность. Постепенно высшие начальные училища становятся востребованным типом учебных заведений. Уже по окончании первого года деятельности училищ количество желающих поступить в них превышало количество выделенных мест. В общей сложности на 100 заявлений приходилось 30 отказов из-за отсутствия мест. Возникла необходимость в увеличении числа классов, что влекло увеличение расходов, все параллельные классы содержались за счёт местных средств.

Учебная программа училищ была представлена широким спектром общеобразовательных дисциплин. Более того, при формировании учебных программ педагогические коллективы вводили новые курсы с учётом интересов общества. Так, в акшинском училище преподавали буддизм и монгольский

1 ГАЗК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 168. - Л. 117.

2 ГАЗК. - Ф. 4. - Оп. 1. - Д. 168. - Л. 10.

язык, в верхнеудинском - бухгалтерию, в читинском и сретенском французский и немецкий языки.

При мужских училищах открывались классы ручного труда. Для оснащения классов были закуплены верстаки, токарные станки, различные инструменты. Учащиеся осваивали столярное, переплетное, кузнечное ремесло. Обучение велось по программе основоположников русского мануализма К. Ю. Цируля и Н. В. Касаткина.

Таким образом, исследовав трансформацию уездного училища в городское и, наконец, в высшее начальное училище, мы пришли к выводу о появившемся качественном, но мало распространённом типе начальной школы. Высшие начальные училища к 1914 г. представляли собой наиболее совершенный тип учебного заведения, осуществляющего начальное образование. Учебная программа имела высокий общеобразовательный уровень и практическую направленность, существовала преемственность с гимназией. Увеличение числа желающих получить образование в высшем начальном училище свидетельствует о заинтересованности населения в более качественном начальном образовании. К сожалению, этот тип не стал распространённым по ряду причин, одной из которых является необходимость получения разрешения со стороны Министерства народного просвещения, всегда сопровождающаяся долгой бюрократической волокитой, государство не всегда удовлетворяло просьбы населения об открытии училищ. Другая причина заключалась в высокой стоимости содержания училища. Необходимо отметить, что начало Первой мировой войны в большей степени негативно отразилось на благосостоянии населения. И если государство продолжало финансировать учебные заведения, то местные власти столкнулись не только с недостатком средств, но и с недостатком учителей, мобилизованных на военную службу.

Подводя итог вышесказанному, очевидно, что в Забайкальской области начальное образование представляло собой вертикальную систему, которая удовлетворяла потребности различных по имущественному положению слоёв общества. Она была представлена приходскими училищами, одно- и двухклассными начальными училищами и высшими начальными училищами. Население Забайкальской области, участвуя в содержании учебных заведений, в связи с бедностью инициировало открытие приходских училищ - самых примитивных и малозатратных учебных заведений. Однако социаль-

но-экономическое развитие Забайкальской области, увеличение количества рабочих мест, требующих определённую квалификацию изменило предпочтения населения. Во втором десятилетии ХХ в. под влиянием общественных настроений и поддержки со стороны государства наблюдается рост на-

Список литературы

1. Алёшкина Т. В. Становление среднего педагогического образования в Забайкалье: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Алёшкина Татьяна Владимировна. Чита, 2004. 207 с.

2. Веселовский Б. Б. История земства за 40 лет. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1909. Т. 1. 249 с.

3. Константинов А. В., Константинова Н. Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 г). Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. 248 с.

4. Константинова В. П. Из истории учительской семинарии // Проблемы краеведения: тезисы докладов. Чита, 1983 С. 154-156.

5. Константинова В. П., Терёшина Т. С. Семинаристы // Забайкальский рабочий. 1985. 8 марта.

6. Лейкина-Свирская В. Г. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М.: Мысль, 1971. 152 с.

7. Лейкина-Свирская В. Г. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М.: Мысль, 1981. 285 с.

8. Литвинцев А. Ю. Малевич Анатолий Николаевич // Энцикл. Забайкалья: Читинская область. Т. 3. Новосибирск: Наука, 2006. С. 224.

9. Максимов Л. А. Учебные заведения Кяхты-Троицкосавска в дореволюционный период [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. profistar.ru (дата обращения: 10.08.2014).

10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР кон. XIX - нач. ХХ в. / под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Паначина [и др.]. М.: Педагогика, 1991. 448 с.

11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917-1941 гг. / под. ред. Н. П. Кузина, М. Н. Колмакова, З. И. Равкина. М.: Педагогика, 1980. 455 с.

12. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России. М.: Педагогика, 1979. 250 с.

13. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в СССР М.: Педагогика, 1975. 218 с.

14. Перцев В. В. Гимназическое образование в дореволюционной России до первой половины XIX века // Концепт. 2012. № 12 (декабрь). C. 1-8.

15. Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и её роль в общественной борьбе до начала XX в. М.: Наука, 1986. 270 с.

16. Прибайкалье. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pribaikal.ru. (дата обращения: 20.02.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб.: Изд-во МНП, 1902. 785 с.

18. Фармаковский В. И. Начальная школа Министерства народного просвещения (по

чальных училищ, осуществляющих более качественную подготовку. Система начального образования, развиваясь, перешла на более качественный уровень. Однако начавшаяся Первая мировая война замедлила темпы её развития, а последующая революция 1917 г. прекратила её существование.

References

1. Aleshkina T. V. Stanovlenie srednego ped-agogicheskogo obrazovaniya v Zabaikal'e: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / Aleshkina Tat'yana Vladi-mirovna. Chita, 2004. 207 s.

2. Veselovskii B. B. Istoriya zemstva za 40 let. SPb.: Izd-vo O. N. Popovoi, 1909. T. 1. 249 s.

3. Konstantinov A. V., Konstantinova N. N. Istoriya Zabaikal'ya (s drevneishikh vremen do 1917 g.). Chita: Izd-vo ZabGPU, 2002. 248 s.

4. Konstantinova V. P. Iz istorii uchitel'skoi sem-inarii // Problemy kraevedeniya: tezisy dokladov. Chita, 1983 S. 154-156.

5. Konstantinova V. P., Tereshina T. S. Semi-naristy // Zabaikal'skii rabochii. 1985. 8 marta.

6. Leikina-Svirskaya V. G. Intelligentsiya v Rossii vo vtoroi polovine XIX v. M.: Mysl', 1971. 152 s.

7. Leikina-Svirskaya V. G. Russkaya intelligentsiya v 1900-1917 gg. M.: Mysl', 1981. 285 s.

8. Litvintsev A.Yu. Malevich Anatolii Nikolae-vich // Entsikl. Zabaikal'ya: Chitinskaya oblast'. T. 3. Novosibirsk: Nauka, 2006. S. 224.

9. Maksimov L. A. Uchebnye zavedeniya Kyakhty-Troitskosavska v dorevolyutsionnyi period [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www. profistar.ru (data obrashcheniya: 10.08.2014).

10. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoi mys-li narodov SSSR kon. XIX - nach. XX v. / pod red. E. D. Dneprova, S. F. Egorova, F. G. Panachina [i dr.]. M.: Pedagogika, 1991. 448 s.

11. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoi mysli narodov SSSR. 1917-1941 gg. / pod. red. N. P. Kuzi-na, M. N. Kolmakova, Z. I. Ravkina. M.: Pedagogika, 1980. 455 s.

12. Panachin F. G. Pedagogicheskoe obrazo-vanie v Rossii. M.: Pedagogika, 1979. 250 s.

13. Panachin F. G. Pedagogicheskoe obrazo-vanie v SSSR. M.: Pedagogika, 1975. 218 s.

14. Pertsev V. V. Gimnazicheskoe obrazo-vanie v dorevolyutsionnoi Rossii do pervoi poloviny XIX veka // Kontsept. 2012. № 12 (dekabr'). C. 1-8.

15. Pirumova N. M. Zemskaya intelligentsiya i ee rol' v obshchestvennoi bor'be do nachala XX v. M.: Nauka, 1986. 270 s.

16. Pribaikal'e. [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://www.pribaikal.ru. (data obrashcheniya: 20.02.2015).

17. Rozhdestvenskii S. V. Istoricheskii obzor deyatel'nosti Ministerstva narodnogo prosveshcheni-ya. 1802-1902. SPb.: Izd-vo MNP, 1902. 785 s.

18. Farmakovskii V. I. Nachal'naya shkola Ministerstva narodnogo prosveshcheniya (po ofitsial'nym

официальным источникам). СПб.: Изд-во журнала «Русская школа», 1900. 200 с.

19. Чарнолусский В. И., Фальборк Г А. Народное образование в России. СПб.: Изд-во О. Н. Поповой, 1900. 263 с.

20. Чехов Н. В. Типы русской школы в их историческом развитии. М.: Мир, 1923. 148 с.

21. Шилов А. И. Развитие общего и педагогического образования Восточной Сибири конца XIX - начала XX в.: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Шилов Александр Иванович. Красноярск, 2005. 503 с.

22. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Т. 1. Новосибирск: Наука, 2006., 541 с.

23. Яцечко Л. А. Развитие начального образования в Восточном Забайкалье во второй половине XIX - начале ХХ в. Чита: Изд-во ЧитГУ, 2007 г. 179 с.

istochnikam). SPb.: Izd-vo zhurnala «Russkaya shko-la», 1900. 200 s.

19. Charnolusskii V. I., Fal'bork G. A. Narodnoe obrazovanie v Rossii. SPb.: Izd-vo O. N. Popovoi, 1900. 263 s.

20. Chekhov N. V. Tipy russkoi shkoly v ikh is-toricheskom razvitii. M.: Mir, 1923. 148 s.

21. Shilov A. I. Razvitie obshchego i ped-agogicheskogo obrazovaniya Vostochnoi Sibiri kontsa XIX - nachala XX v.: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01 / Shilov Aleksandr Ivanovich. Krasnoyarsk, 2005. 503 c.

22. Entsiklopediya Zabaikal'ya. Chitinskaya oblast'. T. 1. Novosibirsk: Nauka, 2006., 541 s.

23. Yatsechko L. A. Razvitie nachal'nogo obra-zovaniya v Vostochnom Zabaikal'e vo vtoroi polovine XIX - nachale XX v. Chita: Izd-vo ChitGU, 2007 g. 179 s.

Статья поступила в редакцию 02.07.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.