Научная статья на тему 'Развитие системы многопартийности в странах Центральной Азии'

Развитие системы многопартийности в странах Центральной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
608
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРА КАРЫБАЕВА / РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ "ОТАН" / ПАРТИЯ "АСАР" / ПАРТИЯ "АК ЖОЛ" / ПАРТИЯ "АУЫЛ" / ПАРТИЯ "ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ВЫБОР КАЗАХСТАНА" / ПАРТИЯ "ЭРКИН КЫРГЫЗСТАН"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие системы многопартийности в странах Центральной Азии»

№ 2(38), 2005 ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ И КАВКАЗ

ПАРТИЙНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Мира КАРЫБАЕВА

кандидат философских наук,

координатор программ Фонда им. Конрада Аденауэра

по Кыргызской Республике

(Бишкек, Кыргызстан)

Оценивать развитие в постсоветских государствах Центральной Азии политических партий — действенного инструмента функционирования демократии, а также выражения интересов разных социальных групп — достаточно сложно. Это связано с тем, что у каждой страны региона есть свои, специфические законодательные и практические особенности в данной сфере. Вместе с тем здесь уже проявляются и некоторые общие тенденции развития партий.

Другая сложность — отсутствие единого источника информации. Так при подготовке этой статьи автору пришлось опираться на Интернет и на материалы, полученные от местных экспертов и представителей ряда международных организаций, работающих в регионе. Кроме того, учитывая специфику законодательной базы, не во всех странах есть возможность узнать численность членов партий. (В таблицах представлена информация о партиях, официально зарегистрированных, и приводятся сведения о партиях, действующих на начало 2005 года, но еще не прошедших регистрацию.)

Партия «Демократический выбор Казахстана», возглавляемая оппозиционером Га-лимжаном Жакияновым, подала документы на регистрацию (с 80 000 подписей), которую и получила в мае 2004 года. Затем, 11 декабря того же года, ее съезд призвал общество к акциям гражданского неповиновения против «антинародной действующей власти», за что прокуратура обвинила партию в нарушении законов о национальной безопасности. Вслед за этим суд принял решение о ликвидации данной организации. Оппозиция заявляет, что власти здесь руководствуются политическими мотивами. Тем не менее 18 января 2005 года суд подтвердил свое прежнее решение. Отметим, что в стране есть еще три партии, но они до сих пор не зарегистрированы: Демократическая партия Казахстана, «Абырой» («Честь и совесть») и вторая компартия — Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК).

Таблица 1

Политические партии Казахстана

р№ Название Численность1 Руководитель ^

1 Республиканская партия «Отан» («Отчизна») 135 000 Амангельды Эрмегьяев2

2 Республиканская партия «Асар» («Всем миром») 177 000 Дарига Назарбаева

3 Гражданская партия 160 000 Азат Перуашев

4 Демократическая партия «Ак жол» («Светлый путь») 147 000 Система сопредседателей3

5 Партия патриотов Казахстана 132 000 Гани Касымов

6 Социал-демократическая партия «Ауыл» 125 000 Гани Калиев

7 Аграрная партия 102 000 Ромин Мадинов

8 «Руханият» («Духовность») 75 000 Алтыншаш Джаганова

9 Коммунистическая партия Казахстана 70 000 Серикболсын Абдильдин

К" И с т о ч н и к и: Казахстанское представительство ^1 — Международного республикан- ^ 1 ского института; ресурсы Интернет. J

Таблица 2

Политические партии Таджикистана

^№1 Название Численность Руководитель и

1 Народно-демократическая партия 95 000 Эмомали Рахмонов

2 Коммунистическая партия нет данных Шоди Шабдолов

3 Демократическая партия нет данных Махмадрузи Искандаров

4 Социал-демократическая партия нет данных Рахматилло Зоиров

5 Партия исламского возрождения Таджикистана 20 000 Саид Абдулло Нури

6 Социалистическая партия нет данных Мирхусейн Назриев

И с т о ч н и к и: Центр социологических исследований «Зеркало»; ресурсы Интернет.

1 Согласно действующему в стране закону «О политических партиях», принятому в июле 2002 года, для регистрации партии необходимо, чтобы в ее рядах насчитывалось не менее 50 000 человек.

2 Несмотря на то, что в официальных документах на ее регистрацию указан А. Эрмегъяев, лидером партии считается президент Казахстана Н. Назарбаев.

3 Болат Абилов, Алихан Байменов, Ораз Жандосов, Алтынбек Сарсенбаев, Людмила Жуланова.

В Таджикистане третий год безуспешно подает документы на регистрацию партия «Тарракиет». Возможно изменение числа этих политических организаций в связи с намечающимся расколом в Социалистической партии.

На сегодняшний день все шесть партий зарегистрированы и предоставили списки в Центральную комиссию страны по выборам и референдумам.

Таблица 3

Политические партии Узбекистана

№ Название Численность4 Руководитель

1 Социал-демократическая партия «Адолат» («Справедливость») 40 000 Тургунпулат Даминов

2 Демократическая партия «Миллий тикланиш» («Национальное возрождение») 30 000 Ибрахим Гафуров

3 Национально-демократическая партия «Фидокорлар» («Самоотверженные») 30 000 Ахтам Турсунов

4 Народно-демократическая партия 575 000 Аслиддин Рустамов

5 Либерально-демократическая партия 40 000 Кабильжан Юсупов

1 И с т о ч н и к и: Проект Фонда им. Конрада Аденауэра в Узбекистане «Политические ^ ^ партии и демократия»; ресурсы Интернет. ^

В Узбекистане не зарегистрированы, но действуют еще несколько политических организаций: Демократическая партия «Эрк» (формальный лидер Мухамад Салих, однако отмечается тенденция к ее расколу на три части, возглавляемые Атаназаром Арифовым, Муратом Саматом и Ойгуль Маматовой); бывшее народное движение «Бирлик», ныне представляющееся политической партией (лидер — Васила Иноятова); Партия аграриев и предпринимателей Узбекистана (Марат Захидов); Партия свободных крестьян Узбекистана (Озод дехконлар партиясы), руководитель — Нигора Хидоятова. Они объявили (9 мая 2004 г., Ташкент) о создании единого блока оппозиционных сил. Однако позже «Озод дехконлар», «Эрк» и «Бирлик» приняли решение о бойкоте парламентских выборов (состоялись 26 декабря 2004 г.), так как их кандидатов не зарегистрировали.

Кстати, в этих выборах участвовали 489 кандидатов в депутаты, выдвинутых от политических партий и инициативных групп избирателей. Всего в 62 избирательных округах в двух турах голосования (второй состоялся 9 января 2005 г.) избрано 120 депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса республики. Места в нижней палате парламента поделены между пятью партиями и независимыми кандидатами инициативных групп граждан. При этом лидирует Либерально-демократическая партия — 21 депутат (34,2%), у Народно-демократической партии — 18 (23,3%). Имевшая большую популярность на выборах 1999 года Национально-демократическая партия «Фидокорлар» получила 18 мест, Демократическая партия «Миллий тикланиш» — 11, Социал-демократическая партия «Адолат» — 10. Независимым кандидатам, прошедшим в парламент, досталось 14% мест.

4 Данные весьма приблизительные, так как в этих партиях не предусмотрена процедура фиксированного членства.

Таблица 4

Политические партии Кыргызстана5

г№ Название Численность6 Руководитель

1 Прогрессивно-демократическая партия «Эркин Кыргызстан» (ЭрК)7 12 000 Бектур Асанов

2 Партия национального возрождения («Асаба») нет данных Азимбек Бекназаров

3 Партия коммунистов Кыргызстана 20 000 Абсамат Масалиев

4 Республиканская народная партия 2 500 Джумабек Тентиев

5 Аграрная партия 1 000 Эсенгул Алиев

6 Партия единства Кыргызстана 30 000 Амангельди Муралиев

7 Демократическая партия женщин Кыргызстана 5 000 Токон Шайлиева

8 Политическая партия ветеранов войны в Афганистане и участников других локальных конфликтов нет данных Акбокон Таштанбеков

9 «Новый Кыргызстан» 13 000 Нур уулу Досбол

10 Социал-демократическая партия 5 000 Алмазбек Атамбаев

11 Партия народа (обездоленных) нет данных Мелис Эшимканов

12 Партия защиты интересов работников промышленности, сельского хозяйства и малообеспеченных семей КР нет данных Акбаралы Айтиев

13 Аграрно-трудовая партия нет данных

14 Партия экономического возрождения нет данных Валерий Хон

15 Партия горожан Бишкека нет данных Болот Отунбаев

16 Партия народного единства и согласия нет данных Азамжан Акбаров

17 Республиканская партия 2 000 Гияз Токомбаев

18 Социалистическая партия «Ата-Мекен» («Отечество») 2 000 Омурбек Текебаев

19 Партия «Демократическое движение Кыргызстана» (ДДК) 1 500 Эдилбек Сарыбаев - У

5 В ходе реализации проекта Фонда им. Конрада Аденауэра в Кыргызстане «Политические партии и демократия» в 2002—2004 годах из 40 зарегистрированных партий удается найти и пригласить на соответствующие мероприятия лишь около 20. Именно по «потерянным» партиям сложнее всего получить информацию об их численности и т.д.

6 Согласно действующему закону «О политических партиях КР», для регистрации партии достаточно 10 человек. Жесткое фиксирование членства не предусмотрено. Данные о численности партий приведены по результатам интервью с их лидерами, проведенных в 2003 году в рамках работы Фонда политических исследований «Проект будущего».

7 Выделены 15 партий, которые в 2000 году участвовали в парламентских выборах.

Продолжение таблицы 4

№ Название Численность Руководитель

20 Партия действия «Моя страна» 4 500 Джоомарт Оторбаев

21 Партия «Ар-Намыс» («Достоинство») 12 000 Феликс Кулов

22 Коммунистическая партия Кыргызстана 8 000 Клара Ажибекова

23 Общественно-политическая крестьянская (фермерская) партия нет данных Эсенгул Исаков

24 Республиканская партия «Адилет» 66 058 Марат Султанов

25 Партия «Кайран эл» («Несчастный народ») 5 000 Дооронбек Садырбаев

26 Партия пенсионеров нет данных Турсунбек Даулеткельдиев

27 Партия «Эркиндик» («Свобода») нет данных Адылбек Касымалиев

28 «Кыргызстан жаштар партиясы» («Партия молодежи Кыргызстана») нет данных Айдарали Бакиев

29 Экологическая партия «зеленых» «Арча» нет данных Сазыкбай Турдалиев

30 Партия «Элмурас» нет данных Токтокан Боромбаева

31 Партия «Глас народа» 200 Болотбек Марипов

32 Партия предпринимателей нет данных Акматалиев

33 «Согласие» нет данных Шаткуль Кадабаева

34 «Будущее Кыргызстана» нет данных Балбак Тулебаев

35 Партия регионов Кыргызстана «Элет» 4 000 Ташполот Балтабаев

36 Партия застройщиков нет данных Абыш Нургазиев

37 Партия справедливости и прогресса нет данных Муратбек Иманалиев

38 Партия народов Кыргызстана «Элнуру» нет данных

39 Партия «Алга, Кыргызстан!» (создана в результате слияния четырех партий) нет данных Болотбек Бегалиев

40 Партия демократического развития нет данных Мамбетжунус Абылов

И с т о ч н и к и: Министерство юстиции Кыргызской Республики; Материалы исследования «Современное состояние политических партий в Кыргызстане»; 1 Фонд политических исследований «Проект будущего».

На состоявшихся в 2000 году выборах в Законодательное собрание Кыргызстана для партий было предусмотрено 15 мест. В борьбе за депутатские мандаты (по пропорциональной системе) участвовали 15 партий, 5 из них объединились в 2 избирательных блока, при этом 5 партий и 1 избирательный блок набрали более 5% голосов и прошли в Законодательное собрание. Благодаря существованию партийных списков парламент страны пополнился рядом сильных и ярких депутатов. Кроме того, из 6 женщин, ставших членами Законодательного собрания, 3 прошли по партийным спискам. Однако после референдума (2003 г.) этих партийных мест в парламенте уже не будет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прошедшие 10 октября 2004 года выборы депутатов местных кенешей (первичный уровень) выявили новые критерии для анализа. Это обусловлено тем, что политические партии получили возможность участвовать в формировании участковых избирательных комиссий и выдвигать своих кандидатов. Наиболее активными в выдвижении своих представителей в избирательные комиссии оказались следующие партии: «Алга, Кыргызстан!» (47%), «Адилет» (28%), «Моя страна» (11%), «Новая сила» (бывшая «Демократическая партия женщин Кыргызстана» — 10%), «Элет» и Коммунистическая партия — по 5 %8. А в целом из 6 737 человек, избранных депутатами местных кенешей, 3 003 (44,57%) выдвинуты политическими партиями. Наибольшую активность здесь проявили «Адилет» — 1 386 депутата (46,15%) «Алга, Кыргызстан!» — 1 231 (40,9%), «Новая сила» — 202 (6,7%), «Элет» — 111 (3,6%), «Моя страна» — 51 (1,6%). Что же касается Коммунистической партии, «Ар-На-мыс», «Ата-Мекен», Партии справедливости и прогресса, партии «Будущее Кыргызстана», партии «Согласие», то каждая получила менее 1% депутатских мест9.

При выдвижении кандидатов в новый однопалатный парламент Кыргызстана (выборы состоялись 27 февраля 2005 г.) подтвердились прогнозы экспертов — большинство кандидатов зарегистрировались как самовыдвиженцы. По данным на 7 февраля, из 425 зарегистрированных кандидатов только 43 выдвинуты от политических партий. При этом наибольшее число кандидатов — представители партий власти: «Алга, Кыргызстан!» — 15; «Адилет» — 11; 3 кандидата выдвинуты от Коммунистической партии Кыргызстана (КПК); по 2 — от Партии коммунистов Кыргызстана (ПКК), «Согласие», Социал-демократической партии; по 1 кандидату представили «Моя страна», «Новый Кыргызстан», «Ар-Намыс», «Партия экономического возрождения», «Новая сила»10. Следует отметить, что этот перечень значительно отличается от предварительных списков кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша, выдвинутых политическими партиями и опубликованных в правительственной газете11.

Таким образом, анализ ситуации с развитием системы многопартийности в регионе усложнен тем, что создается иллюзия наличия системы многопартийности. Если под реальной многопартийностью понимать возможность этих структур иметь легитимные пути для участия в конкурентной борьбе политических идей, то можно сказать что такая система еще не сложилась. Об этом говорят и лидеры политических партий12.

В Центральной Азии часто гипертрофируется мнение о том, что партии существуют только для борьбы за власть. Но если рассматривать эти процессы глубже, необходимо учитывать, что партии прежде всего — важнейший инструмент политической конкуренции идей и существуют для поиска наиболее эффективных путей развития страны (а не для реализации задач, которые предлагает действующая власть), то есть для улучшения качества управления. В конечном счете от качества работы политических партий зависит реальное улучшение жизни не политиков, а простых людей.

В странах региона наиболее сильны проправительственные партии, точнее — пропрезидентские. Так, по оценке Ш1, в Казахстане к таковым можно отнести «Отан», «Асар», Гражданскую партию, «Ауыл», Аграрную партию и «Руханият» (6 из 9 зарегистрирован-

8 См.: «Демократ» , 19 октября 2004.

9 По материалам отдела организационно-правового обеспечения Центральной избирательной комиссии КР.

10 По данным информационного агентства АКИ-пресс [http://vybory.akipress.org].

11 См.: «Слово Кыргызстана» , 6 января 2005 [http://www.shailoo.kg].

12 См., например, «Вароруд», 22 октября 2003, № 42 (78).

ных). При этом речь идет только о явной, лежащей на поверхности оценке. В Таджикистане самую крупную партию (Народно-демократическую) возглавляет президент страны Э. Рах-монов. Сегодня в Мажлиси намояндагон (одна из палат парламента) насчитывается 63 депутата, 42 из них — члены фракции НДПТ, 8 — фракции Коммунистической партии, 2 — представители Партии исламского возрождения Таджикистана. В Кыргызстане перед выборами всегда активизируется формирование блоков проправительственных партий (ныне это «Алга, Кыргызстан!» и «Адилет»), в результате чего в парламент попадает большинство лояльных власти депутатов.

Очевидно, что в нынешних законодательных и политических рамках невозможна реальная конкуренция соответствующих идей, в результате чего от партий стран региона трудно ожидать участия в аккумулировании политических интересов общества, создания (на основе цивилизованной конкурентной борьбы) дееспособного большинства в парламентах, а также влияния на процесс принятия решений в других ветвях власти.

Отметим еще один аргумент в пользу того, что ныне политические партии в странах ЦА играют скорее «декоративную» роль: в реальности еще не созданы законодательные и институциональные условия для их реального вхождения во власть и влияния на процесс принятия решений. Речь даже не идет об исполнительных органах, где продвижение по службе не связано с партийной принадлежностью чиновника. Да и продвижение в представительные органы власти не облегчается для политиков, баллотирующихся от политических партий. Так, в Казахстане только 10 депутатов в Мажилис (из 77) избирают по партийным спискам, а в Сенате места для партий вообще не предусмотрены. В Таджикистане, согласно законодательству страны, 41 депутата Мажлиси намояндагон избирают по одномандатным округам, по партийным — только 22.

Отмеченный выше принцип выдвижения кандидатов в депутаты в новый однопалатный парламент Кыргызстана также свидетельствует, что принадлежность к партии (особенно оппозиционной) не облегчает политическое продвижение кандидата, наоборот, она (принадлежность) становится препятствием. При этом дело не только в использовании пресловутого «административного ресурса» против кандидатов от оппозиционных структур, но в и отсутствии финансовых средств на проведение дорогостоящих съездов и конференций партий, что необходимо для выдвижения кандидатов. В этих условиях руководители партий вынуждены отказываться от проведения съездов и идти по пути самовыдвижения претендентов.

Наличие и развитие системы многопартийности теоретически рассматривается и как инструмент преодоления местнических, регионалистских принципов формирования политической элиты. К сожалению, и с этой точки зрения партии стран ЦА еще не стали действенным механизмом аккумуляции политических интересов разных социальных групп и переноса акцента (в политическом рекрутировании) с места происхождения, то есть по принципу землячества, на профессиональные качества и политические идеи. Интересно с этой точки зрения мнение председателя Социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зоирова13. Он отмечает, что наметилась тенденция преимущественной активности разных партий в разных областях страны — в Кулябской группе районов заметно преимущественное влияние НДПТ и КПТ, у Социал-демократической партии наибольшее число сторонников в Согдийской области и Горном Бадахшане. Аналогичные тенденции проявляются и в Кыргызстане. Например, большинство сторонников партии «Ата-Мекен» — представители Жалалабадской области.

Подобные местнические мотивы не позволяют политическим партиям развиваться должным образом. Разумеется, для преодоления этих проблем необходимо время и некоторые объективные условия. Пока же формирование сильных партий с либерально-демократической идеологией затруднено в странах, где нет традиций существования частной собственности и среднего класса. В результате в партиях налицо кадровый голод, схожесть уставов, программ, лозунгов, финансовых проблем и как следствие — низкая политическая актив-

13 См.: «Вароруд», 22 октября 2003, № 42 (78).

ность. Эти трудности отчасти можно объяснить не только малым периодом демократического развития, но и скудным набором ценностей, положенным в основу программ этих организаций. Не развита система их взаимодействия с первичными структурами на местах, практически не налажена работа по формированию культуры внутрипартийной демократии.

Очевидно, что в сложившихся условиях следует создать систему поддержки политических партий. Такая система может появиться лишь при наличии согласованной стратегии государств, международных организаций и гражданского общества каждой страны региона. Кроме того, необходимо наладить систему мониторинга развития законодательства и реальной практики в этой сфере, проводить специальные исследования ситуации как в каждом государстве ЦА, так и в сравнительном плане. Особое внимание целесообразно уделить экспертизе законодательства и лоббирования изменений, способствующих большей включенности партий в реальную политическую жизнь, а также созданию системы государственного финансирования политических партий. В новом законопроекте «О политических партиях», обсуждаемом сегодня в Кыргызстане, делается попытка создать основу для такой системы. Тем самым именно партиям государство отводит ведущую роль в функционировании политической системы.

Партийные системы чутко реагируют на малейшие факторы, способствующие расширению возможностей их деятельности. Например, в Кодекс о выборах Кыргызстана введена норма, предусматривающая пропорциональное участие представителей политический партий, выдвиженцев от собраний избирателей и общественных организаций в работе избирательных комиссий разного уровня. В результате этого число членов таких комиссий — представителей политических партий на выборах депутатов в органы местного самоуправления, состоявшихся 10 октября 2004 года, — резко увеличилось по сравнению с выборами глав местного самоуправления, проходившими в декабре 2001 года (см. табл. 5)14.

Таблица 5

Ш«к Областные комиссии (Бишкекская и Ошская) Окружные комиссии Участковые избирательные комиссии

всего Я от политических партий всего от политических партий всего от политических партий

^Выборы депутатов аильных, поселковых и городских кенешей (10 октября 2004 г.)^

83 (100%) 23 (27,7%) 493 (100%) 135 (27,58%) 17 553 (100%) 2 450 (13,96%)

^ Выборы глав местного самоуправления аилов, поселков и ^ ^ городов районного значения (16 декабря 2001 г.) у

^ О 1 > 4 (5,97%) 460 (100%) 16 (3,47%) 15 192 (100%) 127 (0,83%)

Если говорить об Узбекистане, то статья 22 закона о выборах (принят в августе 2003 г.) предусматривает, что при выдвижении кандидатов от политических партий на выборах всех уровней не менее 30% от их числа должны составлять женщины. Очевидно, свою роль здесь сыграли остатки советской системы политический разнарядки, тем не менее определенный результат очевиден: в нынешнем парламенте страны женщины уже составляют 18% в Законодательной палате и 15% — в Сенате. (В парламенте предыдущего созыва их было лишь 8%.)

14 Данные электоральной статистики ЦИК Кыргызстана.

Учитывая актуальные проблемы развития политических партий в регионе, необходимо создавать информационно-образовательные программы, инициировать проекты, содействующие повышению роли партий в демократизации общества и государства на основе организации обучения и консультаций для партийных лидеров, членов партий и депутатов парламента. Актуальными представляются и дискуссии по ряду тем. В их числе отметим следующие: законодательные основы демократической партийной системы, анализ практики зарубежных стран, партийные программы, местные организации, финансирование партий, участие партий в выборах, политические партии и права человека, разработка специальных стратегий работы с молодежью, женщинами, другими социальными группами и т.д. Показательно, что сегодня ни в одной партии стран региона нет молодежных или женских фракций, как нет и четких программ по работе с разными социальными группами. Кроме того, необходимо организовывать семинары для региональных представителей политических партий, создавать открытое дискуссионное пространство по проблемам развития политических партий, содействовать расширению публичного обсуждения их роли в развитии демократии. Это — необходимое условие совершенствования системы многопартийности в странах региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.